Внеурочная деятельность

Вязанкина Анна Александровна

Курсы внеурочной деятельности, программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

Муромцевского муниципального района Омской области

Рассмотрено на педагогическом совете                                           Утверждено

Протокол № ___от «____» ____ 2015г.                        Протокол № ___ от «___» _______ 2015г.                                    

Зам. директора по ВР: _________/О.Н.Гайчук/         Директор:___________   /В.Н. Спиридонова/                                                      

                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в 7 классе

 

«Мы будущие журналисты»

70 часов (2 часа в неделю)

                                                                

                                                                                                                                                               

                                                  Учитель русского языка и литературы:

                                              Вязанкина Анна Александровна

Бергамак – 2015г.

Пояснительная записка.

Настоящая программа внеурочной деятельности для 7 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Положения о внеурочной деятельности ОУ.  

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг  наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.

Данный курс поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Также курс позволяет расширить представления учащихся об основных способах сбора и обработки информации, подачи материала в СМИ, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию, а также формирует первоначальные навыки редактирования текстов разных публицистических жанров.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с историей журналистики и её основными жанрами, побывать в роли журналистов, корректоров, редакторов, фотокорреспондентов, наборщиков, верстальщиков школьного газетного издания.

На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать тексты в разных информационных газетных жанрах (хроники, заметки, репортаж, интервью, статьи), приобретают практические навыки.

Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет и журналов, активное участие в конкурсах творческих работ.

В результате занятий на предлагаемом курсе обучающиеся смогут проявлять коммуникативные качества и творческие способности, развивать логическое мышление и речь, овладевать нормами литературного языка, обогащать  словарный  запас и грамматический строй речи, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, предупреждать и устранять различные речевые ошибки.

Цель курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через формирование и развитие понятия журналистики: журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья. Это будет способствовать развитию познавательной активности, формированию положительной мотивации к освоению журналистского мастерства; грамотному оформлению идей и мыслей учащихся в работах различных жанров.

Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

  •  формирование  представлений о газетных жанрах;
  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование  навыков совместной деятельности и делового общения;
  • развитие сознательного интереса к СМИ;
  • развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;
  • расширение общего кругозора учащихся.

Задачи программы.

  1. Обучающие:
  • знакомство с принципами журналистской деятельности
  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.
  1. Воспитывающие:
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения,
  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации,
  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности.
  1. Развивающая:
  • развитие творческих способностей и мышления.

Программа построена на принципах:

- доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Методы и формы обучения различны: рефлексивные анкеты, психологические тесты, ролевые и деловые игры, лекции, беседы, практикумы, исследования, экскурсии (реальные и виртуальные), творческие задания, конкурсы, презентации, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и справочниками, учебные проекты.

Разнообразные формы занятий помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств, коммуникабельности.

Прогнозируемые результаты освоения курса.

     Личностные:

1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

2) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью собеседника;

3) умение вести беседу, брать интервью, подбирать к тексту зрительную информацию.

Направленность процесса внеурочной деятельности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Метапредметные:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

слушание и чтение:

  • верное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Организационные условия реализации программы.

Программа разработана для учащихся 12-13 лет (7 класс) и рассчитана на 1 год обучения (70 часов в год, 2 часа в неделю). Наполняемость группы – 8-12 человек;

Пояснения к особенностям реализации программы

    В кружок принимаются все желающие. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Каждая группа выполняет работу по своему направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Обучающиеся по желанию могут менять направление деятельности.

   Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является выпуск журнала о  школьной жизни.

   С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.

Сроки реализации программы.

1 год обучения – 2015-2016 учебный год, но возможно продолжение с усложнением.

Учебно-тематический план

тема

Всего часов:

теория и

практика

1

Введение. История отечественной и зарубежной журналистики.

4 часа

2

Федеральные, региональные и городские СМИ. Теле- и радиожурналистика. Детские издания. Газетный язык. Специфика. Особенности. Корректура. Редактирование.

6 часов

4

Этика – наука о нравственности. Нормы поведения. Нравственные категории. Этика журналиста. Правовые аспекты журналистской деятельности. Портрет современного журналиста.

6 часов

3

Изучение информационных жанров.

Новость, интервью, заметка, отчет, беседа, информационная корреспонденция, интервью, репортаж.

10 часов

4

Изучение аналитических жанров.

Постановочная корреспонденция, научно-популярная и проблемная статья, публицистический комментарий, реплика, рецензия.

8 часов

5

Изучение художественно-публицистических жанров.

Зарисовка, очерк (портретный, проблемный, путевой), фельетон, сатирический и юмористический рассказ. Изобразительно-выразительные средства русского языка.  

8 часов

6

Дизайн и вёрстка школьного журнала (газеты).

28 часов

Итого:

  70

часов

Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение. История журналистики

Задачи цикла: Введение в журналистскую профессию.

 Теоретическая часть: Основные сведения, история журналистики в России и за рубежом. История развития и функции журналистики. Многообразие средств массовой информации. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением.

Практическая часть: разработка информационного сообщения.

Форма обучения – лекция, диалог

  1. Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист» Задачи цикла: Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста.

Теоретическая часть: Портрет журналиста. Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добывать информацию (расследование), умение её зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить сведения (написание текста). Аудитория как объект и субъект общения журналиста. Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Этические правила журналиста.

Практическая часть: тестирование, анализ ситуации.

Форма обучения – дебаты, деловая игра.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

  1. Публицистический стиль – основа журналистики. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

 Задача цикла: Подача материала в газетном жанре.

Теоретическая часть:  Многожанровостъ и разнообразие стилевого оформление публицистики. Жанры публицистического  стиля речи. Особенности публицистики.

Анализ периодической печати. Обзор региональных газет и анализ районной газеты.  Бульварная и желтая пресса. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов научного (некоторые газетные статьи), делового (хроника, отчет, аннотация), разговорного и художественного (портретный, путевой, зарубежный очерк; фельетон, памфлет и др.) стилей.

Практическая часть: Анализ и сопоставление разных сообщений: по объёму, структуре, стилистике.

Форма обучения - презентация, выступления учащихся.

Практическая работа. Исследование. Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

  1. Теория журналистского творчества

Задача цикла: освоение искусства слова, умение выявить в повседневной жизни события (факты), собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в выбранном для подачи материала газетном жанре.

Теоретическая часть: Интервью. Методы сбора информации. Жанры журналистики.  Критерии оценки журналистского текста. Этапы создания печатного издания.  Обязанности каждого члена редакции.

Практическая часть: Разработка сообщений различного жанра. Анализ текста журналистского жанра.

5. Мастерство журналиста: работа со словом. Заголовки.

Задача цикла: умение правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки, создавать лиды к текстам.

Теоретическая часть: Выразительные средства журналистских жанров. Магическая сила заголовка. Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Практическая часть: Создание рекламных заголовков.

Методы - традиционные, исследование.

Форма обучения - дебаты, деловая игра.

  1. Мастер-класс «Печатные издания», районная газета.

Задача цикла: применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие их темы.

Теоретическая часть: «Печатные издания» (информационный листок, буклет, газета, альманах).

Практическая часть: Знакомство с программным обеспечением работы журналиста.

7. Школьный журнал «Лучик света».

Задача цикла: систематизация и закрепление приобретённых ранее профессиональных умений и навыков.

Теоретическая часть: Заметка в журнал информационного характера. Заметка дискуссионного характера. Репортаж. Очерк. Эссе. Отзыв о кинофильме, спектакле, картине, выставке, презентации.

Практическая часть: Разработка  публикаций для журнала.

8. Приёмы редакционной правки. Дизайн и вёрстка.  «Профессиограмма  журналиста».  

Задача цикла: Знакомство уч-ся с основами редактирования, выработка у них навыков редакторского анализа. Выпуск альманаха творческих работ учащихся

Практическая часть: Редактирование газетных материалов. Выпуск  периодических изданий:  школьной газеты, сборника творческих работ учащихся, буклетов. Подведение итогов.

  1. Собирание и систематизация  материала.

 Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный  анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

Повторение: Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

Практикум:  Собирание материала о последних школьных новостях.

Цитирование – особая форма передачи чужой речи. Назначение цитат.

Повторение: Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Функциональное и грамматическое оформление цитат.

Практикум: Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.

Интервью как разновидность информационных газетных жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма интервью.

Повторение: Знаки препинания при прямой речи,  оформление цитат и диалога.

Практикум: Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов.

Беседа. Двусоставность текста. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью и беседы – жанров журналистики.

Повторение: Методы сбора информации. Описание по наблюдению.

Практикум: Собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы.

Репортаж как разновидность публицистических жанров,  его особенность и отличие от заметки.

Повторение: Основные методы сбора информации. Описание по наблюдению.

Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в гимназии мероприятиях для очередных номеров вестника «ЛИК» и других изданий.

Описание. Деловое и художественное.

Особенности публицистического     описания местности,  обстановки.

Повторение: Лексическое значение слова. Эмоциональная и стилистическая окраска слова. Многозначность слова.

Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций, описать вид из окна кабинета, например, химии или литературы и т.д. 

Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.

Повторение: Описание природы,  обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля.

Практикум: Систематизация материала для очередных номеров школьной газеты. Составление путевых заметок о летних поездках или в школьное время (экскурсии).

Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности,  умения анализировать поведение людей,  критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала.

Повторение: Описание внешности,  характеристика героев,  оформление диалога,  особенности повествования.

Практикум: Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.

Рассуждение. Рассуждение проблемного характера. Особенности  этой  разновидности рассуждений.

Повторение: Рассуждение,  которое требует раскрытия понятий. Рассуждения на дискуссионные темы,  сравнительные характеристики и т.д.

Практикум: Подготовка газетного материала на тему: «Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная форма?» и т.д.

Статья. Газетный жанр,  предназначенный для анализа актуальных,  общественно значимых процессов. Ее особенности,  функции как одного из газетных жанров.

Повторение: Особенности публицистического стиля. Рассуждение.

Практикум: Подготовить статьи на актуальные темы для очередного номера школьной газеты.

Рассказ. Рассказ с необычным построением. Композиционные особенности некоторых рассказов как средства выражения авторского замысла.

Повторение: Композиция рассказа.

Практикум: Сочинить рассказ с необычным построением.

Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Повторение: Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию

Практикум: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру.

  1. Редактирование. Приёмы правки рукописи

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом,  его совершенствование. Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка. Органическая связь литературного редактирования с практической  стилистикой и лингвистикой текста. Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).

11. Совершенствование написанного.

В лаборатории журналиста: работа мастеров слова над рукописью. Оформление рукописей.

Повторение: Приемы и техника правки написанного.

Практикум: Совершенствование написанного для очередных номеров газет и альманаха.

Приемы правки рукописи (черновика): ознакомительное чтение; углубленное чтение; шлифовочное чтение; правка-вычитка; правка-сокращение; правка-обработка; правка-переделка.  Требования к рукописям.

Повторение: Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.

Практикум: Взаимное редактирование рукописей для очередного номера школьной газеты.

12. Работа над номером школьного издания. Журнал «Лучик света».

Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционно - графическая модель. Макет газеты  - фундамент издания. Оформление заглавной  части,  логотип.

Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций. Деление полос на колонки.  Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Средства художественного оформления. Дополнительно-графические средства. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (выходные данные).

Повторение: Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей. Термины графического дизайна.

Практикум: Систематизация материала по рубрикам в очередные номера школьных изданий. Подбор иллюстраций и фотографий.

13. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?" Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

Формы контроля:

1. Устный опрос по каждой теме.

2. Практические задания.

3. Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и общередакционной работе (основная форма контроля).

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

 Для успешного выполнения программы необходимо:

  1. не реже одного раза в неделю проводить теоретические и практические занятия;
  2. в практические занятия следует включать игровые моменты (логические и шуточные задачи с изображениями, текстом, группой участников);
  3. все номера выпускаемого журнала (газеты) планировать с обучающимися, по выходу очередного номера обсуждать с ними получаемый результат;
  4. сделать обязательной и непреложной работу над графическим лицом газеты, обсуждение графических идей, поиск новых выразительных средств. Можно устроить конкурс на лучшее оформление школьного журнала (газеты).

Методическая работа:

- подбор литературы, аудио, видео материалов;

- апробация новых программ ИКТ применимых для данной деятельности;

- разработка и проведение итоговых, открытых занятий;

- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиску полезной информации;

- создание наглядного материала.

Культурно-массовая работа:

- выпуск школьного журнала (газеты);

- сбор информации и фотоматериала из жизни школы и села.

Условия реализации:

- наличие канцелярии (бумага (ф. А4, А3), блокноты, авторучки, тетради и пр.);

- отдельный класс, оборудованный компьютером, сканером, принтером;

- цифровой фотоаппарат;

- аудио и видео воспроизводящая аппаратура.

Литература для учителя:  

  1. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов - М.: КНОРУС, 2010. – 496с.
  2. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
  3. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
  4. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов/ С.Г. Корконосенко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2009. -318с. 
  5. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник/ Е.П. Прохоров- М., "РИП-Холдинг",1998.-248с.
  6. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
  7. Журналистика: учебное пособие: уроки 1-12 / Отв. за выпуск Шилаева Г.А. Типография ЕШКО, 2011. 

Литература для учеников

  1. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
  2. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе).
  3. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
  4. Издания периодической печати (журналы, газеты).
  5. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
  6. Словарь иностранных слов.
  7. Словарь синонимов.
  8. Словарь русских пословиц и поговорок.
  9. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова.
  10. Энциклопедический словарь.

Список литературы

  1. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов - М.: КНОРУС, 2010. – 496с.
  2. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
  3. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
  4. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов/ С.Г. Корконосенко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2009. -318с. 
  5. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник/ Е.П. Прохоров- М., "РИП-Холдинг",1998.-248с.
  6. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
  7. Журналистика: учебное пособие: уроки 1-12 / Отв. за выпуск Шилаева Г.А. Типография ЕШКО, 2011. 

Приложение.

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.