Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа педагога (мастера производственного обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_nir.pptx | 261.5 КБ |
moya_nir.docx | 32.91 КБ |
nirp.docx | 11.17 КБ |
programmka.docx | 61.98 КБ |
doklad_burdukovskaya_l.l.pdf | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Дать такой запас фундаментальности, который способствовал бы образованию специалиста: компетентностного ответственного свободно владеющего своей профессией ориентированного в смежных областях деятельности… готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…
Объект исследования: процесс адаптации учащихся СПО к профессиональной и социальной среде. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ содействие адаптации учащихся СПО к профессиональной и социальной среде. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое обоснование, сущность и экспериментальная проверка эффективности содействия адаптации учащихся СПО к профессиональной и социальной среде
Гипотеза исследования В результате групповой работы адаптация будет эффективной, если учащиеся с различным уровнем развития, подготовки и социального положения приобщаются к новым нормам поведения, из них формируется единый коллектив. Учащиеся безболезненно и достаточно быстро преодолевают социально-психологические проблемы, обусловленные вхождением вчерашних школьников в новую социальную общность, избавляются от «синдрома страха».
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих задач исследования: Разработать виды и формы групповой работы (с родителями, с педагогическим коллективом, с учащимися) Разработка, подбор и составление различных методик для групповой работы с учащимися Разработать виды индивидуальной и групповой консультационной работы с семьей Составить план профилактических, коррекционных мероприятий Проанализировать результаты исследовательской работы и определить эффективность содействия адаптации учащихся СПО в профессиональной и социальной среде
Первый этап Проанализировать общую и специальную литературу; Определить предмет, цель и задачи исследования; Сформулировать гипотезу, изучить комплексное изучение сущности и научных предпосылок содействия адаптации учащихся СПО к учебно-производственной деятельности; Выявить и обосновать структуру, механизмы, факторы успешной адаптации учащихся к учебно-производственной деятельности; Осуществить подбор и разработку различных диагностических методик тестов и т.п.
Второй этап Планируется и осуществляется опытно-эксперементальная работа, направленная на практическое осуществление содействия адаптации учащихся к профессиональной и социальной среде. ТРЕТИЙ ЭТАП Обрабатываются результаты опытно-эксперементальной работы, уточняются выводы, оформляются материалы исследования и методические рекомендации.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Бурятский республиканский индустриальный техникум
Программа НИР
«Содействие адаптации учащихся СПО к профессиональной
и социальной среде»
Мастер производственного обучения Бурдуковская Лариса Леонидовна
2017
Введение
Актуальность исследования: в настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача дать такой запас фундаментальности, который способствовал бы образованию специалиста
«... компетентностного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности..., готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности...». (Федеральный проект. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики на период до 2020 года).
Проблема адаптации учащихся в системе СПО на сегодняшний день стоит очень остро, однако, как подсказывает моя практика и опыт работы именно процесс адаптации зачастую не учитывается педагогами, мастерами, а учащиеся остаются со своими проблемами наедине.
Не секрет, что в нашу систему идут дети, от которых отказалась школа, на них «махнули» рукой родители; это дети со штампом «двоечника», «хулигана», «трудного». А приходят учащиеся с разным уровнем развития, подготовки, социального положения. Уже к концу первого полугодия около 30% учащихся посещают занятия периодически, 15-17% практически не посещают занятия, 7-9% вообще забирают документы.
Поэтому трудности процесса адаптации связаны с рядом серьёзных причин, я перечислю лишь некоторые из них: отсутствие мотивации на дальнейшее обучение (согласно изучению анкет при поступлении в училище выбрали профессию по совету родных, друзей, знакомых-59%; под влиянием образовательных учреждений, СМИ, рекламы - 5% и самостоятельно 36%);
Повышенная тревожность и боязнь общения, замкнутость, эмоциональная уравновешенность, отсутствие и несформированность навыков общения, отгороженность от семьи (большое количество сирот, отсутствие общения, возникающие бытовые проблемы с родственниками).
Отсутствие первоначальной установки на соблюдение общетехникумовских норм и правил, нежелание и неспособность педагогов к созданию доверительных межличностных отношений.
Рассматривая проблему содействия адаптации учащихся СПО к профессиональной деятельности, следует подчеркнуть ее многоаспектное обусловливающую необходимость обращения к различным направлениям научного знания, позволяющим выявить сущность и научные предпосылки.
Проблема адаптации является предметом исследования широкого спектра научных исследований, в том числе в области философии, медицины, биологии, психологии, педагогики.
В научной литературе адаптация представлена как процесс и результат внутренних измерений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования (А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов и др.). Общие проблемы педагогического обеспечения адаптационных процессов рассмотрены в трудах К.А. Ажибековой, А.С. Белкина, Ю.П. Богомоловой.
Объект исследования: процесс адаптации учащихся СПО к профессиональной и социальной среде.
Предмет исследования: содействие адаптации учащихся СПО к профессиональной и социальной среде.
Цель исследования: теоретическое обоснование сущность и экспериментальная проверка эффективности содействия адаптации учащихся НПО к профессиональной и социальной среде.
Гипотеза исследования: В результате групповой работы адаптация будет эффективной если учащиеся с различным уровнем развития, подготовки и социального положения приобщаются к новым нормам поведения, из них формируется единый коллектив. Учащиеся безболезненно и достаточно быстро преодолевают социально - психологические проблемы, обусловленные вхождением вчерашних школьников в новую социальную общность, избавляются от «синдрома страха».
У учащихся появляется устойчивый интерес к выбранной профессии, прививается ответственность за сделанный выбор.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих задач исследования:
- Разработать виды и формы групповой работы (с родителями, с педагогическим коллективом, с учащимися)
- Разработка, подбор и составление различных методик для групповой работы с учащимися.
- Разработать виды индивидуальной и групповой консультационной работы с семьёй.
- Составить план профилактических, коррекционных мероприятий.
- Проанализировать результаты исследовательской работы и определить эффективность содействия адаптации учащихся СПО в профессиональной и социальной среде.
Опытно-эксперементальной базой исследования является третий корпус Бурятского Республиканского Индустриального техникума. Всего на различных этапах в экспериментальной работе примут участие 70 учащихся. Исследование будет осуществляться с 2015 по 2018 года и проводится в три этапа.
На первом этапе(2018-2019г.г.)
Проанализировать общую и специальную литературу; определить предмет, цель, задачи исследования; сформулировать гипотезу, изучить комплексное изучение сущности и научных предпосылок содействия адаптации учащихся СПО к учебно-производственной деятельности; выявить и обосновать структуру, механизмы, факторы успешной адаптации учащихся к учебно производственной деятельности; осуществить подбор и разработку различных диагностических методик тестов и т.п.
На втором этапе (2019-2020г.г.)
Планируется и осуществляется опытно-эксперементальная работа, направленная на практическое осуществления содействия адаптации
учащихся к профессиональной и социальной среде.
На третьем этапе (2020-2021г.г.)
Обрабатываются результаты опытно-эксперементальной работы, уточняются выводы, оформляются материалы исследования в методические рекомендации.
Апробация программы в условиях СПО
Субъекты работы - студенты, преподаватели, мастера, социальные партнёры, органы власти и другие заинтересованные участники образовательного пространства.
Программа адаптации студентов покажет достаточно высокую результативность при последовательной реализации следующих принципов: комплексный подход к определению содержания адаптации; выделение ключевых условий, оказывающих наиболее значимое влияние на успешность процесса адаптации, личностный подход к участникам адаптационного процесса, использование различных методов оптимизации адаптационного процесса.
В адаптационном процессе можно выделить две взаимосвязанные составляющие: учебно-производственную и социально-психологическую.
Под учебно-производственной адаптацией понимается приобщение студентов к учебному труду, его определённому ритму, к предметной среде. Этот вид адаптации предполагает освоение новых предметов, технологий и техники, приобретение социальных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
Основное направление этого вида адаптации - это профориентационная работа с подростками, их родителями. В техникуме проводятся дни открытых дверей, существует музей, предоставляются сообщения в средства массовой информации, из которых можно узнать о получаемых в образовательном учреждении профессиях, условиях поступления, традициях, особенностях жизни техникума.
В сентябре, октябре месяцах проводятся классные часы, посвященные профессии, ее истории, традициям; проходят смотры стенных газет по профессии, проводятся профессиональные декады – все это несомненно повышает интерес к выбранной профессии
Проведенный опрос абитуриентов перед поступлением в СПО на предмет выявления мотивов выбора профессии обнаружил, что 64% из них сделали свой профессиональный выбор, для 21% опрошенных этот выбор является неокончательным, а 15% вообще выбора не сделали.
Среди мотивов выбора профессии на первом месте стоит хороший заработок. Второй по значимости является возможность заниматься интересным делом. Потребность рынка труда как значимый в социальном отношении мотивов выбора профессии занимает третье место.
Социальная адаптация означает усвоение учащимися традиций, сложившихся в техникуме, принятие стиля деятельности и требований мастеров производственного обучения, преподавателей, администрации, норм и требований конкретной учебной группы.
Социальная адаптация- процесс достаточно сложный и противоречивый. Значительную роль в его успешности играет учебная группа, особенно если она обьединена едиными целями учебной и трудовой деятельности, тесными межличностными отношениями. Основное направление - это адаптация уже в качестве первокурсников к условиям нового для них учебного заведения. Эффективность этого направления связана с постоянным наблюдением за учебной и поведенческой деятельностью учащихся со стороны мастера п/о и классного руководителя (для этого разработана карта психолого-педагогического статуса учащегося для определения его индивидуальных особенностей - интересов, способностей, направленности, ценностных ориентаций, жизненных планов и др.)
При этом следует учитывать, что процесс адаптации совпадает с процессом личностного формирования учащегося. Молодой человек в этом возрасте подвержен многочисленным социальным влияниям. Вследствие чего, первичный ученический коллектив должен участвовать не только в его становлении, как учащегося, но и выполнять функцию формирования его как личности. Важнейшими задачами такого коллектива являются: создание условий, способных стимулировать изменяющиеся установки и интересы обучающихся, поддерживать формирование положительной учебной мотивации и профессионального интереса; оптимизировать процесс приобщения к социальным ценностям, первичного ученического коллектива.
Скорость и характер протекания адаптации новичка к условиям жизнедеятельности системы СПО зависит от ряда объективных и субъективных факторов, важнейшими из которых являются: изначальная положительная установка на выбранную профессию и учебное заведение;
степень соответствия представления о полученной информации о техникуме реальным условиям, с которыми придется столкнуться ему будучи студентом;
наличие и понимание перспектив своего профессионального роста;
Самоореализация - это особое направление, призванное повысить степень адаптированности новичков, осуществляемое через включение их в непрерывное образование;
создание условий для самореализации;
доступные формы и виды учебной, производственной, общественной и спортивной деятельности педагогов и студентов.
Однако трудности перехода к новым формам обучения ощутимы не только на первом курсе - это 78 % опрошенных, но и на втором - это 56 %
Психокоррекция - это устранение в психическом и личностном развитии учащихся; работа по развитию способностей и формированию его личности.
В качестве диагностического материала, предлагаем использовать многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяненым. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно - психического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.
Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соразмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или не достаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья.
Опросник содержит 165 вопросов и содержит шкалы:
- «Достоверность»;
- «Адаптационные способности»;
- «Нервно-психическая устойчивость»;
- «Коммуникативные способности»;
«Моральная нормативность».
Дополнительно для диагностического обследования предлагаем использовать цветовой тест Люшера; тест на определение типичных способов реагирования в конфликтной ситуации; тест на определения типа темперамента. В качестве исследовательской деятельности социально производственной адаптации учащихся предлагаем:
♦ Анкеты для студентов, (в которой отражены вопросы, связанные с профессиональной подготовкой, мотивами выбора профессии, выполняемой работой, условиями и ее организации на предприятии, профессиональными склонностями и планами на будущее, отношение с наставниками, а так же вопросы социально - демографического характера.
❖ Анкеты для наставников, (которые содержат вопросы сформированности личных качеств учащихся, вопросы их профессиональной подготовке и т.п.).
Основные направления работы программы
- Организационная деятельность.
- Диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов.
- Коррекционно-развивающая работа со студентами на диагностической основе.
- Консультационная и просветительская работа с инженерно - педагогическим составом, с родителями.
- Исследовательская деятельность социально-производственной адаптации учащихся на производственной практике по теме «Трудовая мотивация».
Предполагаемые затраты:
приобретение необходимой учебной и методической литературы
приобретение канцелярских товаров-
ватман, маркеры, скотч, ксероксная бумага (две пачки на год), цветные карандаши, стиккеры, бэйджики.
План предполагаемых мероприятий
- Скоординировать действия социального педагога, психолога, администрации, мастеров п/о, классных руководителей, социальных партнеров и т.п.
- Организовать по просвещению и консультированию родителей.
- Подбор, составление и использование различных диагностических методик, тестов, и т.п.
План мероприятий по реализации данной программы
Организационная деятельность
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Планирование работы | Сентябрь |
2 | Согласование сроков диагностик, коррекционно-развивающей работы, | |
консультаций | В течение года | |
3 | Разработка анкет, опросников, лекций |
Диагностика индивидуально - психологических особенностей учащихся
Содержание работ
Работа со студентами
- Знакомство со студентами I курса, свободное наблюдение
- Изучение самооценки психических состояний студентов (апробированный вариант теста Айзенка) компьютерная версия
- Изучение ценностных ориентаций личности (по Рокичу)
- Тестирование на определение типа темперамента
- Изучение межличностных отношений в группе, составление социометрических матриц
- Изучение мотивационной сферы студентов, методика «Мотивы выбора профессии»
- Диагностика изучения способов реагирования личности в конфликтных ситуациях
- Изучение самооценки студентов
- Диагностика уровня тревожности у студентов
- Изучение склонностей и интересов в профессиональном выборе
Определение типов профессий
- Обработка текстов, оформление документации
- Посещение уроков, их анализ
Коррекционно-развивающая работа со студентами на диагностической основе
Содержание работы | Сроки |
|
Консультационная и просветительская работа
1. Планирование работы, разработка планов
2.Ознакомление родителей, с результатами диагностики
Просветительская работа:
- Тематические классные часы, деловые игры со студентами;
- Семинары для родителей: «Современная молодежная речь: норма или антинорма?»;
- Влияние семьи на становление личности;
- Выход с учащимися в театр, кино, музей;
- Выезд на турбазу «Аршан», каток «Локомотив»;
- Изучение социальных условий студентов;
- Посещения на дому;
- Посещение производственной практики;
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа является одним из приоритетных направлений формирования единого образовательного пространства техникума, базирующегося на обеспечении тесной взаимосвязи фундаментальной науки, образования и профессиональной среды будущих специалистов.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-исследовательская деятельность, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Научно-исследовательская деятельность – это одна из обязанностей преподавателя, мастера производственного обучения.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ДЕНЬНАУКИвБРИТе
24 мая 2017 г
Парад проектов
№ | ФИО студента | Тема | Руководитель |
Александрова Анжелика | Влияние железнодорожного транспорта на экологию Бурятии | Захарова Елена Николаевна | |
Грицков Игорь Валерьевич Перевалов Александр Александрович | Информационные системы на Восточно-Сибирской железной дороге | Халудорова Галина Викторовна | |
ГылыковаСарюна | Блины такие разные | Ильина Наталья Михайловна | |
Доржиева Александра | Пищевая ценность блюд из овощей | Ильина Наталья Михайловна | |
Дудникова Ирина | Особенности самоотношения студентов с разным социометрическим статусом | Шурыгина Ирина Александровна | |
Ревякин Дмитрий | Быть или не быть природному газу в Бурятии? | Кулакова Наталья Леонидовна | |
Зенченко Альбина | Моя династия железнодорожников | Плюснина Лариса Ивановна | |
ИндраевРинчин-НимаЭрдэмович | Информационные технологии в моей профессии «Повар, кондитер» | Свистунова Лариса Николаевна | |
Конева Галина | Английская кухня в моем городе | Конева Елена Петровна | |
Коротаев Вячеслав | Влияние механических и химических свойств композиционных материалов на область их применения | Варфоломеева Наталья Ивановна | |
Кузнецова Марианна | Экология в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ | Игнатьева Дина Викторовна | |
Мелентьева Алена | Роль иностранного языка в работе проводника пассажирских вагонов | Маленкова Елена Анатольевна | |
Михайлов Юрий | Транссибирская магистраль | Мордовская Татьяна Матвеевна | |
Монастыршин Константин | Применение производной в решении оптимизационных задач | Ванкеева Светлана Владимировна | |
Овчинникова Надежда | Современные экологические проблемы озера Байкал и пути их решения | Истомина Диана Александровна | |
Пантелеев Николай | «Золотые звезды»: подвиги российских воинов | Парпаев Леонид Эрдынеевич | |
Рогозинская Анастасия | Исследование влияния конфликта на социум на примере студенческого коллектива отделения «Энергоснабжение» ГБПОУ «БРИТ» | Усова Ирина Владимировна | |
Степанов Герасим | Драматургия, застывшая в живописи | Пляшечник Людмила Михайловна | |
Стрекаловский Владимир | Поваренное искусство в древние времена | Свистунова Лариса Николаевна | |
Сурова Маргарита | Информационные технологии в профессиональной деятельности проводника пассажирских вагонов | Захарова Елена Николаевна | |
Сюсин Сергей | Конфликт на острове Даманском | Очирова Арюна Александровна | |
Филатов Вячеслав | Технология построения профессиональной карьеры | Аюшеева Татьяна Васильевна | |
Черепанов Илья | Меню на уровне молекул | Долматова Татьяна Васильевна | |
Трапезникова Юлия | Экологические проблемы озера Байкал | Михайлова Галина Михайловна | |
Брянская Галина | Взаимосвязь математики и шахмат | Атутова Альбина Бадмаевна | |
Гиндуллин Денис | Открытие автопроката | Бильтрикова Марина Очиржаповна Сластин Евгений Платонович | |
Солоницына Оксана | Разработка бизнес-плана по открытию кафе «Лакомка» | Коробенкова Ольга Анатольевна |
Педагогические чтения
№ | ФИО | ТЕМА |
Антипин Сергей Георгиевич | Формирование потребности ЗОЖ | |
Атутова Альбина Бадмаевна | Инновационные технологии на уроках математики | |
Аюшеева Татьяна Васильевна | Межпредметные связи, как средство повышения профессиональной компетенции по учебной практике «Электромонтажные работы», в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» | |
БарадиевАмагланМарксович | Развитие детей на тренировках | |
Белькова Мария Родионовна | Результативность программы социально-психологического тренеинга (Позитивное мышление) | |
Бильтрикова Марина Очиржаповна | Организация исследовательской деятельности студентов в условиях ФГОС | |
Бурдуковская Лариса Леонидовна | Содействие адаптации студентов на производстве при прохождении производственной практики | |
Ванкеева Светлана Владимировна | Профессиональная направленность студента через организацию СРС во внеаудиторной деятельность | |
Варфоломеева Наталья Ивановна | Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения | |
ГуржаповаБаярмаНамсараевна | Социокультурный аспект содержания обучения иностранному языку | |
Долматова Татьяна Васильевна | Применение инновационных технологий на уроках истории | |
Железняков Александр Владимирович | Применение информационных технологий в подготовке специалистов железнодорожного транспорта. | |
Журов Антон Валерьевич | Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках | |
Захарова Елена Николаевна | Использование современных образовательных технологий при изучении информатики и ИКТ в профессиональной деятельности | |
Истомина Диана Александровна | Проектно-исследовательская деятельность | |
Казаченко Наталья Григорьевна | Применение активных методов обучения в учебной и производственной практике | |
Конева Елена Петровна | Метод проектов как инновационная технология преподавания английского языка по профессии «Повар, кондитер» | |
Коробенкова Ольга Анатольевна | Компетентностный подход в деятельности преподавателя | |
Кулакова Наталья Леонидовна | Активизация познавательной деятельности студентов | |
Мадасова Татьяна Федоровна | Обучение написанию сочинений | |
Маленкова Елена Анатольевна | Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку по профессии «Проводник на ж/д транспорте» | |
Мордовская Татьяна Матвеевна | Применение наглядных средств обучения в процессе организации учебной практики по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива» | |
Палкин Михаил Владимирович | Внедрения стандартов Worldskills в процесс образования | |
Парпаев Леонид Эрдэнеевич | Повышение мотивации обучающегося к изучению истории через виртуальные экскурсии | |
Плюснина Лариса Ивановна | Межпредметныесвязи, как средство повышения профессиональной компетенции по учебной практике «Электромонтажные работы», в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» | |
Пляшечник Людмила Михайловна | Метод проектов как инновационная технология преподавания английского языка по профессии «Повар, кондитер» | |
Прохоров Леонид Лазаревич | Управление охраной труда на производстве | |
Раднаева Дарима Доржиевна | Производственная практика, как один из способов формирования профессиональных компетенций | |
СабирзяновИрекГареевич | Использование компьютерной техники и мультимедиа в учебном процессе | |
Сластин Евгений Платонович | Организация работы по пожарной безопасности в образовательных учреждениях РФ | |
Халудорова Галина Викторовна | Применение кейс-метода при обучении студентов информатики | |
Хлебодаров Иван Дмитриевич | Организация самостоятельных работ студентов и производственных практик как средство самоопределения студентов СПО | |
Цыденова Татьяна Дашиевна | Использование эффективных технологий в образовательном процессе | |
Чимитова Дарима Дондоковна | Формирование коммуникативных умений обучения в работе сетевых проектов «Способы оценивания и контроля знаний, умений и навыков студентов» | |
Шпис Виктория Анатольевна | Использование инновационных технологий на уроках п/о для формирования профессиональных компетенций | |
Шурыгина Ирина Александровна | Самоотношение студентов как основной фактор их социализации |