Инновационная деятельность
Инновационная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории
«Наураша»
Разработала: воспитатель
Агаханова Н.К.
Когалым, 2020
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев.
Современное общество стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Стране нужны граждане с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения.
Перед образовательными учреждениями встала задача: воспитать человека творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание условий, обеспечивающих поддержку детской инициативы, формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
Одним из наиболее продуктивных методов для реализации поставленных задач является детское экспериментирование. Это активная деятельность правильной организации, в которой дети становятся субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. Экспериментальная деятельность дошкольников способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной техникой, современные детские сады, одним из которых является наш МАДОУ г.Когалыма «Буратино», стараются оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный процесс в ДОУ строится с интенсивным применением инновационных образовательных технологий. Одной из таких программ в нашем детском саду является специальная детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
В данном оборудовании нашли применение интерактивно - мультипликационные технологии ведущих российских педагогов и разработчиков. Так, в игровой форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля, могут померяться силой, узнают о пульсе. В комплекте имеется 8 образовательно-игровых модулей, что позволяет ребенку свободу выбора для экспериментирования, а педагогу возможность в игровой форме познакомить с различными природными явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления, моделировать исследовательскую деятельность, наполняя новым содержанием с учетом степени сложности.
Главная задача лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Организация образовательного пространства с помощью цифровой лаборатории обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, экспериментирование с различными материалами.
Способы работы с лабораторией:
-работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
-дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента;
-возможность работы в «свободном режиме»: педагог имеет возможность реализовать собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
-возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
-возможность повторить эксперимент.
Занятия с дошкольниками в такой мини - лаборатории позволяют формировать целостную картину мира, расширять кругозор дошкольника, формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
У ребенка есть возможность в игровой форме и с большим интересом совершать свои первые научные открытия. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку окружающий мир не всегда является понятным и доступным к комфортному детскому восприятию: он может быть слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Наблюдения, измерения, сравнения в процессе игровых заданий и экспериментов помогут обогатить жизненный опыт детей. На усмотрение педагога, в зависимости от условий проведения и уровня подготовки детей, работа с лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Организм человека», «Правильное питание», «Солнце, воздух и вода - факторы закаливания», «Сердце - главный орган кровеносной системы. «Пульс», «Бытовые электроприборы», «Развитие растений, условия, необходимые им для роста», «Свойства и состояния воды», «Земля - большой магнит», «Солнце - источник тепла и света». На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Дошкольник получает бесценный опыт, который лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Что в свою очередь, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного ступеней образования.
В совместной деятельности со сверстниками и педагогом ребенок приобретает навыки общения, умение договариваться; учится сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Использование интерактивного оборудования погружает дошкольника в образовательную игровую атмосферу, главным героем которого является он сам. Учится различать условную и реальную ситуации, приобретает навыки соблюдения правил и социальных норм. Это те качества, которые определены целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного возраста. В целом использование такого оборудования позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Теоретический анализ методологической направленности данной программы показывает, что использование интерактивного оборудования в комплексе с традиционными методами обучения может внести значительный вклад в образовательный процесс, а сфера его применения может быть ограничена только фантазией. Мы делаем только первые шаги. Но, уже можно предположить, что использование оборудования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечит педагогам новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Безусловно, использование интерактивного игрового оборудования в педагогическом процессе позволяет не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня взаимодействия между взрослыми и детьми на всех этапах педагогической деятельности.