4. Наставник 2023 - 2024
Участие наставнической пары в Методической мастерской «Практики наставничества» на площадке ЦНППМ с темой «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости», 22.02.2024 г.
Разработаны следующие материалы:
- Выступление «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости».
- Презентация выступления по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости» | 27.1 КБ |
Презентация "ИОМ ребёнка" | 2.37 МБ |
ЛожкинаИ.А._Сертификат участника | 172.34 КБ |
КовалевскаяЕ.П._Сертификат участника | 172.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская наставничества «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости»
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Ложкина Ирина Александровна и я, Ковалевская Елизавета Павловна, работаем в паре наставник – наставляемый первый год. Мы поделимся опытом работы, как выявляем детей с низкими показателями успеваемости, составляем индивидуальный маршрут и реализуем его. Расскажем о своей работе на примере первоклассников. А именно, на примере одного обучающегося.
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой. В настоящее время возросло количество детей, которые в силу различных причин недостаточно готовы к школе. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
- Диагностика.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.
В начале 1 класса довольно сложно выявить таких детей. Обучение весь год безотметочное. Адаптация к школьному обучению проходит у всех по-разному, от одного месяца до одного года.
Как же увидеть детей с низкими показателями и вовремя им помочь?
1. В сентябре мы провели диагностику и оценку стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Мы определили инструментальную готовность («могу») и личностную («хочу»). «Школьный старт»
2. Школьный психолог провёл диагностику, определяющую
- уровень развития и темпа умственных процессов;
- тестирование уровня школьной мотивации;
- тестирование уровня комфортности в классе.
Список применяемых тестов
- Кратковременная память. Методика на запоминание рядов цифр - субтест Векслера.
- Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий.
Автор методики Д.Б. Эльконен.
- Зрительно-моторная координация. Методика копирования бессмысленных слогов. Взята из книги Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».
- ВОК (внимание, ориентация, количество). Методика И.Н. Агафоновой. Тест на переключение внимания, пространственную ориентацию, арифметический счет.
- Логическое мышление. Задание на комбинаторику «Паровозик». Задание взято из методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».
- Уровень грамотности. Задание: «Найти ошибки в написании осмысленных слов».
- Темп психических процессов. Модификация методики Пьерона-Рузера
«Кодировка».
- «Школьная мотивация» - анкета. Автор Н.Г. Лусканова
- Школьная мотивация – рисунок на тему: «Что мне нравится в школе». Методика взята из книги Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».
- Критичность. Сравнение оценки трудности работы самим ребенком с реальными
результатами.
- Комфортность в классе. Оценка своего самочувствия проставляется выбором точки в пространстве двух концентрических кругов.
3. Школьный логопед провёл диагностику устной речи у всех первоклассников.
4. В течение полугодия наблюдали, как ребёнок работает на уроках, какие у него устные ответы. Анализировали его письменные работы. Отмечали, что у него получается, а что – нет, в чём испытывает затруднения.
5. Провели опрос педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования. Выяснили, как проявляет себя данный ребёнок в других условиях.
6. Беседовали с ребёнком о его успехах и трудностях
7. Беседовали с родителями. В ходе беседы понимали, как ребёнок относится к школе, что ему нравится, а что нет, в чём испытывает затруднения. Очень важна позиция родителей, как они мотивируют ребёнка.
- Целеполагание.
После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут обучения
Пояснительная записка
Дети с низкими показателями успеваемости – это обучающиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствует или слабо выражена мотивация к учебной деятельности. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с учащимися с низкой мотивацией и трудностями в обучении .
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность и составлен с учетом уровня его подготовленности и индивидуальных особенностей.
Цель: создание условий для формирования и развития мотивации к учебной деятельности, интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Задачи:
1. создать условия для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении по программе 1 класса;
2. способствовать успешному индивидуальному развитию ребенка;
3. помочь в успешной адаптации и развитии коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат:
Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
- Определение содержания и формирование образовательного маршрута.
При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся совместно с педагогом определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.
Общая информация
Ф.И.О учащегося | Ученик 1 |
Возраст | 7 лет, 1 класс |
Трудности в обучении | -низкая мотивация к учебной деятельности; -испытывает затруднения с пониманием учебного материала, -не может чётко выразить свои мысли, задать вопрос; -не всегда может найти общий язык с одноклассниками |
Команда сопровождения: | |
-учитель, классный руководитель | Дифференцированная работа на уроках, дополнительных занятиях, внеурочной деятельности; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, проектах; создание условий для успешного индивидуального развития ребенка; работа по реализации ИОМ. |
-школьный психолог | Групповые и индивидуальные занятия. |
-школьный логопед | Групповые и индивидуальные занятия. |
-учителя-предметники (физкультура, музыка) | Дифференцированная работа на уроках; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах. |
-педагоги ДО | Дифференцированная работа на занятиях, привлечение к участию в конкурсах, играх, соревнованиях. |
-родители | Помощь в формировании мотивации к учебной деятельности и развитии привычки к самоконтролю и самооценке. |
Партнеры | Педагогический совет, методический совет, социально-психологическая служба |
Ожидаемые результаты | Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке. |
Формы работы | -участие в предметных неделях -классно – урочные формы (работа в парах, группах); -разноуровневые задания; -консультирование; -конкурсы; интеллектуальные игры; викторины; -проектная деятельность. |
В классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных знаний, навыков, способностей. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Таким образом, такой маршрут можно разработать на группу детей.
- Реализация индивидуального учебного маршрута.
Именно на данном этапе начинается собственно продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Однако следует помнить, что индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа педагога по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи.
На основании выявленных трудностей в обучении учитель подбирает определённые задания, формы, методы. Слабоуспевающий ребёнок должен почувствовать уверенность в собственных силах, доверие к педагогу, желание преодолеть трудности.
Технологии, методы и приёмы, которые в этом помогают
- личностно-ориентированный подход;
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество является выражением всего нашего существования.
- проблемное обучение;
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль.
Примеры проблемных ситуаций
Русский язык. Посчитаем, сколько в слове яблоко букв и звуков. Почему оказалось разное количество букв и звуков?
Математика. Давайте измерим длину класса шагами. Почему получилось разное количество шагов? Чем лучше измерить длину класса?
Технология. Петя расположил шаблон в середине листа. Ваня – в углу листа. Как поступите вы? Почему?
Окружающий мир. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?
- игровые формы (обучающие и развивающие игры);
Игра «Комары и мухи». Помогает закрепить приёмы устного счёта, создаёт соревновательный момент, движения помогают раскрепоститься и не бояться работать у доски.
Игра «Заполни домики». Помогает закрепить знания состава числа, создаёт соревновательный момент, если у доски два ребёнка.
Инсценировка известной русской народной сказки (или другого произведения). Развивает речь, создаёт условия для развития коммуникативных навыков.
- развивающие задания;
Упражнение 1. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.
Белый, зелёный, серебристый, юный.
Упражнение 2. Графический диктант. Нарисуй картинку по инструкции.
Упражнение 3. Сделайте из мухи слона.
МУХА- муза — луза — лоза — коза — ……….— стон — СЛОН.
- аудиовизуальные средства;
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Видео и аудио-файлы помогают сделать процесс обучения «живым», интересным, понятным.
Замечательный контент в «Российской электронной школе» и других образовательных сайтах.
- развитие творческих способностей;
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
В чём ребёнок может проявить свои творческие способности?
Русский язык. «Сочини сказку про существительное (прилагательное)…»
Математика. Проект «Числа и цифры в нашей жизни» - создание книжки-малышки.
Окружающий мир. Проект «Кто нас защищает» – разные варианты презентации группового проекта.
Технология. «Укрась изделие по своему желанию» (практически на каждом уроке).
- вовлечение в самостоятельную работу и другое.
Очень важным качеством ученика является самостоятельность и умение проверить результат.
Упражнения и игры, способствующие развитию самоорганизации и самопроверке
«Проверь работу по образцу». Ученик берёт образец задания у учителя и проверяет своё.
Считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования.
Для этого использую готовые материалы и создаю сама игры и тесты (демонстрация картинного диктанта с проверкой – флеш-карточки, тест-игра на изученные орфограммы с самопроверкой). Такой материал применяю на закрепление или как подготовку перед работой.
Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к учебе. Нестандартные приемы и формы работы носят не только развлекательный характер, но и содержат то новое, что подлежит усвоению и тренировке.
5. Анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.
Шестой этап является итоговым.
Анализируя результаты прохождения индивидуального образовательного маршрута, мы понимаем, эффективной ли была работа за весь период. Из этого следует планирование работы с данным учеником на следующие полгода, т. е. на первое полугодие 2 класса. Планирование по полугодиям считаю удобным, рациональным, т.к. есть возможность корректировать маршрут в зависимости от результатов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое индивидуальный образовательный маршрут? ИОМ о пределяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Условия эффективности разработки ИОМ О сознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки; активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ; организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута Диагностика Целеполагание Определение содержания и формирование ИОМ Реализация индивидуального учебного плана анализ и оценка образовательных продуктов ученика
1 этап. Диагностика диагностика и оценка стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. инструментальная готовность («могу») и личностная («хочу»); Диагностика школьного психолога, определяющая - уровень развития и темпа умственных процессов; - тестирование уровня школьной мотивации; - тестирование уровня комфортности в классе . Диагностика школьного логопеда – уровень развития устной речи и звукопроизношение;
1 этап. Диагностика Педагогическое наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности (деятельность ребёнка, успехи, неудачи, общение с педагогом, с одноклассниками); опрос педагогов-предметников, педагогов Дополнительного образования (как ученик проявляет себя на уроке, успевает ли по предмету, как показывает коммуникативные навыки); Беседа с ребёнком о его успехах и трудностях (видит ли ребёнок проблемы, что хотел бы изменить, что ему нравится, а что нет); Беседа с родителями (какие трудности были в детском саду, что сейчас беспокоит, что рассказывает дома, чем увлекается и т.д.).
1. Пояснительная записка 2. Основная проблема 3. Цель: создание условий для формирования и развития мотивации к учебной деятельности, интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания. 4. Задачи: 1. создать условия для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении по программе 1 класса; 2. способствовать успешному индивидуальному развитию ребенка; 3. помочь в успешной адаптации и развитии коммуникативных навыков. 5. Ожидаемый результат: Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке. 2 этап. Целеполагание
Ф.И.О учащегося Ученик 1 Возраст 7 лет, 1 класс Трудности в обучении -низкая мотивация к учебной деятельности; -испытывает затруднения с пониманием учебного материала, -не может чётко выразить свои мысли, задать вопрос; -не всегда может найти общий язык с одноклассниками 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ
Команда сопровождения: -учитель, классный руководитель Дифференцированная работа на уроках, дополнительных занятиях, внеурочной деятельности; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, проектах; создание условий для успешного индивидуального развития ребенка; работа по реализации ИОМ. -школьный психолог Групповые и индивидуальные занятия. -школьный логопед Групповые и индивидуальные занятия. -учителя-предметники (физкультура, музыка) Дифференцированная работа на уроках; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах. -педагоги ДО Дифференцированная работа на занятиях, привлечение к участию в конкурсах, играх, соревнованиях. -родители Помощь в формировании мотивации к учебной деятельности и развитии привычки к самоконтролю и самооценке. 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ
Партнеры Педагогический совет, методический совет, социально-психологическая служба Ожидаемые результаты Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке. Формы работы -участие в предметных неделях -классно – урочные формы (работа в парах, группах); -разноуровневые задания; -консультирование; -конкурсы; интеллектуальные игры; викторины; -проектная деятельность. 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ
4 этап. Реализация индивидуального учебного плана На основании выявленных трудностей в обучении учитель подбирает определённые задания, формы, методы. Слабоуспевающий ребёнок должен почувствовать уверенность в собственных силах, доверие к педагогу, желание преодолеть трудности . Технологии, методы и приёмы, которые в этом помогают: личностно-ориентированный подход; проблемное обучение; игровые формы (обучающие и развивающие игры ); развивающие задания; аудиовизуальные средства; развитие творческих способностей; вовлечение в самостоятельную работу и другое.
технологии, методы, Приемы личностно-ориентированный подход В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество ». Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество является выражением всего нашего существования.
технологии, методы, Приемы проблемное обучение Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль . Примеры проблемных ситуаций Русский язык. Посчитаем, сколько в слове яблоко букв и звуков. Почему оказалось разное количество букв и звуков? Математика. Давайте измерим длину класса шагами. Почему получилось разное количество шагов? Чем лучше измерить длину класса? Технология. Петя расположил шаблон в середине листа. Ваня – в углу листа. Как поступите вы? Почему? Окружающий мир. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?
технологии, методы, Приемы игровые формы (обучающие и развивающие игры) Игра «Комары и мухи». Помогает закрепить приёмы устного счёта, создаёт соревновательный момент, движения помогают раскрепоститься и не бояться работать у доски. Игра «Заполни домики». Помогает закрепить знания состава числа, создаёт соревновательный момент, если у доски два ребёнка. Инсценировка известной русской народной сказки. Развивает речь, создаёт условия для развития коммуникативных навыков.
технологии, методы, Приемы развивающие задания Упражнение 1. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее . Белый, зелёный, серебристый, юный . Упражнение 2. Графический диктант. Нарисуй картинку по инструкции. Упражнение 3. Сделайте из мухи слона. МУХА- муза — луза — лоза — коза — ……….— стон — СЛОН . Графический диктант
технологии, методы, Приемы аудиовизуальные средства Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Видео и аудио-файлы помогают сделать процесс обучения «живым», интересным, понятным. Замечательный контент в «Российской электронной школе» и других образовательных сайтах.
технологии, методы, Приемы развитие творческих способностей Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. В чём ребёнок может проявить свои творческие способности? Русский язык. «Сочини сказку про существительное (прилагательное)…» Математика. Проект «Числа и цифры в нашей жизни» - создание книжки-малышки. Окружающий мир. Проект «Кто нас защищает» – разные варианты презентации группового проекта. Технология. «Укрась изделие по своему желанию».
технологии, методы, Приемы вовлечение в самостоятельную работу Очень важным качеством ученика является самостоятельность и умение проверить результат. Упражнения и игры, способствующие развитию самоорганизации и самопроверке «Проверь работу по образцу». Ученик берёт образец задания у учителя и проверяет своё. Созданные учителем интерактивные игры: - игра-тест «Наша речь» с самопроверкой. Ребёнок выбирает ответ и проверяет, верный ли он. - флеш -карточки «Картинный диктант». 1 вариант – подготовка к диктанту, 2 вариант – самопроверка диктанта.
ж и раф ёж и к карандаш и ландыш и ЖИ - ШИ Картинный диктант
5 этап. анализ и оценка образовательных продуктов ученика Данный этап позволяет понять, эффективной ли была работа за весь период. Ожидаемый результат на начало полугодия: стойкая мотивация к изучению учебных предметов (у ребёнка есть желание учиться, узнать новое, он внимателен на уроке, охотно отвечает и т.д.); успешное освоение учебных дисциплин (объём и качество соответствует программе); работы в паре и группе (ребёнок умеет общаться с одноклассниками, договариваться, распределять обязанности; привычки к самоконтролю и самооценке . В зависимости от того, в какой мере достигнута цель, мы планируем работу на следующие полгода, т.е. на 1-е полугодие 2-го класса.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» В Свердловской области более 70 тыс. педагогов. Хотите быть в контакте? Присоединяйтесь