КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

для педагога – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», направленного на формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне 1812 года, придерживаясь принципа научности, достоверности, последовательности, принципа от простого к сложному; формирование основы творческой личности. 
для ребенка – развитие у детей интереса к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года; 
для родителей – повышение эффективности детско – родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании и обучении детей дошкольного возраста; совершенствование и обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на формирование образа «Я» у ребенка — дошкольника средствами интеграции различных видов познавательно-поисковой деятельности

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

САРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОБЫТИЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812ГОДА.

Цель:
для педагога – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», направленного на формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне 1812 года, придерживаясь принципа научности, достоверности, последовательности, принципа от простого к сложному; формирование основы творческой личности. 
для ребенка – развитие у детей интереса к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года; 
для родителей – повышение эффективности детско – родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании и обучении детей дошкольного возраста; совершенствование и обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на формирование образа «Я» у ребенка — дошкольника средствами интеграции различных видов познавательно-поисковой деятельности
Задачи:

  1. расширение знаний о событиях 1812 года;
  2. ознакомление детей с памятниками и памятными местами, связанными с событиями 1812 года, с военной амуницией, вооружением, терминологией того времени;
  3. формирование потребности в создании собственной картины мира;
  4. развивать у воспитанников чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
  5. воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину;
  6. воспитывать чувство патриотизма.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. 

МЕСЯЦ

БЛОК

МЕРОПРИЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРА

УЧАСНИКИ





С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь





История  Москвы.


История Отечества.

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-рассматривание иллюстраций и репродукций русских народных костюмов (стр.100)
- показ иллюстраций, слайдов -Москва в начале XIX в.:

-ОО «Москва-главный город- нашей родины» (стр.54)

- уклад жизни богатых и бедных людей,  

-показ отрывков  к/ф «война и мир»

-конструирование зданий  и улиц из конструктора

-собираем пазлы по данной теме

-н/п игры о Москве и людях

-игра «путешествие по родному городу»

-под.игры «казаки и разбойники»

-беседы «воспитание любви к родине, городу, дому»(стр.25)

-чтение стихов о Москве и природе

 - интегрированное занятие по изо «друг за друга держаться-ничего не боятся» (стр.43)

-лепка «лошадь ела кашу…» (стр.78)

-слушание музыки -«гимн»

-с/р игры «почта», «пограничники»

-отгадывание загадок

«детская энциклопедия» В.О.Никишин  

Стихотворения о России, о русской природе В.Г.Ермалаева  

«Самые знаменитые достопримечательности Москвы» А.И.Пантелеева-иллюстрации

«Пригулки по Москве» С.А.Махотин –иллюстрации

«500 считалок, загадок» Н.Н.Красильников

 «300развивающие игры для дошкольников 4-7лет»  Л.Б.Фисюков

«Мой родной дом» Арапова –Пискарева Н.А.

«Интегрированные циклы занятий» Т.А.Попова (стр.43,78,98)

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

«Народно-патриотическое воспитание в д.ст.д.в.» М.Д.Маханева (стр.54)

Воспитатели, родители, дети













О

К

Т

Я

Б

Р

Ь








Герои и события Отечественной войны 1812 года.








Памятники и исторические места Москвы.

-Беседа «о начале Отечественной войны 1812 года»

-отгадывание загадок

-беседа «о названии улиц» (стр.70)

-иллюстрации «наш город, как история в картинках»

-оригами «кораблик» (стр.98)

-аппликация «вышли в море корабли» (стр.82)

-чтение отрывков о Войне 1812года-«Нашествие». (Отрывок из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»)«Война 1812 года». (Ю. Лубченков).
-беседа «памятники- города» (стр.78)

-беседа «народные традиции» (стр.119)

-подвижные игры «море волнуется»

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-показ отрывков  к/ф «гусарская баллада»

-показ портретов и картин

-рассматривание иллюстраций и репродукций

- открыты исторические музеи и памятники

1.Бородинский мост 
2.Кутузовская изба 
.

3.Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа 
4.Триумфальная арка 

5.Храм Христа Спасителя 
6.Московский Манеж 

7.Александровский сад 
8.Панорама "Бородинская битва" 


-беседа «о названии улиц» (стр.70)


-Предложить детям и родителям прогуляться по улицам Москвы: Большая и Малая Филевские;  Улица 1812 года; Первая и Вторая Бородинские улицы;  Кутузовский проспект; Багратионовский проезд; Улица Барклая; Улица генерала Ермолова; Улица Раевского; Суворовский бульвар; Улица Дениса Давыдова; Улица генерала Дорохова; Смоленская улица; Площадь Победы; Поклонная улица; Манежная улица.

-посетить  станции метро

-игра «узнай, где я нахожусь» (стр.92)

«Нашествие». (Отрывок из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»)

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

«Война 1812 года». (Ю. Лубченков).

«Самые знаменитые достопримечательности Москвы» А.И.Пантелеева-иллюстрации

«Пригулки по Москве» С.А.Махотин –иллюстрации

«500 считалок, загадок» Н.Н.Красильников (стр.45-49,8,52)

 «300развивающие игры для дошкольников 4-7лет» (стр. 7,17,19,91)

«Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

 «русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

 «тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

«Интегрированные циклы занятий» Т.А.Попова (стр.43,78,98)

Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

Воспитатели, родители, дети




Н

О

Я

Б

Р

Ь





Галерея героев.


-беседа « русская народная культура» (стр.29.),

- показать слайды с изображением памятников героям Отечественной войны

- чтение отрывков из произведений разных писателей.

-рассказы по картинам «защитники отечества»

-беседа «герой- войны, наши земляки»

-конструирование «мундиры тех времен»

-подвижные игры «странствующие лягушки»


-рисование «легенда о Москве» -оформление книжного уголка (стр.113)

-оформление папок-передвижек для родителей

-Вспомнить с детьми героев Отечественной войны 1812 года (П. Багратиона, М. Барклая-де-Толли, Н. Раевского, Н. Дурова, братьев Тучковых, подвиг Леонтия Коренного).

-Показать их фотографии, репродукции картин с изображением этих героев,

-слушание музыкальных произведений: 
— С. Баха «Токката». 
— «Марш Радецкого» И. Штрауса.
-Б.Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»

-ОО «Гербы и эмблемы « (стр.33)

«Самые знаменитые достопримечательности Москвы» А.И.Пантелеева-иллюстрации

«Пригулки по Москве» С.А.Махотин –иллюстрации

«500 считалок, загадок» Н.Н.Красильников (стр.45-49,8,52)

 «300развивающие игры для дошкольников 4-7лет» (стр. 7,17,19,91)

«Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

«русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

 «тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

«Мой родной дом» Арапова –Пискарева Н.А

«Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

Ривкина Е.К «российская символика» (стр.33)

Воспитатели, родители, дети



Д

Е

К

А

Б

Р

Ь





Панорама Бородинской битвы.


 БОРОДИНО

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-рассматривание иллюстраций. Дети вместе с родителями посещают "Кутузовскую избу".

-Конкурс семейных работ «бородинская панорама»

-Беседы «посещение музея- Панорама "Бородинская битва" 
-с/р игры «что было в 1812г»

-чтение «Бородино». (М.Лермонтов).

-Беседа «военная техника»

-рисование «чудо табунок» (стр.88)

-чтение «Перед Бородинским сражением».
(Отрывок из романа С.Голубева «Багратион»)

-чтение «Бородинское сражение». 
(Отрывок из романа Г.П.Данилевского «Сожженная Москва»).

-подвижные игры «башни»

-литературная викторина (стр.97)

-участие детей и родителей в выставке детско-родительских работ "Моя Бородинская панорама"

«Бородино». (М.Лермонтов).

«Перед Бородинским сражением».
(Отрывок из романа С.Голубева «Багратион»)

 «Бородинское сражение». 
(Отрывок из романа Г.П.Данилевского «Сожженная Москва»).

«Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

«русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

«тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

«бородино» Д.З.Муреев

Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова (стр.97)

Воспитатели, родители, дети



Я

Н

В

А

Р

Ь





Приход Наполеона. Пожар

-оформление книжного уголка

- беседы «о Наполеоне и его вторжении в Россию, планах завоевать Москву»

-чтение отрывков

-беседа « о сражениях французских и русских солдат»,

-рассказы по картинам «профессии»

- презентация « Москва во время сражений»

-подвижные игры «снежки»

-подбор материала для родителей

- показать иллюстрации Москвы того времени (город в огне).

 -вспомнить с детьми панораму, которую они видели в музее, показать видео с панорамой поля боя.

-Рассказать о бегстве Наполеона из Москвы.

-слушание музыкальных произведений: 
— С. Баха «Токката». 
— «Марш Радецкого» И. Штрауса.
-Б.Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»

«Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

«русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

 «тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

А.Лашук «гвардия Наполеона « (иллюстрации) И.Б.Мощанский «взятие берлина»-иллюстрации

Г.Благовещенский «Наполеон 1 Бонапарт»-иллюстрации «наполеон Бонапарт».С.Н.Бурин

Воспитатели, родители, дети



Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь








Наполеон и его «великая армия»

- портрет Наполеона и рассказать о том, кем был этот человек, как началось вторжение французов в Россию.

-Описать армию Наполеона, в которой были солдаты из разных стран, захваченных им ранее, оснащение, амуницию и вооружение.

- иллюстрации с изображением французских солдат, орудий, слайды начала Отечественной войны 1812 года.

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-беседа «наполеон, кто это?»

-аппликация «украшение костюмов» (стр.159)

-тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих российских офицеров». -Знакомство с пословицами и поговорками об армии

-ОО «День Защитника  Отечества»( стр.103)

-подвижные игры «крепость

«Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

«русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

 «тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

А.Лашук «гвардия Наполеона « (иллюстрации) И.Б.Мощанский «взятие берлина»-иллюстрации

.Г.Благовещенский «Наполеон 1 Бонапарт»-иллюстрации

«наполеон Бонапарт».С.Н.Бурин

Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

«Потриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

Воспитатели, родители, дети






М

А

Р

 Т











М. Кутузов и русская армия.

-Показать детям портрет М. Кутузова и рассказать о том, кем был этот человек,

 - иллюстрации с изображением солдат русской армии, и ее вооружения.

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

слушание музыкальных произведений: 
— С. Баха «Токката». 
— «Марш Радецкого» И. Штрауса.
-Б.Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»

-беседа «знакомство с национальной одеждой»(стр.45)

-аппликация «дамы и кавалеры»(стр.157)

-Чтение отрывков из произведений «Главнокомандующий Кутузов».
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»);

— «Кутузов». (Л.Раковский)

-Беседа «о русской армии: кавалерии, пехоте, гусарах»

Игровые упражнения «кому что нужно» (стр.132)

-Ситуативные беседы: «Для чего нужна армия», «Военная техника».

-Слов. игры: «Какой?», «Скажи правильно», «Закончи предложение».

-Отгадывание загадок, составление рассказа по серии картинок

-подвижные игры «цари»

«Главнокомандующий Кутузов».
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»);

«Кутузов». (Л.Раковский)

«Игра на прогулке круглый год» (волшебный сундучок-карточки)

н/п игра «наша родина»

«Мой родной дом» Арапова –Пискарева Н.А.

Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

Воспитатели, родители, дети

 


А

П

Р

Е

Л

Ь



Партизанское движение

-оформление книжного уголка «достопримечательности города» (стр.132)

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-рассматривание иллюстраций

-портреты этих героев, рассмотреть, как они одеты и чем вооружены.

слушание музыкальных произведений: 
— С. Баха «Токката». 
— «Марш Радецкого» И. Штрауса.
-Б.Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»
-беседа «знакомство с национальным бытом»(стр.44)

-Чтение отрывков из произведений. «Партизаны 1812 года».
(Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
— «Партизан Денис Давыдов»
(Отрывок из романа Г.Серебрякова «Денис Давыдов»).
— «Партизан Герасим Курин».
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»)

-Изобразительная деятельность детей: рисунки,

-литературная викторина (стр.125)

«Партизаны 1812 года».
(Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
«Партизан Денис Давыдов»
(Отрывок из романа Г.Серебрякова «Денис Давыдов»).
«Партизан Герасим Курин».
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»)

«Игра на прогулке круглый год» (волшебный сундучок-карточки)

н/п игра «наша родина»

«Мой родной дом» Арапова –Пискарева Н.А.

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова (стр.125)


Воспитатели, родители, дети



М

А

Й



Победа России в Отечественной войне 1812 года.

-оформление книжного уголка

-оформление информации для родителей (стенды, папки передвижки)

-рассматривание иллюстраций

-д/и «знаешь, ли ты  свой город» (стр.125)

-конкурс «знатоков, родного города «(стр.129)

- Викторина «По тропинкам истории…», 

-работа в книжном уголке. чтение стихов З.Александровой

«Родина»

-Беседа « о разгроме армии Наполеона в России и во всей Европе»,

-чтение : «Французская армия отступает».(Отрывок
из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»).

-Стенгазета

«Об Отечественной войне 1812 года»

«Французская армия отступает».(Отрывок
из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»).

«История России в рассказах для детей». ( А.Ишимова).

 «Славный год войны народной». (О.Михайлов).— «Москва в войне 1812 года». (Л. Зайченко)

«детская энциклопедия» В.О.Никишин  

«500 считалок, загадок» Н.Н.Красильников (стр.45-49,8,52)

«300развивающие игры для дошкольников 4-7лет» (стр. 7,17,19,91)

«Потриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина

Воспитатели, родители, дети

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и МАТЕРИАЛЫ

1. Лермонтов и Окуджава о войне 1812 года

2.Несколько фильмов-клипов по теме "1812. Герои и события"

3.Наполеоновская эпоха в литературе. Первый бал Наташи Ростовой

4. Наполеоновская эпоха в литературе. "Война и мир" Льва Толстого

5.Быт начала 19 века в России

6.Гусары и о них

7.Песни из к/ф о войне 1812 г. Аудио, видео

8.Книги о войне 1812. Тексты.

9.Война 1812 в картинах Верещагина

10.Бородино. Видеоматериалы

11. Серия «детская энциклопедия» В.О.Никишин  (стр.8,9,10,14,16,18,30,60,80,82)

12. Стихотворения о России, о русской природе В.Г.Ермалаева  (стр.25-30,42,44-52)

13. «Самые знаменитые достопримечательности Москвы» А.И.Пантелеева-иллюстрации

14.»Пригулки по Москве» С.А.Махотин –иллюстрации(стр.6-24, 136)

15. «500 считалок, загадок» Н.Н.Красильников (стр.45-49,8,52)

16. «300развивающие игры для дошкольников 4-7лет» (стр. 7,17,19,91)

17. «Пальчиковые игры» Е.А.Ульева (стр.6,8,11,12,20,24,27,28)

18. «русские детские подвижные игры» Е.А.Покровский (стр.26,38,49,70,142)

19. «тематические загадки в д/с» В.В.Кузьминов

20. «Мой родной дом» Арапова –Пискарева Н.А. (стр.25,29,45,44)

21.»Интегрированные циклы занятий» Т.А.Попова (стр.43,78,98)

22.»Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовская (82,88,113,157,159)

23.»Потриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина (стр.68,70,78,87,92,100,103,119,125,129,132)

24.»Игра на прогулке круглый год» (волшебный сундучок-карточки)

25.н/п игра «наша родина»

26.»Детям о писателях» А.И.Дубровская (стр.17,21,25,117,125,129)

27. «Народно-патриотическое воспитание в д.ст.д.в.» М.Д.Маханева (стр.54)

28. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова (стр.97)

29. «100 битв которые изменили мир» -журнал –иллюстрации

30. «Российская символика»Е.К.Ривина (стр.33)

31. рассказы по картинам «защитники Отечества», «Профессии»

32.тематический словарь в картинках «профессии»

33. сборник стихов «красная площадь»

34.А.Лашук «гвардия Наполеона « (иллюстрации)

35. И.Б.Мощанский «взятие берлина»-иллюстрации

36.Г.Благовещенский «Наполеон 1 Бонапарт»-иллюстрации

37. «наполеон Бонапарт».С.Н.Бурин

38. В.Н.Бурлак «Москва таинственная»-иллюстрации

39. «бородино» Д.З.Муреев