Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье»

Иванова Александра Валерьевна

Цел данного мероприятия: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания ребенка в семье. Мероприятие проводилось в форме круглого стола. С данной разработкой  я приняла участие в регионалном конкурсе по трудовому воспитанию "Я сам". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx126.48 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Александра Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Номинация «Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей в семье.

Задачи: актуализировать и расширить знания родителей о значении трудового воспитания в семье; познакомить родителей со способами воспитания ребенка в труде; активизировать участие родителей в родительском собрании, мотивировать на использование отработанных навыков в повседневной жизни.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наша встреча посвящена теме трудового воспитания в семье.

1. Мотивационный этап.

Проблемный вопрос: Как вы думаете: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?» На листах подготовлены и вывешены на доске возможные варианты родительских ответов: «с самого рождения!», «с первого класса!», «сам решит!», «с пятого класса», «ещё успеет– наработается!».

Педагог:  «Уважаемые родители, ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными вариантами формулировок ответов, выразите свое мнение и  приклейте стикер на вариант ответа на доске».

 Провести анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, но не давать комментарии по выбранным вариантам. Вернуться к анализу проблемного вопроса в конце родительского собрания. При этом учесть, что мнение родителей «до»и «после» родительского собрания может измениться. Нужно подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать.

Вступительное слово педагога.

Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, ознакомление детей с трудом взрослых, включение ребёнка в посильную трудовую деятельность. И такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Но нужно признать, что последнее время этому в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.

Основная часть.

Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.

В трудовом воспитании детей важен личный пример. Согласитесь что, в семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец   смотрит телевизор или в телефоне, сложно добиться успеха.

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Необходимо, чтобы как можно раньше ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

 Важно принимать его помощь  с благодарностью (что, кстати, и воспитывает в нем это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства. Как только вы, занявшись домашними делами, отправляете ребенка играть, помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду. Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ведь ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

Практический этап.

А сейчас, уважаемые родители, найдите на стульях цветные круги, по цвету круга объединитесь в 3 группы.

Я предлагаю поиграть в игру «Да – нет».

На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы.

 Первая группа- кружок синего цвета. Вам необходимо собрать  те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома.

Вторая группа – кружок красного цвета, собрать те поручения, которые ребенок выполняет редко.

 И третья- кружок желтого цвета, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат.

Перечень поручений:

  • Моет  посуду.
  • Следит за чистотой обуви.
  • Выносит мусор.
  • Кормит домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
  • Гуляет с собакой, кошкой.
  • Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
  • Наводит порядок на своем столе и в своей комнате.
  • Заботиться о младшем брате или сестре.
  • Стирает свои мелкие вещи.
  • Самостоятельно ходит в магазин.
  • Ухаживает за растениями.
  • Помогает в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)
  • Накрывает на стол и убирает со стола.
  • Подклеивает книги, коробки для настольных игр.
  • Выполняет посильную работу на приусадебном участке.
  • Убирает свою постель.  

(анализ задания)

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или  задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий.

Теперь попрошу вас встать в общий круг. Я предлагаю вам игру с мячом «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая трудолюбие?»

(Внимание, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость, взаимопомощь, активность). Молодцы.

   Из опыта мы видим , что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. Хотя этого совсем не стоит делать.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных, и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково? Причин здесь несколько. Во-первых, мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить, ничего не делая. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Во- вторых, резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка обязательно должны быть постоянные обязанности, только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Подведение итогов. Педагог подводит итог и даёт советы родителям.   Давайте вернемся к проблемному вопросу: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?». Возможно, кто-то из родителей хотел бы откорректировать свой выбранный ответ в начале родительского собрания.  Проводит анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, дает комментарии по выбранным вариантам.

 Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.

6. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

 7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Уважаемые родители! Ценно то, что мы сегодня совместными усилиями нашли ответ на вопрос: «Как научить ребенка трудиться и когда начинать учить», выявили способы воспитания ребенка в труде. Хочется верить в то, что наши с вами дети вырастут успешными и трудолюбивыми.

Рефлексия круглого стола.

- Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:

- «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?

- Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.

Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

 Эмоциональная рефлексия родительского собрания. Оцените своё эмоциональное состояние и нарисуйте смайлик. (Приложение).

Спасибо вам, уважаемые родители, за активное участие. Я была рада с вами пообщаться. Успехов вам в воспитании детей! Благодарим всех за участие. До новых встреч!

Приложение.

Эмоциональная рефлексия «Смайлики».