Работа с родителями

Кадралиева Руфия Бекбулатовна

Сценарий игры для 1-го класса «Я — школьник»

Цель: содействие сотрудничеству детей и родителей. Материалы: карточки с ситуациями, заготовка фоторамки (листы формата А3 или А4 с красивыми рамками по количеству команд), фломастеры, карандаши и т.д.

Время игры: 1 час.

Предварительная подготовка.

Родителей нужно попросить прийти за 15 минут до игры. Психолог дает родителям такую установку: в этой игре вы выступаете в роли помощников своих детей. Важно показать детям, что родители ценят новую социальную роль школьника и своего ребенка в этой роли. Основное родительское послание в этой игре: «Ты повзрослел, я это понимаю и горжусь этим».

Также важно обсудить с родителями, в чем классному руководителю может понадобиться их помощь в процессе обучения.

Ход игры

Деление детей на команды Каждый ребенок получает карточку определенного цвета и садится в соответствующую команду (ведущий сам раздает карточки).

Метафора

Жили-были Оля и Коля. Они ходили в первый класс и не знали о существовании друг друга. Но однажды они встретились в цирке, их места оказались рядом. Коля решил познакомиться с девочкой. Он спросил, как ее зовут, и они разговорились. Оля рассказала, что она ходит в школу, в первый класс, и там учится писать, считать, читать и многому другому. У них даже была уже контрольная работа по математике.

А Коля сказал, что у них в школе бывают контрольные не только по математике и русскому, но и по взрослению.

— Ведь я не только научился писать и читать, но и повзрослел, я научился быть самостоятельным, ответственным, дисциплинированным. Я научился слушать учителей и не перебивать ребят на уроке.
— Да, как интересно, — сказала Оля.
— А я и не задумывалась, что тоже изменилась в школе…

Ведущий. Ребята, наша сегодняшняя игра будет посвящена тому, как вы изменились в школе. Как вы думаете, зачем мы пригласили ваших родителей на эту игру в школу?

Задания

Детско-родительские команды получают задания. Каждое задание выполняется всеми членами команды, а затем команды по очереди демонстрируют результаты своей работы.

1. Придумать название и девиз команды, подготовить таблички с названием. По просьбе ведущего всей команде нужно сказать это название — громко, тихо, нормальным голосом.

2. Разыграть трудную ситуацию и придумать, как из нее выйти.

Примеры ситуаций:

— ученик забыл дома ручку, а урок уже начался;
— не успевает за учителем записать домашнее задание;
— забыл дневник и не знает, что делать.

3. Каждая группа получает карточку с описанием ошибочного поведения. Это поведение нужно обсудить с родителями: что не так, каковы возможные последствия, как нужно было поступить.

Примеры ситуаций:

— ученик опоздал на урок;
— перебивает на уроке отвечающего;
— занимался своими делами, не слушал учителя, крутился, а потом переспрашивает учителя после объяснения

4. Обсудить в группе: что мешает учителю на уроке, что мешает ученику на уроке. Итоги обсуждения родители записывают и кратко озвучивают для остальных групп.

5. По цепочке сказать ласковые и добрые слова друг другу и родителям.

6. Каждая группа получает эскиз фоторамки. Нужно сделать « фотографию» своих умений ( вписать свои умения в рамку).

Подведение итогов

Все друг друга благодарят.

Сценарий игры для 2-го класса «Пятерка»

Цель для родителей: показать достоинства детей и положительные изменения в их развитии.

Цель для детей: показать, что родители уважают школьную роль своих детей.

В начале игры разделить участников на команды. В нашем случае дети входили в класс и садились туда, где было написано их имя.

Психолог приветствует участников.

Ведущий. Добрый день, ребята и родители! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в игру под названием «Пятерка». В конце игры родители тоже получат свои оценки.

Разминка

Психолог показывает слайды, на которых изображены монета, кисть руки, номер трамвая, отметка и др. (см. в Приложении), и спрашивает: «Скажите, ребята, что такое пятерка?» Выслушав разные варианты ответов, психолог подводит итог: пятерка — это отметка.

Обсуждение

— Родители, скажите, чем для вас важна пятерка?
— Ребята, почему пятерка важна для ученика?

Вывод: пятерка оценивает результат учебы.

— Но в нашей жизни мы не только ученики, мы выполняем разные роли: Дочь, Сын, Мать, Отец.

Вывод: важно научиться получать пятерки за разные роли.

Чтение и обсуждение сказки

Каждая группа получает для чтения «Сказку про «пятерку» и доброе сердце» О.В. Хухлаевой (см. дополнительные материалы в конце статьи). Сказку нужно вместе прочитать и обсудить, почему звери не радовались отметке Петушка и какой главный вывод можно сделать из этой сказки.

Задания

Каждая группа получает задание: разыграть ситуации, в которых дети или взрослые ведут себя подоброму по отношению друг к другу.

Примеры ситуаций

— Петя, приходя из школы, всегда целует маму и спрашивает у папы вечером, не устал ли он после работы.

— Федя получил « тройку» и очень расстроился, так как боялся огорчить маму. Но мама обняла его и сказала: «Я люблю тебя таким, какой ты есть». Каждая группа получает задание: подумать, что может быть важней оценки. (Возможные ответы: доброе слово, похвала, благодарность.)

Подведение итогов

В каждой команде дети и родители должны сказать друг другу добрые слова или продолжить фразу: «Я хочу тебе сказать спасибо…» (см. презентацию).

Сценарий игры для 3-го класса «Родители в нашей жизни»

Цель для детей: осознать роль родителей, понять, что они не только любят, заботятся, оберегают, дают деньги, но и направляют ( воспитывают) и служат примером.

Подготовка к игре: предложить детям продолжить фразу:

— В моей семье принято…
— Мои родители часто…
— Моя мама / мой папа обычно …
— Я с родителями часто…..

Детей важно предупредить, что их ответы будут зачитывать в ходе игры, поэтому листы с ответами нужно подписать. Попросите детей предупредить вас, если какой-то из ответов является « секретным».

Перед началом игры нужно собрать родителей отдельно от детей и поговорить с ними о том, что дети приближаются к подростковому возрасту и что это влечет за собой изменение их отношения к родителям и смену ролей в семье. Для обсуждения родителям предлагается вопрос: «Что вы сами думаете по поводу смены ролей?»

Ход игры

Разминка

Входят дети, причем дети и родители распределяются по разным командам. Ведущий задает детям вопрос: «Как вы думаете, зачем надо обсуждать роли родителей?».

Психолог рассказывает родителям об анкетировании и спрашивает: «Как вы думаете, что ответили ваши дети?» — а затем зачитывает выдержки из ответов детей. Родители должны угадать, чей ребенок так ответил.

Группы детей и родителей просят подумать, за что родители хвалят своих детей и почему дети гордятся своими родителями (каждая группа отвечает на оба вопроса). Ответы нужно записать в два столбика на листах А3 и прочитать друг другу.

Разыгрывание сценок

Родители и дети меняются ролями.

Примеры ситуаций для разыгрывания

— После контрольной работы, за которую Петя получил четыре с минусом, он подходит к маме и говорит: «Мама, я так старался, но у меня опять не получилось…». И мама…

— Нина получила в четверти четыре, и ее сняли с доски почета. Рыдая, она сказала маме: «Я плохая и глупая…» И мама…

Затем психолог задает детям вопрос: «Какими хотят видеть вас родители?» Ответы детей записываются на ватман.

Подведение итогов

Каждый участник получает сердечко, на котором написано: «Я рада ( рад), что моя семья…» Нужно продолжить это предложение, написать в сердечке и приклеить его на ватман, где изображено общее сердце класса.

Сценарий игры для 4-го класса «Цветы»

Игру можно приурочить к какому-нибудь празднику, например к 8 Марта, и провести перед чаепитием или празднованием.

В начале игры родители и дети садятся отдельно.

Ход игры

Разминка

Психолог спрашивает: «Какие у вас ассоциации со словом Праздник?»

Упражнение «Имя-цветок»

Ведущий. Мы все знаем, что на праздник дарят цветы. Сегодняшняя игра является нашим подарком родителям, поэтому она называется «Цветы». Цветами будут все наши участники.

Вы хорошо знаете друг друга, и вам будет легко выполнять первое задание. Каждому члену команды надо подобрать цветок и написать на листе бумаги в столбик, с каким цветком ассоциируется тот или иной человек.

Теперь поменяйтесь листами с другими командами. Напротив каждого имени-цветка вам надо написать три положительных качества этого человека.

Командам можно дать шпаргалку с качествами. Когда задание выполнено, команды детей и родителей зачитывают друг другу, что они написали.

Упражнение «Меняемся ролями»

Для следующего упражнения психологу нужно подготовить карточки, на которых написаны увлечения детей: играть в компьютер, кататься на роликах и т.д.

Ведущий. Сейчас наши цветы поменяются ролями: мальчики станут на время девочками, а девочки — мальчиками. И из новых ролей покажут, чем увлекаются мальчики, а чем интересуются девочки. Каждая команда вытягивает свою карточку с названием какого-нибудь увлечения, придумывает сценку и показывает ее, а другие пытаются догадаться, какое увлечение показывает команда.

Упражнение «Поле колокольчиков»

Участники из одной команды с завязанными глазами встают, взявшись за руки, и образуют арку. Задача представителей другой команды — бесшумно пройти под аркой (у них есть колокольчики, которые будут выдавать их). Те, у кого завязаны глаза, должны поймать членов другой команды.

Подведение итогов

В завершение игры можно пригласить детей и родителей к совместному чаепитию.