Использование современных образовательных технологий
В первую очередь имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок - игра, урок – сказка, урок – путешествие, КВН,);
В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «В слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», игра «Снежный ком», «Арифметическая эстафета».
В качестве технологии внеклассной работы (игры «Поле чудес», «Крестики – нолики», «Умники и умницы», «Хочу все знать»).
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Нестандартные уроки должны становиться уроками – праздниками, на которых каждый учащийся имеет возможность проявить себя активной и творческо – мыслящей личностью. Но с другой стороны слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету.
Во избежании этого наряду с игровыми технологиями в своей работе я применяю технологию проблемного обучения, которая способствует повышению эффективности уроков и активизирует познавательную деятельность учащихся. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, и развитие мыслительных способностей учащихся.
При использовании технологии проблемного обучения учащиеся усваивают материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у них потребности в знаниях, являясь активными участниками процесса обучения.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
Применение здоровьесберегающих технологий, важная составная часть которых – рациональная организация урока, предполагающая чередование разных видов деятельности, эмоциональную разрядку на определённых стадиях урока.
С первых шагов знакомства с детьми я стараюсь как можно больше узнать о состоянии здоровья каждого ребёнка. Для этого беседую с их родителями, провожу анкетирование. Узнать о здоровье учащихся мне помогают результаты ежегодного медицинского осмотра врачами больницы. Результаты медосмотра анализирую и сравниваю с предыдущими, отмечаю динамику для каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаем детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент. В конце урока предлагаем выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию с учителем, его требованиями, настроиться на урок. Основой приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Я не забываю и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому за время урока мы стараемся чаще менять виды деятельности (в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроках).
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого я предлагаю задания развивающие зрительную память, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Для повышения эффективности урока и решения здоровьесберегающих задач применяю различные виды дифференцированной помощи. Применение разноуровневой дифференциации является неотъемлемой частью учебного процесса и обуславливается различными уровнями подготовки учащихся. Сейчас я работаю во 2 классе. В классе 12 человек. Из них 1 ученица обучается по индивидуальной программе, 1 ученик - обучается по программе VII вида, остальные учащиеся имеют различный уровень интеллекта. И поэтому индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:
- разноуровневые задания;
- различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом;
- задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок;
- индивидуальный подход при оценивании знаний и умений.
У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Такие задания позволяют избежать монотонности на уроке и способствуют сохранению здоровья учащихся.
Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приемы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.
Я учитываю:
- способность к учебной деятельности (быстро ли схватывает учебный материал, глубоко ли его осмысливает);
- познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
- организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);
- отношение родителей к учебе ученика, к советам учителя.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки на разных этапах урока для тренировки и разминки:
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для пальцев;
- упражнения для правильного дыхания;
- коррекция осанки;
- упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке.
Важную роль в укреплении и сохранении здоровья детей играет внеурочная деятельность.
Я разработала программу развития познавательных способностей «Умники и умницы».
На занятиях развиваю познавательные способности, интеллектуально творческий потенциал личности ребенка. Занятия провожу в игровой форме, это способствует развиваю познавательных способностей, умственных качеств, формированию общеинтеллектуальных умений, развитию кругозора и в конечном итоге – достижению хороших результатов.
Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.
Когда мы читали произведения о долгожителях. Выясняли, кто может стать долгожителем. Что для этого нужно делать? (вести здоровый образ жизни).
Читая произведения по темам «Книга природы», «Волшебство слова» я учила детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Анализируя данные последнего медосмотра пришла к выводу, что комплекс проведенных мероприятий способствует улучшению физического состояния детей.
Информационно-коммуникативные технологии использую на уроках, и во внеурочной деятельности. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир - «Путешествие по городу», «В Ботаническом саду», «Россия – Наша Родина», «Звездное небо»; русский язык - «Учим буквы», «Занимательная азбука», при закреплении знаний о гласных и согласных звуках, использую электронное пособие «Азбука», (применяю такие упражнения, как «Найди звук», «Составь звуковую схему», «Составь слово»); литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использую компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтение скороговорок, проведение физкультминуток. Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык». Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия». Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.
В своей работе я использую элементы технологии проектно – исследовательской деятельности. Я считаю, что данная технология современна и актуальна. Поэтому тема моего самообразования «Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе».
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:
- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
- умение объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение каждого участника проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.
Темы исследовательских и проектных работ моих учеников разнообразные
На уроках окружающего мира учащиеся с удовольствием добывают материал по разным вопросам и оформляют его в виде рефератов и других творческих работ. «Календарь природы», «Наши зеленые друзья». «Птичья столовая», «Природа нашего села» ,«Растения зимой», «Домашние животные». Чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе –сила, «Все профессии важны, все профессии нужны», «Книга - лучший друг».
На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности. «Осенние фантазии». «Поздравление учителям», «В мире закладки», коллаж «Дикие животные», «Открытка ветерану». Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Защита работ проходит в форме выпуска альбома, газеты, устного журнала, выступление на уроках, перед учащимися других классов.
Мне не всегда хватает времени для такого рода деятельности на уроках. И тут помогает курс «Учусь создавать проект». Это дает возможность знакомиться с азами проектирования. Я знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «гипотеза» «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Учу ставить вопросы, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Осуществляем коллективные исследования по плану, совместно выбираем методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы. Помогаю ученикам на каждом этапе работы. Использую методы: игры-занятия, составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки творческих работ.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:
- учатся планировать свою работу;
- учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
- учатся работать с разными источниками информации;
- учатся оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
- выступают перед учениками своего классы и школы.
- рисуют, фотографируют.
- участвуют в конкурсах.
В 2009 – 2010 году (3 класс) разработали и реализовали коллективный проект «После боя сердце просит музыки вдвойне».
В 2010 -2011 году (4 класс) – коллективный проект «В мире закладки».
К работе над проектами привлекаю родителей.
В совместной деятельности (учитель-ученик-родитель) в 2011 – 2012 году (1 класс) был реализован проект «Большой России малый уголок».
Такая исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию.
Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.
Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени, дети учатся работать вместе, сплочённо.
Мои ученики принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различных уровней.
Это является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности.