Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье»
Цел данного мероприятия: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания ребенка в семье. Мероприятие проводилось в форме круглого стола. С данной разработкой я приняла участие в регионалном конкурсе по трудовому воспитанию "Я сам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Александра Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №1»
Номинация «Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье»
Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей в семье.
Задачи: актуализировать и расширить знания родителей о значении трудового воспитания в семье; познакомить родителей со способами воспитания ребенка в труде; активизировать участие родителей в родительском собрании, мотивировать на использование отработанных навыков в повседневной жизни.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наша встреча посвящена теме трудового воспитания в семье.
1. Мотивационный этап.
Проблемный вопрос: Как вы думаете: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?» На листах подготовлены и вывешены на доске возможные варианты родительских ответов: «с самого рождения!», «с первого класса!», «сам решит!», «с пятого класса», «ещё успеет– наработается!».
Педагог: «Уважаемые родители, ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными вариантами формулировок ответов, выразите свое мнение и приклейте стикер на вариант ответа на доске».
Провести анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, но не давать комментарии по выбранным вариантам. Вернуться к анализу проблемного вопроса в конце родительского собрания. При этом учесть, что мнение родителей «до»и «после» родительского собрания может измениться. Нужно подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать.
Вступительное слово педагога.
Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, ознакомление детей с трудом взрослых, включение ребёнка в посильную трудовую деятельность. И такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.
И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Но нужно признать, что последнее время этому в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.
Основная часть.
Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
В трудовом воспитании детей важен личный пример. Согласитесь что, в семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец смотрит телевизор или в телефоне, сложно добиться успеха.
Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Необходимо, чтобы как можно раньше ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
Важно принимать его помощь с благодарностью (что, кстати, и воспитывает в нем это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства. Как только вы, занявшись домашними делами, отправляете ребенка играть, помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду. Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ведь ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.
Практический этап.
А сейчас, уважаемые родители, найдите на стульях цветные круги, по цвету круга объединитесь в 3 группы.
Я предлагаю поиграть в игру «Да – нет».
На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы.
Первая группа- кружок синего цвета. Вам необходимо собрать те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома.
Вторая группа – кружок красного цвета, собрать те поручения, которые ребенок выполняет редко.
И третья- кружок желтого цвета, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат.
Перечень поручений:
- Моет посуду.
- Следит за чистотой обуви.
- Выносит мусор.
- Кормит домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
- Гуляет с собакой, кошкой.
- Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
- Наводит порядок на своем столе и в своей комнате.
- Заботиться о младшем брате или сестре.
- Стирает свои мелкие вещи.
- Самостоятельно ходит в магазин.
- Ухаживает за растениями.
- Помогает в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)
- Накрывает на стол и убирает со стола.
- Подклеивает книги, коробки для настольных игр.
- Выполняет посильную работу на приусадебном участке.
- Убирает свою постель.
(анализ задания)
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий.
Теперь попрошу вас встать в общий круг. Я предлагаю вам игру с мячом «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая трудолюбие?»
(Внимание, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость, взаимопомощь, активность). Молодцы.
Из опыта мы видим , что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. Хотя этого совсем не стоит делать.
– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных, и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково? Причин здесь несколько. Во-первых, мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить, ничего не делая. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Во- вторых, резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка обязательно должны быть постоянные обязанности, только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Подведение итогов. Педагог подводит итог и даёт советы родителям. Давайте вернемся к проблемному вопросу: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?». Возможно, кто-то из родителей хотел бы откорректировать свой выбранный ответ в начале родительского собрания. Проводит анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, дает комментарии по выбранным вариантам.
Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
6. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Уважаемые родители! Ценно то, что мы сегодня совместными усилиями нашли ответ на вопрос: «Как научить ребенка трудиться и когда начинать учить», выявили способы воспитания ребенка в труде. Хочется верить в то, что наши с вами дети вырастут успешными и трудолюбивыми.
Рефлексия круглого стола.
- Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:
- «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?
- Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.
Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.
Эмоциональная рефлексия родительского собрания. Оцените своё эмоциональное состояние и нарисуйте смайлик. (Приложение).
Спасибо вам, уважаемые родители, за активное участие. Я была рада с вами пообщаться. Успехов вам в воспитании детей! Благодарим всех за участие. До новых встреч!
Приложение.
Эмоциональная рефлексия «Смайлики».