4. Наставник 2023 - 2024

Ложкина Ирина Александровна

Участие наставнической пары в Методической мастерской «Практики наставничества» на площадке ЦНППМ с темой «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости», 22.02.2024 г.

   Разработаны следующие материалы:

  • Выступление «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости».
  • Презентация выступления по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская наставничества «Формирование индивидуального маршрута для ребёнка с низкими показателями успеваемости»

Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Ложкина Ирина Александровна и я, Ковалевская Елизавета Павловна, работаем в паре наставник – наставляемый первый год. Мы поделимся опытом работы, как выявляем детей с низкими показателями успеваемости, составляем индивидуальный маршрут и реализуем его. Расскажем о своей работе на примере первоклассников. А именно, на примере одного обучающегося.

Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой. В настоящее время возросло количество детей, которые в силу различных причин недостаточно готовы к школе. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.  

                Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

  1. Диагностика.

На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.

В начале 1 класса довольно сложно выявить таких детей. Обучение весь год безотметочное. Адаптация к школьному обучению проходит у всех по-разному, от одного месяца до одного года.

Как же увидеть детей с низкими показателями и вовремя им помочь?

1. В сентябре мы провели диагностику и оценку стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Мы определили инструментальную готовность («могу») и личностную («хочу»). «Школьный старт»

2. Школьный психолог провёл диагностику, определяющую

     - уровень  развития и темпа умственных процессов;

     - тестирование уровня школьной мотивации;

     - тестирование уровня комфортности в классе.

Список применяемых тестов

- Кратковременная память. Методика на запоминание рядов цифр - субтест Векслера.

- Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий.

 Автор методики Д.Б. Эльконен.

- Зрительно-моторная координация. Методика копирования бессмысленных слогов. Взята из книги Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

- ВОК (внимание, ориентация, количество). Методика И.Н. Агафоновой. Тест на переключение внимания, пространственную ориентацию, арифметический счет.

- Логическое мышление. Задание на комбинаторику «Паровозик». Задание взято из методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».

- Уровень грамотности. Задание: «Найти ошибки в написании осмысленных слов».

 - Темп психических процессов. Модификация методики Пьерона-Рузера

 «Кодировка».

 - «Школьная мотивация» - анкета. Автор Н.Г. Лусканова

- Школьная мотивация – рисунок на тему: «Что мне нравится в школе». Методика взята из книги Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

 - Критичность. Сравнение оценки трудности работы самим ребенком с реальными

 результатами.

 - Комфортность в классе. Оценка своего самочувствия проставляется выбором точки в пространстве двух концентрических кругов.

3. Школьный логопед провёл диагностику устной речи у всех первоклассников.

4. В течение полугодия наблюдали, как ребёнок работает на уроках, какие у него устные ответы. Анализировали его письменные работы. Отмечали, что у него получается, а что – нет, в чём испытывает затруднения.

5. Провели опрос педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования. Выяснили, как проявляет себя данный ребёнок в других условиях.

6. Беседовали с ребёнком о его успехах и трудностях

7. Беседовали с родителями. В ходе беседы понимали, как ребёнок относится к школе, что ему нравится, а что нет, в чём испытывает затруднения. Очень важна позиция родителей, как они мотивируют ребёнка.

  1. Целеполагание.

После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения.

Индивидуальный  образовательный маршрут обучения

                                           Пояснительная записка  

         Дети с низкими показателями успеваемости – это обучающиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствует или слабо выражена мотивация к учебной деятельности. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с учащимися с низкой мотивацией и трудностями в обучении .

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность и составлен с учетом уровня  его подготовленности и индивидуальных особенностей.

Цель: создание условий для формирования и развития мотивации к учебной деятельности, интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Задачи:

1. создать условия для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении по программе 1 класса;

2. способствовать успешному индивидуальному развитию ребенка;

3. помочь в успешной адаптации и развитии коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

  1. Определение содержания и формирование образовательного маршрута.

При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся совместно с педагогом определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.

Общая информация

Ф.И.О учащегося

Ученик 1

Возраст

7 лет, 1 класс

Трудности в обучении

-низкая мотивация к учебной деятельности;

-испытывает затруднения с пониманием учебного материала,

-не может чётко выразить свои мысли, задать вопрос;

-не всегда может найти общий язык с одноклассниками

Команда сопровождения:

-учитель, классный руководитель

Дифференцированная работа на уроках, дополнительных занятиях, внеурочной деятельности; привлечение к участию в предметных  неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, проектах;

создание условий для успешного индивидуального развития ребенка; работа по реализации ИОМ.

-школьный психолог

Групповые и индивидуальные занятия.

-школьный логопед

Групповые и индивидуальные занятия.

-учителя-предметники (физкультура, музыка)

Дифференцированная работа на уроках; привлечение к участию в предметных  неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах.

-педагоги ДО

Дифференцированная работа на занятиях, привлечение к участию в конкурсах, играх, соревнованиях.

-родители

Помощь в формировании мотивации к учебной деятельности и развитии привычки к самоконтролю и самооценке.

Партнеры

Педагогический совет, методический совет,  социально-психологическая служба

Ожидаемые результаты

Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Формы работы

-участие в предметных  неделях

-классно – урочные формы (работа в парах, группах);

-разноуровневые задания;

-консультирование;

-конкурсы; интеллектуальные игры; викторины;

-проектная деятельность.

В классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных знаний, навыков, способностей. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Таким образом, такой маршрут можно разработать на группу детей.

  1.  Реализация индивидуального учебного маршрута.

Именно на данном этапе начинается собственно продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Однако следует помнить, что индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа педагога по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи. 

На основании выявленных трудностей в обучении учитель подбирает определённые задания, формы, методы. Слабоуспевающий ребёнок должен почувствовать уверенность в собственных силах, доверие к педагогу, желание преодолеть трудности.

        Технологии, методы и приёмы, которые в этом помогают

  • личностно-ориентированный подход;

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество является выражением всего нашего существования.

  • проблемное обучение;

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль.

Примеры проблемных ситуаций

Русский язык. Посчитаем, сколько в слове яблоко букв и звуков. Почему оказалось разное количество букв и звуков?

Математика. Давайте измерим длину класса шагами. Почему получилось разное количество шагов? Чем лучше измерить длину класса?

Технология. Петя расположил шаблон в середине листа. Ваня – в углу листа. Как поступите вы? Почему?

Окружающий мир. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?

  • игровые формы (обучающие и развивающие игры);

Игра «Комары и мухи». Помогает закрепить приёмы устного счёта, создаёт соревновательный момент, движения помогают раскрепоститься и не бояться работать у доски.

Игра «Заполни домики». Помогает закрепить знания состава числа, создаёт соревновательный момент, если у доски два ребёнка.

Инсценировка известной русской народной сказки (или другого произведения). Развивает речь, создаёт условия для развития коммуникативных навыков.

  • развивающие задания;

Упражнение 1. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.

Белый, зелёный, серебристый, юный.

Упражнение 2. Графический диктант. Нарисуй картинку по инструкции.

Упражнение 3. Сделайте из мухи слона.

МУХА- муза — луза — лоза — коза — ……….— стон — СЛОН.

  • аудиовизуальные средства;

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…

        Видео и аудио-файлы помогают сделать процесс обучения «живым», интересным, понятным.

Замечательный контент в «Российской электронной школе» и других образовательных сайтах.

  • развитие творческих способностей;

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

В чём ребёнок может проявить свои творческие способности?

Русский язык. «Сочини сказку про существительное (прилагательное)…»

Математика. Проект «Числа и цифры в нашей жизни» - создание книжки-малышки.

Окружающий мир. Проект «Кто нас защищает» – разные варианты презентации группового проекта.

Технология. «Укрась изделие по своему желанию» (практически на каждом уроке).

  • вовлечение в самостоятельную работу и другое.

Очень важным качеством ученика является самостоятельность и умение проверить результат.

Упражнения и игры, способствующие развитию самоорганизации и самопроверке

«Проверь работу по образцу». Ученик берёт образец задания у учителя и проверяет своё.

Считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования.

Для этого использую готовые материалы и создаю сама игры и тесты (демонстрация картинного диктанта с проверкой – флеш-карточки, тест-игра на изученные орфограммы с самопроверкой). Такой материал применяю на закрепление или как подготовку перед работой.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к учебе. Нестандартные приемы и  формы работы носят не только развлекательный характер, но и  содержат то новое, что подлежит усвоению и тренировке.  

5.  Анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.

Шестой этап является итоговым.

Анализируя результаты прохождения индивидуального образовательного маршрута, мы понимаем, эффективной ли была работа за весь период. Из этого следует планирование работы с данным учеником на следующие полгода, т. е. на первое полугодие 2 класса. Планирование по полугодиям считаю удобным, рациональным, т.к. есть возможность корректировать маршрут в зависимости от результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Екатеринбург 22 февраля Мастерская наставничества «Формирование индивидуального маршрута для ребенка с низкими показателями успеваемости» Ложкина И. А., Ковалевская Е. А. – учителя начальных классов, Центр образования «Аксиома», Каменск-Уральский ГО

Слайд 2

Что такое индивидуальный образовательный маршрут? ИОМ о пределяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Слайд 3

Условия эффективности разработки ИОМ О сознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки; активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ; организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Слайд 4

этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута Диагностика Целеполагание Определение содержания и формирование ИОМ Реализация индивидуального учебного плана анализ и оценка образовательных продуктов ученика

Слайд 5

1 этап. Диагностика диагностика и оценка стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. инструментальная готовность («могу») и личностная («хочу»); Диагностика школьного психолога, определяющая - уровень развития и темпа умственных процессов; - тестирование уровня школьной мотивации; - тестирование уровня комфортности в классе . Диагностика школьного логопеда – уровень развития устной речи и звукопроизношение;

Слайд 6

1 этап. Диагностика Педагогическое наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности (деятельность ребёнка, успехи, неудачи, общение с педагогом, с одноклассниками); опрос педагогов-предметников, педагогов Дополнительного образования (как ученик проявляет себя на уроке, успевает ли по предмету, как показывает коммуникативные навыки); Беседа с ребёнком о его успехах и трудностях (видит ли ребёнок проблемы, что хотел бы изменить, что ему нравится, а что нет); Беседа с родителями (какие трудности были в детском саду, что сейчас беспокоит, что рассказывает дома, чем увлекается и т.д.).

Слайд 7

1. Пояснительная записка 2. Основная проблема 3. Цель: создание условий для формирования и развития мотивации к учебной деятельности, интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания. 4. Задачи: 1. создать условия для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении по программе 1 класса; 2. способствовать успешному индивидуальному развитию ребенка; 3. помочь в успешной адаптации и развитии коммуникативных навыков. 5. Ожидаемый результат: Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке. 2 этап. Целеполагание

Слайд 8

Ф.И.О учащегося Ученик 1 Возраст 7 лет, 1 класс Трудности в обучении -низкая мотивация к учебной деятельности; -испытывает затруднения с пониманием учебного материала, -не может чётко выразить свои мысли, задать вопрос; -не всегда может найти общий язык с одноклассниками 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ

Слайд 9

Команда сопровождения: -учитель, классный руководитель Дифференцированная работа на уроках, дополнительных занятиях, внеурочной деятельности; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, проектах; создание условий для успешного индивидуального развития ребенка; работа по реализации ИОМ. -школьный психолог Групповые и индивидуальные занятия. -школьный логопед Групповые и индивидуальные занятия. -учителя-предметники (физкультура, музыка) Дифференцированная работа на уроках; привлечение к участию в предметных неделях, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах. -педагоги ДО Дифференцированная работа на занятиях, привлечение к участию в конкурсах, играх, соревнованиях. -родители Помощь в формировании мотивации к учебной деятельности и развитии привычки к самоконтролю и самооценке. 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ

Слайд 10

Партнеры Педагогический совет, методический совет, социально-психологическая служба Ожидаемые результаты Развитие стойкой мотивации к изучению учебных предметов, успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке. Формы работы -участие в предметных неделях -классно – урочные формы (работа в парах, группах); -разноуровневые задания; -консультирование; -конкурсы; интеллектуальные игры; викторины; -проектная деятельность. 3 этап. Определение содержания и формирование ИОМ

Слайд 11

4 этап. Реализация индивидуального учебного плана На основании выявленных трудностей в обучении учитель подбирает определённые задания, формы, методы. Слабоуспевающий ребёнок должен почувствовать уверенность в собственных силах, доверие к педагогу, желание преодолеть трудности . Технологии, методы и приёмы, которые в этом помогают: личностно-ориентированный подход; проблемное обучение; игровые формы (обучающие и развивающие игры ); развивающие задания; аудиовизуальные средства; развитие творческих способностей; вовлечение в самостоятельную работу и другое.

Слайд 12

технологии, методы, Приемы личностно-ориентированный подход В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество ». Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество является выражением всего нашего существования.

Слайд 13

технологии, методы, Приемы проблемное обучение Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль . Примеры проблемных ситуаций Русский язык. Посчитаем, сколько в слове яблоко букв и звуков. Почему оказалось разное количество букв и звуков? Математика. Давайте измерим длину класса шагами. Почему получилось разное количество шагов? Чем лучше измерить длину класса? Технология. Петя расположил шаблон в середине листа. Ваня – в углу листа. Как поступите вы? Почему? Окружающий мир. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?

Слайд 14

технологии, методы, Приемы игровые формы (обучающие и развивающие игры) Игра «Комары и мухи». Помогает закрепить приёмы устного счёта, создаёт соревновательный момент, движения помогают раскрепоститься и не бояться работать у доски. Игра «Заполни домики». Помогает закрепить знания состава числа, создаёт соревновательный момент, если у доски два ребёнка. Инсценировка известной русской народной сказки. Развивает речь, создаёт условия для развития коммуникативных навыков.

Слайд 15

технологии, методы, Приемы развивающие задания Упражнение 1. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее . Белый, зелёный, серебристый, юный . Упражнение 2. Графический диктант. Нарисуй картинку по инструкции. Упражнение 3. Сделайте из мухи слона. МУХА- муза — луза — лоза — коза — ……….— стон — СЛОН . Графический диктант

Слайд 16

технологии, методы, Приемы аудиовизуальные средства Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Видео и аудио-файлы помогают сделать процесс обучения «живым», интересным, понятным. Замечательный контент в «Российской электронной школе» и других образовательных сайтах.

Слайд 17

технологии, методы, Приемы развитие творческих способностей Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. В чём ребёнок может проявить свои творческие способности? Русский язык. «Сочини сказку про существительное (прилагательное)…» Математика. Проект «Числа и цифры в нашей жизни» - создание книжки-малышки. Окружающий мир. Проект «Кто нас защищает» – разные варианты презентации группового проекта. Технология. «Укрась изделие по своему желанию».

Слайд 18

технологии, методы, Приемы вовлечение в самостоятельную работу Очень важным качеством ученика является самостоятельность и умение проверить результат. Упражнения и игры, способствующие развитию самоорганизации и самопроверке «Проверь работу по образцу». Ученик берёт образец задания у учителя и проверяет своё. Созданные учителем интерактивные игры: - игра-тест «Наша речь» с самопроверкой. Ребёнок выбирает ответ и проверяет, верный ли он. - флеш -карточки «Картинный диктант». 1 вариант – подготовка к диктанту, 2 вариант – самопроверка диктанта.

Слайд 20

ж и раф ёж и к карандаш и ландыш и ЖИ - ШИ Картинный диктант

Слайд 21

5 этап. анализ и оценка образовательных продуктов ученика Данный этап позволяет понять, эффективной ли была работа за весь период. Ожидаемый результат на начало полугодия: стойкая мотивация к изучению учебных предметов (у ребёнка есть желание учиться, узнать новое, он внимателен на уроке, охотно отвечает и т.д.); успешное освоение учебных дисциплин (объём и качество соответствует программе); работы в паре и группе (ребёнок умеет общаться с одноклассниками, договариваться, распределять обязанности; привычки к самоконтролю и самооценке . В зависимости от того, в какой мере достигнута цель, мы планируем работу на следующие полгода, т.е. на 1-е полугодие 2-го класса.

Слайд 22

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» В Свердловской области более 70 тыс. педагогов. Хотите быть в контакте? Присоединяйтесь


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: