Ранняя профориентация
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ресторан общественного питания KFC» в старшей группе | ||
Задачи:
| ||
Обогащение жизненного опыта | Приобщение к художественной литературе | Обогащение игрового опыта |
Беседы: «Что такое ресторан общественного питания?», «Кто работает в ресторане?», «Что такое меню?», «Зачем людям нужны деньги?», «Семейный бюджет». Цель:
| «Повар» (С. Чертков) Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда Ждёт вас вкусная еда. «Официант» В кафе нас ждёт официант. Одет красиво, словно франт. Он стол для нас сервировал, На нём приборы расставлял. Он знает точно этикет, Предложит блюда на обед, Десерт подаст нам без проблем, Чтоб были мы довольны всем. | «Кто трудится, кто играет» - Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой). «Кто что делает?» - Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. «Денежный поток» - развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний. «Семейный бюджет» - познакомить воспитанников с семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств, научить воспитанников рассчитывать свои доходы и расходы на месяц. |
Пальчиковая гимнастика | ||
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят» Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы
| ||
Совместная игровая деятельность Рисование: «Фрукты и овощи» Лепка: «Хлебобулочные изделия». Аппликация «Фрукты». Рассматривание картины: «В кафе». Чтение художественной литературы:
| ||
Предметно-игровая среда | ||
Фартуки, блокнот и карандаш для официантов, таблички с надписями:" Администратор кафе", "официант" наборы посуды, подносы, меню, скатерти, полотенца, салфетки, наборы продуктов, деньги, чеки, посуда с логотипом KFC. | ||
Игровые роли | ||
Повар, администратор, кассир, официанты, посетители, уборщица, мойщик посуды, и др. | ||
Обогащение и активизация словаря | ||
Администратор, кофейная посуда, миксер, кофеварка, папки-меню, заказ, расходы, чек, зарплата и т.д. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Консультация для воспитателей
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Агаханова Наида Казибеговна
Когалым, 2019
Ранняя профориентация – в настоящее время является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений. К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи.
В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Мастер-класс для воспитателей
«Ранняя профориентация дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Агаханова Наида Казибеговна
Когалым, 2020
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.
3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе.
Эта тема выбрана мной неслучайно: т.к. ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Наша задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Больше всего дети дошкольного возраста любят играть. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – это формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной». В старину профессий было мало, и все они вместе с царем вполне могли поместиться на одном крыльце. С тех давних времен сохранились письма и книги, в которых имеются данные о профессиях. Их насчитывалось всего 200».
1. Игра «Что зашифровано»
Ведущий предлагает угадать, что зашифровано в словах по первой букве слов.
пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко. (ПРОФЕССИЯ)
2. Игра «Назови профессию»
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию (Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)
3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты (Фармацевт)
4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. нотариус
3. Игра «Волшебная палочка»
Участники встают в круг, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет профессию, участники предмет, который относится к профессии.
Примеры:
Доктор – градусник
Учитель – доска, мел, учебник,
Строитель – кирпич
Музыкант – ноты….
Шофер – машина, руль, рычаг
Продавец- касса
Банкир –
Швея – иголка, нитки…
Полицейский и т. д.
4. Игра «Что в ящике?»
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)
5. Игра «Головоломка»
Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
6. Игра «Самая, самая…»
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
4. Самая волосатая (парикмахер.)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)
6. Самая смешная (клоун, пародист.)
7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель,
массовик-затейник.)
8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).
7. Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят».(Пародистом)
2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)
3. Красная Шапочка. (Социальным работником)
8. Игра «Кто что делает?»
Косметолог – делает макияж и косметические маски.
Эколог – защищает природу.
Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.
Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.
Дизайнер – оформляет помещения.
Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь.
Игра «Профессии XXI века»
Веб-мастер, маркетолог, фандрайзер, PR- агент, имиджмейкер, лоббист, дизайнер, титестер, менеджер, флорист, дистрибьютер, программист, клерк, провизор, стрингер, маклер, дантист, фармацевт, полицейский, нотариус, репортер, пиротехник.
Игра «Старые или ушедшие профессии»
Стрелок, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже сейчас в России более семи тысяч. И все время появляются новые.
9. Игра «Знаешь ли ты?»
Назовите, кем были по профессии эти известные писатели и поэты:
А. П. ЧЕХОВ – врач, М. М. ПРИШВИН – агроном, В. ШЕКСПИР - актер, А. С. ГРИН – разнорабочий в артели.
10. Игра «Продолжи пословицу»
1. Без труда …
2. Один в поле …
3. Семь раз отмерь …
4. Один пашет, семеро …
5. Терпенье и труд …
6. Дело мастера …
7. У ленивца обе руки …
8. К большому терпенью придет и …
11. Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке,нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит науровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора
профессии?
Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме.
Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.
И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека.
Литература
Образовательная программа ДОУ на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т. И. Гризик, Е. М. Соловьевой.
Т. И. Гризик «Познаю мир» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Радуга»). Москва 1995.
Справочник старшего воспитателя / авт. -сост. Н. А. Кочетова и др. - Волгоград: Учитель, 2017
Т. А. Шорыгина «Беседы о профессиях»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала: воспитатель
Агаханова Н.К.
Когалым, 2020
Аннотация
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, и входит в социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Реализация содержания по образовательным областям происходит в разных видах детской деятельности. Для социально-коммуникативного развития – это самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), для познавательного – исследование объектов окружающего мира.
Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала. Однако, анализ состояния ранней профориентации позволил выделить противоречие между растущей актуальностью ранней профориентации, богатством информационного поля и недостаточной разработанностью организационно — методических условий её проектирования и средств реализации.
Для организации системной, планомерной работы воспитателей в МБДОУ разработаны методические рекомендации о сопровождении ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, специалистами детских дошкольных учреждений.
Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.
Ранняя профориентация призвана:
— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно — пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Реализация комплекса позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
-ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
-называет профессии разных сфер экономики;
-различает профессии по существенным признакам;
-называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
-выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
-объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
-объясняет роль труда в благополучии человека;
-имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
-моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
-эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками с использованием форм и методов, соответствующих ФГОС ДО.
Формы и методы профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:
— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);
— игровой (квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:
-приближение детей к труду взрослых;
-приближение работы взрослых к детям;
-совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).
Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация, конструирование — все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий, в том числе, с родителями детей, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, к светофору, на почту, на работу к родителям.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
Не менее эффективными являются виртуальные экскурсии. При помощи медиа технологий возможно переместиться на любое производство.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
— игры с предметами («Собери набор повара»; «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами»);
— настольно-печатные игры («Ассоциации», «Найди два одинаковых инструмента»);
— словесные игры («Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»).
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно — игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».
В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья — хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День шахтера, День дошкольного работника, День учителя, День железнодорожника.
Участие детей в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях также может носить профориентационный характер.
Квест-игра — уникальная форма образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно — исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения квеста по профессиям в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, связанные с темой «Профессии» и находят подсказки.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Сюжетно-ролевая игра — не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно — ролевых игр:
-воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);
-принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
— правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
-передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
-самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
-договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
-строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
-находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (шахтер, продавец, полицейский, пожарный, врач, водитель, журналист). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
-вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
-расширять набор сюжетов для игр («Служба спасения», «Развлекательный центр», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии»;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями;
-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
-оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
-организация мини-музея «Профессии наших родителей»;
-изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Например, средства музейной педагогики помогут заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников. Организация мини-музея «Профессии наших родителей» в группе способствует расширению знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе, а также формированию у детей потребности задуматься о выборе будущей профессии.
В музее собираются экспонаты – предметы, относящиеся к профессиям родителей детей группы. Это могут быть реальные вещи, одежда, головные уборы и изготовленные своими руками. На полках для соответствующих профессий размещаются папки с пословицами о труде, беседами, стихотворениями о профессиях, фотографиями родителей на рабочем месте. Коллекции мини-музея и печатные материалы используются в различных видах детской деятельности: сюжетно-ролевых играх, игровых ситуациях и т.д.
Для мини-музея совместно с родителями и детьми можно изготовить календарь профессиональных праздников на мастер-классе «Календарь профессий «Трудовичок». Проведение мастер-класса способствует развитию у воспитанников эмоционального отношения к многообразию профессий. Рассматривая листы календаря, ребенок испытывает гордость за родителей, положительные эмоции.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П О В А Р К О Л П А К
1- ; 2- ; 3- ; 4- ; К У Х Н Я П О В А Р П О С У Д А К А С Т Р Ю Л Я