Воспитательная работа
Сценарии классных часов, тематических вечеров, родительских собраний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Слово - дело великое" | 80.5 КБ |
Социальный паспорт класса | 15.17 КБ |
Воспитательная программа_10-11 классы | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово-дело великое»
Цель: способствовать осознанию значимости родного языка в сохранении культурных традиций и самобытности народа.
Целевая аудитория: подростки 14-16 лет.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Материально-техническое обеспечение: просторное помещение, стулья.
Количество участников: 20-25 человек.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! 21 февраля, провозглашением ЮНЕСКО в 1999 г., во всех странах празднуется международный день родного языка. В этот день, все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать. Так как мы живем в России, то родным языком для нас считается – русский. О нем и пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Уму и сердцу язык проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой, как родная мать,
Которую ни унижать нельзя, ни оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье.
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай.
Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах.
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежде - провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
Как мы судим о вежливости человека? Прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой. Если говорит вежливо, ласково - хочется думать, что добрый. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны в общении.
Слово – важнейшие средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Все мы знаем, что в поговорках и пословицах заложен ценный опыт человеческой жизни.
Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет". С нашей пословицей "Яблоко от яблони недалеко падает" схожа немецкая "Какое дерево, такая и груша". И сейчас я предлагаю выполнить задание.
Задание 1. Для выполнения этого задания я предлагаю вам разделиться на группы (возможно: три ряда, три группы). До окончания нашего занятия прошу группам не распадаться, для выполнения следующих заданий. В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу. Затем по очереди, каждая группа будет представлять свои результаты.
Ведущий вместе с учащимися обсуждает результаты выполнения задания.
Немецкие | Русские | |
1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут. | 1. Язык до Киева доведет. | |
2. С красноречивым языком не пропадешь | 2. Один в поле не воин. | |
3. Лицо выдает негодяя. | 3. Овес к лошади не ходит. | |
4. Один все равно, что никто. | 4. Кончил дело гуляй смело. | |
5. Тухлое яйцо портит всю кашу. | 5. С миру по нитке - голому рубаха. | |
6. Сначала ноша, потом отдых. | 6. Дуракам закон не писан. | |
7. В беде сотня друзей весит очень мало. | 7. Молчание - знак согласия. | |
8. Дожди образуют реки. | 8. На голове густо, да в голове пусто. | |
9. Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы. | 9. Истинные друзья познаются в беде. | |
10. Отсутствие ответа тоже ответ. | 10. Насильно мил не будешь. | |
11. Любить и петь заставить нельзя. | 11. На воре и шапка горит.. | |
12. Глупые руки марают стол и стены. | 12. Ложка дегтя в бочке меда. |
Ответы: 1- 3, 2 - 1, 3 -11, 4 – 2, 5 – 12, 6 – 4, 7- 9, 8- 5, 9- 8, 10- 7, 11- 10, 12- 6.
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. Но когда человек пренебрегает культурными ценностями, наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово.
Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? (Ответы детей) Жаргон - это специфический искусственно созданный «язык», не связанный с определенной территорией, находящийся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков, молодежи, а также представителей преступного мира.
Каждый жаргон представляет собой небольшой набор слов и оборотов речи. Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, бабки, оторваться, фигеть, стремно, тачка и т.д.
Задание 2. Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Прошу выйти ко мне три добровольца: (девушка и 2 молодых человека). Я вам раздаю по стихотворению, только написаны они в разном стиле, одно на чистом, литературном языке, а другое на языке жаргона. Задача молодых людей прочесть его по очереди прекрасной даме. А затем мы обсудим ваши впечатления.
Вариант 1. Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Вариант 2. Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Обратите внимание, как уродливо на языке жаргона прозвучало прекрасное стихотворение А.С.Пушкина.
Вопросы для обсуждения:
Участнице:
- Какое первое впечатление сложилось у тебя после прочтенного стихотворения на языке жаргона?
- Если бы тебе подобное прочел в знак любви близкий человек, что бы ты испытывала тогда?
Аудитории:
- Какое впечатление производит на вас человек, изъясняющийся на языке жаргона?
Какой мы можем сделать вывод? Самые светлые и искренние чувства можно передать только богатством и разнообразием нашего родного языка. Ничто так не греет душу и сердце, как с теплом и нежностью сказанные слова близкого человека. Не жалейте прекрасных слов.
Проблема чистоты языка - это не только ругательство матом, употребление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые вовсе непонятны большинству людей: и пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.
Задание 3. Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Я буду называть слова иностранного происхождения, а вы - отечественные слова- синонимы. Ведущий по очереди задает слова командам и в течение 1 минуты ожидает точный ответ.
- Валюта - деньги
- Шоу- зрелище, представление
- Коммерция- торговля
- Триумф- успех, победа
- Рэкет- шантаж
- Ностальгия- тоска
- Карцер- тюрьма
- Менеджмент- управление
- Наркоз- обезболивание
- Презентация- представление.
Употребление людьми иностранных слов часто используется как дань моде или чтобы затемнить смысл сказанного. Прежде чем употребить новомодное слово - убедитесь, что вы точно знаете его значение. А главное - подумайте: нужно ли оно в данном случае? Недаром ведь А.С.Пушкин сказал:
А вижу я, винюсь пред вами
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо меньше б мог
Иноплеменными словами…
Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать на свое место».
Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел-встал,
Сел-встал
И сел снова.
Устал,
И упал,
Так и не взяв слова.
И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из сочинений школьников.
- Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
- Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
- Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.
- У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.
- Напившись у источника, Грушницкий заметил княжну Мэри и дружески ей икнул.
Как вы думаете, что помогает нам обогащать свой словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии.
Задание 4.
Я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям. Ведущий раздает карточки с заданиями каждой команде. На выполнение задания отводится 5 минут.
- Дальний родственник- седьмая вода на киселе.
- Очень умный - семь пядей во лбу.
- Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.
- Ничем не проймешь – как с гуся вода.
- Все нипочем, ничто не страшно – море по колено.
- Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду канул.
- Очень мало – кот наплакал.
- Всем очевидно, сразу видно – на лбу написано.
- Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды.
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Несколько советов:
- Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
- Привыкайте пользоваться словарями (толковым, орфографическим, словарь синонимов, этимологический).
- Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. Давайте уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б. Окуджава
Приложение
Раздаточный материал для задания 1
1 группа | ||
Немецкие | Русские | |
1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут. 2. С красноречивым языком не пропадешь 3. Лицо выдает негодяя. 4. Один все равно, что никто. | 1. Язык до Киева доведет. 2. Один в поле не воин. 3. Овес к лошади не ходит. 4. Кончил дело гуляй смело. | |
2 группа | ||
Немецкие | Русские | |
1. Тухлое яйцо портит всю кашу. 2. Сначала ноша, потом отдых. 3. В беде сотня друзей весит очень мало. 4. Дожди образуют реки. | 1. С миру по нитке – голому рубаха. 2. Дуракам закон не писан. 3. Молчание - знак согласия. 4. На голове густо, да в голове пусто. | |
3 группа | ||
Немецкие | Русские | |
1. Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы. 2. Отсутствие ответа тоже ответ. 3. Любить и петь заставить нельзя. 4. Глупые руки марают стол и стены. | 1. Истинные друзья познаются в беде. 2. Насильно мил не будешь. 3. На воре и шапка горит. 4. Ложка дегтя в бочке меда. |
Раздаточный материал для задания 2
1-й участник:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
2-й участник:
Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Раздаточный материал для задания 3
1 группа
- Дальний родственник- седьмая вода на киселе.
- Очень умный - семь пядей во лбу.
- Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.
2 группа
- Ничем не проймешь – как с гуся вода.
- Все нипочем, ничто не страшно – море по колено.
- Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду канул.
3 группа
- Очень мало – кот наплакал.
- Всем очевидно, сразу видно – на лбу написано.
- Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды.
Предварительный просмотр:
Социальный паспорт класса
Класс:_______
Классный руководитель:__________________________
Соц. Педагог:________________________________
- Количество учащихся_____________человек.
Количество девочек_______чел, мальчиков___________чел.
Год рождения детей___________________________________________
____________________________________________________________
- Состав семей
Характеристика семьи | ФИО детей | Дата рождения | ФИО родителей | Домашний адрес, телефон |
Многодетные семьи (указать всех детей в семье, дату рождения, место учёбы) | ||||
Неполные семьи (потеря одного из родителей) | ||||
Неполные семьи (матери-одиночки) | ||||
Неполные семьи (родители в разводе) | ||||
Неблагополучные семьи | ||||
Малообеспеченные семьи | ||||
Дети, входящие в группу риска, склонные к правонарушениям |
Единственные дети в семье (количество):_____________
Имеют братьев и сестер:_________________
- Жилищные условия семей:
- проживают в отдельных квартирах___________семей;
- арендуют жильё_______________________семей;
- в частных домах_____________________семей.
- Образовательный уровень родителей.
Образовательный уровень родителей | Мать | Отец |
Высшее образование | ||
Среднее специальное | ||
Среднее | ||
Неполное среднее |
- Внешкольная деятельность учащихся.
- занимаются в спортивных секциях:_____________
- занимаются в кружках:_______________
Дата заполнения:___________
Подпись:____________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»
Муромцевского муниципального района Омской области
Рассмотрена на заседании МО классных руководителей протокол № 1 от 28. 08. 2016г. руководитель МО ________Гайчук О.Н. | Согласована зам. директора по ВР _________ Гайчук О.Н. от 29.08.2016г. | Утверждена на заседании педагогического совета протокол №___ от 30. 08. 2016г. Введена в действие приказом № ______ от ___. ____. 2016 г. Директор МБОУ «Бергамакская СОШ» __________ Спиридонова В.Н. |
Воспитательная программа
«Юность»
в 10-11 классе
на 2016 – 2017 учебные года
Срок реализации 2 года
Классный руководитель:
Вязанкина Анна Александровна,
Н Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Не делай другим того, чего не желаешь себе;
Родина – мать, умей за неё постоять;
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
А Активность жизненной позиции.
Делай не делай, а от дела не бегай;
Нерадивый да ленивый позади всегда.
Д Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным. Красота спасет мир;
Не разрешай душе лениться.
Е Единство: воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
Один в поле не воин;
Доброе братство – лучшее богатство.
Ж Желание творить – всегда залог успеха.
Дело без души – мертвое дело;
Дело мастера боится.
Д Доброта: доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Творите для других добро, если у вас для этого есть возможность;
Жизнь дана на добрые дела.
А Адаптация: способность успешно адаптироваться в окружающем мире.
Чувствуй себя в жизни, как рыба в воде.
Наименование программы | Программа воспитательной работы с коллективом учащихся 10 – 11 классов «Юность» |
Основание для разработки программы | Закон РФ «Об образовании», концепция модернизации российского образования, конвенция о правах ребенка, Устав и программа воспитания МБОУ «Бергамакская СОШ» |
Заказчик программы | Администрация МБОУ «Бергамакская СОШ», родители |
Основные участники | Учащиеся 10 – 11 классов МБОУ «Бергамакская СОШ», родители, классный руководитель, социальный педагог. |
Цель | Создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность, оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении |
Задачи | -создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка; -развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации, самопознанию -оказывать помощь в профессиональном самоопределении; -формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи; -воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей. |
Условия эффективной реализации программы: | -программа предполагает ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, на подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности; -она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении; -системность, целенаправленность и регулярность в работе, что повышает уровень нравственного развития личности; -обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности; -помогает педагогам искать пути развития личности школьников |
Ожидаемые результаты реализации программы | Результатом реализации программы видится всесторонне развитая свободная, творческая личность, адаптированная к самостоятельной жизни в обществе, обладающая внутренним механизмом нравственной самореализации, ориентированная на саморазвитие и созидательную деятельность |
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи воспитательной программы.
3. Ценностные ориентиры. Основные направления воспитательной программы.
4. Педагогические принципы.
5. Содержание и механизмы реализации программы.
6.Этапы организации работы по программе.
7. Работа с «трудными» подростками.
8.Мониторинговые, диагностические тесты.
9. Планируемые результаты.
10.Литература.
- Пояснительная записка.
В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.
Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его,
ни смотреть на него, как на нечто опасное для общества,
ни стеснять его свободного горения,
и только заботиться о том, чтобы материал,
который в это время вливают в душу юноши,
был хорошего качества.
К. Д. Ушинский
Эти слова стали моим девизом в работе с классом.
Что же такое воспитание? Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности» (Х.И. Лийметсом).
Учитель выполняет ряд функций, направленных в большей степени на умственное развитие учащихся, а классный руководитель ещё и духовный наставник своего класса – эта работа гораздо сложнее и многограннее, мы можем не только увидеть и развить способности детей, но также и ничего не заметив, «искалечить» душу ребёнка.
Классный руководитель – это человек, который не только заполняет журнал и планирует воспитательную работу класса. Это ещё и тот, кто в стенах школы становится для ребят второй мамой, а иногда и «первой».
Юность. Пора влюбленности и разочарований, первых взлетов и падений, пора ошибок и приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, мире полного неожиданностей и приятных сюрпризов и все – таки интересном, красивом, прекрасном мире под названием «ЖИЗНЬ». А насколько счастливой будет эта жизнь, в первую очередь зависит от самого человека. Насколько подготовленный молодой человек шагнет во «взрослую жизнь», собрать необходимый «багаж» должны помочь родители, школа, педагог. Как заметил А.С. Макаренко: «воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте- родители и педагоги».
Д.Б. Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. А выбор этой деятельности ему сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного руководителя, совместно со всеми субъектами воспитательного процесса – помочь сориентироваться старшеклассникам в этом водовороте, сделать правильный выбор, помочь рождению индивидуальности.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. Очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на: добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.
Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
- потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
- умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
- диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
- высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Программа «Юность» (далее Программа) рассчитана на 2 года для коллектива учащихся 10-11 классов, разработана с учетом физиологических и психических особенностей, учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности, традиций школы. Содержанием Программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение и досуг», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Гражданин», «Семья». Она определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
- Цели и задачи воспитательной программы.
Три пути у человека, чтобы разумно
поступать: первый: самый
благородный, - размышление; второй,
самый легкий, - подражание; третий,
самый горький, - опыт.
Конфуций.
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
- составить целостное представление у учащихся о мире профессий, оказывать помощь в профессиональном самоопределении;
- формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
- развивать коммуникативную культуру старших школьников;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей;
- совершенствовать систему самоуправления классного коллектива;
- воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся;
- активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- классные часы;
- беседы, дискуссии, диспуты;
- консультации;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- КВН.
Система методов воспитания:
- прогностические(коллективное планирование, проектирование, перспектива)
- информационно – просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
- организационно – деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
- стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
- оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
- Ценностные ориентиры. Основные направления воспитательной программы
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Главное в воспитательной работе – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные направления воспитательной программы:
- «Нравственность»
- «Гражданин»
- «Семья»
- «Интеллект»
- «Здоровье»
- «Общение и досуг»
- «Профессиональное самоопределение»,
Раздел 1. «Дорога к человечности»
Цель: воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.
Задачи:
- Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;
- Формировать социально ценностные установки поведения;
- Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.
Раздел 2. «Наш дом - Россия»
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
Задачи:
- Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей страны, семьи, школы и т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- Формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
Раздел 3. "Отчий дом"
Цель: развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.
Задачи:
- Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;
- Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;
- Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.
Раздел 4. «Живая планета»
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека.
Задачи:
- Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
- Формировать умения и навыки экологического поведения;
- Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека.
Раздел 5. «Счастливо жить - здоровым быть»
Цель: способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Задачи:
- Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
- Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Раздел 6. «Традиции храня и умножая»
Цель: формирование представления о прекрасном, как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
Задачи:
- Формировать представления об теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
- Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности;
- Воспитывать творческие потребности и способности.
Раздел 7. «Путь в мир профессии»
Цель: формирование профессионального самоопределения.
Задачи:
- Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
- Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
- Формирование убежденности в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
- Воспитание уважения ко всякому труду и людям труда;
- Формирование правильного подхода к выбору профессий, стремлению творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.
- Педагогические принципы воспитательной работы.
- Принцип природосообразности, предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
- Принцип справедливости и сознательности – умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
- Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
5. Содержание и механизмы реализации программы.
«Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно»
А.С. Макаренко.
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это акции милосердия, ярмарки, посещение оздоровительных площадок, музеев, театра, кинотеатров, экскурсии по городу, классные часы, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - "знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь".
У учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель.
Итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!
Но, не смотря на все это, школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни.
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об образовании».
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Устав МБОУ «Бергамакская СОШ».
- Этапы организации работы по программе.
«Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания»
В. А. Сухомлинский
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- «Интеллект»
- «Нравственность»
- «Здоровье»
- «Гражданин»
- «Профессиональное самоопределение»,
- «Общение и досуг»
- «Семья»
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Высшим органом является Классное Собрание.
В период между собраниями действует Совет класса, в состав которого входят 3 – 4 человека: актив класса (по одному представителю от каждого сектора), на которые учащиеся делятся в начале учебного года по желанию. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей, интересов каждого и представляются в виде секторов: трудовой сектор, учебный сектор, сектор здоровья и спорта, культмассовый сектор.
В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми, и взрослыми.
Содержание воспитательной деятельности.
Планирование воспитательной работы происходит с учетом результатов диагностических исследований, мониторинга и анализа воспитательной работы за предыдущий учебный год, характеристики класса.
Направление «Интеллект»
Цель работы в этом направлении: создание познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/ Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Нравственность»
Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Здоровье»
«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.»
«Здоровье – это такое состояние духа человека,
которое создает наиболее благоприятные условия
для расцвета его личности, его талантов и способностей».
Г.Шаталова
Цель работы:
- Формирование у учащихся значимости их физического и психического здоровья»;
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Гражданин»
Цель работы:
- В этом направлении: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма;
- Воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Профессиональное самоопределение»
Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки, порока и нужды.
Ф. Вольтер
Цель работы:
- Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
- Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
- Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
- Формирование убежденности в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
- Воспитание уважения ко всякому труду и людям труда.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Общение и досуг»
Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь,
то никакой ветер не будет ему попутным. Сенека
Цель работы:
- Создание условий для развития творческих способностей, проявления инициативы и самостоятельности, формирование культуры общения.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Семья»
«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»
Ламартин
Цель работы:
- Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности;
- Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;
- Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;
- Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10 класс |
«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия» «Психология ранней юности: проблемы и пути их решения» (беседа)
| |
11 класс |
«Вечная проблема» (совместно с детьми) «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей» «Как научить ребенка быть успешным» «Как подготовиться к итоговой аттестации»
|
«Жить среди людей и быть счастливым – это значит
прежде всего, долженствовать, уметь выполнять долг.
Долг – это обязанность перед Родиной, народом, семьёй».
В.А. Сухомлинский
«Наш дом - Россия»
Цель работы:
- Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей страны, семьи, школы и т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- Формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, историческим ценностям.
Этап реализации | Содержание деятельности | Сроки/Ответственные |
10-11 класс |
|
- Работа с «трудными» подростками.
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.
Цель работы: воспитание чувства ответственности, порядочности, доброты у подростков, нравственное развитие учащихся.
Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков безконфликтного поведения.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ | Название мероприятия |
1 | Посещение подростков на дому, индивидуальные встречи с родителями |
2 | Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия |
3 | Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом) |
4 | Определение уровня тревожности подростков |
5 | Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков |
6 | Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут). |
7 | «Учимся разрешать конфликты» |
8 | Внеклассная деятельность |
9 | «Лето» |
- Мониторинговые, диагностические тесты.
Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:
Методика: «Знаете ли вы себя?»
Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы.
Автор: С. Чистякова.
Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам.
Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.
Автор: Г. Казанцева.
Методика: изучение направленности личности.
Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).
Автор: В. Смекал и М. Кучер.
Методика: диагностика памяти (оперативная память).
Цель: определить уровень развития оперативной памяти.
Автор: О. Истратова.
Методика: «Шкала совестливости».
Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.
Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»
Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.
Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений).
Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман.
Методика: изучение общей самооценки учащихся.
Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.
Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.
Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса.
Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.
Методика: тест: «Легко ли с вами?»
Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель.
Методика: оценка социально-психологических свойств личности.
Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991
Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?»
Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков.
Методика: Профориентационная анкета.
Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов
- Планируемые результаты
- Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
- Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
- Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
- Формирование у детей установки на ЗОЖ.
- Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
- Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:
– личностные качества;
– нравственные нормы поведения;
– культура общения в коллективе;
– потребность в труде;
– способность к профессиональной деятельности;
– способность рационально организовывать деятельность;
– способность к сотрудничеству;
– сформированность познавательных навыков.
Модель выпускника средней школы
Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 11-го класса являются:
Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
— сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
— наличие жизненных планов:
— активная профессиональная подготовка;
— стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
— желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
— понимание жизненной целеустремленности.
Мировоззрение:
— знание современной научной картины мира;
— понимание и принятие философии прав и свобод человека;
— патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания)
— правовая и политическая культура;
— жизненный социальный оптимизм;
— способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
Интеллектуальное развитие:
— информационный кругозор;
— потребность применять знания на практике;
— умение обобщать, анализировать, делать выводы;
— критичность (ничего не принимать на веру);
— гибкое мышление, свободное от догматизма;
—стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
—умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
— умение и желание организовать себя;
— умение заниматься самообразованием.
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
— добросовестность;
— старательность;
— настойчивость;
— предприимчивость, самостоятельность;
— творческий подход к работе.
Личностные качества (черты характера):
— сознательная дисциплинированность, обязательность; - внутренняя свобода, независимость;
— стойкость, умение переносить трудности;
— решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность;
— честность, правдивость;
— раскованность;
— развитое чувство достоинства (самоуважение);
социально закаленный к негативным воздействиям окружающей среды;
— стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
— бескорыстная забота о других;
— интерес к людям, общительность;
— доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
- терпимость, уступчивость; - умение постоять за себя.
Человек — творец самого себя:
— объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
— «любящий себя» — значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в свое предназначение;
- стремление к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
Культура поведения:
— умение жить вместе с другими;
— умение контролировать себя;
— сдержанность; тактичность;
— чувство меры в общении;
— умение соблюдать дистанцию;
— умение приветствовать;
— культура речи.
Здоровый образ жизни:
— отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
— знание механизмов и способов поддержания здоровья; стремление к физическому совершенствованию;
— отсутствие вредных привычек;
— знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.
Семья. Брак. Любовь.
— отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине, девушке.
Эстетическая культура:
— наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
— умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;
— наличие развитого творческого начала;
— наличие рисовать, петь, танцевать;
— наличие чувства эстетической меры;
— наличие одеваться со вкусом, организовывать быт.
Отношение к природе:
— готовность охранять и защищать природу;
— бережное отношение к окружающей среде;
— воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.
10. Литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./
- Классные часы 10 класс, 11 класс /Авт. - сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, М.: Вако, 2014 г. /
- Родительские собрания 10 класс, 11 класс /Авт. - сост.В.В.Батакова, Н.В. Мартышко, М.: Вако, 2013 г.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8./
- Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся 7- 11 класс. /В,В.Высоцкий, О.Е. Жиренко, М.: «Глобус», 2008 г./
6. Журнал «Воспитание школьников».
8. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников
как процесс овладения смыслом жизни . / Т. И. Власова // Педагогика,
2008//
9. Классные часы по теме «Нравственность» 9 – 11 классы./ Н.И. Дереклеева,
М.: изд. «5 за знания», 2008 г./
10. Родительские собрания 9 – 11 классы. /Л.И. Саляхова, М.: « Глобус»,2007г.
Ресурсное обеспечение программы:
Участники реализации программы | Социальные связи классного коллектива |
-учащиеся |
|
Результат и методы оценки эффективности воспитательной деятельности
Прогнозируемый результат | Методы оценки |
Самостоятельная, активная, творческая личность, социально – адаптированная. | - методика «Наш класс и классный руководитель глазами воспитанников» |
- методика «Уровень адаптации в 10 классе» | |
-анкетирование «Удовлетворенность класса мероприятиями» | |
-методика Лутошкина «Какой у нас коллектив | |
-методика «Определение темперамента» | |
-рейтинговая система оценки социальной активности учащихся» | |
Интеллектуально – развитая личность | - статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
- методика «Доминирующие мотивы» | |
- методика «Структура интеллекта» | |
-рейтинговая система оценки учебной деятельности учащихся. | |
Личность, готовая к выбору будущей профессии, самоопределению. | - тест «ДДО» (дифференцированный диагностический опросник профнаправленности) |
- методика выявления готовности к выбору профессии. | |
| - статистический медицинский анализ состояния здоровья |
- педагогическое наблюдение | |
- диагностика «Мое отношение к курению, проблемам наркомании | |
- методика «Мое состояние» | |
Личность, стремящаяся к преобразующей деятельности на основе системы нравственных ценностей, осознающая и выполняющая свои права и обязанности. | - диагностика «Уровень воспитанности» |
- педагогическое наблюдение | |
- беседа |