Критерий2. выявление развития у обучающихся способностей


Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. 2-ая Восточная, 29

тел/факс (42431) 41981,  E-mail: ps-school_8@mail.ru, сайт: http:// school8-poronaysk.ru/

  «19»февраля 2025 г.   

             Справка о психологическом сопровождении обучающихся,

            имеющих способности к определенным видам деятельности.

Система психологического сопровождения одаренных детей в нашей школе выстраивалась педагогом-психологом еще с 2014 года. Были разработаны следующие локальные документы, регламентирующие последовательное выявление, поддержку и развитие одаренности наших учащихся:

  1. Положение о работе с одаренными детьми;
  2.  Алгоритм выявления одаренных детей
  3. Банк данных «Одаренные дети»
  4. Программа работы с одаренными детьми
  5. Программа психологического сопровождения одаренных детей.

Принципы выявления талантливых детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

Работу, направленную на выявление детей с признаками одаренности координирует зам.директора по ВР. В начале каждого учебного года в рамках программы составляется план совместной работы с одаренными детьми, куда входит комплексная работа классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по выявлению талантливых детей.

На этом этапе используются:

- результаты психологической диагностики детей, проводимой педагогом-психологом в адаптационный период первоклассников;

- наблюдения за детьми в различных видах деятельности;

- опросы родителей, классных руководителей, сведения о посещении учащимися кружков, секций, музыкальной, художественной  школ;

- анкетирование, проводимое социальным педагогом среди детей начальных классов.

При этом мы исходим из того, что сфера одаренности подразумевает несколько видов таланта. Ведь, согласитесь, об одаренности ребенка зачастую мы в первую очередь судим  по успеваемости школьника, порой забывая, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  При составлении нашей Программы «Одаренные дети» мы учитывали все виды признаков одаренности наших учащихся.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, могут быть наиболее развиты отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности. Как правило, эти учащиеся обладают высоким уровнем общего интеллектуального развития и почти все они - отличники. У нас таких детей на сегодняшний день  18% от общего количества учащихся начальной школы. Надо отметить, что в эту категорию вошли ребята и со склонностью к обучению иностранному языку.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Таких детей в начальной школе выявлено 14%.

Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей. Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Методом анкетирования обучающихся и проведенной в каждом классе социометрии, мы можем сказать, что так называемым социальным (или межличностным) талантом обладают 21% учеников младших классов.

Одаренность в двигательной сфере проявляется в умении владеть своим телом,  ритмикой, высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Эти признаки могут стать при успешном их развитии стартом для достижения успехов в спорте, хореографии, и у нас таких обучающихся 16%.

По результатам работы, направленной на выявление признаков одаренности у наших учащихся, педагог-психолог формирует школьный банк данных, который ежегодно корректируется, пополняясь вновь выявленными детьми.

На каждого учащегося из Банка данных разрабатывается так называемая «Карта одаренного ребенка». В Карту входит углубленная диагностика потенциальных возможностей ребенка, индивидуальная оценка возможностей развития выявленного вида одаренности и план по реализации этих возможностей, мониторинг особых успехов и достижений ученика. (классный рук)

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности заключается в следующем:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов,    организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, вовлечение учащихся в систему внеурочной деятельности, дополнительного образования.    

Педагог-психолог составляет план по психолого – педагогическому сопровождению  детей  с признаками одаренности. В ходе работы по сопровождению даются рекомендации классным руководителям, родителям.

Контроль над развитием деятельности одарённых и талантливых школьников  в сфере академических достижений ведется через тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Классные руководители и педагоги-предметники контролируют  обязательное участие детей данной категории в конкурсах разного уровня.

Учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора по учебной и воспитательной работе проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью, дополнительным образованием школьников, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

В школе стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребёнку проявить свои способности (предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, фестивали  «Юные интеллектуалы»).   Проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения.

За свои заслуги и победы учащиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.  Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.  

Работа с родителями одарённых детей:     Обязательным в каждом классе является выявление  мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребёнка. Выявление одаренных детей  с помощью анкетирования запланировано в каждом классе в каждом  учебном году и  отражено в планах воспитательной работы, причём, в начале и в конце учебного года.

Ежегодно планируется работа с педагогическим коллективом. Это обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми, обсуждение темы на педсоветах, повышение профессионального мастерства через проектную деятельность, КПК, участие в конкурсах различного уровня и аттестацию.    

Организация и проведение работы, направленной на развитие выявленных признаков различных видов одаренности у наших школьников  позволяет нам раскрыть у учащихся их потенциал.

Педагог-психолог                                                              Цой С.В.



Предварительный просмотр:

Программа психологического сопровождения одаренных детей

Паспорт программы:

Наименование программы:       «Детская одаренность»

Разработчик программы:           Педагог - психолог МБОО СОШ № 8 г. Поронайска

Учреждение:                             Муниципальная бюджетная общеобразовательная  организация

                                                    средняя общеобразовательная школа №8

Юридический адрес:               г. Поронайск Сахалинской обл., ул.2 -я Восточная, 29

Сроки  реализации программы:      2020 -2025

                                   Пояснительная записка

Учитывая тот факт, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует лишь небольшая часть детей, возникает необходимость выстраивания системы развития одаренных детей.

Рабочая типология детской одаренности, принятая за основу при разработке программы и краткое описание признаков детей, относящихся к той или иной группе:

1.Дети, одаренные в познавательной деятельности:  эта группа детей условно разделена на две подгруппы -  академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети.

1.1. Академически одаренные дети - дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  1. Чтение:

- ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры;

- подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно    хорошо запоминает то, что ему читают;

- способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

- проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; - демонстрирует умение читать.

  1. Математика:

- ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;

- проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; - демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;

- разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег;

- часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

  1. Естествознание:

- ребенок внимателен к предметам и явлениям;

- проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; - - может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой;

- часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;

- проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; - демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;

- хорошо схватывает абстрактные понятия.

1.2. Интеллектуально одаренные дети - дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  1. ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
  2. проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие;
  3. охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;
  4. знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  5. проявляет исключительные способности к решению задач.

2.  Социально одаренные дети - лидеры, дети, способные в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира.

Отличительные черты детей этой группы:

  1. ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;
  2. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  3. в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  4. имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  5. с легкостью общается с другими детьми и со  взрослыми;
  6. генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу;
  7. принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
  8. другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

3.  Художественно-эстетически одаренные дети - дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  1. ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  2. демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  3. часто делает все по-своему (независим, неконформен);
  4. изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  5. способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
  6. способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат;
  7. он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

3.1.Изобразительное искусство:

  1. ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  2. в мельчайших деталях запоминает увиденное;
  3. проводит много времени за рисованием или лепкой;
  4. весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;
  5. демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  6. оригинально использует средства художественной выразительности;
  7. экспериментирует с использованием традиционных материалов;
  8. осознанно строит композицию картин или рисунков;
  9. его произведения включают множество деталей;
  10. его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

3.2.Музыка:

  1. ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  2. чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  3. с удовольствием подпевает;
  4. определяет, какая из двух нот ниже или выше.

4.   Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  1. ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  2. обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  3. любит движение (бег, прыжки, лазание);
  4. обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  5. прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
  6. прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
  7. для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Цель программы:                            

Помощь в организации  условий для выявления,  обучения, развития и поддержки детей школы, имеющих склонность к высокой результативности в различных областях деятельности.

Предполагаемые результаты:      

  1. Внедрение программы развития одаренных детей:

-  поможет созданию условий  для интенсивного развития и самореализации личности школьников,

              -  будет способствовать  саморазвитию, творчеству  и  наиболее полной реализации

 способностей каждого;

-  даст основание реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.

  1. Информационно-методическое обеспечение процесса выявления и развития одаренных детей:

- подбор диагностических методик;

- помощь в создании портфолио;

- помощь в составлении индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития;

- разработка практических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

  1. Повышение психологических научно-теоретических знаний педагогов, способствующих психологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей;
  2. Организация психологической помощи одаренным детям

-индивидуальное консультирование

-собеседование

-диагностика развития одаренных детей

- индивидуально-групповые занятия;

  1. Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников, могущей привести  к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем;
  2. Исключение в работе педагогов ориентации на "среднего" ученика и  формальных требований к выполнению репродуктивных заданий.

Критерии результативности психологического сопровождения одаренных детей:

  1. Комфорт и эмоциональная удовлетворенность одаренного ребенка в образовательном учреждении.
  2. Личностное отношение одаренного ребенка к своему здоровью.
  3. Отношение к образовательному процессу.
  4. Формирование самооценки.
  5. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.
  6. Нравственная направленность выбираемой деятельности.
  7. Стрессоустойчивость.

Содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми


В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.

Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психиологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность).

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.


Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.

При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:

  1. своевременное применение различных видов тестирования;
  2. оценки способностей по успеваемости;
  3. участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  4. заключение психолога;
  5. участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  6. самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  7. наблюдение родителей и учителей - предметников.

Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, игр типа "Что, где, когда?", привлечение во внешкольную работу дает

возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.

При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно проведение игр, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.


К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

  

Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей


Работа с педагогами

 

Мероприятия

Сроки

1

Организация проблемного семинара "Одаренные дети: выявление, обучение, развитие"

Сентябрь
 

2

Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение "банка данных" одаренных детей

Октябрь

3

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей

Октябрь

4

Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию техник и технологий в педагогической деятельности

Январь

5

Организация, подготовка и проведение конкурса "Ученик года"

В течение года

 
Работа с родителями

 

Мероприятия

Сроки

1

Консультации для родителей "Если ваш ребенок одарен"

Сентябрь
 

2

Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся

Октябрь

3

Информационно-психологический вестник "Развитие творческой одаренности"

Ноябрь

4

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся

Январь

5

Методический вестник "Одаренный ребенок в школе"

Март

 
Работа с учащимися

 

Мероприятия

Сроки

1

Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей

Сентябрь
Октябрь

2

Согласование образовательного маршрута с учащимся

Октябрь

3

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

В течение года

4

Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей

Январь

5

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений

Февраль

6

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами и типами одаренности

В течение года

7

Привлечение к участию в конкурсах "Кенгуру", "Медвежонок", предметных олимпиадах, НОУ и научных конференциях

В течение года

8

Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени

В течение года

9

Привлечение к участию в конкурсе "Ученик года"

В течение года

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: