Взаимодействие с родителями.

.Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе — родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков. Но родители нередко самопроизвольно отстраняются по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Вовлечение родителей и их участие в коррекционном процессе важно не потому, что этого хочет учитель- логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Перспективный план работы учителя-логопеда  с  

                       родителями на  2018– 2019 учебный год

Цель:

выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Задачи:

  • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

  • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

  • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

  • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;

  • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки

1

Анкеты

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

сентябрь

2

Беседы:

Ознокамительные

Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

ноябрь

Индивидуальные

Тематические

Сбор анамнестических данных детей.

Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

сентябрь

ноябрь-декабрь

3

Родительские собрания

  1. Знакомство с графиком работы логопеда. Требования, особенности и специфика занятий. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
  2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка.  Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
  3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению. Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальные практикумы

- по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

- по проведению пальчиковой гимнастики;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов;

- по выполнению детьми анализа предложений;

-по составлению рассказа с использованием условных обозначений.

в течение года

5

Наглядная агитация

Оформление стенда логопеда по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопедом?»

- «Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

в течение года

6

Консультации

«Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

«Формирование графических навыков»

«О шнурках и их пользе»

«Воспитание культуры речи дошкольников»

«Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

«Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

«Как заниматься с ребёнком?»

«Фонематический слух-основа правильной речи»

«Исправление произношения шипящих звуков»

«Пальцы помогают думать и говорить»

«Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

в течение года

7

Домашние тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в течение года

8

Педагогическая библиотека

Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

по запросу родителей

в течение года



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

        У многих современных  родителей  отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания и желание разобраться в сложном мире  ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении  детей  во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение  родителей .

        Для проведения анализа, корректировки и прогнозирования  развития   работы  логопеда с  родителями   детей, имеющих нарушения речи, разработаны критерии оценки   уровня  коррекционно-логопедической компетентности  родителей:

1. Понимание целей коррекционно-логопедической работы.

2. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом.

3.Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

4. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях.

5. Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

6.Наличие устойчивой внутренней мотивации во взаимодействии с логопедом.

7. Адекватность оценки  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        В соответствии с выделенными критериями  определены  уровни    коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

        Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности   родителей. Четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом. Достаточное представление о нормальном ходе  речевого   развития  ребенка. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях и умение проконтролировать результативность совместной работы. Наличие устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Адекватная оценка родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей. Неполное понимание необходимости оказания логопедической помощи и ориентирование в логопедической терминологии. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений хаотично. Стараются создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению  речевых  нарушений. Нет устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Низкая оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития 

        Низкий  уровень  коррекционно-логопедической  компетентности родителей. Отсутствие желания участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, считают необязательным свое содействие со специалистом. Полное непонимание специфики логопедической работы, специальной терминологии. Не желают самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. При организации самостоятельных занятий с ребенком  раздражительны, невнимательны, пассивны, занятия не имеют системы. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации. Завышенная оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Выявляя  родительскую  компетентность в процессе логопедической коррекции речи, разработан диагностический инструментарий:

1) вопросник, выявляющий  родительское  отношение к имеющимся у  ребенка   речевым  нарушениям (Приложение 1);

2)  анкета   для    родителей  (Приложение 2).

Приложение 1

Вопросник  для   родителей

Уважаемые  родители!

Прочитайте  вопросы  и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»

1. Нравится ли вам ваш  ребенок?   ______________________________

2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш?   ____________________

3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?    _________________________

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит?  _________

5. Исправляете ли вы речь ребенка? _____________________

6. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки?  _________________

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?  __________________

8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?  ________________

9. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком?  ___________________

10. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?  _____________________

11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?  __________________

12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?  ________________________

13. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться?   _________________________

14. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?  _____________________

15. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком?  ___________________

16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине?  ____________________

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ___________________

18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?   ________________

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?  ____________________

20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу?  __________________

21. Устраивает ли вас речь малыша?  ____________________

22. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком?  _________

23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук?  ______

24. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов?  __________________

25. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу?   __________________

 

За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.

Полученные результаты складываются.

 

Ключ:

80 баллов – Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

40 баллов – Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

Меньше 20 баллов – Низкий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

Приложение 2

 Анкета   для   родителей 

1. Фамилия, имя  ребенка  ____________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________

4. ФИО мамы______________________________________________________

    Место работы____________________________________________________

5. ФИО папы______________________________________________________

    Место работы__________________________________________________

6. Дородовой период

    Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность)

    ________________________________________________________________

    Протекание родов (преждевременные, после срока, быстрые, затяжные,

    стимулированные, как шел ребенок)________________________________

    Какая по счету беременность______________________________________

7. Послеродовой период

    Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия)

    ________________________________________________________________

8. Раннее психомоторное развитие:

    Когда появились первые зубы______________________________________

    Когда начал:

    держать голову__________________________________________________

    сидеть_________________________________________________________

    стоять__________________________________________________________

    До какого возраста сосал соску____________________________________

    Перенесенные заболевания ( желудочно-кишечные инфекции, заболевания ЦНС,        пневмония, операции, травмы)_____________________________

    ________________________________________________________________

9. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие)________________________________________________________

    Когда появились:

    гуление_________________________________________________________

    лепет___________________________________________________________

    первые слова____________________________________________________

    первые фразы____________________________________________________

10.Что беспокоит Вас в речи ребенка?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

__________________________________________________________________

14. Вы следите за тем, как говорит Ваш  ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вы исправляете ошибки в речи своего  ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата заполнения «____»_________201_г.

 

Подпись  родителей _________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24   «Космос»

Практико-ориентированный проект

«Логопедическими тропками»





Руководитель: учитель-логопед

Гордеева Ирина Александровна

г.Сургут, 2018г

Паспорт проекта

Название проекта

«Логопедическими тропками»

Направление проекта

Практико-ориентированный проект

Время реализации

Сентябрь 2018 по Май 2019 г.

Предполагаемый результат

- успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;

 - повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей; 
- повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Актуальность проекта. 


          Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?

Рассмотрим эту проблему: 

Основная функция связной речи – коммуникативная. 

А наши дети все меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились.

Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков.

Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается: 

1.  Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности. 

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Низкий уровень мотивации к обучению.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Итак, говоря об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы предположили что, стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми  с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.

В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу по преодолению речевых нарушений будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями.

Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику большую самостоятельность, сотрудничества, сотворчества на равных со взрослым, возможность интеллектуального и творческого саморазвития.  

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. 

Важно помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам.

Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов.

Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект «Логопедическими тропинками», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников, проект является практико-ориентированным, долгосрочным.

 

Участники проекта: Дети  группы  компенсирующей  направленности 5 -7 лет,   учитель – логопед,   воспитатели, родители. 
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Задачи проекта: 
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Увеличить объем коррекционного воздействия. 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений. 
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

Срок реализации проекта: Сентябрь – Май


         Гипотезой проекта: выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания инавыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Отличительной чертой данного проекта являются то, что он состоит из нескольких различных по времени проектов – «дорожек» направленных на коррекционную работу с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями (законными представителями).

«Дорожки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи, способствующие формированию артикуляционной моторики, диафрагмального-релаксационного дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую «дорожку» ребенок «проходит» совместно с взрослыми.

Предполагаемый результат :
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы
в своей работе над проектом разработали совершенно новое, интересное методическое пособие – Логомодули, которые можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста.

Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. 

Этапы и стратегия реализации проекта: 
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Задачи: 
1. Изучение исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

С целью определения уровня развития речи и состояния звукопроизношения у детей, посещающих компенсирующую группу, мы провели стартовый мониторинг.

Результаты обследования развития речи и звукопроизношения были количественно обработаны и в соответствии с этим нами выделены следующие уровни развития речи детей.

Стартовый мониторинг (сентябрь 2018 г.

II. Основной этап реализации проекта (практический)

Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

  1. Логопедический проект «Послушный ветерок»

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации: Сентябрь- октябрь. 
Задачи: 
• Формирование у детей понятия о правильном дыхании.

• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания.
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.

• Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.

• Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.

• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

• Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий.

• Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Работа с семьей 
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика». 
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».
• Привлечение родителей,  к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

Работа с педагогами 
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей». 
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми. 

• Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.

Практический результат проекта 
• Оформление выставки «Послушный ветерок».
• Практическое применение продуктов проекта в коррекционном процессе.

2.Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Октябрь 
Задачи: 
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. 
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки. 
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций. 
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. 
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.
Работа с семьей 

1. Консультация «Строение артикуляционного аппарата».

2. Беседа «Выполнение основных артикуляционных упражнений».

3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

5. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).


Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений». 


Практический результат проекта 
• Итоговое занятие – «Презентация, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке».
3. « Пальчики играют – говорить нам помогают»

Вид проекта: Информационно – практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации:  В течение учебного года 
Задачи:

•Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

•Развивать  тактильную чувствительность рук детей.

•Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

•Сформировать элементарные специфические графические навыки.

•Подготовить  руку  ребенка к письму.

•Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 
Работа с детьми

•Развитие мелкой моторики рук в ходе непосредственной образовательной деятельности. • Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Работа с родителями

• Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей». • «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка).

• Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка).

• Привлечение родителей,  к совместной деятельности с детьми по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики.

Работа с педагогами

  •  Консультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».

   • Практикум    для    педагогов   «Место  пальчиковой гимнастики    в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики».

 • Практическое применение пособий  детско – родительского творчества.  

Практический результат проекта

    Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика».

    Практическое применение пособий в коррекционном процессе.

4 «Играем – звуки закрепляем» 
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный. 

Срок реализации:  В течение учебного года 
Задачи:
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.

• Автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Работа с детьми 
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. 
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». 
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки». 

• Автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах и пр.
•Конкурс стихов и скороговорок.

• Праздник « Говорим правильно».
Работа с семьей 
• Консультация для родителей «Играем – звуки закрепляем». 

• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. 

• Буклет: «Рекомендации по выполнению упражнений». «Контролируем поставленные звуки дома».

• Консультация «Приёмы автоматизации звука».


Работа с педагогами 

• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). 
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 

• Изготовление игр, пособий для автоматизации поставленных звуков.
Практический результат  
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 
• Использование изготовленных игр и пособий для автоматизации поставленных звуков.

• Праздник « Говорим правильно».

5. «А речь, словно реченька льется»

Вид проекта: Информационно - практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации:  В течение учебного года 

Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности. 
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.).
• Углубление знаний детей об окружающей среде. 
• Улучшение коммуникативных навыков детей.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

Работа с детьми 
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов. 
Работа с семьей 
• Консультация для родителей «А речь, словно реченька, льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей). 

• Буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса».

• Родительские пятиминутки (по запросу родителей).

• Выставка литературы для родителей.
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку». 
• Его практическое использование; 
Практический результат
• Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях. 
• Практическое использование. 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

6. «Грамотейка»

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный. 

Срок реализации:  В течение учебного года.

Задачи:
• Формирование у детей грамматического строя речи. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми 
• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх.
• Использование игр на формирование грамматических компонентов речи.
• Участие в создании игр.
Работа с семьей 

• Индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»).
• Консультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника». 

• Памятка для родителей « Формирование грамматического строя речи».

• Консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребёнок?».
Работа с педагогами 
• Организация специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи. 
• Пополнение совместно с детьми копилки игр по грамматическому строю речи.

• Практическое использование этих пособия. 
Практический результат
• Создание копилки игр.

• Практическое применение.

7. Логопедический проект «АБВГДЕЙка» 

Вид проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 
Задачи: 
• Усвоение образа буквы. 
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”.
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 
Содержание работы: 
Работа с детьми
 
• Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. 
• Анализ существующих Азбук. 
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения. 
• Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка». 

Работа с семьей 
• Консультация «Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…».

• Буклет «О звуках и буквах», «Деление слов на слоги».

• Домашние задания.

• Домашняя игротека.

• Родительские пятиминутки (по запросу родителей).

• Семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!».

• Выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.

Работа с педагогами 
• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. 
• Поддержка и поощрение активности детей. 
Практический результат проекта 
• Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука». 
• Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .

III. Заключительный этап реализации проекта: 
Задачи: 
1. Анализ проделанной работы в реализации проекта и оценка результатов эффективности применения в коррекционном процессе путем педагогического мониторинга.
2. Создание итоговой презентации представление результатов проектной деятельности через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка». 
3. Представление наработанного материала для обмена опытом, педагогам ДОУ.
    

Конечным итогом проекта будет, являться:

Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи    в коррекционном процессе.

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 

На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.


Список использованной литературы: 

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

7. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с.

8. Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006.

9.Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014.

10. Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

11.З. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007

12.Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 48 с.

13. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2003