Использование современных образовательных технологий

В первую очередь  имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

 Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок - игра, урок – сказка, урок – путешествие, КВН,);

  В качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «В слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», игра «Снежный ком», «Арифметическая эстафета».

В качестве технологии внеклассной работы (игры «Поле чудес», «Крестики – нолики», «Умники и умницы», «Хочу все знать»).

 Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

        Нестандартные уроки должны становиться уроками – праздниками, на которых каждый учащийся имеет возможность проявить себя активной и творческо – мыслящей личностью. Но с другой стороны слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету.

        Во избежании этого наряду с игровыми технологиями в своей работе я применяю технологию  проблемного обучения, которая способствует повышению эффективности уроков и активизирует познавательную деятельность учащихся. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, и развитие мыслительных способностей учащихся.

При использовании технологии проблемного обучения учащиеся усваивают материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у них потребности в знаниях, являясь активными участниками процесса обучения.

Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Применение здоровьесберегающих технологий, важная составная часть которых – рациональная организация урока, предполагающая чередование разных видов деятельности, эмоциональную разрядку на определённых стадиях урока.

С первых шагов знакомства с детьми я стараюсь как можно больше узнать о состоянии здоровья каждого ребёнка. Для этого беседую с их родителями, провожу анкетирование. Узнать о здоровье учащихся мне помогают результаты ежегодного медицинского осмотра врачами  больницы. Результаты медосмотра анализирую и сравниваю с предыдущими, отмечаю динамику для каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаем детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент. В конце урока предлагаем выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию с учителем, его требованиями, настроиться на урок. Основой приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Я не  забываю и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому за время урока мы стараемся чаще менять виды деятельности (в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроках).

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого я предлагаю задания  развивающие зрительную память, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Для повышения эффективности урока и решения здоровьесберегающих задач применяю различные виды дифференцированной помощи. Применение разноуровневой дифференциации является неотъемлемой частью учебного процесса и обуславливается различными уровнями подготовки учащихся. Сейчас я работаю во 2 классе. В классе 12 человек. Из них 1 ученица   обучается по индивидуальной программе, 1 ученик -  обучается по программе VII вида, остальные учащиеся имеют различный уровень интеллекта.  И поэтому индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:

  • разноуровневые задания;
  • различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом;
  • задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок;
  • индивидуальный  подход при оценивании знаний и умений.

У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Такие задания позволяют избежать монотонности на уроке и способствуют сохранению здоровья учащихся.

Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приемы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

Я учитываю:

  • способность к учебной деятельности (быстро ли схватывает учебный материал, глубоко ли его осмысливает);
  • познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
  • организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);
  • отношение родителей к учебе ученика, к советам учителя.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки  на разных этапах урока для тренировки и разминки:

  • артикуляционная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для пальцев;
  • упражнения для правильного дыхания;
  • коррекция осанки;
  • упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку.

 

Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке.

 

Важную роль в укреплении и сохранении здоровья детей играет внеурочная деятельность.

Я разработала программу развития познавательных способностей «Умники и умницы».

 На занятиях развиваю познавательные способности, интеллектуально творческий потенциал личности ребенка. Занятия провожу в игровой форме, это способствует развиваю познавательных способностей, умственных качеств, формированию общеинтеллектуальных умений, развитию кругозора и в конечном итоге – достижению хороших результатов.

 Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

Когда мы читали произведения о долгожителях. Выясняли,  кто может стать долгожителем. Что для этого нужно делать? (вести здоровый образ жизни).

Читая произведения по темам «Книга природы», «Волшебство слова» я учила детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.

Анализируя данные последнего медосмотра  пришла к выводу, что комплекс проведенных мероприятий способствует улучшению физического состояния детей.

Информационно-коммуникативные технологии использую на уроках, и во внеурочной деятельности. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир - «Путешествие по городу», «В Ботаническом саду», «Россия – Наша Родина», «Звездное небо»; русский язык - «Учим буквы», «Занимательная азбука», при закреплении знаний о гласных и согласных звуках, использую электронное пособие «Азбука», (применяю такие упражнения, как «Найди звук», «Составь звуковую схему», «Составь слово»);  литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д. Учитывая,  что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использую компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтение скороговорок, проведение физкультминуток. Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык». Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».  Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.

В своей работе я использую элементы технологии проектно – исследовательской деятельности. Я считаю, что данная технология современна и актуальна. Поэтому тема моего самообразования «Проектный метод - как один из способов реализации технологии  компетентностно - ориентированного обучения  в начальной школе».

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

- умение объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение каждого участника проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

 Темы исследовательских и проектных работ моих учеников разнообразные

 На уроках окружающего мира учащиеся с удовольствием добывают материал по разным вопросам и оформляют его в виде  рефератов и других творческих работ. «Календарь природы»,  «Наши зеленые друзья». «Птичья столовая», «Природа нашего села» ,«Растения зимой», «Домашние животные». Чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе –сила, «Все профессии важны, все профессии нужны», «Книга - лучший друг». 

 На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности.   «Осенние фантазии». «Поздравление учителям», «В мире закладки», коллаж «Дикие животные», «Открытка ветерану»Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Защита работ проходит в форме выпуска альбома, газеты, устного журнала, выступление на уроках, перед учащимися других классов.

Мне не всегда хватает времени для такого рода деятельности на уроках. И тут помогает курс «Учусь создавать проект». Это дает возможность знакомиться с азами проектирования. Я  знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации»,  «гипотеза» «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины.  Учу ставить вопросы, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять     результаты исследования.  Осуществляем коллективные исследования по плану, совместно выбираем методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы.  Помогаю ученикам на каждом этапе работы.  Использую методы: игры-занятия, составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки творческих работ.

Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:    

  • учатся планировать свою работу;
  • учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  • учатся работать с разными источниками информации;
  • учатся оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
  • выступают перед учениками своего классы и школы.
  • рисуют, фотографируют.
  • участвуют в конкурсах.

В 2009 – 2010 году (3 класс) разработали и реализовали  коллективный проект «После боя сердце просит музыки вдвойне».

В 2010 -2011 году  (4 класс) –  коллективный проект «В мире закладки».

К работе над проектами привлекаю родителей.

 В совместной деятельности (учитель-ученик-родитель) в 2011 – 2012 году (1 класс) был реализован проект «Большой России малый уголок».

Такая исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию.

 Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                       

Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени, дети учатся работать вместе, сплочённо.

Мои ученики принимают участие  и занимают призовые места в конкурсах различных уровней.

 Это  является итогом их и моей  работы учебно-исследовательской деятельности.