Самообразование

Барба Марина Федоровна

План

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План профессионального развития279.54 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального развития

Учителя-дефектолога

Барба Марины Фёдоровны

МБДОУ «Детский сад № 27».

«Развитие познавательных способностей у детей

 с задержкой психического развития 5-7 лет

по средствам занимательных дидактических игр».

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bdf/00057696-54d7af6c/hello_html_m3683bb95.png

Актуальность

         Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются как «задержка психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция общения Таким образом, у детей с ЗПР наблюдается отставание в развитие всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. 

Цель: повысить свой профессиональный уровень знаний по данной теме, путем изучения литературы, интернет ресурсов. Систематизировать и обобщить полученный опыт работы.

Задачи:

-  Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме;

-обследовать детей с задержкой психического развития, определить уровень развития, степень нарушений, сформировать банк данных;

- создать обогащённую предметно - развивающую среду для начала развития интереса;

- подобрать дидактические игры и упражнения для развития у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), формирования умения понимать и прослеживать причинно следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

-  включить дидактические игры и упражнения, направленные на развитие элементов логического мышления в НОД, индивидуальные занятия, домашние задания;

- разработать семинар - практикум, консультации по теме самообразования, для родителей, с целью повышения их компетентности.;

- разработать мастер класс, консультации для педагогов;

 - разработать картотеку дидактических игр и упражнений по теме самообразования;

-отслеживание и анализ динамики результатов работы;

 Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактической игры очень большое:

-Развитие познавательных и умственных способностей

-Развитие речи

-Социально- нравственное развитие ребенка-дошкольника.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки, лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,

Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Согласно ФГОС ДО:

- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

Дидактические игры и игровые упражнения подобраны соответственно возрасту детей (5 – 7 лет), теме занятии.

Ссылка на дидактические игры, пособия

https://nsportal.ru/albom/2020/02/05/predmetno-razvivayushchaya-sreda