Проектная деятельность

Барба Марина Федоровна

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                                     Заведующий МБДОУ

______________/Т.В.Кузнецова

«___» _________________2019г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

http://int-edu.ru/sites/default/files/images/pchelka.png

Проект по робототехнике

для детей старшего дошкольного возраста

«Bee-Bot»

«УМНАЯ ПЧЕЛКА»

на 2019-2020 учебный год

Учитель-дефектолог: Барба М.Ф.

Пояснительная записка

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26).

Цель информатизации образования — повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Подобные изменения влекут за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления образовательными организациями, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю, который должен выступить как главный проектировщик учебного процесса и координатор.

Чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему освоить все тонкости и премудрости информационных средств, что в ряде случаев становится основой успешности человека. Информатика стала обязательным предметом в начальной школе, но уже в дошкольном возрасте дети учатся пользоваться компьютером.

Актуальность проекта:

• деятельность, направленная на формирования навыков начального программирования;

• программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.

• деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у дошкольников способность ориентироваться в окружающем мире и формировать предпосылки учебной деятельности.

Цели и задачи:

Использование технической новинки, в частности робототехнического устройства Bee-Bot «Умная пчела» особо значимо, так как:

• осуществляется в форме игры, познавательно- исследовательской деятельности, в форме творческой активности детей;

• формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;

• поддерживает инициативу детей;

• учит детей структурированной деятельности;

• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• способствует умению работать в коллективе;

• развивает воображение;

• предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей;

• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Планируемые результаты:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботом BEE-BOT, познавательно - исследовательской деятельности;

ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской деятельности, программировании;

ребенок знаком с основными компонентами управления мини-роботом BEE-BOT; понятиями, применяемыми в робототехнике; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с мини-роботом;

ребенок способен к волевым усилиям при решении программных задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с взрослыми и сверстниками;

ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

развитие логического мышления у дошкольников;

развитие умения составлять алгоритмы;

развитие пространственной ориентации дошкольников;

закрепление умения считать в пределах десятка;

освоение правил дорожного движения;

формирование речи детей;

развитие мелкой моторики;

Основные формы и методы при работе с мини-роботом Bee-bot:

- программирование, творческие исследования, соревнования между группами;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр);

- практический (составление программы);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Материально – техническое обеспечение:

Комплект программируемых мини-роботов BEE-BOT (3 шт,

развивающие коврики BEE-BOT.

Ведется систематическая работа по созданию предметно-развивающей среды.

Описание

Программируемый мини-робот, предназначенный для игрового обучения детей старшего дошкольного возраста. Занятия с ЛогоРоботом ПЧЕЛКА можно проводить в комплексе с занятиями по развития речи, при изучении основ математики, окружающего мира и в ролевых играх.

Задавая команды и играя с ЛогоРоботом ПЧЕЛКА, дети учатся управлять роботом и приобретают начальные навыки программирования, развивают логическое и пространственное мышление. Мини-робот откликается на управляющие команды, которые задаются с помощью кнопок, расположенных на корпусе (одновременно можно задать до 40 команд). Робот может двигаться вперед, назад, поворачиваться направо и налево.

Размеченные на квадраты игровые поля-коврики (со стороной равной одному шагу робота) позволяют отправлять робота в увлекательные путешествия, на встречи с героями сказок, знакомиться с правилами дорожного движения и поведением на дороге в городе, с жизнью на ферме, игровые поля, программируем путешествие др.

Характеристики Пчелки: Модель изготовлена из красочного пластика, совершенно безопасного для детей. Устройство управляется с помощью блока кнопок, расположенного по отдельности на каждом роботе, таким образом, корректировать работу каждой пчелки можно в индивидуальном порядке.

Понимает 6 различных команд, встроенная память для запоминания последовательности, до 40 команд, шаг команды линейного перемещения 15 см, поворачивает на угол 90° (как по часовой стрелке, так и против). По команде поворот, возможно задать паузу, после выполнения одной команды, перед началом другой. Встроенная батарея, заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством. Подтверждение ввода и выполнения команд осуществляется звуковой и световой индикацией. Выполнение программы можно остановить на любом этапе, нажатием одной кнопки. Полная очистка памяти происходит так же    нажатием одной кнопки.

Планирование образовательной деятельности по образовательной робототехнике.

Логические игры на ковриках.

Запись программ.

Создание логических ковриков и масок для героев – роботов.

Составление программы по образцу, установление закономерностей.

Срок проведения: 1 год

Периодичность занятий: 1 раз/неделю

Форма организации: Групповая.

Тематическое планирование.

Дата проведения

4.09.18

Знакомство с устройством мини-робот BEE-BOT, организация рабочего места, техника безопасности.

Правила поведения при работе с мини-роботом BEE-BOT. Алгоритм создания программы.

11.09.18

Просмотр видео материалов, с целью ознакомления с возможностями развивающей игрушки, в играх, занятиях, путешествиях

18.09.18

 Начальный этап работы по программированию: «Доберись до геометрической фигуры» (коврик геометрические фигуры)

25.09.18

Алгоритм создания программы (осенний ковер)

2.10.18

«Поход в лес» программирование маршрута под руководством взрослого, по средствам словесных инструкций. Д/игра «Выбери дикое животное и составь маршрут»

9.10.18

Д/и «Четвертый лишний», закрепление умения элементарного ( не сложного) программирования

16.10.18

«Математическая лестница» познакомить детей с возможностью использования одновременно трёх  BEE-BOT

23.10.18

«Найди фигуры одного цвета», пространственная ориентировка на коврике. Закрепления навыка программирования  BEE-BOTА

30.10.18

«На СТАРТ, ВНИМАНИЕ МАРШ!!!», соревнование на BEE-BOTАХ  

6.11.18

Сюжетный коврик «На ферме» Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку закрепить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше может понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине, между, сбоку или с краю.

13.11.18

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ. Коврик предназначен для стимулирования педагогов и детей исследовать различные способы управления «Умной пчелой

20.11.18

Предметный коврик «Грибок», закрепление навыка программирования. Формирование грамматического строя речи дошкольников, по средствам отработки предлогов.

27.11.18

«Дорожка с цифрами»  закрепление навыка программирования, на основе формирования умения решать примеры, соотносить количество с цифрой

4.12.18

«Прогулка со снеговиком», закрепление навыка программирования, по средствам ознакомления с окружающим

11.12.18

Коврик «Птичий двор», создание программы, на основе ориентировки на плоскости и подготовке к обучению грамоте

( прострой маршрут до той птицы, название которой начинается со звука «С»)

18.12.18

Коврик «Сегодня едим в магазин»,  создание программы, на основе ориентировки на плоскости и грамматического строя речи (магазин обуви – обувной)

25.12.18

Коврик «Новогодний марафон», путешествие с дедом Морозом за подарками,  создание программы, на основе ориентировки на плоскости и развития связной речи

15.01.19

Игра «Прогулка по зоопарку» Цель: создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации.

22.01.19

Игра «Волшебный театр «Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с изображением животных.

29.01.19

Игра «Пчёлка-строитель «Цель: развитие у детей мелкой моторики, логического мышления, умения работать в группе.

5.02.19

Игра «Прогулка по зоопарку «создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации

12.02.19

«Покормим животных» Цель. Составить  путь движения пчелки

19.02.19

«Путешествие по стране примеров» 1. Реши по карточке. 2.Составь пример и маршрут

26.02.19

«Путешествие по стране цифр». 1. «Волшебный кубик». 2. «Доберись до заданной цифре».3. «Составь маршрут».

5.03.19

«Путешествие по стране геометрических фигур». Найди общие признаки геометрических фигур.

12.03.19

«Змеи и лестницы» 1. «Помоги пчелке подняться по лестнице»

19.03.19

«Игры соревнования» 1. «Кто первый подарит подарок пчелке».

26.03.19

Игра «С какого дерева лист? «закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

2.04.19

Игра «Проверь себя «Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с заданиями.

9.04.19

Игра «Найди животных «Цель: развитие у детей умения ориентировки на плоскости и ассоциативного мышления. Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с изображением животных.

16.04.19

Игра «День рождения у Пчёлки «развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, повторить и закрепить правила этикета.

23.04.19

Игра «Морские обитатели «закрепить у детей знания об обитателях морей

30.04.19

Игра «Остров сокровищ «развивать у детей умение ориентироваться на плоскости

7.05.19

Игровое упражнение «Пчелка – пожарный «Цель: развитие у детей умения ориентироваться на плоскости, закрепление знаний правил дорожной безопасности.

14.05.19

Игровое упражнение «Пчелка изучает знаки дорожного движения «Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках, развивать внимание. Игровая задача: На поле размещены карточки с изображением дорожных знаков. Нужно Игровое упражнение «Пчелка-пешеход» найти и показать: - разрешающие знаки; - знаки сервиса; - запрещающие знаки.

21.05.19

«Соберем урожай овощей и фруктов». Закрепление обобщающих понятий. «Собери все фрукты», «Найди лишний

предмет».

28.05.19

Игра «Обобщение» закрепить знания детей об обобщающих понятиях (фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, транспорт). Предметные картинки.

Итого: 37 занятий

Длительность занятий: 20-25 минут.

Место проведения: групповое помещение

Использование различных тематических ковриков (жизнь на ферме, дорожка с цифрами и животными и др.) позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь малыша.

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ. Коврик предназначен для стимулирования педагогов и детей исследовать различные способы управления «Умной пчелой».

Тематический коврик «Одуванчиковое поле» в зависимости от поставленной задачи ребенок изучает окружающий мир («Доберись до бабочки», «Расположи солнышко», «Где спрятались пчелки», «Исправь ошибки» (предметные картинки перепутались-солнышко внизу поля, пчелки на облаках.)

Тематический коврик «Змейки» закрепляет математические навыки, различные маршруты, задаваемые взрослым, позволяет ребенку мыслить логически, искать выходы, способы решения ситуации.

 Литература

  1. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
  • Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  • Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: ИКЦ «МарТ»., 2005. – 448 с.
  • Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
  • Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 5-6 лет. ФГОС – М.: Мозаика-Синтез,2016, 112 с.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

 Проект учителя-дефектолога

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

«Веселый карандаш»

http://rylik.ru/uploads/posts/2016-06/thumbs/1465383303_vector-school-children-collection-10-06.jpg

Подготовила: Учитель-дефектолог Барба М.Ф.

2019-2020г.

Руководитель проекта: учитель-дефектолог 

Участники проекта: дети от 5 до 7 лет, педагоги, родители

Срок реализации проекта: 2 года

Актуальность.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как скоординированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, а у детей с задержкой психического развития эти трудности выражены особо, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Практическая значимость проекта определена.

1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентиров

3. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку учителя-дефектолога.

Цель:

Совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики, как средства развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма (профилактика дислексии и дисграфии).

Задачи:

-сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

-учить детей работать в тетрадях в крупную, затем в мелкую клетку.

- с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.

-учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.

-совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев.

- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики),

- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,

- развитие произвольной сферы.

Упражнения и задания для формирования графомоторного навыка у детей с задержкой психического развития

 Работа по формированию графомоторных навыков у детей с детей с задержкой психического развития проводится по следующим этапам:

1. Диагностический этап. Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:

  Провед ение линий по прямым дорожкам.

  Проведение линий по волнистым дорожкам.

  Обведение по контуру.

  Обведение по точкам.

 Раскрашивание.

 Штриховка.

  Письмо элементов букв

Для детей были разработаны дидактические пособия, которые с легкостью можно исправить при неправильном выполнении, так как вес материал заминированный, можно стереть и продолжить.

C:\Users\Админ\Desktop\Предметная среда\IMG_20200205_143203.jpg

Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей. Время занятия как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей.

Предполагаемый результат.

 -расслабляться и напрягать мышцы руки;

 - координировать движения пальцев и кистей рук;

 - концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;

- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;

 - использовать полученные умения и навыки в жизни.

Критериями оценки могут быть тесты на развитие графических навыков, творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ других детей.

Дидактический материал по ссылке:

http://mishka-knizhka.ru/gotovim-ruku-k-pismu/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Проектная деятельность

«Я познаю мир»

развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с задержкой психического развития

https://cdn.ast.ru/v2/ASE000000000723024/PDF/ASE000000000723024-01.png

Автор проекта:

                          Барба Марина Фёдоровна

                 учитель-дефектолог первой

                                  квалификационной категории МБДОУ

                               «Детский сад №27»

                               г. Ачинск

2019-2021

Срок реализации проекта: 2 года

Оглавление.

  1. Актуальность проекта…………..……………………………………………………1
  2. Цель и задачи проекта…………………………………….………………..………...2
  3. Объект исследования………………………………………………………….….…..2
  4. Предмет исследования………………………………..……………..………….……2
  5. Проектное решение…………………………………………………………………..3
  6. Ожидаемые результаты проекта……………………………………….……..…….5
  7. Планирование………………………………………………………………………..6
  8. Заключение…………………………………………………………………………..10
  9. Список исп. документов и источников информации…………………….…........11

  1. Актуальность проекта.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Учитель-дефектолог, родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка, а дошкольника с ЗПР особенно. Материал проекта позволяет подготовить ребенка с ЗПР к школе: в ходе игровых занятий развивается мышление, внимание, восприятие, память. Реализация материала создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостатки в развитии восприятия у детей с ЗПР трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, так как способствует успешной подготовке к школьному обучению.

1.

  1. Цель и задачи проекта:

  • формирование сенсорных способностей у детей, развитие и совершенствование сенсорно-перцептивной сферы (ощущение, восприятие, представление) у детей с задержкой психического развития.

Задачи проекта

  • Сформировать у детей с ЗПР систему перцептивных действий и сенсорных эталонов, интерес к внешним свойствам предметов окружающего мира, развивать элементарные обследовательские действия;
  • учить самостоятельно применять полученные знания в практической и познавательной деятельности;
  • развивать у детей внимание, восприятие, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
  • развивать умение чувствовать и познавать окружающий мир;
  • развивать мотивацию дошкольников с ЗПР для познавательной деятельности.

Объект исследования

сенсорно-перцептивная сфера дошкольников с задержкой психического развития

Предмет исследования

развитие психических процессов дошкольников с ЗПР (ощущение, восприятие, представление)

2

  1. Проектное решение

          Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Таким образом, восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».). Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и умение использовать их в своей деятельности.

Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по форме. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.

Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире. Это доказывает, что с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить

3

 специальную коррекционную работу, направленную на развитие всех видов восприятия, а также других психических функций, что в свою очередь будет способствовать положительной динамике в развитии данной категории детей.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

  1. Принцип доступности и индивидуальности

Подбираемые дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

  1. Принцип последовательности и систематичности

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип связи с жизненным опытом

Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

  1. Принцип наглядности

Дидактические развивающие игры являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности. В коррекционной работе по развитию сенсорно-перцептивной сферы  детей с ЗПР используются следующие методы:

1. Словесный метод – один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.

2. Наглядно-действенный метод обучения

Дидактические развивающие игры являются дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, тем самым они ускоряют процесс достижения положительных результатов в работе.

  1. Практический метод.

4

После общего показа и объяснения предлагается выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, также даются единичные указания. Дидактические развивающие игры создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка, и педагога.

4.  Игровой метод

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. В ходе

Ожидаемые результаты проекта

         Дошкольники с ЗПР успешно прошедшие все этапы сенсорно-перцептивного развития, начинают быстро узнавать знакомые предметы, замечают их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. А перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Таким образом, от практических действий к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие окружающей среды – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР.

     Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что развитие сенсорно-перцептивной сферы и перцептивных действий, включенных в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития детей

5

Планирование

Тема

Цель

Материал

1 этап

Диагностика (2)

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики - Монтессори

2 этап

«большой»,
«маленький» (1)

Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)

«такие же» (1)

Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

Круги и квадраты, треугольники разной величины

«разные» (1)

Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

Круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре   

«вкладыши» (1)

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм

Грани геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку   

«цветные палочки» (1)

Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные».

Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

«цветные палочки» (1)

Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов  спектре.

Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

6

«фигурки» (1)

Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.

Геометрический куб с фигурками  

Бусинки (1)

Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Веревки по количеству детей, бусинки

«курочка и цыплята» (1)

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Мозаика или элементы конструктора  «лего» (белого, желтого цвета)

«домики  и флажки» (1)

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Мозаика или элементы конструктора  «лего» (белого, красного цвета)

«огоньки ночью» (1)

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4, черная бумага с альбомный лист

«снежинки» (1)

Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Гуашь красная, зеленая, белая, синяя, кисть №4, черная или синяя  бумага с альбомный лист

«апельсин» (1)

Проводить детей  к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.

Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя  бумага 1/2

«елочки и грибочки» (1)

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету

Мозаика или элементы конструктора  «лего» (зеленого, красного цвета)

«Гуси с гусятами» (1)

Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов3 заданных цветов из пяти предложенных.

Мозаика или элементы конструктора  «лего» (белого, желтого цвета)

7

«Помоги куклам найти свои игрушки» (1)

Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Куклы однотонных платьях (или  с разноцветными бантиками) 8 цветов, грибочки и палочки

Бусинки большие и маленькие (1)

Учить детей чередовать предметы по величине.

Шнурки, бусинки

«бусинки» (1)

Учить детей чередовать предметы по форме.

Шнурки, бусинки

«Двухцветная игра» (1)

Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка.

«бусинки» (1)

Учить детей чередовать предметы по цвету.

Шнурки, бусинки

«шарики» (1)

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики  разного цвета

«большой», «маленький» (1)

Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.

Игрушки разной величины

форма (1)

Учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик.

шарики, кирпичики и кубики по количеству детей

подбери по цвету (1)

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

"умелые ручки" (1)

Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя.

книга,  кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей.

8

« маленькие волшебники» (1)

Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький).

Сенсорная стенка, к которой пришиты колокольчики, бубен, погремушка, геометрические фигуры, мячики маленькие разных цветов по количеству детей, большой мяч, корзина для мячиков. "Чудесный мешочек" - в нём 2 разборные      башенки. Тазик. Ведёрко синее с холодной водой, красное - с «горячей» водой

3 этап

Диагностика (2)

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на  конец учебного года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

9

Заключение

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в

окружающий мир. Познание окружающей действительности начинается с анализа

5

той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с ЗПР отличается качественным своеобразием. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки  при назывании признаков цвета, формы, параметров величины, а значит,  эталонные представления не формируются своевременно.

Таким образом, от практических действий к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие окружающей среды – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР.

     Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что развитие сенсорно-перцептивной сферы и перцептивных действий, включенных в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития детей.

10

Список использованных документов и источников информации

  1.  Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.:Гном-Пресс, 1999.
  2. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие.- М.:Баласс, Изд, Дом РАО, 2004.
  3.  Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 576 с. : ил. - (Сердце отдаю детям).
  4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина ; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва : Флинта : МПСИ, 2008.
  1. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития : организационный аспект : методическое пособие : доп. Министерством образования и науки РФ  - Москва : 2004.
  2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задерж-кой психического развития, - М., 2003.
  3. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.
  4. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого- педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002.
  5. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.

11



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

«Юные исследователи»

2019-2020г.

Срок реализации проекта: 1 год

  1. Пояснительная записка

         Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства, познавательно исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.). Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основана работа, проводимая по программе «Юные исследователи». Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями.

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

 5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.

- Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

- Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

 - Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. - Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности.

Старший дошкольный возраст

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи.

Материал

Сентябрь

1Водичка, водичка»

2.«Свойства воды»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.

Воздух, где он?

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

 

 Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием

Бумага для аппликации

Октябрь

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса.

Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.

Ноябрь

1.«Чем пахнет вода?»

2.«Есть ли у воды вкус?»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая.

Емкости с водой, красители.

Легкий – тяжелый.

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Декабрь

«Игра в прятки»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность

Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

«Играем с красками»

Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка; салфетка; лист бумаги.

«Что звучит?»

 Учить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Январь

«В каком стакане лед быстрее растает»

Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду.

3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

«Лед легче воды»

Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: плавает – не тонет, тает.

Ванночка с водой, кусочки льда.

Пузырьки – спасатели.

 Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Игровой материал: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Февраль

«Радуга»

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Словарь: радуга, «дуга», солнечный луч

Зеркало, тазик с водой

«Превращение в воду»

Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровье сберегающие навыки.

 Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая.

Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)

«Пар – это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

Словарь: пар, кипяток, поднимается вверх.

Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

Март

«Что вода размочит быстрее?»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках.

Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь

Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

Мы – фокусники.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Игровой материал: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

Апрель

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

«Мыло-фокусник»

Продолжать знакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.

Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом

Словарь: теплая – прозрачная, пузыри воздуха, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету.

Ванночка с водой, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги.

Резина, его качества и свойства.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах резины: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Игровой материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Май

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»

Продолжать знакомить  со свойствами воды, предметами разной величины; развивать смекалку, любознательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Словарь: погружать, песочные часы; широкая труба просторнее, чем узкая;  вода поступает быстро в бутылку широким горлышком и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно – издает мелодичный звук.

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы.

«Друзья»

Познакомить с составом вода/кислород; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность; воспитывать интерес к данному эксперименту.

Словарь: пузырьки – это кислород; при движении воды пузырьков становится больше.

Стакан с водой; бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетки из ткани.

Пластмасса, его качества и свойства.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Игровой материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.