Семинар для учителей КГО

Чомаева Светлана Петровна

Семинар учителей физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_fizike.doc300.5 КБ
Файл buklet_k_seminaru.docx16.12 КБ
Microsoft Office document icon dlya_zapisey_na_uroke.doc30.5 КБ
Office presentation icon prezent_k_uroku.ppt944.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Из истории открытия атмосферного давления , закона Архимеда и закона Паскаля»

Цели урока:

   1.  Повторить и обобщить знания по теме «Давление жидкостей и газов»;

   2.  научить применять полученные знания на практике;

   3.  углубить и расширить знания учащихся по теме «Давление жидкостей и газов».

Оборудование:

 компьютер, диапроектор, грузы, динамометры, штатив с муфтой и лапкой,                                   стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Ход урока

  1. Организационный момент

   Приветственное слово учителя

- Сегодня на уроке мы поговорим об истории открытия атмосферного давления , закона Архимеда, поговорим об истории открытия некоторых физических явлений и закономерностей, поговорим и обобщим полученные знания по темам «Давление жидкостей и газов»

2.Актуализация знаний

-Ребята, а сейчас давайте вместе  вспомним и повторим некоторые физические понятия и явления

  • Что называется давлением?
  • Чем вызвано давление газа на стенки сосуда?
  • Как читается закон Паскаля?
  • По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда?
  • Сформулируйте закон Архимеда

3.Работа по теме урока

 

- Наш   урок проведем в виде игры. У меня в руках мешочек с заданиями. (Один из учеников вытаскивает из мешочка номера. В каждом имеется вопрос или задание, которое нужно выполнить)

Задание №1

 -Вообразите себе, что вы присутствуете  на уроке в школе 1600 года.

Внимательно посмотрев сценку, объясните: в чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить вопрос, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?

( Сценка. В роли учителя и учеников учащиеся, которые подготовили сценку заранее)

Учитель: Помолимся, отроки мои… ( ученики поднимают руки). Начнем урок               ( ученики садятся на стулья). Четыре стихии известно нам : земля, вода, огонь и воздух. Какими же свойствами обладает воздух? Имеет ли он вес?

Первый ученик: Великий греческий ученый Аристотель доказал, что воздух веса не имеет. Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии.

Учитель: Достойный ответ. Теперь поговорим о воде. Все знают, что вода поднимается за поршнем насоса, приводящим в действие наш городской фонтан. Почему это происходит?

Второй ученик: вода поднимается потому, что природа боится и не терпит пустоты. Когда мы тянем вверх поршень, под ним образуется пустота и вода устремляется в эту пустоту.

Учитель: Хорошо, отроки мои, урок окончен.

Учитель:

- В чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить вопрос, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?

Ответы ( отвечают ученики класса )

Ошибка Аристотеля заключалась в том, что он утверждал, что воздух веса не имеет. Это утверждение было опровергнуто Галилеем, который доказал факт весомости воздуха. Убедиться в этом можно на опыте. Два шара , заполненные воздухом уравновешены на весах. Выкачав весь воздух из одного шара, мы увидим , что равновесие весов нарушилось, т. е. шар стал легче.

Ошибка была в ответе и про поршень. Если поднимать поршень, то вода за ним будет подниматься потому, что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и устремляется вслед за поршнем вода.

Задание №2

Учитель:

- В 1640 году в Италии в саду герцога Тосканского построили большой фонтан, но когда пустили воду, оказалась, что вода поднялась  вслед за поршнем насоса лишь на 10 м и 30 см. Обратились за помощью к ученому Галилео Галилею. Он проверил насос и сказал, что насос исправен, поразмыслив, указал, что выше таким способом воду вообще поднять нельзя. Объяснить это явление  удалось ученику Галилея- Эдванжелисте Торричелли .

-Расскажите об опыте Торричелли по обнаружению атмосферного давления и обоснуйте, почему вода не поднимается за поршнем выше 10 м 30 см?

Ответ:

Давление столба жидкости уравновешивается давлением воздуха. Вода не поднимается за поршнем выше 10,3 м , т. к  давление столба  воды уравновешивается атмосферным давлением. Чем больше атмосферное давление, тем выше столб жидкости. (учащиеся рассказывают об опыте Торричелли)

Задание №3

Учитель:

- 8 мая 1654 года со всех немецких городов собралась знать, чтобы посмотреть, как в торжественной обстановке бургомистр города Магдебурга Отто фон Герике продемонстрирует удивительный опыт. С пышной свитой прибыл даже император Фердинанд ||| . Когда выкачали воздух насосом из пространства между сложенными вместе медными полушариями, то оторвать их друг от друга смогли только две упряжки лошадей по 4 в каждой.

-Какая сила сжимала упряжки в опыте Герике?

Ответ:

. Когда выкачали воздух насосом из пространства между сложенными вместе медными полушариями, то образовалось в этой полости безвоздушное пространство, т е внутри полости давления нет. С внешней стороны на полушария действует давление атмосферы, которое так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.

Учитель:

- Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную 2800 кв.см , а атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.

Задача :

   

Дано:                                    Си                                          Решение :

P=760 мм рт. ст.        101308 Па                                       1 мм рт. ст-133,3 Па

S=2800 см ²                     0,28 м²                                    1 см²=0,0001 м²

        2800*0,0001=0,28м²

Найти F-?                                                                         p=F/S;     F=p*S

                                                                              F=101308Па*0,28м²=28366Н

        F= 28366Н=28,4 кН

                                     Ответ:  F=28,4 кН

Задание №4

Учитель:

-Греция конца 3 века до нашей эры. «Легенда об Архимеде»

- С какой силой тело, погруженное целиком  в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила?

Практическая работа

(все приборы и заранее приготовленная таблица находятся на столах у каждого ученика. Ответ дают те ученики, которые  первыми выполнили задание)

Учитель:

-Рассмотрим на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определим выталкивающую силу.

Ход работы

  1. Возьмем динамометр и подвесим к нему тело. Отметим и запишем эти показания в таблицу. Это будет вес тела в воздухе (Р)
  2. Подставим стакан с водой и опускаем в него тело до тех пор, пока оно все не окажется под водой. Отметим и запишем показания (Р1)
  3. По полученным данным вычислим выталкивающую силу, действующую на тело

          F=P-P1

4.    Вместо чистой воды возьмем насыщенный раствор соли и снова определим выталкивающую силу.

Жидкость

Вес тела в воздухе (Р)

Вес тела в жидкости(Р1)

Выталкивающая сила

F=P-P1

Вода

Насыщенный раствор соли в воде

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела

Fa = ρqVтела

Задание №5

Учитель:

-В 1663 году вышла в свет книга французского ученого Блеза Паскаля « Трактат о тяжести массы воздуха». В этой книге описаны опыты, доказывающие, что атмосферное давление изменяется с высотой над уровнем моря.

-Какая взаимосвязь между атмосферным давлением и высотой над уровнем моря?

Ответ:

Высота воздушного столба, оказывающего давление, при подъеме уменьшается. В верхних слоях атмосферы воздух менее плотен.

Задание №6

Учитель загадывает загадки.

Скажи, какой великий человек                           Поднимаемся мы в гору,

Прославил свой далекий древний век               Стало трудно нам дышать

Тем, что открыл для жидкости закон                А какие есть приборы,

Тем, что навек был в физику влюблен?            Чтоб  давление измерять?

(Архимед)                                                                 (Барометр-анероид)          

Если взять два разных тела,                                  А, ну-ка, быстро посмотри

В жидкость опустить одну,                                   И разреши сомненье.

Видно, что одно всплывает,                                  Скажи нам, как узнать внутри

А другое- в миг ко дну.                                          У жидкости давление?

Жидкость та ж , сомненья нет,

Ну а в чем же тут секрет?

Бортпроводница очень мило

Перед отлетом попросила

Из ручек вылить все чернила.

Зачем ей это надо было?

  1. Обобщение пройденного материала на уроке

-На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в трех разных жидкостях.

Плотность какой жидкости больше? Почему? Что можно сказать о силе тяжести , действующей на тело и архимедовой силе в том и другом случае?

-Картофелина тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Объясните почему?

-Нальем в стакан воду, закроем листом бумаги, и поддерживая лист рукой, перевернем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага остается как бы приклеенной к краю стакана. Почему?

Дополнительно:

-В какой воде и почему труднее плавать?

-Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Как будет вести себя это тело в керосине? В соленой воде? В спирте?

  Пл. кер.=800 кг / м³ – тело тонет

  Пл.сол. воды = 1030 кг   /м³- Тело всплывает

  Пл.спирта = 800 кг/  м³  – тело тонет

Тестирование

  1. В каких единицах измеряется давление?

а) Нм                   б) Н /м                 в) Н / м²

  1. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую

      точку одинаково во всех направлениях. Это закон:

        а )  Паскаля           б) Архимеда          в) Гука

  1. От чего зависит Архимедова сила:

а) от объема жидкости        б) от объема тела         в) от плотности жидкости

  1. Подведение итогов урока

Учитель:

- А теперь подведем итоги урока .

-Чем занимались на уроке?

- Что показалось особенно интересным? Что запомнилось?

-Какие опыты из приведенных на уроке вы смогли бы повторить дома?

Поощрение учащихся, комментирование работы на уроке.

Учитель благодарит учащихся за урок.



Предварительный просмотр:

Методическая неделя

«Общеучебные умения и навыки - необходимые для успешности обучающихся»

Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,

не столько подготовленные,

сколько развивающиеся непрерывно».

(П.Г.Щедровицкий)

«Компетенция»-совокупность взаимосвязанных качеств личностей, которая позволяет ставить и достигать цели.

«Компетентность»-интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

К ключевым компетентностям относятся:

- ценностно-смысловые компетенции,

- общекультурные компетенции,

- учебно-познавательные компетенции,

- информационные компетенции,

- компетенции личностного самосовершенствования.

«Именно образованные, творческие,

 физически и духовно здоровые люди, а не

 природные ресурсы или ядерное оружие,

 будут главной силой России этого и

 последующего веков»

В.В.Путин

Городской семинар для учителей физики

«Формирование ОУУН при обучении физике»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Цели семинара: одна из актуальных задач современного образования - формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков (далее - ОУУН), которые необходимы для формирования базовых компетенций личности.  Для успешной работы над темой организовать обмен опытом работы учителей по проблеме семинара.

План проведения семинара:

9.00-9.20 – встреча гостей

9.25-10.10 – посещение открытого урока физики «Из истории открытия атмосферного давления, закона Архимеда и закона Паскаля» (учитель Чомаева С.П.)

10.30.-11.30 – Внеклассное мероприятие «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы…» (Чомаева С.П.)

11.30-12.10 – подведениие итогов (анализ и самоанализ урока. Обмен опытом)

12.10-12.45 – кофе-брейк

12.45 – отъезд участников

Успехов Вам в совершенствовании уровня

педагогического мастерства и профессиональных

компетенций!

 



Предварительный просмотр:

Задача:

Дано:                                    Си                                          Решение:

Ответ:

Практическая работа

Жидкость

Вес тела в воздухе (Р)

Вес тела в жидкости(Р1)

Выталкивающая сила

F=P-P1

Вода

Насыщенный раствор соли в воде

Тестирование

  1. В каких единицах измеряется давление?

а) Нм                   б) Н /м                 в) Н / м²

  1. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую

      точку одинаково во всех направлениях. Это закон:

        а )  Паскаля           б) Архимеда          в) Гука

  1. От чего зависит Архимедова сила:

а) от объема жидкости        б) от объема тела         в) от плотности жидкости


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Из истории открытия атмосферного давления, закона Архимеда и закона Паскаля»

Слайд 3

Что называется давлением? Чем вызвано давление газа на стенки сосуда? Как читается закон Паскаля? По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда? Сформулируйте закон Архимеда

Слайд 4

Задание: В чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить опыт, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого? Почему вода поднимается за поршнем насоса?

Слайд 5

Задание : Расскажите об опыте Торричелли по обнаружению атмосферного давления и обоснуйте, почему вода не поднимается за поршнем выше 10,3 м?

Слайд 6

Задание: Какая сила сжимала полушария в опыте Герике

Слайд 7

Задача: Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную 2800 см ² , а атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. p=F/S; F=pS

Слайд 8

Как можно определить, с какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила? Архимед

Слайд 9

Практическая работа Возьмем динамометр и подвесим к нему тело. Отметим и запишем эти показания в таблицу. Это будет вес тела в воздухе (Р) Подставим стакан с водой и опускаем в него тело до тех пор, пока оно все не окажется под водой. Отметим и запишем показания (Р 1) По полученным данным вычислим выталкивающую силу, действующую на тело F=P-P1 4 . Вместо чистой воды возьмем насыщенный раствор соли и снова определим выталкивающую сил e

Слайд 10

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела F А = ρ q V тела

Слайд 11

Задание Какая взаимосвязь между атмосферным давлением и высотой над уровнем моря? Блез Паскаль

Слайд 12

Плотность какой жидкости больше? Почему? Что можно сказать о силе тяжести , действующей на тело и архимедовой силе в том и другом случае?

Слайд 13

Тестирование 1 .В каких единицах измеряется давление? а) Нм б) Н /м в) Н / м² 2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это закон: а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука 3. От чего зависит Архимедова сила: а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости

Слайд 14

Тестирование 1 .В каких единицах измеряется давление? а) Нм б) Н /м в) Н / м² 2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это закон: а ) Паскаля б) Архимеда в) Гука 3. От чего зависит Архимедова сила: а) от объема жидкости б) от объема тела в) от плотности жидкости