Профилактика деструктивного поведения у детей в ДОУ»

Иванова Александра Валерьевна

В данной работе описывается опыт работы по профилактике деструктивного поведения в нашем ДОУ. С этим мтериалом выступила на районном семинаре педагогов-психологов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_23g.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Боханский детский сад N

«Профилактика деструктивного поведения у детей дошкольного возраста»

подготовила на муниципальный

семинар педагогов-психологов,

социальных педагогов

Иванова Александра Валерьевна,

педагог-психолог МБДОУ

 «Боханский д/с 1»

п. Бохан, 2023г.

В любой образовательной организации взрослые и дети связаны между собой системой социальных отношений.  В детском саду, где ребёнок проводит большую часть дня, социальные отношения являются первоосновой, сутью воспитательного и образовательного процессов. Состояние социальных отношений является фактором, способствующим или препятствующим достижению качественных образовательных результатов воспитанников.

    В современном мире вместе с расширением познавательной сферы у детей наблюдается сужение  сферы эмоциональной. Становится  все больше  детей,  которые испытывают трудности в общении со сверстниками, им сложно выразить свои эмоции, они не могут их контролировать, часто не способны правильно оценить настроение товарища. Часто среди детей  возникают  конфликты,  которые  они    не  знают, как  разрешать. Ребенок, который мало общается  со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать  общение,  быть  интересным окружающим,  чувствует  себя  уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости.

Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

    Как организовать профилактическую работу по предупреждению деструктивного поведения детей в группе сверстников?
Как научить детей не ссориться и мирно решать спорные вопросы?

Давайте разберемся в понятиях. Что такое деструктивное поведение?

Деструктивное поведение – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.

Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм.
    Для организации  контроля  состояния  социальной  среды  в дошкольных  группах я  в своей работе использовала  программно - методический комплекс «Социомониторинг Сервис», разработанный  Хабаровой Ольгой Ефимовной ( методист МОУ ГЦРО г. Ярославль)   Он  позволяет  не  только математически  точно рассчитать  показатели  социальной  адаптации, социальной  напряженности  в  группе,  но  и визуально  в  виде наглядного изображения  представить  состояние  социальной  структуры в каждой дошкольной группе.

С  детьми  проводится  индивидуальный  опрос  с использованием «Шкалы  для  дошкольников  и  первоклассников», разработанной автором метода. Ответы детей вписываются в таблицу, которые затем вносятся в программу «Социомониторинг Сервис».  Выясняется результат внутригрупповых отношений. Критерии оценки определяются  по  диаграмме  «Эллипсы»    одной из  экранных  форм  компьютерной программы «Социомониторинг», позволяющей наблюдать расположение социальных позиций каждого ребенка  в  группе  на  момент  проведения  замера.  Фигурки  эллипсов обозначают социальную  позицию конкретного  члена  группы.

Социомониторинг позволяет  выявить конкретных детей, которым нужна психологическая помощь, определить тип формирования отношений в группе, доминирующих личностей, эмоциональный фон группы.

Автором методики предлагаются  конкретные нормы и правила общения и поведения детей и взрослых. Большое внимание  обращается на различия в воспитании мальчиков и девочек. Беседуя  с мальчиками, объяснить, что сильный мужчина, это не тот, который умеет драться, а человек, умеющий брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки.

«Первыми идут мальчики». Дать каждому мальчику возможность взять на себя роль «командира», чтобы он отвечал не только за себя, но и за детей всей группы, учился решать конфликты между детьми.

Девочкам рассказать, что они помощницы мальчиков, хозяюшки. Должны следить за своим внешним видом, быть добрыми, ласковыми. Между собой спокойно решать конфликты.

Мальчики – солдаты (быстро одеваются, защищают девочек). Девочки – красавицы. Девочки – умницы-разумницы. «Разве девочки так кричат? Как девочки говорят?» (спокойно, нежно, тихо)

Разговаривать с детьми, всегда наклонившись к ним, постоянно хвалить и поддерживать их. «Паша, что с тобой сегодня случилось?» «Что надо было сказать Сереже? Что должен был ответить Сережа?» «В детском саду учат договариваться, а не сдачу давать».

По результатам замера проводится консультация с педагогами по коррекции отношений с детьми. Совместно разрабатываются правила работы с детьми.

Правило «трех нельзя»:

1. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. (Не обзываться!)

2. Личная неприкосновенность. Все должны уважать право на физическую неприкосновенность.(Не драться!)

3. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.(Не брать!)

 Правила с детьми проговариваются постоянно. Имя, тело, вещи – это три существенных части человека.

Цель программы:

 развитие навыков бесконфликтного общения дошкольников и овладение

 способами их предупреждения и разрешения посредством

 формирования адекватного межличностного взаимодействия.
 
Задачи программы:

1. Развивать знания об эмоциях, учить их распознавать, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов).

2. Познакомить детей с понятиями «ссора», «конфликт», причинами возникновения ссор, конфликтов и способами их предупреждения (разрешения) с использованием медиативных техник.

3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

4. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых.

Отличительные особенности программы

  1. Программа охватывает все стороны формирования психического здоровья дошкольников, учитывает гендерные различия.
  2.  Занятия по Программе составлены в форме игрового тренинга, используются медиативные техники, как способы предупреждения конфликта и выхода из конфликтных ситуаций, психогимнастика и релаксационные упражнения, арт-методы и этюды, просмотр и обсуждение мультфильмов, притч, моделирование проблемно-игровых ситуаций и др.
  3.  Программа может быть использована не только в группах общеразвивающей направленности, но и в комбинированных группах с детьми с ОВЗ.
  4. Реализовывать программу может педагог-психолог, воспитатель, имеющий определенные компетентности: в области личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации и организации детской деятельности.

В результате освоения Программы ребенок
будет знать:
- правила «Трех нельзя»
- ситуации, вызывающие определенные эмоции
- понятия «ссора», «конфликт», «примирение», «диалог»


будет иметь представление:
- о причинах возникновения ссор, конфликтов и способах их предупреждения (разрешения);
будет уметь:
- распознавать эмоции, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов);
- воспринимать и понимать причины простых эмоций: адаптироваться к новым людям, понимать состояние окружающих и причины их эмоций, не бояться выражать себя, определять эмоциональное состояние окружающих по мимике, движениям, голосу, учитывать его при общении;
- владеть своими эмоциями, уметь их регулировать и проявлять в соответствии с ситуацией;
- использовать способы предупреждения конфликтных ситуаций;
- уметь выбирать способ поведения в конфликтной ситуации.

у него будут развиты:
- коммуникативные и нравственные качества: общительность, доброжелательность, умение дружить и сотрудничать.
Данные знания и умения ребенка приведут к снижению количества конфликтных ситуаций в группе между детьми.

      Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация.

Медиация – это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (мидиатора)

   Что такое медиативный подход? Это навыки по предупреждению споров и выходу из спора.

Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности  ориентироваться в ситуации общения.

                                     Медиативные техники

Разбор (моделирование) проблемно-игровых ситуаций. (4-7 лет)

Специально организованная игра, построенная на жизненных событиях или сказочного, литературного произведения.

Дети вместе со взрослым учатся находить способы выхода из сложных коммуникативных ситуаций

Флештренинг. (5-7лет)

Тренажер, позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении проблем;

понимание содержания музыкального видеообраза позволяет расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширить возможности сознания

Метафорические карты. (5-7 лет)

Для открытия своих внутренних ресурсов, которые помогут справиться с существующими проблемами.

Психологическая игра. (3-7 лет)

Снятие напряжения, развитие эмоционально- волевой, социально-коммуникативной сфер.

       Картотека мультфильмов  для детей дошкольного возраста

«Мост»
Это история о животных - Лосе и Медведе, которые пытаются пересечь мост,
но не хотят уступать друг другу.
«Двенадцать Месяцев»
Конфликт между Принцессой и учителем.
 
«Снежная Королева»
Конфликт (соперничество) между Гердой и Каем. Конфликт между Каем и Снежной Королевой.
«Золушка»
Конфликт (избегание) между мачехой, ее дочерями и падчерицей-Золушкой.
«Приключения Буратино»
Конфликт (избегание) Карабаса Барабаса с театральными куклами.
Конфликт (соперничество) между Мальвиной и Буратино.
«Простоквашино»
Конфликт поколений между Дядей Фёдором и родителями.
Конфликт (соперничество) между Котом и Псом. 

Картотека притч для детей дошкольного возраста
 
  «Ключ и замок»
  «Белка и волк»
  «Колючий еж»
  «Ведро с яблоками»
  «Поступок друга»

    «Муравьи и Улитка»
   «Спор Ветра с Солнцем»
         «Вечный спор»
         «Отец и сыновья»
          «Гвозди»
          «Разделённое корыто»
          «Божья коровка»
Высокая эффективность медиации связана с тем, что она представляет собой процесс управляемой коммуникации.

Поэтому я считаю, что владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению