Статьи_выступления_доклады

Вязанкина Анна Александровна

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

А.А.Вязанкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Эти слова стали моим девизом в работе с классом.

Стаж моей работы - 11 лет, это немного, но и за эти годы, проведённые с детьми, я многое переосмыслила и на многие вопросы стала смотреть по-другому.

За это время я выпустила лишь один класс, но с самого начала моего знакомства с классом и до его выпуска задавала себе один вопрос: «Как сделать этих ребят настоящими личностями, как не навредить им?». Ведь дважды с одним классом путь не пройти. Нужно построить свою деятельность и план воспитательной работы так, чтобы сформировать у детей морально-этические взгляды и убеждения, научить правильным навыкам поведения.

Что же такое воспитание? Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности» (Х.И. Лийметсом).

Учитель выполняет ряд функций, направленных в большей степени на умственное развитие учащихся, а классный руководитель ещё и духовный наставник своего класса – эта работа гораздо сложнее и многограннее, мы можем не только увидеть и развить способности детей, но также и ничего не заметив, «искалечить» душу ребёнка.

Классный руководитель – это человек, который не только заполняет журнал и планирует воспитательную работу класса. Это ещё и тот, кто в стенах школы становится для ребят второй мамой, а иногда и «первой».

При составлении плана воспитательной работы на первое место ставлю принцип гуманно-личностного подхода к детям с учетом возрастных особенностей. Необходимо организовать жизнь детского коллектива так, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, проявляли познавательную активность. Ведь составить план работы – это тяжёлый и кропотливый труд

В воспитательном плане праздников, вечеров, экскурсий, спортивных праздников немного, а вот классные часы – это время общения с детьми, когда решаются многие вопросы воспитания. «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П.Созонов).

Всем известна истина, что классный час – это не урок. Он не должен длиться 45 минут. Иногда для беседы достаточно 15 минут, а иногда и 1 часа мало. Классный час не должен проводиться в надзирательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой. Поэтому в заповедях нашего класса есть тезис: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй». А для себя запомнила фразу: «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке».

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, необходимо привлекать ребят к его организации. Так, например, в 7 классе мы с ребятами готовили открытый классный час для районного методического объединения воспитателей «Ценности в моей жизни». К данному классному часу я заранее дала задание ответить на вопросы и написать сочинение на тему «Что такое жизненные ценности». Результат был отличным: ребята не только написали сочинения, но и активно их обсуждали, доказывали свои точки зрения, всем было интересно пообщаться.

Нередко мои классные часы строились на основании данных анкет, заполненных не только ребятами, но их родителями. Так, например, проходили классные часы по темам: «Книга в жизни ребёнка» (5 класс), «О товариществе и дружбе» (6 класс), «Добрые поступки и дела» (7 класс), «Наказание в семье» (8 класс), «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» (9 класс).

Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь (Василий Ключевский).

Школа – это мастерская человечности (Ж.Ж.Руссо).

В своей практике при планировании придерживаюсь следующих направлений воспитания:

1. «Здоровье» или «ЗОЖ»: спортивные конкурсы, марафоны, олимпиады; предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники спортивной песни; беседы, дискуссии по следующим темам: «Великие спортсмены», «Спорт в моей жизни», «Вредные привычки. Как от них избавиться», «Скажи наркотикам – нет» и др.; походы; обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, просмотр фильмов.

Так, например, в своём планировании всегда записываю традиционные походы в лес осенью и весной, конкурс «зимняя Лыжня» - соревнования между классами; игры в волейбол между школами д. Лисино и с. Бергамак. На неделе здоровья – это спортивные конкурсы между командами.

В течение каждого года осуществляю планомерный контроль над состоянием здоровья учащихся.  Для этого устраиваю встречи с медицинскими работниками. Проводила классные часы «Что я ем», «В здоровом теле – здоровый дух», «Между нами девочками», «Мой режим дня».

В 5 классе мои ребята заняли первое место в общешкольном конкурсе «Песни и строя». Много нам пришлось проводить времени в школе, чтобы приготовить форму к выступлению и отрепетировать песню с маршем, но результат того стоил. В дальнейшем ребята с большим энтузиазмом брались за все конкурсные работы.

2. «Нравственность»: тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; экскурсии; дискуссии по нравственной тематике; праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям.

Неотъемлемой частью работы по данному направлению было формирование основ поведения в общественных местах. Наблюдала за поведением детей в неурочное и урочное время, а затем целенаправленно проводила индивидуальные беседы и классные часы по возникшим проблемам. (Например, «Дверь в детство», «Вверх по лестнице жизни», «Ценности в моей жизни» - открытый классный час для методического объединения воспитателей; «Иметь своё мнение – это важно», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Я отвечаю за свои поступки», «Что такое мой характер», «Как бороться с конфликтами»).

3. «Общение»: тематические классные часы; тренинги с учащимися и их родителями; индивидуальные консультации для детей и их родителей; самопрезентации и самопредставления; праздники, конкурсы.

Мне повезло, что мои ребята изначально были очень общительными. Буквально наперебой отвечали на мои вопросы, и приходилось их немного сдерживать. Поэтому классные часы, конкурсы, праздники по направлению «Общение» проходили на «ура». Это: «О товариществе и дружбе», «Люди, без которых мне одиноко». В 7 классе мы представляли нашего ученика на школьном конкурсе «Ученик года», а затем он отправился состязаться с ребятами на муниципальном уровне.

4. «Интеллект»: интеллектуальные ринги; научно-исследовательские конференции; внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления.

В этом направлении мы также преуспели: ученики нашего небольшого класса всегда участвовали в внутришкольных конкурсах («День математики» - ученики в полном составе участвуют в соревновании). Двое учащихся класса выступали на НПК сначала в нашей школе, а затем в районном туре; работа одного ребёнка была направлена на областной тур. Формирование интереса к учёбе и развитие познавательных процессов осуществлялось за счёт участия в предметных неделях, открытых уроках, научно-практических конференциях, а также на классных часах «Лесенка достижений», «Что я жду от жизни», «Моя дорога в будущее», «Пока я мыслю, я живу».  Развитие творческих возможностей детей происходило за счёт подготовки к олимпиадам и интеллектуальным играм. Ребята участвовали во внутришкольном конкурсе «Я не поэт, я только учусь».

5. «Досуг»: день именинника в классе; посещение музеев, выставок; театрализованные представления; фестивали, презентации; литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

Так как ребята были очень активными, то и досуг наш проходил весело. Очень любили проводить классные вечера, к ним готовились тщательно, и всегда было что-то новое: игры, конкурсы, сценки – всё это являлось неотъемлемой частью нашего совместного чаепития и дискотеки. По возможности старались выезжать в районный музей, библиотеку им. Ульянова, посещали выставки, с некоторыми ребятами побывали на губернаторской ёлке в г.Омске. Когда ребята учились в 9 классе, то с радостью помогли мне провести литературно-музыкальную композицию на зональном мини-фестивале «Твои, Россия, родники».

6. «Гражданин» или «Патриот»: тематические классные часы; конкурсы, викторины по правовой тематике; день Конституции; дискуссии на тему «Я имею право на…».

По данному направлению не только устраивала тематические классные часы, но и для решения воспитательных задач проводила индивидуальные беседы с учащимися, так как они нужны не только с детьми группы риска, но и с успешными. Темы классных часов: «Кем быть и каким быть?», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотелось бы быть похожим», «Улицы, от названий которых становится теплей».

7 «Семья»: тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой род», «История моей семьи», «Памятные даты моей семьи»; праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей; праздники: День матери, День учителя», 23 февраля, 8 марта; походы, викторины, КВНы родительско-ученичиских и семейных команд; дни творчества, дни открытых дверей.

Очень интересной получилась работа, проведённая совместно с учителем истории «История моей семьи». На тематический классный час были приглашены родители, где все ребята выступили с докладами о своей семье.

8. «Работа с родителями»: родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные); индивидуальные беседы; консультации.

В течение года проводятся общешкольные родительские собрания и, конечно, классные: «Физкультура и спорт в жизни школьника», «Творчество в жизни ребёнка», «Вот и стали мы на год взрослей», «Семейный климат», «Наказание в семье», «Компьютер в жизни школьника: за и против», «Как помогать детям в подготовке домашних заданий», «Книги в семье», «Наши успехи и недостатки», «Вредные привычки ребёнка», «Впереди экзамены».

Воспитание должны осуществлять все участники образовательного процесса: классный руководитель, классный коллектив, учителя-предметники и, конечно, родители. И если кто-то не выполняет свои прямые функции и обязанности, то процесс воспитания становится неполноценным, а учащиеся тогда не получают должного внимания.

Прошли годы, мой класс уже выпущен в большое плавание, а я в этом году под своё крыло взяла новых деток. Но постоянно вспоминаю пережитые годы с прошлым классом, слишком мы привязались друг к другу, они стали мне, как родные дети, которых теперь не хватает. Много было пережито и хорошего и не очень, но во всех ситуациях мы находили верное решение. Многому я научила ребят, а чему-то - они меня, всегда признавала свои ошибки и учила этому детей. Просматривая наши совместные фотографии, понимаю, я сделала всё, чтобы ребятам было комфортно и интересно проводить время в школе. И думаю, что конечная цель была достигнута, а это можно выразить словами Эрнста Легуве: «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Ребята стали самостоятельными, а это - главное.



Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития творческого потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении»

А.А. Вязанкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

«Школа – это, образно говоря, тонкий и чуткий музыкальный

инструмент, который творит мелодию человеческой гармонии,

влияющую на душу каждого воспитанника, - но творит лишь

при условии, что этот инструмент хорошо настроен;

настраивается же он личностью педагога, воспитателя».

В.А. Сухомлинский

  Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности.    

  «Одаренные дети» – это особый мир детства, и задача педагога понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых.  В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не только выявление уровня, но и качества одаренности.

Работа с одарёнными детьми – это приоритетное направление моей деятельности, которая включает в себя несколько этапов:

  1. Своевременная диагностика способностей обучающихся (создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание для определения талантливых детей). На данном этапе необходимо «разглядеть» в обычном ребёнке то зерно, которое можно будет вырастить в «культурное растение», способное проявлять себя не только на уроках, но и во всевозможных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д. Хочется отметить тот факт, что за годы работы я пришла к выводу, что детей необходимо развивать творчески  поэтапно, начиная с начальных классов, поэтому работаю в тесном содружестве с учителями начальных классов.
  2. Внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий на уроках русского языка и литературы, а также применение методов и форм работы, способных активизировать учебно-познавательный процесс. Ни для кого не секрет, что в современном мире информационно-коммуникативные технологии способны творить чудеса, а именно: заинтересовывать обучающихся, развивать их творческое мышление, подталкивать к исследовательской деятельности. Свои уроки я не мыслю без применения ИКТ, так как данные технологии помогают мне и моим ученикам с интересом осваивать русский язык и литературу:

- видеофрагменты и экранизации фильмов (собрана большая коллекция фильмов по произведениям художественной литературы, изучаемой в школе);

- презентации к урокам и тренажёры;

- обучающие программы по русскому языку в том числе «Фраза», предназначенная для учащихся 2-9 классов;

- электронные диски «Кирилл и Мефодий» с 5 по 11 класс по литературе;

- электронные дидактические материалы по русскому языку и литературе.

  1. Составление плана работы для творчески одарённых детей, способных добиваться больших результатов и создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

В план работы включаю обязательное участие в следующих мероприятиях:

  1. Участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» (сайт http://www.rm.kirov.ru/index.htm )
  2. Участие в олимпиаде по русскому языку и литературе (сайт http://videouroki.net )
  3. Участие в предметной олимпиаде по русскому языку и литературе «Олимпус» (сайт http://www.olimpus.org.ru )
  4. Участие в творческих конкурсах «Снейл» (сайт http://nic-snail.ru )
  5. Участие в интеллектуальном конкурсе «Юные знатоки» (сайт http://www.coitest.ru )
  6. Участие в конкурсе «Мир мечты» (сайт http://www.cliomsk.com/konkursy )
  7. Научно-исследовательская деятельность и участие в НПК как школьного уровня, так и муниципального, областного.

Вся эта работа планомерно готовит обучающихся не только к участию в предметных олимпиадах, но и развивает их творческий потенциал.

Хочу отметить тот факт, что в банке данных по талантливым и одарённым детям в общеобразовательном учреждении состоят трое обучающихся (из 6), которые проявили себя в области русского языка и литературы, а, следовательно, это плоды моей работы.

Учитель – это координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Литература.

  1. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991.
  2. Одаренные дети в обычной школе. ж. «Народное образование»,  №9, 1999г.
  3. Принципы педагогической поддержки одаренных детей.        

           ж. «Педагогика»,  №6-2003г.

      4. Программа «Одаренные дети», ж. «Завуч», №4-2001г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

Эссе «Я - учитель»

Учитель русского языка и литературы

Вязанкина Анна Александровна

2014г.

Сейчас я учитель, и это прекрасно!

Вокруг меня дети – великое счастье!

О, люди, скажите, в каких из профессий

Мы можем вернуться в ушедшее детство?!

Проходит год за годом, зимы чередуются с летом. Чем дальше детство и юность остаются позади, тем быстрее бежит время. Но для каждого человека остаётся незабываемым важный отрезок жизненного пути – школьные годы. 

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый, чуткий, любящий свою профессию и детей…

Высоки нынче темпы образования. Что и как делать учителю, чтобы века с веками заговорили? И чтобы голос прошлого – ликующий и печальный – был услышан его Величеством Учеником. Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя.

Как-то академик Д. С. Лихачев очень красиво, точно и мудро определил: «Учитель—это садовник». Очень правдиво, не правда ли? И какой глубокий смысл содержится в этих словах! Сколько труда и любви нужно, чтобы вырастить настоящую Личность!

Всё начинается с учителя. Вот поэтому, рядом с учёным, сделавшим знаменательное открытие, конструктором, создавшим новую машину, рабочим – новатором производства, колхозником, вырастившим небывалый урожай; по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. Учительская профессия, как никакая другая, - одна из самых ответственных и благородных.

«Учитель - это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». Эти слова, сказанные много-много лет назад К.Д.Ушинским, остаются актуальными до сих пор.

В жизни каждого есть учитель, которого помнишь, ценишь, который подарил тебе частичку себя. В моей жизни было много хороших, талантливых учителей, но с благодарностью и трепетом я вспоминаю своего классного руководителя, учителя русского языка и литературы – Степанову Галину Васильевну. Да, именно она привила всему нашему классу любовь к литературе, к чтению; именно она была для нас образцом для подражания, и конечно, благодаря ей из нашего класса выросли три будущих учителя.

Но мне кажется, что учительское зерно было заложено во мне гораздо раньше. Самым главным наставником для меня была и есть моя мама. Ведь это она мечтала стать учителем, о чём, кстати, я и не знала до момента поступления на филологический факультет, и её мечта передалась на каком-то подсознательном уровне мне. Любовь к книгам также я унаследовала от мамы, которая всегда очень любила читать художественную литературу. И так шаг за шагом решалась моя дальнейшая судьба, мой учительский путь.

«Путь учителя»

Мой путь неведом и суров,

Он как тропа войны,

Но по краям тропинки той

Всегда растут цветы.

И этим молодым росткам,

Как солнца лучик тёплый,

Я кладезь знаний преподам,

Чтоб жизнь была весёлой.

А если встретится бела,

Не обращу внимания,

Ведь жизнь учителя – борьба!

Борьба за свет, ученье, знания!

Все в детстве играли в школу, представляя себя в роли учителя, а куклы выполняли роль учеников. В нашей семье играть в школу было традицией: сначала старшая сестра, потом средняя, и вот роль учителя дошла и до меня…

«Детство»

- Где ты, Детство? Как же далеко!

Знаешь ли ты, Детство, как к тебе влекло?

Всё в тебе манило и тобой жило,

Время игр детских в душу залегло.

Может, правы были те, кто говорил:

«Не стремитесь, дети, из детства уходить».

Да, уйти успеешь, повзрослеешь ты,

А потом заметишь, как бегут годки;

И заноет сердце, захотев назад,

Только где ты, Детство, где теперь искать?!

У. Шекспир когда-то сказал: «Весь мир - театр, и все мы в нем актеры!» Вот и в моей жизни детская игра в школу переросла в ответственную и серьёзную работу.

Хотя, конечно, прежде чем я стала учителем, были ещё годы учёбы сначала в Саргатском педагогическом училище, потом в Омском педагогическом университете, теперь в Омском государственном университете имени Достоевского…

«Саргатскому педагогическому училищу»

Мгновенья светлые, что здесь мы ощутили,

В сердце будут вечно, как тогда.

О, это чудное и дивное светило,

Тебя мы не забудем никогда!

Училище родное окрылило

И помогло почувствовать себя;

В стенах его кружилось быстро время,

И наступила взрослая пора.

Всем вам «спасибо», тем, кто были рядом,

Кто окрыляли нас и наши дни.

Теперь пора, пора по жизни мчаться

И получать всё большие азы.

Давно те времена прошли,

Когда студенткой я была.

Я пела песни от души,

Стихи писала как могла.

Теперь учитель я!

И знаю, что не зря профессия такая у меня.

Ведь лучше и прекраснее на свете

Призванья нет на всей планете.

Я учитель, и в этом моё призвание, не вижу для себя другой дороги. Вместе с учениками я расту, набираюсь опыта и никогда не останавливаюсь на достигнутом. Ведь учитель – это не просто профессия – это жизнь, и её нужно прожить ярко вместе со своими учениками, чтоб лучи твоего счастья и вдохновения проникали в детские сердца, которым иногда так не хватает понимания, заботы и участия.

Быть учителем – это счастье!

Труд нелёгкий, но не напрасный.

Своё сердце мы дарим детям.

Ученики! Вот главное богатство на свете!

Да, учитель – это не просто профессия, это, скорее, состояние души. За время своей работы я поняла, что правильно построенный урок, красивые слова, полезные советы – всё это ничто, бесполезная теория, если не приложить к ним сердце, душу. Ведь всё начинается с сердца учителя и идёт к сердцу ученика, и только потом разум постигает всё сказанное, и если в словах учителя нет любви к ученикам, то не будет и результата учения.

Любовь – теорема, которую каждый день нужно доказывать! –говорил Архимед.  

Поэтому каждый день я иду к своим ученикам с улыбкой на лице, не смотря на все свои заботы и проблемы, потому что я знаю, что ученики ждут новых знаний, открытий, нельзя их разочаровывать.

Ты скажешь: эта жизнь – одно мгновенье.

Её цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведёшь её, так и пройдёт,

Не забывай: она – твоё творение.

(О. Хайям)

Каждый ребёнок отчасти гений и нам, учителям, необходимо разглядеть в учениках то гениальное, что в дальнейшем мы будем развивать.

Если вы будете работать для настоящего,

То ваша работа выйдет ничтожной;

Надо работать, имея в виду только будущее.

(А.П.Чехов)

Мы даём детям знания, а вот результаты данной работы будут видны позже, когда наши питомцы улетят из школьного гнезда к новым истокам наук.

Какие разные идут ко мне питомцы!

Их главному придётся научить:

Жить на земле и радоваться солнцу,

Достойно в этой сложной жизни жить.

Я не могу доверье их разрушить

И чистый свет глаз детских погасить.

Стараюсь в каждом пламенную душу,

Характер сильный, добрый ум взрастить.

И каждый день, не ведая покоя,

Веду детей тропинкой непростой.

И знаю, я смогу, для них я мир открою

Такой неведомый, желанный и большой.

Однажды я услышала такие слова: «Все люди проживают не свою жизнь, так как они не становятся теми, кем мечтали стать в детстве». Я очень горжусь тем, что проживаю свою жизнь, потому что с детства мечтала о профессии учителя. Школа — это моя стихия, без которой я не могу представить и дня своего существования. Мне доставляет огромную радость каждый день общаться с детьми, разделять их успехи и неудачи. На мой взгляд, дети - лучшее, что есть на нашей планете. Веселые, жизнерадостные, умеющие прощать и удивляться. Воспитать счастливых учеников может только счастливый учитель. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла свое призвание, свой путь в жизни.

А что ещё от жизни нужно?

Есть дом, работа, дочь…

На свете я живу и знаю,

Что путь не зря сейчас свершаю;

Мне дети скажут, что была

Та, от которой жизнь светла.

А что ещё от жизни надо?

Нет, Божий свет, тебе я рада!

«На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю Я».



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ КИНЕМАТОГРАФА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КИНО КАК НЕОТЪМЛИМАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

А.А.Вязанкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

Муромцевского муниципального района Омской области

Важнейшей проблемой современной педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является проблема разностороннего развития личности.  Урок литературы как никакой другой предмет способен пробудить в обучающихся духовность, воспитать высоко моральные качества и привить любовь к искусству. Ведь литература – это явление культуры, поэтому понять её своеобразие помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через взаимодействие литературы с другими видами искусства, такими как: музыка, живопись, театр и конечно кино – неотъемлемая часть жизни современного школьника.

Изучение литературы в школе – процесс сложный.  Творчески работающий и требовательный к себе учитель не мыслит своей деятельности без использования межпредметных связей: живописи, музыки, театра, кинематографа. Именно они в совокупности с литературой создают целостную картину мира, жизни человека, его стремлений и надежд.

Современные технические средства обучения позволяют разнообразить и улучшить учебный процесс. Применение компьютерных программ на уроках литературы может быть самым разнообразным: ознакомление с интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельность какого-либо поэта или писателя. Особый интерес у обучающихся вызывает видео просмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов по произведениям того или иного писателя, прослушивание аудиозаписей мастеров художественного слова или музыкальных композиций.

Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

На мой взгляд, это возможно только при методически правильном использовании компьютерных технологий, позволяющих школьникам «переключиться» из привычной системы ценностей в эстетически более сложные.

В своей практике на уроках литературы плодотворно использую видеофрагменты, а во внеурочной деятельности организую просмотр художественных экранизаций с последующей исследовательской работой.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл произведений русской классики.

Очень важно, чтобы просмотр видеоматериала не заменил собой урок литературы, а стал её помощником в осознании и понимании учебного материала. Зачастую учащимся сложно воссоздать ту или иную картину произведения, а удачно подобранный видеофрагмент помогает ребятам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом.

К сожалению, следует отметить, что современный массовый зритель (в частности школьник) не знаком с хорошим кинематографом вообще и отечественным в особенности. Анкетирование, проведённое среди обучающихся 9-11 классов показало, что большинство не знают отечественных режиссеров, с трудом могут назвать имена актеров, не могут перечислить и трех отечественных кинолент по произведениях художественной классики. Все это нацелило меня на создание программы внеурочной деятельности по изучению отечественного и зарубежного кинематографа.



Предварительный просмотр:

   

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Учительство – это искусство,

труд не менее творческий,

чем труд писателя или композитора,

но более тяжёлый и ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой

не через музыку, как композитор,

 не с помощью красок, как художник,

а впрямую. Воспитывает личностью своей,

 своими знаниями и любовью,

своим отношением к миру.

Как часто начинаешь задумываться о жизни, о её смысле, особенно, когда ты учитель и на тебя практически каждый день смотрят эти детские глаза. В них видишь много: желание познания нового, стремление к непознанному, но зачастую в этих же самых глазах видишь апатию, леность, пессимизм, а иногда и сопротивление, нежелание принимать то, что ты стараешься преподнести им как истинно правильное, верное.

Но скажите, кто решил, что это действительно правильное и верное? Ведь мы с вами говорим об индивидуальностях, личностях, а потому невозможно одно мнение «втолковать» всем, сидящим на уроке. Каждый из них всё равно будет думать по-своему и сделает так, как ему кажется верным. Но и здесь возникает вопрос: А верно ли будет его понимание, и не окажется ли оно в дальнейшим губительным? Что поделаешь, сколько человек в классе, столько будет существовать и мнений. И тогда я решила, во что бы то ни стало сделать так, чтобы у каждого ребёнка было своё мнение по вопросу, своя точка зрения, но при этом не являющаяся противоречивой и ошибочной и даже более того губительной для этого ребёнка во взрослой жизни.

Моя мысль вам кажется непонятной? Я постараюсь объяснить на примерах из практики как моей собственной в жизни, так и педагогической.

Мы с 10 классом проходили творчество Н.А.Некрасова, сначала работали со стихами, где разобрали разные тематики его лирики, потом с поэмами, главной из которых была «Кому на Руси жить хорошо?». В самом начале изучения поэмы я спросила у ребят, что для них счастье, и каждый высказывал своё мнение: один говорил, что счастье – это не получить оценку 2 по предмету, другой – покупку какой-то вещи, третий… И всё в подобном ракурсе. Конечно, я понимала, что это неверное понимание счастья, по крайней мере, с моей точки зрения, но исправлять их не стала.  После изучения всего блока материала у меня идёт заключительное занятие под названием «Счастье в понимании героев Некрасова из поэмы «Кому…»». Каждый ребенок анализировал путешествие героев-правдоискателей счастья из поэмы и высказывал своё мнение по данному вопросу. На дом я задала им написать сочинение на тему: «Счастье в понимании героев Некрасова из поэмы «Кому…» и моё представление о счастье». Вы не представляете, каково было МОЁ СЧАСТЬЕ, когда я прочитала эти сочинения: ни один из ребят не повторил своего первоначального мнения  о счастье, теперь на первый план у них выходило благополучие в семье, улыбки на лице родителей, радость в семейном очаге и много другого. И я почему-то уверена, что в будущем они сохранят это мнение и пронесут его через всю свою жизнь.

Или другое, с 11 классом проходили пьесу М.Горького «На дне». Заключительный урок-диспут называется «В чём правда жизни?». Я часто на уроках затрагиваю тему неравенства в обществе и социальный статус человека, потому что в наши дни эта тема актуальна: часто видишь картины убогости, нищеты, и невозможно не обратить на это внимание. В пьесе опять-таки мы видим именно этих самых «босяков». Кому-то их жалко, кто-то их обвиняет за подобный образ жизни, а моя задача на таком уроке донести до ребят истину о таких людях, хотя и сама не всегда до конца могу понять причину падения на «дно жизни» этих людей. Ученики сразу на этом уроке вспоминают прошлый материал: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», где они когда-то обвиняли Мармеладова за его пьянство и нищету, а я пыталась отстоять точку зрения автора по этому вопросу, защитить героя, хотя не всегда успешно. И что вы думаете, на этом уроке они уже сами пытаются найти оправдание подобным людям, хотя и указывают на то, что выход всегда у человека есть, если он не опускает руки перед препятствиями и верит. Но опять же, обращаясь к современности, ребята находят примеры из жизни, когда одни люди смогли преодолеть слабости и «подняться» в жизни и другие, которые просто «пошли по течению» этой жизни и не сопротивлялись. Может быть не корректно переходить на личности, но именно житейский пример не только наглядно, но и показательно может подействовать на юные сердца и души ребят.

Вообще жизнь странная «штука» и наша задача научить детей понимать её, пусть по-своему, но главное не ошибочно. Ведь они скоро вступят во взрослую жизнь, где им придется решать под час очень сложные вопросы.

 А я бы хотела, чтобы они всегда были добродушными, вежливыми, с открытой душой и чистым сердцем – я знаю это сложно, может даже похоже на утопию, но разве несколько попыток, шагов не сделаю их лучше, чище?!

Сама в этой жизни, как, наверное, и каждый, часто обжигалась, оступалась, но всё равно шла дальше. Их я учу тому же. Часто вспоминаю хорошее высказывание, что, несмотря на все увещевание и предостережения человек всё равно пойдёт своей дорогой - «непротоптанной». «Знал бы - соломки подстелил». А разве ему не говорили? Но так устроен человек, всё сделать по-своему, опираясь на свой опыт, но откуда у ребят может быть опыт? Он слишком мал иногда для решения важных вопросов. Вот я и пытаюсь их предостеречь от неправильного выбора – «Ведь, когда человеку 100 раз сказать, что он свинья, он на 101 раз хрюкнет», а почему бы мне не учить их правильному и верному, может когда-нибудь они вспомнят мои диспуты и беседы на уроках литературы и не сделают ошибок?!

Поэтому каждый учитель помимо своего предмета должен владеть ещё и знаниями психологии и философии, быть воспитателем, уметь почувствовать душу каждого ребёнка. На уроках мы не должны забывать, что даём не только знания по предмету, а ещё и воспитываем личность в учащихся, а это можно сделать только с помощью индивидуального подхода учителя-воспитателя и психолога в одном лице. Да ещё и не забывать о современности, сравнивать прошлое и настоящее должен каждый учитель – гуманитарий, показывать на практике, делать выводы, сопоставляя их с жизнью, так как художественный текст, как бы далёк он ни был от реальности всегда актуален, а его герои могут обнаружить в современности своих прототипов. Поэтому, изучая литературу, умейте показать  и доказать актуальность сюжета, а не его косность и бессмысленность в этой жизни.  

Учитель – святое слово. И этим добрым словом поминаешь учителей, которые помогли или пытались помочь тебе стать человеком.



Предварительный просмотр:

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроке

(из опыта работы)

А.А.Вязанкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

Глубочайшим свойством человеческой натуры

является страстное стремление людей

быть оцененными по достоинству.

                                             У. Джеймс.

«Дайте человеку одну рыбу,

и он получит пропитание на день,

научите его ловить рыбу,

и он получит пропитание на всю жизнь». 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что четко обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования».

Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

В настоящее время в большинстве российских школ критерии оценивания находятся в руках педагога. Отметка выставляется чаще всего формально, без каких бы то ни было объяснений. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующие влияние на ребенка.

Понятно, что процесс обучения может быть эффективным лишь в случае, когда происходит развитие не только познавательной сферы личности школьника, но и мотивационной.

- Какой урок будет самым эффективным?

Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъект обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.

Казалось бы, в образовании накоплен достаточно большой опыт контрольно-оценочной деятельности. Однако практика показывает, что многие учителя по разным причинам (непонимание, нежелание, непринятие и др.) не могут отойти от традиционной системы оценки.   Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?

Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

контрольно-оценочная деятельность учителя;

самоконтроль и самооценка;

взаимоконтроль и взаимооценка.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи.

Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта.  Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися.     Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.

В процессе учебной деятельности ученик должен научиться  наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

В новом Стандарте прописаны три вида оценивания:

1.     Стартовый. Предварительный. Используется для установления исходного уровня ЗУН и его учета при введении  нового материала.

2.     Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.

3.     Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.

Для меня, как учителя, работающего по новому стандарту, особенно важное место занимает текущее оценивание. Именно этот вид оценивания подразумевает процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, выполнения творческих, проверочных, контрольных, диагностических работ, а также процесс самооценки и взаимооценки.

 Для формирования   контрольно - оценочных способностей учащихся я применяю различные виды  и приемы деятельности.

До начала работы на уровне предварительного контроля можно использовать следующие приемы:

- «Мозговой штурм» (Что вы уж знаете по данной теме?)

- «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке: Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? и др.)

- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? и др.)

- «Ошибкам – нет!» (На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Нужна ли мне помощь и какая? и т.д.)

Процессуальный контроль сопровождается оценкой: ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю и такие приемы, как таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал новое), «Логические цепочки», работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Дерево познания», «Толстые и тонкие вопросы», «Верю- не верю» и т.д. Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.

В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью мы используем на уроке технологические карточки, или карточки-инструкции, в которых ученик ставит «+» в том пункте, который он уже выполнил.

Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Чтобы ребёнок начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия, на уроках русского языка можно использовать следующие технологические приёмы:

- практиковать взаимопроверку обучающих, самостоятельных и домашних работ (взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль);

- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно изложенного материала;

- приучать ребят контролировать деятельность учителя, предлагать задать вопрос учителю (в игровой форме “ты учитель – я ученик”);

- проводить сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа учащиеся заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений совместно с учителем разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации;

        - очень эффективны листы самоконтроля, где учащиеся фиксируют свои знания по разным темам;

- самим детям составить задания: отделить известное от неизвестного;

- выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание (сочинение, лингвистическую сказку), сделать в нем правку и затем выполнить его заново.

При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приемов самоконтроля:

1. Оценивание при помощи знаковых символов.

При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «–».

2.Оценивание по заданной инструкции.

После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.

3.  Проверка по образцу.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.

4. Оценить ответ одноклассника.

Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, т.е. указать ошибки, допущенные в ответе, дополнить, сделать соответствующий вывод или проверить правильность решённой задачи.

5. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также оговорены критерии оценивания домашнего задания.

Чтобы перевести оценку в отметку, мы часто используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, мы сравнивали коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по отдельным контрольно-измерительным материалам и заданиям (задания на выработку критериев, оценка по критериям, задания на исправление ошибок и др.)

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Учащийся научится оценивать себя, если будет сохраняться один из принципов оценивания – это систематичность оценивания. Поэтому я практикую заполнение обучающими оценочных листов по определенной теме. При заполнении таких листов видна динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

При выполнении упражнений на уроках русского языка я иногда использую сочетание рефлексивной (знание о собственном знании или незнании) и прогностической (оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?») самооценки. Прочитав задание, учащийся отмечает, на каком уровне он сможет выполнить это задание. После выполнения обучающийся отмечает, на каком уровне он выполнил это задание.

На мой взгляд, предмет «Литература» формирует не только читательскую компетенцию учащихся, но и в значительной степени развивает творческие способности учащихся. Очень сложно выполненные задания творческого характера оценить традиционной отметкой, поэтому совместно с учащимися на уроке мы разрабатываем критерии оценивания, затем суммарное количество баллов при необходимости переводим в отметку. Нужно отметить, что критериальность – еще один принцип оценивания. По критериям учащиеся оценивают и сами себя, и друг друга.

Подводя итог, стоит отметь, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:     

- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
     - перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
     - оценка по настроению;
     - отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
     - центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и пятерок);
     - неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
     - близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
     - ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
     - перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
     - завышение и занижение отметок и др.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

     1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
     2. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
     3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
     4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
     Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
     5. Оценки выставляются за:
       - устные ответы при индивидуальной проверке,
       " за выполнение практической работы,
       " при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
       " за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
       " за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
     6. Что проверять?
       " Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
       " Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
       " При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
     7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
     8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
     9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
     10. При анализе ответа учитель определяет:
       " все ли изложил ученик,
       " сколько ошибок было, какие это были ошибки,
       " какие были сделаны неточности,
       " правильно ли понят учебный материал,
       " знает ли ученик определение понятий,
       " умеет ли объяснять связи и зависимости,
       " дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
       " умеет ли выделять главное,
       " оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
       " логично, последовательно излагать материал.
       " насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
       " нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
       " умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
     11. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
     12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
     13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
     14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
     15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
     16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
     17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
     18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы.
     19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
     20. Не забывайте о стимулирующей функции 5-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
     21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
     22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.
     23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".
     24. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
     25. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
     26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
     27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
     28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Они могут даже привести отвечающих в замешательство.
     29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

     Нельзя выставлять отрицательную оценку:
     1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
     2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
     3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
     4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
     5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
     6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
     7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
     8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
     9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.
     10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

      Выставляя ребенку отметку, не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.



Предварительный просмотр:

Вязанкина Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бергамакская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области

Непрерывное профессиональное развитие педагогов ОО в условиях подготовки к введению НСУР

С июля 2017 года Министерством образования и науки Российской Федерации осуществляется работа по плану мероприятий дорожной карты по формированию и внедрению национальной системы учительского роста.

Национальная система учительского роста (НСУР) является одной из самых масштабных и социально значимых новаций последнего времени в сфере образования Российской Федерации, предполагается, что данная система признана обеспечить непрерывный профессиональный рост педагога в течение всего периода его педагогической деятельности, то есть, начиная с момента входа в профессию и на протяжении работы.

Качество современного образования в большой степени зависит от профессионализма педагогов. Меняется содержание, формы, методы, средства, технологии педагогической деятельности, роли и позиции педагога. В первую очередь, он должен обладать предметными компетенциями, но не менее важно формирование метапредметных компетенций педагога, которые обеспечивают способность и готовность педагога решать универсальные профессиональные задачи, выходящие за рамки предметного содержания образования и позволяющие педагогу повысить результативность работы с обучающимися.

Оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной карьеры - одно из важнейших направлений государственной образовательной политики. Поэтому современному педагогу необходимо так организовать свою деятельность, чтобы учебный процесс давал положительный результат, а сам педагог мог повышать своё профессиональное мастерство. Для максимального результата педагог должен следовать определённому маршруту, индивидуальному плану профессионального развития, который разрабатывается непосредственно каждым педагогом после анализа своей деятельности и выявления дефицита знаний в определённых компетенциях.

Так в Дорожной карте Министерства образования и науки Российской Федерации по введению национальной системы учительского роста зафиксированы 4 группы профессиональных педагогических компетенций: предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные, которые необходимо иметь в виду при прохождении процедур аттестации.

В настоящее время результат аттестации (оценки профессиональной деятельности педагогических работников) зачастую необъективен, т.к. оценка проводится фактически на основе «портфолио» аттестуемого. Следовательно, сегодня необходимо принять комплекс мер по развитию дефицита компетенций педагогов.

Исходя из положений плана мероприятий по формированию и введению НСУР современным педагогам необходимо обратить внимание на такие метапредметные профессиональные компетенции как: информационная, мотивирующая, организационно-управленческая, исследовательская, коммуникативная, методическая, тьюторская, креативная и компетенция самообразования.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития учителя является самообразование. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Желание и опыт педагога по самосовершенствованию составляют необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности.

Современный преподаватель должен владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

На сегодняшний день существует множество видов командной деятельности школьных учителей: школьные методические объединения учителей предметников, объединение классных руководителей, ШМО учителей начальных классов, временные творческие коллективы, проектные команды, объединение молодых специалистов, а также исследовательские лаборатории, ассоциации учителей-предметников и наставничество, которое предполагает более тесное сотрудничество учителей.

Данные виды командной деятельности могут дать положительный эффект только в том случае, если будет выстроен востребованный план мероприятий и спрогнозирован конечный результат. Современные методические объединения чаще всего носят формальный характер и не нацелены на обучающий эффект.

Поэтому образовательные организации должны выявить дефицит компетенций каждого педагога и соответственно для них разработать индивидуальные образовательные маршруты профессионального роста, предполагающие наличие мероприятий как школьного, так и муниципального и регионального уровней (план мероприятий должен содержать не только традиционные формы работы: открытые уроки и внеклассные мероприятия, мастер-классы, круглые столы, семинары-практикумы, лекции, доклады, сообщения, но и экспериментальную и исследовательскую работу).

Так персонифицированная модель повышения квалификации может включать в себя:

- диагностику профессиональной деятельности учителя;

- курсы повышения квалификации;

- промежуточные формы повышения квалификации;

- внутришкольное ПК;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе конкурсах учителей- предметников;

- изучение новых программ и педагогических технологий;

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- обмен опытом через очное и заочное участие в работе конференций, семинаров, олимпиад и конкурсов по профмастерству;

- ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;

- выполнение индивидуальных творческих заданий: теоретические разработки и практическая апробация разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;

- сетевое взаимодействие.

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Это своеобразный интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

В результате целенаправленной работы по самообразованию педагог сможет: повысить качество преподавания; разработать методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработать новые формы, методы и приемы обучения; разработать дидактические материалы, тесты, наглядности; разработать методические рекомендации по применению передовых информационных технологий; создать авторские учебно-методические комплекты; проводить тренинги, семинары, конференции, мастер-классы, обобщать опыт по исследуемой проблеме (теме).

ПРИЛОЖЕНИЕ

План действий ОО по введению НСУР.

  1. Изучить НСУР и проект новой модели аттестации педагогических работников на основе уровневой оценки компетенций педагогов;
  2. Ознакомить педагогический коллектив с НСУР;
  3. Издать приказ по ОО об утверждении плана мероприятий по подготовке к введению НСУР;
  4. Проанализировать профессиональные дефициты и возможности профессионального роста педагогов (для расчета введения в штатное расписание должностей, основанных на должности «учитель»)
  5. Спланировать индивидуальные образовательные маршруты профессионального роста педагогов.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

  1. Наличие высшего образования (при отсутствии – получение). Получение второго высшего (или профессиональная переподготовка)
  2. Повышение квалификации на курсах в ИРООО (один раз в три года).
  3. Повышение квалификации на обучающих вебинарах, семинарах, онлайн-курсах.
  4. Участие в ВКС, ИНКО, МО, ассоциациях учителей-предметников.
  5. Участие в конкурсах профессионального мастерства (очно, заочно, дистанционно).
  6. Разработка уроков, дидактического материала, методических пособий, программ по предмету.