Мои выступления
Статьи выступлений, слайды, видеовыступления, планы методического кабинета по месяцам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕЙДЫЛДАЕВА Д.О.
13.10.2020.
Г.КРАСНОГОРСК
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
ФГОС ДО
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время культуры общения, традиций, моральных основ, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
ЦЕЛИ
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
ЗАДАЧИ
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать.
- Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
- Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
- Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
ПРИЁМЫ
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
- Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
- Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
- Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
- Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
Средства духовно-нравственного воспитания — это и трудовые поручения в течение дня («Помоги, пожалуйста, накрыть на стол»), и разучивание песенок и стихотворений (о Родине, друзьях, семье), и изготовление поделок в подарок родителям. Однако существуют специально организуемые педагогом формы нравственного воспитания.
Игры по нравственному воспитанию
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для малыша мир — это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста (1,5–4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект.
Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
ТАБЛИЦА: КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Тема | Воспитательное содержание |
«Семья» («Дочки-матери», «Семейное чаепитие», «Праздник в кругу семьи») |
|
«Поликлиника» («Больница») | Игра воспитывает чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь. |
«Принимаем гостей» | В игре формируется культура поведения в гостях. |
«Бюро добрых дел» | Дети играют в вымышленное бюро. Секретари принимают жалобы, специалисты решают проблемы. В игре развивается чувство эмпатии (сопереживания), желание совершать добрые поступки. |
«Крокодил Гена и Чебурашка строят школу» | Игра по мотивам мультфильма: герои помогают построить здание школы вместе с учениками, Шапокляк им мешает. В игре развиваются инициативность, изобретательность, отзывчивость, умение прощать. |
«Лиса и Петух» | В инсценировке сказки дети закрепляют важность взаимопомощи и справедливости. |
«Колобок» | Игра-драматизация позволяет ярче ощутить характеры персонажей: Колобок — беспечный, животные — коварные, лиса — хитрая. |
«Школа» | Эта игра проводится с воспитанниками подготовительной группы, знакомит их с правилами поведения в школе. |
«Пограничники» («Партизаны») | В игре закладываются патриотические чувства. Дети получают представление о вкладе каждого человека в общее дело независимо от пола (мужчины на войне — солдаты, инженеры, строители; женщины заведуют походной кухней, медсанчастью). |
ТАБЛИЦА: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Игра | Краткое содержание |
«Назови эмоцию» | Предлагается определить эмоциональное состояние героя на картинке и что послужило причиной ему:
|
«Я начну, а ты продолжи» | Ребёнок изучает сюжетные картинки, к каждой из них воспитатель произносит начало фразы, которую надо завершить:
|
«Чудо-дерево» | Коллективная игра, цель — украсить ствол дерева листьями. Каждый воспитанник по очереди подходит к корзине с листьями, рассказывает, как можно порадовать членов семьи, берёт лист и крепит к стволу дерева. |
«Научим послушанию» | Детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых дети ослушались наказа старших:
Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать беды. |
«Нужно — Нельзя» | Дети делятся на 2 команды, воспитатель раздаёт карточки с изображением общественных мест. Первая команда говорит, что нужно делать в этих местах, вторая — что делать нельзя:
|
«Попробуй объясни» | Игра строится по аналогии с «Я начну, а ты продолжи». Воспитатель начинает фразу по содержанию картинки («Мальчик взял у старушки корзину, потому что…»), ребёнок заканчивает. |
«Назови иначе» | Воспитатель показывает фотографию/картинку человека, говорит его имя и отчество и предлагает произнести имя так, как к нему обратились бы в другой ситуации: «Это Николай Петрович. Как называет его сын? Как к нему обращается жена? Как его ласково называет мама?». |
«Волшебный стул» | Игру рекомендуется проводить ежедневно. Воспитатель вызывает одного из детей, просит сесть на волшебный стул, каждый из ребят должен сказать что-то хорошее о «герое дня» (назвать его отличительное качество, вспомнить хороший поступок). |
«Круг добрых желаний» | Дети становятся в круг и передают друг другу мячик или игрушку со словами «Я хочу, чтобы…». |
«Да или нет» | Воспитатель показывает картинку и озвучивает изображённый поступок («Мальчик не делится книгой», «Катя помогает мыть посуду»). Если поступок положительный — дети хлопают, отрицательный — топают. |
«Православные праздники» | Воспитатель показывает картинки с символами праздников, дети должны вспомнить и назвать праздники:
|
ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Предметно-пространственная среда группа включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.
Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:
- по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;
- по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;
- по православной культуре: знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.
Средства оформления духовно-нравственного уголка:
- плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;
- книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;
- предметы народных промыслов и быта;
- дидактические игры и наборы для предметных игр;
- стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;
- атрибуты православной культуры.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Внережимная деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии в музей, посещение храма, поход на выставку или производство.
Основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития:
- Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».
- Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ): «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая».
- Досуги по национальным/народным традициям: «Казачьи посиделки», «Русские народные забавы», «Татарские игры и игрушки», «Празднуем Ысыах (праздник республики Саха)», «Поволжские обычаи».
- Экскурсии в музеи.
- Просмотр спектаклей (в детском саду или в театре). Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей.
- Посещение церкви, монастыря, беседы с батюшкой. По подписанному родителями соглашению дети посещают храм в праздничные дни, участвуют в освещении вербочек, мёда и яблок, куличей и яичек.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГАДКА Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
Под корягой в буреломе Спит медведь, как будто в доме, Положил он лапу в рот, И, как маленький, сосёт
ЗАГАДКА Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно...
ЗАГАДКА Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь. Живу в норе под елкой, не страшны мне волки, Там сплю, отдыхаю, а потом охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую, Могу зайца поймать, но его трудно догнать.
Лисы запасы не готовят, а всю зиму охотятся на зайцев, птиц и мышей.
ЗАГАДКА Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
В зимний хмурый день холодный Ходит — бродит зверь голодный. По лесам, полям он рыщет, И еду себе он ищет
ЗАГАДКА Был он рус, но выпал снег, Побелел пушистый мех, И невидим он зимой волку с рыжею лисой!
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей, детей дошкольного возраста.
Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.
Сегодня производители ориентированы на создание простых, интуитивно понятных интерфейсов, освоение которых, как правило, не требует специального обучения и занимает всего несколько часов. По сравнению с компьютерами предыдущих поколений современные планшеты и смартфоны легко осваиваются детьми в отсутствие взрослых. Согласно исследованиям, подавляющее большинство российских
подростков (67 %) самостоятельно научились пользоваться интернетом и другими ИКТ.
Однако следует заметить, что меняются не только технологии, но и люди. Сегодня родителями становятся представители «цифрового поколения», активно использующего ИКТ в повседневной жизни. «Цифровые родители» сами «подключают» своих детей к интернету, заводят им профили в социальных сетях. Как показывают результаты исследований, в среднем около 80 % молодых родителей выкладывают в социальные сети фотографии своих детей в возрасте до двух лет, а 25 % супружеских снимков УЗИ плода.
Вместе с этим исследования показывают, что уровень социальной компетентности
большинства родителей оставляет желать лучшего и не превышает аналогичные показатели их детей.
Конечно, польза компьютера для детей неоспорима. С помощью этой современной
«игрушки» у дошкольника:
1. Растет интерес к технике.
2. Развивается ощущение уверенности в обращении с любой техникой.
3. Развивается логическое мышление.
4. Увеличивается скорость реакции, принятие решения.
5. Улучшается память.
6. Совершенствуется концентрация внимания.
7. Формируется визуальное восприятие объектов.
8. Развивается умение общаться с друзьями, живущими далеко.
9. Появляется возможность получить любую нужную ему информацию.
10. Формируется усидчивость.
11.Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.
12.Развивается моторика пальцев рук.
13.Расширяется кругозор детей, происходит знакомство его с историей, миром вокруг нас.
Но и не стоит забывать, что ИКТ могут быть не только средством для обучения, познания, отдыха или общения с друзьями, но, как и реальный мир, сеть тоже может быть опасна!!! Доказано, что компьютерные игры часто влияют на психическое развитие и личность ребенка, вызывают отклонения в его поведении, эмоциональные срывы и жестокость.
Детское самосознание дошкольника еще не сформировано, поэтому дети как самые
впечатлительные и неискушённые пользователи и зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны средств массовой информации. Телевизионные передачи переполнены демонстрацией грубой физической силы, нецензурной бранью, описанием преступлений, популяризацией преступного мира, в результате:
- дети–дошкольники обучаются агрессивному поведению и проявляют это в реальной жизни;
- при столкновении с насилием в реальности дети затрудняются быстро и правильно среагировать, найти выход из сложной ситуации;
- затруднено формирование гуманного, позитивного, внимательного отношения к сверстникам и взрослым;
- повышается уровень страха и тревожности, незащищенности у дошкольников;
- воспоминания о насилии, пережитых состояниях могут преследовать детей долгое время, оказывая негативное влияние на эмоциональную сферу.
Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом.
От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное
действие.
Поэтому информационная безопасность детей, сохранение их жизни и здоровья является главным сегодня в работе педагогов детских садов, в процессе воспитания ребенка в семье.
С 1 сентября 2012 года в России вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ, цель принятия которого - установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.
Родителям следует запомнить, что информационная безопасность детей - состояние
защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Всё дело в чувстве меры. Чтобы компьютер здоровью не навредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Время занятий с компьютером, планшетом должно быть определено Вами сразу.
По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день.
Родители должны регулировать «отношения» ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. Целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.
Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и другие источники.
Телевидение, гаджеты не заменят мамины сказки, «разговоры по душе» с бабушкой, эмоциональные и деловые беседы с папой. Постарайтесь узнавать проблемы ребенка, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет.
Постарайтесь организовать досуг ребенка. Постоянное проведение свободного времени у телевизора не оставляет времени на самоорганизацию, когда он сам или в компании сверстников мог бы придумывать себе игры, занятия, увлечения.
Ребенок, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации.
Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.
Помните, что избыточность информации – это тоже информационное насилие.
Советы для заботливых родителей по формированию компьютерной культуры дошкольников:
- Чтобы компьютер приносил детям пользу, нужно правильно обустроить рабочее место ребенка. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
- Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
- В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
- Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и
проветривание.
- Неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.
- Рекомендованное расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60
см.
- В процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать гимнастику для глаз.
- Занятия за компьютером нужно сменять физическими упражнениями и играми.
Компьютер – умная и нужная «игрушка» и никогда не навредит, если правильно ее
использовать и соблюдать все меры предосторожности:
- Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
- Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
- Следить, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
- Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
- Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
- Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких
детей).
- Ограничить время нахождения за компьютером.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей становится все более актуальной. Оградить современного ребенка от Глобальной сети, разнообразной информации практически невозможно. Поэтому первостепенные задачи взрослых – педагогов и родителей - состоят в том, чтобы воспитать культуру безопасного поведения детей в сети Интернет и обеспечить надлежащий контроль за деятельностью детей в социальных сетях. Взрослым необходимо анализировать и выбирать те ресурсы, которые могут помочь в воспитании и развитии детей.
Воспитатель: Сейдылдаева Д.О.
11.10.2021.
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
• Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.
• Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.
• Связная речь, способность формулировать мысли рождаются в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.
• Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.
• Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.
• В старшем дошкольном возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.
• Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.
• Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.
• Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта.
• Слушайте и слышьте друг друга.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Играйте с ребенком в разные игры.
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К моменту поступления в школу ребенок должен:
- правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух;
- иметь достаточный словарный запас;
-уметь пользоваться разными способами словообразования;
-грамматически правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже;
-правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи;
-находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении.
Выступление на педсовете 30.11.2021.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планирование это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов
Принципы планирования Соблюдение оптимальной образовательной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа ). Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду). Учёт медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
4. Учёт местных и региональных особенностей климата. 5. Учёт времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. 6. Учёт индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 8. Учёт изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
9. Учёт уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). 10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности). 11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.).
12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке ( психогимнастика , релаксация ежедневно, а также цветотерапия , музыка). 13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий. 14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована
15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребёнка. 16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ. 17. Обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.
18. В ДОУ должно быть разработано положение о календарном и перспективном планировании образовательного процесса. Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Хотя возможно, что она будет различной, например, для малышей или старшей группы, молодых специалистов (подробный текстовый план) и для опытных педагогов (графическая форма) и т.д. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения.
Требования к планированию развивающего образования комплексно-тематическое построения образовательного процесса единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач принципов Соблюдение интеграции образовательных областей Соответствие возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики
Совместная деятельность общая мотивация; общая цель; единое пространство взаимодействия участников; разделение единого процесса на связанные действия; взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости); последовательность действий в соответствии с целью; необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность); наличие единого результата.
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова): Включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе)
Виды планирования Ответственный Планирование работы всего детского сада (ООП, годовое планирование) Заведующая и методист. Его обсуждают и принимают в августе на педсовете. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) Авторы парциальных программ или методисты (старшие воспитатели) ДОУ совместно с заведующей Индивидуальное планирование специалистами Старший воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, психолог и т. д. Планирование работы в конкретной возрастной группе Воспитатели групп под руководством методиста (старшего воспитателя)
Формы планирования текстовая, сетевая графическая компилятивная
Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.
Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год. Для перспективного и комплексно- тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы .
Месяц Неделя Тема Итоговое мероприятие Здравствуй, детский сад Сентябрь 1 Здравствуй, детский сад Развлечение «Любимый детский сад» Выставка рисунков про раннюю осень» Путешествие в страну игрушек» Фотовыставка «Наша дружная семья 2 Встречаем, раннюю осень 3 В мире игрушек 4 Наша дружная семья Таблица
Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.
понедельник вторник среда четверг пятница 1 занятие Познание (ознакомление с окружающим) Коммуникация (развитие речи) Познание (ФЭМП) Коммуникация (грамматический строй речи) Познание (конструирование) ОО П К ЧХЛ С К П ЧХЛ П К С ХТ К П З П Т С К 2 занятие Художественное творчество (лепка) Физкультура Музыка Художественное творчество (аппликация) Художественное творчество (рисование) ОО ХТ Т Б К ФК С З Б М ФК З Б ХТ ЧХЛ Т ХТ ЧХЛ М 3 занятие Музыка Художественное творчество (рисование) Чтение художественной литературы Физкультура Физкультура (на воздухе) ОО М ФК З С ХТ С К Т ЧХЛ К П ФК З Б С М ФК З Б доп. обр. - Художественный труд Театрализованная деятельность Схема
Календарное планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы . Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с деть
пн оо вт оо ср оо чт оо пт оо Утро Ситуативная беседа Утренняя гимнастика (Комплекс №) Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность детей НОД Тема Образовательные области Форма организации Прогулка №1 Наблюдение в природе Подвижная игра Индивидуальная работа по развитию движений Трудовые поручения Самостоятельная деятельность детей II половина дня Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры Познавательная беседа Игра - дидактические, настольно-печатные, развивающие игры Самостоятельная деятельность детей Чтение художественной литературы Дополнительные бесплатные услуги Прогулка№2 Подвижная игра Спортивные игры Индивидуальная работа по развитию движений Самостоятельная деятельность детей Вечер Работа с родителями Циклограмма
Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.
Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом. Руководителю и воспитателям ДОУ необходимо использовать в своей деятельности разные формы планов.
СПАСИБО!