Презентация на семинар педагогов психологов Боханского района "Профилактика деструктивного поведения дошкольников
Для организации контроля состояния социальной среды в дошкольных группах я в своей работе использовала программно - методический комплекс «Социомониторинг Сервис», разработанный Хабаровой Ольгой Ефимовной ( методист МОУ ГЦРО г. Ярославль) Он позволяет не только математически точно рассчитать показатели социальной адаптации, социальной напряженности в группе, но и визуально в виде наглядного изображения представить состояние социальной структуры в каждой дошкольной группе.
Социомониторинг позволяет выявить конкретных детей, которым нужна психологическая помощь, определить тип формирования отношений в группе, доминирующих личностей, эмоциональный фон группы.
Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация.
Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения.
Представлены техники:
Разбор (моделирование) проблемно-игровых ситуаций. (4-7 лет)
Флештренинг. (5-7лет)
Метафорические карты. (5-7 лет)
А также представлена картотека мультфильмов для детей дошкольного возраста и картотека притч
Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_destruktivnogo_povedeniya_doshkolnikov.pptx | 226.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы - В силу дефицита культуры общения дошкольники в общении друг с другом часто допускают грубость, враждебность, жестокость, вследствие чего возникают ссоры, конфликтные ситуации. - Дошкольный период – период активного социально-коммуникативного развития дошкольников, в связи с этим особое внимание следует обратить на дошкольное детство.
Деструктивное поведение – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Разберемся в понятиях
Как организовать профилактическую работу по предупреждению деструктивного поведения детей в группе сверстников? Как научить детей не ссориться и мирно решать спорные вопросы?
Внедрение программно -методического комплекса « Социомониторинг Сервис» Данный метод позволяет: о существлять непрерывное наблюдение за состоянием динамики социальных, коммуникативных процессов в дошкольных группах: соблюдение детьми групповых норм и правил, умение детьми устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми предупреждать и разрешать конфликтные ситуации на уровне ребенок -ребенок, ребенок-взрослый отслеживать продуктивность организации работы с детьми «группы риска» выявлять и предупреждать детей и ситуации дезадаптации проводить консультации для педагогов, родителей, детей на основе анализа полученных данных осуществлять коррекцию и грамотное педагогическое проектирование.
Динамика развития социальных процессов в дошкольной группе
Правила для детей Правило № 1 для детей: «Нельзя прикасаться к телу другого человека без его разрешения». Правило № 2 для детей: «Нельзя трогать чужие вещи без разрешения». Правило № 3 для детей: «Каждый человек имеет право на защиту своей чести и доброго имени».
Цель и задачи программы Цель программы: развитие навыков бесконфликтного общения дошкольников и овладение способами их предупреждения и разрешения посредством формирования адекватного межличностного взаимодействия. Задачи программы: 1. Развивать знания об эмоциях, учить их распознавать, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов). 2. Познакомить детей с понятиями «ссора», «конфликт», причинами возникновения ссор, конфликтов и способами их предупреждения (разрешения) с использованием медиативных техник. 3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 4. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых.
Отличительные особенности Программы 1. Программа охватывает все стороны формирования психического здоровья дошкольников, учитывает гендерные различия. 2. Занятия по Программе составлены в форме игрового тренинга, используются медиативные техники, как способы предупреждения конфликта и выхода из конфликтных ситуаций, психогимнастика и релаксационные упражнения, арт-методы и этюды, просмотр и обсуждение мультфильмов, притч, моделирование проблемно-игровых ситуаций и др. 3. Программа может быть использована не только в группах общеразвивающей направленности, но и в комбинированных группах с детьми с ОВЗ. 4. Реализовывать программу может педагог-психолог, воспитатель, имеющий определенные компетентности: в области личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации и организации детской деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы В результате освоения Программы ребенок будет знать: - правила «Трех нельзя» - ситуации, вызывающие определенные эмоции - понятия «ссора», «конфликт», «примирение», «диалог» будет иметь представление : - о причинах возникновения ссор, конфликтов и способах их предупреждения (разрешения);
будет уметь: - распознавать эмоции, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов); - воспринимать и понимать причины простых эмоций: адаптироваться к новым людям, понимать состояние окружающих и причины их эмоций, не бояться выражать себя, определять эмоциональное состояние окружающих по мимике, движениям, голосу, учитывать его при общении; - владеть своими эмоциями, уметь их регулировать и проявлять в соответствии с ситуацией; - использовать способы предупреждения конфликтных ситуаций; - уметь выбирать способ поведения в конфликтной ситуации. у него будут развиты: - коммуникативные и нравственные качества: общительность, доброжелательность, умение дружить и сотрудничать. Данные знания и умения ребенка приведут к снижению количества конфликтных ситуаций в группе между детьми.
Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация. Медиация – это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица ( мидиатора ) Что такое медиативный подход ? Это навыки по предупреждению споров и выходу из спора. Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения.
Медиативные техники, что это? - способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной жизни с целью сохранения/восстановления отношений, с одной стороны, и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения, с другой стороны.
Медиативные техники № п/п Медиативные техники Описание, цели Возраст детей 1. Разбор (моделирование) проблемно-игровых ситуаций Специально организованная игра, построенная на жизненных событиях или сказочного, литературного произведения. Дети вместе со взрослым учатся находить способы выхода из сложных коммуникативных ситуаций 4-7 лет 2. Флештренинг Тренажер, позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении проблем; понимание содержания музыкального видеообраза позволяет расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширить возможности сознания 5-7 лет 3. Метафорические карты Для открытия своих внутренних ресурсов, которые помогут справиться с существующими проблемами 5-7 лет 4. Психологическая игра Снятие напряжения, развитие эмоционально- волевой, социально-коммуникативной сфер 3-7 лет
«Мост» Это история о животных - Лосе и Медведе, которые пытаются пересечь мост, но не хотят уступать друг другу. «Двенадцать Месяцев» Конфликт между Принцессой и учителем. «Снежная Королева» Конфликт (соперничество) между Гердой и Каем. Конфликт между Каем и Снежной Королевой. «Золушка» Конфликт (избегание) между мачехой, ее дочерями и падчерицей-Золушкой. «Приключения Буратино» Конфликт (избегание) Карабаса Барабаса с театральными куклами. Конфликт (соперничество) между Мальвиной и Буратино. «Простоквашино» Конфликт поколений между Дядей Фёдором и родителями. Конфликт (соперничество) между Котом и Псом. Картотека мультфильмов для детей дошкольного возраста
Картотека притч для детей дошкольного возраста « Ключ и замок» «Белка и волк» «Колючий еж» «Ведро с яблоками» «Поступок друга » «Муравьи и Улитка» «Спор Ветра с Солнцем» «Вечный спор» «Отец и сыновья» «Гвозди» «Разделённое корыто» «Божья коровка»
Высокая эффективность медиации связана с тем, что она представляет собой процесс управляемой коммуникации . Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению Спасибо за внимание!