Роль воспитателя в общении с дошкольниками

    Роль воспитателя в общении с дошкольниками

 Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Ежедневно человек общается с другими людьми: на учебе, работе, дома. Редкий индивид получает удовлетворение от постоянной изоляции, ведь общение позволяет узнать что-то новое, зарядиться энергией друзей, отстоять собственное мнение в споре с коллегой. Без него жизнь скучна и неинтересна. Вербальное и невербальное общение - две неотъемлемых составляющих социализации человека. Вербальное общение - это речь. С его помощью человек может выражать свои мысли, оно является наиболее распространенным способом коммуникации. Переоценить значение устной речи сложно: информация не только передается, но и уточняется, стимулирует человека к развитию. Как известно, в споре рождается истина - это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение. Невербальное общение - этот тип общения не только дополняет вербальный, но нередко является и основным для собеседника. Невербальное общение —это “язык тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах. Общение ребенка 4 - 5 лет со сверстниками и взрослым. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, требовать, но уже обманывать и жалеть. Впервые начинают проявляются такие качества как : кокетство, притворство, фантазирование. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы, воплощают свои фантазии в реальность. Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет: В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре. В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба. Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Советы педагогам • Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков, умений и дружеского общения. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим. • В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, (т.к устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же), и он срывается на крик и угрозы. Постарайтесь найти в себе силы чтобы преодолеть этот срыв. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский) • Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он должен уметь подавлять в себе и перестраивать своё грустное и унылое настроение на позитив. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве вла- деют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (наше нас- троение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готов- ность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избега- ют людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых. • Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не дол-жен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою не расположен- ность или неприязнь к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько осо- бенно. • Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуаль- ные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства то- го или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характе- ра, воли, мышления, поступков, отличающих одного ре- бёнка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью. • Важным условием оптимизации общения с ребёнком является вниматель- ность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то ска-зать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обра- тившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем – либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнением.