Для родителей.
Консультации для родителей на разные темы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как читать ребёнку сказки? | 41.5 КБ |
Консультация для родителей «Опасности зимой» | 16.21 КБ |
Памятка для родителей по ПДД | 20.04 КБ |
Характер ребёнка зависит от вас. | 41 КБ |
Мой ребенок с характером! | 418.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Как читать с ребёнком сказку?
Подобно тому, как древний человек, будучи не в силах объяснить явления природы, создал мифическую картину мира, сказка помогает современному ребёнку построить свою картину мира, помогает преодолеть хаос в восприятии окружающего мира. Она раскрывает перед ребёнком проблемы добра и зла. Именно в сказке ребёнок знакомится с такими сложными понятиями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, бескорыстие и зависть. Сказка проста и доступна по форме, но невероятно сложна по своему содержанию, она наполнена подлинно философским смыслом. Сложное философское содержание сказки, раскрывающее глобальное проблемы борьбы добра и зла, соответствует глобальному характеру мировоззренческой схемы ребёнка-дошкольника (Д.Б. Эльконин).
Взрослея, слушая знакомую сказку, ребёнок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребёнок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.
Все психологи-исследователи едины в том, что сказка необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребёнка. Многие исследователи волшебной сказки независимо друг от друга пришли к выводу, что в сказке в символически-образной форме запечатлён процесс взросления человека. В начале её кто-то незначительный, маленький и слабый, проходя через серию испытаний, трудностей, обретает помощников и к концу сказки становится сильным, красивым, мудрым, уважаемым. Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление.
Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений.
Обычно взрослые только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации в книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Недостаточно просто прочитать ребёнку сказку или ограничиться самыми общими вопросами (понравилось – не понравилось), нужно поговорить о том, что оказалось для него самым важным, интересным в произведении, что вызвало смех или, наоборот, грусть. Приобщение дошкольников к книге, стремление формировать у них полноценное восприятие литературного произведения приводит к необходимости уделять внимание анализу художественного текста на доступном для них уровне. Дети 5-6 лет способны не только воспроизводить последовательность событий в сказке, но и отвечать на вопросы, направленные как на постижение содержания и выразительных средств языка сказки, так и на развитие их речи, эмоциональной культуры и творческого воображения.
Одно из самых любимых занятий малыша – игра. Ребёнок играет большую часть дня. Игра развивает мыслительные способности малыша, так как с помощью игры он накапливает знания о свойствах предметов и обобщает свои знания об окружающем мире. Играя со сказкой, ребёнок постигает мир, побеждает свои страхи и изживает комплексы, проникается оптимизмом, осваивает правила общежития, демонстрирует свою социальную позицию, развивает математические способности, а также душевные и нравственные задатки.
Как читать с ребёнком сказку?
Прочитайте сказку целиком. Дайте малышу время, чтобы внимательно рассмотреть иллюстрации. Поговорите с ним о том, что он видит на картинке: какие герои нарисованы, что они делают. Отвечая на ваши вопросы, ребёнок лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки.
Затем прочитайте фрагмент сказки, который поможет ребёнку вспомнить сюжет, и предложите ответить на вопросы, касающиеся содержания.
На следующем этапе предложите игровые задания, которые
- помогут развить: – речь («Составь словосочетания», «Закончи предложения», «Назови ласково», «Похвастайся, как заяц», «Найди в предложении ошибку», «Скажи, кто, где спрятался»),
– память («Выучи стихотворение, загадку»);
– мышление («Найди лишнее», «Чего не хватает?», «Отгадай загадки»);
– внимание (лабиринты, «Найди отличия», «Найди недостающий фрагмент», «Найди два одинаковых», «Что перепутал художник?»);
– мелкую моторику («Сложи из спичек», «Выложи из ниток», «Обведи по точкам и раскрась» и т.д.);
- дадут представление об окружающем мире;
- научат ориентироваться в пространстве, отличать предметы по размеру, цвету, форме («Назови, что /кто/ находится справа, слева», «Кто из героев самый толстый /высокий/?», «Какие фигуры напоминают герои сказки?»);
- научат считать («Реши примеры», «Сосчитай, сколько …»);
- расширят кругозор («Назови зимнюю и летнюю одежду», «Назови детёнышей домашних /диких/ животных», «Назови предметы, дающее тепло /холод/», «Что зайчик ест зимой, а что летом?», «Что сделано из дерева /глины/?»).
Важно помнить, что ребёнку необходимо внимание взрослых и общение с ними. Обучение малыша превратится в увлекательную игру, как только начнётся путешествие вместе с героями сказок, в котором ребёнок поможет персонажам справиться с трудностями и выйти из сложных ситуаций.
Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ребёнок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учётом эмоционального настроя ребёнка. Наибольшая концентрация внимания ребёнка не превышает 20-30 минут. Занимаясь с малышом, делайте перерыв, как только заметите, что ребёнок устал. Вернитесь к занятиям чуть позже или на следующий день.
Главное, чтобы игровые занятия доставляли вам и вашему малышу радость. Не забывайте хвалить малыша, помогайте ему, терпеливо разъясняя смысл заданий. Если у ребёнка что-то не получается, объясните, в чём он ошибся, и вернитесь к заданию через некоторое время.
После того как ребёнок выполнит игровые задания, предложите ему самостоятельно пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации, которые помогут ребёнку вспомнить сюжет. Если ребёнку трудно справиться с этим заданием, попросите его договорить последние слова в предложении. Например, «жили-были …» (взрослый показывает на изображение дедушки и бабушки и просит ребёнка назвать то, что нарисовано на картинке). Затем можно попросить ребёнка пересказать сказку по вопросам.
Если ребёнок легко справился с этим заданием, задачу можно усложнить – прочтите небольшой отрывок и попросите малыша угадать, из какой сказки этот эпизод.
Полезно обсудить с ребёнком поведение персонажей, обстоятельств произошедшего, попросить малыша представить себя на месте какого-либо персонажа и проиграть ситуацию.
Старшим дошкольникам оказываются доступны и интересны «толстые» книжки, так называемое «чтение с продолжением». Чтобы ребёнок ждал продолжения, можно использовать такой приём: прерывать чтение на самом интересном месте. Перед тем, как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребёнком вспомнить содержание предыдущей. Можно, прервав чтение, предложить ребёнку самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с героями), а потом проверить правильность своих предположений.
Важно помнить, что общение с взрослыми имеет большое значение для развития малыша, расширяет его кругозор, развивает любознательность, память, внимание и мышление, а игра позволяет сделать занятия интересными и увлекательными.
Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми навсегда!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Опасности зимой»
Вот и наступила зима. Но не стоит терять бдительность и надо помнить, что это прекрасное время года очень травм опасно. Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.Если вы стали очевидцем несчастного случая на водном объекте или сами попали в такую ситуацию, срочно обращайтесь за помощью с мобильного телефона в «Службу спасения» – 112.Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 см в соленой;В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев и камыша.Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25 %;Не выходить на лед без сопровождения взрослых Правила поведения на льду:Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);При переходе через реку следует пользоваться организованными ледовыми переправами; При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут;Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящим шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу;На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 — 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки; При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 м). Особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого течения и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впадения в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий; Если есть рюкзак, повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится; Что делать, если ты провалился под лед? Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание; Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться с головой; По возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет Вас под лед; Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ноги. Если лед выдержал, медленно, откатится от кромки и ползти к берегу. Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность. Чтобы не получить серьезных травм при гололеде выполняйте следующие рекомендации: старайтесь обходить опасные места, желательно не по проезжей части; по опасному участку передвигайтесь, имитируя движения при ходьбе на лыжах – небольшими скользящими шажками; двигайтесь на слегка согнутых ногах – это придаст вам большую устойчивость; на опасной дороге будьте предельно внимательны, не торопитесь, а тем более не бегите;
старайтесь обходить места с наклонной поверхностью;
обувь, желательно, должна быть на широкой платформе, с рельефной подошвой;
откажитесь от каблуков;
идите по снежной кромке вдоль дороги.
При получении травмы обязательно обратитесь в травм пункт.
Чтобы избежать несчастных случаев в результате падения сосулек, необходимо:
прежде чем пройти под карнизом здания с сосульками, внимательно посмотрите на состояние обледенения; не стойте под карнизами зданий, на которых образовались сосульки; по возможности освободите карниз здания от образовавшегося обледенения; при необходимости прохождения под обледеневшим карнизом здания, старайтесь как можно быстрее преодолеть этот участок; предупредите об опасности детей. Игра под опасной зимней крышей может закончиться печально.
Будьте предельно внимательными, почаще смотрите на крыши домов, обходите опасные скользкие места, выполняйте правила поведения на льду.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
В ДОРОЖНОЙ СРЕДЕ
Родители, запомните!
Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но еще наблюдать и ориентироваться в дорожной среде. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
В некоторых дорожных происшествиях есть вина детей, но ребенок не так, как взрослый оценивает степень опасности и дорожную ситуацию, которая складывается вокруг него. Он видит мир иным, чем взрослые люди. Он еще не способен точно оценить расстояние до движущегося транспорта, дети не всегда могут понять, что мчащийся со скоростью автомобиль мгновенно остановить нельзя, эту опасность должен в первую очередь осознать водитель, а ребенку это чувство должны привить родители. И в этой связи существуют весьма несложные для запоминания и легко выполняемые правила, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье, а иногда и жизнь.
1. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
2. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездами с дворов и прилегающих территорий;
- разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т.п., повреждение дорожных знаков, могут привести к несчастному случаю;
- при движении группы ребят учите их ходить в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.
3. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- учите ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он неоднократно поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами,
- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции;
- не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев;
- учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к её шуму. Тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров или обочин, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите, не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто- и мото- транспортными средствами, движущимися по всем направлениям;
- переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо – повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут появиться новые машины;
- если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за неё, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители;
- не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;
- при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, а не за окружающими людьми, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.
5. При посадке и высадке из общественного транспорта: автобуса, троллейбуса и такси.
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверью). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь спешат и могут случайно вытолкнуть на проезжую части или под колеса.
6. При ожидании общественного транспорта.
- стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части.
7. При движении автомобиля:
- приучайте сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели, этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле одним без присмотра.
8. При проезде в общественном транспорте:
- приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму при падении;
- объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.
Что должны и не должны делать сами родители при движении?
- не спешите, всегда переходите дорогу размеренным шагом;
- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;
- не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый – разрешающий сигнал светофора или регулировщика;
- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
- из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
- привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;
- не разрешайте играть детям вблизи дорог и на проезжей части;
- в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;
- не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения;
- не показывайте детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить малышу, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать, если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
С. Брант
Предварительный просмотр:
Характер ребёнка зависит от вас.
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.
Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".
Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.
Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.
Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности. Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера. Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое. С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему. Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи. У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Предварительный просмотр:
Мой ребенок с характером! Каким?..
Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок. Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.
Итак, перед нами 8 основных типов характера:
1. Гипертимы – это люди, обладающие большой жизненной энергией, «гении общения», заводные, самостоятельные и свободолюбивые. Их смело можно назвать «душа компании». Это неисправимые энтузиасты. Бывают пророй вспыльчивы, но очень быстро отходят. К положительным сторонам характера можно отнести их энергичность и инициативность, предприимчивость, открытость и гибкость в общении. Они просты и приятны для окружающих. Слабые стороны данного типа: нестабильность интересов, ненадёжность, нетерпеливость в купе с переменчивостью. Они могут быть бестактны и иногда их тянет на авантюры. Что необходимо ребенку с таким типом характера? Во-первых, помощь в организации его времени, но делать это следует тактично, не ущемляя его свободолюбивый нрав. Такой ребенок очень нуждается в деятельности совместно со взрослым, который направлял бы активность и предприимчивость ребенка в нужное «мирное» русло. Отлично, если рядом будет взрослый такого же склада характера, это будет «подарок» для ребёнка-гипертима.
2. Замкнутые – это тип характера, который можно также назвать интровертированный. Эти люди закрыты от внешнего мира. Они – «вещь в себе». Как правило, испытывают трудности при налаживании социальных контактов; некоторые просто не умеют общаться. Несколько снижен социальный интеллект, т.е. эти люди с трудом понимают чувства и настроение других. Погружены в свои мысли и свой внутренний мир, который для них важнее внешнего. Достоинства данного типа: очень богатый внутренний мир, упорядоченность во всем. Среди них очень часто встречаются интеллектуалы и незаурядные люди: учёные, писатели, философы. К слабым сторонам данного типа относятся: излишняя принципиальность и строгость, бескомпромиссность, отсутствие гибкости и понимания других людей. Ребёнку замкнутого склада характера необходима помощь в налаживании контактов со сверстниками. Родителям следует иногда брать на себя роль посредника, «знакомить» ребенка с остальными, организовывать специальные мероприятия, где ребенок мог бы пообщаться с другими.
3. Напряжённые – этот тип наделён от природы большой силой и энергией. Личный успех для таких людей находится в приоритете. При этом для них характерна некоторая замедленность психических процессов, они порой «увязают» в каких-то мыслях или эмоциях. Этих людей можно было бы назвать «застревающими» именно из-за их «застревания», «зависания» в какой-то эмоции или на каком-то переживании. Если человек обдумывает какую-то мысль, то обдумывает ее капитально и со всех сторон. Эти люди обычно бывают успешные в бизнесе и политике. Характер такого склада можно назвать серьезным и основательным; эти люди серьезны и трудолюбивы, требовательны к себе и другим. Они хорошо налаживают хозяйство и бытовые вопросы. К негативным сторонам данного характера относится: накапливание негативных эмоций и очень эмоциональное (аффективное) их выплёскивание, порой похожее на взрыв. «Отходят» они очень медленно. Умеют исчезнуть в нужный момент, натворив предварительно «дел». В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!
4. Тревожные (или астенические) – это люди с повышенной чувствительностью, они являются противоположностями напряжённым. Этот тип тонко чувствует, остро переживает и плохо приспособлен к высокому уровню нагрузок и стрессам. Это не лидеры! Бывают нерешительны и неловки в определённых обстоятельствах, не склонны к риску и очень зависимы от оценок окружающих. Достоинства: люди этого типа могут быть верными, отзывчивыми и тёплыми эмоционально. Детям тревожного типа нужна поддержка и участие взрослых, одобрение и щадящий режим. При «плохом» поведении – необходимо уделять больше внимания и времени, т.к. вероятнее всего, недостаток внимания является причиной дурного поведения ребенка такого склада. Не стоит наказывать и тем более унижать! Это очень больно для этих детей! Самый верный подход: хвалить и повышать самооценку.
5. Демонстративные – это очень яркие люди, среди них большое количество артистов. Лейт-мотив данного типа – быть в центре внимания, «играть на публику». Крайняя степень эгоцентризма. У этих людей яркая внешность, речь, мимика. Недостатки данного типа характера: завышенная самооценка, непостоянство, склонность к манипулированию своим окружением, тяга к постоянным выдумкам и лжи. В самом «плохом» варианте – это авантюристы, типа Остапа Бендера. Положительные черты: живость и общительность, живой отклик на происходящее вокруг. Это яркие личности, которые могут развеселить, внести юмор и разрядить атмосферу в компании. Детей такого склада крайне опасно «перехвалить», нельзя давать им повод думать, что «весь мир – для них»! Хвалить следует за дела и не очень часто! Одновременно, надо помнить, что ни в коем случае нельзя игнорировать такого ребенка. Необходимо понимать, что ребенок демонстративного характера в силу свой природной склонности к манипулированию будет пытаться «вить из вас верёвки». Родителям необходимо научиться не уступать ребёнку, когда он требует своего с помощью слез, скандала, крика, шантажа и т.п. Следует учить учитывать интересы и чувства других людей и считаться с ними. Очень важно дать понять, что вы видите и слышите ребёнка, но не будете уступать ему, когда не считаете нужным или когда он требует своего не должным образом. При этом необходимо сохранять спокойствие и твердость!
6. Эмоционально подвижные («люди настроения») – данный тип людей природа создала так, что у них постоянно меняется настроение, от которого зависит: мировоззрение, здоровье, работоспособность, аппетит, т.е. фактически все аспекты их жизни. Это очень эмоциональные люди, они «тонкие» и эмоционально тёплые, отзывчивые и ранимые. Отличительная черта этого типа: верность и преданность. Они привязываются к людям, готовы жертвовать своими интересами ради близкого человека. Достоинства: открытые, привязчивые, любящие. Недостатки: нестабильные интересы (быстро увлекаются и также быстро «гаснут»), плохо переносят атмосферу недоброжелательности, крайне тяжела критика. Разрыв эмоциональных связей переживается как трагедия. Периодически страдают «самоедством». Дети данного типа переживают сильно и глубоко, но при этом не «на публику» (как это делают демонстративные), а как бы «про себя». С этими детьми надо дружить, создавать в семье доброжелательную атмосферу, не огорчать, в случае необходимости – помогать и поддерживать. Конфликты в доме – противопоказаны такому типу детей! Очень важна дружба, очень полезно, если у такого ребёнка будет домашнее животное (его друг!). Мягкость, забота, эмоциональное тепло и доброжелательная атмосфера – вот путь к успеху при воспитании ребенка с таким характером.
7. Неустойчивые – это тип, для которого получение удовольствия – это основная цель. Но у данного типа нет жизненной энергии и «дара общения», как у гипертима. Эти люди плохо организованы, правила не для них. Моральные нормы, как правило, не усваиваются. Имеют тягу к вредным привычкам. Отсутствуют серьёзные интересы. Часто этот тип присутствует среди правонарушителей. К положительным чертам характера можно отнести: лёгкое отношение к жизни и терпимость к другим. Данный тип характера формируется, как правило, при «попустительском» стиле воспитания, т.е. ребёнок растет «как трава», «сам по себе». Но может быть другой вариант – «гиперопека» родителей, где ребёнок изолирован от жизненных забот и невзгод, за него все решается, от него ничего не требуется! Хочется напомнить всем родителям, что воспитание ребенка должно происходить в адекватном стиле воспитания!
8. Конформные («как все») – основная «красная» нить их жизни – это не выделяться и жить «как все». Взгляды на жизнь очень стандартные, шаблонные. Они некритичны. Данный тип консервативен и не склонен к переменам, стараются перемен избежать, даже если они необходимы. Этот тип как бы адаптируется к обстоятельствам и людям, при этом не имея своего убеждения. Положительные черты: заботливы, уравновешены, «всем довольны». Благодаря людям данного типа характера в обществе поддерживается порядок и стабильность, передаются традиции. При воспитании ребенка данного типа следует как можно больше внимания уделять его интеллектуальному и культурному развитию. Чем богаче культурные традиции, которые он усвоит – тем лучше! Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!