2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся

Ашакай Айлаана Аракчааевна

1. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ, РТ

 

 

 

 Сведения о внеурочной деятельности.

 

Наименование кружка,

секции, факультатива,

элективного курса

Разработанная

программная

документация

 

 

Дата и № протокола

утверждения учебно –программной документации

1.Программа внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

Направление: общеинтеллектуальное

 3 класс

Рабочая программа (Пояснительная записка

содержание программы, календарно-тематическое планирование, литература)

 

24.08.2019, протокол № 4

2. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Направление: общеинтеллектуальное

3 класс

Рабочая программа (Пояснительная записка,

содержание программы, календарно-тематическое планирование, литература)

 

24.08.2019, протокол №4

3. Программа внеурочной деятельности «Развитие речи»

Направление: общеинтеллектуальное

3 класс

Рабочая программа (Пояснительная записка,

содержание программы, календарно-тематическое планирование, литература)

 

24.08.2019, протокол №4

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                               

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 в действующей редакции);
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»; 
  • образовательной программы курса «Развитие познавательных способностей» Л.В. Мищенковой.

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта «Занимательный русский язык» (учебное пособие в 2-х частях) под редакцией Л.В. Мищенковой, издательство «РОСТ», 2012 год.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить  знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса: развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение  словарного запаса; совершенствование общего языкового развития обучающихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;  формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления, приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Рабочая программа по курсу «Занимательный русский язык» ориентирована на обучающихся 3 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.

Формы и методы работы: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса «Занимательный русский язык»

Личностными результатами изучения курса   в  3-м классе является формирование следующих умений:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих умений.

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Программа  курса дает  возможность достижения результатов второго уровня.             

Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

3 класс (34 ч)

Содержание

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации занятий

Фонетика.

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  

допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Словообразование.

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Лексика.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Морфология.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Занимательный русский язык»

34 часа (1 раз в неделю)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

Да здравствует русский язык

1

Вежливые слова

1

Поговорки и пословицы

1

Игротека. Использование в речи вежливых слов

1

Запоминаем словарные слова

1

Растения во фразеологизмах

1

Животные во фразеологизмах

1

Игротека. Использование фразеологизмов в речи

1

Я не поэт я только учусь

1

Как морфология порядок навела

1

Игры с пословицами

1

Игротека. Употребление пословиц в речи

1

И снова животные во фразеологизмах

1

Кое-что о местоимении

1

Познакомимся поближе с наречиями и числительными

1

Игротека.

1

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

1

Про корень и про окончания

1

Про суффикс и про окончание

1

Игротека. Разбор слов по составу

1

Непроизносимые согласные

1

Учимся различать приставку и предлог

1

Учимся писать « не» с глаголами

1

Игротека. В гостях у глагола.

1

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

Его величество ударение

1

Поговорим о падежах

1

Игротека. В гостях у имени существительного.

1

Сложные слова

1

От архаизмов до неологизмов

1

По страницам энциклопедий

1

Игротека. Правописание сложных слов

1

Повторяем

1

Повторяем, повторяем…

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной основной образовательной программы: В 2-х книгах/ под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2013 и на основе авторской программы: Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2015.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Программа «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников по научно-познавательному направлению.

Актуальность программы – определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание программы – введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант актуальных вопросов математики.

Практическая значимость – обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данная программа позволит: ознакомится со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления. Решение математических задач  закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческая работа, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы «Занимательная математика», должны быть основаны на любознательность детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и представляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задачи рассчитаны на работу на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность. Формы организации на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Цель и задачи программы

Цель – развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся в различных областях математики
  • расширить математические знания в области многозначных чисел
  • учить правильно применять математическую терминологию
  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся
  • формировать имение рассуждать
  • формировать интеллектуальные умения
  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, использовать догадку, строить т проверять простейшие гипотезы.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Общая характеристика программы

Принципы программы «Занимательная математика»

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание программы направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения некоторых приёмов решения нестандартных задач  - возможно усвоение и за 36 занятий (1 год обучения).

Программа ориентационная. Она осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Рекомендуемая структура занятия.

Орешки для ума (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способы вызвать интерес рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

Играй, да дело знай (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств. но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

Смекай, решай, учись (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

Задачи профессора Маконгуру (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

Исследуй, проектируй, твори (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Загадки Весёлого карандаша (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребёнка различные области руки, предплечья, пальцев и так далее. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.

Для Юных Любителей Математики - раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки.

Описание места программы «Занимательная математика»

во внеурочной деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения: 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю). Итого 34 часа.

Изменения, внесенные в рабочую программу.

Изменения, внесённые в рабочую программу  «Занимательная математика», определены федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.  В структуру данной рабочей программы «Занимательная математика» мною добавлены разделы:

1.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Занимательная математика».

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Занимательная математика».

3.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

4. Формы и средства контроля.

Развивающий курс для младших школьников «Заниматика» Холодовой О.А. представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей и включает 32 занятия за учебный год.  В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей» по внеурочной деятельности занятия по занимательной математике проводятся: 1 час в неделю. Итого 34 часа. По сравнению с авторской программой количество занятий увеличивается на 2, поэтому  мною внесены изменения в тематическое планирование предмета.

Изменения, внесенные в тематическое планирование:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

 по рабочей

программе

3 класс

Тема1. Город Закономерностей  7 часов

Порядковый проспект

5

5

Улица Шифровальная

1

1

«По морям, по волнам...»

1

Тема 2. Город загадочных чисел  8 часов

Улица Ребусовая

2

2

Вычислительный проезд

2

2

Улица Магическая

1

1

Порядковый проспект

1

1

Цифровой проезд

1

1

«Сказка ложь, да в ней намек...»

1

Тема 3. Город Логических Рассуждений 8 часов

Улица Высказываний

1

1

Проспект Умозаключений

1

1

Проспект Логических задач

3

3

Площадь Множеств

1

1

Проспект Комбинаторных задач

1

1

«Там на неведомых дорожках...»

1

Тема 4. Город Занимательных Задач  8 часов

16.

Семейная магистраль

1

1

17.

Временной переулок

2

2

18.

Денежный бульвар

1

1

19.

Улица Величинская

2

1

20

Смекалистая улица

1

1

21

Хитровский переулок

1

1

22

«В рыцарском замке»

1

Тема 5. Город Геометрических Превращений  3 часа

23

Конструкторский проезд

2

1

24

Окружная улица

1

1

25

Художественная улица

1

1

Всего

32

34

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате изучения программы «Занимательная математика» обучающиеся получат возможность   формирования

        Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении различных заданий;
  • Развитие внимательности, настойчивости. Целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • Воспитание чувств справедливости, ответственности;
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • Формирование этических норм поведения при сотрудничестве, развитие умения делать выбор в предложенных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы.
  • Моделировать алгоритм решения числового кроссворда.
  • Анализировать правила игры. Включаться в групповую работу. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи. Искать и выбирать нужную информацию. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Воспроизводить способ решения задачи. Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. Участвовать в учебном диалоге. Конструировать несложные задачи.
  • Выделять фигуру заданной формы. Составлять фигуры из частей, выявлять закономерности в расположении деталей. Моделировать объемные фигуры из разверток.

Предметные  УУД

  • Признаки предметов. Отношения. Название и последовательность чисел от 1 до1000. Сложение и вычитание в пределах 1000. Таблица умножения и соответствующие способы деления. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Меры. Единицы длины. Единицы массы, времени, объема.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. Задачи на доказательства. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов.
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо». Маршрут движения. Геометрические узоры. Симметрия. Расположение деталей. Разрезание и составление фигур поиск заданных фигур. Танграм. Паркеты и мозаика.

Содержание программы «Занимательная математика»

Программа «Занимательная математика» для начальной школы является интегрированным. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок.

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия.

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Блок логических и занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, другие обозначения, указывающие направление движений

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.

Анализировать расположение деталей разных фигур, треугольников, уголков, счётных палочек в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей, оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;
  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;
  • выпуск математических газет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тематическое планирование

Класс 3

Учитель Губина Марина Николаевна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению: «Занимательная математика» Губиной М.Н.

Учебник: Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» 3 класс, в 2-х ч. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ, 2017.

Дополнительная литература:

Холодова О.А. Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика».– М.: Издательство РОСТ, 2015.

Тематический план  

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

 по рабочей

программе

3 класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

Тема1. Город Закономерностей  7 часов

1

Порядковый проспект

5

Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию.

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов).

Описывать объект, называя его составные части и действия.

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект.

Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. 

Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного  «волшебного квадрата».

Находить неизвестные объект операции, результат операции, выполняемую операцию, обратную операцию.

Выполнять действия по алгоритму.

Читать и строить простейшие алгоритмы.

Составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Формулировать условия

2

Улица Шифровальная

1

3

«По морям, по волнам...»

1

Тема 2. Город загадочных чисел  8 часов

4

Улица Ребусовая

2

Записывать различными цифрами количество предметов.

Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам.

Составлять последовательности предметов, чисел и другое, по заданному правилу.

Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием, умножением и делением.

Сравнивать разные способы вычислений и выбирать наиболее рациональный способ.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме.

Читать и записывать многозначные числа римскими цифрами.

Решать занимательные задачи с римскими цифрами.

Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

5

Вычислительный проезд

2

6

Улица Магическая

1

7

Порядковый проспект

1

8

Цифровой проезд

1

9

«Сказка ложь, да в ней намек...»

1

Тема 3. Город Логических Рассуждений 8 часов

10

Улица Высказываний

1

Отличать высказывания от других предложений. Приводить примеры общих, частных и единичных высказываний.

Определять истинные и ложные высказывания. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

Строить высказывания с использованием связок  И, ИЛИ.

Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не».

Делать выводы.

Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические).

Составлять множества, заданные перечислением и общим свойством элементов. 

Определять принадлежность элементов данному множеству.

Определять принадлежность элементов пересечению и объединению множеств.

Моделировать пересечение геометрических фигур с помощью предметных моделей.

Наглядно изображать множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Использовать язык множеств для решения логических задач.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Строить схему-дерево возможных вариантов. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другое).

Читать и заполнять несложный готовые таблицы. Анализировать данные таблиц.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

11

Проспект Умозаключений

1

12

Проспект Логических задач

3

13

Площадь Множеств

1

14

Проспект Комбинаторных задач

1

15

«Там на неведомых дорожках...»

1

Тема 4. Город Занимательных Задач  8 часов

16

Семейная магистраль

1

Сравнивать предметы по определенному свойству. Устанавливать соотношения между единицами измерения величин и преобразовывать их.

Выбирать однородные величины.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Выполнять сложение и вычитание однородных величин.

Наблюдать зависимость между величинами и фиксировать их с помощью таблиц.

Сравнивать события во времени непосредственно. Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить значение времени событий.

Определять время по часам.

Выполнять сравнение, сложение и вычитание значений времени.

Распознавать монеты и купюры.

Складывать и вычитать значения стоимости. Обозначать массу предмета.

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок.

Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач.

Использовать алгоритмы разных форм (блок-схема, схема, план действий) для решения практических задач.

Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и др.)

Упорядочивать математические объекты.

Использовать язык множеств для решения логических задач.

Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Анализировать данные таблиц.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Сравнивать различные способы решения текстовых задач и находить наиболее рациональный способ. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

17

Временной переулок

2

18

Денежный бульвар

1

19

Улица Величинская

1

20

Смекалистая улица

1

21

Хитровский переулок

1

22

«В рыцарском замке»

1

Тема 5. Город Геометрических Превращений  3 часа

23

Конструкторский проезд

1

Сравнивать геометрические фигуры.

Описывать свойства геометрических фигур. Моделировать (изготавливать) геометрические фигуры.

Различать плоские и неплоские поверхности пространственных фигур, плоскую поверхность и плоскость.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Исследовать и описывать свойства объемных геометрических тел.

Различать вершины, ребра и грани куба.

Изготавливать предметную модель куба по ее развертке.

Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой.

Строить по клеточкам симметричные фигуры.

Наблюдать симметрию в рисунках, буквах. плоскости. Анализировать различные

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

24

Окружная улица

1

25

Художественная улица

1

Всего

34

        Формы и средства контроля

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Материально-техническое и учебное методическое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Учебно-методический комплект (УМК)

Учебник: Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» 3 класс, в 2-х ч. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ, 2017.

Дополнительная литература:

Холодова О.А. Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика».– М.: Издательство РОСТ, 2015.

К

  • Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального переченя учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

20.06.2017 N 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

2.1.

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.)

П

Электронное приложение  к курсу О.А. Холодовой «Занимательная математика»

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1.

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы

Д

 3.2.

Занимательные задания для 3 класса.

Д

3.2.

Электронные игры развивающего характера.    

Ф

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.)

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше,  чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)