Методическая копилка - в помощь учителю.
Все, что может пригодиться в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Загадки к теме "Полезные ископаемые"
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте… (Руда)...
Без труда
Не добывается в шахте… (Руда)
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
(Янтарь)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)...
"География как наука"
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)
Он стоит на тонкой ножке
В кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь-нет,
Уместился целый свет!
(Глобус)
В четырёх бочках шесть китов засолено.
(Земля: Океаны и Материки)
Круглая бочка
333 ободочка. (Земля и параллели)
Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг. (Экватор)
Там всегда бывает лето –
В сентябре, в апреле.
И длинней окружность эта
Прочих параллелей.
Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!» (Экватор)
Сверху полюс, снизу полюс.
Посредине жаркий пояс. (Экватор)
Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны Пролегли … (Меридианы)
Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет. (Компас)
Возьми, дружок,
Меня в поход! Со мной никто Не пропадёт!
Дорогу Точно укажу! Куда идти,
– Всегда скажу! (Компас)
Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? … (Параллели)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта)
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (Атлас)...
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой … (Африке)
Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит. (Австралия)
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в … (Австралии)
В море плавает сапог
Тыщи лет и не промок!
А на нем живет народ –
Кто его нам назовет? (Италия и итальянцы)...
Вот в окружении синих морей
Зелёный плывёт сапожок.
В нём, на подарки на Рождество
Или на Новый год,
Спрятано сразу столько всего,
Что не объедешь за год:
Города старинные,
Реки и каналы,
Рощи апельсинные,
Яхты, карнавалы,
Горы и так далее…
И это всё – … (Италия)
Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет… (Юг)
Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – … (Город)
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – … (Столица)
С городом этим Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся … (Столица)
Территории страны
Вы, ребята, знать должны,
Чтобы письма всем писать,
Чтоб посылки отправлять.
Есть Рязанская, Тверская,
А у вас она какая? (Область)...
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас … (Евразии)
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом! (Антарктида)
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям, Как прекрасна… (Антарктида)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (Остров)
На кольцо похож тот остров,
Нам попасть туда не просто.
Но на карте я нашёл
Тот коралловый… (Атолл)
Нам на уроке рассказывал
Ваня: Остров коралловый есть в океане,
Форму кольца он когда-то обрёл,
А называется остров – … (Атолл)
На уроке я узнала,
Где в морях растут кораллы.
В форме сушки остров есть –
Назови его нам здесь. (Атолл)
Эти супер водоёмы
Все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире
Их немного – лишь четыре! (Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый)
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной. (Айсберг)
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое. (Море)...
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (Байкал)
Я широка, я глубока,
Я отражаю облака,
Держу я путь издалека –
Текучая … (Река)
Я не молчу, я хлопочу,
Колёса мельницы верчу,
И лодок лёгкие стада
Несёт моя вода. (Река)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьётся
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…. (Река)
Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я… (Река)
Два брата удалых в пучину вод
Глядятся всё, да только вот досада –
Им не сойтись вовек…
И вот, два брата,
Встречают порознь закат… восход… (Два берега)
Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием… (Исток)
Назови речное ложе. Сам не знаешь?
Друг поможет. (Русло)
Здесь отгадать вы поможете мне
Яму глубокую в речке на дне.
Важный секрет я открою вам тут:
В ней, по преданиям, черти живут. (Омут)
Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег! (Гора)
Чтоб ту кручу покорить,
Альпинистом нужно быть.
Ты ответь мне на вопрос:
Что за каменный утёс? (Скала)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится! (Вулкан)
Я даю определение:
В виде чаши углубление
На вершине у вулкана.
Думай, друг, сдаваться рано. (Кратер)
Земля задрожала, вулкан задымился,
Огонь из-под пепла и камня пробился.
И вот уж из жерла вулкана потёк
Расплавленной горной породы поток! (Лава)...
Позади аэродром.
Мы летим часа четыре.
Видим тундру под крылом,
А потом – леса Сибири.
Там зимой метёт пурга.
Этот хвойный лес – … (Тайга)
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур. (Тундра)
В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном. (Пустыня)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Электронные ресурсы по теме "Безопасный интернет"
- сетевичок.рф http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/ – Безопасный Интернет, интерактив, цифровой квест
- http://www.minjust.ru/nko/fedspisok - Федеральный список экстремистских материалов
- http://eais.rkn.gov.ru/ - ЕДИНЫЙ РЕЕСТР доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
- http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/ - Безопасный Интернет для детей
- http://detionline.com/ - Дети России онлайн
- http://www.internet-kontrol.ru/ - сайт для умных родителей
- http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html - Безопасность детей в интернете
- http://mediagvardia.ru/ - «МедиаГвардия» - федеральный проект, целью которого является объединение усилий интернет-пользователей для совместного выявления интернет-сайтов, сообществ и групп в социальных сетях, специализирующихся на распространении противоправного контента
- http://www.ligainternet.ru/ - Лига Безопасного Интернета
- http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/topic.php?SECTION_ID=12 - Лига Безопасного Интернета. Инфографика
- http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/ - Лига Безопасного Интернета. Родителям и педагогам
- http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652 - Материалы к урокам безопасного интернета
- http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=639 - Как обеспечить безопасность детей в интернете
- http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrol-interneta-obschenie-bez-riska.html - Родительский контроль Интернета
- http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.
- http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
- http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids – Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.
- http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
- http://www.oszone.net/6213/ - OS.zone.net - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».
Предварительный просмотр:
Самый "многострадальный" город края - Буденновск. Маджары, Карабаглы, Святой Крест, Прикумск - так именовался он на картах нашей Родины.
Самое "многострадальное" село края - Красногвардейское. С 1803 года его называли Медвежье, Евдокимовское, Молотовское.
Самый первый герб Ставропольской губернии был утвержден Сенатом России 5 июля 1878 года.
Самый молодой город в России - наш Ставрополь.
Наш Ставрополь - единственный из своих "тезок" дожил до наших дней, сохранив название.
Самая удивительная улица в Ставрополе - улица Суворова. Это единственная улица, на которой есть только одно жилое строение.
Самым высоким сооружением на Северном Кавказе была колокольня Кафедрального собора - около 90 метров, взорванная в мае 1943 г.
Самая высокая гора в Ставропольском крае - гора Верхний Джинал в Джинальском хребте (1542 м).
Самая высокая вершина Пятигорья - гора Главная горного массива Бештау (1400 м).
Самое низкое место в крае в русле реки Кумы на границе с Республикой Дагестан - всего 5 метров над уровнем Мирового океана.
Самая высокая гора Ставропольской возвышенности - гора Стрижамент (831 м).
Самая большая пещера края - Пятигорский Большой Провал. на дне его находится глубокое озеро с теплой минеральной водой. Экскурсанты посещают Провал через тоннель длиной 44 метра.
Самое большое богатство недр края - целебные минеральные воды.
Самые ветренные места края - Ставрополь, Невинномысск и Курсавка.
Самое холодное место - на Кабардинском хребте. Средняя июльская температура здесь не достигает и +15°C, а январская приближается к - 10°C.
Самое "сухое" место в крае - село Величаевское. Здесь за год выпадает всего 280 мм осадков.
Самое большое количество осадков за год выпало в 1932 г.в Кисловодске - 903 мм.
Самая малоснежная и теплая зима - в Кисловодске.
Самое глубокое водохранилище края - Сенгилеевское. Его глубина достигает 32 м.
Самая протяженная система каналов края - большой Ставропольский канал. Он подает воду горной реки Кубани в степную речку Калаус. Общая протяженность системы каналов составляет 480 км.
Самое большое водохранилище края - Чограйское. Его площадь - около 200 квадратных километров.
Самое сильное местное землетрясение в ХХ веке произошло 2 октября 1971 года вблизи поселков Цимлянского и Калюжного Шпаковского района. Сила его достигала 8 баллов.
Самая древняя отрасль промышленности - мукомольная. Терки для растирания зерна ученые находят в древних поселениях человека.
Самая некалорийная продукция пищевой промышленности - минеральная вода.
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №2
Методическая разработка
тематической экскурсии
по теме:
«Природное наследие с. Труновского Ставропольского края»
Вид экскурсии: тематическая автор: Шелухина Виктория
руководитель: Трунова Е.В.
с. Труновское
2018 г.
Тема экскурсии: «Природное наследие с. Труновского Ставропольского края».
Основная цель – привлечь интерес учащихся к истории и природным местам с. Труновского
Задачи:
- привитие интереса к истории своей малой родины;
-воспитание любви к природе;
- воспитание сопричастности к жизни своего народа, своей малой родины.
Маршрут экскурсии: Природные достопримечательности с.Труновского
- С чего начинается Родина?.
- в моем степном и песенном краю..
- Ландшафт с Труновского
- .Сказка моя родниковая
- .Человек проходит ,как хозяин. , необъятной Родины своей.
- Любить Родину – значит украшать землю, на которой ты живешь
Содержание экскурсии:
1 История.
2 Особенности географического положения.
3 Рельеф
4 Сказка моя родниковая.
5 .Человек проходит ,как хозяин. , необъятной Родины своей.
6 Любить Родину – значит украшать землю, на которой ты живешь
Общие организационные и методические указания.
Экспонат (объекты показа) | Время | Содержание (наименование подтем и перечень главных вопросов) | Организационные и методические указания |
Слайд №1 Фотографии села Труновского. | 2 мин. | Подтема: «С чего начинается Родина». . Здравствуйте меня зовут Виктория Шелухина приглашаю вас на экскурсию по природным достопримечательностям родного села Труновского
С чего же начинается Родина? Даль без края видим пред собой. Это наше детство, наша юность. Это все, что мы зовем судьбой. У каждого человека есть своя малая родина. Моя малая родина это село Труновское. Основано оно в 1825 году переселенцами из центральных губерний России. Первоначальное название села - Новогеоргиевское, в честь Георгия Эммануэля так числилось оно в документах, но было и народное- Терновское- от росшего здесь в большом количестве терновника. Свое нынешнее название оно получило в 1935 году в честь героя гражданской войны уроженца нашего села Константина Архиповича Трунова.
| Показ, рассказ. Лирическое вступление (строки из стихотворения П.Д. Белозерова) |
Слайд №2 Фотографии растительности села. | 2 мин. | Подтема: . Особенности географического положения с. Труновского Под знойным солнцем, Средь степи полынной, При шепоте степного ковыля, Под вой ветров растет, цветет и ныне Труновская богатая земля. Расположено наше село на север- западе Ставропольского края , в 66 км от краевого центра. Климат умеренно-контининтальный, .поэтому вы не увидите здесь пышной растительности .В лесополосах ,посаженных руками человека, растут орехи ,кульга. По оврагам много лоховника ,вяза, шиповника. В окрестностях села преобладают разнотравно-злаковые и полынно -злаковые степи- с солонцами и солончаками. Встречаются гусиный лук, ирисы, мышиный гиацинт, растения, занесенные в Красную Книгу: тюльпан Шренка, тюльпан Биберштейна, пион узколистный, безвременник яркий.
| Показ, рассказ
Лирическое отступление: Строки из стихотворения М . Гуреевой «Село родное» |
Слайд №3 Фотографии Ландшафта с Труновского | 2 мин. | Подтема« Ландшафт села Труновского» Территория с. Труновского когда-то была дном древнего Сарматского моря. Этим объясняется разнообразие рельефа нашего села: от равнины до возвышенности. Небольшие возвышенности, тянущиеся вдоль всего села, жители называют горами. На них можно увидеть наслоение и нагромождение ракушечника, которые имеют причудливые очертания, напоминающих животных, купола, пирамиды, обелиски, что отражается в названиях: Маймул, Чернолих, Гремучка, Лягушка(иначе Маслов) , Логачев курган. В окрестностях села залегают песок, глина, ракушечник, которые используют при строительстве. | Показ, рассказ Лирическое отступление: строки из стихотворения . П. Д. Белозеров «Мое село». |
Слайд №4 Фотографии рек прудов колодца и Право –Егорлыкского канала Труновского | 2мин. | Подтема: «Сказка моя родниковая». С Стоит село над речкой малой, Прудами светлыми омытое. В красе доселе небывалой, В садовой зелени сокрытое Так писал о селе Труновском наш односельчанин П.Д. Белозеров. Зеленым оно стало не благодаря богатым природным ресурсам( в окрестностях села протекает только одна небольшая речка Терновочка), а стараниям людей. Еще в 50-е годы 20-го века вдоль всего села были вырыты пруды, которые питались родниковыми водами. Эти пруды носили названия колхозов, на территории которых находились( Буденовка, Литвиновка), назывались по месту расположения( Северка), а также по фамилиям семей, живущих рядом( Макухин, Белозеров и т.д.). Сегодня все пруды в нашем селе спущены и ждут очищения. Грунтовые воды на территории села залегают на глубине от 1 до 15 м., что позволяло сельчанам в 19-20 вв. рыть колодцы. Называли колодцы по имени того кто их копал или жил рядом :Степанов . Зарубин, Алехин. Вода в них в основном была горько-соленаяи годилась только на полив . Колодцы с питьевой водой были редкостью(например, Сладкий колодец ) Некоторые колодцы сохранились до сих пор. Сегодня в каждый дом пришел водопровод, вода в который поступает из Право-Егорлыкского канала. | Показ, рассказ о водных ресурсах села. |
Слайд №5 Фотографии Сельскохозяйственных угодий села | , | Подтема: «Человек проходит , как хозяин . Необъятной Родины своей» Сегодня орошаемыми стали и большинство сельскохозяйственных угодий ,что дает возможность развиваться моему селу Основой экономики села Труновского является сельское хозяйство. Ведущими его отраслями , сложившимися под влиянием природных условий, являются растениеводство и животноводство. В растениеводстве ведущие место принадлежит зерновому хозяйству. Выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. Основная зерновая культура села- озимая пшеница. Помимо производства зерна в хозяйстве выращиваю сахарную свеклу, горох, подсолнечник, сою, кормовые травы. В небольших количествах возделывают картофель, овощи, бахчевые культуры. Колхозы Родина и Терновский, многие годы получают хорошие урожаи, несмотря на неблагоприятные природно- климатические условия: частые засухи, суховеи, пыльные бури.
| Показ, рассказ. О сельском хозяйстве села |
Слайд№6 Фотографии парка школы |
Подтема :Любить Родину – значит украшать землю ,на которой живешь. Люди научились противостоять капризам природы, и делая ее своим союзником. Улицы нашего села украшают не только привычные к засухе акации и вязы, но и липы каштаны, березы, рябины. В палисадниках у домов радуют глаз с ранней весны до поздней осени множество разнообразных цветов. На большой цветник похож двор нашей школы .где у каждого класса есть свой участок . С раннего детства мы понимаем ,что любить Родину –значит украшать землю ,на которой живешь. | Показ и рассказ о красоте села и школы |