Рабочие программы

Попова Людмила Ивановна

Рабочие программы для сопровождения образовательного процесса по физике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………………2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………………4

Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………..7

Календарно-тематическое планирование……………………………………….8


Аннотация

Рабочая программа факультатива по физике в 11 классе  «Решение задач простых и сложных» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.  

Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач - один из методов обучения физике. С помощью решения задач:

- сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

- создаются и решаются проблемные ситуации;

- формируются практические и интеллектуальные умения;

- сообщаются знания из истории науки и техники;

-формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

Программа предназначена для повторения школьного курса физики и включает в себя 5 циклов повторения. На первом из них учащиеся осваивают приёмы подготовки к ЕГЭ. На 2-4 – применяют их для повторения других разделов физики. На последнем цикле – вырабатывают стратегию выполнения экзаменационной работы.

Каждый цикл, за исключением последнего, включает в себя следующие этапы:

  • Систематизацию теоретического материала;
  • Решение задач базового уровня;
  • Решение задач повышенного уровня части 1 ЕГЭ;
  • Решение задач повышенного уровня части 2 ЕГЭ;
  • Решение задач высокого уровня.

Целью курса является расширение, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся по физике за курс средней школы.

Задачи предлагаемого курса:

  • развивать интуицию в работе с заданиями по физике,
  • развивать технику решения задач, предложенных в демоверсиях;
  • научить обучающихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

Курс предназначен для обучающихся 11 классов на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа за год.

Программу составила Попова Людмила Ивановна - учитель высшей квалификационной категории


  1. Планируемые результаты освоения факультативного курса

Личностными результатами обучения являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения  являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Общими предметными результатами обучения  являются:

  •   знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения являются:

  •   понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
  •  умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
  •   понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •   овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  •   умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)

В результате изучения факультатива учащиеся приобретут знания в области разделов физики – молекулярной физики и электродинамики; научаться решать задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике; приобретут навык предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Введение. (1ч)
  2. Механика (10 ч)

Кинематика. Законы Ньютона. Виды сил в механике. Статика, гидро- и аэростатика. Механическая работа и энергия. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны.

  1. Молекулярная физика. Термодинамика (7 ч)

Молекулярное строение вещества. Газовые законы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Агрегатные превращения вещества. Термодинамика идеального газа.

  1. Электродинамика (10 ч)

Электростатика. Постоянный электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны. Волновая оптика. Геометрическая оптика.

  1. Основы специальной теории относительности. Квантовая физика(3 ч)

Основы СТО. Корпускулярно-волновой дуализм. Строение атома. Радиоактивные превращения. Строение ядра атома. Решение комплексных задач.

  1. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы. (3 ч)

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата

план

факт

1/1

Введение. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Правила и приемы решения тестовых заданий

 Механика (10 часов)

2/1

Кинематика

3/2

Законы Ньютона

4/3

Виды сил в механике

5/4

Статика, гидро- и аэродинамика

6/5

Механическая работа и энергия

7/6

Законы сохранения в механике

8/7

Механические колебания и волны

9/8

Решение задач части I   ЕГЭ

10/9

Решение задач части II  ЕГЭ

11/10

Решение задач части III   ЕГЭ

Молекулярная физика. Термодинамика (7ч)

12/1

Молекулярное строение вещества

13/2

Газовые законы. Насыщенные и ненасыщенные пары

14/3

Агрегатные превращения веществ

15/4

Термодинамика идеального газа

16/5

Решение задач части I   ЕГЭ

17/6

Решение задач части II  ЕГЭ

18/7

Решение задач части II  ЕГЭ

19/1

Электростатика.

20/2

Постоянный электрический ток.

21/3

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

22/4

Электромагнитные колебания и волны.

23/5

Решение задач части I  ЕГЭ.

24/6

Решение задач части II  ЕГЭ.

25/7

Решение задач части II   ЕГЭ.

26/8

Волновая оптика. Геометрическая оптика.

27/9

Решение задач части I  ЕГЭ.

28/10

Решение задач части II   ЕГЭ.

Основы специальной теории относительности. Квантовая физика (3 ч)

29/1

Основы СТО, корпускулярно-волновой дуализм. Строение атома, радиоактивные превращения

30/2

Решение задач части I ЕГЭ.

31/3

Решение задач части II   ЕГЭ.

Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы (3 ч)

32-34

Выполнение тренировочных работ



Предварительный просмотр:

Аннотация

   Рабочая программа внеурочного курса «Решение нестандартных задач» составлена на      основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по физике.7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г);

Программа соответствует локальному акту лицея «Положение о рабочей программе».

Цель курса:  расширение и углубление знаний по физике и математике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ГИА и т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

1.Обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать практические умения.
4. Научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

5. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Общая характеристика внеурочного курса

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на математические методы в обучении физике, на развитие самостоятельной работы детей, их самопознания, самооценки, теоретическая основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный внеурочный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и вопросов практической и экспериментальной направленности для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке мышления, направленного на решение задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Решение нестандартных задач» должны развить уже имеющиеся навыки решения физических задач, освоить основные методы и приёмы, приобрести навыки работы с текстами задач.

На занятиях планируется изучение теоретической части задания с привлечением дополнительной литературы по данной теме и разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, что предложены в демоверсии ГИА.

На изучение внеурочного курса «Решение нестандартных задач» отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа составлена Поповой Людмилой Ивановной учителем физики высшей квалификационной категории

Планируемые результаты освоения внеурочного курса:

Личностные

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу,  учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать свою точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике;

- развитие творческого мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Содержание внеурочного курса

I. Вводное занятие (2 ч) 

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач. Приемы и способы решения задач.

Тепловые явления (13 ч)

        Тепловое равновесие. Температура.   Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования.  Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи;  

Измерение физических величин: температуры, влажности воздуха.

Электрические явления (10 ч)

       Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения заряда. Электрическое сопротивление.  Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на  проводник с током, теплового действия тока.        Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электрического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от  напряжения на участке цепи. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

Световые явления (8 ч)

Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление. Закон отражения. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

Вводное занятие

2

1\1

Значение задач. Классификация физических задач

1

2\2

Основные требования к составлению задач. Приемы и способы решения задач

1

Тепловые явления

13

3\1

Экспериментальная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

4\2

Примеры теплопередачи в природе и технике. Решение качественных задач

1

5,6\3,4

Решение расчетных задач по теме: «Тепловые явления».

2

7\5

Экспериментальная работа "Определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl)"

1

8\6

Экспериментальная работа "Определение удельной теплоёмкости вещества  калориметра"

9\7

Построение и чтение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».

10,11\8,9

Решение расчетных задач по теме «Плавление, отвердевание, парообразование».

12\10

Экспериментальная работа "Определение удельной теплоты плавления льда"

1

13\11

Экспериментальная работа "Определение процентного содержания снега в воде в начале опыта"

1

14\12

Решение задач на уравнение теплового баланса

1

15\13

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

Электрические явления

10

16\1

Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления.

1

17\2

Смешанное соединение проводников. Составление эквивалентных схем

1

18-20\3-5

Решение расчетных задач: по теме «Электрические явления»

3

21\6

Экспериментальная работа "Определение площади сечения проводника»

1

22,23\7,8

Решение комбинированных задач по теме «Электрические и тепловые процессы»

2

24\9

Решение задач на расчет КПД нагревательной установки

1

25\10

История развития электрического освещения. Проект.

1

Световые явления

8

26\1

Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура.

1

27\2

Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ

1

28\3

 Плоское зеркало. Построение изображений

1

29\4

Отражение, преломление света. Решение задач

1

30\5

Явление полного отражения. Примеры в природе.

1

31\6

Кажущаяся глубина водоёма.

1

32\7

Дисперсия. Примеры в природе

1

33\8

Формула тонкой линзы. Решение задач

2

34

Итоговое занятие  « Что? Где? Когда?»

1



Предварительный просмотр:

Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………………2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………………4

Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………..7

Календарно-тематическое планирование……………………………………….9


Аннотация

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать с школьной физической задачей.

Для изучения внеурочного курса «Решение сложных задач по физике» отводится 34 часа (1 час в неделю).

Программа составлена на основе программы по физике для общеобразовательных учреждений.

Цель программы обеспечить:

  1. Усвоение основ физики как фундаментальной науки.
  2. Формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира.
  3. Усвоение основ физики как прикладной науки.

Задачи программы:

  1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  2. Обучить основным понятиям, законам и принципам, применению полученных знаний и, самое главное, умению решать задачи.
  3. Знакомить с научно-техническим прогрессом, достижениями науки и техники, иметь представление о единой физической картине мира.
  4. Формировать умение пользоваться справочными материалами, измерять и делить расчеты физических величин.

Предлагаемая программа  внеурочного курса по физике обеспечивает глубокое владение учебным материалом, способности к аналитическому и образному мышлению, возможностью оценивать результаты простейших физических процессов и явлений по порядку величины, владением основными методами исследований, изучаемых в учебном курсе физики, способностью опознавать в незнакомых физических ситуациях уже известные, т.е. осуществлять физическое моделирование физических явлений, применять для решения нестандартных задач, эвристические методы. Вследствие этого, программа спецкурса предполагает развитие творческих способностей в двух направлениях:

  1. Углубленное изучение отдельных вопросов курса физики.
  2. Решение сложных, нестандартных задач по физике.

Руководствуясь знаниями и умениями, приобретенными при изучении учебного материала, учащиеся должны научиться решать задачи, так как чем больше задач решает учащийся, тем прочнее усваивает программный материал и глубже понимает физические законы и явления, происходящие в природе.

Задачи и упражнения помогают постичь сущность явлений, проследить их взаимосвязь на конкретных примерах, оценить и осмыслить порядок тех или иных значений, иными словами, - это метод более предметного осмысления явлений. Однако, именно решение задач вызывает наибольшее затруднение у изучающих физику.

Программу составила Попова Людмила Ивановна - учитель высшей квалификационной категории


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные  результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные  результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

В процессе обучения учащиеся должны показать следующие знания и умения:

  1. Выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов, обосновывать свою точку зрения, высказывать суждения, делать прогноз, проводить анализ и давать оценку.
  2. Верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий.
  3. Точное научное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, единиц и способов измерения.
  4. Правильное выполнение чертежей, схем, графиков.
  5. Могут установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
  6. Пользоваться Международной Системой Единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
  7. Умение самостоятельно работать с учебниками.
  8. Пользоваться табличными данными, извлекать информацию из различных источников.
  9. Умение применять знания для решения задач и объяснение физических явлений.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: аннотацию, планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание учебного курса внеурочной деятельности,  календарно-тематическое планирование.


  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Данный  курс внеурочной деятельности предусматривает проведение уроков-лекций, практикумов по решению задач, уроков-обобщений, самостоятельной, групповой работы, работы с тестами.  

  1. Вводное занятие

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.

 Выполнение плана решения задачи.

Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Механика

  1. Кинематика

Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полёта, времени полёта. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом.

  1. Динамика

Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение тел по  наклонной плоскости. Задачи на движение связанных тел. Динамика движения по окружности.

  1. Законы сохранения

Понятие импульса тела и импульса силы. Закон  сохранения импульса. Упругий и неупругий удар. Понятие потенциальной и кинетической энергий. Закон сохранения полной механической энергии. Механическая энергия и работа силы трения.

Молекулярная физика. Термодинамика

  1. Основы молекулярно-кинетической теории

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

  1. Основы термодинамики

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Фазовые переходы.

Электродинамика

  1. Электростатика

Закон Кулона. Напряжённость поля. Проводники в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроёмкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Соединения конденсаторов

  1. Законы постоянного тока

 Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Законы Кирхгофа.

  1. Заключительное занятие

Ш. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

план

факт

  1. Вводное занятие (1ч)

1/1

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

Механика

  1. Кинематика(4ч)

2/1

Равнопеременное движение. Средняя скорость

3/2

Двумерное равноускоренное движение

4/3

Двумерное равноускоренное движение

5/4

Самостоятельное решение задач

  1. Динамика(3ч)

6/1

Динамика материальной точки

7/2

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил

8/3

Самостоятельная работа по решению задач на динамику

  1. Законы сохранения(6ч)

9/1

Импульс. Закон сохранения импульса

10/2

Энергия. Закон сохранения энергии

11/3

Решение задач на законы сохранения части 1 из КИМов ЕГЭ

12/4

Решение задач на законы сохранения части 2 из КИМов ЕГЭ

13/5

Решение задач на законы сохранения части 2 из КИМов ЕГЭ

14/6

Заключительное занятие по теме: «Механика»

Молекулярная физика. Термодинамика

  1. Основы молекулярно-кинетической теории (5ч)

15/1

Количество вещества. Основное уравнение МКТ

16/2

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы

17/3

Решение тестовых задач части 1 из КИМов ЕГЭ

18/4

Решение задач части 2 из КИМов ЕГЭ

19/5

Решение задач части 2 из КИМов ЕГЭ

  1. Термодинамика (6ч)

20/1

Внутренняя энергия. Работа и количество теплоты

21/2

 Решение задач на применение  первого закона термодинамики

22/3

Фазовые переходы. Решение задач

23/4

Тепловые двигатели КПД двигателя

24/5

Решение тестовых задач части 1 из ЕГЭ

25/6

Решение задач части 2 из ЕГЭ

26/7

Заключительное занятие по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика»

Электродинамика

  1. Электростатика (3ч)

27/1

Закон Кулона. Решение задач

28/2

Напряжённость поля. Конденсаторы.

29/3

Решение задач на движение частиц в электрическом поле

8. Законы постоянного тока (4ч)

30/1

Закон Ома для участка цепи.

31/2

Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность.

32/3

Виды соединения проводников. Решение задач

33/4

Итоговое  занятие по теме: « Электродинамика»

35

  1. 9. Заключительное занятие за год