Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Пушкина Людмила Юрьевна

Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережно отношение и гордость за достижения Родной страны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Как рассказать ребенку о войне».

Приближается великий праздник нашего народа -  75-летие Победы.

Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории.

Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме, в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно: проводятся тематические беседы, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, походы в музей, разучиваются стихи, песни. Родители в семье так же должны рассказать детям о Великой Отечественной войне.

Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывала о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах – героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ  примерно так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был  танкистом. Вот здесь он и стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.

Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.

Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

  • С.П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
  • Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненной войной, заставившей рано повзрослеть;
  • А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
  • С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
  • В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок» (в кн. «Денискины рассказы»). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • А.М Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
  • В.А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы, и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
  • К.Г. Паустовский «Стальное колечко». Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
  • И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
  • А.Шишов «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
  • Ю. Яковлев «Как  Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
  • Л. Кассиль «Твои защитники»;
  • С Михалков «День Победы».        

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смыл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

        Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов: «В бой идут одни старики»,  «А - ты – баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.

         Каждый родитель стремиться привить ребенку качества, которые в будущем помогут достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, бывает, что родители забывают  о таких важных понятиях, как «сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастаютв черствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге – человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым, жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении – исторический пример Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться!

        Советы родителям: как рассказать ребенку о войне

- Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

- Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

 - Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.



Предварительный просмотр:

Сценарий тематического мероприятия

в старшей и подготовительной к школе группе

День Победы

Звучит «День Победы» Арутюнова. Дети старшей  группы входят в зал, идут змейкой, встают около своих мест. Затем идут дети подготовительных групп, идут змейкой, встают около своих мест.

Ведущая. Дети, наступает знаменательный день в нашей жизни. Вся страна 9 мая будет отмечать День Победы. 72 года назад закончилась война с фашистской Германией. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем солдатам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом.

День Победы  9 мая –

Праздник мира в стране и весны,

В этот день мы солдат вспоминаем.

Не вернувшихся в семьи с войны.

Выходят двое детей 2 группы:

1 ребенок. В этот праздник

Мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу,

И вернувшим наш мир и весну.

2 ребенок. Уже давно закончилась война,

Она несла лишь горести и беды.

Сегодня отмечает вся страна

Великий славный праздник – День Победы.

Песня «О той весне».

Выходят трое детей 8 группы:

3 ребенок. Победа так была нам всем нужна

Чтоб звонко птицы в вышине запели,

Чтобы могла смеяться детвора,

Цвели цветы и травы зеленели.

4 ребенок. Как много жизней унесла война

Об этом свято помнят ветераны,

И в праздник надевают ордена

Ведь День Победы –

Праздник самый главный.

5 ребенок. Пусть гремит салют Победы

Этим светом мир согрет,

Нашим прадедам и дедам

Все. Все желаем долгих лет!

Песня «Салют Победы».
Дети садятся.

Ведущая. Летним воскресным утром 22 июня 1941 года на нашу страну напали фашисты. (Звучит голос Левитана). Впервый же день мужчины отправились защищать  свою Отчизну. Враг захватывал наши земли, бомбил наши города и села. Во время вражеских налетов людям было страшно, они прятались в бомбоубежищах – подвалах, подземных укрытиях, станциях метро. Взрослые брали с собой необходимое – одежду, питье, а  дети – игрушки.

                                      Инсценировка стихотворения «Утенок из ваты».

Выходят мама (воспитатель) и дочка.

Мама. Куда ты, дочка, собралась,

Ведь скоро прилетят.

Дочка. Ой, мама, я на этот раз

Забыла про утят,

Тот самый маленький один

Под бомбу бы не угодил.

Мама (подает ей утенка).

Здесь важный твой утенок, тут

Возьми и береги,

Уже зенитки наши бьют

В убежище беги.

(Слышаться разрывы бомб)

Ведущая. Они спускаются во тьму

Пока дадут отбой,

И шепчет девочка ему…

Дочка. Не бойся, я с тобой.      

Дети садятся.

Ведущая. Дети войны, вы детства не знали

Ужас тех лет от бомбежек в глазах,

В страхе вы жили, не все выживали

Горечь полынь и сейчас на губах.

Ведущая. Молчание. Ни голоса не слышно

Победу нынче празднует страна…

А сколько их девчонок и мальчишек

Осиротила подлая война.

Выходит девочка с медвежонком.

Ведущая. Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе.

Девочка(медвежонку). Кусочек хлеба – это очень мало,

Но крошечка достанется тебе.

Ведущая. Снаряды пролетали и взрывались

Смешалась с кровью

Черная земля.

Девочка. Была семья, был дом,

Теперь остались совсем

Одни на свете – ты и я.

Ведущая. А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнем,

И смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной

Приходила в дом.

Девочка. Ты слышишь, Миш,

Я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то,

Что слезы прячу,

За то, что наши

Сосенки горят.

Ведущая. И в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск

Полыхнул в окне.

(Звук взрыва).

И выбежала из дому девчонка.

Девочка. Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!

(Убегает).

Ведущая. Фашисты наступали, и тогда детей постарались увезти подальше от войны, в тыл. Потянулись эшелоны с детскими садами, школами в Сибирь и на  юг нашей страны. Дети уезжали, а мамы оставались, обнимали и целовали своих детей на прощание.

Выходит воспитатель и мальчик:

Воспитатель. Мальчик синеглазый,

Веточка моя,

Так еще ни разу

Не грустила я.

Тронутся вагоны

Через пять минут.

В первом эшелоне детский сад везут.

Дети страшных сказок

Слушать не должны,

Грохота фугасок

Топота войны.

Вас везут на кашу

Дальше на Восток.

Ты почаще маму

Вспоминай сынок.

Ведущая. В тылу школьники учились и работали. 12-летние дети шли на завод, наравне с взрослыми делать снаряды для орудий. Они убирали хлопок на полях Узбекистананаматерил для парашютов. Девочки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки. Туда клали: носки, шарфы, рукавицы, мыло и крепкий табак, и обязательно писали письмо, в котором желали победы над врагом.

Ведущая. По всей стране открывались госпитали, где лечили  раненых  бойцов. И первыми помощниками, санитарами были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для солдат концерты, ведь с музыкой любая боль легче переносится.

Выходит ребенок 8 группы.

                        Что с ногами, не пойму,

 Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

В пляску так и просятся.

                                                                    Полька «Прятки».

Ведущая. Война продолжалась, враг продвигался все дальше, и дальше и подошел к нашему городу.

Выходит ребенок 2 группы:

Окруженный врагами

В военные дни,

Город выстоял в битве с врагом

Это мы никогда забывать не должны,

Мы о городе поем.

Песня «Ржев».

Ведущая. 20 миллионов жизней унесла война. Но мы  никогда не забудем героев. Сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни.

Слушание песен «На безымянной высоте», «Журавли», «Алеша».

Ведущая. Давайте вспомним всех павших героев и склоним головы перед их подвигом. Почтим память погибших в той страшной войне минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущая. В годы войны среди бойцов были привычны шутки-прибаутки и просто пословицы и поговорки, которые помогали в трудную минуту. Я буду читать вам начало пословиц и поговорок, а заканчивать их будете вы.

         

  1.  Умный боец – везде …(молодец).
  2. Кто честно служит, с тем слава…(дружит).
  3. Для Родины своей – нет сил, ни жизни…(не жалей)
  4. Кто за правое дело стоит, тот всегда…(победит)
  5. Кто смел, тот … (на коня сел)
  6. Смелому горох хлебать, а несмелому – …(и щей не видать)
  7. Тяжело в учение…(легко в бою)
  8. Солдат спит,…(а служба идет)
  9. Каша густая - …(пища мужская).

Ведущая.  4 года продолжалась Великая Отечественная война. Наконец враг был побежден. Русские воины освободили не только нашу землю, но другие страны Европы. Они дошли до столицы Германии – Берлина и водрузили на Рейхстаге – красный флаг.

(Левитан объявляет о конце войны).

На улицы, площади городов выходили тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости. Незнакомые люди обнимали друг друга, пели, танцевали.

Выходит моряк (ребенок 9 группы).

Победа! Ура!

Ну-ка, моряки, выходите живее,

Да спляшите пляску веселее.


                                     
Танец «Бескозырка белая».

Выходят двое детей 9 группы:

1 ребенок. Спасибо героям, спасибо солдатам,

                   Что мир подарили тогда в 45 – том.

2 ребенок. Мы эту победу

                   Вовек не забудем,

                   Пусть мирное солнце

                   Сияет всем людям.

Песня «О мире».

Звучит марш «День Победы», дети идут змейкой, покидают зал.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Тема «Подарок ветеранам» с использованием нетрадиционной техники рисования узелковый батик.

Воспитатель МДОУ детский сад № 30: Пушкина Людмила Юрьевна

Дата проведения: 3 мая 2017 года

Цель: Развивать творческие способности дошкольников, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Задачи: 

- совершенствовать умение детей применять нетрадиционную технику рисования узелковым батиком;
- учить составлять гармоничную цветовую композицию;
- развивать художественный вкус, фантазию, творчество;
- развивать мелкую моторику;
- вызвать желание своими руками изготовить подарки ко Дню Победы для людей старшего поколения.

Предварительная работа: знакомство с техникой рисования узелковым батиком, его разновидностями. Беседы с детьми о предстоящем празднике дне Победы, чтение художественной литературы на военную тематику, просмотр видеороликов, слушание песен о ВОВ.

Материалы: пуговицы (3 шт. на каждого ребенка), ткань 30х30 см, гуашь, кисти разного размера, палитры, салфетки влажные и бумажные, аудиозапись песен о ВОв.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в группу старенькую сумочку. Эта сумочка моей бабушки, её зовут Анна Яковлевна Парадинская. Для моей бабушки эта сумочка очень важна и даже  драгоценна! А почему? Я вам сейчас расскажу.
      Приглашаю вас присесть и посмотреть , что же хранит моя бабушка.

(Достаю медали, удостоверения, поздравительные открытки, подарки от внучат)

       В преддверии праздника мне захотелось рассказать вам о своей бабушке. Зовут ее Анна Яковлевна. Ей 91 год.  Она участник Великой Отечественной войны, много и тяжело работала в годы войны. Когда началась война, моей бабушке было 15 лет,на тот момент она поступила учиться на швейную фабрику в город Ленинград.  В трудные военные года ей, как и многим её ровесникам, пришлось оставить учебу, спасать свой город от пожаров и много-много трудиться.  Бывало, что им – подросткам нужно было тушить дома после обстрела и бомбежки, рыть окопы, шить солдатам сапоги,  вязать теплые носки и варежки, отправлять на фронт посылки для солдат. Трудились не жалея сил и  знали, что своей работой помогают фронту, приближают долгожданную Победу! За этот труд многие мальчики и девочки были награждены медалями. Получала такие награды и моя бабушка! Именно их она так долго и бережно хранит!

       Каждый год, со слезами на глазах, моя бабушка принимает поздравления с Днем Победы от родных, близких, и даже  президента России! Бабушке очень приятно, что ее помнят,  не забывают. Она часто берет в руки свою сумочку и перебирает вновь и вновь свои «драгоценности».

       Ребята, а вы как думаете, можем ли мы с вами тоже поздравить ветеранов, людей старшего поколения с Днем Победы! Что мы можем сделать для них? (размышления и рассуждения детей)

       Ребята, я думаю, что каждый человек, будет рад получить в подарок цветы и предлагаю вам нарисовать  яркие цветочные композиции. Они могут быть разными, такими как вы захотите! ( показываю готовую картину в раме, но обращаю внимание, что дети могут изображать любые цветы)

Перед тем, как приступить к работе разомнем пальчики.

 Пальчиковая гимнастика. Наша армия.

Аты-баты!  Аты-баты!
(
поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой!      (
поочередно соединять пары пальчиков)

       Я приглашаю вас за столы. Рисовать мы будет с помощью знакомой вам техники- узелковый батик!  Цветы можете рисовать любые. Это и ярко красные маки, и  синие васильки, и желтые одуванчики.

Начнем с самого главного - будем завязывать узелки.

(Описание техники: возьмите пуговицы и расположите их на ткани так, как у вас будут располагаться цветы. На месте пуговок отметьте простым карандашом точки. Теперь берем пуговицу и подкладываем ее  снизу под ткань на место точки. И так все 3 пуговицы.
Теперь раскрасим узелки красками. На узелок капнем краской – это серединка цветка. Они могут быть одинаковыми или разными. Далее закрашиваем низ узелка - все складки. Так все три узелка).

Самостоятельная работа детей (музыкальное сопровождение, воспитатель помогает, советует).

Молодцы! Теперь нужно очень аккуратно развязать узелки.
Посмотрите, какая красота получилась. Работы все разные, не похожие друг на друга.

Можно дополнить свой рисунок – прорисовать листочки, стебельки, можно обвести контур цветков.

Основная часть работы готова, но цветы должны высохнуть, а когда высохнут,  мы их оформим в рамки. Получатся прекрасные картины, и вы их сможете подарить 9 мая пожилым людям.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Вся семья вместе и душа на месте»

Воспитатель: Пушкина Людмила Юрьевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное

Цель. Создать условия для формирования  уважения и любви к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:

Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях;

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья», видеоролик «Пряха» .

Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать (мама), отец (папа), брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена); Пополнение словаря ласковыми, уважительными словами  старинных обращений  к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Ход:

Воспитатель: Показывает рисунок «Славянская семья». Ребята, что изображено на рисунке? (ответы детей)

- Посмотрите внимательно, подумайте и скажите этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (размышления и ответы детей)

- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (размышления и ответы детей)

- Какую одежду носили в старину люди? (ответы детей)

- Как вы думаете, люди, изображённые на рисунке, живут в современной квартире?  (ответы детей)

- Как вы догадались, что они живут в старинной  избе? (ответы детей)

- Что обязательно было в каждой крестьянской избе?  (ответы детей)

- В старину печь называли душой дома, как вы думаете почему?

- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (ответы детей)

- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено  (использую видеоролик)

Воспитатель: Итак, благодаря рисунку мы  с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (ответы детей) Как можно назвать их одним словом? (ответы детей).

- Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.

- Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?

- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)

- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).

- Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).

- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).

- Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всём их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передавали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное,  он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.

Воспитатель: А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)

- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестёр)

- Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит её отец).

Воспитатель: Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой  были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры,  пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

(Проводится русская народная хороводная игра «Дубок»)

 Воспитатель: Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Обычаи передавались от отцов, и дедов к детям и внукам и со временем становились традицией.

- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались  друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу)

- Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Воспитатель:Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже  постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.

Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.

- Давайте и мы придумаем имена  членам этой дружной семьи (Дети обсуждают и предлагают).

- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван – сын Петра (Петров сын), внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появились фамилии.

Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок), и фамилия у них  произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.

- А родословная идёт от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.

Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи:

Воспитатель: Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось ТРИ поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Моя Родина – Россия»

Подготовила:  воспитатель Пушкина Л.Ю.

Цель: Создание условий для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну).

- Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.

- Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природном символе России – березке.

- Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.

- Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; 

- Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.  

Предварительная работа: Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, рассматривание карты России, рассматривание картин с изображением леса, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование: надписи названий станций, карта России, картины с изображением леса, березы, использование ИКТ,  презентация «Символы России», конверты с цветными полосками для дидактической игры «Собери флаг», картинки с изображением родов войск.

Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едем, едем, едем".

 

Ход НОД

Воспитатель:  Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья и добра.  Давайте мы так и сделаем (дети дарят друг другу улыбку).

- Ребята, как называется наша группа?

А на какой улице находится наш детский сад?

В каком городе мы живем?

- Правильно, молодцы!

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

 Ты не найдешь на карте той.

 Но мы всегда с тобой найдем

 Свою страну, наш общий дом.

 - Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей).

Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране - России, на поезде. Рассаживайтесь по вагонам. Отправляемся.  (Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едем, едем, едем").

 - Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая".

На планете много разных стран, но самая большая наша страна.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как  Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

- А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).

- Наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

Следующая станция, на которую мы прибыли называется "Лесная"

Загадки:

1. Нам в дождь и зной

  Поможет друг,

  Зеленый и хороший.

  Протянет нам десятки рук

  И тысячи ладошек. (Дерево)

2. Его весной и летом

    Мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки.  (Дерево)

-  Правильно! Это дерево. Россия - самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья вы знаете? (Дуб, осина, елка, клен, рябина, береза и др.)

Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза! Эти два символа неразделимы.

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную.

 В белом сарафанчике,

 С платочками в карманчике.

 С красивыми застежками,

 С зелеными сережками.

Физкультминутка:

 Руки подняли и покачали.

 Это - березы в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем,

 Это к нам птицы летят

 Как они сядут, тоже покажем

 Руки согнули назад. (Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).

Лес - это наше богатство. Что мы должны делать, чтобы сохранить это богатство? (беречь природу). А как мы должны беречь природу? (ответы детей). Правильно, молодцы!

Мы отправляемся дальше, занимайте места.

 Мы приехали на станцию “Государственная”

Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства? (Москва). Давайте послушаем стихотворение о Москве:

 Москва - это Красная площадь,

 Москва - это башни Кремля,

 Москва - это сердце России,

 Которое любит тебя.

-А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин В. В. Показать фотографию президента). Чем занимается президент? (Управляет страной). 

- Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн). 

- Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос,  окрашенным яркой         краской.        Называлось                это        стягом.
- Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов?
(Ответы детей). (Собирать вместе много людей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос (бело-сине-красного цвета) ввёл царь Пётр 1.

 Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети рассматривают на экране флаги разных государств).  

- Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать изображение с российским флагом). 

Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте.

- Как вы считаете, что напоминает нам белый цвет?

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).

- А что вам напоминает синий цвет?

 Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря). 

- Что символизирует красный цвет?

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло). 

Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг".
- Ребята у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский флаг. (Дети выполняют задание).   - Молодцы!

- Где мы можем увидеть флаг? (ответы детей)

А теперь поговорим о гербе. Что такое герб? Герб - это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России. Давайте с вами рассмотрим герб.

- Герб России представляет собой темно–красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Правой  лапой орёл сжимает скипетр (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.  Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на солнечные лучи,         а        сама        золотая        птица                на        солнце.
    В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и  
символизируют независимость России от других государств.
Грудь орла украшена щитом, на нём всадник  Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это эмблема, символ России.

- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.

 -А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.) Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

- Наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Поехали.

 Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная".

Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.

- Кто защищает нашу страну? (ответы детей)

- А кто такие защитники Отечества? (Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину).

 - А какие праздники  вы знаете в честь тех, кто защищает нашу страну? (День защитника отечества, День Победы).

Какие войска охраняют нашу Родину на суше? (Сухопутные войска). На море? (Военно-морской флот). А в воздухе? (Военно-воздушный флот). Каких военных вы знаете? (Ответы детей. Воспитатель выставляет картинки с изображениями на мольберт).

- А какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы будем отмечать 75 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив.

Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

 - Жить - Родине служить.

 - Кто за Родину горой, тот истинный герой.

- Родина любимая, что мать родная.

 - Человек без Родины, что соловей без песни.

 - Родина-мать, умей за неё постоять.

Воспитатель:  Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы? (Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

  Итог.

- Наше с вами путешествие подошло к концу.

-Ребята, что сегодня вам больше всего понравилось?

- Что нового вы узнали во время путешествия?

Воспитатель:

 Великую землю, любимую землю,

 Где мы родились и живем,

 Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

 Мы Родиной нашей зовем.

 



Предварительный просмотр:

Георгиевская ленточка является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране. К сожалению, немногие из тех, кто завязывает Георгиевскую ленту на своей одежде или цепляет ее на автомобиль, знает о том, что она действительно означает и как правильно её носить.C:\Users\Кнопка\Desktop\img0.jpg

История возникновения Георгиевской ленты

26 ноября (7 декабря) 1769 года императрица Екатерина II учредила награду для офицеров Русской Армии, вручаемую за личную храбрость проявленную на полях сражений — орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название — Георгиевская лента.C:\Users\Кнопка\Desktop\image.jpg

C:\Users\Кнопка\Desktop\DcrrDOOW4AAeNwS.jpg

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную систему СССР как "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата. Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя.

   Затем Георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсиламногие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.

2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета России «О государственных наградах РФ» было принято решение о восстановлении российского ордена Святого Георгия и знака отличия «Георгиевский крест».

И вот весной 2005 года на улицах российских городов впервые появилась «Георгиевская ленточка». Эта акция родилась стихийно, выросла она из интернет-проекта «Наша Победа», главной целью которого была публикация историй и фотографий времен Великой Отечественной войны. Ленточка стала своеобразным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами, праздничных гуляний во многих городах Российской Федерации.

Кодекс акции «Георгиевская лента»

1.Акция «Георгиевская ленточка» — не коммерческая и не политическая.

2.Цель акции — создание символа праздника — Дня Победы.

3.Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4.«Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционногобиколора Георгиевской ленты.

5.Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.

6.«Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

7.«Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8.«Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9.Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями.

10.«Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.

11.Это символ не сломленного духом народа, который боролся, победил фашизм в Великой Отечественной войне.

C:\Users\Кнопка\Desktop\9 мая\image (2).jpgC:\Users\Кнопка\Desktop\9 мая\image (1).jpg

C:\Users\Кнопка\Desktop\slide-10.jpgC:\Users\Кнопка\Desktop\img12.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по духовно-нравственному и   гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Ржева, номер дома, квартиры, телефона, этаж.

Материал: мяч

Ход игр. Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже », ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад »

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о его работниках.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д..Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры.  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры.  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

  Материал: иллюстраций, фотографий.

Ход игры. Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал:  иллюстраций, фотографий города Ржева и Тверской области.

Ход игры. Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

   

«Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры. Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

 «Наш микрорайон». 

Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

Ход работы. По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

Ход  игры: все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы.

Ход игры.  Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры.  Взрослый предлагает детям, выслушав предложение, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления.

Ход.  Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, Африка - африканец…

 «Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира.

 Ход игры. Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

 Ход игры: Медведю – берлога

                   Белке – дупло.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев

 Ход игры. Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  

Материал: «Малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

 Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

«Страны и народы"

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры. Дети ориентируются по плану и на макете.

        

« Узнай, о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.    

 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры.  Воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.-  

Дети называют.

             

«Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры:  чугун - чугунный, дерево - деревянный……

"Богатства недр земли».

           Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем  строении земли

           Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

           Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

 «Скажи какой»

 Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал:  Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Ход игры. Татарин -  татарский, мордвин -  мордовский…..

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).  

Ход игры 

Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д. 
  

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

  Цели: воспитывать внимание,  доброжелательность, готовность доставлять близким  людям радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь?»

  Цель: Развивать у детей сообразительность,  память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает  разное яранга, хата, изба…



Предварительный просмотр:

                                                                             

        

Дидактические игры

по духовно - нравственному воспитанию

                 ( старший дошкольный возраст)

        

        

Дидактические игры.

Тема: «Доброта!»

Игра № 1

«Поможем Федоре».

Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с  Федорой.

Федора.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от  Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра « Кто чем занят?»: дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).

Игра № 2

«Приходите в гости»

Дидактическая задача: учить детей оценивать поступки других.

Игровая задача. Быть вежливым.

Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.

Ход игры.

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички, мука и творог –

Вот и готов у лисицы пирог.

Корочка сверху поджариста.

- Входите, зверюшки, пожалуйста.

Мишка притопал вразвалку,

Волк опираясь на палку,

А зайчик сказал Лисице в ответ:

- Простите, дорогая, я плохо одет,

Сошью вот кафтан да пару сапог,

Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (ответы детей). Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (пожалуйста, простите). Давайте разыграем сценку.

Дети разыгрывают сценку, пожеланию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый - грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая – показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать). Если музыка грустная – показывают другое настроение (грустят, жалеют кого – то, провожают, скучают).

Игра № 3

«Поделись с товарищем».

Дидактическая задача. Создать  условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача.  Научить пса не жадничать, делиться с другими.

Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской  «Жадина»:

Пес

Шагал

По переулку.

Он жевал

Большую

Булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Сел пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Не дал!

Подошла

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Мяушка.

Встал

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Не дал!

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Корочку!

Сел

Пес,

Стал  гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

- Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №4

 «Книжкины помощники»

Дидактическая задача.  Поощрять желание детей трудиться, помогать другим.

Игровая задача. Помочь книжке, маме, воспитателю.

Игровые правила. Правильно выбрать карточку.

Ход игры

Воспитатель приносит разорванную книжку. Книжка охает и вздыхает.

Книжка.

Страницы в книге разорвали,

Обложку глянцевую смяли,

Теперь пылюсь на полке дальней,

Никто читать меня не станет.

В о с п и т а т е л ь. Книжка, не вздыхай, мы с ребятами отремонтируем твое платье.

Дети выдвигают предложения по ремонту книги; берут бумагу, ножницы, клей и ремонтируют обложку; прозрачным скотчем заклеивают страницы. Книга стала опрятной, теперь её можно поставить на первую полку, взять почитать.

Игра «Чем помочь». Воспитатель - ведущий показывает картинку, а дети показывают карточку с ответом. Если на картинке изображен засыпанный листьями двор, то дети ищут карточку с изображением метлы; если не глаженное белье на стуле – карточку с изображением утюга; если сложенные бревна – карточку с изображением пилы. Далее ребята могут изобразить действия в соответствии с карточкой.

Игра № 5

«Не забывай о товарищах»

Программное содержание. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку.

Подготовка к игре. Заранее собрать корзину наиболее любимые детьми игрушки для предстоящей прогулки. Подготовить для инсценировки кукол (Алешу и Наташу),  одежду для кукол, мелкие игрушки, ширму для кукольного театра.

Ход игры.

Дети одеваются на прогулку. В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа.

Воспитатель. Алеша и Наташа, здравствуйте. Вы пришли к нам в гости? Собирайтесь на прогулку, пойдете гулять вместе с нами.

Алеша и Наташа начинают неверно и неаккуратно одеваться, выхватывать друг у друга игрушки.

Дети. Как наш Юра! (Они смеются, а Юра смущен).

Воспитатель. Алеша и Наташа, вы не умеете собираться на прогулку, наши ребята сейчас научат вас.  Дети, покажите Алеше и Наташе, как надо одеваться на прогулку. (Дети одеваются, куклы внимательно смотрят, высказывают свое отношение к увиденному и сами начинают одеваться).  – А теперь, Юра, - говорит воспитатель, - покажи, пожалуйста, какие любимые игрушки наших ребят ты возьмешь на прогулку. (Юра тщательно отбирает игрушки.) Дети, для всех ли Юра взял игрушки? Ни о ком не забыл? Молодец, Юра!

В средней группе новое значение приобретает  воспитание культуры трудовой деятельности, где формируется ответственность за порученное дело, согласованность действий, понимание значения результатов своего труда для других. В этой группе во второй половине года под руководством воспитателя вводятся дежурства. Хорошей подготовкой к ним могут служить следующие игры-упражнения.

Игра № 7

«Дарим своё тепло»

Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.

Игра № 8

«Кривое зеркало»

Цель: развитие умения понимать эмоциональное состояние сверстников; повышение эмоционального настроя детей.

Описание игры: ребёнок встаёт перед «воображаемым зеркалом». В «зеркале» другой ребёнок старается изобразить, повторить все движения своего двойника.

Игра № 9

«Путаница»

Цель: способствовать сплочению коллектива, осознание своей значимости в общем деле, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Описание игры: дети встают в круг, соединяют руки в разных направлениях, чтобы получилась «путаница». Задание распутать «путаницу», не расцепляя рук.

Игра № 10

«Царевна Несмеяна»

Цель: повышение интереса, развитие внимательности и чуткого отношения к эмоциональному состоянию сверстников.

Описание игры: детям по желанию предлагается «рассмешить, поднять настроение» у другого участника игры в роли «Царевны Несмеяны».

Игра № 11

"Эмоции в игре четвертый лишний"

Цель: развивать умение узнавать, называть, передавать эмоции, пользоваться мимикой и жестами; выражать чувства соответственно ситуации; замечать эмоции и чувства других людей, развивать мышление детей.

Описание игры:

1) Рассмотреть, определить, назвать эмоцию. Рассказать, когда и в каких случаях такие эмоции проявляются.

2) Классификация: попросить детей разложить фотографии с эмоциями на положительные и отрицательные.

3) Вспомнить и назвать сказочных героев, которые выражали такие же или похожие эмоции и чувства.

4) Положить фотографии лицевой стороной вниз, взять и, не называя, изобразить эмоцию (используя мимику и жесты, другим детям, а они должны определить.

5) Определить какая эмоция лишняя и почему

Игра № 12

«Волшебные ромашки и грозные тучки».

Цель: учить восприятию целостного образа узнавания эмоций, развитие внимания, складывать картинку разрезанную на 4 части с усложнением до 7 частей, для каждого ребенка раздается индивидуально тот кто слабее ему полегче (4-5 частей) .

Ход игры: Игру можно использовать как часть занятия. Разложить перед детьми на столе в конвертах разрезные картинки со знакомыми предметами. Ромашка с различными эмоциями (картинки распечатаны на плотной бумаге и разрезаны на части). Детям - участникам игры предлагаю сложить картинку так, чтобы получился целый предмет. После этого нужно изобразить эмоцию которую они собрали, кто первый собрал тот победил.

Игра № 13

«Доброе сердце»

Задачи:

1. формировать у ребенка способность к сопереживанию

2. умение отзываться на горе и радость других людей

3. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям

Оборудование: сердце из картона в середине вырезанное окошечко

Правило и ход игры :

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами, сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 14

«Приветствие»

Цель: познакомить детей и родителей друг с другом, познакомить с ритуалом приветствия.

 А теперь назовем  имена друг друга. Мамы (папы)  называют имя своего ребенка, а дети - своего родителя.  

Ребята, а давайте научим  пап и мам  здороваться так, как мы это делаем на занятиях.

Ритуал приветствия:

Здравствуй друг,    (здороваются) 

Как дела?         (кладут руки на плечо)

Где ты был?            (трогают мочку уха)

Я скучал!

Ты пришёл?!           (удивляются)

Хорошо!                 (обнимаются)  

Вот какие мы молодцы! А теперь сделаем  большой круг.

Ребята, скажите, пожалуйста, как можно нас всех назвать? (группа)

Да, мы группа! Мы все вместе играем, занимаемся, нам очень важно любить друг друга и называть по имени. Это очень приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят и уважают.

Игра №  15

«Круг знакомства»

Цель: закрепить знание  имен детей и родителей.

Ребята у меня в руках сердце. Это сердце даёт тепло, дружбу, любовь. Я предлагаю его вам и называю своё имя. Меня зовут Людмила Николаевна. А  теперь передавайте сердце по кругу и называйте свои имена (дети и родители передают сердце по кругу и называют свои имена).

Ну вот, сердце вернулось ко мне.

Игра № 16

«Пожелания»

Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения

слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства.

Ребята, мы с вами по очереди пожелаем нашим мамам и папам  что-нибудь хорошее и начнём своё пожелание с таких слов: «Дорогая моя (мой) мамочка (папочка), я желаю тебе…». Вместе с пожеланиями мы будем передавать сердце. (Дети говорят пожелания и передают сердечко друг другу). Молодцы! Пожелания ваши просто замечательные! Сердце снова у меня

Игра № 17

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.

Игра № 18

«Найди своего ребёнка»

Цель: повысить самооценку, развитие тактильных ощущений.

А вы, родители,  хорошо знаете своих детей? Сможете узнать своего ребенка закрытыми глазами?

Сначала пощупайте ладошки своего ребенка. Теперь попробуйте узнать своего ребенка с завязанными глазами по ладошкам. А вы, ребята, стойте тихо и не подсказывайте своим родителям.  (Взрослый ищет своего ребенка с завязанными глазами).

Игра № 19

«Доброе сердце»

  Посмотрите, это - сердце. (Ведущий показывает большое сердце из бумаги). Вот оно, какое большое «доброе сердце»! Мы все вместе поместимся в нём! Ведь каждому из нас есть в нём место, и мы сейчас это увидим (раздаёт маленькие сердечки).

 Ребята, нарисуйте на своём сердечке подарок для своей мамы (папы), а родители – для своего ребенка (дети и родители рисуют).