"Пусть всегда буду я!"
Консультация для родителей
"Пусть всегда буду я!"
Семья- настоящий университет человеческих отношений. Различное влияние, идущее из телевидения, радио, кино, проходят через призму семьи. Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами ,обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали в поведении ребенка- все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Снова и снова появляется эта мысль о незаменимости и незаменяемости в отношениях между близкими людьми. Как же, оказывается, нашим детям не хватает личных ,глубоко индивидуальных контактов с близкими людьми, не хватает избирательной ,заинтересованной любви, тонкости и богатства эмоционального общения. Именно в эмоциональном общении маленький человек получает первые уроки нравственности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Эмоциональное начало пронизывает все стороны человеческой натуры. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой как мера душевного здоровья семьи. Только преобладание положительных эмоций создает то, что можно назвать семейным очагом, который согревает, давая пищу чувствам и отдых душе. В неблагополучной семье дети испытывают эмоциональный голод, и их реакция на многие вещи может быть непредсказуемой. Эмоция сильный энергетический источник. Здоровая эмоциональная атмосфера рождает у ребенка ощущение прочности бытия, светлой перспективы, устремленности.
При рождении мозгу ребенка дана способность ощущать, но очень скоро, в первые недели и месяцы ,эти ощущения начинают превращаться в эмоции. Например, если ребенок проголодается, то почувствует страх. Если он не ощутит прикосновение теплой кожи мамы, то почувствует себя одиноко и снова начнет испытывать страх. Взяв его на руки он обрадуется. Формирование этих отдельных эмоций помогает ребенку в общении -это первый язык человека. Наши чувства передаются ребенку, и он в свою очередь учится выражать их сам, добиваясь в своих желаниях, поэтому заботливый взрослый делает то, что требуется ребенку(имеется ввиду эмоциональные потребности). Если родитель занят, то ребенку приходится проявлять экстремальные эмоции- волнение, гнев для того, чтобы получить необходимое. Так формируется модель поведения. В 2-3 года ребенок проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. В это время он учится у родителей управлять своими эмоциями. Ребенок не способен их контролировать и, например не может «немедленно прекратить реветь».Его эмоция слишком сильна, он нуждается в помощи взрослого для восстановления равновесия. Малыша легко переключить из одного состояния в другое, и умные родители пользуются этой возможностью. Ребенок двух-трех лет легко заражается эмоциями других детей и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и плачу. В тот же момент он может проявлять бесчувственность ,граничащую с жестокостью: таскать за хвост кота, давить жуков. Его положительные эмоции связаны с физическими ощущениями: вкусной пищей, приятными запахами, активным движением, пением ,мягкой игрушкой. Период 3-4 лет можно охарактеризовать понятием «я сам».Если взрослые придерживаются одних и тех же требований, то малыши быстро усваивают границы поведения. Но призыв к дисциплине должен осуществляться таким способом, чтобы не ущемлять человеческое достоинство ребенка. Во время кризиса общаться с детьми очень нелегко .Их поведение напоминает бесконечную череду «буду»-«не буду», «хочу»-«не хочу».Чем строже вести себя с малышами в этот период, упрямее и несноснее они будут становиться. В древней Индии говорили: «До 5 лет ребенок –ваш царь. С 5 до 10-ваш слуга. С 10 до 15 –ваш брат, а после- друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Не старайтесь задавать детям вопросы, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ. Требования взрослых должны в большинстве случаев проводиться в жизнь независимо от мнения детей, но мягко и настойчиво, без физического принуждения.
Эмоции 3-4 летних детей сильны, но поверхностны, имеет место легкая переключаемость. В этом возрасте они не умеют скрывать своих чувств. В конфликтах со взрослыми малыши получают урок негативных эмоций. Успешно завершив кризис трех лет, во время которого и дети ,и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне» ребенок подходит к дошкольному периоду-периоду пробуждения и рассвета его познавательных ,творческих и эмоциональных способностей.
Благодаря исследованиям специалистов, стало совершенно ясно, что детям требуется человеческая реакция. Им нужны люди, а не автоматы, люди которые научат их жить рядом с ними. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, малыш должен уметь переводить эмоции в словесный план. И в этом процессе ему необходима помощь взрослых. Неразвитость эмоций в детском возрасте приводит к тому, что ребенок вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений. А ведь людям, присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» .Таким образом ,весь эмоциональный опыт, который ребенок осваивает при помощи взрослых, учит его выражать свои эмоции, чтобы получить ответную реакцию; эмоциональное настроение домашней обстановки создает детский эмоциональный термометр-ребенок определяет с помощью своей нервной системы, какова жизнь; малыш о котором заботятся, приобретает способность восстанавливать свое душевное равновесие. Самое важное во взаимодействии родителей и детей –обретение подлинного человеческого интереса друг к другу. Мы воспитываем своих детей и одновременно учимся у них. Инстинкт доброты помогает нам в самых сложных ситуациях во взаимоотношениях с детьми .Малыш только постигает жизнь, он учится правилам отношения с людьми. Легкий способ помешать ребенку совершенствовать себя- это не верить в его мудрость и силу, обходиться с ним как с куском глины для лепки воображаемых образов или как с экзотическим цветком, предвосхищая, что он погибнет от первого дуновения северного ветра. И в том, и в другом случае, несмотря на благие намерения забота родителей будет воспринята не как любовь ,а как препятствие .И от нас, взрослых, зависит м и пассивным , будут ли родители потакать всем его желаниям, и он станет эгоистом , одиноким и несчастным. Чувства симпатии , самоотверженности, преданности, любви и долга, дружбы столь ценимые нами во взрослом человеке, не являются готовыми, они проходят сложный путь развития. Взрослые должны сделать эмоциональный мир ребенка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать «Пусть всегда буду Я».