1.4. Организация развивающей предмет-но-пространственной среды.

Тамдын Татьяна Викторовна

           Развитие игровой и непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении является одним из важнейших условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Руководствуясь требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде  в группе, я стараюсь её организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. При создании зон и центров учитывала доступность, трансформируемость, свободный подход к играм, игрушкам, материалам, пособиям, соблюдала нормы по обеспечению безопасности их жизни, способствующие укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Для каждого возраста в группе пополнила  и обновила предметный мир, окружающий ребенка.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Развитие в дошкольном возрасте – это совместное движение педагога и ребенка. Задача педагога в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

            Для этого особое внимание уделено созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствует развитию способностей и отвечает интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

В группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:

- уголок природы

- патриотический уголок

-уголок познавательного развития

-книжный уголок

-уголок безопасности

-уголок ПДД

- театральная деятельность

- уголок познавательного развития

- уголок настольных игр

- родительский уголок

- медицинский уголок

- уголок сюжетно-ролевой игры

- уголок уединения

 

                      Наполняемость центров активности:

Центр природы и экспериментирования:

- комнатные растения;

- календарь природы;

- материалы для развития трудовых навыков;

- папка-передвижка на экологическую тематику;

- материал для проведения элементарных опытов;

- обучающие и дидактические игры по экологии;

- природный и бросовой материал;

- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы.

 

Центр сенсорного и математического развития:

- дидактический материал;

- дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

- познавательный материал.

Центр конструирования:

- напольный строительный материал;

- пластмассовый конструктор;

- схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.

Центр безопасности:

- дидактический материал;

- дидактические игры;

- материал по ОБЖ и ПДД;

-  атрибуты для сюжетно-ролевой игры;

- настольно-печатные игры.

            Такая работа происходит в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

            Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, они предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

            Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.

            Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах все полностью доступно, все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.

            Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

Вывод: создавая развивающую предметно-пространственную  среду  группы в ДОУ,  учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия детей и воспитателя в воспитательно-образовательном процессе, психологические особенности возрастной группы.

На уровне ДОУ наша группа активно принимает участие в конкурсах по организации развивающей среды, по итогам, которых занимаем призовые места.