Для экспертов ОГЭ

Чомаева Светлана Петровна

Рекомендации экспертам при проверке!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2018 года

ФИЗИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ОГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Москва

2018


Авторы: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова

Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ) во многом определяется качеством экспертной проверки предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ №1394 от 25.12.2013) устанавливает обязательность прохождения экспертами, проверяющими экзаменационные работы обучающихся, «дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором».

С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические материалы для организации подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2018 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2018 г., научно-методические подходы к проверке и оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов участников экзамена с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.

© Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова, 2018

© Федеральный институт педагогических измерений. 2018


Содержание

1. Характеристика экзаменационной работы 2018 года. Назначение заданий с развернутым ответом и их особенности

4

2. Общие подходы к проверке и оценке заданий с развернутым ответом

6

Экспериментальные задания

7

Качественные задачи

12

Расчетные задачи

14

3. Материалы для практических занятий экспертов по проверке и оценке заданий с развернутым ответом

17

Пример 1 (экспериментальное задание 1-го типа)

20

Пример 2 (экспериментальное задание 2-го типа)

22

Пример 3 (качественная задача)

29

Пример 4 (качественная задача)

31

Пример 5 (расчетная задача)

33

Пример 6 (расчетная задача)

37

4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке заданий с развернутым ответом

     4.1. Материалы для практических занятий по оценке выполнения заданий разных типов (по линиям заданий)

     4.2. Тренировочные варианты (целые работы)

Ответы

42

42

69

98


 

1. Характеристика экзаменационной работы 2018 года. Назначение заданий с развернутым ответом и их особенности

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной итоговой аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

        Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий  с выбором ответа из четырех возможных, 8 заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, и 1 задание  с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит 4 задания (23–26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование. В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в первую часть работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Задания повышенного уровня распределены между обеими частями работы. Все они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.

Задания 23, 25 и 26 второй части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования. Включение в работу заданий высокого уровня сложности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в профильные классы.

Время, отводимое на выполнение всей экзаменационной работы, составляет 180 минут.

Экзамен проводится в кабинетах физики. На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике приведена в дополнительных материалах к экзамену.

На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование. Комплекты, необходимые для проведения экзамена в конкретном регионе, указываются в специальном приложении к КИМ для организаторов экзамена.

В экзаменационные материалы по физике включены три типа заданий с развернутым ответом (экспериментальное задание 23, качественные задачи 22 (к тексту физического содержания) и 24 и расчетные задачи 25 и 26). Именно эти типы заданий позволяют осуществить полноценную проверку двух контролируемых видов деятельности: освоение экспериментальных умений и решение задач различного типа.

Проверку заданий с развернутыми ответами осуществляют специалисты-предметники (эксперты), прошедшие специальную подготовку для проверки заданий 2018 года.

Для обеспечения объективной проверки необходимо:

  • иметь единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;
  • обеспечить стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.

Для обеспечения надежности и объективности выставляемых экспертами баллов за выполнение заданий с развернутым ответом к этим заданиям предъявляются следующие требования:

  1. Задания с развернутым ответом должны сопровождаться системой оценивания их выполнения, которая включает критерии выставления того или иного балла и варианты правильных ответов (решений).
  2. Система оценивания должна четко соотноситься с формулировкой задания и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задания и критериями его оценивания.
  3. Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85–90% соответствия поставленных баллов независимыми экспертами.
  4. Время, затраченное на проверку задания с развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.

В разделе 2 сформулированы обобщенные критерии оценивания для трех типов используемых в экзаменационной работе заданий с развернутым ответом. В материалах для экспертов каждое задание с развернутым ответом сопровождается образцом возможного решения (выполнения), в котором отражены все основные элементы полного и правильного ответа, а также критериями оценивания. В критериях оценивания на основе обобщенной системы для каждого из типов развернутых заданий учтены особенности отдельных заданий (например, приведен список необходимых законов и формул для решения расчетных задач).

2. Общие подходы к проверке и оценке заданий с развернутым ответом

В экзаменационной работе по физике используется три типа заданий с развернутым ответом.

  1. Экспериментальное задание (задание 23), которое проверяет умение проводить косвенные измерения физических величин, умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных. К экспериментальным заданиям  в 2012 году добавился новый тип заданий на проверку физических законов и следствий. Максимальный балл за выполнение задания – 4 балла.
  2. Качественная задача (задания 22 и 24), представляющая собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.
  3. Расчетные задачи (задания 25 и 26), для которых необходимо представить подробное решение и получить численный ответ. Максимальный балл за выполнение задания – 3 балла.

Для каждого из этих типов заданий разработаны свои обобщенные системы оценивания, которые представлены ниже.

Экспериментальные задания

Экспериментальное задание выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указание на необходимость его использования приводится в инструкции перед текстом задания.

Задание 23 представляет собой экспериментальное задание, для выполнения которого необходимо использовать лабораторное оборудование.

Каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы. Поэтому выполнение экспериментального задания в этом году не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента.

Экспериментальное задание 23 проверяет:

  • умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;
  • умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
  • умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Каждое задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейка, весы, динамометр, мензурка (измерительный цилиндр), амперметр, вольтметр, секундомер (часы). При этом объектом оценки становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.

Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный учеником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ. Для каждого задания в схемах оценивания приводятся следующие сведения.

  1. Характеристика оборудования. В ней указывается перечень оборудования из соответствующего комплекта.
  2. Образец возможного выполнения. В нем отмечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов.
  3. Критерии оценки выполнения задания. В критериях описано полное правильное выполнение задания, указаны величины, для которых в данном случае проводятся прямые измерения, и перечислены условия выставления от 0 до максимально возможных 4 баллов.

Схема оценивания экспериментальных заданий представлена ниже.

Схема оценивания экспериментального задания 1-го типа

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования)

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки.

2. Запись формулы.

3. Результаты прямых измерений  с указанием допустимых границ.

4. Значение косвенного измерения (с указанием допустимых границ).

Указание экспертам

Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат, полученный учеником, который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ (приводится расчет для данного задания).

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

  1. схематичный рисунок экспериментальной установки;
  2. формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;
  3. правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании);
  4. полученное правильное числовое значение искомой величины.

4

Приведены все элементы правильного ответа 1– 4, но

допущена ошибка при вычислении значения искомой величины;

ИЛИ

допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины;

ИЛИ

допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует;

ИЛИ

отсутствует формула в общем виде для расчёта искомой величины.

3

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчета искомой величины и не получен ответ;

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчета искомой величины, но не получен ответ и не приведен рисунок экспериментальной установки;

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений, приведен правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчета искомой величины.

2

Записаны только правильные значения прямых измерений;

ИЛИ

приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчета искомой величины;

ИЛИ

приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки.

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

0


Схема оценивания экспериментального задания 2-го типа

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования)

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки.

2. Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.

3. Вывод о качественной зависимости одной физической величины от другой.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

  1. схематичный рисунок экспериментальной установки;
  2. правильно записанные результаты прямых измерений;
  3. сформулированный правильный вывод.

4

Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но

– допущена ошибка при переводе одной из измеренных величин в СИ при заполнении таблицы (или при построении графика);

ИЛИ

– допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.

3

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях.

2

Записаны только правильные значения прямых измерений;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, и частично приведены результаты верных прямых измерений.

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

0


Схема оценивания экспериментального задания 3-го типа

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования)

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки.

2. Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.

3. Вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила с учетом указанных погрешностей прямых измерений.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

1) схематичный рисунок экспериментальной установки;

2) правильно записанные результаты прямых измерений;

3) расчеты и сформулированный правильный вывод.

4

Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но допущена ошибка в единицах измерения при представлении результатов измерения физической величины;

ИЛИ

допущена ошибка при указании интервала возможных значений физической величины с учетом погрешности ее определения;

ИЛИ

допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.

3

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях.

2

Записаны только правильные значения прямых измерений;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, и частично приведены результаты верных прямых измерений.

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

0


Для организаторов проведения экзамена предусмотрена замена рекомендуемого оборудования на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае представители региональной экзаменационной комиссии, участвующие в подготовке лабораторного оборудования, в разделе «Характеристика оборудования» указывают изменения характеристик используемого оборудования, а в разделе «Образец выполнения задания» исправляют значения измерений и указывают новые допустимые границы. При проверке экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.

Важно отметить, что в экспериментальном задании, в первую очередь, проверяется умение проводить измерения. Поэтому записанные результаты прямых измерений при отсутствии других элементов ответа оцениваются в 1 балл. Выполнение других элементов ответа (выполнение схематичного рисунка экспериментальной установки и запись формулы для расчета искомой величины) при отсутствии результата хотя бы одного прямого измерения оценивается в 0 баллов.

При анализе результатов экзамена экспериментальное задание считается выполненным верно, если экзаменуемый набрал 3 или 4 балла.

Качественные задачи

Каждый вариант экзаменационной работы включает две качественные задачи, оцениваемые максимально в 2 балла. Все используемые качественные задачи содержат два элемента правильного ответа, но по характеристикам этих элементов выделяются два типа заданий.

1. Ответ на задачу предполагает два элемента: 1) правильный ответ на поставленный вопрос и 2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления. Например: «Какого цвета будут казаться красные розы, рассматриваемые через зеленое стекло? Ответ поясните». В этом случае для выставления 1 балла достаточно правильного ответа на поставленный вопрос («Розы будут казаться черного цвета») или приведение корректных рассуждений без сформулированного явно ответа («Красные розы отражают свет в красной части спектра. Зеленое стекло пропускает лучи зеленой части спектра»).


Используется приведенная ниже обобщенная система оценивания:

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Представлен правильный ответ, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

2

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует;

ИЛИ

представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос;

ИЛИ

ответ на вопрос неверен, независимо от того правильны, неверны или отсутствуют рассуждения.

0

2. Ответ на задачу предполагает выбор одного из указанных в тексте задания вариантов и пояснение на основании имеющихся теоретических знаний. Например: «Каким пятном (темным или светлым) ночью на неосвещенной дороге кажется пешеходу лужа в свете фар приближающегося автомобиля? Ответ поясните». В этом случае для выставления одного балла за решение недостаточно только указания на выбор одного из приведенных вариантов, а необходимо наличие частичного обоснования или, по меньшей мере, указания физических явлений (законов), причастных к обсуждаемому вопросу («Зеркальное отражение света от поверхности лужи»).

В этом случае общая схема оценивания выглядит следующим образом.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Представлен правильный ответ, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

2

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу;

ИЛИ

представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос;

ИЛИ

ответ на вопрос неверен, независимо от того правильны, неверны или отсутствуют рассуждения.

0

При анализе результатов экзамена качественная задача считается решенной верно, если экзаменуемый набрал 2 балла.

Расчетные задачи

Экзаменационный вариант содержит две расчетные задачи, которые оцениваются в соответствии с единой обобщенной системой оценивания. Требования к качеству выполнения этих заданий приведены в инструкции для учащихся перед текстом этих заданий.

Задания 25 и 26 представляют собой задачи, для которых необходимо записать полное решение. Полное правильное решение задач должно включать запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. При необходимости следует сделать рисунок, поясняющий решение.

При составлении критериев оценивания решения расчетных задач по возможности учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на выставляемый балл.

Для каждой задачи в качестве ориентира приводится авторский способ решения, предлагаемый разработчиком. Однако этот способ решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Эксперту предлагается система оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому способа решения задачи. Обобщенная схема оценивания приведена ниже.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (перечисляются соответствующие формулы и законы);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

3

– Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ;

ИЛИ

представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов;

ИЛИ

– записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

2

– Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи;

ИЛИ

– записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Комментарии к обобщенной системе оценивания расчетных задач.

  1. Если отсутствует запись краткого условия задачи, то максимальный балл не выставляется.
  2. Если в работе допущена ошибка в определении исходных данных по графику, рисунку, таблице, но остальное решение выполнено полно и без ошибок, то максимальный балл не выставляется.
  3. Если в решении задачи записаны утверждения, законы или формулы, которые затем не использовались в ходе решения, то ошибки в этих записях не влияют на оценивание и не являются основанием для снижения оценки.
  4. В настоящее время при решении заданий с развернутым ответом не требуется записи каких-либо комментариев об используемых законах или формулах и проверки полученного ответа «в общем виде» по единицам измерения входящих в нее величин.
  5. Отсутствие промежуточных этапов между первоначальной системой уравнений и окончательным ответом (т. е. математических преобразований) может служить основанием для снижения оценки на 1 балл. Однако допускается вербальное указание на проведение преобразований без их алгебраической записи с предоставлением исходных уравнений и результата этого преобразования.

Возможны случаи, когда работа содержит:

  1. правильное решение с опиской, не повторяющейся в ходе решения и не влияющей на получение правильного ответа.

В подобных случаях рекомендуем не обращать внимания на описки и оценивать работу так, будто описки нет. К опискам относятся те ошибки, которые исправлены в последующем решении, не повторяются в нем или, не влияя на логику решения, противоречат ей, являясь результатом невнимательности. Это может быть незначительная и не сказавшаяся на преобразованиях путаница в индексах, отсутствие показателей степени при учете этих степеней в последующих преобразованиях и т. п.

  1. решение, отличное от авторского (альтернативное решение).

Эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании критериев оценивания.


  1. решение задачи, которой ученик «подменил» авторскую задачу.

Если же представлено решение другой задачи, в том числе определяется значение другой величины, то решение оценивается в «0» баллов вне зависимости от полноты и правильности записей.

  1. правильное решение с правильно записанными исходными формулами, корректно проведенными алгебраическими преобразованиями и вычислениями, но с ошибкой в записи ответа.

В этом случае выставляется оценка «2».

  1. обозначения физических величин, не описанные в тексте задачи, решении и не введенные на рисунке.

На данный момент от тестируемых не требуется обязательной расшифровки используемых в решении обозначений. Поэтому отсутствие указаний не снижает оценку. Однако если в решении одно и то же обозначение используется для разных величин, то оценка снижается на один балл – до двух баллов. Подобная неаккуратность приравнивается к ошибке в преобразованиях.

При анализе результатов экзамена расчетная задача считается решенной верно, если экзаменуемый набрал 2 или 3 балла.

Результаты оценивания заданий фиксируются в протоколе проверки развернутых ответов.

Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развернутых ответов

+Физика

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в Протокол проверки развернутых ответов следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: