Модель организации совместного обучения детей по АООП и основной образовательной программе МАОУ СОШ № 28 Октябрьского района г.Екатеринбурга
Предварительный просмотр:
Модель организации
совместного обучения детей по АООП
и основной образовательной программе
МАОУ СОШ № 28
Октябрьского района
г.Екатеринбурга
Составители:
Директор МАОУ СОШ № 28 Суворова О.С.
Ио завуча нач.классов, учитель нач.классов Некрасова С.А.
Руководитель группы: учитель английского языка Капранова Н.А.
Учитель-дефектолог Черясова Л.Г.
Учитель-логопед Лоева Н.В.
Педагог-психолог Айдогду П.С.
Социальный педагог, педагог-психолог Третьякова А.С.
2021
- ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯИНТЕГРИРОВАННОГООБУЧЕНИЯ
Российскаясистемаобразованияпостоянно меняется.
Модернизируются административно-финансовые механизмы,реализуютсяразличные национальныепроекты,проходят профессиональную подготовку будущие выпускники образовательныхучреждений, учитывается личностно ориентированный подход к обучению ивоспитанию во всех образовательных учреждениях.Этопобуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организацииобразовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказаниииндивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования и впроцессеподготовкикдальнейшейсамостоятельнойжизнивобществе.
Интегрированноеобучениевпедагогическойпрактике– актуальная проблема. Это обусловлено усилением вобществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченнымивозможностями здоровья(ОВЗ) на совместное существование состальными членамисоциума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только кдетям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам. ПервоедесятилетиеXXI века в России ознаменовалось экономическим ростом, что создалоусловия для внедрения в образовательные учреждения разных типов и видоввсевозможных моделей и форм интегрированного обучения. Это затратная педагогическая технология, требующаясущественного этико-методологического обновления, крупных материальных вложений(безбарьернаясреда,созданиеновыхметодических,дидактическихпособий,учебниковиУМК, формирование общественного мнения,информирование населения),совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров и новой организацииучебно-воспитательнойработывобразовательныхучреждениях.
Определение социально-образовательной интеграцииспедагогическойточкизрения
Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей сотклоняющимсяразвитием.Иесливконце90-хвнашихобразовательныхучрежденияхпреобладала спонтанная интеграция детей, затем интеграция на уровне одногообразовательного учреждения, то сейчас система образования вплотную подошла корганизации различных моделей интегрированного обучения, функционирующих намуниципальном,городскомилирегиональномуровне.
Подсоциально-образовательнойинтеграцией,спедагогическойточкизрения, мыпонимаем особую педагогическую систему, характеризующуюся всемисвойствамиэтихсистем(открытость,гибкость,динамичностьидругие),которая:
- принимаетнасебяответственностьзапроцессирезультатысовместногообучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпомпсихофизическогоразвития;
- имеетадекватнуюпотребностям,возможностямиспособностямвоспитанникови обучающихся предметно-развивающую, материально-техническую иобразовательно-воспитательнуюсреду;
- обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью командыспециалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и соспециалистамииногопрофиля,заинтересованныхвмаксимальноэффективнойсоциальнойиобразовательнойадаптациивоспитанниковиобучающихся;
- имеетмощнуюорганизационнуюиметодическуюподдержкусостороны
органовобразованияиструктур,отвечающихзапрофессиональноестановлениеи повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционныепроцессы.
Педагогической системойв педагогике называется «целостноеединство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развитиячеловека».[СтоляренкоЛ.Д.,2003,с.103].Педагогическиесистемыбываютмалыми,средними, большими и супер большими. Но педагогическая система социально-образовательной интеграции имеет важное отличие, связанное не столько с ее размерами,сколько со степенью открытости. Опыт показывает, что социально-образовательнаяинтеграция будет успешна только в том образовательном учреждении,которое сумеетпостроитьсвоюдеятельностьнапринципахмаксимальнойоткрытостифункционированияитерриториальной принадлежности, создаст систему вертикальных и горизонтальных связей,обеспечивающих воспитанников/обучающихся богатством связей ивозможностей длясамореализациинамуниципальном,окружномилигородском/областномуровне.
Вобщейпедагогикеподоткрытостьюпонимается«способностьсистемыизменяться
подвлияниемвнешнихвоздействий,смягчать,усиливатьилинивелироватьих»[Тамже.
с.104].Мыжеимеемввидуоткрытостьсуществованиякакпринципдеятельностиучреждения,свидетельствующийовысокомуровнеразвитияконтактовисвязей,каквнешних,так и внутренних, проявляющихся в командном стиле взаимоотношений, тесном взаимодействии сотрудников при узкой специализации их профессиональной деятельности(учитель-логопед ведет работу по развитию речи, педагог-психолог отслеживает эмоционально-волевыекомпоненты и личностное развитие, социальный педагог выстраивает социальные связи,учитель-дефектолог курирует усвоение программного материала, выполнение индивидуальногообразовательного маршрута и т.п.) и в совместной работе на благо ребенка и членов егосемьи.
Отечественнаяконцепцияинтегрированногообучениястроитсянатрехосновных
принципах:
- раннейдиагностикеикоррекции;
- обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному вобщеобразовательноепространствовнезависимостиотформыинтеграции,которуюпредпочлиродителиребенка;
- продуманномиобоснованномотборедетейдляинтегрированногообучения.
При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специальногообразования,авыступаеткакоднаизальтернативныхформвнутриобщегосударственнойсистемыобразования.
Современнаяроссийскаясистемаспециальногообразования рассматриваетвсевозможныенаправленияинтеграциивобществелицсограниченнымивозможностями
здоровья и требует научной разработки интегративных подходов к образованию детей сособымиобразовательнымипотребностями,поэтомузадачамиспециальногообразованиявотношенииинтеграцииявляются:
- определениесистемыпоказанийдляосуществленияинтеграцииребенкасразным уровнем психофизического развития в общеобразовательныеучреждения;
- разработкасодержанияиформспециализированнойподдержкидетей,интегрированныхвобщеобразовательныеучреждения;
- разработкаиапробациявариативныхиндивидуальныхпрограммвоспитания,обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями вобщеобразовательныхучреждениях.
Интеграцияв образовательном пространстве может выступать: как принцип, чтопроявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем; как средство,обеспечивающеецелостноепознаниемираиспособностичеловекасистемномыслитьприрешениипрактическихзадач;как ведущая тенденция обновления содержанияобразования. Главной задачей при этом является выбор научных оснований дляинтеграции и совершенствование функционирования ее механизмов. Объектамиинтеграции могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории,идеи,моделиобъективныхпроцессов.
Уже сейчас те учреждения, которые активно опираются на принцип открытости всвоей деятельности, тесно сотрудничают с районной (областной, городской) территориальной психолого-медико-педагогическойкомиссией(ТПМПК). МАОУ СОШ № 28 имеет договор сроком на 3 года о сотрудничестве с ТПМПК «Радуга» и «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», осуществляеттекущий мониторинг состояния детей,взаимодействует с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования,социальнымиструктурами.
Дифференциацияпонятий«интеграция»и«инклюзия»
Впсихолого-педагогическойлитературенаиболеечастоиспользуютсядвапонятия,близкие по содержанию, но различающиеся по глубине интеграционных процессов,которыеимихарактеризуются:
- Интеграция–выборочноепомещениеучениковсограниченнымивозможностямиздоровьявобычныеобщеобразовательныешколыилисозданиеспециальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят сосвоимисверстникамиснормативнымтемпомразвития.
- Инклюзия–глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательнуюсредуиоказаниеемуичленамегосемьиразличныхподдерживающихуслуг.
Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качествоизменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке учебно-воспитательногопроцесса,созданииполномасштабнойсоциально-образовательнойсредыи высокой готовности всех членов микро-и макросоциумов к личностным ипрофессиональнымизменениямвинтересахдетей.
ИдеиЛ.С.Выготскогоовоспитанииребенкаснарушениемразвития
Интегрированноеобучение опирается на идеи Л.С. Выготского.Веготрудахотмечалосьединствообщихиособенныхчертспециальнойимассовойшкол,чтопозволилоемуустановить«общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения»[Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» иприобретения«социальнойполноценности»,необходимоиспользовать«обходныепути»сцелью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Выготский писал, что «привсех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, чтоона замыкает своего воспитанника–слепого, глухого, умственно отсталого ребенка–вузкийкругшкольногоколлектива,создаетзамкнутыймир,вкоторомвсеприспособленокдефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его внастоящую жизнь» [Там же.].Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка снарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий длякомпенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималасьне в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работесребенком,имеющимдефектыразвития,приходитсяиметьделонестолькосбиологическимифактами,сколькосихсоциальнымипоследствиями.
Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнениюученого, должен стать коллектив. Помнениюисследователя,втехслучаях,когдаколлективотсталыхдетейдостаточнооднороден,этонаноситущербкакнормальным,такианомальнымдетям–лишаетихвозможностиразвития.Интеллектуальноболееодаренныенемогутпроявитьсоциальнуюактивность,умственноотсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и общения с болееодареннымидетьми.Этоприводиткотягощениюинтеллектуальногодефекта.
Л.С.Выготскийподчеркивал,чтопроцесссоциализации,приспособленияребенкак требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегдапроходит успешно. По результативности процесса приспособления им выделялось тритипа компенсации–реальная(заканчивается преодолением дефекта),фиктивная(заканчивается«бегствомвболезнь»)и средняя.
Веготрудахотмечалось,чтоширочайшаяориентировкананормальныхдетей
должнаслужитьисходнойточкойпересмотраспециальногообразования.
БазовыеположениятеорииинтегрированногообразованиявРоссии
Наиболее значимые теоретическиеположения,вскрытыеЛ.С.Выготским:
- ролькультурно-историческогоопыта,накопленногочеловечествомивлияющегонаходразвития,воспитанияиобученияребенка;
- положениеовозможностяхребенка,способногоподвоздействиемобучениясостороны взрослого интериоризировать опыт познавательной икоммуникативнойдеятельности;
- теорияоединствебиологическогоисоциальноговразвитииребенка;
- понятиеоструктуредефектаприумственнойотсталости:основноенарушениеивторичные(сопутствующие)отклонения;
- положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталыхдетейприкачественномсвоеобразииразвитияумственноотсталогоребенка;
- экспериментальнодоказанноеучениеовозможностяхкомпенсациидефектаиопреимущественнойкоррекциивторичныхотклоненийприцеленаправленномвоздействиисостороныспециальноподготовленноговзрослого;
- понятиеокомплексномкоррекционно-педагогическомвоздействии;
- учениеосенситивныхпериодах.
Все эти положения оказываются значимыми для разработки теорииинтегрированного образования в России. В отличие от теорий социальногонаучения,характерныхдлязападныхмоделейинтеграции,отечественныеученыестоятнапозициях деятельностного подхода. При его реализации объективно значимым длявключения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстниковявляетсяединстводеятельности(игровой или учебной, коммуникативной илипознавательной), объединяющей детей, ориентированных на достижение определеннойцели. При этом цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем психофизическогоразвития,объединенныхобщимпространствомигрыилиучебы,могутбытьразными.
Опоранаведущуюдеятельностьвозраста,учетсенситивныхпериодоввстановлениивысшихпсихическихфункций,своевременноеформированиетипичныхвидовдетскойдеятельности и их связь с возрастными психическими новообразованиями служатосновой, позволяющей осуществлять целенаправленное воспитание и обучение состороныспециальноподготовленноговзрослого.Еслизападныетеоретикиговорято
«созревании поведения» по мере того, как формируется одна функция ине получаетподкрепления другая, отечественная школа опирается на системный деятельностныйподходкразвитиюличностиребенка,возможностикоторогопрактическинеограниченны.
- МОДЕЛИ,ВИДЫИФОРМЫСОВМЕСТНОГООБУЧЕНИЯДЕТЕЙСРАЗНЫМУРОВНЕМПСИХОФИЗИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
Разработкамоделейинтеграции
Процессорганизациииосуществленияинтегрированногообучениядонастоящеговременинаходитсявстадиитеоретическогообоснованияипрактическогоизучения.
Однакороссийскимидефектологаминакопленбольшойопытэкспериментальнойработыс детьми, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников(Е.П.Кузмичева, Э.И.Леонгард, Г.Л.Зайцева, Н.Д.Шматко, Н.Н.Малофеев,А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, М.Л.Любимов, Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова,Е.А.Шкатова,Л.Е.Шевчук,Л.М.Кобрина,Е.В.Резникова,Д.В.Шамсутдиноваидругие).
Педагоги-новаторыопределилинаиболееэффективныемоделиинтеграции. Это интернальная интеграция (внутри системы специального образования) иэкстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования). Приинтернальнойинтеграции совместное обучение возможно для детей с нарушением слуха и снарушениеминтеллектаилидляслепыхдетейиихсверстниковснарушениеминтеллекта.Экстернальнаямодель интеграции была апробирована при совместном обучении детей снормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития.
Формыинтегрированногообучениядетейсотклонениямивразвитии
Определение моделей интеграции и особенности контингента обучающихся (в основном это дети с ТНР, ЗПР, обучающийся с интеллектуальными нарушениями и обучающийся с НОДА) позволило выделитьформыинтегрированногообучениядетейс ОВЗ в МАОУ СОШ № 28:
- комбинированное,когдаучениксОВЗспособенобучатьсявклассенормотипичныхдетей,получаяприэтомсистематическуюпомощьсостороныучителя-дефектолога,учителя-логопеда,педагога-психолога.
- полное,когда 1–2 ребенка с ОВЗ вливаются в обычные классы, эти дети по уровню психофизического, речевого развития более менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместномуобучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают поместуобученияилиееоказываютродителиподконтролемспециалистов.
- ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯЭФФЕКТИВНОЙРЕАЛИЗАЦИИИНТЕГРАЦИИ
НАРАЗНЫХЭТАПАХОНТОГЕНЕЗА
Социально-образовательныеуслугиотличаютсянаразныхвозрастныхэтапах развития ребенка с ОВЗ, так же какивключенностьвихобеспечениеспециалистамиразличныхминистерствиведомств.Мывыделяем этапы, специфичные по ведущему и типичным видам детскойдеятельности, особенностям медико-социального сопровождения, спецификекоррекционно-педагогического процесса и отличающиеся по основной направленностиработы с семьей, включившейся в систему совместного обучения со сверстниками. Приэтом теоретической основой данного подхода является культурно-историческая теорияразвития высших психических функций и концепция возраста Л.С.Выготского, теориядеятельностиА.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуацииразвитияребенка(Л.И.Божович),методологическиепсихолого-педагогическиеоснованияА.А.Венгер(Катаевой)исформулированноенамиположениеонеобходимостиучета«смещенногосенситива»вонтогенезеикоррекционно-педагогическойработесребенком,имеющимограниченныевозможностиздоровья[ЕкжановаЕ.А.,2003].
Теорияипрактикапозволяетвыделитьспецифичныеэтапы,учеткоторыхзначимдля организации социально-образовательной интеграции в нашей образовательной организации:школьноеобучениеипрофессионально-трудоваяадаптация.Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместнойдеятельности родителей и специалистов, изменением функционала ведущихспециалистов, являющихся кураторами социально-образовательной интеграции,требованиями к организации охранительно-педагогической и предметно-развивающейсреды,особенностяминеобходимыхидостаточныхсоциальных«сетейвзаимодействия».
Периодшкольногообучения
Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьногообучениянеобходимоналичиеследующихчетырёхструктурныхкомпонентов[РезниковаЕ.В.,2007]:
- Обучениевусловияхобщеобразовательногокласса;
- Обучениевусловияхклассакоррекционно-педагогическойподдержки;
- Системапсихолого-педагогическогосопровождениявсехобучающихсявучреждении;
- Развёрнутаясетьуслугдополнительногообразования.
Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как
Учителя начальных классов реализуют следующие программы:
-Основная образовательная программа начального общего образования
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2)
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (варианты 5.1, 5.2)
-Дополнительные общеобразовательные программы реализуемые за счет бюджета субъектов РФ 2021-2022 учебный год
Учителя средних классов реализуют программы:
-Основная образовательная программа среднего общего образования
-Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ 5-9 классы)
В классе находятся и нормотипичные дети, и дети с ОВЗ.
Психолого-педагогическоесопровождениеподдерживаетиндивидуальныеучебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целяхобеспечения психологической, педагогической, социально-педагогическойи логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль зареализациейвнеурочной деятельности.
Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутаясистемадополнительногообразования и внеурочной деятельности.
Направления очень разнообразны:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- общекультурное
Кружки и секции дополнительного образования:
-Студия танца «Альтера» (4-8 класс)
-Студия игры на гитаре «Соло» (4-11 класс)
-«Шахматный всеобуч» (2, 4-5 класс)
-«Баскет-компани» (баскетбол) (1-8 класс)
-«Олимп» (волейбол) (1 класс)
-Мир поделок (1 класс)
-«Время футбола» (1-9 класс)
Внеурочная деятельность:
-«Юные инспектора движения» (3-4 класс)
-Ансамбль песни «Тоника» (2-6 класс)
-Волейбол
-«28 Кадр» (медиастудия)
-«Юным умникам и умницам»
-«Занимательный русский язык»
-«Занимательная лингвистика»
-«Вспомогательные исторические дисциплины»
- «За страницами учебника»
- «Шаги моего исследования»
-«Устройство государства»
- "Я - человек"
-«Я-вожатый»
- «Школа безопасности»
-«Краеведение»
-«Быт и нравы русского народа»
-«Музейные уроки»
-«Этнография»
- «Народоведение»
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИИНТЕГРИРОВАННОГООБУЧЕНИЯВНАЧАЛЬНЫХКЛАССАХ
Дидактическиепринципы
Интегрированное/инклюзивноеобучениеосновываетсянадидактическихпринципахспециальногоиобщегообразования.
Интегрированное обучение должно носитьвоспитывающий и развивающийхарактер,чтовпервуюочередьсвязаносформированиемнравственныхпредставленийипонятий,воспитания адекватных способов поведения, включения всех учащихся вучебную деятельность, способствующую развитию их психических функций,самостоятельности.
В интегрированном обучении важнасистематичность и последовательностьрешениякоррекционно-образовательныхзадач,чтоважнодлядостиженияучебныхивоспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностейвзаимодействияшкольниковсразличнымиумственнымиспособностями.Систематичностьтребует,чтобыучительнетолькорешалзадачи,связанныесосвоениемпрограммного учебного материала, но и вовремя принимал меры по оптимизациивзаимоотношенийвдетскомколлективе,коррекцииотклоняющегосяповеденияучениковкласса,развитиюсильныхсторонличностикаждогоученика.
В классе интегрированного обучения необходима работа над созданиемблагоприятныхусловийдлянаиболееполнойреализациипотенциальныхпознавательныхвозможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая вовниманиеособенностиихразвития.Этообосновывает реализациюпринципаиндивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихсяс разнымиобразовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплиневажно давать образование всему классу, при этом принимать во внимание способностикаждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальнуюработунауроке.
Не менее важносвязывать обучение с реальными жизненнымиусловиями. Приобучениимоделируютсяивоспроизводятсяусловия,трудныедляученика,новозможныев обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивныхсдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условияхинтегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психическихфункций, но и взаимоотношений.Это возможно только в рамках деятельности учеников,осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любаякоррекцияосновываетсянатомилииномвидедеятельности.Внейможносмоделироватьтрудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивноеразрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, котораяотвечаеттребованиямсоциальногоокружения.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучениипредполагаетобеспечениеэмоциональнойсопричастностиучащихсякучебномупроцессу,вызываниеушкольников переживаний, сочувствий в связи с учебной деятельностью черезиспользование различных приемов в процессе обучения. Переживания стимулируютразвитие интеллекта, эмоциональные побуждения более действенны, чеминтеллектуальные, так как они сохранны у детей с любыми отклонениями в умственномразвитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагаетсяусвоить, научиться его переносить в свою самостоятельную практическую деятельность,что невозможно сделать без положительного эмоционального отношения ребенка кобучению.
Составлениеиотбор
учебныхпланов,образовательныхпрограмм
иучебно-методическихидидактическихкомплексов
Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условияхинтегрированногообученияпредполагаетпродуманнуюсистемнуюработу,включающуюформирование положительного отношения к учащимся с особенностямипсихофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Этизадачи могут быть реализованы в первую очередь через составление и грамотный отборучебныхпланов,образовательныхпрограммиучебно-методическихидидактическихкомплексовдляосуществленияучебныхикоррекционныхзанятий.
Вшкольном учебном планеопределен состав учебных предметов в рамкахобразовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, азначит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы какучреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическоеобеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей снормальнымразвитиемобъединяетпрограммные,учебно-методическиеидидактическиематериалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального(коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраиваетсяучебно-воспитательныйпроцесс.
Выборпрограмм–основаобучения.Дляобученияучащихсясособенностямив
развитиивначальнойшколезаосновуберутся:
- УМК «Школа России»
- УМК «Гармония»
Интегрированноекалендарно-тематическоепланирование
На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляетсяинтегрированноекалендарно-тематическоепланированиепоучебнымдисциплинам.Всоставлении календарно-тематического планирования принимают участие учителяначальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов поучебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следуетраспределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаютсяучителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования такимобразом в календарно-тематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разныхуровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками потеме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческиеработы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваютсясогласнотребованиямучебнойпрограммы.
Поурочноепланированиепедагогамишколысоставляетсяисходяизтребований
отобранныхобразовательныхпрограммдляобученияучащихсявинтегрированномобщеобразовательномклассе.
Поурочноепланированиебазируется на учебном плане образовательногоучреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантнаячасть учебного плана содержит в себе федеральный и национально-региональныйкомпоненты. Федеральный компонент обеспечивает удовлетворение образовательныхпотребностейврамкахгосударственногостандарта,гарантируетовладениевыпускникамизнаниями, умениями, навыками, обеспечивающими возможность продолженияобразования. Национально-региональный компонент обеспечивает включение всодержание образования вопросов, связанных со спецификой той или иной областистраны (географические, социальные, производственные, экономические, экологические,этнические, культурные и т.п.), которые органично входят в соответствующиеобразовательныеобластиврамкахчасовучебныхпредметов.
Спецификасоставленияшкольныхучебныхплановдлядетейсзадержкойпсихическогоразвития
Вариативнаячастьучебного планаобеспеченаучебно-методическимкомплексомвчасти дополнительных часов, предоставленных на предметы, которые усиливают,расширяют и углубляют знания учащихся. В качестве примера рассмотрим спецификусоставления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития,интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников, на начальнойступениобучения.
Учебныйпланначальногообщегообразованияобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)(Iотделение)
Предметныеобласти | Учебныепредметы | Количествочасовв годпо классам | Всего | ||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | |||||
+I дополнительный | -I дополнительный | +I дополнительный | -I дополнитель ный | ||||||
Обязательнаячасть | |||||||||
Филология | Русскийязык | - | - | - | 136 | 136 | 136 | 408 | 408 |
Обучениеграмоте | 165 | 132 | 165 | - | - | - | 297 | 165 | |
Литературноечтение | - | - | - | 136 | 136 | 102 | 374 | 374 | |
Математика и информатика | Математика | 132 | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 | 540 |
Обществознаниеи естествознание | Окружающиймир | 66 | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 | 270 |
Основырелигиозныхкультур и светскойэтики | Основырелигиозныхкультурисветскойэтики. | - | - | - | - | - | 34 | 34 | 34 |
Искусство | Изобразительная деятельность | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 |
Музыка | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | |
Технология | Труд | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 |
Физическая культура | Физическаякультура | 99 | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | 405 |
Итого | 561 | 528 | 561 | 680 | 680 | 680 | 3129 | 2601 | |
Частьучебногоплана,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений(при5- дневнойучебнойнеделе) | |||||||||
Роднойязык(русский) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 17 | 17 | 17 | 84 | 67,5 | |
Литературноечтениенародномязыке (русском) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 17 | 17 | 17 | 84 | 67,5 | |
Русскийязык | 99 | 132 | 99 | - | - | - | 231 | 99 | |
Иностранныйязык(английский) | - | - | - | 68 | 68 | 68 | 204 | 204 | |
Итого | 132 | 165 | 132 | 102 | 102 | 102 | 603 | 438 |
Предельно допустимая годоваянагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 693 | 693 | 693 | 782 | 782 | 782 | 3732 | 3039 | ||
Направления внеурочной деятельности (исключаякоррекционно-развивающуюобласть) | 99 | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | 405 | ||
Коррекционно -развивающаяобласть | Коррекционныекурсы | Количество часовв годпо классам | Всего | |||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | ||||||
+I дополнительный | -I дополнительный | |||||||||
+I дополните льный | -I дополнительный | |||||||||
Произношение | 66 | 66 | 66 | 68 | - | - | 200 | 134 | ||
Развитиеречи | 66 | 66 | 66 | 68 | 136 | 136 | 472 | 406 | ||
Логопедическаяритмика | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | ||
Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическаяработа | 66 | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 | 270 | ||
Итого (коррекционно-развивающая область) | 231 | 231 | 231 | 238 | 238 | 238 | 1176 | 945 | ||
Всего (направления внеурочной деятельности) | 330 | 330 | 330 | 340 | 340 | 340 | 1680 | 1350 | ||
Всегокфинансированию | 1023 | 1023 | 1023 | 1122 | 1122 | 1122 | 5412 | 4389 |
Недельный учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант 5.2)
(Iотделение)
Предметныеобласти | Учебныепредметы | Количествочасов внеделюпоклассам | Всего | ||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | +I дополнительный | -I дополнительный | |||
+I дополнительный | -I дополнительный | ||||||||
Обязательнаячасть | |||||||||
Филология | Русскийязык | - | - | - | 4 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Обучениеграмоте | 5 | 4 | 5 | - | - | - | 9 | 5 | |
Литературноечтение | - | - | - | 4 | 4 | 3 | 11 | 11 | |
Математика иинформатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | 16 |
Обществознание и естествознание | Окружающиймир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 8 |
Основырелигиозныхкультур исветскойэтики | Основы религиозныхкультури светскойэтики. | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | |
Искусство | Изобразительнаядеятельность | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 | |
Технология | Труд | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 |
Физическаякультура | Физическаякультура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | 12 |
Итого | 17 | 16 | 17 | 20 | 20 | 20 | 93 | 77 | |
Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений | |||||||||
Роднойязык(русский) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 05 | 2,5 | 2 | |
Литературноечтениенародномязыке (русском) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 05 | 2,5 | 2 | |
Русскийязык | 3 | 4 | 3 | - | - | - | 7 | 3 | |
Иностранныйязык(английский) | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 6 | 6 | |
Частьучебногоплана,формируемаяучастниками образовательныхотношений(при5-дневнойучебнойнеделе) | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 18 | 13 |
Предельнодопустимаянедельнаянагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе) | 21 | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | 90 | |||
Направления внеурочной деятельности (исключаякоррекционно-развивающуюобласть) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | 12 | |||
Коррекционно -развивающаяобласть | Коррекционныекурсы | Количество часов в неделю поклассам | Всего | ||||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | +I дополнительный | -I дополнительный | |||||
+I дополнительный | -I дополнительный | ||||||||||
Произношение | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 4 | |||||
Развитиеречи | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 14 | 12 | |||
Логопедическаяритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 | |||
Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическая работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 8 | |||
Итого (коррекционно-развивающаяобласть) | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 35 | 28 | |||
Всего (направления внеурочнойдеятельности) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | 40 | |||
Всегокфинансированию | 31 | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 | 130 |
Годовой учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант5.2)(IIотделение)
Предметныеобласти | Учебныепредметы | Количество часов вклассам | год по | Всего | |||||
I | II | III | IV | ||||||
Обязательнаячасть | |||||||||
Филология | Русскийязык | - | 136 | 136 | 136 | 408 | |||
Обучениеграмоте | 165 | - | - | 165 | |||||
Литературное чтение | - | 136 | 136 | 102 | 374 | ||||
Иностранныйязык | - | 68 | 68 | 68 | 204 | ||||
Математика и информатика | Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 | |||
Обществознание и естествознание | Окружающиймир | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 | |||
Основы религиозныхкультурисветскойэтики. | Основырелигиозныхкультурисветской этики. | - | - | - | 34 | 34 | |||
Искусство | Изобразительная деятельность | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |||
Музыка | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | ||||
Технология | Труд | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |||
Физическаякультура | Физическая культура | 99 | 102 | 102 | 68 | 374 | |||
Итого | 561 | 748 | 748 | 748 | 2805 | ||||
Частьучебногоплана,формируемогоучастниками образовательныхотношений(при5-дневнойучебной неделе) | 132 | 34 | 34 | 34 | 234 | ||||
Предельнодопустимаягодоваянагрузка (при5-дневнойучебнойнеделе) | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | ||||
Направления внеурочнойдеятельности(исключая коррекционно-развивающую область) | 99 | 102 | 102 | 102 | 405 | ||||
Коррекционно-развивающаяобласть | Коррекционныекурсы | Количество часов в год поклассам | Всего | ||||||
I | II | III | IV | ||||||
Произношение | 33 | 34 | - | - | 67 | ||||
Развитиеречи | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 | ||||
Логопедическая ритмика | 66 | 68 | 102 | 102 | 338 | ||||
Индивидуальнаялогопедическаяработа | и | подгрупповая | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 | ||
Итого (коррекционно-развивающаяобласть) | 231 | 238 | 238 | 238 | 945 | ||||
Всего (направления внеурочнойдеятельности) | 330 | 340 | 340 | 340 | 1350 | ||||
Всегокфинансированию | 1023 | 1122 | 1122 | 1122 | 4389 |
Недельный учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант5.2)(IIотделение)
Предметныеобласти | Учебныепредметы | Количествочасоввнеделюпоклассам | Всего | ||||||
I | II | III | IV | ||||||
Обязательнаячасть | |||||||||
Филология | Русскийязык | - | 4 | 4 | 4 | 12 | |||
Обучениеграмоте | 5 | - | - | - | 5 | ||||
Литературноечтение | - | 4 | 4 | 4 | 12 | ||||
Иностранныйязык | - | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |||
Обществознание и естествознание | Окружающиймир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||
Основырелигиозных культур и светскойэтики | Основы религиозных культур и светскойэтики | - | - | - | 1 | 1 | |||
Искусство | Изобразительнаядеятельность | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||
Технология | Труд | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||
Физическаякультура | Физическаякультура | 3 | 3 | 3 | 3 | 11 | |||
Итого | 18 | 22 | 22 | 22 | 84 | ||||
Часть учебного плана, формируемаяучастниками образовательных отношений (при5-дневнойнеделе) | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||
Предельнодопустимаянедельнаянагрузка (при5-дневнойучебнойнеделе) | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 | ||||
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающуюобласть) | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | ||||
Коррекционно-развивающаяобласть | Коррекционныекурсы | Количество часов в неделюпоклассам | Всего | ||||||
I | II | III | IV | ||||||
Произношение | 1 | 1 | - | - | 2 | ||||
Развитиеречи | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | ||||
Логопедическаяритмика | 2 | 2 | 4 | 4 | 12 | ||||
Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическаяработа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||||
Итого(коррекционно-развивающаяобласть) | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 | ||||
Всего (направления внеурочной деятельности) | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 | ||||
Всегокфинансированию | 31 | 33 | 33 | 33 | 130 |
ОсобыеобразовательныепотребностиобучающихсянаIIотделениивцеломявляютсясходнымисприведеннымивышедляобучающихся наIотделении.
Неспособностьобучающихсякполноценномуусвоениюотдельныхучебныхпредметовадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммынедолжнаслужитьпрепятствием дляпродолженияобучениявобразовательнойорганизации.
ИнаIинаIIотделенияхколичествочасов,отводимыхнаизучениеучебныхпредметов«Обучениеграмоте»,«Русскийязык»,«Литературноечтение»икоррекционныхкурсов«Развитиеречи»,«Произношение»,«Логопедическаяритмика»может варьироваться в рамках отведенных на них часов с учетом психофизических иречевыхособенностейобучающихсяс ТНР.
Входекоррекционнойработыучастиобучающихсянормализуетсяречеваядеятельность,ионимогутпродолжитьсвоеобучениевобщеобразовательнойорганизации. Перевод осуществляется в течение обучения или по окончанию начальногообразованиясучетомрекомендацийпсихолого-медико-педагогическихкомиссийисучетоммненияродителей(законныхпредставителей).
Примерныйгодовойучебныйпланначальногообщегообразования обучающихсясзадержкойпсихическогоразвития(вариант7.2) | |||||||
Предметныеобласти | Классы Учебныепредметы | Количествочасов вгод | Всего | ||||
1 | 1 доп. | 2 | 3 | 4 | |||
Обязательнаячасть | |||||||
Филология | Русскийязык | 165 | 165 | 170 | 136 | 136 | 772 |
Литературноечтение | 132 | 132 | 136 | 136 | 102 | 638 | |
Иностранныйязык | - | - | - | 34 | 34 | 68 | |
Математикаи информатика | Математика | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 |
Обществознаниеи естествознание | Окружающиймир | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 |
Основырелигиозныхкультури светскойэтики | Основы религиозныхкультур и светскойэтики | − | − | − | - | 34 | 34 |
Искусство | Музыка | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 |
Изобразительноеискусство | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | |
Технология | Технология | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 |
Физическаякультура | Физическаякультура | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 |
Итого | 693 | 693 | 714 | 714 | 714 | 3528 | |
Часть, формируемая участниками образовательногопроцесса | - | - | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Роднойязык(русский)илитературное чтениенародномязыке(русском) | - | - | 34 | 34 | 34 | 102 | |
Иностранныйязык(английский) | 34 | 34 | 34 | 102 | |||
Максимально допустимая годовая нагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе) | 693 | 693 | 782 | 782 | 782 | 3732 | |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающуюобласть): | 330 | 330 | 340 | 340 | 340 | 1680 | |
коррекционно-развивающаяобласть | 231 | 231 | 238 | 238 | 238 | 1176 | |
коррекционно-развивающиезанятия | 198 | 198 | 204 | 204 | 204 | 1008 | |
ритмика | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | |
направлениявнеурочнойдеятельности | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | |
Всегокфинансированию | 1023 | 1023 | 1122 | 1122 | 1122 | 5412 |
Примерныйнедельныйучебныйпланначальногообщего образования обучающихсясзадержкойпсихическогоразвития(вариант7.2) | |||||||
Предметныеобласти | Классы Учебныепредметы | Количествочасов внеделю | Всего | ||||
1 | 11 | 2 | 3 | 4 | |||
Обязательнаячасть | |||||||
Филология | Русскийязык | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 23 |
Литературноечтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 | |
Иностранныйязык | - | - | - | 1 | 1 | 2 | |
Математика иинформатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Обществознание иестествознание | Окружающиймир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Основырелигиозных культур исветскойэтики | Основы религиозныхкультур и светскойэтики | − | − | − | − | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительноеискусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Физическаякультура | Физическаякультура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 105 | |
Часть, формируемая участниками образовательногопроцесса | - | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Роднойязыкилитературноечтениена родномязыке(русском) | - | - | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Иностранныйязык(английский) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||
Максимально допустимая недельнаянагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе) | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающуюобласть): | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
коррекционно-развивающаяобласть | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 35 | |
коррекционно-развивающиезанятия | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 | |
ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
направлениявнеурочнойдеятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Итого | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 |
Критерииэффективностиинтегрированногообучения
Взавершенииостановимсянакритерияхэффективностиинтегрированногообучения,которыенеобходимочеткоотслеживатьиучитывать.Срединихотметим:
- успешностьовладенияобразовательнойпрограммойдетьмисОВЗ;
- отсутствиепропусковзанятийбезуважительнойпричины;
- положительнаядинамикапсихосоматическогоздоровьяиснижениезаболеваемостидетейсОВЗ;
- наличиедрузейудетейсОВЗсредидетейгруппыиодноклассников;
- активностьучастиядетейвсистемедополнительногообразования;
- участиеродителейвсопровождениидетейсОВЗ;
- участиедетейиподростковвколлективныхвидахдеятельностиидр.
Вцеломразрабатываемаянамиконцепцияифункционирующаянаееосновемодель позволяет совершенствовать социальную политику, в том числе и нарайонном/городском уровне, формировать единое образовательно-воспитательноепространствоиреализовывать законные права детей с различным уровнемпсихофизическогоразвития,акцентируявниманиенаперспективахихдальнейшегоразвития,автономизацииисоциализации.