ФЭМП

Елена Евгеньевна Николенко

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл задачи в стихах.14.51 КБ
Файл Страна математика.172.26 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи в стихах

Шесть веселых медвежат 
За малиной в лес спешат. 
Но один малыш устал — 
От товарищей отстал. 
А теперь ответ найди, 
Сколько мишек впереди? 
_________________________ 
На крыльце сидит щенок, 
Греет свой пушистый бок. 
Прибежал еще один 
И уселся рядом с ним. 
(Сколько стало щенят?) 
________________________
На плетень взлетел петух, 
Повстречал еще там двух. 
Сколько стало петухов? 
У кого ответ готов? 
__________________________ 
Пять щенят в футбол играли, 
Одного домой позвали. 
Он в окно глядит, считает, 
Сколько их теперь играет? 
______________________ 
Четыре спелых груши 
На веточке качалось. 
Две груши снял Павлуша, 
А сколько груш осталось? 
_________________________ 

Привела гусыня-мать 
Шесть детей на луг гулять. 
Все гусята, как клубочки. 
Три сынка, а сколько дочек? 
_________________________ 
Внуку Шуре добрый дед 
Дал вчера семь штук конфет. 
Съел одну конфету внук. 
Сколько же осталось штук? 
__________________________
Раз к зайчонку на обед 
Прискакал дружок-сосед. 
На пенек зайчата сели 
И по пять морковок съели. 
Кто считать, ребята, ловок 
Сколько съедено морковок? 
__________________________
Подарил ежатам ежик 
Восемь кожаных сапожек. 
Кто ответит из ребят, 
Сколько у ежа ежат? 
_________________________
Подогрела чайка чайник, 
Пригласила девять чаек. 
Прилетели все на чай. 
Сколько чаек, отвечай! 
__________________________
У меня есть три подружки, 

У каждой по кружке. 
Сколько кружек 
У моих подружек? 

Шьет себе котенок тапки, 
Чтоб зимой не мёрзли лапки, 
Но не может сосчитать: 
Раз, два, три, четыре, пять... 
____________________________
Стала курица считать 
Маленьких цыпляток: 
Желтых пять и черных пять, 
А всего... (десяток). 
___________________________
Три пушистых кошечки 
Уселись на окошечке. 
Тут одна к ним прибежала. 
Сколько вместе кошек стало? 
____________________________
Ну-ка, сколько всех ребят 
На горе катаются? 
Трое в саночках сидят, 
Один дожидается. 
_____________________
К серой цапле на урок 
Прилетело семь сорок. 
И из них лишь три сороки 
Приготовили уроки. 
Сколько лодырей-сорок 
Прилетело на урок? 

_________________
Карандаш один у Гриши. 
Сколько же каpaндашей 
У обоих малышей? Карандаш один у Миши, 

Под кустами у реки 
Жили майские жуки: 
Дочка, сын, отец и мать. 
Кто успел их сосчитать? 

__________________________
На поляне у дубка 
Еж увидел два грибка. 
А подальше, у осин 
Он нашел еще один. 
Кто ответить нам готов, 
Сколько еж нашел грибов? 
_____________________________
Шесть ворон на крышу село, 
И одна к ним прилетела. 
Отвечайте быстро, смело, 
Сколько всех их прилетело? 
_____________________________
Яблоки в саду поспели. 
Мы отведать их успели: 
Пять румяных, наливных, 
Три с кислинкой. 
Сколько их? 
_________________________ 
У этого цветка 
Четыре лепестка. 
А сколько лепестков 
У двух таких цветков? 


Барсучиха-бабушка 
Испекла оладушки, 
Пригласила трех внучат, Трех драчливых барсучат. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Зимстанский детский сад»

Конспект НОД  по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

для детей старшего дошкольного возраста

«Планета «Математика».

Составила:

воспитатель

 Николенко Елена Евгеньевна

п.Логинъяг

2016 г.

Программное содержание:

Цель: учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи:

  • Обучающие:

- закрепить состав числа 7;

- учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

- закреплять знания детей о геометрических фигурах.

  • Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

  • Воспитательные:

-воспитывать интерес к математике  и самостоятельность.

Тип занятия: занятие-путешествие

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут

Оборудование и материалы:

- раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, простой карандаш,  линейка, набор геометрических фигур,  иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, схема дома из геометрических фигур высотой равная 7 см;

- демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

- аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

Предварительная подготовка:

- отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы с детьми:

- игровой (использование сюрпризных моментов);

- наглядный (использование иллюстрированных заданий, схемы);

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- поощрение, анализ занятия.

Ход занятия:

1.Организационная разминка.

Воспитатель:

(Дети на полу видят круг)

-Ребята, посмотрите, к нам прилетела летающая тарелка, жители из далекой страны «Математики» в ней просят о помощи. Оказывается их запер злой волшебник в высокой каменной башне. Помочь жителям и освободить их можно, если кто-нибудь выполнит некоторые математические задания.

Ну, что, ребята, поможем жителям планеты «Математика»?

-Да.

-Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием.

 hello_html_4b08dfbd.jpg 

Если вы правильно выполните задание, мы узнаем, на чем мы отправимся путешествовать.

2.Основная часть.

Воспитатель:

-Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.

Что у вас получилось?

(ответы детей)

-У всех получилась ракета.

На ней мы и полетим на планету «Математика».

Усаживаемся поудобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

( звучит аудиозапись mp3- NiKiNiT «Полет на луну».)

-Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и письмо, а здесь задания, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.

  • Задание : «Арифметические знаки»

+ ; - ; = ; > ; < .

Выполнение задания.

Задание : «Собери цветок»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/218/2723/1/img3.jpg

Нужно собрать цветок, найти те лепестки, где ответ получается 7.Для начала нужно решить примеры ( с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 7,соединим линию при помощи карандаша.

 (индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

  • Задание : «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

  • Повезло опять Егорке, 
    У реки сидит не зря. 
    Два карасика в ведерке 
    И четыре пескаря. 
    Но смотрите - у ведерка, 
    Появился хитрый кот... 
    Сколько рыб домой Егорка 
    На уху нам принесет?

-Какое условие в этой задаче ( о чем говорят цифры)?

-Какой задан вопрос?

-Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

( Надо составить пример:2+4)

и какой ответ?(6)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

  • У Коли и Марины. 
    Четыре мандарина. 
    Из них у брата - три. 
    А сколько у сестры?

-Какое условие в этой задаче ( о чем говорят цифры)?

-Какой задан вопрос?

-Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

( Надо составить пример:4-3)

и сколько получится в ответе.(1)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

  • У домика утром
    Два зайца сидели
    И дружно веселую песенку
    Пели.
    Один убежал,
    А второй вслед глядит.
    Сколько у домика
    Зайцев сидит?

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ) .

  • Задание : «Назови соседей цифры».

(устно)

-Назовите число за которым следует число 8?( 7)

- Назовите число, следующее за числом 7? (8)

- Назовите «соседей» числа 8? (7,9)

  • Задание : «Составь пример»

-У вас лежат на столе разноцветные счетные палочки. Помогите составить примеры на сложение с числом 7.

(самостоятельная деятельность:3+4 ;1+6;2+5;7+0 и т.д.)

  • Физкультминутка: 2 раза

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь мы дружно встали

Свои косточки размяли.

На счет «раз» кулак сожмем.

На счет «два» в локтях сожмем.

На счет «три» – прижмем к плечам.

На четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись

И друг другу улыбнулись.


  • ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»
    Шапочки с цифрами от 1 до 7. Играющие, выбирают любую шапочку, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Первый – понедельник». Второй ребенок: «Второй – вторник» и так далее.
    Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:
    • назови дни недели, в которые взрослые трудятся;
    • назови все выходные дни;
    • какой день недели стоит между средой и пятницей? 

-Какой первый день недели?

- Какой четвертый день недели? и т.д.

-Пятница. Следующий какой день наступает? и т.д.

-Какой день считается выходным?

  • Задание : «Загадки»

(  геометрические фигуры, дети показывают отгадку)

1. Нет углов у меня 
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
Круг

2. Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Овал

3. Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Квадрат

4. Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
Треугольник

5. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник

  • Задание : «Строим дом»

 ( по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)

  • Задание : «Графический диктант»

- У нас осталось еще одно  задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Приготовьте карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставим на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

  • От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек
  • Вверх 2 клеточки
  • Вправо 4 клеточки
  • Вниз 5 клеточек
  • Влево 4 клеточки
  • Вверх 2 клеточки
  • Влево 4 клеточки
  • Вниз 3 клеточки
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 1 клеточка
  • Влево 1 клеточка
  • Вниз 1 клеточка
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 3 клеточки
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 1 клеточка

-И у вас получился...(ключ)

-Молодцы! Этим ключом мы откроем башню и освободим жителей страны.

Королева «Математики»  награждает вас за ваши старания и помощь медальками.(награждение).

Пришло время лететь обратно . Усаживаемся поудобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

( звучит аудиозпись mp3- NiKiNiT «Полет на луну».)

3.Подведение итога.

-Ну, вот мы и дома. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним:

- Где мы сегодня побывали? ( в стране «Математика» )

- Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

- Какое число нам встречалось чаще всего? (7)

- Что мы делали впервые? ( составляли и решали задачки)

- Наш полет  не прошел даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

 

Используемая литература:

  • В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Воспитание и обучение в старшей группе детского сада»
  • В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду»
  • В. П. Новикова «Математика в детском саду».
  •  И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений»

Интернет-ресурсы: