Классное руководство

Трунова Елена Васильевна

Я - классный руководитель 6 "Б". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие патриотического направления на тему:

«Символы России»

Цель: - изучить основные этапы истории развития символики нашего  государства.

Задачи:  - познакомить учащихся с основными элементами и атрибутами государственной символики, а также с главными символами государства;

- возродить утраченный интерес к государственной символике;

- воспитывать уважительное отношение учащихся к символам и эмблемам своего государства;

- развивать воображение и творческие способности, умение обосновывать свою точку зрения, и делать вывод с изученного материала;

- формировать у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев.

Оборудование: плакаты с изображением флага и герба РФ, Конституция РФ, текст гимна, медиапроектор, рисунки и поделки учащихся по данной теме.

Музыкальные клипы:  «С чего начинается Родина?», «Перезвон», «Гимн Российской Федерации».

Предварительная подготовка: Поскольку учащиеся уже имеют представление о символах России им дается задание представить декоративно-прикладные работы по теме:  «Символы РФ», которые помещаются на обзорную доску и их обсуждение проходит в процессе мероприятия.

Ход мероприятия:

Звучит мелодия: «С чего начинается Родина»

                             ( слайд № 1 – карта России)

1-й ученик: - Что значит Родина моя»? –

                       Ты спросишь. Я отвечу.

                       Сначала тропочкой земля

                       Бежит тебе навстречу.

2-й ученик:  - Потом тебя поманит сад

                       Душистой веткой каждой.

                       Потом увидишь стройный ряд

                       Домов многоэтажных

1-й ученик:   - Потом пшеничные поля

                        От края и до края

                         Все это – Родина твоя,

                         Земля твоя родная.               (Н. Полякова)

Учитель: Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.

2-й ученик: Взгляну на карту, грудь заходится:

                      Россия! Вон как велика!

                      - Откуда ты? - узнать захочется,

                      Но тайну спрятали века….

Учитель:        Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.

       

  - Какие символы России вы можете назвать?   (Ответы детей)

( Слайд 2, 3, 4)

Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь  

        Каждый из вас по-своему прав, так как символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.

(Слайд 5)

У вас на столах Конституция РФ давайте откроем статью 70.

          (Один из учащихся по желанию зачитывает)

(Слайд 6)

1-й ученик: Имеет флаг, и гимн, и герб

                      Российская держава

                      И, как все символы, они

                      Жизнь нашу отражают

Учитель: Каждый день мы встречаем изображение Герба на печатях, на монетах и т.д., Государственные Флаги, как важнейшие атрибуты государства развеваются над разными муниципальными и другими учреждениями, государственный гимн звучит перед началом любого официального мероприятия.

        На первый взгляд, кажется, что мы много знаем об отличительных знаках нашего государства.

(И ваши работы еще раз это подчеркивают, давайте обратим на это внимание. Обсуждение по выставке поделок и рисунков).

Учитель: На самом деле, как история нашего государства увлекательна и сложна, так и история появления государственных символов представляет для нас особый интерес.

        Давайте попробуем проникнуться не только историей возникновения наших символов, но и понять тайну, заложенную  в их основании. Ведь почему-то наши герб, флаг и гимн выглядят так, а не иначе?!

Изучение герба Р.Ф.

2-й ученик: Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов, семей. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность тому или иному государству.  

(Слайд 7)

Учитель: Каждый герб состоит из элементов, раскрывающих его значение. Я предлагаю вам познакомиться со значением некоторых элементов гербов и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны:

Лев – «властная сила»

Корона – власть, благородство.

Конный всадник – победа.

Орел – сила, власть, величие.

Меч – военная слава, могущество.

Скипетр и держава (символы царской власти) – твердая центральная власть.

- А теперь внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:

Какого элемента (из перечисленных) нет на нашем гербе? (Ответы детей)

 - А какой элемент присутствует на гербе РФ, но его нет в перечне (Ответы детей)

1-й ученик: 30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе  РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

2-й ученик: У России величавой

                      На гербе орел двуглавый,

                      Чтоб на Запад и Восток

       Он смотреть бы сразу мог.

       Сильный, мудрый он и гордый,

       Он - России дух свободный!

1-й ученик: Двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.

2-й ученик: Спокоен за наше Отечество,

 Его охраняет не год –

 Двуглавый орёл человечество

 России на крыльях несёт.

 В когтях его скипетр с державой,

 Корона венчает его.

 Увенчан он русскою славой

 Единством народа всего.

1-й ученик: Как символ Европы и Азии,

Украшен медалью златой,

Копьем поражает дракона

Георгий – наш всадник святой.

Наш герб – крепленье Отечества,

Оплот он богатства его.

Пусть помнит Руси человечество –

Святыня дороже всего.

Учитель: Ребята, видите наш герб не просто картинка с орлом. В каждом цвете, в каждом элементе нашей государственной символики заложена идеология, сущность нашего государства. Здесь мы видим и бескрайние просторы нашего Отечества, и непобедимость духа нашего народа, и все то,  от чего сердце русского человека начинает биться чаще.

- Зачем нужен герб?  (ответы детей)

2-й ученик: Использование герба не может быть произвольным. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости-туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

 Учитель: С 1991 г. Над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция Президента всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье гордо развивается один из важнейших символов России – трехцветный флаг.. А после принятия Закона о Государственном флаге в декабре 2000 г. У него появился «День рождения» - 22 августа,  День Государственного флага Российской Федерации.  

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание, закончив стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага, определите, о каком цвете в них говорится.

  (Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете…. 

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в …. 

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знамением Победы ярко….

(Слайд 8)

Учитель: Рассмотрим изображение государственного флага РФ – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя- красного.

1-й ученик: Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки.). Так появилось слово «знамя».

(Слайд 9)

Учитель: Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр I «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.

(Звучит мелодия «Перезвон». Учащиеся читают стихотворение М.Н. Шереметьева «Наш флаг»)

2-й ученик: Из трех полос:

                      Из белой, синей, красной.

                      Еще Царь Петр его вознес

                      В красе торжественной и ясной.

1-й ученик: Белая

 Бел – Белый Царь в России Белой

 И чист был снег ее полей.

 С душою чистой, с чистой верой,

 Была Россия всех сильней.

 Но пронеслась над ней невзгода,

 Ее сдавил тяжелый гнет,

 Но в сердце русского народа

                Идея белая живет.

 2-й ученик: Синяя

То небо Родины прекрасной,

То цвет ее глубоких рек.

 Ее красой, простой и ясной.

 Был счастлив русский человек.

 И в ней, бескрайней и свободной,

 Синела даль ее степей.

 И кроме Волги многоводной,

 Она имела семь морей.

 Нежна, прекрасна середина

 На нашем флаге с давних дней,

 То нежность преданного сына

                  К Великой Матери своей.

  1-й ученик: Красная - Она идет по низу флага

и так же манит взор к себе –

То кровь от Рюрика-варяга,

За Русь пролитая в борьбе.

Та кровь была, как цемент славы

Той, что по миру разнеслась,

В созданье Северной Державы

Она недаром пролилась.

И отзвук той далекой славы

Века векам передадут,

И кровь Гангута и Полтавы

         На флаге годы не сотрут.

Учитель: Судьба бело-сине-красного флага была драматична, в апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был учрежден Красный флаг

(Слайд 10)

Поэт Н.Тихонов, так написал о флаге красного цвета

                        2-й ученик: В нем - населению земли привет, -

И проще в мире флага нет;

В нем - нашей славы жаркий цвет,-

И жарче в мире флага нет;

В нем - нашей силы суровый свет,-

Посильнее флага в мире нет;

В нем - правда, наших бардовых лет, -

                                               Правдивей флага нет! 

(Слайд 11)

Учитель: После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе  исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года  после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и после подписания Президентом России. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т.д.

1-й ученик: Помимо государственного флага РФ есть еще два особых знамени. Первое - знамя Вооруженных Сил России, представляющее собой красное полотнище. Это Знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над Рейхстагом, как знак взятия Берлина. Второе знамя – это знамя Военно-Морского Флота. Российскому Военно-Морскому Флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

 

Учитель: Часто на праздниках военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

 - Как называется эта песня? (ответы детей)

(Слайд 12)

2-й ученик: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ государства такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Учитель:  - Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Как вы думаете, почему?  (ответы детей)

-  Гимн является самым общедоступным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному на разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость показать свою государственную принадлежность, может восполнить это, исполнив свой гимн.

  - Ребята, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (ответы детей)

1-й ученик: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

Учитель: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его музыку знают и уважают во всем мире, она рождает гордость за нашу страну.

-  Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто любит свою Родину и гордится ею.

(Звучит Гимн Российской Федерации – все встают)

Учитель: Как вы знаете, герб, флаг есть не только у государства в целом, но и у каждого его субъекта. Каждый район, область край         имеют свою символику. Мы с вами живем в с. Труновском, Труновском районе, Ставропольском крае и наш край и наш район  имеют свою символику.

(Слайд № 13, 14, 15)

Описание

Герб Ставропольского края представляет собой геральдический щит с обрамлением. Геральдический щит разделён по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне помещён главный элемент исторического герба Ставропольской губернии, утверждённого в 1878 г., - на вершине серебряной горы изображение крепости, к воротам которой ведёт дорога. Над воротами изображение пентаграммы (пятиугольник) как символа защиты и охраны. В нижнем поле щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставрополья. В левой части карты, на месте расположения города Ставрополя, изображение прямого креста белого цвета. От него влево и вправо прочерчена линия, обозначающая сорок пятую параллель северной широты, на которой расположен город Ставрополь и которая пересекает территорию края. Щит обрамлён венком из листьев дуба и пшеничных колосьев. Венок переплетён лентой с цветовой гаммой Государственного флага Российской Федерации. Композицию венчает изображение двуглавого орла - главной фигуры Государственного герба Российской Федерации.

В сентябре 2006 года руководство района обратилось к художнико С.Е.Майорову с просьбой разработать флаг и герб для района. 26 декабря 2006 года Совет депутатов Труновского района утвердил разработанные С.Е.Майоровым проекты.

Герб: "рассечённый лазорево-червлёный щит с золотой о шести зубцах главой, обременённой червлёным колосом. Под ней две перекрещенные серебряные пики остриями вверх, а под ними в фокусе серебряная слеза (капля)".

Красный и синий цвета символизируют географическое положение района на границе области Войска Донского и Азово-Моздокской оборонительной линии (терских казаков). Пики - традиционное казачье оружие, они также символизируют то, что в Труновском районе донские и терские казаки "держат границу на замке". Капля символизирует Правоегорлыкский канал с его мелиоративной сетью. Зубчатая глава символизирует военную историю крепости, её шесть зубцов - шесть муниципальных образований внутри района.

Флаг повторяет композицию герба. Полотнище разделено по-вертикали на синюю и красную части, что символизирует географическое положение района на границе области Войска Донского и Азово-Моздокской оборонительной линии (терских казаков), на фоне этих частей изображены две пики - традиционное казачье оружие - и белая капля (слеза). Скрещенные пики символизируют также, что в Труновском районе донские и терские казаки "держат границу на замке". Капля символизирует Правоегорлыкский канал с его мелиоративной сетью. В верхней части полотнища зубчатая жёлтая полоса, на которой красный колос. Полоса символизирует военную историю крепости, её шесть зубцов - шесть муниципальных образований внутри района.

(Слайд № 16, 17, 18)

  • Белый цвет (серебро) — символ благородства, чистоты, справедливости, великодушия, а также мира.
  • Красный цвет символизирует жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту и труд.
  • Жёлтый цвет (золото) — символ урожая, изобилия и плодородия — аллегорично показывает развитый аграрный сектор экономики. Вместе с тем, золото символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, а также свет и духовность.

Коллективная творческая работа « Герб дружбы».

Учитель: Давайте придумаем герб нашего лагеря.

Выбираем:

1. Форму герба.

2. Символы.

3. Цветовые сочетания.

Заключительное слово учителя:

Ребята, мы с вами расширили знания о символике современной России, нашего района  и края. Теперь мы знаем, символы государства – герб, флаг и гимн – есть непреходящие ценности, и поэтому они должны уважаться и оберегаться каждым человеком, независимо от возраста, национальности и вероисповедания. Ведь современные символы имеют долгую историю, они прошли тяжелый путь, но в трудностях лишь подтвердили свое предназначение: воспитывать в человеке патриотизм, гордость за землю своих предков, поднимать веру в себя и свой народ, помогать строить светлое будущее своей страны, а значит и будущее каждого человека в отдельности. Россия - наша Родина, мы – россияне и обязаны знать ее символы, ведь уважение к государственным символам – это уважение к своей стране. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас.

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  внеклассного мероприятия

«Выстоять и победить!»

Тема: «Выстоять и победить!»

Цель: Формировать знания о героическом подвиге ленинградцев в  

             период Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.  Формировать знания о событиях блокадного периода города Ленинграда.

2.  Расширять знания о Великой Отечественной войне.

3.  Воспитывать чувство патриотизма на примере стойкости и мужества

     ленинградцев.

4.  Развивать идеи патриотизма и преданности Отечеству, идею стойкости

     и мужества русского народа.

5.  Применять принцип научности и доступности.

Продолжительность мероприятия: учебный час.

Планируемые результаты:  Это мероприятие поможет проникнуться чувством сострадания и восхищения к защитникам города Ленинграда, закрепит чувство долга перед героями войны. Поможет в воспитании патриотических чувств. Слово «Родина» будет приобретать в мыслях и чувствах конкретный характер, вызывать живые образы. Это очень важно для воспитания у молодого поколения чувства долга перед Родиной.

Ход мероприятия:

Учитель: Великая Отечественная война – это страницы героического прошлого нашего народа. 27 миллионов советских людей отдали свою жизнь за свободу и будущее своей страны. Сегодня мы будем говорить о героическом подвиге жителей города Ленинграда, о стойкости и мужестве ленинградцев. В советский период город  Санкт – Петербург назывался – Ленинград.

               ( Показ слайдов о современном городе)

 Ученик: Город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из красивейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли великолепно сочетаются с чёткой планировкой проспектов и площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов.

 Ученик:     Июнь. Тогда ещё не знали мы

        Со школьных вечеров к Неве шагая,

        Что завтра будет первый день войны,

        А кончится она лишь в 45-ом в мае.

        И песня над родной неслась Невой.

        Мы шли навстречу утру и смеялись.

        Не знали мы ещё тогда с тобой,

        Что с детством мы и с юностью прощались.

            ( Звучит песня «Священная война» )

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровские войска вторглись на территорию нашего государства. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, истребить большую часть нашего народа, а остальных превратить в рабов. Наступали фашисты в трёх направлениях: северном, центральном и южном. Группа армий «Север»         8 сентября  захватив Шлиссельбург, блокировала Ленинград. Ужасную участь готовил этому городу Гитлер. В секретной директиве немецкого военно- морского штаба      «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года говорилось:

                               (Читается выдержка из директивы.)

Ученик: « Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования  этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город, и путём обстрела  из артиллерии всех калибров  и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Учитель: Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы: 40 дивизий, 1000танков, 1500 самолётов. Немцев поддерживала 200- тысячная финская армия, «голубая дивизия» из Испании, легионы Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Г.К.Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал:

        ( Читается отрывок из книги.)

Ученик: « Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьёзным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, и израсходовать при этом стратегические резервы, которые готовились Ставкой для защиты столицы. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот».

Ученик:       Если ты не хочешь отдать

        Немцу с чёрным его ружьём:

        Дом, где ты жил, семью и мать,

        Всё, что Родиной мы зовём.

        Знай, никто твой дом не спасёт,

        Если ты его не спасёшь.

        Знай, никто его не убьёт,

        Если ты его не убьёшь.

Учитель: На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город – крепость. В нём построили 35километров баррикад, 4170 дотов, 22.000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противоздушной обороны; на заводах и фабриках – отряды  по их охране; оборудованы медпункты, организованы дежурства.

Ученик:      В далёком тревожном военном году,

                     Под гром батарей, у Земли на виду,

        Стояли  со взрослыми рядом

                      Мальчишки у стен Ленинграда!

        На парте осталась раскрытой тетрадь-

        Не выпало им дописать, дочитать,

        Когда навалились на город

        Фугасные бомбы и голод.

Учитель: Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. При налётах вражеской авиации на крышах домов вместе со взрослыми дежурили школьники. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

                          ( Входят два мальчика)

Ивашов: Ну, Крашилин, я посчитал, мы с тобой 12 бомб затушили!

Крашилин: Я сначала растерялся. Слышу шум самолёта, потом какой-то свист, вижу, что плюхнулось две зажигательных бомбы. Ты кричишь: «Хватай!» А я стою как вкопанный. Хорошо, что ты подбежал!

Ивашов: А я как во сне, схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. Потом другую, третью, четвёртую. Гляжу, ты помогаешь. Куда и страх пропал!

Крашилин: Я ещё три песком забросал. Можно сказать, что «часовые ленинградских крыш» приняли боевое крещение! Пошли на отдых, наша смена закончилась.

Учитель: Ленинградским фронтом командовал маршал Советского Союза Л.А.Говоров. Из Ставки срочно был командирован в Ленинград Георгий Константинович Жуков. Командование Балфлота за короткий срок передало шесть бригад морской пехоты  на усиление Ленинградского фронта. Флот и фронт создали мощную дальнобойную контрбатарейную группу. Важную роль играла противовоздушная оборона.

 Гитлер торопил командующего группой армий «Север» овладеть Ленинградом и высвободить 4-ю танковую группу для переброски их на Московское направление в состав группы армий «Центр». Несмотря на все принятые меры, увещевания и угрозы, разгромить советские войска фашисты так и не смогли. Гитлер был в бешенстве.

Войска Ленинградского фронта и Балтийского флота своим героическим упорством и активными действиями обескровили, измотали противника.

Жители города старались помочь фронту.                      

                (Входят тимуровцы – 3 мальчика и девочка)

1-й мальчик: Давайте, ребята подведём итог нашей работе. Коля, тебе слово.

2-й мальчик: Ребята из моей бригады проверяли светомаскировку, затемнение окон. Проходили квартиры и спрашивали цветной металл. Завтра пойдём на рытьё окопов.

1-й мальчик: Много собрали цветного металла?

2-й мальчик: Достаточно. Сразу отнесли его на оружейный завод.

3-й мальчик: Интересно, сколько из нашего металла сделают патронов и снарядов?

2-й мальчик: Это будет привет фашистам от нас!

1-й мальчик: А как работала вторая бригада?

3-й мальчик: Мы собирали бутылки для зажигательной смеси. Взрослые говорят, что «стеклянных гранат» изготовили более миллиона и отправили в воинские части.

1-й мальчик: Вот бы увидеть, как ими наши солдаты фашистские танки поджигают! А что у тебя в бригаде, Женя?

Девочка: Мы с девочками ходили в госпиталь, там мыли полы, кормили с ложечки тяжелораненых. Ещё девочки собирали посуду для госпиталя, книги, газеты. Потом мы под диктовку писали от бойцов письма родным, читали им газеты, книги. А ещё, я думаю, надо раненым устроить концерт.

1-й мальчик: Это хорошая мысль.  Ещё я хотел сказать, что надвигаются холода и на фронте нужны тёплые вещи. Надо обойти знакомых и собрать варежки, носки, свитера для фронтовиков. Если девочки умеют вязать, то пусть свяжут. Спрашивайте также мыло, карандаши, блокноты. Приготовим посылки. Вы согласны? Пойдём и сообщим об этом другим ребятам.

Ученик: На Ленинград обхватом с трёх сторон

                Шёл Гитлер силой 40 дивизий,

        Бомбил, он артиллерию приблизил,

                Но не остановил ни на мгновенье

                Он сердца ленинградского биенье.

                И видя это, разъярённый враг,

                Предполагавший город взять с разбега,

                Призвал на помощь и Мороз, и Мрак.

                И те пришли, готовые к победам.

                И третий, Голод, шёл за ними следом.

                    ( показ слайдов о военном Ленинграде)

Учитель: В первые дни блокады фашисты уничтожили бодаевские  склады с продовольствием. С каждым днём  в городе таяли запасы  продуктов. Рабочие и инженерно – технические работники  получали в день всего 250грамм хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – 125грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Самое тяжёлое время было в городе зимой 1941-1942года. В городе не было электроэнергии и топлива. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, автобусы, троллейбусы. На работу ходили пешком по занесённым снегом улицам.

Ученик: Многие знают печальную историю 11-летней школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те горькие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.

- «Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. 1941г.»

- «Бабушка умерла 25 января в 3ч. дня 1942г.»

- «Лёка умер 17 марта в 5ч. утра 1942г.»

- «Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля.1942г.»

- «Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»

- « Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942г.»

- « Савичевы умерли».

- «Умерли все».

- «Осталась одна Таня».

Ученик: Этот дневник на процессе Нюрнбергском

                Был документом страшным и веским.

                Плакали люди, строчки читая,

                Плакали люди, фашизм проклиная.

                Танин дневник – это боль Ленинграда,

                Но прочитать его каждому надо.

                Словно кричат за страницей страница:

               «Вновь не должно это всё повториться!

Ученик: При первой  же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она, вскоре, умерла.

Учитель: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вспоминает Ольга Николаевна Тюлева:

Ученик: «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

Учитель: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Но город не сдавался. На заводах работали женщины, старики и подростки. Только в 1941 году Ленинград дал фронту:

713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3 тысяч полковых и противопожарных пушек, около 10 тысяч миномётов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, 80 тысяч реактивных снарядов и бомб. Во втором полугодии выпуск боеприпасов увеличили в 10 раз. В городе жили, работали и творили.

Дмитрий Шостакович написал 7-ю симфонию в осажденном городе. Чтобы её исполнить, собирали музыкантов по всему ленинградскому фронту.

Ученик: Страна не забыла своих героев. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в город продукты и другие  важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших ленинградцев. Сколько людей спасла от смерти эта дорога! Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни». Когда партизаны, сражавшиеся в глубоком вражеском тылу, узнали, как голодают ленинградцы, они собрали по деревням продукты и отправили через линию фронта обоз из 233 подвод по «дороге жизни».

Ученик: Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

                Дорогой жизни многих к многим.

                Ещё не знают на земле

                Страшней и радостней дороги.

Ученик: Днём и ночью над ледовой трассой Ладоги патрулировали советские самолёты, героически отражая атаки вражеской авиации. Среди защитников  «Дороги жизни» был Семён Горгуль. Однажды группа «мессершмиттов» пыталась прорваться к дороге. Ей наперерез устремился «ястребок», ведомый С. Горгулем. Отважный лётчик сбил один вражеский самолёт, но трассирующие пули достигли истребителя. Тяжело раненный лётчик сумел невероятным усилием воли вывести самолёт из пике и приземлился на снежное поле. Гитлеровские лётчики, радуясь удаче, стали расстреливать краснозвёздную машину. На льду Ладоги рядом со сгоревшим самолётом нашли тело погибшего героя. Раненный в обе ноги, он истёк кровью. Рядом с ним лежал открытый блокнот с прощальной запиской, написанной кровью: «…Я умираю, но знаю, что мы победим. Я честно выполнил свой долг. Прощайте, друзья! Прощайте, ленинградцы!»

        ( Звучит песня «Тёмная ночь» из к-ф «Два бойца»)

Ученик: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, а также бессмертный подвиг жителей города, 22декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 15249 детей – юных защитников Ленинграда,  представили к этой награде.

Среди воинов, защищавших город, были наши земляки.

Ученик: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду в январе 1943 года. Воинов этих фронтов разделяло 15-20 километров болотистой земли  у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. На песчаных холмах установили артиллерийские батареи. Вокруг холмов они врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли  засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. Но воины – ленинградцы ринулись через Неву, скованную льдом, преодолели ледяной вал и ворвались в укрепление противника. 13 января ленинградцы и волховцы встретились. Они обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землёй. Образовался коридор 8-11 км. Это значило – ленинградцы больше не будут умирать от голода. Была построена узкоколейная железная дорога, по которой в Ленинград поехали поезда с сырьём и продовольствием.

Учитель: Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 гола войска Ленинградского и Волховского фронтов, при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан, начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65 – 100 км. от города. Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады.

900 героических дней выдержали ленинградцы.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик:  Такого дня не видел Ленинград!

                 Нет, радости подобной не бывало.

                 Казалось, что всё небо грохотало

                 Приветствуя великое начало

                 Весны, уже не знающей преград.

                 Гремел неумолкаемо салют

                 Из боевых прославленных орудий.

                 Смеялись, пели, обнимались люди.

Ученик:  Улицы, заборы, парапеты,

                 Толпы, толпы, дым над головой.

                 Северным сиянием победы

                 Озарилось небо над Невой.

                 Гром орудий, но не грохот боя.

                 Лица, лица, выраженье глаз…

                 Счастье, радость, пережить такое

                 Сердцу удаётся только раз.

                 Слава вам , которые  в сраженьях,

                 Отстояли берега Невы.

                 Ленинград, не знавший пораженья,

                 Новым светом озарили вы.

                 Слава и тебе, великий город,

                 Сливший воедино фронт и тыл.

                 В небывалых трудностях,  который

                 Выстоял, сражаясь, победил!

Литература:

1. Алексеев.М.Н., Бондарев Ю.В. «Подвиг Ленинграда» М.1987г.

2. Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» М. 1975г.

3. Кондратьев В.А., Политов З.Н. «Говорят погибшие герои» М.1986г.



Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 8 марта

  "Рыцарский турнир"

Цель: способствовать воспитанию доброжелательных отношений между девочками и мальчиками, прививать этические нормы поведения.

Оборудование:

 2 стеклянных стакана, 2 чайных ложки, секундомер, листочки  с названиями видов военной техники (по количеству мальчиков), игра "Дартс", бумажные сердечки с именами девочек в классе, вареные овощи (картофель, морковь), дольки чеснока, чай, хлеб, листочки с ролями для сценки.

Форма проведения: конкурсная программа.

Ход мероприятия

Ведущая: Приглашаем всех мальчиков принять участие в рыцарском турнире!

Ведущая:

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться!

Ведущая:

Чтобы получить почетное право участвовать в нашем турнире, надо правильно ответить на вопросы:

1. В какую эпоху появились рыцари? (Средневековье)

2. Сколько весили доспехи рыцаря? (35 кг)

3. Как называлось жилище рыцаря? (замок)

4. Кого в былинах называют главным богатырем на Руси? (Илью Муромца)

5. Сколько было мушкетеров в знаменитом романе А.Дюма? Как их звали?

6.Как называется повар на корабле? (кок)

7.Сколько лошадей в эскадроне? (100)

Ведущая:

Начинаем конкурсы для настоящих рыцарей.

Конкурс "Подготовка к штурму"

Бесшумно пробраться к замку, так, чтобы никто не заметил - задача сложная. Ваша задача: опустить ложку в стакан без шума. У кого лучше получится, тот и готов к штурму замка.

Ведущая:

Конкурс под девизом:

"Перчатку вызова бросаю, на честный бой вас вызываю".

Условия: пройти спортивные состязания.

1. приседания за 20 секунд (кто больше сделает).

2.прыжки на скакалке за 20 секунд (кто больше сделает).

3. прыжки с места (кто дальше прыгнет).

Ведущая:

Конкурс "Знатоки рыцарской техники"

Задание: изобразить с помощью жестов, движений и звуков какой-то вид военной техники.

1.танк.

2.бомбардировщик.

3.вертолет.

4.зенитная установка.

5. крылатая ракета.

6. подводная лодка.

7. бронетранспортер.

Ведущая:

Конкурс "Любовное послание".

Задание: написать письмо своей даме сердца, продолжив начало стихотворения. А сначала попасть "стрелой" в сердечко с именем дамы (игра "Дартс").

1. Твои глаза, как два алмаза...

2. Твой голос, как серебряный ручей...

3. Твое лицо прекрасно, как фиалка...

4. Изгиб бровей, как чайка над водой...

5.Ты хороша, как звездочка в ночи...

6. Твой гибкий стан, как белая березка...

7. Очи твои ясные, как изумруды прекрасные...

Ведущая:

Конкурс "Актерское мастерство" (сценка - экспромт)

Выделенные слова в тексте и есть роли для мальчиков. Каждый из вас выбирает себе роль в нашем театре и сыграет ее.

Дворец. Во дворце на троне сидит принцесса. Входит прекрасный принц. Посылает принцессе воздушный поцелуй. Начинают любезничать. В это время в окно влетает злобный дракон с тремя головами и огромным хвостом, хватает принцессу и улетает. Принц отправляется спасать невесту, седлает своего коня и стрелою несется к пещере  дракона. Тучи закрывают солнце, тревожно скрипят деревья, ветер сбивает коня с ног и мешает принцу подойти к пещере. Появляется дракон. Три его головы извергают пламя и дым. Начинается битва. Принц срубает первую голову, вторую, третью. Тело дракона бьется в судорогах, хвост мотается из стороны в сторону. Выбегает принцесса, спотыкается о хвост и чуть не падает. Принц подхватывает ее. Они возвращаются домой.

Подведение итогов.

Награждение.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

По технике безопасности и правилам поведения в кабинете географии.

Каждый ученик обязан:

  1. Достойно и культурно вести себя в кабинете и за его пределами;
  2. Придерживаться правил общественного общежития; проявлять уважение к учителю и своим одноклассникам;
  3. Заботиться об эстетическом виде  кабинета, поддерживать его в чистоте и порядке;
  4. Помнить, что ученик и его родители несут имущественную ответственность за порчу мебели и оборудования кабинета;
  5. Без разрешения учителя запрещается открывать окна и двери, включать электроприборы.

ПАМЯТКА!

В случае возникновения пожара – звони 01 и соблюдай следующие правила:

  1. Если нужно пройти через горящее помещение, то накройтесь с головой мокрым одеялом, куском мокрой ткани или плащом;
  2. Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени;
  3. Через сильно задымленное помещение лучше всего двигаться ползком;
  4.  Если на вас загорится одежда, не нужно бежать - это больше раздует пламя. Лучше лечь на землю и, перекатываясь, сбить пламя.

Права и обязанности участников санитарного поста:

Участники классного санпоста!

  1. Ведут ежедневный учет посещаемости и пропусков занятий, контроль за санитарным состоянием учебных помещений.
  2. До начала уроков проверяют внешний вид и соблюдение правил личной гигиены учащимися в период пребывания в образовательном учреждении (сменная обувь, мытье рук перед едой, и т.д.)
  3. Своевременно сообщают медицинскому работнику о нарушениях эпидемического режима (появление больных ОРВИ, гриппом, другими инфекциями)
  4. Оказывают первую медицинскую помощь при микротравмах. В каждом классе у классного руководителя должна быть аптечка, включающая следующие медикаменты: стерильный бинт, лейкопластырь, йод, раствор бриллиантовой зелени.
  5. Участвуют в организации внеклассных мероприятий, акций, Дней здоровья, конкурсов, агитбригад для учащихся, родителей, педагогов по санитарно-эпидемическому просвещению, профилактике социально-опасных болезней, в поддержку здорового образа жизни. Обеспечивают шефство над младшими школьниками.

Задачи санпоста:

  1. Санпост осуществляет комплекс мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, формированию у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения в окружающей среде, установок на ведение здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения.
  2. Организует ежедневный контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены в образовательном учреждении.
  3. Ведет информационно-просветительскую работу с учащимися и родителями по вопросам профилактики социально-негативных явлений в семье, сохранения первых признаков девиантного поведения у детей и подростков, формирование навыков «здорового питания».
  4. Активно участвует в деятельности органов школьного самоуправления и инициирует организацию детского волонтерского движения в поддержку здорового образа жизни.