Коллегам

Тюлюш Мария Мергеновна

Предварительный просмотр:

Должностные инструкции учителя (преподавателя) информатики

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда от 17 августа 1995 г. № 46).
1.2. Учитель информатики назначается и освобождается от должности руководителем образовательного учреждения.
1.3. На должность учителя информатики назначается специалист из числа лиц, имеющих среднее специальное или высшее образование без предъявления требований к стажу педагогической работы, владеющий навыками работы с компьютерной техникой и другими техническими средствами кабинета информатики.
1 .4. Учитель информатики подчиняется непосредственно заместителю руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.
1.5. Учителю информатики непосредственно подчиняется лаборант кабинета информатики (если учитель информатики выполняет обязанности заведующего кабинетом информатики).
1.6. Учитель информатики в своей работе руководствуется Законами Российской Федерации «Об образовании», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Решением коллегии Министерства образования Р.Ф. от 22.02.95, «Санитарно-гигиеническими правилами и нормами» 2.2.2.542-96. Уставом образовательного учреждения, Положением о кабинете информатики. Инструкцией по обслуживанию электронно-вычислительной техники и безопасному ее использованию при организации занятий по ОИВТ и другим предметам, Правилами по технике электробезопасности, трудовым договором (контрактом) и данной должностной инструкцией. Учитель информатики соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя информатики являются:

2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфик предмета информатики и возраста обучающихся;
2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них информационной культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в кабинете информатики во время учебного процесса.

3. Обязанности
Учитель информатики выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом возрастных особенностей и специфики предмета информатики, проводит уроки и другие учебные занятия по информатике в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
3.2. Реализует рекомендованные МО РФ образовательные
программы по информатике в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения
3.3. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта по информатике;
3.4. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники электробезопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся;
3.5. Оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.6. Ведет инструктаж обучающихся по технике безопасности
и правилах поведения в компьютерном классе с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, организует изучение обучающимися правил по охране труда;
3.7. ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в образовательном учреждении системе, выставляет оценки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;
3.8. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводит до сведения заведующего кабинетом информатики, руководства образовательным учреждением обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, влияющих на здоровье и работоспособность обучающихся;
3.9. Участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и совещаниях, проводимых администрацией образовательного учреждения;
3.10. Участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;
3.11. Допускает на занятия администрацию школы, специалистов комитета по образованию и науке в целях контроля и оценки деятельности педагога;
3.12. Готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений, принятых в образовательном учреждении, городе;
3.13. Подбирает определенную методику для конкретного
класса (группы), типа вычислительной техники с учетом знания программ, учебников, учебно-методических пособий по информатике, принципов функционирования основных устройств компьютера, информационных технологий
3.14. в случае выполнения обязанностей заведующего кабине том информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (информационных технологий);
3.15. Дежурит по образовательному учреждению в перерывах между занятиями в соответствии с графиком дежурств, а также за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания занятий, если в кабинете информатики (информационных технологий) есть лаборант кабинета информатики;
3.16. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики;
3.17. Осуществляет замену временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя руководителя образовательного учреждения и с собственного согласия:
3.18. Поддерживает связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
3.19. Соблюдает Устав образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, иные локальные правовые акты образовательного учреждения;
3.20. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
3.21. Соблюдает законные права обучающихся;
3.22. Регулярно проходит медицинский осмотр (1 раз в год);
3.23. Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе.

4. Права
Учитель информатики имеет право:

4.1. Получать от заведующего кабинетом информатики, руководителя образовательного учреждения необходимые технические, программно-методические средства, расходные материалы;
4.2. Информировать руководителя образовательного учреждения, заведующего компьютерным классом о приобретении необходимых технических и программных средств, расходных материалов, о ремонтно-профилактических работах в случае необходимости;
4.2. Подготавливать и вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а так же доводить до сведения заведующего кабинетом, руководителя образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма школьника;
4.3. Свободно выбирать и использовать программы, методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся, рекомендуемые МО РФ или свои, разработанные и прошедшие экспертизу;
4.4. Повышать свою профессиональную квалификацию;
4.5. Аттестоваться на добровольной основе согласно Положению об аттестации педагогических и руководящих кадров государственных муниципальных учреждений и организаций образования ХМАО на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.6. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленном Уставом и Правилами о поощрении и взыскании обучающихся образовательного учреждения;
4.7. Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом образовательного учреждения;
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.9. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через
представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
4.12. На конфиденциальность служебного расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.13. На поощрение по результатам трудовой деятельности.

5. Ответственность

5.1. Учитель кабинета информатики несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений руководителя образовательного учреждения и иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав. Учитель информатики несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение согласно действующему законодательству.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил учитель информатики несет дисциплинарную ответственность в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.3. За виновное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель информатики несет материальную ответственность в пределах установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи должности
Учитель кабинета информатики:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, согласно расписанию, утвержденному руководителем образовательного учреждения;
6.2. Планирует свою работу с учетом возложенных обязанностей руководителем образовательного учреждения;
6.3. Выступает на совещаниях, педсоветах;
6.4. Вносит, доводит до сведения заведующего кабинетом информатики руководства образовательным учреждением обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
6.5. Проводит инструктаж учащихся по технике безопасности;
6.6. Принимает материальные ценности, если является заведующим кабинетом информатики;
6.7. Осуществляет контроль за соблюдением учащимися правил техники безопасности в кабинете информатики.



Предварительный просмотр:

                

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ Туранская СОШ № 1

_____________/                /

« ___ » _____________ 2020г.

ИНСТРУКЦИЯ № 1

по охране труда для учителя Информатики и ИКТ

I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие соответствующее профилю педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

2. Учитель должен:

  • знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;
  • пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;
  • руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;
  • режим труда и отдыха определяется графиком его работы;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютерами.
  1. Травмоопасность в кабинете:
  • при включении  в электросеть компьютеров, принтеров, других технических средств;
  • электромагнитное излучение работающего видеомонитора;
  • возгорание аппаратуры;
  • при ремонте компьютеров и других технических средств.
  1. О случаях травматизма сообщать администрации школы.
  2. Соблюдать технику безопасности  труда и требования СанПиН к работе с ПК.
  3. Неисправную аппаратуру и комплектующие детали хранить в лаборантской.
  4. Предусмотреть наличие в кабинете металлических решёток на окнах.
  5. Дверь обтянуть листовым металлом.
  6. Иметь средства искусственной вентиляции.
  7. Вся работающая аппаратура должна иметь заземление.
  8. Ремонт аппаратуры учитель производить без присутствия учащихся.
  9. Относится к электротехническому персоналу и должен иметь 3-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.

II. Требования безопасности перед началом работы:

  • проверить исправность электроосвещения;
  • проверить исправность и рабочее состояние компьютеров и других технических средств;
  • проверить безопасность рабочих мест;
  • провести необходимую регулировку аппаратуры;
  • проветрить кабинет.

III. Требования безопасности во время работы:

  • соблюдать личную безопасность труда;
  • не начинать работу при плохом самочувствии и недостаточном освещении;
  • следить за соблюдением порядка и дисциплины во время занятий;
  • проводить специальные упражнения для глаз через 15-20 минут работы с дисплеем;
  • следить за соблюдением ТБ учащимися во время занятий;
  • следить за соблюдением санитарно-гигиенических правил;
  • не  допускать учащихся к устранению неисправностей;
  • не оставлять без присмотра включенную аппаратуру и учащихся.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  • при возникновении аварийных ситуации принять меры к эвакуации учащихся;
  • в случае пожара сообщить администрации, известить службу 01;
  • отключить используемую аппаратуру от электросети;
  • приступить к ликвидации аварийной ситуации;
  • оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма;
  • при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

V. Требования безопасности по окончании работы:

  • проконтролировать осуществление влажной уборки кабинета и лаборантской;
  • тщательно вымыть с мылом руки;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации.

Заведующий кабинетом _________________ / _____________________________ /

"СОГЛАСОВАНО" Заместитель руководителя учреждения по учебной работе __________ / _____________________________/

"СОГЛАСОВАНО" Заместитель руководителя учреждения по информационным и коммуникационным технологиям ____________ / _________________________ /



Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ Туранская СОШ № 1

_____________/                /

« ___ » _____________ 20 __ г.

ИНСТРУКЦИЯ № 3

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При работе в кабинете информатики учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на учащихся, следующих опасных и вредных производственных факторов:

- неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

- неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;

- поражение электрическим током.

1.4. Кабинет информатики должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

1.5. При работе в кабинете информатики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет информатики должен быть оснащен углекислотным огнетушителем.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

1.7. В процессе работы с видеотерминалами учащиеся должны соблюдать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержат в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 20 – 21 °С, относительная влажность воздуха в пределах 62 – 55 %.

2.2. Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3. Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).

3.2. Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и более человек.

3.3. При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 – 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

3.4. Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12 -15° на расстоянии 55 – 65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.

3.5. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, им экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

3.6. Длительность работы с видеотерминалами не должно превышать:

для учащихся 1-х классов (6 лет) – 10 мин.,

для учащихся 2-5 классов – 15 мин.,

для учащихся 6-7 классов – 20 мин.,

для учащихся 8-9 классов – 25 мин.,

для учащихся 10-11 классов – при двух уроках подряд на первом из них – 30 мин., на втором – 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

3.7. Во время производственной практики ежедневная длительность работы за видеотерминалами не должна превышать 3-х часов для учащихся старше 16 лет и 2-х часов для учащихся моложе 16 лет с обязательным проведением гимнастики для глаз через каждые 20 – 25 мин. работы и физических упражнений через каждые 45 мин. во время перерывов.

3.8. Занятия в кружках, индивидуально-групповые занятия, факультативы с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5 классов – не более 60 мин., для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

3.9. Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. С разрешения учителя (преподавателя) выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.

5.2. Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета информатики.

Заведующий кабинетом _________________ / _____________________________ /

"СОГЛАСОВАНО" Заместитель руководителя учреждения по хозяйственной работе ____________ / ____________________________ /

"СОГЛАСОВАНО" Заместитель руководителя учреждения по учебной работе __________ / _____________________________/

"СОГЛАСОВАНО" Заместитель руководителя учреждения по информационным и коммуникационным технологиям ____________ / ____________________________ /



Предварительный просмотр:

Требования к кабинету информатики и вычислительной техники

(выдержка из документа, разработанного Институтом информатизации  РАО)


 

2.10. Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ)
2.10.1. Санитарно-гигиенические требования

2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотнымипускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации "кососвет".

2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, С

Относительная влажность, %

Температура, С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

-

-

 2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количестватеплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.

2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем - не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

 

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Кабинет должен иметь мебель для:

- организации рабочего места учителя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- для рационального размещения и хранения средств обучения;

- для организации использования аппаратуры.

2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями", двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера,графопроектора.

2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки - не менее 1300мм, мм, ширина - не менее 700 мм.

2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.

2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

Группа мебели

Высота переднего края сиденья стула, мм

Группа роста, мм

Цвет маркировки

Высота стола, мм

4

380

1460 до 1600

Красный

640

5

420

1600 до 1750

Зеленый

700

6

460

1750 до 1800

Голубой

760

 

2.10.4.6. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину - 800, 1000, 1200, 1400 мм, глубину - 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

2.10.4.7. К столу обучающегося должно быть подведено электропитание и кабель локальной сети. Стол должен крепиться к полу.

2.10.4.8. Расстановка рабочих мест обучающихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.

2.10.4.9. Для обеспечения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней в освещенности при работе рекомендуется периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ (рядная расстановка ученических столов с ПЭВМ или ВДТ не рекомендуется.

2.10.4.10. При периметральной расстановке рабочих мест необходимо соблюдать следующие расстояния:

а) по ширине кабинета:

- расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м;

- расстояние между стенкой, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть порядка 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;

б) по длине КИВТ столы с ПЭВМ могут быть расставлены без разрыва и с расстоянием между ними.

2.10.4.11. При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны тыльной части видеомонитора. Экран крепится к столу на расстоянии 3-5 см, площадь его должна быть достаточна для защиты проводов электропитания.

2.10.4.12. Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.

2.10.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и
приспособлениями.

2.10.5.1. Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения кабинета ИВТ должно быть из расчета одной машины на одного обучающегося с учетом деления класса на две группы.

2.10.5.2. В состав кабинета ИВТ должна быть включена одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.

2.10.5.3. Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором, видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном.

2.10.5.4. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоту 1,5 м от пола на кронштейне слева от классной доски.

2.10.5.5. Графопроектор должен располагаться на тумбе рядом со столом учителя.

2.10.5.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов обучающихся (для теоретических занятий) должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м.

Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,8 м.

Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обучающихся (при теоретических занятиях).

2.10.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией.

2.10.6.1. Состав учебного оборудования в кабинете МВТ определяется "Перечнями средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ и ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования".

2.10.6.2. Кабинет ИВТ должен быть оснащен:

- программными средствами учебного назначения по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" как базового, так и профильных;

- заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражненийобучающихся на компьютерах;

- комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;

- журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности (рекомендуется);

- журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;

- журналом отказа машин и их ремонта;

- держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;

- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;

- аптечной первой помощи;

- средствами пожаротушения.

2.10.6.3. В кабинете ИВТ должна быть картотека учебного оборудования с указанием мест хранения.

2.10.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.10.7.1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, размещаемому в лаборантской и имеющем переставные полки и полуполки, по разделам программы.

2.10.7.2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ должны храниться раздельно.

2.10.7.3. Диски с программными средствами должны храниться в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями.

2.10.7.4. Таблицы должны храниться в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов.

2.10.7.5. Аудиовизуальные пособия должны храниться на полках шкафа, диафильмы и диапозитивы - в укладках с выемками для коробок. Ячейки и коробки должны быть промаркированы.

2.10.7.6. Справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература должна храниться на полках шкафа.

2.10.8. Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

2.10.8.1. Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске.

2.10.8.2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами.

2.10.8.3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

2.10.8.4. На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица "Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ".

2.10.8.5. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.