Развивающая предметно-пространственная среда в группе ''Пчелки'' 2018-2022 гг.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе ''Пчелки'' 2018-2022 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_gruppe_pchelki_2018-2022_gg.docx | 393.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ «ПЧЕЛКИ»
Очень важную роль для всестороннего развития ребенка, играет развивающая предметно – пространственная среда в которой он находится, а также для его воспитания и обучения.
Чем насыщенней и интересней РППС, тем больше могут познать дети.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе играет большую роль.
Цель ИКТ в дошкольном образовании:
Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
- повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
- облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет - ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
- облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
- обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
- Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- Помогает формировать информационную культуру у детей;
- Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
- Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
- Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
- С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
В нашей группе имеется: компьютер, интерактивная доска, интернет, аудиовизуальное оборудование.
Также в группе имеется лаборатория для исследовательско – экспериментальной деятельности.
Цель:
Основной целью экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду является - развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на реализацию следующих задач
Задачи:
- формировать способность видеть многообразие мира
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
-расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
В нашей лаборатории находится различное оборудование, картинки, предметы, которые позволяют детям проводить опыты, ставить проблемные вопросы и находить на них ответы.
В лаборатории материал распределяется по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук» «Магниты», «Бумага», «Свет». «Стекло и пластмасс», «Резина», «Человек» и другое.
Оборудование нашего центра: приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и многое другое.: утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмасс, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики ; красители: пищевые красители, акварельная краска, гуашь; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки и другое; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и многое другое.
Благодаря исследовательской деятельности, ребенок раскрывается. Он учится анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Для развития творческой личности, в группе имеется центр творческой активности. Центр творчества, который я создала в группе, выполняет разные функции, однако, прежде всего, воспитывает любознательность, воображение и инициативу.
Целью центра художественного творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, совершенствование ручной умелости.
Задачи:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной и др).
- Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление центра художественного творчества в группе отвечает следующим требованиям.
- Центр располагается в хорошо освещённом (у окна) месте.
- Оборудование соответствует потребностям данного возраста. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
- Материалы для творчества и эстетического развития находятся в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
- Эстетичность. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
- Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими центрами.
- Вариативность. Оснащение центра периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления.
- Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании центра. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения центра (например, ножницы и клей хранятся в коробках с крышкой).
- Соблюдение гендерного принципа.
В нашем центре творчества, дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, увлечены нетрадиционным рисованием, пользуются разнообразными материалами: соленым тестом, пластилином, природным материалом, мелками, ножницами и множество других средств и материалов.
Также имеются игрушки из дерева, посуда, сувениры, расписанные разной росписью, а также наглядные пособия, открытки, сказки, картины при помощи которых можно познакомиться с народным бытом, культурой, традициями и обычаями разных народов.
Для развития творчества у детей, в центре имеется: цветные карандаши, кисти разных размеров, стеки, трубочки для раздувания мыльной пены, палочки для рисования на песке или крупе, гуашевые и акварельные краски, палитры, альбомы, раскраски, пластилин, дощечки для лепки, штампы, трафареты и бумага разных видов.
В группе, совместно с родителями, был создан мини – музей «Денежка».
Цель мини – музея формировать у детей интерес к истории своему прошлому.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
2.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.
3.Знакомство детей с разными видами денег (бумажные, металлические).
4.Воспитывать бережливость.
В нашем мини - музее имеется: банкомат (сделанный своими руками), калькуляторы, деревянные счеты, касса (игрушечная), детские книжки «Откуда берутся деньги», наглядный материал «Примитивные формы первых денег», копилка, сберегательные книжки, деньги: бумажные и металлические, образцы денежных средств других стран, пластиковые карточки, плакаты по теме.
В наше время, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, приобщению воспитанников к здоровому образу жизни.
Цель спортивного центра: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи спортивного центра по ФГОС:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Благодаря оборудованию в физкультурном центре, у детей проявляется потребность к физическому развитию и интерес к подвижным играм. У нас есть атрибутика для игр в хоккей, бадминтон, туннель, обручи, скакалки, мячи разной величины, мешочки с песком, гири, парашюты (сшитые своим руками), груша, боксерские перчатки, для снятия эмоционального напряжения, канаты, воротца, гантели, кегли, массажные дорожки из разного материала, массажеры, кольцебросы Также имеются различные шапочки и маски для подвижных игр.
Центр природы является частью экологической развивающей среды.
Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию в освоении окружающего мира.
Задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.
7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Центр природы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, возможность экспериментировать с доступными материалами. В связи с этим на полках разместила обучающие карточки и игры, наглядно – дидактические пособия «Животные», «Деревья и кустарники о.Сахалин», «Подводный мир», «Цветы нашего края», «Птицы», «Насекомые», «Обитатели подводного мира», альбомы «Времена года» и другое. Также у нас есть наборы различных объектов для исследования: раковины, шишки, коллекция камней, гербарии, семена растений и прочие; увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскопы, набор для экспериментирования, глобус, географическая карта, познавательные книги, плакаты, картинки, муляжи овощей и фруктов, природный материал для поделок, инвентарь за уходом растений.
Центр сюжетно – ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:
- Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
- Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
-Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
Атрибутика некоторых сюжетно – ролевых игр, которая имеется у нас в группе «Пчелка»:
- «Супермаркет». Имеются весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отдела, банкомат, пластиковые карточки.
- «Поликлиника». Имеется модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
- «Банк». Банкомат, стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
- «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
- «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
- «Моряки». Штурвал деревянный, бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.
- «Семья»: Кухонный гарнитур: шкаф, плита, стол, мойка, стиральная машинка, набор посуды столовой, чайный сервиз, столовые приборы; кухонная техника: миксер, чайник, кофеварка; мебель для гостиной: стол, табуреты, диван, телефон. мебель для спальни -кровать, постельные принадлежности, кукольная одежда, ванночка для купания, куклы, коляски кукольные, набор для уборки дома: ведро, швабра, совок, щетка.
Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Развернуты только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, кусочки бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре набор игрушечных персонажей , бросовый материал и инструменты.
Патриотический и краеведческий центр
Цель :формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного поселка, его культурным ценностям.
Основные задачи:
- Формирование любви к родному поселку, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитание чувства гордости за своих земляков.
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
- Воспитывать толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Воспитывать уважение к труду.
Содержание центра направлено на формирование патриотических чувств, знаний об истории родного поселка и края, знакомит детей с символикой нашей страны, поселка, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом, с народными промыслами России. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью подрастающего поколения.
У нас в центре есть:
- Альбом с фотографиями Героев Советского Союза .( Л.В.Смирных, А.Е.Буюклы и другие).
.- Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей пгт, Смирных, о.Сахалин, г. Южно-Сахалинск, Москвы, альбом «России – Родина моя».
- Альбом «Наш поселок».
- Демонстрационный материал: Портрет Президента, герб, флаг, гимн России
- Глобус, детские атласы.
- Альбом с изображениями разных национальностей, в народных костюмах. А также, народные традиции и культура.
- Альбом «Семья – это самое важное в жизни».
Центр ОБЖ и ПДД.
Основной целью организации занятий по Правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Содержание центра направлено на систематизацию знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. закрепление знаний правил пожарной, дорожной безопасности, безопасности в быту.
В нашем центре имеется:
- Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из ткани, чтобы можно было складывать и убирать.
- Мелкий транспорт.
- Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. • Небольшие игрушки (фигурки людей).
- Жезл, фуражки
- Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге, в быту.
- Плакаты: строение тела человека,⎯ правила пожарной безопасности,⎯ правила гигиены,⎯ правила ОБЖ,
- Сборник художественной литературы (стихи, сказки, рассказы).
-. Папки-передвижки по ОБЖ,
- Настольно-печатная игра «Внимание дорога!»
- Демонстрационный материал: -Не играй с огнѐм -Как избежать неприятностей во дворе и на улице -Как избежать неприятностей дома --Картотека «Безопасное поведение в детском саду»
Центр речевого развития
В речевом центре дети овладевают речью, как средством общения и культуры; развивается связная, грамматически правильная речь, знакомятся с книжной культурой, детской литературой .
Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи речевого центра:
- Развитие монологической речи.
- Развитие фонематического слуха.
= Подготовка к обучению грамоте.
У нас в группе имеется: Полка для книг, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания, предметные картинки и сюжетные картинки; «алгоритмы», схемы, мнемотаблицы; материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки ); дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова»,Лото, домино; стол, стульчики, мягкий диван. Детские книги по программе и любимые книги детей, портреты знаменитых писателей и поэтов; детские энциклопедии на различную тематику, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы (репродукции картин известных художников).
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий. Появляются и познавательные книги ,а также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе, поэтому в группе есть игры с правилами: это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»).