Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
1. Организация сопровождения обучающихся;
2. Организация сопровождения педагогов образовательной организации;
3. Организация сопровождения родителей, как полноценных участниклв образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса | 21.48 КБ |
План работы с родителями | 22.61 КБ |
План работы с детьми | 18.88 КБ |
План работы с педагогами | 19.45 КБ |
План работы с родителями | 18.53 КБ |
Результаты работы с родителями. | 44.53 КБ |
Результаты работы с педагогами. | 29.47 КБ |
Результаты коррекционно-развивающей работы | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики. Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:
- уважение личности ребенка;
- использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;
- защита от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
- мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры и оказание психологической поддержки педагогам и родителям осуществляется через такие формы как семинары, консультации, круглые столы: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Роль педагога в создании условий реализации программы». Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, тренинги, папки-передвижки, памятки, анкетирование, сайт учреждения, сайт Профильного информационно-консультативного пункта «ПроЗрение», персональные сайты педагогов, в том числе в рамках работы «Школы первоклассных родителей».
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных
Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.
Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.
Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
НА 2021-2022 ГОД
Задачи:
- получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и возможных проблем у участников воспитательно-образовательного процесса и определения путей для их разрешения.
- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
- оптимизация взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития
- предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, через создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей воспитанников.
Сроки проведения | Вид работы | Условия выполнения работы |
Октябрь. | Выступления на общих родительских собраниях на тему…» 1.Адаптация ребенка к условиям детского сада. 2. «А вам пора в школу?» 3. «Семь звезд упрямства, кризис 3 лет» 4. «Как понять своего малыша?» 5.«Психологическая безопасность ребенка в семье». 6.«Скоро в школу. Результаты диагностики готовности к школе» | Выступление с демонстрацией презентации. |
Удовлетворенность родителей работой детского сада | Анкетирование родителей | |
Ноябрь | Составление памяток, буклетов для родителей: - «Как правильно вести себя с ребёнком» | Подготовка буклетов и памяток для родителей. |
Декабрь | - «Критерии готовности ребёнка к школе» | Подготовка буклетов и памяток для родителей. |
Февраль | - «Половозрастная идентификация в дошкольном возрасте» | Подготовка буклетов и памяток для родителей. |
Уровень осведомленности родителей о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста | Тестирование родителей | |
Март | - «Детские конфликты» | Подготовка буклетов и памяток для родителей. |
Апрель | Степень адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ | Анкетирование родителей |
Май | Оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям ДОУ. | Индивидуальные рекомендации родителям, педагогам. |
Март | Уровень готовности детей подготовительных к школе групп к обучению в школе | Анкетирование родителей |
Октябрь – май (по запросу) | Индивидуальное консультирование родителей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы детей (по результатам диагностики): 1. уровня познавательного развития 2. отклонения в эмоционально – волевой сфере 3. готовность к обучению в школе | Составление индивидуальных заключений по результатам диагностики, заполнение диагностических протоколов. Разработка индивидуальных рекомендаций. |
Приложение № 3
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
НА 2021-2022 ГОД
- получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и возможных проблем у участников воспитательно-образовательного процесса и определения путей для их разрешения.
- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
- оптимизация взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития
- предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, через создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей воспитанников.
Сроки проведения | Вид работы | Условия выполнения работы |
Сентябрь | Игры с песком | Лекция |
Октябрь | Диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива | Составление отчета и рекомендаций для администрации ДОУ |
Ноябрь | Профилактика буллинга | Беседа-дискуссия |
Уровень осведомленности педагогов группы раннего возраста о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста | Составление рекомендаций для воспитателей групп ран-него возраста | |
Октябрь - май | Уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ | Составление рекомендаций для воспитателей групп ран-него возраста |
Октябрь-февраль | Консультирование воспитателей и родителей по созданию условий для успешной адаптации детей в детском саду, преодоление дезадаптации. | Индивидуальные рекомендации педагогам (согласно результатам наблюдения и диагностики). |
Октябрь - февраль | Индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы детей, по результатам диагностики:
| Консультации по запросу |
Февраль | Обучение чтению по методике Зайцева | Семинар-практикум |
Апрель | Профилактика профессионального выгорания | Практикум для воспитателей |
Октябрь – май | Составление памяток, буклетов для педагогов: - «Правила речевого общения с ребенком» - «Как разрешить конфликт среди дошкольников» - «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» - «Игры с песком» - «Адаптация к ДОУ» - «Возрастные особенности детей! - « Ребенок кусается! Что делать?» -«Формируем навыки самообслуживания». | Памятки для воспитателей |
Приложение № 4
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с «Островок»
_____________Завьялова. В.М
«____» «____________» 20___г.
Циклограмма работы
Педагога-психолога МЮДОУ детского сада «Островок»
Из расчета на 1 ставку
На 202__-202___учебный год
День недели | Время | Содержание деятельности | Направление работы | Общее количество времени |
Понедельник 08.00-16.00 | 08.00-09.00 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 1 ч. |
09.00-11.00 | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 2 ч. | |
11.00-12.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 1 ч. | |
12.00-13.00 | Обеденный перерыв | |||
13.00-15.00 | Работа с педагогами (проведение индивидуальных консультаций, семинаров, итд( | Консультирование, психологическая профилактика и просвещение | 2 ч. | |
15.00-16.00 | Диагностическая работа с детьми | Психологическая диагностика | 1 ч. | |
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 6 ч. | |||
Общее количество часов методической работы | 1 ч. | |||
Итого | 7 ч. | |||
День недели | Время | Содержание деятельности | Направление работы | Общее количество времени |
Вторник 08.00-16.30 | 08.00-09.00 | Индивидуальная работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 1 ч. |
09.00-11.00 | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 2 ч. | |
11.00-12.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 1 ч. | |
12.00-13.00 | Обеденный перерыв | |||
13.00-13.30 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 0,5 ч. | |
13.30-14.30 | Работа с педагогами | Методический час, семинары, тренинги и. т.д | 1 ч. | |
14.30-15.30 | Работа с родителями (консультирование, проведение семинаров, тренингов и т.д) | Консультирование, психологическая профилактика и просвещение | 1 ч. | |
15.30-16.30 | Диагностическая работа с детьми | Психологическая диагностика | 1 ч. | |
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 6 ч. | |||
Общее количество часов методической работы | 1.5 ч | |||
Итого | 7.5 ч. | |||
День недели | Время | Содержание деятельности | Направление работы | Общее количество времени |
Среда 08.00-16.30 | 08.00-10.00 | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 2 ч. |
10.00-12.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 2 ч. | |
12.00-13.00 | Обеденный перерыв | |||
13.00-15.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 2 ч. | |
15.00-16.30 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 1.5 ч. | |
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 3,5 ч. | |||
Общее количество часов методической работы | 4 ч. | |||
Итого | 7,5 Фч. | |||
День недели | Время | Содержание деятельности | Направление работы | Общее количество времени |
Четверг 08.00-17.00 | 08.00-12.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 4 ч. |
12.00-13.00 | Обеденный перерыв | |||
13.00-17.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 4 ч. | |
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 0 ч. | |||
Общее количество часов методической работы | 8 ч. | |||
Итого | 8 ч. | |||
День недели | Время | Содержание деятельности | Направление работы | Общее количество времени |
Пятница 08.00-15.00 | 08.00-09.00 | Консультирование родителей | Консультирование | 1 ч. |
09.00-11.00 | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми | Коррекционно-развивающее | 2 ч. | |
11.00-12.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 1 ч. | |
12.00-13.00 | Выполнение организационно-методической работы | Работа с личным сайтом | 1 ч. | |
13.00-15.00 | Выполнение организационно-методической работы | Организационно-методическое | 2 ч | |
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 3 ч. | |||
Общее количество часов методической работы | 3 ч. | |||
Итого | 6 ч. |
Общие показатели распределения времени на неделю.
Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса | 18 ч. |
Общее количество часов методической работы | 18 ч. |
Итого | 36 ч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
План работы с детьми
на 2019-2020 учебный год
Педагог– психолог
Хохлова.К.Ю.
п.г.т. Смирных
2019 г.
№ п/п | Название работы | Условия проведения
| Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат | |
Работа с детьми | ||||||
1. | Отслеживание прохождения адаптационного периода у детей младшего дошкольного возраста. | Наблюдение | Педагог- психолог | Сентябрь - октябрь | Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Памятки | |
2. | Итоги процесса адаптации у детей младшего дошкольного возраста | Анализ результатов проведенных диагностик | Педагог- психолог | Октябрь Ноябрь | Разработка плана совместной коррекционной работы педагога- психолога, воспитателей и проф. специалистов. Заключение | |
3. | Диагностика познавательного развития детей подготовительных групп. | Индивидуальная Диагностика по запросу | Педагог- психолог | Сентябрь- октябрь Апрель - май | Планирование коррекционноразвивающей работы. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы. Заключение. | |
4. | Изучение и определение негативных факторов, влияющих на развитие детей в детском саду и семье | Анализ Результатов проведенных диагностик | Педагог- Психолог, профильные специалисты | Октябрь ноябрь | Разработка плана совместной коррекционной работы профильных специалистов. Заключение | |
5. | Диагностика эмоциональноличностных особенностей детей подготовительных групп (эмоциональная сфера, тревожность) - выборочно - по результатам опроса педагогов | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | Декабрь | Определение наличия и причин эмоционально-личностных нарушений у детей. Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | |
6. | Диагностика познавательного и эмоционального развития одаренных детей подготовительных групп – выборочно по результатам опроса педагогов. | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | В течение года | Выявление умственно одаренных детей, уровня познавательного развития и эмоциональной сферы для оказания им психологической поддержки. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка, рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | |
7 | Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (предварительная) | Фронтальная диагностика | Педагог-психолог | Октябрь-ноябрь | Определение уровня психологической подготовки детей к школе. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | |
8 | Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп. | Индивидуальная Групповая диагностика | Педагог- психолог | Апрель - май | Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики за несколько лет (в рамках мониторинга МБДОУ). Информирование педагогов на итоговом педсовете. Заключение. | |
10 | Индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом администрации и родителей | Групповая и индивидуальная диагностика, наблюдение | Педагог- психолог | В течение года | Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение. | |
11 | Психологическая гостиная «Антистрессовое застолье» | Рисуночная техника «Обед» | Педагог-психолог, | По плану Психологической гостиной (декабрь) | ||
12. | Тренинг-решение «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» | Психологическая гостиная | педагог- психолог | По плану Психологической гостиной, март-апрель | Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми. | |
13 | Идея толерантности в повседневной практике межличностного общения детей дошкольного возраста на основе использования средств анимации. | консультация | Педагог- Психолог, Воспитатель ДОУ | Декабрь | Составление списка рекомендованных к просмотру детьми в ДОУ развивающих и мультипликационных фильмов и программ, определение регламента просмотра развивающих мультфильмов в ДОУ. Протокол. | |
14 | Участие в заседаниях ПМПк ДОУ | Заседания | Зам. зав по ВМР, педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги | Плановые и внеплановые | Разработка маршрутов коррекционной работы, рекомендаций для педагогов и родителей по организации воспитательно- образовательного взаимодействия с детьми. Протокол | |
15. | 1. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Антистрессовое застолье» 2. Самоанализ «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» | Занятия Психологической гостиной | Педагог-психолог | Сентябрь Декабрь Февраль | Профилактика профессиональных деформаций. Журнал групповых форм работы. Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы | |
16 | Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска» | Организованная совместная деятельность | Педагог- психолог, профильные специалисты | В течение года | Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы. | |
17 | Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей» | Организованная совместная деятельность | Педагог-психолог, педагог дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию | По плану работы «Педагогического калейдоскопа » октябрь | Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы | |
18 | Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений | Родительское собрание | Педагог- психолог | Октябрь - ноябрь, апрель - май | Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат | ||||||
Работа с педагогами | |||||||||||
1. | Анкетирование воспитатилей подготовительных групп «Проявление признаков одаренности у дошкольников». | Анкетирование | Педагог- психолог | Ноябрь | Выявление детей с признаками умственной одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение. | ||||||
2. | Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе» | Анкетирование | Педагог- психолог | декабрь Январь | Выработка рекомендаций по улучшению психологического климата, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов, улучшения условий психологического здоровья сотрудников. Заключение. | ||||||
3. | Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска» | Заполнение бланка опросника | Педагог- психолог | Декабрь - январь | Выявление детей с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заключение | ||||||
4. | Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ) | Диагностика | Педагог- психолог | Апрель - май | Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми. Заключение. | ||||||
5. | Анкетирование воспитателей «Трудности в работе воспитателей» | Заполнение бланка опросника | Педагог-психолог, Старший воспитатель | По запросу | Определение направлений помощи молодым специалистам, воспитателям со стажем работы в современных условиях работы ДОУ. | ||||||
6. | Психологическая гостиная «Антистрессовое застолье» | Рисуночная техника «Обед» | Педагог-психолог, | По плану Психологической гостиной (декабрь) | |||||||
7 | Тренинг-решение «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» | Психологическая гостиная | педагог- психолог | По плану Психологической гостиной, март-апрель | Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми. | ||||||
8 | Идея толерантности в повседневной практике межличностного общения детей дошкольного возраста на основе использования средств анимации. | консультация | Педагог- Психолог, Воспитатель ДОУ | Декабрь | Составление списка рекомендованных к просмотру детьми в ДОУ развивающих и мультипликационных фильмов и программ, определение регламента просмотра развивающих мультфильмов в ДОУ. Протокол. | ||||||
9 | Участие в заседаниях ПМПк ДОУ | Заседания | Зам. зав по ВМР, педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги | Плановые и внеплановые | Разработка маршрутов коррекционной работы, рекомендаций для педагогов и родителей по организации воспитательно- образовательного взаимодействия с детьми. Протокол | ||||||
1. | 1. Практикум для молодых специалистов «Я идеальный воспитатель» ко Дню воспитателя. 2. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Антистрессовое застолье» 3. Самоанализ «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» | Занятия Психологической гостиной | Педагог-психолог | Сентябрь Декабрь Февраль | Повышение психологических знаний педагогов. Отработка способов взаимодействия. Профилактика профессиональных деформаций. Журнал групповых форм работы. Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы | ||||||
2. | Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска» | Организованная совместная деятельность | Педагог- психолог, профильные специалисты | В течение года | Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы. | ||||||
3. | Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей» | Организованная совместная деятельность | Педагог-психолог, педагог дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию | По плану работы «Педагогического калейдоскопа » октябрь | Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы | ||||||
6. | Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений | Родительское собрание | Педагог- психолог | Октябрь - ноябрь, апрель - май | Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы | ||||||
1. | Индивидуальное и групповое консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей.
| Консультация | Педагог- психолог | В течение года май | Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций. Журнал консультаций Информирование родителей о направлениях подготовительной к школе работы в летне-оздоровительный период. | ||||||
2. | Консультация для педагогов и родителей, анкетирование «Составляющие и особенности психологической готовности к школе» | Консультация | Педагог-психолог | Апрель | Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников. | ||||||
3. | Консультация и анкетирование родителей «Первый раз в детский сад. Помощь ребенку в период адаптации». Собрание «Навстречу школе» | Консультация | Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь (по плану) | Повышение психологических знаний педагогов и родителей. Журнал групповых форм работы. | ||||||
4. | Социо-игровая технология в развитии детской субкультуры в условиях современного ДОУ | Консультация | Педагог-психолог | Декабрь | Повышение психолого-педагогических знаний педагогов. Анонс литературы по социо-игровой педагогике. Журнал групповых форм работы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
План работы с педагогами
на 2019-2020 учебный год
Педагог– психолог
Хохлова.К.Ю.
п.г.т. Смирных
2019 г.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат | ||||
Работа с родителями | |||||||||
1. | Анкетирование родителей младших групп в рамках социологического обследования. | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Сентябрь-октябрь-ноябрь | Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательно образовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение. | ||||
2. | Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Октябрь | Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение - к концу прохождения адаптации. | ||||
3. | Анкетирование родителей по выявлению общего представления относительно данных ребенка | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Декабрь | Выявление детей с признаками одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение. |
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
4 | Самоанализ «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» | Занятия Психологической гостиной | Педагог-психолог | Декабрь Февраль | Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы |
5. | Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска» | Организованная совместная деятельность | Педагог- психолог, профильные специалисты | В течение года | Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы. |
6. | Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей» | Организованная совместная деятельность | Педагог-психологю | октябрь | Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы |
6. | Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений | Родительское собрание | Педагог- психолог | Октябрь - ноябрь, апрель - май | Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Работа с родителями | |||||
1. | Индивидуальное и групповое консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей. Итоги обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению | Консультация | Педагог- психолог | В течение года май | Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций. Журнал консультаций Информирование родителей о направлениях подготовительной к школе работы в летне-оздоровительный период. |
2. | Консультация для педагогов и родителей, анкетирование «Составляющие и особенности психологической готовности к школе» | Консультация | Педагог-психолог | Апрель | Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников. |
3. | Консультация и анкетирование родителей «Первый раз в детский сад. Помощь ребенку в период адаптации». Собрание «Навстречу школе» | Консультация | Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь (по плану) | Повышение психологических знаний педагогов и родителей. Журнал групповых форм работы. |
4. | Социо-игровая технология в развитии детской субкультуры в условиях современного ДОУ | Консультация | Педагог-психолог | Декабрь | Повышение психолого-педагогических знаний педагогов. Анонс литературы по социо-игровой педагогике. Журнал групповых форм работы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
План работы с родителями
на 2019-2020 учебный год
Педагог– психолог
Хохлова.К.Ю.
п.г.т. Смирных
2019 г.
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе с родителями.
Педагог- психолог: Хохлова К. Ю.
Взаимодействие с родителями ДОУ проходит в нескольких направлениях, гармонично дополняющих друг друга.
- Консультирование (индивидуальное, групповое), беседы;
- Психологическое просвещение и профилактика.
Таблица 11.
Вид работ | Краткое содержание. | Темы консультаций. | Кол-во консультаций |
Консультирование | Индивидуальное консультирование родителей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы. |
| 95 |
Из запланированных мною консультаций выполнены все выше перечисленные в полном объеме.
Также помимо запланированных консультаций есть консультации по запросу родителей. Чаще всего эти вопросы касаются адаптации, когда родители высказывают свои переживания, если, по их мнению, ребенок недостаточно быстро привык к детскому саду, вопрос формирования культурно-гигиенических навыков, вопросы, связанные с подготовкой детей к школьному обучению, частые конфликты со сверстниками, или воспитателем.
Данные о количестве запросов представлены на диаграмме ниже.
Вывод: Родители продолжают интересоваться вопросами воспитания и развития детей. Чаще всего поднимаются вопросы адаптации ребёнка к ДОУ, что говорит о заинтересованности родителей в облегчении протекания процесса адаптации. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Необходимо отметить, что в последнее время отношение родителей к психологу в детском саду изменилось, его уже не ассоциируют с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтересованности родителей в помощи воспитателям и психологу, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным.
Таблица 12.
Вид работ | Краткое содержание | Тема | Охват родителей |
Просвещение и профилактика. | Выступление на родительских собраниях. |
| 170 |
Подготовка информации для родительских уголков в группах: |
2. А вам пора в школу? 3. Семь звезд упрямства 4. Как понять своего малыша? 5. Психологическая безопасность ребенка в семье. 6. Скоро в школу. Результаты диагностики готовности к школе. | 200 | |
Составление памяток и буклетов для родителей: |
| 200 |
Вывод: в среднем охват родителей по психологическому просвещению и профилактике в 2021-2022 гг. составил 200 человек.
В 2020-2021 учебном году эта цифра составила 216. Связано с тем, что весь прошлый учебный год наш детский сад посещали воспитанники детского сада №17 «Солнышко», который был закрыт на ремонт.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на родительских собраниях (дистанционных), и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, буклетов.
Отмечу, что многие родителя стали значительно грамотнее в вопросах воспитания и образования детей. Они понимают, что на них также лежит ответственность за воспитание и качество образование детей.
Также в новом учебном году у нас появилась возможность вновь проводить очные родительские собрания, круглые столы, мастер классы для родителей. Что в последующем благоприятно скажется на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Предварительный просмотр:
Отчет о работе с педагогами.
Педагог-психолог: Хохлова К. Ю.
Тема. | Вид работы. Условия выполнения. | Охват педагогов. |
Игры с песком | Семинар – практикум | 20 |
Профилактика буллинга. | Беседа – дискуссия. | 20 |
Уровень осведомленности педагогов группы раннего возраста о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. | Составление рекомендаций для воспитателей. | 7 |
Уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ | Составление рекомендаций | 7 |
Консультирование педагогов по созданию условий для успешной адаптации детей в детском саду | Индивидуальные рекомендации педагогам (согласно результатам наблюдения и диагностики) | 7 |
Индивидуальные консультации воспитателям по проблемам эмоциональной и познавательной сферы детей. | Консультации по запросу. | 20 |
Обучение чтению по методике Зайцева | Семинар-практикум | 20 |
Профилактика профессионального выгорания | Семинар-практикум | 20 |
Составление памяток и буклетов для воспитателей. | - как разрешить конфликты среди дошкольников; - развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр; - игры с песком; - адаптация к ДОУ; - Возрастные особенности детей; - ребенок кусается. Что делать? - формируем навыки самообслуживания. | 20 |
Вывод: план консультаций выполнен на 100%.
Также взаимодействие с педагогами происходит во время посещения групп в режимных моментах.
За 2021 - 2022 год я посетила все возрастные группы в разные режимные моменты. Так как одна из задач моей работы – это сопровождение образовательного процесса, анализ взаимодействия детей друг с другом и педагогами, оценка их эмоционального состояния.
Посещая группы, я увидела, как педагоги общаются с детьми, на кого больше ориентируется при проведении ООД, кто из детей занимает лидирующую позицию в коллективе, насколько комфортно их пребывание в группе в целом
Это дает возможность увидеть нуждается ли кто из детей в помощи психолога, пообщаться с педагогами на волнующие их темы в области развития детей, психологического климата в детском коллективе, поведения детей, их адаптации и др.
При посещении групп во время свободной от ООД деятельности хочется отметить, что у нас в учреждении огромный прогресс при организации игровой деятельности. Дети во многих группах умеют играть в настольные игры, способны самостоятельно организовать сюжетно ролевую игру, умеют играть парами и/или небольшими группами. В конфликты вступают редко.
Чаще всего педагоги обращаются ко мне по следующим ситуативным проблемам:
- Развитие детей (подготовка к школе, возрастные особенности и др)
- Взаимоотношения с родителями;
- Поведение детей;
- Вопросы информационной безопасности;
- Вопросы адаптации к ДОУ;
Обращения воспитателей также носят разный характер. Чаще это какие-либо ситуативные моменты, которые решаются порядком рекомендаций и бесед с педагогом, ребенком, родителями.
Есть обращения, требующие более длительной терапии. Для таких детей я разрабатываю комплекс терапевтических мероприятий, в зависимости от проблемы, и провожу индивидуальные занятия коррекционной направленности.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводитдиагностику по основным направлениям:
- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
- индивидуальная диагностика по запросам родителей;
- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии.
Цель моей икоррекционной работы - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ,направлена:
- на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;
- повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
- овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
1. Игровая терапия
2. Арт-терапия
3. Куклотерапия
4. Песочная терапия
5. Психогимнастика
6. Элементы нейропсихологической коррекции
7. Релаксационные упражнения
8. Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
9. Упражнения для развития познавательных процессов.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе я опираюсь на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе ориентируюсь на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
В моем арсенале находятся диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку особенностям психического развития ребенка, на основе которой, возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Про граммы, определить те методы и приемы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов.
Название методики | Автор |
Диагностика уровня развития детей и готовности к обучению в школе | |
Диагностика уровня развития детей и готовности к обучению в школе | |
Ориентировочный тест школьной зрелости | Керн - Йерасик |
«МЭДИС», исследование интеллектуальных особенностей детей | Е.И. Щелбанова, И.С. Аверина, Е.Н.Задорина |
Экспресс-диагностика | Павлова, Руденко |
«Графический диктант», умение действовать по правилу и ориентироваться на образец | Д.Б. Эльконин |
Диагностика дошкольной зрелости | М. Битянова, |
Какие предметы спрятаны в рисунках? | Немов Р.С. |
Нелепицы в картинках | М. Битянова, О.Барчук |
Назови слова | Е.В.Доценко |
Корректурная проба | Б. Бурдон |
Сюжетные картинки | Барташникова И.А., Барташников А.А.); |
Построй домик | Головина Т.Н. |
Найди лишний предмет | Забрамная С.Д., Боровик О.В. |
16 предметов | Семаго М.М. |
Проведи линии | Е.А. Горбунова |
На что это похоже? | Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко |
«Пирамидка», уровень восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями | |
«Разрезанные картинки», степень овладения зрительным синтезом – объединение элементов в целостный образ | |
«Фигуры», особенности восприятия формы | |
«Кружки», особенности восприятия предметов по величине | |
«Нарисуй человека» | Ф. Гудинаф – Д. Харрис |
Диагностика эмоционально-личностных и социальных качеств личности( адаптационные возможности детей) | Стреляу |
Корректурная проба | Тулуз-Пьерон |
Цветные прогрессивные матрицы | Дж. Ровен |
«Десять слов», изучение произвольной непосредственной памяти. | А.Р. Лурия |
«Эталоны» умение ориентироваться на эталон | О.М.Дьяченко |
«Шифровка», способность концентрироваться на выполнении задания и умение переходить от одного задания к другому. | Д. Векслер |
Мотивационная готовность к школе | А.Л.Венгер |
«Дорисовывание фигур», определение уровня развитие воображения ребенка. | О. М. Дьяченко |
Исследование детско-родительских отношений | |
«Три дерева» выявление особенностей внутрисемейных отношений (с 5 лет) | Э.Клессман |
«Кинетический рисунок семьи» (КРС), выявление отношения ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье | Р. Бернс, С. Кауфман, А.И.Захаров, Г.Т.Хоментаускас. |
«Сказка» изучение взаимоотношений в семье | Л. Дюсс |
«Волшебный мир» изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка | Л. Д. Столяренко |
Опросник Басса-Дарки выявление степени агрессивности родителей | Б.Брайклин, З.Пиотровский,Э.Вагнер |
Изучение межличностных отношений | |
«Картинки» диагностика коммуникативного развития дошкольников, изучение межличностных отношений дошкольников | О.Е. Смирнова,В.М.Холмогорова |
«Маски», исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе | модификация метода “Социометрия” |
Рисунок «Я и мой друг в детском саду» | |
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности | |
«Кактус», выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности | М. А. Панфилова |
Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H) | |
Методика «Лесенка» самооценка | |
«Несуществующее животное» изучение уровня тревожности и самооценки младшего школьника | М.3.Друкаревич |
Методика «Диагностика самооценки» | Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн |
Цветовой тест отношений | А. Эткинд |
Карта наблюдений (КН) диагностики трудностей адаптация ребенка | Л.Стотт |
Рисуночный тест «Дом-дерево-человек» | Дж.Бук |
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» | А. И. Захаров, М. Панфилова |
Углубленное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.
Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы - коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.
Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещали 32 ребенка с низким и ниже среднего уровнем развития познавательных процессов, на сентябрь – 30 детей, на январь – 3 выбыло из ДОУ, 2 зачислено в коррекционную группу (всего 29), на май 1 ребенок выбыл (28 всего).
Работа велась с октября 2021г. Дети были распределены на 4 мини-коррекционных группы (2 подготовительные и 2 старшие группы). С детьми 1 раз в неделю проводились групповые занятия. С детьми старшей группы велись занятия по авторской коррекционно-развивающей программе «Путешествия. Открытия. Увлечения». Проведено 28 занятия (по 14 для каждой подгруппы). С детьми подготовительной к школе группы – по программе «Год до школы». Всего проведено 30 занятий (по 15 для каждой подгруппы)
С 16 детьми, имеющими сложные нарушения, дополнительно 1 раз в неделю проводились индивидуальные коррекционно-развивающиее занятия по программе Цветик-семицветик: Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой. Всего проведено 176 индивидуальных занятия.
На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.
Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами. Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Динамика развития высших психических функций была позитивной.
Сентябрь 2021г.
Уровень развития | Психические процессы | Общая оценка развития | |||||
Внимание | Восприятие | Ауд. пам. | Виз. пам. | Мышление | Моторика | ||
Высокий | |||||||
Выше ср. | |||||||
Средний | 12-40% | 16-53% | 6-20% | 1-3% | 4-13% | ||
Ниже ср. | 7-23% | 9-30% | 6-20% | 4-13% | 13-43% | 9-30% | 14-47% |
Низкий | 11-37% | 5-17% | 18-60% | 25-84% | 17-57% | 17-57% | 16-53% |
Январь 2022 г.
Уровень развития | Психические процессы | Общая оценка развития | |||||
Внимание | Восприятие | Ауд. пам. | Виз. пам. | Мышление | Моторика мелкая | ||
Высокий | |||||||
Выше ср. | |||||||
Средний | 15-51% | 21-72% | 11-38% | 1-4% | 4-15% | 1-4% | |
Ниже ср. | 8-27% | 8-27% | 14-48% | 23-79% | 23-79% | 17-58% | 23-79% |
Низкий | 6-22% | 4-14% | 5-17% | 6-22% | 8-27% | 5-17% |
Май 2022 г.
Уровень развития | Психические процессы | Общая оценка развития | |||||
Внимание | Восприятие | Виз. пам. | Ауд. пам. | Мышление | Моторика мелкая | ||
Высокий | 2-7% | 7-25% | 6-21% | 3-10% | 7-25% | ||
Выше ср. | 1-4% | 1-4% | 1-4% | 3-10% | 2-8% | ||
Средний | 21-75% | 17-61% | 14-50% | 12-44% | 18-65% | 17-61% | 20-71% |
Ниже ср. | 4-14% | 3-10% | 7-25% | 10-35% | 6-21% | 4-14% | 6-21% |
Низкий | 1-4% | 2-7% | 1-4% |
Итак, по результатам диагностики можно заключить, что по сравнению с результатами обследования детей коррекционной группы в сентябре 2015 года уровень интеллектуально-познавательного развития у большинства детей повысился. 20 детей (71%) вышли на средний уровень. 2 (8%) на уровень выше среднего. У 6 (21%) детей наблюдаются частичные положительные изменения. Выявлена положительная динамика в развитии всех составляющих интеллектуально-познавательного развития у каждого ребенка.
Если рассматривать каждую психическую функцию в отдельности, можно увидеть, что в ходе коррекционных занятий хорошую динамику обнаруживают визуальная память, мышление. Немного меньшую - мелкая моторика и внимание. Труднее всех детьми осваиваются процессы аудиального запоминания. Поэтому при дальнейшей коррекционной работе следует учесть это, и уделить большее внимание таким психическим процессам, внимание и аудиальная память, а также мелкой моторике. Воспитателям в индивидуальных и подгрупповых занятиях использовать упражнения на развития психических процессов.
Выписано из коррекционной группы всего 24 ребенка. 14 из них – будущие школьники, 11 детей выпускается в школу с соответствующим возрасту уровнем развития.
Рекомендовано продолжить занятия с психологом в коррекционной группе: 2 детям . 2 детям - диагностическое обследование в начале 2022-2023 уч.года.
Группу по коррекции личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали 33 ребенка группы риска, с наличием более чем трех показателей неблагополучия (нарушение семейных отношений, двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, страхи, неадекватная самооценка, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции).
Групповые коррекционно-развивающие занятия посещали 30 детей. Дети были разделены на 4 мини-коррекционные группы. С детьми проводились 1 раз в неделю групповые занятия по авторской коррекционно-развивающей программе «Удивляюсь злюсь боюсь хвастаюсь и радуюсь» авт. С. В. крюкова Н. П. Слободяник. Всего проведено 40 занятия (для каждой мини-коррекционной группы по 10).
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия посещали 9 детей, 5 детей проходившие и групповую коррекцию, 4 детей – только индивидуальные занятия. . Занятия с ними проводились с использованием среды сенсорной комнаты, методов песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, психодрамы, арттерапии.
Всего проведено 95 индивидуальных занятий.
Как можно увидеть по результатам диагностики эмоционально-личностной сферы детей, большинство детей справилось со своими проблемами. На сентябрь - списочный состав - 28 детей, в январе – выписано 3 ребенка, поведение, эмоционально-волевая сфера нормализовались. Зачислено 5 детей. На май 1 выбыл.
Сентябрь 2021 г.
Уровень выраженности | Тревожность | Страхи | Агрессия | Проблемы в общении | Произвольность | Самооценка |
Высокий | 26-93% | 17-61% | 14-50% | 28-100% | 1-3% | 4-1`4% |
Средний | 2-7% | 2-7% | 1-3% | 6-22% | 2-7% | |
Низкий | 9-32% | 13-47% | 21-75% | 22-79% |
Январь 2022 г.
Уровень выраженности | Тревожность | Страхи | Агрессия | Проблемы в общении | Произвольность | Самооценка |
Высокий | 15-50% | 5-17% | 6-20% | 12-40% | 2-7% | 2-7% |
Средний | 11-37% | 11-37% | 8-27% | 14-47% | 16-53% | 15-50% |
Низкий | 4-13% | 14-48% | 16-53% | 4-13% | 12-40% | 13-43% |
Май 2022 г.
Уровень выраженности | Тревожность | Агрессия | Проблемы в общении | Произвольность | Самооценка |
Высокий | 10-34% | 4-14% | 6-20% | 3-10% | |
Средний | 11-38% | 5-17% | 13-46% | 19-65% | 23-80% |
Низкий | 8-28% | 20-69% | 10-34% | 7-25% | 6-20% |
Таким образом, отмечены положительные изменения в поведении детей и эмоционально-личностной сфере. Острота проблем у большинства детей снижена.
Выписаны из коррекционной группы без нарушений 14 детей.
Рекомендовано продолжить занятия с психологом 15 детям, 9 детям рекомендовано продолжить занятия с психологом на следующий год после дополнительной диагностики.