Семинар для учителей КГО
Семинар учителей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fizike.doc | 300.5 КБ |
buklet_k_seminaru.docx | 16.12 КБ |
dlya_zapisey_na_uroke.doc | 30.5 КБ |
prezent_k_uroku.ppt | 944.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Из истории открытия атмосферного давления , закона Архимеда и закона Паскаля»
Цели урока:
1. Повторить и обобщить знания по теме «Давление жидкостей и газов»;
2. научить применять полученные знания на практике;
3. углубить и расширить знания учащихся по теме «Давление жидкостей и газов».
Оборудование:
компьютер, диапроектор, грузы, динамометры, штатив с муфтой и лапкой, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Ход урока
- Организационный момент
Приветственное слово учителя
- Сегодня на уроке мы поговорим об истории открытия атмосферного давления , закона Архимеда, поговорим об истории открытия некоторых физических явлений и закономерностей, поговорим и обобщим полученные знания по темам «Давление жидкостей и газов»
2.Актуализация знаний
-Ребята, а сейчас давайте вместе вспомним и повторим некоторые физические понятия и явления
- Что называется давлением?
- Чем вызвано давление газа на стенки сосуда?
- Как читается закон Паскаля?
- По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда?
- Сформулируйте закон Архимеда
3.Работа по теме урока
- Наш урок проведем в виде игры. У меня в руках мешочек с заданиями. (Один из учеников вытаскивает из мешочка номера. В каждом имеется вопрос или задание, которое нужно выполнить)
Задание №1
-Вообразите себе, что вы присутствуете на уроке в школе 1600 года.
Внимательно посмотрев сценку, объясните: в чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить вопрос, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?
( Сценка. В роли учителя и учеников учащиеся, которые подготовили сценку заранее)
Учитель: Помолимся, отроки мои… ( ученики поднимают руки). Начнем урок ( ученики садятся на стулья). Четыре стихии известно нам : земля, вода, огонь и воздух. Какими же свойствами обладает воздух? Имеет ли он вес?
Первый ученик: Великий греческий ученый Аристотель доказал, что воздух веса не имеет. Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии.
Учитель: Достойный ответ. Теперь поговорим о воде. Все знают, что вода поднимается за поршнем насоса, приводящим в действие наш городской фонтан. Почему это происходит?
Второй ученик: вода поднимается потому, что природа боится и не терпит пустоты. Когда мы тянем вверх поршень, под ним образуется пустота и вода устремляется в эту пустоту.
Учитель: Хорошо, отроки мои, урок окончен.
Учитель:
- В чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить вопрос, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?
Ответы ( отвечают ученики класса )
Ошибка Аристотеля заключалась в том, что он утверждал, что воздух веса не имеет. Это утверждение было опровергнуто Галилеем, который доказал факт весомости воздуха. Убедиться в этом можно на опыте. Два шара , заполненные воздухом уравновешены на весах. Выкачав весь воздух из одного шара, мы увидим , что равновесие весов нарушилось, т. е. шар стал легче.
Ошибка была в ответе и про поршень. Если поднимать поршень, то вода за ним будет подниматься потому, что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и устремляется вслед за поршнем вода.
Задание №2
Учитель:
- В 1640 году в Италии в саду герцога Тосканского построили большой фонтан, но когда пустили воду, оказалась, что вода поднялась вслед за поршнем насоса лишь на 10 м и 30 см. Обратились за помощью к ученому Галилео Галилею. Он проверил насос и сказал, что насос исправен, поразмыслив, указал, что выше таким способом воду вообще поднять нельзя. Объяснить это явление удалось ученику Галилея- Эдванжелисте Торричелли .
-Расскажите об опыте Торричелли по обнаружению атмосферного давления и обоснуйте, почему вода не поднимается за поршнем выше 10 м 30 см?
Ответ:
Давление столба жидкости уравновешивается давлением воздуха. Вода не поднимается за поршнем выше 10,3 м , т. к давление столба воды уравновешивается атмосферным давлением. Чем больше атмосферное давление, тем выше столб жидкости. (учащиеся рассказывают об опыте Торричелли)
Задание №3
Учитель:
- 8 мая 1654 года со всех немецких городов собралась знать, чтобы посмотреть, как в торжественной обстановке бургомистр города Магдебурга Отто фон Герике продемонстрирует удивительный опыт. С пышной свитой прибыл даже император Фердинанд ||| . Когда выкачали воздух насосом из пространства между сложенными вместе медными полушариями, то оторвать их друг от друга смогли только две упряжки лошадей по 4 в каждой.
-Какая сила сжимала упряжки в опыте Герике?
Ответ:
. Когда выкачали воздух насосом из пространства между сложенными вместе медными полушариями, то образовалось в этой полости безвоздушное пространство, т е внутри полости давления нет. С внешней стороны на полушария действует давление атмосферы, которое так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.
Учитель:
- Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную 2800 кв.см , а атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.
Задача :
Дано: Си Решение :
P=760 мм рт. ст. 101308 Па 1 мм рт. ст-133,3 Па
S=2800 см ² 0,28 м² 1 см²=0,0001 м²
2800*0,0001=0,28м²
Найти F-? p=F/S; F=p*S
F=101308Па*0,28м²=28366Н
F= 28366Н=28,4 кН
Ответ: F=28,4 кН
Задание №4
Учитель:
-Греция конца 3 века до нашей эры. «Легенда об Архимеде»
- С какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила?
Практическая работа
(все приборы и заранее приготовленная таблица находятся на столах у каждого ученика. Ответ дают те ученики, которые первыми выполнили задание)
Учитель:
-Рассмотрим на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определим выталкивающую силу.
Ход работы
- Возьмем динамометр и подвесим к нему тело. Отметим и запишем эти показания в таблицу. Это будет вес тела в воздухе (Р)
- Подставим стакан с водой и опускаем в него тело до тех пор, пока оно все не окажется под водой. Отметим и запишем показания (Р1)
- По полученным данным вычислим выталкивающую силу, действующую на тело
F=P-P1
4. Вместо чистой воды возьмем насыщенный раствор соли и снова определим выталкивающую силу.
Жидкость | Вес тела в воздухе (Р) | Вес тела в жидкости(Р1) | Выталкивающая сила F=P-P1 |
Вода | |||
Насыщенный раствор соли в воде |
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела
Fa = ρqVтела
Задание №5
Учитель:
-В 1663 году вышла в свет книга французского ученого Блеза Паскаля « Трактат о тяжести массы воздуха». В этой книге описаны опыты, доказывающие, что атмосферное давление изменяется с высотой над уровнем моря.
-Какая взаимосвязь между атмосферным давлением и высотой над уровнем моря?
Ответ:
Высота воздушного столба, оказывающего давление, при подъеме уменьшается. В верхних слоях атмосферы воздух менее плотен.
Задание №6
Учитель загадывает загадки.
Скажи, какой великий человек Поднимаемся мы в гору,
Прославил свой далекий древний век Стало трудно нам дышать
Тем, что открыл для жидкости закон А какие есть приборы,
Тем, что навек был в физику влюблен? Чтоб давление измерять?
(Архимед) (Барометр-анероид)
Если взять два разных тела, А, ну-ка, быстро посмотри
В жидкость опустить одну, И разреши сомненье.
Видно, что одно всплывает, Скажи нам, как узнать внутри
А другое- в миг ко дну. У жидкости давление?
Жидкость та ж , сомненья нет,
Ну а в чем же тут секрет?
Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила.
Зачем ей это надо было?
- Обобщение пройденного материала на уроке
-На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в трех разных жидкостях.
Плотность какой жидкости больше? Почему? Что можно сказать о силе тяжести , действующей на тело и архимедовой силе в том и другом случае?
-Картофелина тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Объясните почему?
-Нальем в стакан воду, закроем листом бумаги, и поддерживая лист рукой, перевернем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага остается как бы приклеенной к краю стакана. Почему?
Дополнительно:
-В какой воде и почему труднее плавать?
-Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Как будет вести себя это тело в керосине? В соленой воде? В спирте?
Пл. кер.=800 кг / м³ – тело тонет
Пл.сол. воды = 1030 кг /м³- Тело всплывает
Пл.спирта = 800 кг/ м³ – тело тонет
Тестирование
- В каких единицах измеряется давление?
а) Нм б) Н /м в) Н / м²
- Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую
точку одинаково во всех направлениях. Это закон:
а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука
- От чего зависит Архимедова сила:
а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости
- Подведение итогов урока
Учитель:
- А теперь подведем итоги урока .
-Чем занимались на уроке?
- Что показалось особенно интересным? Что запомнилось?
-Какие опыты из приведенных на уроке вы смогли бы повторить дома?
Поощрение учащихся, комментирование работы на уроке.
Учитель благодарит учащихся за урок.
Предварительный просмотр:
Методическая неделя
«Общеучебные умения и навыки - необходимые для успешности обучающихся»
Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,
не столько подготовленные,
сколько развивающиеся непрерывно».
(П.Г.Щедровицкий)
«Компетенция»-совокупность взаимосвязанных качеств личностей, которая позволяет ставить и достигать цели.
«Компетентность»-интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
К ключевым компетентностям относятся:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно-познавательные компетенции,
- информационные компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования.
«Именно образованные, творческие,
физически и духовно здоровые люди, а не
природные ресурсы или ядерное оружие,
будут главной силой России этого и
последующего веков»
В.В.Путин
Городской семинар для учителей физики
«Формирование ОУУН при обучении физике»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Цели семинара: одна из актуальных задач современного образования - формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков (далее - ОУУН), которые необходимы для формирования базовых компетенций личности. Для успешной работы над темой организовать обмен опытом работы учителей по проблеме семинара.
План проведения семинара:
9.00-9.20 – встреча гостей
9.25-10.10 – посещение открытого урока физики «Из истории открытия атмосферного давления, закона Архимеда и закона Паскаля» (учитель Чомаева С.П.)
10.30.-11.30 – Внеклассное мероприятие «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы…» (Чомаева С.П.)
11.30-12.10 – подведениие итогов (анализ и самоанализ урока. Обмен опытом)
12.10-12.45 – кофе-брейк
12.45 – отъезд участников
Успехов Вам в совершенствовании уровня
педагогического мастерства и профессиональных
компетенций!
Предварительный просмотр:
Задача:
Дано: Си Решение:
Ответ:
Практическая работа
Жидкость | Вес тела в воздухе (Р) | Вес тела в жидкости(Р1) | Выталкивающая сила F=P-P1 |
Вода | |||
Насыщенный раствор соли в воде |
Тестирование
- В каких единицах измеряется давление?
а) Нм б) Н /м в) Н / м²
- Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую
точку одинаково во всех направлениях. Это закон:
а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука
- От чего зависит Архимедова сила:
а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что называется давлением? Чем вызвано давление газа на стенки сосуда? Как читается закон Паскаля? По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда? Сформулируйте закон Архимеда
Задание: В чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить опыт, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?
Задание : Расскажите об опыте Торричелли по обнаружению атмосферного давления и обоснуйте, почему вода не поднимается за поршнем выше 10,3 м?
Задание: Какая сила сжимала полушария в опыте Герике
Задача: Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную 2800 см ² , а атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. p=F/S; F=pS
Как можно определить, с какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила? Архимед
Практическая работа Возьмем динамометр и подвесим к нему тело. Отметим и запишем эти показания в таблицу. Это будет вес тела в воздухе (Р) Подставим стакан с водой и опускаем в него тело до тех пор, пока оно все не окажется под водой. Отметим и запишем показания (Р 1) По полученным данным вычислим выталкивающую силу, действующую на тело F=P-P1 4 . Вместо чистой воды возьмем насыщенный раствор соли и снова определим выталкивающую сил e
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела F А = ρ q V тела
Задание Какая взаимосвязь между атмосферным давлением и высотой над уровнем моря? Блез Паскаль
Плотность какой жидкости больше? Почему? Что можно сказать о силе тяжести , действующей на тело и архимедовой силе в том и другом случае?
Тестирование 1 .В каких единицах измеряется давление? а) Нм б) Н /м в) Н / м² 2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это закон: а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука 3. От чего зависит Архимедова сила: а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости
Тестирование 1 .В каких единицах измеряется давление? а) Нм б) Н /м в) Н / м² 2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это закон: а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука 3. От чего зависит Архимедова сила: а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости