3.3. Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Образовательные технологии | Подтверждение |
Технология развития критического мышления | |
Технология АМО | Конспект урока |
Кейс технологии | Конспект урока, презентация |
Приёмы и формы формирующего оценивания | |
Технология проблемного обучения | |
Технология проектной и исследовательской деятельности | |
Он - лайт тесты для обучающихся начальной школы | |
Опыт использования ИКТ ресурсов | |
Сайт учителя начальных классов на платформе ИНФОУРОК | ссылка |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кейс-технологии | 23.43 КБ |
Технология АМО | 26.92 КБ |
Технология РКМ | 83.5 КБ |
Технология формирующего оценивания | 31.32 КБ |
Индивидуальный план работы со слабоуспевающим обучающимся | 19.76 КБ |
Индивидуальный план работы с высокомотивированными обучающимися | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кейс-технологий
Историческая справка
Развитие здоровой личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.
Исторически Кейс-метод возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.
К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.
В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.
Кейс (с английского case)
- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся);
- кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает:
Ситуация, случай, казус, очень часто – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися).
Понятие кейс – технология, её цели
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
при использовании кейс - технологий происходит:
- развитие аналитического, творческого, критического мышления;
- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание
многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
Инициативность — это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, стремление к преобразовательной деятельности.
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении кейс - технологий достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся:
- Получают коммуникативные навыки
- Развивают презентационные умения
- Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
- Приобретают экспертные умения и навыки
- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
- изменяют мотивацию к обучению
К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
-метод анализа конкретных ситуаций,
-метод инцидента;
-метод ситуационно-ролевых игр;
-метод разбора деловой корреспонденции;
-игровое проектирование;
-метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Этапы реализации кейс - технологии преподавателем
Подготовительный этап.
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Основной этап.
Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться.
Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.
Результаты исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта.
Заключительный этап.
Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
Преподаватель, впервые начинающий работать с кейсами, из-за боязни потерять контроль над аудиторией порой завершает занятие, не перейдя к групповой дискуссии, а ограничивается лишь итоговыми групповыми презентациями. Такой вариант тоже возможен и, безусловно, полезен. Но именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий потенциал. При этом преподаватель не должен активно участвовать в обсуждении. Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на учащихся. Он подводит итог всей дискуссии. Объяснение нового материала начинается с работы с терминами, с заполнения таблиц. Для достижения наибольшего эффекта используются плакаты, презентация, тематическая выставка. Во время объяснения учащиеся выполняют задания на рабочих листах. Кейс – технологии можно использовать на уроках технологии при изучении многих разделов: «Кулинария», «Материаловедение», «Машиноведение», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и др. Поиск информации, его проработка и выбор необходимого и верного ещё раз способствуют развитию познавательной активности, интересу к учебе и данному предмету.
Результаты работы групп ученики представляются во время защиты проектов.
Краткая справка. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены из различных источников. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, документирует свою деятельность.
Этапы работы над проектом:
1. Определение темы проекта.
2. Определение проблемы и цели проекта.
3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы совместно с педагогами.
4. Индивидуальная работа учащихся по сбору информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации.
5. Работа в группах: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватели комментируют проделанную учащимися работу.
6. Анализ собранной информации.
7. Подготовка презентации проекта – создание фото-, видеоматериалов, выставок, творческих работ и т.д.
8. Публичная защита проекта.
9. Оценка проекта.
На уроке представляются различные проекты – информационные, коммуникационные, исследовательские.
В конце урока в качестве рефлексии мы даём возможность учащимся и всем присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.
Кейс-технология не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями, методами и приемами обучения применима к разным предметам. Не стоит считать, что это оправдано на каждом уроке и на всех ступенях обучения, так как тренировочные упражнения по грамматике требуют вдумчивого анализа и ситуативного подхода, аудирование предполагает определенную степень подготовки по данной теме, а подготовка устного тематического монологического высказывания на основе интерпретированного текста, формирующее критическое мышление, рассчитана на креативные способности.
Поэтому, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности, этапы работы над определенными умениями и навыками, следует использовать «кейс»- технологию.
Пакеты индивидуальных заданий разного уровня: анализ информации на установление соответствия и с выбором ответа, пакеты индивидуальных контрольных работ, дают удивительный результат активности, личностного соревновательного духа и вдохновения, а также обеспечивает эффективный индивидуальный контроль и прозрачность системной деятельности учащихся на уроке для взаимодействия с родителями.
Положительным моментом является и отсутствие боязни «перфекционистов» сделать ошибку, так как идет учет только положительных ответов по рейтинговой системе и даже дети, не выполнившие д\з, имеют все шансы иметь высокие баллы, хотя следует снимать баллы за его отсутствие и нарушение установленных правил работы по «кейсу». Подсчет баллов- на конкурсной основе за 5 минут до окончания урока, параллельно вызываются на соревнование другие группы. Эффективность контроля предопределяется и взаимоконтролем (никто не допускает приписок и независимая экспертиза обеспечена).
Когда и как лучше использовать кейс?
Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться в дальнейшем.
Активное использование «кейс»-технологии, ИКТ, проектных и исследовательских технологий на уроках технологии, в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей; развитию интереса к изучению языка истории и культуры стран изучаемого языка.
Литература
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. - 2010. - №4. - С.61-65
2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника. - 2010. - №1. -С.29-30
3. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. - 2010. -№1. - С.36-38
4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №4. - С.3-5
5. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы. - 2010. - №3. - С.67-70
6. Брендина, Н. В. Интерактивные средства, развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №19. - С.11-13
7. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №5. - С.21-27
8. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - №2. -С.105-153
9. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование. - 2010. - №7. - С.192-196
10. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1 - С.55-58
11. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии. – 2009 - №6 - С.77-89
12. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11 - С.66-67
13. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование. – 2008. - №7. - С.211-216
14. Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа. -2008. - №6. -С.75-76
15. Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы. - 2008. - №2. - С.32-35
16. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование. - 2008. - №1. - С.191-197
17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
- использовании знаний и опыта обучающихся,
- вовлечении в процесс всех органов чувств,
- групповой форме организации их работы,
- деятельностном подходе к обучению,
- разнообразных коммуникациях,
- творческом характере обучения,
- практической направленности,
- интерактивности,
- игровом действе,
- рефлексии,
- движении.
Исследования доказали, что человек запоминает:
- только 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.
Методы организации начала урока
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Метод «Поздоровайся глазами»
Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение задания дается только пять минут. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Метод «Добро в ладошках»
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Метод «Подари подарок другу».
Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Метод «Самолётик пожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к обучающимся.
На данном этапе можно использовать такие методы как:
«Дерево ожиданий»
«Поляна снежинок»
«Фруктовый сад»
«Компот»
«Солнышко и туча»
«Осенний сад»
Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Метод «Компот»
Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
Метод «Парный выход»
Например, при изучении темы «Проверяемая гласная в корне», учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Необходимый материал: лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!
«Ульи»
«Автобусная остановка»
«Инсерт»
«Инфо-карусель»
«Синквейн» и др.
Подробнее хочу остановиться на методе организации самостоятельной работы «Автобусная остановка». Целью данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.» Участники работы - весь класс, который делится на малые группы по 5-7 человек. Время проведения 20-25 минут. Необходимые материалы: листы ватмана, фломастеры. Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу. В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее. Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, подводит итог.
"Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
«Ульи» - обсуждение в группах.
АМ релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию
самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Мишень». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
«Мишень» - На листе бумаги рисуется мишень. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или меткой «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им дальше от центра мишени. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- Развитие навыков активного слушания;
- Отработка изучаемого материала;
- Развитие навыков принятия решения;
- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.
Использованные источники
1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,
http://www.moi-universitet.ru.
2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения»,
Мн., 2002 г.
3. Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе. http//www.edu54.ru
4. Хромова Т.Н. Активные методы обучения. http//tatianakhromov.ucoz.ru
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Стадии | Методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Iстадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) |
|
|
|
II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) |
|
|
|
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) |
|
|
|
I стадия вызова
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Мозговая атака.
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
«Плюс – минус - вопрос».
Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:
В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Кластер.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Ключевые термины.
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
II стадия осмысления.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ | + | – | ? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
|
|
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
«Чтение с остановками»
Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.
На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.
На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»
На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.
Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.
«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:
- не стоит использовать приём на уроке больше одного раза
- все версии должны быть аргументированы
- после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть , какие предположения были верны , а какие нет и почему.
«Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.
Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.
«Двухчастный дневник»
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Цитата | Комментарии |
«Трехчастный дневник»
Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы) | Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) |
3 стадия рефлексии
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д
«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Дискуссия.
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.
В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- есть возможность повторения, усвоения материала;
- усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
- в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
- развивает активное слушание;
- исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
- предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
- Не все дети способны работать с большим объёмом инфор-мации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
- Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
- С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необ-ходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это явля-ется одним из условий.
- Неправильное понимание стратегий и методов.
- Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (твор-ческого характера и работа с большим объёмом информации).
- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Сложность в подборе материала (из разных источников).
- Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
- Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кластер
Тема «Имя существительное»
член предложения: подлежащее, дополнение, сказуемое
изменяется по падежам одушевлённые и неодушевлённые
изменяется по числам собственные и нарицательные
Существительное
часть речи изменяется по родам
отвечает на вопросы Кто? Что? обозначает предмет, явление, признак
«Верные – неверные утверждения»
Тема «Местоимение».
1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Синквейн
1.Лиса 2.Хитрая, рыжая 3.Охотится, линяет, ворует 4. Лиса- животное, которое живёт в лесу. 5.Хищник. | 1. Вода 2. Прозрачная, безвкусная 3. Замерзает, испаряется, растворяет 4. Без воды нет жизни на земле. 5. Источник жизни. |
«Пометки на полях»
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ?
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V
Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
«Толстые и тонкие вопросы»
Тема Н.Носов «Огурцы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
|
|
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Окружающий мир. Тема: «Тайга».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Расположение на карте Основные деревья – хвойные Болотистая местность | Животные Растения Климат Почвы Население | Заполняется в течение урока |
«РАФТ»
Определим 4 параметра будущего текста:
1.Р - роль (капелька)
2. А –аудитория (учащиеся класса)
3. Ф – форма (сказка)
4. Т – тема «Путешествие капельки»
Предварительный просмотр:
«Радуга»
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетентностей»
1 Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
· актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
· вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
· усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
· усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Формы организации нестандартного начала урока:
Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
Мешок настроений.
Аутотренинг.
Музыка в подарок.
«Дерево настроений».
Психологическая установка на урок.
Интегрированная разминка.
Сказка.
Мимические упражнения.
Рифмованное начало урока.
Игра.
Вопрос (проблемный вопрос).
Шуточный тест.
2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации.
Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным формам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Познавательная сфера:
разноуровневые задания;
дифференциация заданий;
занимательность;
наглядность;
игра;
проблемное обучение;
поддержка альтернативности, множественности мнений;
задание массивом.
Мотивационная сфера:
фантастическая добавка;
удивляй (парадокс);
отсроченная загадка (или задание);
прогнозирование;
«да - нетка»;
«иду в гости»;
привлекательная цель;
приёмы создания ситуаций успеха (эмоциональные поглаживания, анонсирование,«Даю шанс», «Заражение»).
Социальные мотивы: приёмы:
«Оратор»;
«Автор»;
«Фантазёр»;
«Кумир»;
«Профи».
3.Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться:
1) хорошая отметка на уроке
2) хорошо стараются подготовиться к зачёту или контрольной работе
3) изучение материала учебника
4) Проявить и развить свои способности
Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю.
складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.
Кратко остановимся на некоторых формах.
«Мешок настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
Аутотренинг:
Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов (ва) к работе.
Работаю!
Интегрированная разминка:
Какая гласная стоит всегда под ударением?
Преврати мел- в мелкое место, получится слово?_________
Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
Найди лишнее слово в каждой строке
пара, парный, паровой;
носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. «Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
«Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
"Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
"А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
"Ассоциация".
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
"Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.
«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)
Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
Лучики солнца.
Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
«Лестница успеха».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
"Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
«Кораблик».
-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.
«Пожелание».
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Маятник настроения
Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина. Цветик- многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Мишень настроения
День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата Состояние моей души
Задания и упражнения, положительно воздействующие на мотивационную сферу учащихся начального звена
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
Приёмы, направленные на формирование социальных мотивов
Одним из эффективных способов формирования и сохранения интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Прием «Фантазёр». Записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно…
Прием «Кумир». Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБОУ «СШ № 43»
___________ Морозова И.Ю.
«» января 2021 г.
План
коррекционной работы с ученицей 4 класса МБОУ «СШ № 43»
П___________________ Полиной
на период III учебной четверти 2020 – 2021 учебного года.
ФИО ученика | Учитель предметник | психолог | Рекомендации родителям | Роспись родителя | ||||||||
Математика | Русский язык | Английский язык | ||||||||||
Вид работы | дата | Отметка о выполнении | Вид работы | дата | Отметка о выполнении | Вид работы | дата | Отметка о выполнении | ||||
ПРОСКУРЯКОВА ПОЛИНА | Выучить состав числа в пределах 20 | Отработка знания и классификации гласных и согласных букв, их звуков. | Учить алфавит | Контроль состава числа, знания гласных и согласных букв | ||||||||
Отработать знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20 | Отработка умения выделять в слове буквы, имеющие 2 звука. | Учиться читать транскрипцию слов | Контроль знания таблицы умножения и деления, йотированных букв. | |||||||||
Отработать знание состава чисел в пределах 10 | Учить выполнять транскрипцию слова | Учить слова по темам | Умение устно считать с переходом через 10, выполнение транскрипции слов | |||||||||
Решать составные задачи с именованными числами. Повторять меры: веса, длины, времени. | Отработка фонетического разбора слов | Читать предложения | Контроль выполнения решение составных задач, фонетического разбора слов | |||||||||
Отработка решения задач на разностное сравнение | Отработка понятия Части речи и их значениях. Отработка умения их различать. | Контроль решения задач на разностное сравнение, знаний частей речи | ||||||||||
Отработка навыка использования знания таблицы умножения и деления (в разброс) | Учиться выполнять синтаксический разбор предложения. | Контроль знания таблицу умножения и деления (в разброс), синтаксического разбора предложения. | ||||||||||
Отработка навыка решение примеров столбиком (деление, умножение) | Учиться выполнять морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного. | Контроль умения решать примеры столбиком (деление, умножение), выполнять морфологический разбор имени существительного | ||||||||||
Объяснение решениязадач на движение. Заучивание и применение формул на нахождение: времени, скорости и растояния. | Расширять состав Словарных слов. Отрабатывать умение их записывать без ошибок. | Контроль решениязадач |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
с высокомотивированными обучающимися
на 2020 - 2021 учебный год
Ф.И.О. учителя:
Ф.И. уч-ся:
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятия | Результат | |||||
сентябрь | Развитие логического мышления Развитие внимания 1. Фирменные знаки (решение ребусов) 2.Тайны шифра (чтение и составление ребусов). 3. Систематизация объектов по функциям и свойствам. | Индивидуальные консультации: «Развитие познавательных способностей, интересов у младших школьников» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения 1. Нахождение различных образов в бесформенных пятнах. 2. Сочинение сказки об этом образе. | ||||||
Развитие памяти и речи 1. Пальчиковые разминки. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Выбор и обоснование проекта. Выявление проблемы. Постановка проблемы. Определение названия проекта. Звёздочка обдумывания. Назначение проекта. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
октябрь | Развитие логического мышления Развитие внимания 1. Сравнительный анализ сказок (бытовые и волшебные). 2. Умение продолжить логический ряд. Решение логических задач. | Лекция: «Способности ваших детей» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Пятна Роршаха, изготовленные деть- ми. (Способ: кляксография. Метод: раздувание. «Ветер-художник») | ||||||
Развитие памяти и речи Сочинение сказок по придуманным образам. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Изучение элементов творческого проекта Звёздочка обдумывания. Назначение проекта. Выбор оптимального фона и вида буд. изделия Эскизы. Выбор лучшего |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
ноябрь | Развитие логического мышления Вычислительные методы (решение и составление магических квадратов). Решение логических задач. Развитие внимания | Круглый стол: «Особенности эмоциональной сферы одаренного ребёнка» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Рифма. | ||||||
Развитие памяти и речи 1. Учимся писать стихи на заданную тему. Конкурс стихов. 2. Заблудившийся рассказчик. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Выбор изделий, материалов и инструментов. Определение формы, вида, цвета будущего изделия. Определение необходимых материалов и инструментов для выполнения проекта. Определение последовательности выполнения проекта. Рисование нескольких эскизов будущего проекта, Выбор лучшего эскиза. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
декабрь | Развитие логического мышления Развитие внимания 1. Нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, ка- честв, признаков и т.д. 2. Учимся рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли; | Беседа: «Зависимость качества учёбы одаренного ребёнка от его способностей, интересов и трудолюбия» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Пятна Роршаха, изготовленные деть- ми. (Способ: кляксография. Метод: раздувание. «Ветер-художник») | ||||||
Развитие памяти и речи Составление слов. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Анализ результатов. Выбор оптимальной технологии. Работа по микрогруппам. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
январь | Развитие логического мышления Развитие внимания Решение закрытых задач. Учимся решать закрытые задачи. Танграммы. | Индивидуальная консультация: «Проблемы одаренных детей» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Пятна Роршаха. Пятнография. Прием: вытягивание ниточки из сложенных пополам листов. | ||||||
Развитие памяти и речи 1.Буквы и слова. Странствия по пословицам и поговоркам. Читаем скороговорки. 2. Составление рассказа на одну букву. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Практическая работа и корректировка деятельности. Изготовление проекта согласно плана работы. Проверяем себя. Анализируем. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
февраль | Развитие логического мышления Решение противоречий Развитие внимания 1.Задачки от Григория Остера. 2. Умение создавать необычные образы для запоминания нужной информации. | Индивидуальная консультация: «Развитие интеллектуальных способностей, мыслительных операций младших школьников. Роль семьи.» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Способы применения предмета увеличение-уменьшение, ускорение-замедление… | ||||||
Развитие памяти и речи Читаем заклички, прибаутки, потешки, считалки. Дополняем их, переделываем. Учим наизусть произведения УНТ. | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Практическая работа и корректировка деятельности. Изготовление проекта согласно плана работы. Проверяем себя. Анализируем. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
март | Развитие логического мышления Решение логических задач. Развитие внимания Игра "Простые рисунки" | Консультация: «Проблемы одаренных детей» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Сочинение сказок с помощью простых приемов фантазирования: Смещение во времени. | ||||||
Развитие памяти и речи Объяснение фразеологических оборотов (составить сказку, заинтриговать, объяснить). | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Практическая работа и корректировка деятельности. Устраняем недочёты и исправляем ошибки. Оцениваем выполненную работу. |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
апрель | Развитие логического мышления Методы, основанные на элементах ТРИЗ: противопоставление пословиц Развитие внимания Игра "Кто лишний? Что лишнее?" | Рекомендации. «Защита проектов. Как помочь ребёнку защитить свой проект» | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Словесная ассоциация (вербальная область) Изображения (образная область). Эскизы (образная область). | ||||||
Развитие памяти и речи Игра "Ну-ка, отгадай!" | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Подготовительная работа к защите проекта |
Календарные сроки | Тема занятия (направление и формы работы) | Количество часов | Работа с родителями | Участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях | ||
Название мероприятий | Результат | |||||
май | Развитие логического мышления Решение закрытых задач. Решение открытых задач. Развитие внимания Игра "Парные картинки" | Защита проекта. | ||||
Развитие творческого мышления и воображения Создание новых фантастических систем с помощью методов, основанных на элементах ТРИЗ. | ||||||
Развитие памяти и речи Метод Джанни Родари: сказка на новый лад (герой попадает в новые условия) | ||||||
Проектная и исследовательская деятельность Защита проекта. |