Работа с родителями
Сценарий игры для 1-го класса «Я — школьник»
Цель: содействие сотрудничеству детей и родителей. Материалы: карточки с ситуациями, заготовка фоторамки (листы формата А3 или А4 с красивыми рамками по количеству команд), фломастеры, карандаши и т.д.
Время игры: 1 час.
Предварительная подготовка.
Родителей нужно попросить прийти за 15 минут до игры. Психолог дает родителям такую установку: в этой игре вы выступаете в роли помощников своих детей. Важно показать детям, что родители ценят новую социальную роль школьника и своего ребенка в этой роли. Основное родительское послание в этой игре: «Ты повзрослел, я это понимаю и горжусь этим».
Также важно обсудить с родителями, в чем классному руководителю может понадобиться их помощь в процессе обучения.
Ход игры
Деление детей на команды Каждый ребенок получает карточку определенного цвета и садится в соответствующую команду (ведущий сам раздает карточки).
Метафора
Жили-были Оля и Коля. Они ходили в первый класс и не знали о существовании друг друга. Но однажды они встретились в цирке, их места оказались рядом. Коля решил познакомиться с девочкой. Он спросил, как ее зовут, и они разговорились. Оля рассказала, что она ходит в школу, в первый класс, и там учится писать, считать, читать и многому другому. У них даже была уже контрольная работа по математике.
А Коля сказал, что у них в школе бывают контрольные не только по математике и русскому, но и по взрослению.
— Ведь я не только научился писать и читать, но и повзрослел, я научился быть самостоятельным, ответственным, дисциплинированным. Я научился слушать учителей и не перебивать ребят на уроке.
— Да, как интересно, — сказала Оля.
— А я и не задумывалась, что тоже изменилась в школе…
Ведущий. Ребята, наша сегодняшняя игра будет посвящена тому, как вы изменились в школе. Как вы думаете, зачем мы пригласили ваших родителей на эту игру в школу?
Задания
Детско-родительские команды получают задания. Каждое задание выполняется всеми членами команды, а затем команды по очереди демонстрируют результаты своей работы.
1. Придумать название и девиз команды, подготовить таблички с названием. По просьбе ведущего всей команде нужно сказать это название — громко, тихо, нормальным голосом.
2. Разыграть трудную ситуацию и придумать, как из нее выйти.
Примеры ситуаций:
— ученик забыл дома ручку, а урок уже начался;
— не успевает за учителем записать домашнее задание;
— забыл дневник и не знает, что делать.
3. Каждая группа получает карточку с описанием ошибочного поведения. Это поведение нужно обсудить с родителями: что не так, каковы возможные последствия, как нужно было поступить.
Примеры ситуаций:
— ученик опоздал на урок;
— перебивает на уроке отвечающего;
— занимался своими делами, не слушал учителя, крутился, а потом переспрашивает учителя после объяснения
4. Обсудить в группе: что мешает учителю на уроке, что мешает ученику на уроке. Итоги обсуждения родители записывают и кратко озвучивают для остальных групп.
5. По цепочке сказать ласковые и добрые слова друг другу и родителям.
6. Каждая группа получает эскиз фоторамки. Нужно сделать « фотографию» своих умений ( вписать свои умения в рамку).
Подведение итогов
Все друг друга благодарят.
Сценарий игры для 2-го класса «Пятерка»
Цель для родителей: показать достоинства детей и положительные изменения в их развитии.
Цель для детей: показать, что родители уважают школьную роль своих детей.
В начале игры разделить участников на команды. В нашем случае дети входили в класс и садились туда, где было написано их имя.
Психолог приветствует участников.
Ведущий. Добрый день, ребята и родители! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в игру под названием «Пятерка». В конце игры родители тоже получат свои оценки.
Разминка
Психолог показывает слайды, на которых изображены монета, кисть руки, номер трамвая, отметка и др. (см. в Приложении), и спрашивает: «Скажите, ребята, что такое пятерка?» Выслушав разные варианты ответов, психолог подводит итог: пятерка — это отметка.
Обсуждение
— Родители, скажите, чем для вас важна пятерка?
— Ребята, почему пятерка важна для ученика?
Вывод: пятерка оценивает результат учебы.
— Но в нашей жизни мы не только ученики, мы выполняем разные роли: Дочь, Сын, Мать, Отец.
Вывод: важно научиться получать пятерки за разные роли.
Чтение и обсуждение сказки
Каждая группа получает для чтения «Сказку про «пятерку» и доброе сердце» О.В. Хухлаевой (см. дополнительные материалы в конце статьи). Сказку нужно вместе прочитать и обсудить, почему звери не радовались отметке Петушка и какой главный вывод можно сделать из этой сказки.
Задания
Каждая группа получает задание: разыграть ситуации, в которых дети или взрослые ведут себя подоброму по отношению друг к другу.
Примеры ситуаций
— Петя, приходя из школы, всегда целует маму и спрашивает у папы вечером, не устал ли он после работы.
— Федя получил « тройку» и очень расстроился, так как боялся огорчить маму. Но мама обняла его и сказала: «Я люблю тебя таким, какой ты есть». Каждая группа получает задание: подумать, что может быть важней оценки. (Возможные ответы: доброе слово, похвала, благодарность.)
Подведение итогов
В каждой команде дети и родители должны сказать друг другу добрые слова или продолжить фразу: «Я хочу тебе сказать спасибо…» (см. презентацию).
Сценарий игры для 3-го класса «Родители в нашей жизни»
Цель для детей: осознать роль родителей, понять, что они не только любят, заботятся, оберегают, дают деньги, но и направляют ( воспитывают) и служат примером.
Подготовка к игре: предложить детям продолжить фразу:
— В моей семье принято…
— Мои родители часто…
— Моя мама / мой папа обычно …
— Я с родителями часто…..
Детей важно предупредить, что их ответы будут зачитывать в ходе игры, поэтому листы с ответами нужно подписать. Попросите детей предупредить вас, если какой-то из ответов является « секретным».
Перед началом игры нужно собрать родителей отдельно от детей и поговорить с ними о том, что дети приближаются к подростковому возрасту и что это влечет за собой изменение их отношения к родителям и смену ролей в семье. Для обсуждения родителям предлагается вопрос: «Что вы сами думаете по поводу смены ролей?»
Ход игры
Разминка
Входят дети, причем дети и родители распределяются по разным командам. Ведущий задает детям вопрос: «Как вы думаете, зачем надо обсуждать роли родителей?».
Психолог рассказывает родителям об анкетировании и спрашивает: «Как вы думаете, что ответили ваши дети?» — а затем зачитывает выдержки из ответов детей. Родители должны угадать, чей ребенок так ответил.
Группы детей и родителей просят подумать, за что родители хвалят своих детей и почему дети гордятся своими родителями (каждая группа отвечает на оба вопроса). Ответы нужно записать в два столбика на листах А3 и прочитать друг другу.
Разыгрывание сценок
Родители и дети меняются ролями.
Примеры ситуаций для разыгрывания
— После контрольной работы, за которую Петя получил четыре с минусом, он подходит к маме и говорит: «Мама, я так старался, но у меня опять не получилось…». И мама…
— Нина получила в четверти четыре, и ее сняли с доски почета. Рыдая, она сказала маме: «Я плохая и глупая…» И мама…
Затем психолог задает детям вопрос: «Какими хотят видеть вас родители?» Ответы детей записываются на ватман.
Подведение итогов
Каждый участник получает сердечко, на котором написано: «Я рада ( рад), что моя семья…» Нужно продолжить это предложение, написать в сердечке и приклеить его на ватман, где изображено общее сердце класса.
Сценарий игры для 4-го класса «Цветы»
Игру можно приурочить к какому-нибудь празднику, например к 8 Марта, и провести перед чаепитием или празднованием.
В начале игры родители и дети садятся отдельно.
Ход игры
Разминка
Психолог спрашивает: «Какие у вас ассоциации со словом Праздник?»
Упражнение «Имя-цветок»
Ведущий. Мы все знаем, что на праздник дарят цветы. Сегодняшняя игра является нашим подарком родителям, поэтому она называется «Цветы». Цветами будут все наши участники.
Вы хорошо знаете друг друга, и вам будет легко выполнять первое задание. Каждому члену команды надо подобрать цветок и написать на листе бумаги в столбик, с каким цветком ассоциируется тот или иной человек.
Теперь поменяйтесь листами с другими командами. Напротив каждого имени-цветка вам надо написать три положительных качества этого человека.
Командам можно дать шпаргалку с качествами. Когда задание выполнено, команды детей и родителей зачитывают друг другу, что они написали.
Упражнение «Меняемся ролями»
Для следующего упражнения психологу нужно подготовить карточки, на которых написаны увлечения детей: играть в компьютер, кататься на роликах и т.д.
Ведущий. Сейчас наши цветы поменяются ролями: мальчики станут на время девочками, а девочки — мальчиками. И из новых ролей покажут, чем увлекаются мальчики, а чем интересуются девочки. Каждая команда вытягивает свою карточку с названием какого-нибудь увлечения, придумывает сценку и показывает ее, а другие пытаются догадаться, какое увлечение показывает команда.
Упражнение «Поле колокольчиков»
Участники из одной команды с завязанными глазами встают, взявшись за руки, и образуют арку. Задача представителей другой команды — бесшумно пройти под аркой (у них есть колокольчики, которые будут выдавать их). Те, у кого завязаны глаза, должны поймать членов другой команды.
Подведение итогов
В завершение игры можно пригласить детей и родителей к совместному чаепитию.