МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире.
Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»
Активизация детей через логические игры на занятиях по математике
(мастер-класс для воспитателей)
Воспитатель Васильева В.В.
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не логического мышления. Предлагаю вашему вниманию несколько задач-шуток, которые я использую в свое работе:
1. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (ни сколько)
.3 Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
4 На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну, сколько уток осталось на озере?
Широко использую в своей работе для активизации детей на занятиях игры. Для этого, я сначала знакомлю детей с содержанием игры, объясняю правила, при этом обращаю внимание на четкое их выполнение.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усваивали большой объем знаний, поэтому я знакомлю с играми не только детей, но и родителей, тем самым провоцирую их на более тесную совместную и плодотворную работу.
Работая с детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средством активизации ребят.
Знакомство с ним я начинаю со сказки «Тайна Ворона Мэтра или сказка об удивительных приключения - превращениях квадрата». В дальнейшем, складывая «квадрат», я знакомлю детей с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Играя с «квадратом», я даю детям задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, я спрашиваю детей, сколько они видят красных квадратов…Сейчас я предлагаю вам тоже сделать домик с зеленой крышей и ответить на тот же вопрос. Обычный ответ: « Два квадрата красного цвета». Но на самом деле их три. А сколько вы видите квадратов зеленого цвета? (один). Детям нравится играть с квадратами.
Еще одна из развивающих игр Воскобовича, которую я использую на занятиях по математике это «Фонарики» (приложение к коврографу «Ларчик»).
Эта игра способствует:
Тренировке мелкой моторики руки, совершенствованию внимания, памяти, мышления, восприятию формы, величины.
Сначала я предлагаю детям сказку про Магнолика с практической работай сразу. Например: Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажег круглые фонарики – дети прикрепляют к коврографу детали круглой формы.
Затем квадратные и треугольные. Сколько их? – ребята прикрепляют к коврографу детали квадратнойи треугольной формы.
Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил в последнюю очередь – дети прикрепляют детали прямоугольной и овальной формы.
Используя такую форму работы, я активизирую детей на занятии, ведь они не только слушают мой рассказ, но сразу на практике применяют свои знания и умения.
Следующий момент: дети составляют фигурки на коврографе сначала из альбома, а потом я предлагаю им придумать фигурки самостоятельно.
Для старших детей я использую такое задание: найти исключения на листах альбома и сделать их на коврографе.
Например:
Лист 1(человечки). Что неживое?
Лист 2(животные). Кто живет в воде?
Лист 3(птицы и бабочки). Кто не птица и не бабочка? Кто не летает? И т. д.
Все эти приемы помогают мне активизировать детей, вызвать у них желание откликаться на мои задания и выполнять их с желанием.
Давайте и мы с вами выполним одно из заданий:
Например: сделайте на коврографе любую фигуру с листа 7, которая не ездит. Назовите ее.
Еще одна из игр, которую я использую в своей работе, называется кубики «Сложи узор».
Эта игра удобна тем, что ее можно использовать в работе с детьми как младшего возраста, так и для старших детей. Кубики «Сложи узор» помогают мне развивать у детей сообразительность, навыки счета, логическое мышление. Сначала мы с детьми рассмотрели кубики, обследовали их руками. Начинала работу с того, что детям младшего возраста предлагала 1-3 узора в течение одной игры, постепенно увеличивая до 5 узоров. Я предлагаю детям сделать дорожку белого цвета, «походить» по ней двумя пальчиками «топ-топ», а когда придет лето, какого цвета будут дорожки? (желтого, словно посыпанная песком). Это простое задание. Для детей старшего возраста я усложняю задания, например, предлагаю самостоятельно сложить узоры из серии «Зоопарк», а затем из серии «Предметы», еще одним усложнением может служить создание узора как на картинке, но другого цвета, также предлагала детям зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков. В моей работе с кубиками «Сложи узор» продолжить игры помогают альбом - заданий
«Чудо - кубики» для детей 2-5 лет
«Чудо - кубики» для детей 4-8 лет.
Желаю успехов в работе!
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»
Виды логических задач и приемы их решения
(мастер-класс для воспитателей)
Воспитатель Васильева В.В.
Цель: Познакомить с некоторыми видами логических приемов.
Теоретическая часть
В методике под формированием и развитием логической сферы ребёнка имеется в виду формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.
Назначение логических приемов состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.
Выделяются следующие логические приемы умственных действий: сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия, систематизация, абстрагирование.
Сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. (Матрешки, пирамидки, вкладные кубики и т. д.)
Сернацию можно организовать по длине, ширине, высоте и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной».
Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку (круги Эллера) .
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка лучше применять задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения.
Например, игра «Найди лишнее», игры: «раздели предметы на группы» и т. д. Игра «Найди отличительный предмет» - объяснить, чем отличается от других.
Психологически способность к синтезу формируется у детей раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано, ему легче анализировать и выделять составные части. Деятельность активно формирующая синтез в дошкольном возрасте – это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса («Делай как я», затем по памяти, на третьем этапе: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта («Сделай такой же», четвертый этап- творческое задание. Задание без образца, делается по представлению (Сказочный домок-теремок, «Выложи, что умеешь» и т. д.
Используется: любые мозаики, «Тангром», Колумб, Яйцо, Вьетнамская игра, «Сфинск», пазлы и т. д. Цель взрослого - способствовать доведению работы до конца.
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта. Выполнения сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.
Игра «Найди это» из группы предметов (геометрическая фигура – маленькая, красная, три угла (ответ-треугольник) .
Игры «На что это похоже? » (яблоки-0, елка- треугольник, квадрат на домик и т. д.)
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Это чаще всего используют в работе со старшими детьми, т. к. требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения.
Классификацию можно проводить по:
- названию (ручки и карандаши, тетради и книги и т. д.)
- по размеру
- по цвету
- по форме
- съедобное и несъедобное
Летает – не летает
Животные – птицы и т. д.
Игры «Раздели на две группы» (по цвету) .
Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все большие, эти все красные и т. д.
При формулировке обобщения нужно помочь детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты, например, найти лишнюю фигуру в наборе, чем схожи все остальные?
Методически формирование у детей способности самостоятельно делать обобщение является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. Значительно изменилась методика начального обучения математике.
Рассмотрим одну из логических задач, которая относится к приему классификация.
«Выбор девятого недостающего».
Эту задачу можно использовать не только в математике, но и на других предметах, можно использовать в интегрированных занятиях. На которых можно сравнивать, классифицировать, закреплять ранее изученное. Можно использовать: геометрические фигуры, растения, одежду, домашние и дикие животные, птицы, виды транспортов и т. д.
Цель: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающий элемент. Упражнять детей доказывать свой ответ. Научить самостоятельно, составлять логическую задачу.
Название говорит само за себя. Вы должны найти недостающий элемент. (вы работаете на плакате).
А теперь попробуйте сами составить логическую задачу (составляют самостоятельно)
Мне хотелось показать вам ещё одну логическую задачу – со спичками.
Цель: развивать у детей логика - математическое мышление, упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализировать и обследовать при помощи зрительно-осязательным способом.
Задание это на конфигурацию, как из одной спички сделать треугольник. (показ на плакате и работа со спичками)
Давайте попробуем с вами сделать вывод. Считаете ли вы, что предложенный мною виды логические приемы помогут в нашей работе в детском саду?
В конце нашего занятия мне хочется узнать, понравился ли вам мой мастер – класс, который для меня был впервые. Если вам понравилось, то бросьте шляпы вверх (как это было в старину, а если нет, то пусть шляпы останутся на столе. На этом наше занятие закончилось.
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр
(мастер-класс для воспитателей)
Воспитатель Васильева В.В.
«Палка, палка, огуречик – получился человечек» - ведь именно так начинается знакомство малышей с... математикой. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих».
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
(ВЫЗЫВАТЬ ЖЕЛАЮЩИХ)
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша):
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный.
I задание:
Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).
II задание:
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия.
Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
III задание:
Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г. Йошкар-Олы в г. Волжск. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (приложение 3).
VI задание:
Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков- символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).
Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.