Из опыта работы по программе "Перспектива"
В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Работая по УМК «Перспектива», в моей профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества.
Этот методический комплект помогает развить в ребенке интеллектуально – творческую личность. В УМК «Перспектива» реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах.
Учебные книги, входящие в комплект, обеспечивают личностную ориентацию обучения. Важными являются не только знания, которые нужно усвоить, но и специально разработанные способы усвоения и переработки учебной информации. Деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.
Выбор данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка, процессами гуманизации образования.
К каждому учебнику комплекта имеются рабочие тетради, что вносит разнообразие в работу над учебным материалом и снимает усталость детей от письма.
Реализация одной из ведущих идей УМК «Перспектива» личностно- ориентированного подхода к процессу обучения позволяет мне организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне. Построение содержания учебного материала в учебниках создает условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, обеспечивает ситуацию успеха за счет мер по преодолению трудностей обучения (логика построения содержания, способы, средства и формы организации учебной деятельности детей, система учебных заданий с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста).
Это, в свою очередь, дает мне возможность повышать свой профессионализм, искать новые методы и формы организации урока.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику элементы технологий, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету. В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.
В организации учебной деятельности придерживаюсь также преимущественно классических форм учебных занятий и планирую уроки в зависимости от их целей и содержания. Прежде всего - это урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; уроки выработки умений и навыков; повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний, закрепление, контроль и рефлексию; уроки развития речи; нетрадиционные уроки: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-игра. На уроках применяю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Из всего многообразия современных педагогических технологий и методов, которые помогают реально достичь цели образования в новых социальных условиях я считаю целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционными методами обучения, среди которых я использую следующие: практический, наглядный, методы контроля и самоконтроль.