Материалы к урокам экономики и финансовой грамотности
Статьи, презентации, конспекты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Социальное проектирование как инструмент поиска решений социальных проблем современной молодежи.
Горина С.Г., Сорочкина Е.М.
МБОУ СОШ №44, г. Нижний Тагил
Решение социальных проблем молодежи является актуальной темой, так как именно молодые займут со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. "Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. Прежде чем говорить о социальных проблемах молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Молодость — это определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий. Общая численность молодежи к настоящему времени в России составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
Молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством. Многие из выпускников, получивших профессиональное образование вынуждены работать не по специальности. Кроме того, среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше, хотя молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве.
Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Российская молодежь вынуждена начинать социально-экономические отношения рано. Сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации, а следовательно и заработной платы. Поэтому у молодежи среди социальных ценностей труд оказался на одном из последних мест и широко распространено мнение, что труд не является источником жизненного успеха.
Невольно встает вопрос о необходимости активизации работы по профессиональной ориентации среди молодежи, по пропаганде ценности труда, как основного источника доходов граждан.
В МБОУ СОШ №44 для приобретения учащимися профильных социально-экономических классов опыта практической деятельности организации собственного бизнеса и коммерческой деятельности создаются школьные торгово-производственные компании. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла еще в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта. Социальное проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальное проектирование позволяет привлечь внимание старшеклассников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих школьников.
Особенностью социального проектирования является то, что в проектах принимают участие все субъекты образовательного процесса и соответственно школьник, активно взаимодействуя со сверстниками, родителями, специалистами и учителями находит необходимую информацию, проверяет ее достоверность, выдвигает гипотезы, реализует выдвинутые идеи, обсуждает результаты проектирования, вырабатывая свое отношение к ним. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников, интерес к повышению своего социального статуса через общественно-значимые дела.
Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.
В задачи школьной компании входит:
- осуществление активной производственной, рекламной и коммерческой деятельности;
- ознакомление с этическими нормами руководителей предприятий, производителей;
- получение возможности старшеклассникам выявить свои профессиональные способности и интересы;
- достижение понимания экономических принципов, которые влияют на принятие деловых решений;
- воспитание чувства ответственности и развитие управленческих навыков у учащихся.
Форма организации – ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.
Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.
Таким образом, экономическое воспитание в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на организацию деятельности по реализации бизнес-проектов и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям. В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи, ее готовности трудиться на благо Родины.
Предварительный просмотр:
Горина Светлана Геннадьевна
Сорочкина Елена Михайловна
МБОУ СОШ №44, г. Нижний Тагил
Инфомационно-коммукационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. В нашей школе данное направление реализуется посредством включения в урочную и внеурочную деятельность заданий направленных на применение знаний, полученных на уроках информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
В нашей школе оптимизация учебного процесса осуществляется на базе применения методов активного обучения и информационных технологий. Среди средств обучения, способствующих опредмечиванию и распредмечиванию знаний, выделяется метод творческих проектов, в процессе осуществления которого учащиеся создают материальные или духовные ценности, обладающие субъективной, а возможно и объективной новизной.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в общеобразовательной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного проекта.
В МБОУ СОШ №44 осуществляются мини-проекты (в рамках одного урока), надпредметные и межпредметные. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру. Структурные элементы проекта достаточно четко определены и полно описаны в методической литературе.
Рассмотрим на конкретном примере, как можно использовать данную технологию в образовательном процессе. В нашей школе осуществляется работа по образовательной программе «Достижения молодых», где реализация школьного экономического образования проходит за счет преподавания ряда предметов экономической направленности, а также за счет организации школьных экономических компаний на разных ступенях обучения. Вся деятельность школьной компании строится в рамках проективного обучения: организуя собственную фирму, школьники учатся принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи промахи. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной и более продуктивной. Отличительной особенностью этой образовательной программы является ее практическая направленность, ориентация на российскую экономическую ситуацию. В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Проективная методика позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда, поскольку им приходиться трудиться в реально существующей фирме, которая может приносить как прибыль, так и убытки. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.
Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.
Форма организации – ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия. Выпуск таких видов продукции как школьная газета, календари, открытки был бы невозможен без применения ИКТ. Кроме того учащиеся получают широкие возможности для творческой самореализации и применения знаний ИКТ на практике. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.
Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.
Таким образом, экономическое воспитание в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи, ее готовности трудиться на благо Родины.
Предварительный просмотр:
Тема занятия со школьной компанией
«Выбор названия и атрибутики школьной компании»
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»
Цели занятия:
- Обучающая — сформировать представление о способах разработки символики и названия фирмы.
- Воспитательная — способствовать сплочению коллектива школьной компании, продолжить формирование навыков работы в группе, воспитывать чувство толерантности к чужому мнению, формирование экономической культуры у обучающихся.
- Развивающая - способствовать успешной социализации учащихся, развитию их творческих способностей, продолжить формирование экономического мышления и интеллектуальной одаренности учащихся.
Ход мероприятия:
Дорогие ребята, мы продолжаем цикл занятий по организации школьной компании. Сегодня мы проводим занятие №4 по теме «Выбор названия и атрибутики школьной компании». Эпиграфом нашего занятия будут слова из известного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». При входе вы разбились на группы, в которых будете работать. Надеюсь, вы не забыли правила работы на занятиях, на всякий случай давайте их повторим.
Начнем наше занятие с короткой разминки. Мы предлагаем группам прочитать фразу «Настоящий предприниматель — это не тот, кто занимается бизнесом, а тот, кто всегда стремится к новым вершинам». О.Титов, но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одному слогу, пробел - все члены группы делают хлопок руками, запятая, тире или точка - топают ногой.
1) Упражнение 1. «Печатная машинка»
Цель - развитие навыков группового взаимодействия.
Продолжительность выполнения - 5 мин.
Все участники встают в линию или в круг. Группе дается задание прочитать фразу «Настоящий предприниматель — это не тот, кто занимается бизнесом, а тот, кто всегда стремится к новым вершинам». О. Титов, но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одному слогу, пробел - все члены группы делают хлопок руками, запятая, тире или точка - топают ногой. Упражнение повторяется до тех пор, пока фраза не «прозвучит» без ошибок.
Молодцы теперь вы научились лучше понимать друг друга. Мы переходим к следующему упражнению. Мы с вами живем в информационном обществе. Сегодня, кто владеет информацией, тот правит миром. Информацию можно создавать и продавать. От правильной передачи информации зависят результаты работы фирмы. Вы можете убедиться в этом на собственном опыте. Мы приглашаем 5 человек для выполнения упражнения.
Упражнение 2. «Искажение информации»
Цель - выявление факторов, влияющих на успешность приема и передачи деловой информации; определение типичных ошибок при работе с информацией; создание мотивации обучения эффективному приему и передаче информации.
Продолжительность выполнения - 10 мин.
Оснащение: бумага, ручки.
Инструкция: «Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Екатерина (ведущий называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью».
Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?»
Вариант текста: «Светлана Геннадьевна уехала в 11 ч, не дождавшись вас. Она очень огорчилась, что не смогла с вами переговорить лично, и попросила передать вам, что если она не вернется к шестому уроку, а это будет зависеть от того, сколько времени она пробудет на совещании у директора, то собрание в 15.30 надо проводить без нее. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о покупке отечественных материалов, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все вице-президенты должны пройти собеседование у бизнес-консультанта, которые будут работать в 20-м кабинете с 10 ч утра ежедневно до 2 октября».
Уточняется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а затем их ранжирование по степени важности. В частности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто мы проводим ранжирование идей до того, как выделили все полученные идеи, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам.
Иллюстрируя эти положения материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных для передачи сообщений:
- утрата; 2) искажение; 3) дополнение.
Динамичность выполнения упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, повышают степень включения участников в групповой процесс.
Вы поняли, что информация важна. Ее необходимо не только правильно уметь собирать и передавать, но и грамотно трактовать результаты исследования. Вице-президентом по маркетингу был проведен опрос потенциальных покупателей продукции ШК.
Результаты маркетингового исследования вам представит ВП по маркетингу Киселева Екатерина.
1)Выступление … — ВП по маркетингу.
В сентябре месяце было проведено маркетинговое исследование, в результате которого мы определили продукцию для школьной компании. Мы выяснили, что школьники предпочитают приобретать канцтовары, сладости, игрушки. Преимущественно они покупают продукции по цене от десяти до сорока рублей в районе школы или дома. Потенциальными потребителями продукции школьной компании будут являться учащиеся нашей школы и жители микрорайона в возрасте от десяти до пятнадцати лет с доходом не менее пятидесяти рублей в день, готовые тратить на покупку канцтоваров около ста рублей в месяц.
- Исходя из результатов маркетингового исследования ВП по производству готова предложить вам возможные варианты выпуска продукции.
Выступление … ВП по производству.
Мы оценили возможности фирм по производству продукции. Вариантами были: а) сувениры из слоенного теста как в 2010 году; б) выпуск школьного ежемесячного издания который осуществляется ежегодно; в)выпуск полиграфической продукции(открытки, календари), но это сезонная продукция, производство которой осуществляют перед праздниками или в конце года; г)уникальные ручки ручной работы, оформленные эксклюзивным плетением из атласных лент. Проанализировав возможности сотрудников школьной компании, мы решили производить в этом году полиграфическую продукцию, ежемесячное издание, но особенностью работы в этом году будет изготовление ручек.
- Спасибо ВП за проделанную работу.
Перед тем как преступить к выполнению упражнения «Что в имени тебе моем» заслушаем учащихся, которые приготовили сообщение о названиях успешных фирм, которые символизируют их деятельность.
Выступают трое учащихся
В этом году ШК будет специализироваться на выпуске эксклюзивных канцелярских товаров — ручек с декоративным плетением из атласных лент Название, девиз и логотип ШК должны будут отражать род деятельности фирмы.
- Упражнение 3. «Что в имени тебе моем»
Каждая команда обсудит и предложит 1 вариант названия для ШК, затем мы путем голосования выберем наилучший вариант.
К этому названию каждой группе предлагается подобрать лозунг (девиз) и разработать проект логотипа.
Требования к логотипу и девизу представлены на слайдах.
Цель - развитие навыков взаимодействия в команде.
Продолжительность выполнения - 15 мин.
Оснащение: цветная бумага, картон, бумага формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит создать название, девиз, и логотип школьной компании, который будет отражать ее деятельность, то, чем она отличается от любой другой команды. Основная деятельность школьной компании в этом году — изготовление ручек, значит в символике должен присутствовать этот элемент. Если необходимо, можете пользоваться подручными средствами, которые находятся на столе. На всю подготовку (включая обсуждение) дается 10-15 мин.
Во время создания символа должна быть абсолютная тишина».
Требования к названию: короткое
звучное
информативное
запоминающееся
отражающее род деятельности фирмы
- Требования к логотипу:
простота;
- индивидуальность;
- привлекательный внешний вид.
Требования к девизу:
лаконичность
читабельность
ясность
должен отражать направление деятельности фирмы
Защита логотипа и девиза + голосование.
Спасибо за работу. А мы предлагаем вам сменить вид деятельности. Следующее упражнение «Работа в команде».
Упражнение 4. «Работа в команде»
Цель - освоение навыков работы в команде.
Продолжительность выполнения - 5 мин.
Оснащение: несколько воздушных шаров.
Группа разбивается произвольно на подгруппы по три или четыре человека, которые распределяются равномерно по всей комнате так, чтобы каждая подгруппа не мешала соседней, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар. Задача участников - удерживать шар в воздухе, помогая себе только плечами и локтями. Команды получают минуту на тренировку. После тренировки начинается сама игра. Ведущий называет часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (голова, локти, плечи, грудь и т.д.). Между командами ведущего участники тоже должны удерживать шарик. Звучит последняя команда: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.
В заключении сегодняшнего занятия мы предлагаем вам оценить какие качества помогали в сегодняшней работе, а какие мешали.
Упражнение 7. «Чемодан»
Цель - подведение итогов.
Продолжительность выполнения - 20 мин.
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем, как разъехаться, соберем "чемодан". Мы работали вместе, поэтому и "чемодан" собирать будем вместе. Содержимое "чемодана" будет особым. Так как мы занимались решением вопросов командообразования, туда мы положим то, что помогает нам в эффективной работе команды, и то, что мешает ей. Собирая "чемодан", мы будем придерживаться следующих правил: 1. В "чемодан" надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
- Каждое качество будет укладываться в "чемодан" только с согласия всей группы. 3. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы. 4. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые поддаются коррекции».
Домашнее задание. «Ищу менеджера»
Цель - отработка умения грамотно составить объявление о приеме на работу.
Продолжительность выполнения - 20 мин.
Оснащение: бумага, карандаши.
Инструкция: «Вам нужно составить объявление о приглашении на работу сотрудника в отдел таким образом, чтобы заинтересовать потенциальных работников».
Оценить результаты своей работы вы сможете, проголосовав и оставив в копилке эмоций один из смайлов.
Анкета для потребителя продукции
1.Пол
- м
- ж
2.Возраст
3.Количество карманных денег в неделю
4.Совершаете ли вы покупки самостоятельно
5.Если совершаете покупки для себя сами, то какие (несколько вариантов ответа)
-игрушки
-сладости
-канцтовары
-газеты, журналы
6.Какую сумму вы тратите в месяц на эти покупки:
- 100 руб.
- 150 руб.
- 200 руб.
- 50 руб.
7.Где вы совершаете большинство своих покупок
-ближайший магазин
-киоск «Роспечать»
-супермаркет
8.Хотели бы вы совершать покупки прямо в школе
-да
-нет
9.Объясните свой выбор (несколько вариантов ответа)
-не надо переходить дорогу
-с пользой пройдет перемена
-могут изготовить на заказ.
Предварительный просмотр:
Горина Светлана Геннадьевна, учитель истории
Сорочкина Елена Михайловна, учитель экономики
МБОУ СОШ №44, г. Нижний Тагил, Свердловская область
Разработка занятия внеурочной деятельности для учащихся 9 – 11 классов, принимающих участие в работе школьной компании.
Тема занятия: «Выбор названия и атрибутики школьной компании»
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»
Цели занятия: обучающая — сформировать представление о способах разработки символики и названия фирмы. Воспитательная — способствовать сплочению коллектива школьной компании, продолжить формирование навыков работы в группе, воспитывать чувство толерантности к чужому мнению, формирование экономической культуры у обучающихся. Развивающая - способствовать успешной социализации учащихся, развитию их творческих способностей, продолжить формирование экономического мышления и интеллектуальной одаренности учащихся.
Ход мероприятия: Дорогие ребята, уважаемые гости, мы продолжаем цикл занятий по организации школьной компании. Сегодня мы проводим занятие по теме «Выбор названия и атрибутики школьной компании». Эпиграфом нашего занятия будут слова из известного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». При входе вы разбились на группы, в которых будете работать. Надеюсь, вы не забыли правил работы на занятиях, на всякий случай давайте их повторим.
Разминка. Упражнение 1. «Печатная машинка». Цель - развитие навыков группового взаимодействия. Продолжительность выполнения - 5 мин. Все участники встают в линию или в круг. Группе дается задание прочитать фразу О. Титова «Настоящий предприниматель — это не тот, кто занимается бизнесом, а тот, кто всегда стремится к новым вершинам», но не хором, а следующим способом: участники последовательно произносят по одному слогу, пробел - все члены группы делают хлопок руками, запятая, тире или точка - топают ногой. Упражнение повторяется до тех пор, пока фраза не «прозвучит» без ошибок.
Мы переходим к следующему упражнению. Мы с вами живем в информационном обществе. Сегодня, кто владеет информацией, тот правит миром. Информацию можно создавать и продавать. От правильной передачи информации зависят результаты работы фирмы. Вы можете убедиться в этом на собственном опыте. Мы приглашаем 5 человек для выполнения упражнения.
Основной этап. Упражнение 2. «Искажение информации». Цель - выявление факторов, влияющих на успешность приема и передачи деловой информации; определение типичных ошибок при работе с информацией; создание мотивации обучения эффективному приему и передаче информации. Продолжительность выполнения - 10 мин. Оснащение: бумага, ручки. Инструкция: «Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Екатерина останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Ученику 1 текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?»
Вариант текста: «Светлана Геннадьевна уехала в 11 ч, не дождавшись вас. Она очень огорчилась, что не смогла с вами переговорить лично, и попросила передать вам, что если она не вернется к шестому уроку, а это будет зависеть от того, сколько времени она пробудет на совещании у директора, то собрание в 15.30 надо проводить без нее. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о покупке отечественных материалов, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все вице-президенты должны пройти собеседование у бизнес-консультанта, которые будут работать в 20-м кабинете с 10 ч утра ежедневно до 2 октября».
Уточняется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а затем их ранжирование по степени важности. В частности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто мы проводим ранжирование идей до того, как выделили все полученные идеи, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам.
Иллюстрируя эти положения материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных для передачи сообщений: 1) утрата; 2) искажение; 3) дополнение.
Динамичность выполнения упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, повышают степень включения участников в групповой процесс. Вы поняли, что информация важна. Ее необходимо не только правильно уметь собирать и передавать, но и грамотно представлять. Название, девиз и логотип компании должны отражать род деятельности фирмы.
Упражнение 3. «Что в имени тебе моем». Каждая команда обсудит и предложит 1 вариант названия для ШК, затем мы путем голосования выберем наилучший вариант. К этому названию каждой группе предлагается подобрать лозунг (девиз) и разработать проект логотипа. Требования к логотипу и девизу представлены на слайдах. Цель - развитие навыков взаимодействия в команде. Продолжительность выполнения - 15 мин. Оснащение: цветная бумага, картон, бумага формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей. Инструкция: «Сейчас вам предстоит создать название, девиз, и логотип школьной компании, который будет отражать ее деятельность, то, чем она отличается от любой другой команды. На всю подготовку (включая обсуждение) дается 10-15 мин.». Требования к названию: короткое, звучное, информативное, запоминающееся, отражающее род деятельности фирмы. Требования к логотипу: простота; индивидуальность; привлекательный внешний вид. Требования к девизу: лаконичность, читабельность, ясность, должен отражать направление деятельности фирмы. Защита логотипа и девиза + голосование.
Упражнение 4. «Работа в команде». Цель - освоение навыков работы в команде. Продолжительность выполнения - 5 мин. Оснащение: несколько воздушных шаров. Группа разбивается произвольно на подгруппы по три или четыре человека, которые распределяются равномерно по всей комнате так, чтобы каждая подгруппа не мешала соседней, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар. Задача участников - удерживать шар в воздухе, помогая себе только плечами и локтями. Команды получают минуту на тренировку. После тренировки начинается сама игра. Ведущий называет часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (голова, локти, плечи, грудь и т.д.). Между командами ведущего участники тоже должны удерживать шарик. Звучит последняя команда: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.
В заключении сегодняшнего занятия мы предлагаем вам оценить какие качества помогали в сегодняшней работе, а какие мешали.
Упражнение 7. «Чемодан». Цель - подведение итогов. Продолжительность выполнения - 20 мин. Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем, как разъехаться, соберем "чемодан". Мы работали вместе, поэтому и "чемодан" собирать будем вместе. Содержимое "чемодана" будет особым. Так как мы занимались решением вопросов командообразования, туда мы положим то, что помогает нам в эффективной работе команды, и то, что мешает ей. Собирая "чемодан", мы будем придерживаться следующих правил:
1. В "чемодан" надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств. 2. Каждое качество будет укладываться в "чемодан" только с согласия всей группы. 3. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы. 4. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые поддаются коррекции».
Оценить результаты своей работы вы сможете, проголосовав и оставив в копилке эмоций один из смайлов.
Предварительный просмотр:
Продвижение финансовой грамотности: школьная экономическая компания как нестандартный метод привлечения молодежи к экономической деятельности
Горина Светлана Геннадьевна,
учитель, МБОУ СОШ № 44, город Нижний Тагил.
Сорочкина Елена Михайловна
учитель, МБОУ СОШ № 44, город Нижний Тагил.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Трудолюбие, добросовестность, бережливость, чувство долга, ответственности, законопослушность, дисциплинированность, доверие – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей, и следование им в личной и общественной жизни. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному, гражданскому воспитанию, он способен подняться на качественно новый уровень развития человеческих чувств и качеств.
Лихачев Б.Т., Высотина Л.А. И др. считают, что нравственные качества — это психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребёнка с миром в системе общественных отношений. В рамках урока ребёнок преимущественно взаимодействует с учителем, у него недостаточно опыта общения со сверстниками для полноценной социализации [1, с. 263].
Успешная социализация зависит от умения человека самоопределяться в обществе. Для развития ответственности у школьников, учащиеся привлекаются к выполнению общественно - значимых дел в рамках социального проектирования.
Социальное проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Социальное проектирование позволяет включить учащихся в реальную практическую деятельность, способствует формированию деятельностного, коммуникативного, профессионального аспектов развития инновационной личности учащихся. Особенностью социального проектирования является то, что в проектах принимают участие все субъекты образовательного процесса и школьник активно взаимодействует со сверстниками, родителями, специалистами и учителями.
Основными направлениями социального проектирования в МБОУ СОШ № 44 являются: формирование активной гражданской позиции; профилактика правонарушений; осознание ценности опыта предыдущих поколений; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; понимание значимости получения качественного образования; способствование улучшению экологической обстановки.
Примерами успешных социальных проектов, реализованных в МБОУ СОШ №44 являются: ежегодная осенняя ярмарка, проект «Подарок ветерану», благотворительные акции «Четыре с хвостиком», «Тёплые ручки», «Осенняя неделя добра», «Проект социальной рекламы для НКО «Надежда»», «Семейные ценности» и др.
- В рамках социального проектирования действуют Школьные экономические компании, которые организованы на всех ступенях образования. Для получения экономических знаний в МБОУ СОШ № 44 обучение экономике начинается с 1 класса и продолжается до 11 класса.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет облегчить адаптацию учащихся к современным социально-экономическим условиям.
В МБОУ СОШ № 44 для приобретения учащимися опыта практической деятельности, организации собственного бизнеса и коммерческой деятельности создаются школьные торгово-производственные компании. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта.
В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.
Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия, учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.
Форма организации – ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания, полиграфическая продукция, сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.
Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того, учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.
Таким образом, экономическое воспитание в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности, и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России - это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи, ее готовности трудиться на благо Родины.
Библиографический список:
- Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов, М., 2003.
Предварительный просмотр:
Опыт организации исследовательских экономических проектов на уровне основного общего и среднего общего образования
Горина Светлана Геннадьевна, учитель
Сорочкина Елена Михайловна, учитель
Gorina Svetlana Gennadyevna, teacher,
Sorochkina Elena Mikhaylovna, teacher
Аннотация
В статье представлен опыт педагогов МБОУ СОШ № 44 по применению проектной технологии в образовательном процессе. Представлены примеры исследовательских экономических проектов в рамках организации школьных экономических компаний, и компьютерной игры «Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)».
The article presents the experience of teachers of School 44 on the application of project technology in the educational process. Examples of research economic projects are presented in the framework of the organization of school economic companies, and the computer game "Modeling of Economics and Management".
Ключевые слова: проектная технология, исследовательский проект, школьная экономическая компания, моделирование экономики и менеджмента.
Keywords: project technology, research project, school economic company, modeling of economy and management.
Проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Проектные технологии позволяют включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих школьников, способствуют формированию деятельностного, коммуникативного, профессионального аспектов развития инновационной личности учащихся.
Школьные экономические компании, которые организованы на всех ступенях образования, являются успешным примером применения проектной технологии. Для получения экономических знаний в МБОУ СОШ №44 обучение экономике начинается со 2 класса и продолжается до 11 класса.
В МБОУ СОШ № 44 для приобретения учащимися опыта практической деятельности, организации собственного бизнеса и коммерческой деятельности создаются школьные торгово-производственные компании. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия, учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.
Форма организации - ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.
Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того, учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.
«Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)» - это компьютерная программа, которая предоставляет учащимся возможность применить на практике теоретические знания по курсу «Экономика» в ходе соревнования по управлению предприятием в конкурентной среде, моделирующей реальные рыночные отношения. Успех компании, представленной группой старшеклассников, зависит от умения работать в команде, принимать и координировать решения, следовать разработанной стратегии, учитывающей как интересы компании, так и действия конкурентов и сразу видеть результаты своих решений.
Данная программа создана Гарвардским университетом более 25 лет назад и по ней до сих пор обучают на западе студентов экономических специальностей и менеджеров высшего звена. МЭМ явился первой альтернативой всем известной Монополии и ознаменовал новый виток в развитии бизнес-игр. Интересна игра тем, что была исполнена в электронном варианте и позволила не только состязаться с реальными соперниками, но и получать довольно точный и приближенный к реальным условиям результат конкурентной борьбы нескольких участников рынка (чего в Монополии не было).
В РФ эта игра известна под названием МЭКОМ. Автором компьютерной версии программы МЭКОМ в России является Международный Центр Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭМ долгое время входили в программы олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭМ проводятся в сети Интернет. МЭМ это стратегическая игра как шахматы, только на основе экономики, динамичнее и интереснее, носит соревновательный характер. Это мощный психологический тренажер принятия решений, результаты которых можно видеть сразу. Это модель, показывающая, как работает фирма на конкурентом рынке. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы.
Занятия посещают ученики 10 - 11 классов в группах до 16 человек, поскольку в игре может одновременно принять участие до 8 команд. В команде играет один - два человека. Роли распределяются среди участников таким образом: как правило, один игрок отвечает за математические расчеты, а второй выбирает стратегию игры и принимает решения на основе сделанных расчетов.
Таким образом, экономическое образование в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности, и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи, ее готовности трудиться на благо Родины.