Выступления на РМО учителей русского языка и литературы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменения в программе по литературе в связи с внедрением о бновлённых ФГОС и ФООП

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития социальной личности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Уренгой Учитель русского языка и литературы Препута Елена Прокопьевна

Слайд 2

Направления деятельности: Раскрытие интересов и склонностей обучающихся к исследовательской деятельности Приобщение учащихся к методам научного познания посредством выполнения учебно-исследовательских проектов в рамках учебной и внеучебной работы

Слайд 3

создание условий, способствующих развитию исследовательс- кой деятельности обучающихся для формирования их активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности Мое творческое кредо: «Знание только тогда становится знанием когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой Целью педагогической деятельности является создание единого образовательного пространства,в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся Мой девиз: Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто Ведущая педагогическая идея опыта:

Слайд 4

Содействовать развитию социально-активной личности, воспитанию в ходе научных исследований коллективизма и навыков общения в группе, готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности Овладеть методологией научного исследования, формировать навыки самостоятельной деятельности и самообразования, пособствовать углублению и расширению знаний базового образования Развивать навыки научно-исследовательской работы, кол- лективной деятельности, умения самостоятельно и твор- чески мыслить, использовать полученные знания на практике Задачи:

Слайд 5

Механизм интеграции исследовательской деятельности в образовательный процесс Цель: через исследовательскую деятель- ность развивать самостоятельность и умение работать в группе Условия: организационно-управленческие, учебно-методические, кадровые, материаль- но-технические, информационные Социальный заказ: развитие способностей к исследованию Результат: выпускник с развитыми способностями к исследованию, мотивиро- ванный на самостоятельную работу и деятельность в группе Участники: учащиеся, учите- ля, библиотекарь, родители Автономность: выбор темы для инди- видуального решения; постановка инди- видуальных целей, реализация деятель- ности по достижению результата, оце- ночная деятельность Совместимость: выбор проблемы пу- тем согласования, согласование целей, планирование совместной деятель- ности на основе распределения функ- ций между обучающимися 1 . Подготовка 2. Планирование 3. Исследование 4. Защита 5. Рефлексия 6. Презентация Этапы работы Внеурочная деятельность Уроки

Слайд 6

Организационно-управленческие условия Нормативно-правовое обеспечение Научно - методические условия КТП по литературе и русскому языку Методика ведения урока-исследования, урока-проекта, мини-исследования, исследования-соревнования занятия ШНО по литературе Учебная деятельность Внеурочная деятельность Программа «Основы исследовательской деятельности» Методика ведения занятий ШНО по филологии и языковедению Диагностика личностного роста обучающихся Анкетирование и тестирование учащихся Условия организации исследовательской деятельности Мониторинг качесвта знаний учащихся по предмету литература Мониторинг результативности участия в конкурсах, олимпиадах, НПК

Слайд 7

Формы и виды интеграции исследовательской деятельности Внеурочная деятельность Урок Урок - исследование Урок - проект Мини-исследование Соревнование-исследование Школьное научное общество олимпиады Научно-практические конференции экскурсии конкурсы

Слайд 8

Методика исследовательской деятельности Стадии Содержание Подготовка Основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели учебно-исследовательского проекта. Учитель мотивирует обучающихся, помогает в постоновке целей. Планирование Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.. Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы Исследование Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач Представление результатов Формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели, исследовательская работа, стендовый доклад Оценка результата и процесса Учащиеся принимают участие в оценке работы, они обсуждают и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность обучающихся.

Слайд 9

Классификация проектов Ряд типологических принципов По количеству участников индивидуальные групповые По содержанию и привязке к учебным дисциплинам монопредметные межпредметные По продолжительности проектной деятельности мини-проекты среднесрочные долгосрочные По доминирующему виду проектной деятельности информационные исследовательские творческие практикоориентированные

Слайд 10

при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» чащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций; участие в коллективной творческой деятельности; организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу; деятельностный уровень освоения реальности; самообразование; целостная картина окружающего мира в динамике Преимущества проектной деятельности :



Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45. E-mail: Urengoy_2@mail.ru,

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 007182108

Описание опыта работы педагога-наставника Препута Елены Прокопьевны  с молодым специалистом Калачиковой Викторией Александровной

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

  • систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
  • систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
  • совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2019-20 учебном году в МБОУ «СОШ №2» пгт Уренгой пришел молодой специалист, учитель русского языка и литературы Калачикова Виктория Александровна, окончившая Алтайский государственный  педагогический университет им.В.М.Шукшина . Опыта преподавания русского языка и литературы у нее не было Педагогический совет школы  решил назначить меня наставником молодого специалиста.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Викторией Александровной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
  • карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с учащимися;
  • проблемы в учебной работе.

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • планирование работы; организация деятельности учителя;
  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предмету;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Яной Юрьевной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: молодому специалисту по выполнению требований ФГОС ОО по составлению рабочих программ, нарушений у Калачиковой В.А. не было выявлено.

Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.

С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых  молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
  2. Актуализация учениками своих знаний
  3. Поиск решения проблемы учениками
  4. Выражение решения
  5. Применение знаний учениками

Кроме того, нами были рассмотрены

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
  • формы работы с обучающимися на уроке;
  • система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В процессе работы  Виктории Александровне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой  учебного года у Виктории Александровны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:

  • изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • работа по освоению учебного предмета;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.

В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Она подготовил команду старшеклассников для участия в окружном конкурсе «ЮнАрктика». Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Виктория Александровна публикует свои разработки в сети Интернет, на школьном сайте, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.

В 2021 году Виктория Александровна стала победителем регионального конкурса «Новый учитель Ямала»

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.





Предварительный просмотр:

5 класс. Литература.

Развитие читательской грамотности

Препута Е.П., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Тема урока: Пословицы и поговорки как источник информации.

Цель: развитие читательской грамотности: обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок; развитие речи учащихся.

Задачи:

- научить различать пословицы и поговорки, интерпретировать их смысл;

- развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;

- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить и извлекать информацию из пословиц и поговорок.

Метапредметные: уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;

уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: уметь оценивать пословицы и поговорки с позиций норм морали и общечеловеческих ценностей; иметь устойчивую мотивацию к обучению.

Оборудование: презентация, дидактический материал (карточки с заданиями для каждой группы).

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке, выполняя ряд заданий, мы с вами сами попытаемся определить тему и цель урока. Из тех слов, которые мы будем «добывать», и составим тему. Потом определим цель.

Класс разбит на группы.

Разминка — мозговой штурм. Ребятам выдаются карточки, на которых написаны буквы, и предлагается из этих букв сложить слово. Дать толкование (лексическое значение слова) самостоятельно или прибегнуть к толковому словарю (лежит на столе), или узнать значение слова в электронной версии толковых словарей (использование интернета на телефонах).

 Если ученики затрудняются, показываем смайлики или дорожные знаки, или что-либо другое (картинки по смыслу слова), например:

Что мы получаем, когда видим эти картинки? Слово, которое вы придумаете по картинке, можно составить из карточек.

Затем составляем и записываем слово на доске.

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

я

Анализируем найденные в процессе разминки определения и записываем в тетради определение слова.

Информация — это сведения о чем-либо.

Информация — это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.

Информация — это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нём процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

Информация — это значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, т.е. имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.

Информация — это всё то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.

Как мы с вами можем добывать информацию? (через слово, через словосочетание, через предложение, через текст — предлагают ученики).

Творческая работа: найдите несоответствие, замените, восстановив смысл.

Один ум хорошо, а два симпатичнее (лучше).

Чем богаты, тем и хвалимся (рады).

Глаза страшатся, руки болтаются (делают).

Как мы с вами можем добывать информацию? (через слово, через словосочетание, через предложение, через текст — предлагают ученики).

Сильным ученикам можно дать такое задание: составьте из предложенных слов предложение.

Язык, голова, болтает, отвечает, а (Язык болтает, а голова отвечает).

Ум, без, крыльев, птица, без, книги (Ум без книги, как птица без крыльев).

Бранятся, тешатся, только, милые (Милые бранятся, только тешатся).

Прочитаем предложения. Что объединяет эти предложения? (это пословицы) Записываем слово на доске.

Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом.

Или

Пословица — жанр устного народного творчества, вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова).

А есть ли у пословицы «сестра»? Дополните предложение.

... — это образное выражение или оборот, который метко характеризует человека, его поступки, явления жизни, но без поучительного содержания (поговорка), записываем слово на доске.

Формулируем тему урока «Пословицы и поговорки как источник информации».

Цель урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок.

Они — неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако не всегда понимают смысл (информацию), которую они несут. Давайте попытаемся разобраться в той информации, которую передают пословицы и поговорки.

Работа с пословицами и поговорками.

Прочитайте пословицы и поговорки, определите тему, сопоставьте два столбца таблицы.

Тема

Выражение

Изобретательность

Чем богаты, тем и рады

Трудолюбие и мастерство

Голь на выдумку хитра

Учение и знание

Век живи, век учись

Семья

Старый друг лучше новых двух

Честь и достоинство

Глаза страшатся, а руки делают

Ценность, незаменимость

Куда ни кинь, всё клин

Тяжелое положение

Нашла коса на камень

Дружба

В дружной семье и в холод тепло

Гостеприимство

Свято место пусто не бывает

Упрямство

Не давши слово — крепись, а давши — держись

Исправь ошибки. Объясни, почему нельзя так говорить? Определи пословицы и поговорки. Какую информацию можно почерпнуть из этого высказывания:

Раньше встанешь — потехе час.

Делу время — воду возят.

У семи нянек — гуляй смело.

Собери фразу:

Если сам себя (не) будешь уважать ...

... о том много (не) говори.

Кто (не) почитает старших ...

... сам (не) достоин почтения.

Кто за малое (не) поблагодарит ...

... а грязного и вода (не) отмоет.

О чём тебя (не) спрашивают ...

... тот и за большое спасибо (не) скажет.

Чистого и огонь (не) обожжёт ...

... то никто тебя уважать (не) будет.

Заключение. Пословицы и поговорки — это источник информации (народной мудрости), они посвящены Родине, труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям и т.д. Они предостерегают, развивают чувство познания и красоты русского языка, развивают нравственные качества личности, благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной жизненной ситуации.

Рефлексия. Выберите из списка любые три начала фраз и закончите их, подводя итоги проделанной в процессе изучения материала занятия работе.

Сегодня я узнал(а) ...

Я почувствовал(а), что ...

Было интересно ...

 Я приобрел(а) ...

Было трудно ...

Я научился (ась) ...

Я выполнял(а) задания ...

 У меня получилось ...

Я понял(а), что ... Я смог(ла) ...

Теперь я могу ... Я попробую ...

Меня удивило ...

Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы.

Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?

Что вам более всего удалось во время урока, какая деятельность была выполнена наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

Что вы сделали в первую очередь, а что потом? Почему?

Что вы считаете нужным запомнить?

Домашнее задание.

На «3» — найти и выписать 3-4 пословицы, поговорки на одну из тем, о которой мы говорили на уроке.

На «4» написать сочинение, объяснив смысл одной пословицы, поговорки (50 слов).

На «5» составить интересное (творческое) задание, используя пословицы, поговорки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механизмы реализации обновлённых ФГОС ОО Препута Е.П . , учитель русского языка и л итературы МБОУ " СОШ № 2 " п.г.т.Уренгой Пуровского района

Слайд 2

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Слайд 3

З адачи ФГОС создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

Слайд 4

Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году Утверждение ФГОС – Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г. Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень, ОО) – 2 полугодие 2021 Разработка новых ПООП с учетом апробации – 1 полугодие 2022 года Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО начиная 2022/2023 учебного года. Переход на ФГОС – до 2027 года

Слайд 5

Научно-методическое сопровождение ФГОС http://edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России

Слайд 6

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно. Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

Слайд 7

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.). Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

Слайд 8

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания. Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

Слайд 9

© АО «Издательство «Просвещение» 2019 Формируем ф ункциональную грамотность создание учебных ситуаций , инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности учение в общении , или учебное сотрудничество , задания на работу в парах и малых группах поисковая активность - задания поискового характера, учебные исследования, проекты оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку : приобретение опыта – кейсы , ролевые игры, диспуты, требующие разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения Эффективные педагогические практики: 9

Слайд 10

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 П р о п иса н а п р о ц е д у р а о ц е нк и к а чес т в а о б р а з о в ани я ( В П Р , РДР и т.д.) Прописана возможность реализации системы образования чер е з с е м ейно е о б у ч ен и е , к о г д а се м ьи м о г ут са м ос т о я т е л ь но выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. В в е де н ы е д и ны е т р е б о в ани я к с о с т а в лени ю р а б о ч их программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. Определено базовое содержание программы воспитания. Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 11

Выводы Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени. Вариативность содержания и сроков образования Личный образовательный маршрут Индиви д у а л ьные учебные планы Деление на группы Личный образовательный маршрут

Слайд 12

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? Ценности образования Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие

Слайд 13

Основная функция фундаментального ядра в концепции стандартов ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 14

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия личностные регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Слайд 15

Место и назначение фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Слайд 16

Использованные материалы http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" https://fgos.ru/ - тексты ФГОС всех ступеней Муштавинская И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2018 http://edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf - Изменения в новых ФГОС НОО и ООО https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020 https://rg.ru/2021/07/12/chemu-budut-uchit-v-shkole-s-1-sentiabria-2022-goda.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обсуждение реестра затруднений ВПР: проблемы пути, решения, рекомендации Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2»п.г.т. Уренгой Препуута Е.П.

Слайд 2

ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» ОГЭ ЕГЭ ВПР? Зачем?

Слайд 3

Это страшная аббревиатура «ВПР»! ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, это проверка способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя. 3

Слайд 4

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Слайд 5

Не предусмотрено : использование результатов ВПР для оценки Деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. ВПР –это не ЕГЭ

Слайд 6

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;

Слайд 7

Типы заданий ВПР: Различение предложений по цели высказывания. Различение предложения и словосочетания. Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Разбор слов по составу. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Знание фонетики и орфоэпии. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Знание орфографии. Знание пунктуации. Знание морфологии. Составление планов к текстам .

Слайд 8

Формируемые УУД : Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные действия: целеполагание , планирование, контроль и коррекция, саморегуляция . Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 9

Взрослые! Не пугайте детей! Дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение ! Детям нужна моральная поддержка, настрой на спокойное и уверенное отношение к ВПР! 23.03.2021 9

Слайд 10

Федеральным координатором ВПР является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ( Рособрнадзор ), региональными координаторами – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Проведение ВПР осуществляется в 3 этапа: начальный, основной и заключительный.

Слайд 11

Составляющие готовности к сдаче ВПР: информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания); психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).

Слайд 12

ВС Е Р ОССИ Й СК И Е П Р О ВЕ Р ОЧНЫЕ Р А Б ОТ Ы 2019 Р У ССК И ЙЯЗЫК 5 К Л АСС МУНИЦИПАЛЬ Н ЫЙ Р ЕЕС Т РЗАТРУД НЕ НИЙ

Слайд 13

Основные затруднения

Слайд 14

6 К Л АСС

Слайд 16

7 К Л АСС

Слайд 18

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ???

Слайд 21

Как школьнику подготовиться к ВПР Родители не должны передавать ребенку свои волнения и страхи за результат проверочных работ, поскольку ВПР — это те же контрольные работы , которые ученики и прежде выполняли в конце учебного года. . Главная задача Убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.

Слайд 22

Структура ВПР (6 класс) 1. Текст -9б 2. Разборы – 12б 3. Фонетика-2б 4. Орфоэпия-2б 5.Морфология-3б 6. Речевые ошибки-2б 7. Пунктуация-2б 8. Пунктуация-3б Максимальный балл-51 б 9. Основная мысль текста-2б 10. План -3б 11. Вопрос по тексту -2б 12.Значение слова. Пример -3б 13.Стиль.Синоним-2б 14.Фразеологизм-4б «2»-0-24 «3»-25-34 «4»-25-44 «5»-45-51

Слайд 23

Задания ВПР

Слайд 24

2. Грамматические разборы слов: www.themegallery.com Company Logo (2) морфемный и словообразовательный разборы слова - песчаной морфологический разбор слова; - заспорят синтаксический разбор предложения. Т..ж.. лые в.. лы нал..ют.. ся без..сходной ярост .. ю зар .. вут загр .. хоч ..т.

Слайд 25

7. Пунктуация. Поставьте тире и объясните почему. www.themegallery.com Company Logo 1 2 3 4 Утром воздух чистый и влажный. Роса на траве след ночного тумана. Стройный клён желтеет под окошком. Темна и безлунна осенняя ночь.

Слайд 26

14. Задание к тексту www.themegallery.com Company Logo В 2-3 предложениях опишите ситуацию, где было бы уместно употребить зтот фразеологизм. Задирать нос Придумай синоним к этому фразеологизму. Фразеологизм

Слайд 27

«Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»

Слайд 28

ВЫВОД Относиться к ВПР надо спокойно. Ведь ВПР поможет определить уровень подготовки школьников: •выявление проблемных зон; •планирование индивидуальной образовательной траектории учащихся



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Препута Е.П.,

учитель русского языка и литературы

ФГОС ООО третьего поколения (русский язык и литература)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования безусловно, является одной из актуальных, часто обсуждаемых проблем в нашем обществе.  С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку новые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации, умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается именно в школе, поэтому требования к образованию сегодня кардинально меняют свои приоритеты. Переход на новые образовательные стандарты - это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом.

Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

  Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Русский язык и литература

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:

Русский язык:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;

видение традиций и новаторства в произведениях;

восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для давно работающих  учителей. И всё же у меня на этапе подготовки они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Вопросы, которые я выдвигала для себя на первый план: как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из предложенных в учебнике отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые мы, учителя, реализующие ФГОС ООО, ставим перед собой. Я думаю, не все школы технически готовы к реализации ФГОС, вся основная работа по внедрению новых стандартов ложится конечно же на учителя. Надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру всего урока, научиться по- другому оценивать способности и знания детей.

Использование цифровых ресурсов – электронных учебников, наглядных пособий, схем, интерактивных рисунков, мультимедийных плакатов, игр-тренажёров, презентаций, разработанных как программистами, так и самостоятельно, – играет существенную роль при подготовке уроков, исследовательских работ, олимпиад. Применение электронных пособий создаёт красочное эмоционально-насыщенное восприятие. На мой взгляд, время и энергия, потраченные на подготовку цифровых образовательных ресурсов, компенсируются в виде достигнутых результатов – высокое качество обученности, а также призовые места на научных конференциях городского и муниципального уровня.  Конечно же, современные школьники уже совсем не те, что были несколько лет назад. И поэтому введение новых стандартов будет, в первую очередь, интересно детям. Ведь дети сейчас мыслят по-другому, следовательно, и учить их нужно по-новому.Переход на ФГОС – это требование времени. Нашим школьникам уже не так интересно получать готовые знания от учителя или из учебника. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Но теперь это будет задача учителя, чтобы показать, научить, подсказать.

По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.От этого должно повыситься и качество образования.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Препута Е.П.

Методика обучения детей-мигрантов русскому языку

       В Российской Федерации действует Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ, обязавший трудовых мигрантов, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), торговли и бытового обслуживания, подтверждать свое знание русского языка. Хотя такая необходимость появилась намного раньше, когда огромные потоки людей стали переезжать из Азии в Россию на заработки, привозя за собой свои семьи. Понятно, что они бежали не от хорошей жизни, а в связи с политическими страстями, разыгравшимися на территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и т.д. В настоящее время многие из них проходят курсы по русскому языку и сдают экзамены. Процент тех, кто не сумел сдать тест, составляет 17%. Это лица, плохо знающие русский язык.

        Конечно же, это касается взрослой части населения, а как же быть с детьми мигрантов, которые ходят в школу, не зная языка или поступая на 2-3 класса ниже положенного возраста? Здесь-то и начинаются сложности для учителей, особенно русского языка, ведь в нынешних условиях ОГ и ЕГЭ очень мало вероятности, что такой ребенок справится с поставленной задачей, сдаст выпускной экзамен, чтобы получить аттестат.

        Самая большая проблема детей мигрантов - проблема двуязычия. Язык – не только средство общения между человеческими группами, но и форма выражения различных культур. А поскольку культуры широко разнятся между собой, то при дискриминации двуязычной ситуации и дистанции между языками возникает культурная дистанция между языковыми группами. Знание второго языка позволяет разным этносам избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии. 

         Итак, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи со стороны школы. Школа должна обеспечить подлинное двуязычие и двукультурность, с помощью которых достигается равное освоение языков и гармония обеих культур. Даже самое простое решение – посещение дополнительных занятий по русскому языку может дать хорошие результаты. В связи с этим  организованы элективные курсы, которые подготовят детей-мигрантов к экзамену по русскому языку.

         Перед учителями  встаёт проблема: Как обучать детей мигрантов русскому языку, если некоторые плохо говорят и понимают по-русски и  не знают значение многих слов, как построить предложение и устно его произнести.                                      

Работа с детьми-инофонами состоит из двух направлений:

Первое направление - социальная адаптация этих учащихся.

Чтобы помочь детям-инофонам  адаптироваться к изменившейся среде вокруг них, учитель должен вести постоянную целенаправленную работу. В чём эта работа может заключаться:                            

  • Включенность детей в массовые мероприятия класса и школы.
  • Посещение кружков на базе школы.
  • Проведение классных часов и бесед на темы, связанные с дружбой, толерантностью, оказанию помощи в различных делах.
  • Работа с родителями.                                                                            
  • Консультирование родителей по различным вопросам,  активное привлечение их  к жизни школы и класса.                                           

Залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей. Возможность оказать помощь  своему ребёнку является немало важным обстоятельством не только в обучении,  но и в развитии учащегося.

Второе направление - создание дополнительного методического материала.                                                                                                        

  • Методика исследование речевого развития.
  • Тестовые материалы.
  • Ленты для звукового анализа.
  • Карточки по чтению.                                                            
  • Развивающие игры.                                                              
  • Разработка программы для дополнительных занятий.
  • Привлечение электронных пособий.                                  

      Столкнувшись с этой проблемой напрямую, стало понятно, что нужно изучить методику преподавания иностранного языка, чтобы найти тот «секретный способ» подачи материала, который мог бы стать понятным для малоговорящего на русском языке ребенка. При этом очень важно понимать и представлять весь мыслительный процесс самого учащегося-иностранца. Схематично его образовательную среду можно изобразить таким образом:

      Пробуя различные методы и технологии для обучения данной категории детей, можно сделать вывод, что наиболее эффективен метод проектов, при котором развиваются исследовательские умения учащегося. Ведь для того, чтобы понять какой-либо лингвистический процесс, нужно уметь сопоставлять и выделять некоторые закономерности различных языков. Психологией изучено, что все билингвы и полилингвы мыслят на своем родном языке или языке, который лучше знают.

      Таким образом, в первую очередь при обучении детей-мигрантов приходится формировать и развивать их исследовательские умения, которые очень важны для самостоятельной работы над проблемами языка. Как известно, разделы лингвистики общие для всех языков: фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация, словообразование. Например, если мы ведем речь о грамматической основе предложения, то таковая существует и в других языках. Объясняя ребенку-иностранцу, что такое грамматическая основа, надо ссылаться на его язык, ведь в любом случае он мыслит на родном языке и переводит на другой. Исходя из этой позиции, необходимо вместе с учащимися исследовать общие закономерности языков.

     Ярким примером может служить изучение грамматической основы предложения. Если мы на уроке просим выделить подлежащее и сказуемое, то учащемуся – иностранцу трудно ориентироваться на русском языке, он должен перевести термины на свой язык, осмыслить особенности данного понятия, затем найти подлежащее и сказуемое на примере своего языка и перевести на русский, получается следующий алгоритм действий:

1. Информация на русском языке.

2. Перевод на свой язык.

3. Ответ на вопрос на родном языке (осмысление).

4. Перевод на русский язык

Например, при изучении грамматической основы предлагаем выделить подлежащее и сказуемое. Для этого учащийся должен применить свои исследовательские умения, так как он самостоятельно работает с онлайн-переводчиками и словарями, составляя свой собственный словарь лингвистического минимума, который необходим для использования не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Ученик работает с терминами: подлежащее и сказуемое сначала на своем родном языке, затем все это переводит на русский. Лишь разобравшись с теоретической частью, он может приступить к практике, где применяет те же умения.

Мыслительный процесс происходит по следующему принципу:

  • Предложение «Я иду в школу».
  • Учащийся переводит его на свой язык.
  • Выделяет грамматическую основу на своем языке.
  • Затем осознанное на родном языке понятие переводится на русский язык: «Я иду в школу».

    Разобравшись в сложном мыслительном процессе, который происходит у такого ребенка, мы можем понять, как сложно учиться ему в общеобразовательной школе. Без дополнительной помощи со стороны взрослых, конечно же, ребенку не справиться. Именно поэтому, чтобы научить, нужны дополнительные занятия не только с детьми данной категории, но и с родителями.

    Из практики можно сказать, что в каждом принятом мною 5 классе есть дети-мигранты: таджики, киргизы, узбеки, армяне, грузины. Ни для кого не секрет, что они в домашних условиях не говорят на русском языке, мало читают. Это, конечно же, осложняет работу. Среди моих учеников были те, которые говорили на 2-3 языках: на родном, арабском (для чтения Корана), плохо владели английским и русским. Это лучший вариант, но есть категория мигрантов, которые говорят только на родном языке, не знают даже общеупотребительных русских слов, у них очень маленький словарный запас. В связи с этим приходится тщательно работать с каждым разделом языка. И для исследования того или иного раздела русского языка учащиеся – мигранты выполняют проектные работы, в которых изучают особенности РКИ (русский язык как иностранный). Они составляют разные словари, исследуют разделы языка.

  • Разделы языка, трудные случаи
  • Лексика
  • Лексический минимум. С точки зрения языковой структуры, функционирования в речи, коммуникации.
  • Составление словаря
  • Словообразование
  • Особенности частей слова в различных языках.
  • Составление словообразовательного словаря.
  • Морфология
  • Морфологические признаки частей речи.
  • Составление «Морфологической карты»
  • Синтаксис и пунктуация
  • Общие конструкции предложений и закономерности постановки знаков препинания в различных языках, с точки зрения структуры и грамматики.
  • Фонетика
  • Общие черты и различия русской фонетики от других языков. Работа со звуками, ударением, интонацией.
  • Составление орфоэпического словаря.

     Безусловно, одним из важных аспектов своей деятельности считаю работу с текстами, с помощью которых формируется умение воспринимать и передавать информацию. Это умение очень важно не только для того, чтобы к 9 классу учащийся справился с итоговой аттестацией, но и научился мыслить на русском языке, так как этому способствует наличие языковой среды, и за 4 года он должен освоить общеобразовательную программу по русскому языку.

     В заключение  надо сказать, что решение возникающих проблем при обучении детей мигрантов русскому языку, возможно только при наличии сотрудничества школы в лице педагогов и психолога, ученика и его родителей. Они – самые первые педагоги для своих детей. Успех в учебе может реализоваться прежде всего при поддержке родителей, играющих особую роль в жизни ребенка-билингва, особенно когда он приходит в социум. Для него открывается, вслед за семьей, новый социум, появляются новые ориентиры в жизни. Проблемы стоят не только перед ребенком, но и перед родителями. Именно они испытывают потребность в психолого-педагогической поддержке и в обучении общению с ребенком на неродном для него языке. Обязательно в данной ситуации сотрудничество школы и родителей. Работа с родителями начинается с эмоционального контакта и понимания. С каждым родителем обсуждаются потребности семьи. Работа с родителями организована по нескольким направлениям: индивидуальные консультации психолога, совместные занятия с ребенком, сотворчество взрослого и ребенка, группы общения родителей, обучающие семинары, сетевое взаимодействие, обсуждение полученного опыта. Положительный результат родительских групп общения – отношения доверия, уважения и равенства между родителями детей и специалистами детского сада, школы и адаптационной группы. В связи с этим образовательная среда адаптационной группы предъявляется очень высокие требования к жизненной позиции и квалификации педагогов.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

Препута Е.П., учитель русского языка и литературы

Профессиональный рост педагога

как условие обеспечения качества образования

Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах образовательного процесса.  Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Учитель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества.

Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская деятельность;

- самообразовательная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.