Материалы для уроков и внеурочной деятельности

Косарева Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Извержение вулкана, как одно из явлений природы Подготовила А.С. Косарева учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1

Слайд 2

Что такое вулкан? Вулканами называют такие небольшие (а иногда и большие) горы, имеющие жерло - вертикальный канал, ведущий сквозь земную кору вглубь литосферы (твёрдая оболочка планеты). Хотя, стоит заметить, не всегда вулканы являются горами, иногда они представляют собой лишь небольшую возвышенность, а иногда и вовсе возникают на ровном месте, хоть и очень редко. Но всех их объединяет то, что они могут извергать магму.

Слайд 5

Действующими называют вулканы, периодически извергающиеся в настоящее время. Примеры активных вулканов — Сан-Педро в Чили, Попокатепетль в Мексике, Керинчи в Индонезии, Этна на Сицилии и Ключевская Сопка на Камчатке. Сан-Педро в Чили Ключевская Сопка Действующие вулканы

Слайд 6

Спящие вулканы Уснувшими считаются вулканы, которые не проявляют какой-то активности, однако могут вернуться к действию. Уснувший вулкан Тейде находится на Канарских островах, Везувий расположен в Италии, Йеллоустоун в США. Потухшим называется вулкан, который не проявлял активность больше десяти тысяч лет. Его магма остыла, и он уже вряд ли проснется. Например, Саттер-Бют и Клиар-Лейк в Калифорнии молчат уже 1,4 миллиона лет. Иногда потухшие вулканы просыпаются, и их переводят в категорию активных. Так случилось с вулканом Эль-Чичон в 1982 году. Ученые изучили его после того, как он пробудился, и обнаружили, что предыдущее извержение было всего 1200 лет назад.

Слайд 7

Извержение вулкана в домашних условиях Необходимы материалы

Слайд 8

Для того чтобы провести опыт и посмотреть как извергается вулкан необходимо взять пластиковую бутылку объёмом о,5 мл и насыпать в неё 2 столовые ложки соды и столько же жидкого мыла. Затем смешать 150 мл воды окрашенной красной гуашью вместе с 2 столовыми ложками уксуса 70 % и медленно вливать в бутылку с остальной смесью. Через несколько минут начнётся реакция, похожая на извержение вулкана. Незабываем соблюдать технику безопасности, так как работаем с уксусной кислотой. Для того чтобы вулкан выглядел более реалистично, можно пластиковую емкость обмазать монтажной пеной и после высыхания окрасить в соответствии с цветовой гаммой вулкана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов Песочная терапия для взрослых и детей Подготовила: А.С.Косарева, учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1

Слайд 2

У каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. В первую очередь , песочная терапия– это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов. Занятие песочной терапии начинается с того, что я даю задание создать картину своего настроения, и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него.

Слайд 3

Для детей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, А именно помогают: освоить цифры и буквы; различать «право» и «лево», день и ночь; ориентироваться во временах года; тренировать память; развивать наглядно-образное мышление. Песочные столы можно применять не только как терапию, но и включать в урочную и не урочную деятельность школьников. Все зависит от того насколько возможно применение этой песочной студии. Они хорошо подходят для проведения уроков изобразительного искусства, технологии и окружающего мира. Но это не весь список предметов, можно и применять на других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с задачей 1 класс математика Подготовила: Учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1А.С.Косарева

Слайд 2

У Маши 4 гриба, а у Пети - 2 гриба. Сколько грибов у ребят вместе?

Слайд 3

Условие задачи – это то, что нам известно. У Маши 4 гриба, а у Пети - 2 гриба. Условие Краткая запись Ответ Вопрос Решение

Слайд 4

Вопрос задачи – это то, что нужно узнать. Сколько грибов у Маши и Пети вместе? Условие Краткая запись Ответ Вопрос Решение

Слайд 5

Краткая запись (схема) Таня - 4 Саша - 2 4 2 ? ? гр. Условие Краткая запись Ответ Вопрос Решение

Слайд 6

Решение 4+2=6 (гр.) Условие Краткая запись Ответ Вопрос Решение Ответ: 6 грибов

Слайд 7

Работа по учебнику стр. 67 (задание 5) 1+1=2 5-2=3 8-2=6 6+1=7 6+2=8 4-2=2 2+1=1 4+2=6 5+2=7 9-1=8

Слайд 8

Работа в тетради урок 28

Слайд 9

Работа в тетради урок 28

Слайд 10

Памятка «Как решать задачу» Прочитать задачу Узнать о чём (ком) задача. Что об этом известно. Найти вопрос задачи. Составить схему к задаче или написать краткое условие. Решить задачу. Написать ответ.



Предварительный просмотр:

Название урока и класс

Периметр, 2 класс

Цели

Познакомить детей с понятием периметр фигуры

Планируемые результаты

Учащиеся научаться находить периметр фигуры, распознают ранее изученные геометрические фигуры и назовут их отличительные черты

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Ссылка на карточки учи.ру

Орг.момент

3 мин

Актуализация знаний

5 мин

Ребята посмотрите на доску. Давайте с вами вспомним единицы измерения, ведь сегодня они нам будут нужны

*(см, м, дм, мм)

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/60484&student=/cards/60484

Посмотрите на доску, что нужно сделать?

Давайте сначало решим, а потом запишем.

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/72632&student=/cards/72632

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на изображение. Из каких геометрических фигур состоит корабль.Как можно разделить фигуры на две группы.Какие фигуры остались? Ребята подскажите что можно найти, зная длину сторон прямоугольника и треугольников. Сформулируйте тему урока.

Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием периметр.

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/12/raskraski_figyri_8.gif

Введение понятия

Откройте учебник с.81 и прочитайте задание №1. Выполните решение в тетради.

Работа по теме урока

Работа с заданиями на учи.ру

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152969&student=/cards/152969

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152970&student=/cards/152970

Закрепление материала

Хорошо, вы молодцы ребята.

Физминутка

Закрепление материала

А теперь давайте с вами посмотрим следующее задание.

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152971&student=/cards/152971

Подведение итогов

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Сложно ли было выполнять упражнения?

Домашнее задание

Стр. 82 № 5,6



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

2 класс

Тема: «Сочетание слов по смыслу».

Выполнила: учитель начальных классов

 Косарева Анастасия Сергеевна

2021

Цель: Создать условия для формирования у обучающихся нового знания о лексической сочетаемости слов.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

Освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

Следовать режиму организации учебной и деятельности.

Определять план выполнения заданий на уроках.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении задания.

Познавательные:

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге.

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, сканер, презентация, фишки для деления на группы с изображениями различных воронят, карточки для групповой работы, карточки самооценки работы на уроке.

Ход урока.

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»).

-Сегодня наш урок начнем вот с этой небылицы.

Ехала деревня 
Мимо мужика, 
Вдруг из-под собаки 
Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

-Ребята, а почему вы смеётесь?

Что смешного в этом стихотворении?

Д. (Подвести детей к выводу, что такие произведения смешны, потому, что в них слова НЕ ПОДХОДЯТ друг к другу).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.    

                               Открываем тетради.

 Записываем:   дату и классная работа

Классная работа.

-Обратимся к учебнику. На странице 14 даны слова. Прочитайте их. Обьясните ,что они означают? Можно ли их назвать словами?

Давайте с вами обратимся к подсказке.

А теперь назовите тему нашего урока. Молодцы ребята.

 А теперь мы с вами попробуем выполнить следующее задание. Смотрим все на экран.    

Вам нужно  вставить пропущенные буквы.

-Какие знания и умения вам для этого понадобятся?

Дети: Знание правил правописания и умения подбирать проверочное слово.

-Я предлагаю выполнить эту работу в паре.

Выпишите эти слова, обозначая вставленные буквы. Обязательно обсудите, какую букву вы будете вставлять.

Сигнализируют окончание работы взявшись за руки.

-Ребята, у кого-нибудь из вас возникли разногласия?

(Значки слева обозначают название орфограммы: карандаши – правописание гласного после шипящих, антенна – правописание удвоенных согласных, лиса – правописание безударного гласного, ёж – правописание парного согласного в корне слова, бабочка – правописание согласных после шипящих, солнце – правописание непроизносимого согласного в корне, а справа – алфавитная линейка для выбора и переноса букв).

-Оцените выполнение задания и умение работать в паре . Хорошо ли вместе выполнять задание?

2. -А сейчас вам предстоит работа по группам.              

I группа.                                                                                                    

Исправьте предложения, заменяя  слова, подходящими по смыслу словами.

Люди посадили в парке деревья и скамейки.

__________________________________________________________________

Счастливая Рита улыбалась во весь рост.

__________________________________________________________________

Петя относился к учёбе с холодцом.

__________________________________________________________________

Мальчик встал как вскопанный.

__________________________________________________________________

Вывод: Смысл предложения зависит от правильного подбора слов по их значению.

II группа.

Вставить подходящие по смыслу слова. Знакомство со стихотворением Усачёва «Стая и стадо».

Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется, а стая - летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!

Весной на первую травку выгоняют ____________ баранов и овец, __________ лошадей.

Смотрю, _________________ уток возвращается с юга домой.

С обочины вспорхнула ______________ воробьёв.

Все с нетерпением ждут, когда придёт _____________________ рыб.

Скоро проснётся _____________ пчёл.

Вывод:  Чтобы не получилась нелепица, необходимо правильно употреблять слова в речи.

3. Реализация построенного проекта.

Вы очень хорошо поработали в группах, молодцы.

И продолжим работу дальше..

Задание классу: В учебнике на стр.15 нужно выполнить упражнение 2. Внимательно читаем задание.

6. Рефлексия учебной деятельности .

-Ребята, вы сегодня выполнили много заданий, а теперь сделайте вывод. Что необходимо уметь делать, чтобы речь была грамотной.



Предварительный просмотр:

Название урока и класс

Периметр, 2 класс

Цели

Познакомить детей с понятием периметр фигуры

Планируемые результаты

Учащиеся научаться находить периметр фигуры, распознают ранее изученные геометрические фигуры и назовут их отличительные черты

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Ссылка на карточки учи.ру

Орг.момент

3 мин

Актуализация знаний

5 мин

Ребята посмотрите на доску. Давайте с вами вспомним единицы измерения, ведь сегодня они нам будут нужны

*(см, м, дм, мм)

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/60484&student=/cards/60484

Посмотрите на доску, что нужно сделать?

Давайте сначало решим, а потом запишем.

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/72632&student=/cards/72632

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на изображение. Из каких геометрических фигур состоит корабль.Как можно разделить фигуры на две группы.Какие фигуры остались? Ребята подскажите что можно найти, зная длину сторон прямоугольника и треугольников. Сформулируйте тему урока.

Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием периметр.

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/12/raskraski_figyri_8.gif

Введение понятия

Откройте учебник с.81 и прочитайте задание №1. Выполните решение в тетради.

Работа по теме урока

Работа с заданиями на учи.ру

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152969&student=/cards/152969

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152970&student=/cards/152970

Закрепление материала

Хорошо, вы молодцы ребята.

Физминутка

Закрепление материала

А теперь давайте с вами посмотрим следующее задание.

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/152971&student=/cards/152971

Подведение итогов

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Сложно ли было выполнять упражнения?

Домашнее задание

Стр. 82 № 5,6



Предварительный просмотр:

                                                                                       

МАОУ Абатская СОШ №1

Конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема :      Один текст – разные заголовки.

                                                                 Составила: Косарева А.С.

                                                                учитель начальных классов

2021

Цель:  организовать наблюдение за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; развивать  умение работать в группе, договариваться и приходить к единому мнению;

Планируемые результаты:

Предметные: умение подбирать заголовок к тексту, умение выделять существенное из текста для определения заголовка.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения.

Метапредметные: стремление к точному выражению собственного мнения .

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

           И друг другу помогать.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

           И тихонечко сидим

  1. Мотивация к деятельности. Ребята, по традиции начнём наш урок с минуты чистописания. Но, прежде чем приступить к работе, давайте выполним пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики проснулись и дружно принялись за работу.

– На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.

  1. Каллиграфическая минутка.слайд 1

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Обратите внимание на доску и скажите, почему я выбрала именно эти буквы для минутки каллиграфии.

Ребята, это у нас хитрые и опасные парные согласные.

- Пропишите  их до конца строки.

4. Словарная работа.слайд 2

1. Индивид.работа по карточкам с проверкой ( 2 чел.)

2. Фронтальная работа.

- Записываем слова, выделяем орфограммы.

Пальто, коньки, ветер, мороз, иней, медведь, декабрь.

-Тетради на проверку   сдадут  …..(2 чел.)

-Проверим (на доске).

- Кто написал без ошибок? Можете поставить себе 5.

-Кто допустил 1-2 ошибки? Поставьте себе 4.

  -Какой общей темой  объединены  все слова? (Зима)

-Назовите лишнее слово? Почему?

- Что вы знаете о медведях?

- Устно составьте предложение с любым из этих слов.

5. Постановка задач урока.

Перед тем, как начать наше путешествие, давайте вспомним: что же такое текст?

Ребята, давайте вспомним, что стоит перед любым текстом, например, перед каким-либо художественным произведением: сказкой, рассказом, басней?

Верно, ребята текст имеет своё название или как принято говорить в русском языке – ЗАГОЛОВОК.

-Откройте учебник на с.21.

- Прочитайте тему урока № 86.

- Чему будем учиться на уроке? (подбирать заголовки к тексту)

- А что нам для этого будет нужно делать? (внимательно слушать учителя и выполнять задания…).

6. Актуализация опорных знаний.

-Давайте вспомним:

-Из чего состоит предложение? ( Из слов).

- Из чего состоит текст?(Из предложений).

- Что такое заголовок? (Название текста, он указывает на то, о чём пойдет речь в тексте).

7. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

-Найдем на с.21 упр.1.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Что мы должны выполнить в этом упражнении?

-Сколько  текстов нам представлено?

Ребята, а кто мне назовет тему урока исходя из нашей с вами работы?

- Прочитайте 1,2,3,текст  самостоятельно.                                                                                                                              - Какой общей темой объединены все тексты? (Зима).

- О чём говориться в первом тексте? (О снежинках)

- С чем сравнивается снег?( С белым нарядом).

-Почему в тексте говориться, что снежинки одевают дома, деревья, землю?

- Почему автор называет снег нарядом?

- Давайте выделим в 1 тексте самые главные, ключевые слова. (Сладко спать под белым пушистым одеялом).

- Как бы вы озаглавили его?

- Выберите, какой заголовок больше всего подойдёт к тексту?

- Читаем второй текст.

- Какие здесь  самые главные слова? (Все снежинки- сёстры).

- Как озаглавим текст? (Красавицы сестрички).

- Читаем 3 текст.

- Выделим главную мысль? (Зима сшила наряды).

-Какой заголовок подойдёт? (Портниха зима).

- Подведём итог.                                                                                                                                       - Можем ли мы по заголовку узнать, о ком или о чём пойдет речь в тексте?

- Можем ли к одному тексту подобрать разные заголовки?

Заголовок связан по смыслу с содержанием текста.

 Физминутка.

А сейчас немного отдохнём.

Разминаем кисти рук и встряхиваем усталость.

2. Самостоятельная работа с проверкой.

- Спишите первый текст вместе с заголовком.

- Как будет называться текст? Где запишем название текста?

-Сколько в нем предложений?(4)

- Какой знак стоит в последнем предложении?

8. Работа в парах.

- Открываем учебник на с. 22 упр.3.

Сейчас вы будите работать в парах по данному упражнению. Для начала прочитайте текс и подберите ему заголовок. Затем вы Записываете название текста в тетрадь и красиво и аккуратно переписываете текст в тетрадь.

9. Закрепление изученного материала.

-Ребята,  о чём мы с вами говорили на уроке? Что для вас было интересным, и что нового вы для себя узнали?

10. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Удачным ли был для вас урок?

11. Рефлексия.

       12. Домашнее задание.

Составить текст из 85 предложений, озаглавить его .Текст должен быть объединен одной общей темой.



Предварительный просмотр:

2 класс.

Тема: учимся озаглавливать текст.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.

Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.

Планируемые результаты:

Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.

Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, по традиции начнём наш урок с минуты чистописания. Но прежде чем приступить к работе давайте выполним пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики проснулись и дружно принялись за работу. Откройте тетради, напишите число, классная работа:

сегодня я предлагаю вам прописать сочетания ик, ек.

Кто желает напомнить где встречаются эти сочетания, как правильно написать эти сочетания?

Запишите слова ученик, платочек. Обозначьте  сочетания ик  и ек.

III. Постановка проблемы.

        Ребята давайте вспомним тему прошлого урока.

        - Что помогает нам понять смысл текста, не читая его? (заголовок)

        IV. Решение проблемы.

        1) Работа с учебником.

а) С.23 упр. 1 (фронтально, устно).

-  Прочитайте задание.

-  Послушайте текст. ( Текст читает учитель).

- На одном из уроков мы с вами познакомились с текстами о зиме.

- Вспомните, какие заголовки мы называли.

- Запишем их на доске. ( Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.)

- Подходят ли записанные на доске заголовки к данному тексту? Почему? (В случае затруднения. Обратите внимание, что заголовок всегда передаёт основную мысль автора.

- Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали?

- Какие заголовки вы можете предложить для этого текста? (записать на доске).

- Объясните, почему вы именно так хотите назвать этот текст.

- Самостоятельная запись заголовков в тетрадь.

б) с.24 упр.2 (работа в парах)

- Прочитайте задание. Выполните задания в парах.

- Фронтальная проверка.

- Вывод. Одни заголовки могут подходить ко многим текстам, а другие – только к конкретному тексту, точно указывая, о чём пойдёт в нём речь.

- Зимние тайны. Подарки матушки-зимы. – любые тексты о зиме.

  Снежный городок. В тексте с таким названием обязательно должно говориться о снежном городке.

V.  Первичное закрепление.

1) Работа с деформированным текстом.

- Работа в парах по карточкам

        Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.

- Можно ли это назвать текстом. Почему?

- Из данных предложений составь текст.

- Послушаем, какие тексты у вас получились.

- Запиши текст, выбрав наиболее точный заголовок из предложенных.

Дети и собака.

Помог девочке.

Не испугался.

Опасность миновала.

- Проверка. Какой заголовок вы выбрали? Почему?

VI. Итог урока.

  • Мы с вами узнали...
  • Мы с вами научились...
  • Нам было интересно...
  • Мне было трудно...

          VII. Рефлексия (шкала) приклеить магнитики: у меня всё получилось, материал вызвал затруднения, я не смог справиться с трудностями.



Предварительный просмотр:

                 Урок русского языка во 2 классе по программе

                             «Начальная школа ХХI века»

                                 Тема: «Слово в словаре и тексте»

Цели урока:

  • Научиться определять значения новых слов;
  • Познакомить учащихся с основными приемами поиска слов в словаре;
  • Закрепить знания о видах словарей;
  • Расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: выставка словарей, презентация.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Поздороваться с гостями.
  2. Актуализация опорных знаний:

- Мы уже знаем, что каждое слово имеет значение. Сегодня на уроке вы будете знакомиться с новыми словами, объяснять их значение и работать со словарем. Итак, начинаем.

    3. Каллиграфическая минутка.

1) Какая одинаковая буква пишется в слове картина?  

Из каких элементов она состоит? Какой звук обозначается этой буквой?   Словарная работа:

1) Записать слово картина, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

2) Объясните значение записанного слова (ответы детей).

картина – произведение живописи.

Записать в тетрадь объяснение значения слов.

4. Путешествие в страну Словарию.

1) Чтобы узнать значение неизвестного слова, правописание или произношение слов, мы обращаемся за помощью к словарям. Существуют разные виды словарей (чтение слайда).

2) Закрепление:

 - какой словарь необходим для определения значения слов?(толковый, показать словарь Ожегова);

 - правильное написание слова узнаем в…(орфографическом словаре);

 - как правильно произносится слово узнаем в…(орфоэпическом словаре);

 - как произошло слово узнаем в…(этимологическом словаре,).

5. Работа по учебнику.

1) Проблемная ситуация (с.18 упр 1): определить значение  слов в тексте. Поможет ли вам текст? (слова экскурсия , поэт, – имена существительные)

Если текст не помог, как быть? (ответы детей). Чтение правила на с.20,

6. Физкультминутка «Хомка»

7. Работа со словариком.  С.19 упр 2- найти значение слов живописец, холст;

Записать в тетрадь словарную статью слова  живописец.

 - Каким синонимом можно заменить слово  живописец? (художник)

Закрепление. Упр.3 с. 19:

1) Прочитать текст (самостоятельно);

2) Что такое акварель? (ответы детей)

3) где самая большая коллекция картин находиться в Москве?

4) Какие виды картин собраны в музее? (портрет, натюрморт,, пейзаж)

8. Итог урока.

О чем узнали сегодня на уроке? Что можно узнать о словах в различных словарях?

9. Домашнее задание: с. 21 упр.5



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы развития навыков функционального

чтения на уроке окружающего мира»

Косарева Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ Абатскакя  «СОШ № 1»

Мастер-класс «Приёмы развития навыков функционального чтения на уроке окружающего мира»

Косарева Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ Абатскакя  «СОШ № 1»

Цель: познакомить педагогов с приёмами развития навыков функционального чтения.

Время проведения: 10-15 - минут.

Целевая аудитория: учителя – начальных классов

Ключевые слова: функциональное чтение, метапредметные результаты, работа с текстом.

Краткая аннотация: участники мастер-класса в активном режиме учатся приемам работы с текстами. В качестве текстов выступают видеофрагмент из художественного фильма «Сумерки», стихотворение Н. Гумилёва. Из данных текстов участникам предлагается извлечь необходимую информацию. Данные приемы позволяют спроектировать метапредметный урок и могут помочь в подготовке учащихся к олимпиадам.

Теоретическая часть: Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания (аналитический подбор цитат, составление, схем графиков). В ходе мастер класса предлагаются задания на поиск нужной  информации в тексте по простому критерию (пример 1 на низкий уровень грамотности).  Поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией (второй пример на средний уровень грамотности). И высокий уровень - понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста (третий пример).

Ход мастер-класса.

  1. Актуализация. Постановка проблемы.

В новых стандартах работе с текстом отводится большая роль. Ведь именно текст является источником информации. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания (аналитический подбор цитат, составление схем, графиков).

Мы сталкиваемся с разными текстами. Тексты трудно классифицировать, но составители текстов PISA предлагают выделять сплошные тексты (художественные тексты, рассказы, тексты учебников) и не сплошные (рекламные слоган, графики, таблицы, карты сайтов). Я предлагаю вам отправиться в таинственный мир текстов.

Участники мастер-класса актуализируют знания о функциональном чтении.

  1. Разминка.

Давайте выберем проводника. Перед вами з карточки с изображением насекомых. Вам нужно выбрать одно из них, оно и будет вашим проводником.

Члены фокус группы выбирают карту с изображением и делятся на группы для дальнейшей совместной работы.

  1. Демонстрация опыта.

Пример 1: посмотрите видео фрагмент фильма «Сумерки» и выберите из предложенного списка признаки хищников, показанные в данном фрагменте. Разбор задания т.к. важно, чтобы члены фокус группы не домысливали.

Если Вы смотрели фильм, то знаете, что у каждого вампира в фильме была своя особенность. Так и у каждого хищника кроме общих признаков, есть свои, присущие только им черты. Взгляните на галерею хищников. Вас ничего не смущает? Среди волков, львов представлена фотография божьей коровки.

Пример 2: Божья коровка типичный хищник. Она питается тлей. Предлагаю задания членам фокус группы по диаграмме: Сколько тли съедает взрослое насекомое божьей коровки за лето. Кто съедает больше всего тли за один день? Какое насекомое съедает меньше всего тли?

Вы знаете, что умение читать графики и диаграммы сегодня так же является важным навыком. Этому навыку школьников необходимо учить, потому, что многие из них не могут перенести навыки работы с диаграммой из математики на другой предмет.

Предложенные приёмы работы с тестом можно использовать на разных этапах урока. Чаще всего на этапе мотивации, создании проблемной ситуации или ситуации сбоя. Можно и для закрепления материала или организации проверки знаний.

Пример 3: Предлагаю перейти к самой сложной форме работы с текстом. Членам нашей фокус группы сейчас предстоит поработать со стихотворением Н. Гумилева «Гиена» (название стихотворения участникам фокус группы перед работой не даётся). У каждой из трёх групп свое задание (таблица 1). Через 3-5 минут представление результатов и их обсуждение.

Таблица 1.

Задания группам по стихотворению Гумилёва «Гиена»

Задание 1 группе

Задание 2 группе

Задание 3 группе

1.Сравните художественный текст с текстом Википедии, и определите, достоверно ли Гумилев описывает хищника.

1.Вставьте в текст пропущенные слова.

О каком хищнике идет речь?

        

1.Познакомьтесь с текстами из Википедии. Используя данную информацию, определите, о каком животном идет речь. Докажите примерами из текста.         .

2.Вставьте в текст пропущенные слова.

Назовите стихотворение

2.На основе художественного текста составьте текст в научном стиле с указанием видовых признаков хищника, о котором писал Н. Гумилев.

2.Вставьте в текст пропущенные слова, назовите стихотворение

В ходе третьего этапа участники мастер-класса знакомятся с тремя приёмами развития навыков функционального чтения.

Мы сегодня работали не только с разными текстами, но и с разными уровнями их оценивания.

Данные приёмы позволяют развивать у учащихся УУД или метапредметные умения.

Рефлексия.

Я предлагаю создать еще один текст – творческий. Это рефлексия. Приклейте стикер на один из цветов: «познакомился с приёмами функционального чтения, буду осваивать», «знаком с данными приёмами и сам применяю на практике», «данные приёмы меня не заинтересовали, но было приятно работать».

Данная рефлексия позволяет оценить уровень новизны материала для участников и уровень их заинтересованности в применении приёмов функционального чтения в работе.

 Ожидаемые результаты мастер-класса:

- знакомство с приёмами развития навыков функционального чтения;

- участники мастер-класса приобретут опыт работы с различными текстами на предметах;

- познакомятся с приёмом «синектика» помогающим проектировать метапредметный урок.

Библиографический список.

  1. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989.
  2. Логвина И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. -  Нарва, 2012.

Требования к организации мастер-класса: компьютер, колонки, проектор, магнитная доска. Возможность переставлять столы.

Приложение к мастер-классу №1.

Н.Гумилев «Гиена»

Над тростником медлительного Нила,

Где носятся лишь бабочки да птицы,

Скрывается забытая могила

Преступной, но пленительной царицы.

Ночная мгла несет свои обманы,

Встает луна, как грешная сирена,

Бегут белесоватые туманы,

И из пещеры крадется гиена.

Её стенанья яростны и грубы,

Её глаза зловещи и унылы,

И страшны угрожающие зубы

На розоватом мраморе могилы.

«Смотри, луна, влюблённая в безумных,

Смотрите, звезды, стройные виденья,

И темный Нил, владыка вод бесшумных,

И бабочки, и птицы, и растенья.

Смотрите все, как шерсть моя дыбится,

Как блещут взоры злыми огоньками,

Не правда ль, я такая же царица,

Как та, что спит под этими камнями?

В ней билось сердце, полное изменой,

Носили смерть изогнутые брови,

Она была такою же гиеной,

Она, как я, любила запах крови».

По деревням собаки воют в страхе,

В домах рыдают маленькие дети,

И хмурые хватаются феллахи

За длинные безжалостные плети.

Приложение №2

Божьи коровки — небольшие жуки, населяющие практически всю Землю. Имеют необычную окраску: алое тело покрыто черными круглыми пятнами. Предпочитают жить на открытой местности, отлично подойдут луга, сады или степи. Для защиты используют жидкость выделяемую суставами ног, она имеет резкий, неприятный запах, который отпугивает врагов. Главная пища божьих коровок — тли (более детально про поедание тли божьими коровками можно узнать из этого материала). Самый активный период их истребления приходится на промежуток с весны до поздней осени. Для привлечения таких полезных насекомых в сад, посадите на участке маргаритки, пижму, тысячелистник, одуванчики или укроп.

Приложение № 3

C:\Users\Учитель\Desktop\maxresdefault.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\39369731320_898462755d_b.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\maxresdefault (1).jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная практика обучающихся 2 «б» класса МАОУ Абатская СОШ № 1 Песня ветра

Слайд 2

Истинный хранитель мудрости тот, кто любит и бережет природу, кто ощущает себя ее частью, кто дружелюбен ко всему живому.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Весёлые задачки в стихах по математике

 

1

У малышки-мартышки

На столе лежали книжки.

Девять книжек про зверей,

А четыре – про детей.

Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько

у мартышки книжек?

 

2

На лужайке у реки

Расселись мотыльки:

Два сидели на ромашке,

Восемь – на душистых кашках,

Да один мотылёк

Сел на синий василёк.

Кто из вас сказать готов,

Сколько было мотыльков?

 3

В лодке ехал дед Евсей,

И поймал он карасей:

Три больших

и средних восемь,

Сколько же поймал Евсей

На рыбалке карасей?

 

4

Как-то раз на берегу

Гуси ели лебеду:

Десять белых, серых три.

Сколько всех гусей? Скажи!

 

5

У Кузьмы в руках корзина,

В ней лежат три апельсина,

Десять слив и две хурмы.

Сколько фруктов у Кузьмы?

6

Вяжет бабушка-куница

Трём внучатам рукавицы:

– Подарю вам, мои внуки

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько всех? Пересчитайте!

 

7

Восемь пар танцуют польку.

А всего танцоров сколько?

 

 8

Восемь маленьких зайчат

На лужайке в ряд сидят.

Прискакали к ним три брата,

Им зайчата очень рады.

Прибежал ещё один.

Сосчитать мы всех хотим.

Сколько же всего зайчат

На лужайке той сидят?

  

9

Мы утят своих считали

И конечно же устали:

Восемь плавают в пруду,

Трое спрятались в саду,

Двое под кустом сидят,

Пятеро в траве галдят.

Помогите нам, ребята!

Сосчитайте всех утят!

 

10

На берёзе шесть синичек

Продавали рукавички.

Прилетело ещё пять,

Сколько будет продавать?



Предварительный просмотр:

Задачи по математике для 1 класса

Карточка №1. 


1.На ветке 10 синиц. 6 синиц улетели. Сколько синиц осталось?


2.У Артёма 9 рублей. Папа дал ему 1 рубль. Сколько рублей стало? 


3.В классе 9 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько девочек в классе? 


4.На столе лежит 6 книг, а тетрадей на 2 больше. Сколько тетрадей на столе? 


5.Костя вырезал 5 кругов. Из них 4- синих, а остальные красные. Сколько красных кругов вырезал Костя? 


6.Лёша получил на математике 1 пятёрку, на чтении ещё 2 пятёрки, а на музыке ещё 1 пятерку. Сколько всего оценок? 


7.У Любы 3 марки, у Лены 7 марок. На сколько у Любы марок меньше, чем у Лены? 
____________________________________________________________________

Карточка №2.


1.Было 8 конфет. Петя съел 2 конфеты. Сколько осталось?


2.На блюде 5 груш и 3 апельсина. Сколько всего фруктов? 


3. У Тимура 6 книг, а у Алины на 2 больше. Сколько книг у Алины? 


4.Мы купили 6 газет, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов купили? 


5.В вазе 10 цветов. Из них 3 тюльпана, а остальные - розы. Сколько роз? 


6.В вазе 3 цветка, поставили ещё 4 цветка, а 2 цветка завяли. Сколько цветов осталось? 


7.В вазе 9 роз, а тюльпанов 6. На сколько роз больше, чем тюльпанов? 
____________________________________________________________________

Карточка №3.


1.Боря купил 8 марок. 4 марки он потерял. Сколько марок осталось? 


2.Лена получил 6 пятёрок, потом ещё 3. Сколько всего пятёрок она получила? 


3.В вазе 3 розы, а лилий на 2 больше. Сколько лилий в вазе? 


4.К речке идут 8 утят, а уток на 2 меньше. Сколько уток идут к речке? 


5. В пакете всего 7 конфет. Из них 1 ириска. Сколько шоколадных конфет? 


6.У Миши и Вани всего 9 леденцов. Миша съел 4 леденца, а Ваня столько же. Сколько осталось? 


7.У Лили 3 шоколадки и 1 леденец. На сколько шоколадок больше, чем леденцов? 
____________________________________________________________________

Карточка №4.


1.Было 10 цыплят. 3 убежали. Сколько цыплят осталось? 


2.У Пети 7 наклеек, у Вовы 2 наклейки. Сколько всего наклеек у мальчиков? 


3.У Ани 8 конфет, а у Артура на 3 меньше. Сколько конфет у Артура? 


4.В пакете 5 груш, а в сумке на 3 больше. Сколько груш в сумке? 


5.Во дворе 5 кошек. Из них 1 рыжая, остальные – серые. Сколько серых кошек во дворе? 


6.На ветке сидело  7 снегирей. 2 улетели, а 3 прилетели. Сколько снегирей стало? 


7.Во дворе 7 котят и 5 щенят. Кого больше и на сколько? 



Карточка №5. 


1.Было 7 чашек. 2 разбили. Сколько чашек осталось? 


2.На ветке 4 вороны и столько же воробьёв. Сколько всего птиц? 


3.Диане 7 лет, а Витя на 2 года младше Дианы. Сколько лет Вите? 


4.В магазине продали 8 утюгов, а ламп на 2 больше. Сколько ламп продали? 


5.У дома росло 7 деревьев. Из них 3 липы, а остальные - берёзы. Сколько берёз росло у дома? 


6.В парке было 4 дерева. Сначала посадили 2 берёзы, потом ещё столько же. Сколько берёз стало? 


7.В парке 6 дубов и 2 осины. На сколько осин меньше, чем дубов? 

____________________________________________________________________

Карточка №6.


1.У Вовы 7 открыток. Он подарил Мише 3 открытки. Сколько открыток осталось? 


2.На дереве 7 птиц. Прилетели ещё 3. Сколько стало? 


3.На первой полке 2 книги, а на второй на 5 больше. Сколько книг на второй полке? 


4.Лиде 5 лет, Антон на 2 года моложе Лиды. Сколько лет Антону? 


5.Во дворе играло 10 детей. Из них 6 мальчиков. Сколько девочек? 


6.В классе 10 детей. 5 человек вышли, а 3 вошли. Сколько стало? 


7.В классе 9 мальчиков и 10 девочек. На сколько девочек больше, чем мальчиков? 


Карточка №7.


1.На пальто было 6 пуговиц. 3 оторвались. Сколько пуговиц осталось? 


2.Илья вымыл 4 яблока и 3 груши. Сколько всего фруктов он вымыл? 


3.Света живёт на 3 этаже, а Коля на 1 этаж выше. На каком этаже живёт Коля?

 
4.В озере 10 лещей, а окуней на 2 меньше. Сколько окуней в озере? 


5.У Васи было 10 копеек. После того как он купил тетрадь, у него осталось 7 копеек. Сколько стоит тетрадь? 


6. У Васи было 10 рублей. Он купил тетрадь за 4 рубля и блокнот за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Васи? 


7.У Лены 5 рублей, у Юли 9 рублей. У кого больше и на сколько? 

____________________________________________________________________

Карточка №8.


1.В тарелке 8 слив. Костя съел 2 сливы. Сколько слив осталось? 


2.В саду растут 6 роз и 3 лилии. Сколько всего цветов в саду? 


3.В классе 5 шкафов, а окон на 2 меньше. Сколько окон в классе? 


4.На верхней полке 4 книги, а на нижней на 3 больше. Сколько книг на нижней полке? 


5.В сарае было несколько лопат. Когда 3 лопаты взяли, осталось 5 лопат. Сколько лопат было сначала в сарае? 


6.У Дениса было 2 карандаша. Тимур дал Денису ещё 2 карандаша, а Анна дала ему 3 карандаша. Сколько карандашей стало у Дениса? 


7.В вазе 10 тюльпанов и 5 роз. Чего больше и на сколько? 


Карточка №9.


1.Было 10 рублей. Истратили 4 рубля. Сколько рублей осталось? 


2.У машины 4 колеса. Сколько колес у двух машин? 


3.Коле 9 лет, а Игорь на 2 года моложе. Сколько лет Игорю? 


4.Во дворе играют малыши. Девочек 5, а мальчиков на 1 больше. Сколько мальчиков? 


5.Всего 7 шариков. Из них 3 красных. Сколько синих шариков? 


6.У Вовы было 7 карандашей. 1 он потерял. Потом он купил ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало? 


7. У Вовы было 7 синих карандашей и 2 красных. На сколько красных меньше, чем синих? 
____________________________________________________________________

Карточка №10.


1.Надули 8 шариков. 3 лопнули. Сколько шариков осталось? 


2.У Маши 3 жёлтых шара и 4 зелёных. Сколько всего шаров у Маши? 


3.У Романа 9 карандашей, а у Данила на 1 больше. Сколько карандашей у Данилы? 


4.В букете 6 колокольчиков, а ромашек на 1 меньше. Сколько ромашек в букете? 


5.В тарелке 8 овощей. Из них 4 огурца. Сколько помидоров? 


6. В тарелке было 8 овощей. Сначала съели 2 перца, потом 3 помидора. Сколько овощей осталось? 


7. В тарелке 8 огурцов и 5 помидоров. На сколько огурцов больше, чем помидоров? 
Карточка №11. 
1.На столе 10 грязных ложек. 5 ложек вымыли. Сколько осталось? 
2.Дед Мороз подарил Юле 3 шоколадки и столько же конфет. Сколько всего? 
3.В небе 8 самолётов, а вертолётов на 3 меньше. Сколько вертолётов? 
4.Оле 6 лет, Серёжа на 2 года старше. Сколько лет Серёже? 
5.У Мити 7 шаров. Из них 2 – большие. Сколько маленьких? 
6. У Мити было 7 шаров. 1 лопнул, 2 улетели. Сколько осталось? 
7.У Мити 3 больших шара и 4 маленьких. На сколько больших шаров меньше, чем маленьких? 

Карточка №12. 
1.У учителя 10 тетрадей. 8 она уже проверила. Сколько осталось? 
2.Данил выпил сначала 4 чашек чая, потом ещё 1. Сколько всего? 
3.Артём смастерил 6 поделок, а Стас на 1 меньше. Сколько поделок сделал Стас? 
4.Свете 7 лет. Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? 
5.Петя поймал всего 5 рыб. Из них 3 окуня. Сколько лещей? 
6. Петя поймал 5 рыб, потом ещё столько же. Мама из 3 рыб сварила суп. Сколько осталось? 
7.Петя поймал 3 окуней и 10 лещей. На сколько больше лещей, чем окуней? 

Карточка №13. 
1.У почтальона 8 писем. 5 писем он раздал. Сколько осталось? 
2.На поляне 4 зайца. Пришли ещё 2. Сколько стало? 
3.Вера живёт на 5 этаже, а Юля на 2 этажа выше. На каком этаже живёт Юля? 
4.В нашем доме 5 этажей. Дом, стоящий рядом, на 4 этажа выше. Сколько этажей в соседнем доме? 
5.В автобусе 9 человек. Из них 5 мужчин. Сколько женщин? 
6.Курочка снесла 10 яиц. Мышка разбила 4 яйца, но курочка ещё снесла 3 яйца. Сколько стало? 
7. У почтальона 4 письма и 3 журнала. Чего больше и на сколько? 

Карточка №14. 
1.Было 9 цветов. 4 завяли. Сколько осталось? 
2.На первой полке 8 книг. На второй – 2. Сколько всего? 
3.У Васи 7 флажков, а у Антона на 3 меньше. Сколько у Антона? 
4.С огорода принесли 5 репок, а морковок на 1 больше. Сколько морковок? 


5.Было 10 яиц. Мышка пробежала и разбила несколько яиц. Осталось 8 яиц. Сколько яиц разбила мышь? 
6. В автобусе было 5 человек. 3 человека вышли, а вошли 8 человек. Сколько стало? 
7. В автобусе 9 мужчин и 3 женщины. На сколько женщин меньше, чем мужчин? 

Карточка №15. 
1.Витя выучил 4 стихотворения. 3 он забыл. Сколько осталось? 
2Лене 4 года. Сколько лет будет Лене через 2 года? 
3.Люба живёт на 10 этаже, а Юра на 4 этажа ниже, На каком этаже живёт Юра? 
4.В саду 4 яблони, а кустов малины на 3 больше. Сколько кустов малины? 
5.В вагоне едут 10 офицеров: 4 из них – майоры, а остальные – капитаны. Сколько капитанов? 
6.В вагоне 7 пассажиров. Вошёл 1, вышли 5. Сколько осталось? 
7.В саду 3 яблони и 5 груш. Чего больше и на сколько? 

Карточка №16. 
1.В автобусе 6 человек. 4 вышли. Сколько осталось? 
2.Марат пригласил на день рождения 2 девочек и 3 мальчиков. Сколько всего? 
3.Володя живёт на 4 этаже, а Оля на 3 этажа выше. На каком этаже живёт Оля? 
4.В парке 6 дубов, а елей на 2 меньше. Сколько елей? 
5.Мама испекла 8 пирожков: 3 из них с капустой. Сколько с повидлом? 
6. .Мама испекла 8 пирожков. Надя съела 2, Юля съела столько же. Сколько осталось? 
7.В парке 6 дубов и 10 берёз. Чего больше и на сколько? 


Карточка №17. 
1.Было 9 детей. 2 мальчика ушли. Сколько осталось? 
2.В классе 5 девочек и 4 мальчика. Сколько всего? 
3.Дарине 7 лет, а Оля на 2 года старше. Сколько лет Оле? 
4.Купили 10 апельсинов, а лимонов на 3 меньше. Сколько купили лимонов? 
5.На ветке 6 птиц. Из них 3 вороны. Сколько синиц? 
6.На ветке было 3 синицы. Прилетели ещё 4, а улетели 2. Сколько осталось? 
7.На ветке 3 вороны и 5 синиц. На сколько синиц больше, чем ворон? 

Карточка №18. 
1.Бабушка испекла 8 пирожков. Саша съел 3 пирожка. Сколько осталось? 
2.В небе зажглись 7 звёзд. Потом ещё 3 звезды. Сколько всего звёзд на небе? 
3.В вазе 3 розы, а астр на 3 больше. Сколько в вазе астр? 
4.На дереве 7 синиц, а ворон на 5 меньше. Сколько ворон на дереве? 
5.В корзине всего 8 грибов. Из них 6 съедобных, а остальные – поганки. Сколько поганок в корзине? 
6.Курочка снесла 8 яиц. Мышка 3 яйца разбила, потом курочка снесла ещё 4 яйца. Сколько стало? 
7. Курочка снесла 8 золотых и 3 простых яйца. Каких яиц больше и на сколько? 

Карточка №19. 
1.В книге 9 страниц. Коля 4 страницы прочитал. Сколько осталось? 
2.В вазе 3 гвоздики и 2 ромашки. Сколько всего? 
3.Длина блокнота 9 сантиметров, а ширина на 2 сантиметра короче. Какова ширина? 
4.В зоопарке 1 крокодил, а бегемотов на 2 больше. Сколько бегемотов? 
5.На аэродроме 8 самолётов. Несколько улетели, осталось 4. Сколько самолётов улетели? 
6. На аэродроме 8 самолётов. Прилетели 2, улетели 5. Сколько осталось? 
7. На аэродроме 9 самолётов и 3 вертолёта. На сколько самолётов больше, чем вертолётов? 

Карточка №20. 
1.В небе 7 звёзд. 4 звезды погасли. Сколько осталось? 
2.На ёлке 6 игрушек. Лада повесила ещё 1. Сколько стало? 
3.Петя съел 4 груши, а Катя на 1 больше. Сколько съела Катя? 
4.Коле 9 лет, Оля на 4 года моложе Коли. Сколько лет Оле? 
5.На тарелке 7 ягод. Из них 3 вишни. Сколько слив? 
6. На тарелке 7 ягод. Вова съел 3 ягоды, Настя съела 2 ягоды. Сколько осталось? 
7. На тарелке 8 вишен и 5 слив. На сколько слив меньше, чем вишен?