Статьи, конспекты уроков
Мои статьи и публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Колесникова И.И.
Учитель биологии МБОУ «СШ №14»
Учебные приёмы, виды и формы учебных заданий.
«Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» - этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения.
- Цифровой диктант в устной форме
(«Я утверждаю, что…»), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной обратной связи или поднятием сигнальных карточек и сразу, после каждого вопроса корректируют свой ответ.
Примеры заданий.
а) При изучении темы «Характеристика класса Насекомые», обучающиеся просматривают видеофильм о насекомых и выполняют цифровой диктант.
- Среди насекомых нет водных животных. (0)
- Все насекомые способны к полёту. (0)
- У всех насекомых три пары конечностей. (1)
- Среди насекомых есть вегетарианцы. (1)
- Все насекомые гермафродиты. (0)
- Бабочки относятся к отряду Чешуекрылых. (1)
- У всех насекомых развитие идёт с полным превращением. (0)
- Мухи и комары относятся к отряду Двукрылых. (1)
- Пчелы передают информацию друг другу с помощью усиков. (0)
- Кузнечики и саранча относятся к насекомым, развитие у которых осуществляется с неполным превращением. (1)
- Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы , диаграммы, карты, сделать вывод (устно).
Умение разворачивать информацию эффективно отрабатывается при выполнении заданий такого вида:
- решить развивающие каноны с проговариванием;
- прочитать схему, рисунок, таблицу;
- решить головоломку, ребус, словесную пропорцию и объяснить решение;
- «прочитать» систему понятий или интеллект карту (пример):
- «озвучить» опорный конспект, пример:
а) как называется этот представитель типа кишечнополостных?
б) какого он размера?
в) какая из представленных схем соответствует поперечному разрезу живого объекта, изображенного на рисунке? Свой ответ поясните.
- Решить «смысловое уравнение с двумя неизвестными».
______________ - подсистема клетки, а организм - _________________;
______________ - пример паразитизма, а лишайник - ______________.
- Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).
Пример:
Клетка, ткани, органы, организмы (уровни организации живых систем);
- Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).
а) подосиновик, подберезовик, мухомор;
б) свет, влажность, температура, хищник;
в) гриб, одуванчик, леопард, хлорелла, бактерия.
Список источников.
- Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. М., 1981.
- Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 2002
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М., 2006
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности
Учитель: Колесникова Ирина Ивановна
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика
Тема урока | « Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений». |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, расширить круг знаний о многообразии растений. |
Задачи урока | Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, совершенствовать коммуникативные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека; Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира. Метапредметные: Учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике. Личностные: Учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование изучения данной темы; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез. |
Межпредметные связи | История (работы Пристли), литература, русский язык. |
Ресурсы | Пономарева И.Н. Биология – 5 класс. Просвещение/Вентана-Граф Презентация учителя |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный |
Ход урока
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Биология, 5 класс |
Тип урока | Урок изучения нового материала (открытия нового знания) |
Тема | Природные зоны России |
Цель | Систематизировать знания учащихся о разнообразии природных зон России, охарактеризовать обитателей природных зон. |
Планируемые | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; - умение планировать свою деятельность; - выбирать средства достижения целей; - осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные УУД: - выделять объекты с точки зрения целого и частей; - формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; - работать с различными источниками информации. Личностные УУД: - формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание многообразия природных сообществ; - формирование элементов экологической культуры. Коммуникативные УУД: - строить речевые высказывания в устной форме; - аргументировать свою точку зрения; - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Предметные результаты: Предметные УУД: - научиться давать определение понятиям природные зоны; - распознавать природные зоны России по карте; - различать животных и растения разных природных зон. |
Образовательные | Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс», М., «Вентана-Граф», 2012.
|
Наглядно-демонстрационный материал | Видеоурок и презентация «Природные зоны России». Карта «природные зоны России», таблицы «Тундра», «Тайга», «Широколиственный лес», «Степь». |
Урок 26: «Природные зоны России»
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
Организационный | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада новой встрече с вами! Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит урок сегодня пройдёт успешно. | Готовят рабочее место к уроку. Приветствуют учителя. | |||||||||||||||
Проверка домашнего задания | Предметные УУД: - умение составлять пищевые цепи различных природных сообществ. Коммуникативные УУД: - строить речевые высказывания в устной форме. |
Игра «Природное сообщество». Первый ряд – «лес», второй – «пруд», третий – «луг». Ученикам раздаются карточки с названием организма. Они должны выстроится в пищевую цепь. В ходе проверки каждый ученик должен назвать себя производителем, потребителем или разрушителем. «Лес» - береза, заяц, лиса, почвенные бактерии. «Пруд» - водоросли, головастик, жук плавунец, бактерии. «Луг» - листья, дождевой червь, жаворонок, ястреб, почвенные грибы. | Отвечают на вопросы учителя. Выстраиваются в пищевые цепи, объясняют понятия. | |||||||||||||||
Вызов | Регулятивные УУД: - формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения. Личностные УУД: - формирование познавательного интереса к изучению природы. | На нашей планете существует огромное множество природных сообществ – в лесах и пустынях, в болотах и в засушливых степях, в горах и в горных долинах, в глубинах океана. В зависимости от того, какие природные сообщества преобладают в условиях определенного климата на тех или иных землях, ученые выделяют природные зоны. Тема нашего урока сегодня: “Природные зоны России”. - Что бы вы хотели узнать по данной теме. Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебник (стр. 87-93). Сформулируйте задачи урока, используя следующие глаголы: изучить …, ознакомиться …, определить … Для чего современному человеку необходимо знать природные зоны России? | Выдвигают гипотезы, обсуждают их, называют тему, ставят цель урока. | |||||||||||||||
Добывание знаний | Предметные УУД: научиться давать определение понятию природная зона. - различать животных и растения разных природных зон. Коммуникативные УУД: - строить речевые высказывания в устной форме; - аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - работать по плану. Личностные УУД: - формирование научного мировоззрения. Познавательные УУД: - выделять объекты с точки зрения целого и частей; - формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; - работать с различными источниками информации. | Задание №1 Параграф 21 (стр.88) Природные зоны – это территории …
Задание №2
Физкультминутка. Зарядка для глаз Рефлексия деятельности. «Чтобы описать …, мы выполнили следующие действия …» | Работают с тестом учебника. Читают, выполняют задания в тетради. | |||||||||||||||
Закрепление | Предметные УУД: - применять биологические понятия. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Рефлексия содержательная Биологическая игра «Снежный ком». Составьте рассказ из предложений, придуманных каждым учеником класса. Первичное закрепление Игра «Узнай природную зону»
Применение знаний Выберите лишнее слово в каждом ряду, объясните:
| Составляют рассказ, каждый ученик по одному предложению Узнают природную зону по описанию Объясняют, почему то или иное слово лишнее | |||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлек-сия | ПознавательныеУУД: - учатся строить высказывания. Коммуникативн УУД: - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять рефлексию своей деятельности. Личностные УУД: - Осознавать потребность и готовность к самообразованию. | - На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? - Оцените, что вы научились делать за урок? - Все ли вам было понятно в течение урока? Рефлексия эмоционального состояния. Сделайте комплимент однокласснику – оцените вклад друг друга в урок. Работа отдельных учащихся оценивается. Домашнее задание. § 21, вопросы 1-4 Творческое задание: сообщение-презентация о жизни организмов на разных материках. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. |
Природные зоны России
Задание №1
Параграф 21 (стр.88)
Природные зоны – это территории …
Задание №2
Заполните таблицу
Природная зона | Растения | Животные |
Тундра
| ||
Тайга | ||
Широколиственный лес | ||
Степь |
Задание № 3
Выберите лишнее слово в каждом ряду, объясните:
- Сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль.
- Песец, бурундук, ель, рысь, глухарь.
- Лиана, термит, попугай, ель, обезьяна.
Природные зоны России
Задание №1
Параграф 21 (стр.88)
Природные зоны – это территории …
Задание №2
Заполните таблицу
Природная зона | Растения | Животные |
Тундра
| ||
Тайга | ||
Широколиственный лес | ||
Степь |
Задание № 3
Выберите лишнее слово в каждом ряду, объясните:
- Сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль.
- Песец, бурундук, ель, рысь, глухарь.
- Лиана, термит, попугай, ель, обезьяна.
береза
заяц
лиса почвенные бактерии
водоросли головастик жук-плавунец бактерии
опавшие
листья дождевой червь жаворонок ястреб почвенные грибы
Предварительный просмотр:
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г.Белинский
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. Происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и многие др. исследователи).
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность, а вне деятельности нет личности.
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
- Зачем учить(цель)?
- Чему учить (изменение содержания)?
- Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Системно-деятельный подход сегодня реально приходит в образование. Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Преподавателю необходимо перестать быть носителем знаний. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое.
Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать его для поиска ответов на вопросы. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).
Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают те из них, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем важнее понятия, тем чаще обучающимся приходиться их использовать на каждом уроке.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель (побуждающий или подводящий диалог) с помощью ребят или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.
Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
Ученикам далеко не всегда можно самостоятельно «открыть» все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.
Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.
Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен, и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни. Я считаю, что не все так ново, ведь многие элементы на уроках, задания творческого самостоятельного поиска применяет каждый учитель на своих уроках и ранее применял, не зная слова «ФГОС».