ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На этой странице будут размещены поурочные тематические планирования по русскому и литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
5 класс.
(2 часа в неделю / 70 уроков)
Программа В.Я.Коровиной.
Составила:
учитель русского языка и литературы
Белякова Марина Михайловна
2012-2013
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тематическое планирование по литературе для V класса создано на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе В.Я. Коровиной (Линия учебно-методических комплектов по программе «Литература. 5—11 классы ( Базовый уровень) / см. журнал «Вестник образования»). Оно детализирует и раскрывает содержание ФГОС и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра - три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа (учащиеся 5-6 классов) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание выразительному чтению вслух, то есть совершенствовать технику чтения учащихся.
Главная цель литературного образования в школе – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии ее творческих возможностей.
Основной задачей обучения литературе в связи с этим становится привитие ученику любви к искусству слова, а также оснащение его читательской культурой и свободной, яркой собственной речью.
Началом приобщения к искусству слова становятся уроки литературного чтения в начальной школе, а истоком к освоению аналитического чтения художественных произведений - уроки литературы в 5 классе, которые должны заложить у учащихся представление о литературе как о культурном феномене.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге и формирование читательской культуры пятиклассника.
Формирование читательской культуры предполагает введение ряда теоретико-литературных понятий, а также понятий духовно-этического плана, что осуществляется на уроках развития речи и уроках, где основным компонентом становится аналитический комментарий изучаемого произведения.
Исходя из поставленных задач, в основе содержания и структуры тематического планирования лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности учащихся
Программа первого концентра
( 5-6 класс) рассчитана
на 2 часа в неделю, 35 недель/ 70 часов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся 5 класса должны ЗНАТЬ:
тексты изучаемых по программе художественных произведений;
начальные представления о биографии изучаемых по программе писателей;
особенности эпохи, отраженные в художественном произведении;
теоретико-литературные понятия в объеме программы 5 класса ;
тексты произведений, рекомендованные для заучивания наизусть;
принцип работы над сочинением по литературному произведению;
специфическую особенность литературы как искусства слова;
духовно-этические понятия, помогающие аналитическому комментарию художественного текста.
Учащиеся 5 класса должны УМЕТЬ :
обосновывать свою оценку прочитанного произведения;
характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
постигать содержание произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, мотивировка событий, поступков, размышление над прочитанным),
использовать элементы литературоведческого анализа в объеме изученного в 5 классе;
эмоционально откликаться на прочитанное произведение и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
написать сочинение в объеме умений и навыков учащихся 5 классов;
выразительно читать художественные тексты, в том числе наизусть;
подготовить сообщение,
самостоятельно подготовить устный ответ по теме, предложенной учителем;
овладеть элементами аналитического комментария текста художественного произведения в объеме программы 5 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ.
/ Учебник В.Я.Коровиной /.
2 часа в неделю, 35 недель, 70 уроков
Роль книги в жизни человека.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
Сказка - вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.
Сказки о животных и бытовые сказки.
Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки.
Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Теория литературы. Басня как литературный жанр.
Басенное творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне»
И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»
Итоговый урок-концерт по басням И.А.Крылова.
В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
Черты литературной и народной сказки в произведении Жуковского «Спящая царевна»
Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Кубок»
А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне»
Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов.
Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Теория литературы. Ритм и рифма. Стихотворная и прозаическая речь.
Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина.
Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
В.М.Гаршин «Аttalea princeps».
. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»«Заколдованное место»
Н.В.Гоголь . «Ночь перед Рождеством».
30. Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге».
31. Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос».
32. Внеклассное чтение. Некрасов . «Крестьянские дети»
33-34. И.А.Тургенев Повесть «Муму».
35. РР. Обучение сочинению по повести «Муму»
36. Лирика А.А.Фета. Стихотворения «Чудная картина…»,
«Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»
37. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест
против национальной вражды. Жилин и горцы.
38. Жилин и Костылин.
39. А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия».
40. Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте.
41. Русские поэты Х1Х века о Родине, родной природе и о себе. .
42. Урок-концерт. Мои любимые стихи о Родине и природе.
43. Внеклассное чтение. И.А.Бунин. «Косцы».
44-46. В.Г.Короленко. «В дурном обществе»
47. Образ Родины и природы в стихотворениях С.А.Есенина «Я покинул
родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями».
48-49. П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка»
50. К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»
51. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы»
52-53. С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
54. А.Платонов «Никита».
55-56. В.А.Астафьев. «Васюткино озеро».
57. Поэты о Великой Отечественной войне.
58 -59. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
60. Писатели улыбаются. Рассказы Саши Черного / по выбору учителя/
61. РР. Сочинение по русской литературе. / темы по выбору учителя/.
62. Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»
63. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
64-65. Г.Х.Андерсен»Снежная королева»
66. РР. Обучение сочинению по сказке «Снежная королева»
67. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»
68. Джек Лондон . «Сказание о Кише».
69-70. Резервные уроки.
Предварительный просмотр:
ГОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(11 класс)
2 часа в неделю
Составила
учитель русского языка и
литературы школы № 605
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Белякова Марина Михайловна
2011-2012
УЧЕБНЫЙ ГОД
Использованная литература –
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования , Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от «17» декабря 2010 г. № 1897
ФГОС основного общего образования / Среднее (полное) общее образование/, Министерство образования и науки Российской Федерации, ПРОЕКТ 2011 г.
«Русский язык. 10 -11 классы. Программно-
методические материалы», Москва, 1999г.
Учебники, методические пособия –
Д.Э.Розенталь. Русский язык. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 10 – 11 классы, Москва, Дрофа, 1999г.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 43 изд., Москва, Просвещение, 2003г.
Сборники заданий для ЕГЭ за 2010 - 2012 гг.
Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку, Москва, 2003г.
Пособия по комплексному анализу текста.
М.М.Баронова. Русский язык. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы, Москва, «Астрель», 2011.
Формы контроля –
Обучающие и контрольные тесты, словарные диктанты, зачеты, изложения разных типов, сочинения в формате ЕГЭ , проверочные работы по тематическим блокам заданий ЕГЭ , индивидуальный тематический раздаточный материал, домашние тесты , инновационные методики контроля: прохождение тестов ЕГЭ on-line, презентации и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные задачи курса русского языка в старшем звене средней школы сводятся к следующему: обобщить, закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные учащимися за 10 лет обучения; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; способствовать развитию речи и мышления старшеклассников на межпредметной основе.
Тематическое поурочное планирование по русскому языку для
11 класса соответствует принципам научности, доступности, системности, перспективности и преемственности между всеми изучаемыми разделами лингвистики. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Одна из целей обучения русскому языку на старшей ступени образования – качественно подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Задания ЕГЭ по русскому языку составлены с учетом проверки знаний, умений и навыков выпускников по основным разделам курса русского языка (части А и В),
а также выявления уровня культуры речи и мышления экзаменуемых посредством
комплексного анализа текста и сочинения (часть С). Для достижения поставленной цели необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который
позволяет собрать воедино разрозненные по годам обучения сведения (темы) и
выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место. Темы, включенные в каждый из разделов планирования , предполагают систематизацию знаний, умений и навыков учащихся при помощи алгоритмов по теории с последующими тренажами. Такой подход к обучению русскому языку в старшем звене помогает учителю обеспечить практическую направленность уроков по данному предмету. Повторение изученного в конце учебного года обеспечивает прочность знаний, умений и навыков учащихся старшего звена школы по русскому языку.
Всего за учебный год – 70 часов
Из них:
на изучение основной программы
базового стандарта - 48 уроков
анализ текста в формате ЕГЭ -10 уроков
художественно-выразительные средства языка – 3 урока
на повторение - 9 уроков
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения русского языка ученик должен
1. Знать и понимать:
смысл понятий: языки естественные и искусственные; национальный, государственный, мировой язык и язык межнационального общения; речевая ситуация и ее компоненты; культура речи и ее основные аспекты; языковая норма и ее типы;
основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России;
особенности развития русского языка на современном этапе;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
основные особенности функциональных стилей русского языка;
нормы современного русского литературного языка; принципы русского правописания и основные орфографические и пунктуационные нормы; современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
закономерности построения текста;
сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков; систем речевого этикета русского и родного языков.
2. Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
анализировать основные единицы языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения;
использовать лексическую и грамматическую синонимию в собственной речевой практике; использовать приемы редактирования текста;
проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;
переводить с родного языка на русский и с русского на родной тексты разных типов, стилей и жанров.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения;
создавать устные и письменные высказывания по избранному профилю; выступать с докладом, рефератом, рецензией; участвовать в дискуссии, споре, полемике;
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)литературы по избранному профилю; владеть различными способами информационной переработки текста;
создавать тексты разных типов, стилей и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
применять орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей; извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научных, публицистических текстов, справочной литературы, средств массовой информации, Интернета); пользоваться учебно-научной литературой по избранной теме.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
освоение основных правил орфографии и пунктуации в объеме
11 лет обучения в школе;
овладение основными нормами русского литературного языка в письменной и устной речи;
умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
умение работать с тестами, писать диктанты, изложения с элементами сочинения, сочинения разных жанров;
производить все виды грамматических разборов /фонетический, морфемный, словообразовательный, синтаксический, лексический, морфологический);
производить комплексный анализ предложенных текстов разных стилей (понимать содержание, проблематику исходного текста и позицию автора; производить языковой анализ исходного текста, выделять в тексте характерные для данного стиля языковые средства выразительности; грамотно, логично и аргументированно излагать собственную точку зрения в ракурсе заданной проблемы; видеть основную мысль текста);
соблюдать при письме орфографические, пунктуационные, языковые и речевые нормы;
выполнять единый орфографический режим ведения тетрадей как по русскому языку, так и по остальным учебным дисциплинам;
знать нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 11 классе;
уметь грамотно оформлять основные документы: заявление, объяснительная записка, автобиография, доверенность;
уметь грамотно выделить микротемы текста, определить проблематику текста;
уметь написать по предложенной в тексте проблеме сочинение в формате ЕГЭ;
уметь правильно и аккуратно заполнять бланки ЕГЭ.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
11 КЛАСС.
70 часов / 2 часа в неделю
ТЕМА 1: « ВВЕДЕНИЕ « - 2
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры
Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка
ТЕМА 2: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» - 4
Словосочетание: Строение, грамматическое значение.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Сложные случаи определения типа связи слов в словосочетании
/ Задания ЕГЭ по теме 2. задание В3
Контрольная работа в формате ЕГЭ
ТЕМА 3: «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - 28
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Виды предложений по структуре. Односоставные и двусоставные предложения
Виды односоставных предложений.
Трудные случаи определения вида односоставных предложений
в составе сложного. /ЕГЭ: разбор заданий по теме.
Проверочная работа в формате ЕГЭ
Главные члены предложения. /ЕГЭ: разбор заданий по теме. А-8
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемых. Трудные случаи.
Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого
. / ЕГЭ: разбор заданий по теме.
Тире между подлежащим и сказуемым. / ЕГЭ: разбор задании по теме.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Однородные члены предложения. Трудные случаи пунктуации.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания
при обобщающих словах.
Контрольная работа в формате ЕГЭ
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Сложные случаи пунктуации при обособленных и уточняющих
членах предложения. / ЕГЭ: разбор заданий по теме.
Контрольная работа в формате ЕГЭ
Вводные слова и предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Междометия и слова предложения.
Контрольная работа в формате ЕГЭ
ТЕМА 4: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - 10
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении
с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Трудные случаи пунктуации в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Трудные случаи пунктуации в сложном предложении. Практикум.
Задания ЕГЭ В4,В6
Контрольная работа в формате ЕГЭ
ТЕМА 5: «ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ» - 4
Знаки препинания при прямой речи и цитировании.
Трудности пунктуации при прямой речи и цитировании. Практикум.
РР. Замена прямой речи косвенной. Предупреждение речевых ошибок.
Контрольная работа.
ТЕМА 6: «АНАЛИЗ ТЕКСТА» - 10
Текст. Закономерности построения текста.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Информационная переработка текста.
Алгоритм анализа текстов разных стилей и жанров.
Определение проблемы в исходном тексте. Практикум.
Определение авторской позиции в исходном тексте. Практикум.
Способы аргументации в сочинении по анализируемому исходному тексту
Практикум. Анализ исходного текста по материалам ЕГЭ.
Обучение написанию сочинения по исходному тексту. ЕГЭ. Часть С
Конструирование сочинения в формате ЕГЭ по исходному тексту.
Контрольное сочинение в формате ЕГЭ по исходному тексту .
ТЕМА 7: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА» - 3
Классификация художественно-выразительных средств языка.
Практикум по теме. Задание В8
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
ТЕМА 8: «ПОВТОРЕНИЕ» - 9
Практикум. Задания по орфографии в формате ЕГЭ. А12-А18
Практикум. Задания по орфографии в формате ЕГЭ А12-А18
Практикум. Задания по морфологии в формате ЕГЭ. Задание А-10, В2
Практикум. Задания по морфемике и словообразованию в
формате ЕГЭ.Задание В1
Нормы русского литературного языка. Задания А-1.
Практикум по пунктуации. Задания А19-А25
7-9. Резервные уроки для комбинированного повторения тем.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАДАНИЙ ЕГЭ
2011-2012
Орфоэпические нормы (А1)
Лексические нормы (А2)
Морфологические нормы (A3)
Синтаксические нормы (А4)
Синтаксические нормы (А5)
Работа с микротекстом: речь и грамматика (А6 -All)
Структурно-смысловой анализ микротекста (А6)
Структурно-смысловой анализ микротекста (А7)
Синтаксический анализ простого и сложного предложения (А8)
Синтаксический анализ простого и сложного предложения (А9)
Морфологический анализ слова (А10)
Лексический анализ слова в контексте (All)
Правописание Н и НН в словах разных частей речи (А12)
Правописание корня слова (А13)
Правописание приставок (А14)
Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15)
Правописание суффиксов разных частей речи (А16)
Правописание частиц НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (А17)
Слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи (А18)
Знаки препинания в сложносочинённом предложении (А19)
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами (А20).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями (А21)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (А22)
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (А23)
Знаки препинания й сложноподчинённом предложении (А24)
Знаки препинания в предложении с разными видами связи (A25)
Грамматические синонимы. Синонимическая замена сложноподчинённого предложения простым предложением с причастным оборотом (А26)
Выделение основной и дополнительной информации в тексте (А2 7)
Смысловой анализ текста (А28)
Типологический анализ текста (А29)
Лексический анализ текста (А30)
Определение способа словообразования (В 1)
Морфологическая характеристика слова (В2)
Определение типа связи слов в словосочетании (ВЗ)
Определение типа односоставных предложений (В4)
Синтаксический анализ обособленных членов предложения (В5)
Синтаксический анализ сложного предложения (В6)
Средства связи предложений в тексте (В7)
Средства выразительности в тексте (В8)
Написание сочинения-рассуждения (С1)
Предварительный просмотр:
ГОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
( 10 класс ).
СОСТАВИЛА
учитель русского языка и
литературы ГОУ СОШ № 605
Выборгского района
Санкт-Петербурга
БЕЛЯКОВА М.М.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Русский язык. 10 -11 классы. Программно-
методические материалы», Москва, 1999г.
Учебники, методические пособия –
Д.Э.Розенталь. Русский язык. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 10 – 11 классы, Москва, Дрофа, 1999г.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 43 изд., Москва, Просвещение, 2003г.
Сборники заданий для ЕГЭ за 2003 - 2010 гг.
Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку, Москва, 2003г.
Пособия по комплексному анализу текста.
Формы контроля –
Обучающие и контрольные тесты, словарные диктанты, зачеты , изложения, сочинения по предложенным текстам в сборнике ЕГЭ, проверочные работы по тематическим блокам, индивидуальный раздаточный материал, домашние тесты с отработкой трудных случаев при привлечении справочника Д.Э.Розенталя и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
освоение основных правил орфографии и пунктуации в объеме
10 лет обучения в школе;
овладение основными нормами русского литературного языка в письменной и устной речи;
умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
умение работать с тестами, писать диктанты, изложения с элементами сочинения, сочинения разных жанров;
производить все виды грамматических разборов /фонетический, морфемный, словообразовательный, синтаксический, лексический, морфологический);
производить комплексный анализ предложенных текстов разных стилей (понимать содержание, проблематику исходного текста и позицию автора; производить языковой анализ исходного текста, выделять в тексте характерные для данного стиля языковые средства выразительности; грамотно, логично и аргументированно излагать собственную точку зрения в ракурсе заданной проблемы; видеть основную мысль текста);
соблюдать при письме орфографические, пунктуационные, языковые и речевые нормы;
выполнять единый орфографический режим ведения тетрадей как по русскому языку, так и по остальным учебным дисциплинам;
знать нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 10 классе;
уметь грамотно оформлять основные документы: заявление, объяснительная записка, автобиография, доверенность;
уметь грамотно выделить микротемы текста и определить проблематику текста;
уметь написать по предложенной в тексте проблеме сочинение в формате ЕГЭ;
уметь правильно и аккуратно заполнять бланки ЕГЭ.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
«Русский язык» в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения выполняет, кроме названных, цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные задачи курса русского языка в старшем звене средней школы сводятся к следующему: закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные учащимися за 9 лет обучения; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; способствовать развитию речи и мышления старшеклассников на межпредметной основе (русский язык и литература). Отсюда цель – качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задания ЕГЭ по русскому языку составлены с учетом проверки знаний, умений и навыков выпускников по основным разделам курса русского языка (части А и В), а также выявления уровня культуры речи и мышления экзаменуемых посредством комплексного анализа текста и сочинения (часть С). Для достижения поставленной цели необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать воедино разрозненные по годам обучения сведения (темы) и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место. Тематическое поурочное планирование по русскому языку для 10 класса соответствует принципам научности, доступности, системности, перспективности и преемственности между всеми изучаемыми разделами лингвистики.
Исходя из поставленных задач обучения, планирование по русскому языку делится на 2 раздела: «ОРФОГРАФИЯ» ( 30часов ) и «ТЕКСТ» ( 20 часов ).
Темы, включенные в каждый из разделов, предполагают систематизацию знаний, умений и навыков учащихся при помощи алгоритмов по теории с последующими тренажами (например, «Правописание Н/НН в разных частях речи» - тематический блок, объединяющий многие темы, изученные в предыдущих классах). Такой подход к обучению русскому языку в старшем звене помогает учителю обеспечить практическую направленность уроков по данному предмету. Раздел «Орфография» неразделим и с культурой речи, поэтому учитель должен обеспечить развитие письменной и устной речи в разных формах на каждом уроке. В современной методике русского языка речевая направленность является обязательным требованием для определения качества преподавания предмета, поэтому присутствие на уроке работы со связным текстом становится главным условием решения выдвинутых задач. Таким образом, тематический блок «ОРФОГРАФИЯ» подготавливает учащихся к комплексному анализу текста при доминировании работы над орфографической зоркостью. Разные виды лингвистических разборов играют важную роль в комплексном повторении пройденного материала за предыдущие годы и осуществляют принципы системности, перспективности и преемственности.
Второй раздел планирования – «ТЕКСТ» - включен с целью подготовки учащихся к написанию творческих работ не только по русскому языку, но и по литературе, для совершенствования коммуникативных способностей и речевой грамотности старшеклассников. Однако главной задачей данного раздела все же становится непосредственная готовность выпускников
к написанию сочинения на ЕГЭ по предложенному тексту, что предполагает комплексный анализ текста. Умение работать с текстом дает учащемуся толчок к обретению навыка самостоятельно составлять текст с учетом знания законов лингвистики (алгоритм: МОДЕЛЬ ТЕКСТА – САМОСТОЯТЕЛЬНО СОЗДАННЫЙ ТЕКСТ).
Повторение изученного в начале и конце учебного года ( 12 + 8 часов ) обеспечивает прочность знаний, умений и навыков учащихся старшего звена школы по русскому языку. На повторение отводится 20 часов.
Вступительные и итоговые испытания (аттестация) по русскому языку в формате ЕГЭ требуют от учителя разнообразия форм контроля за учебной деятельностью учащихся, а также разнообразия домашних заданий.
ВСЕГО - 70 часов, в том числе:
повторение - 20 часов;
орфография - 30 часов;
текст - 20 часов.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС
70 часов / 2 час в неделю
ТЕМА 1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (12 часов).
1-2 урок: Фонетика и графика. Фонетический разбор.
3-4 урок: Состав слова и способы образования слов. Словообразовательный
и морфемный разборы слова.
5-6 урок: Синтаксис. Синтаксический разбор простого предложения.
7-8 урок: Синтаксический разбор сложного предложения.
9-10 урок: Морфология. Система частей речи в русском языке.
11 урок: Подготовка к зачетной работе по теме. Практикум в формате ЕГЭ.
12 урок: Контрольная зачетная работа по теме 1.
ТЕМА 2. ОРФОГРАФИЯ (30 часов)
1-2 урок: Правописание приставок.
3-4 урок: Безударные гласные в корне слова.
5-6 урок: Чередующиеся гласные и согласные в корне слов.
7-8 урок: О/Ё после шипящих и Ц.
9-10 урок: Н/НН в разных частях речи.
11-12 урок: НЕ/НИ с разными частями речи.
13-14 урок: Дефисное и слитное написание слов.
15-16 урок: Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи.
17-18 урок: Разделительные Ь и Ъ.
19-20 урок: Ь после шипящих в разных частях речи.
21-22 урок: Сложные случаи орфографии.
23-24 урок: Сложные случаи орфографии.
25-26 урок: Комбинированное повторение.
27 урок: Подготовка к зачетной контрольной работе по теме 2.
28 урок: Контрольная работа.
29 урок: Анализ ошибок в контрольной работе.
30 урок: Сложные случаи орфографии. Практикум в формате ЕГЭ.
ТЕМА 3. ТЕКСТ ( 20 часов)
1 урок: Текст как словесное произведение.
2-3 урок: Признаки текста. Типы и средства связи между частями текста:
цепная, параллельная связи, абзац.
4-5 урок: Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
6-7 урок: Научно-популярные тексты и их особенности.
8-9 урок: Жанры публицистического стиля: путевой, портретный и проблемный
очерки, доклад и др.
10-11 урок: Средства художественной выразительности. Практикум.
12-13 урок: Художественный текст и его особенности.
14-15 урок: Тема и содержание текста.
16-17 урок: Точность словоупотребления в процессе составления текста.
18 урок: Практикум. Работа с текстом в формате ЕГЭ.
19 урок: Анализ текста в формате ЕГЭ. Практикум. Подготовка к контрольной
работе.
20 урок: Комплексный анализ текста. Контрольная работа.
ТЕМА 4. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ ( 8 часов ).
1-2 урок: Урок обобщения и повторения по орфографии и пунктуации.
3-5 урок: Работа с заданиями ЕГЭ. Обучение тестированию в формате ЕГЭ.
6 урок: Подготовка к контрольному тестированию за курс 10 класса.
7 урок: Контрольное тестирование.
8 урок: Итоговый урок учебного года.
Предварительный просмотр:
ГОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
( 10 класс ).
СОСТАВИЛА
учитель русского языка и
литературы ГОУ СОШ № 605
Выборгского района
Санкт-Петербурга
БЕЛЯКОВА М.М.
1. Использованная литература –
Программы по литературе – журнал «Литература в школе», 1989
Программа по литературе для старшей школы под ред. В.Г.Маранцмана, 2004.
2. Учебники, методические пособия –
1) Программы по литературе - журнал «Литература в школе», 1989 г.
2) Т.М.Фадеева .Тематическое поурочное планирование. Литература. 10 класс., М., «Астрель», 2003
3) М.Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. Теория. История. Словарь., М, 2005, «Айрис»
4). Л.Ю.Алиева. Д.Торкунова. Тесты по литературе., 2002, «Айрис», М.
5) М.М.Дунаев . Православие и русская литература (в 2-х тт.), М., 2003.
6) Программа по литературе для старшей школы под ред. В.Г.Маранцмана, 2004.
7) Лебедев Ю.В. Литература .10 класс, М., 1992
3. Формы контроля –
Обучающие и контрольные тесты, сочинения, ответы на вопросы, конспекты критических статей, проверочные работы по теории литературы, проверка знания текстов художественных произведений, зачеты по поэзии ( выразительное чтение), зачеты по темам ( устная и письменная формы), доклады, сообщения, рефераты по предложенным учителем и выбранным самостоятельно темам, проверка домашних письменных и устных заданий в разных формах, итоговые тесты по темам, мини-сочинения, эссе и др.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся 10 класса должны ЗНАТЬ:
тексты изучаемых по программе художественных произведений;
основные положения изучаемых по программе критических статей;
биографии изучаемых по программе писателей;
характерные особенности эпохи, отраженные в художественном произведении и влияющие на творчество изучаемого писателя;
историко и теоретико-литературные понятия в объеме программы 9 класса ( «лишний человек», «маленький человек», натуральная школа, западничество, славянофильство, сюжет, композиция, тема, проблема, идея, тематика, проблематика, форма и содержание художественного произведения, элементы сюжета / экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка / , художественный образ, народность, роды и жанры литературы / эпос, лирика, драма /, литературный тип, мотив, лейтмотив, реминисценция, литературные направления / классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм и др./, литературная школа, стиль писателя, система персонажей, лирический герой, пейзаж, интерьер, художественно-выразительные средства /тропы/ языка, лирический герой;
нравственные и духовные понятия, необходимые для анализа художественного текста и понимания его проблематики;
Учащиеся 10 класса должны УМЕТЬ :
выявлять проблематику художественного произведения;
обосновывать свою оценку прочитанного произведения;
характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
постигать содержание произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, мотивировка событий, поступков, размышление над прочитанным), синтезирующем (концепция произведения в целом, концепция автора художественного текста и отстаивание своей оценки произведения в споре или согласии с его концепцией);
осмыслять художественные форму и содержание произведения, используя при этом элементы литературоведческого анализа;
эмоционально откликаться на прочитанное произведение и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
написать отзыв, рецензию на театральный спектакль, кинофильм;
написать сочинение по изученным произведениям в разных жанрах;
написать ответ на вопрос в формате ЕГЭ ;
написать сочинение по предложенной теме в формате ЕГЭ по изученным программным произведениям за курс 10-летней школы;
выразительно читать художественные тексты, в том числе наизусть;
подготовить сообщение, доклад, реферат;
самостоятельно подготовить устный ответ по теме, связанной с художественным, критическим, историко-литературным, теоретико-литературным материалом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тематическое поурочное планирование опирается на типовую базовую программу по литературе, рекомендованную Министерством Образования России ( опубликована в журнале «Литература в школе», М., 1989 год), и программу 10 класса под редакцией Ю.В.Лебедева ( опубликована в кн.: «Программы общеобразовательных учреждений. ЛИТЕРАТУРА 5-11 классы Базовый уровень. 10-11 классы. Профильный уровень» под редакцией Лебедева Ю.В., Романовой А. Н., Издательство «Просвещение», 2009 г.) и продолжает тенденцию курса литературного образования в 9 классе.
Оно составлено с учетом современных представлений о литературном процессе и на основе литературоведческих исследований последнего десятилетия, а также имеет целью сформировать представления учащихся старшей школы о духовности и нравственности в логике христианской концепции, на которой базируется русская литература второй половины Х1Х столетия.
При изучении творчества предусмотренных программой авторов соблюдается принцип анализа материала с перспективой представления о духовной концепции писателя, отраженной в творчестве.
Тематическое планирование ориентировано на
обновление содержания литературного образования, которое имеет в виду три аспекта: 1) введение в курс русской литературы второй половины Х1Х века новых авторов и новых произведений; 2) новые концепции прочтения произведений, традиционно изучаемых
в 10 классе средней школы;
3) рассмотрение русской литературы как части мирового художественного процесса и составляющей исторического пути России.
Главный принцип обновления – акцентирование на художественных достоинствах произведения, а не на его идейно-политической «полезности» или «своевременности». Отсюда большое значение приобретают уроки по теории литературы, которые знакомят учащихся с приемами литературоведческого анализа и ставят в центр художественные достоинства литературного текста.
В основе структурирования учебного материала лежит содержательный блок, представляющий собой творчество писателя или обзор литературы определенного периода.
Тематическое планирование рассчитано на 136 часов
(4 часа в неделю). Материал планирования дан с некоторой избыточностью с учетом возможности его варьировать по усмотрению учителя в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Последовательность изучения произведений предлагается на основе историко-хронологического принципа, но иногда более важным видится проводить анализ концепций изучаемых авторов в области искусства, исторических перспектив России, а также в аспекте духовности и нравственности (Некрасов и Достоевский, Чернышевский и Фет, Островский и Лесков и др.)
В качестве дидактических и справочных материалов видится целесообразным использование рабочих тетрадей по литературе под редакцией Л.Д.Фураевой и А.Г.Нелькина, книг: «Литература в схемах и таблицах. Теория. История. Словарь» М.Мещеряковой ( М., 2000г., издательство «Айрис»), «Тесты по литературе» Л.Ю.Алиевой и Т.В.Торкуновой ( М., 2001г., «Айрис»),
М.М.Дунаев «Православие и русская литература ХУ111- ХХ веков» ( в 2 кн.) ( М., 2003г.), Ю.М.Лотман «Анализ художественного произведения в школе» ( М., 1987.)
Контроль за учебной деятельностью учащихся
должен отличаться разнообразием: устные зачеты, тесты, проверка знания текста художественного произведения, сочинения, эссе, рецензии, ответы на вопросы, проверочные работы по теории литературы, устные опросы, рефераты, сообщения, индивидуальные карточки и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся предполагает работу с дополнительными источниками и позитивный качественный сдвиг в обучении литературе. Привлечение сильных учащихся к исследованиям по литературе позволяет подготовить их к участию в олимпиадах районного и городского уровня. Особенно значимой является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по литературе, что предполагает овладение навыками написания сочинений в формате ЕГЭ ( часть С) и работа с тестовыми материалами. Именно это мотивирует обращение учителя на уроках к материалам ЕГЭ.
5 часов в неделю
Всего 170 часов, в том числе:
122 часа – изучение художественных произведений;
10 часов – развитие речи;
5 часов – теория литературы;
23 часа – ЕГЭ
10 часов – резервные часы / повторение /.
4 часа в неделю
Всего 136 часов, в том числе:
115 часов – изучение художественных произведений;
8 часов – развитие речи;
6 часов – теория литературы;
7 часов – резервные часы / повторение /.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по л и т е р а т у р е
( 10 класс)
/ 170 часов , 5 часов в неделю /
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ (4)
Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.
Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века.
Славянофильство и западничество.
Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности.
ТЕМА 2: А.Н.ОСТРОВСКИЙ (12 + 2)
Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества.
«Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни.
Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха.
Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев, Д.Писарев, святоотеческая литература, современная критика ).
Смысл названия произведения. ( Гроза – внешний фактор для страха или страх Божий?)
«Нетерпение сердца» (С.Цвейг) / Сопоставительный анализ пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»/.
Если есть наказание, то в чем преступление? (урок-семинар по произведениям Островского «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница»).
Форма и содержание художественного произведения /теория литературы /.
Подготовка к сочинению по теме 2. / РР /
Контрольный урок по теме 2
ЕГЭ: работа с тестовым материалом по творчеству Островского
ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Островского
РР. Обучение письменному краткому развернутому ответу
(5-10 предложений) ЕГЭ.
14. Зачетная работа по теме 2.
ТЕМА 3: И.С.ТУРГЕНЕВ (17 + 1)
Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами.
Очерк жизни и творчества.
Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева.
Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности
(преамбула к написанию романа «Отцы и дети»).
Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики Х1Х - ХХ вв.
Две дуэли. / + Особенности эпоса как рода литературы /
«Лицо трагическое».
Любовь как испытание в жизни Базарова.
Композиция романа «Отцы и дети».
Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова.
Смысл финала романа «Отцы и дети».
Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/.
Особенности поэтики творчества И.С.Тургенева.
Подготовка к сочинению по творчеству Тургенева. / РР /
Контрольный урок по теме 3.
ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Тургенева
ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Тургенева.
Зачет по теме 3.
ТЕМА 4: И.А.ГОНЧАРОВ (13 + 2)
Творческий путь И.А.Гончарова.
Три романа Гончарова.
Роман «Обломов». История создания.
Илья Обломов и Андрей Штольц.
«Восточное» и «западное» на страницах романа.
Сон и пробуждение в жизни Обломова.
Трагедия Обломова в интерпретации критики.
Любовь и смерть Обломова.
Особенности поэтики романа «Обломов» (роль художественной детали).
Подготовка к сочинению по теме / РР/.
Контрольный урок по теме 4
ЕГЭ: работа с частью С
ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Гончарова.
РР. Контрольное сочинение по материалам ЕГЭ
Зачет по теме 4.
ТЕМА 5: Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (6 + 1)
Духовные искания Чернышевского.
2. Образ Чернышевского в литературе и искусстве (В.Набоков - роман «Дар» /4 главы/, творчество Некрасова и т.д.)
Эстетическая теория Чернышевского.
Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки/.
«Тайный» сюжет романа «Что делать?»
Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя /теория литературы /.
Контрольный урок по теме 5.
ТЕМА 6: А.А.ФЕТ (7 + 2)
Очерк жизни и творчества.
«Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский)
Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности в аспекте образного восприятия действительности /
Основные мотивы лирики Фета.
Анализ поэтического текста. Тропы / теория литературы /.
Контрольный урок по теме 6.
ЕГЭ: работа с тестовой частью по лирике Фета
ЕГЭ: работа с частью С.
РР. Обучение сочинению в формате ЕГЭ по творчеству Фета.
ТЕМА 7: Ф.И.ТЮТЧЕВ (8 + 2)
Духовный путь Ф.И.Тютчева.
Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева.
Денисьевский цикл.
Философская лирика Тютчева.
Пророчества поэзии Тютчева.
Анализ поэтического текста. Мотив, лейтмотив /теория литературы/.
Контрольный урок по теме 7
ЕГЭ: работа с тестовой частью по лирике Тютчева.
ЕГЭ: работа с частью С по лирике Тютчева.
РР. Обучение сочинениею в формате ЕГЭ по лирике Тютчева.
ТЕМА 8: М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (9 + 1)
Очерк жизни и творчества.
Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.
«Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.
Анализ сказки по выбору учителя.
Анализ сказки по выбору учителя.
Контрольный урок по теме 8.
8. Обучение устному ответу по литературе. /РР/
9. ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Салтыкова- Щедрина
10. ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Салтыкова-Щедрина
ТЕМА 9: Н.А.НЕКРАСОВ (12 )
Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.
Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова.
Образ революционера-демократа в лирике Некрасова.
Гражданская лирика Некрасова.
Панаевский цикл.
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова.
Христианский или социалистический идеал? /семинар по поэме-эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/
Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Контрольный урок по теме 9.
ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Некрасова
ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Некрасова.
ТЕМА 10: Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ (21 + 1)
Духовная биография Достоевского.
Концепция мира и человека в творчестве писателя.
«Маленький человек» в творчестве Достоевского.
Внеклассное чтение. Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».
«Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
Интерьер как средство характеристики персонажа /теория литературы/.
Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ эпизода.).
Двойники Раскольникова.
Гордая и смиренная жертвы (Сонечка и Дуня).
Смысл эпилога романа «Преступление и наказание».
История создания и проблематика романа «Идиот».
Красота гибели и красота спасения / урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/.
Воля человека в преодолении страстей / урок-семинар по
роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/
Идея человекобожия в романе «Бесы».
Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы».
Есть ли смысл в человеческом страдании и безвинных жертвах?
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»/
Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле?
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»/
19. Контрольный урок по теме 10.
20. ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Достоевского
21. ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Достоевского.
22. ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Достоевского.
ТЕМА 11: Н.С.ЛЕСКОВ (4)
Слово о Лескове.
Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы /
Грешники и праведники Лескова /Обзор творчества /
Контрольный урок по теме 11.
ТЕМА 12: Л.Н.ТОЛСТОЙ (20 + 2)
Жизнь Толстого.
Духовный и художественный мир Толстого.
Роман-эпопея «Война и мир».
Наполеон и Кутузов как два смысловые полюса произведения.
«Мысль семейная» в романе: Болконские.
«Мысль семейная» в романе: Ростовы.
«Мысль семейная» в романе: Курагины.
Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Женские образы в романе «Война и мир».
«Мысль народная» в романе.
Военные страницы произведения: философия истории.
Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе.
Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» /.
«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого.
«Ум ума» и «ум сердца» / урок-семинар по роману/.
Контрольный урок по теме 12.
Классное сочинение /РР
Классное сочинение /РР
ЕГЭ: работа с тестовой частью по роману «Война и мир»
ЕГЭ: работа с тестовой частью по роману «Война и мир»
ЕГЭ: работа с частью С по роману «Война и мир»
ЕГЭ: работа с частью С по роману «Война и мир»
ТЕМА 13: А.П.ЧЕХОВ (11 + 1)
Очерк жизни и творчества.
Особенности малой прозы Чехова.
Анализ малой прозы: рассказ «Ионыч».
Драматургия Чехова.
Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад».
Смысл названия комедии.
К вопросу о жанре произведения.
«Это все о России…» / урок-семинар по комедии «Вишневый сад» /
Подготовка к сочинению по теме /РР/
Контрольный урок по теме 13.
ЕГЭ: работа с тестовой частью по творчеству Чехова
ЕГЭ: работа с частью С по творчеству Чехова.
ТЕМА 14: ПОВТОРЕНИЕ
(резервные часы – 10 )
Контрольный итоговый тест за 10 класс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по л и т е р а т у р е
( 10 класс )
/ 136 часов , 4 часа в неделю /
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ (4)
1.Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.
2. Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века.
3. Славянофильство и западничество.
4.Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности.
ТЕМА 2: А.Н.ОСТРОВСКИЙ (8 + 2)
Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества.
«Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни.
Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха.
Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев, Д.Писарев, святоотеческая литература, современная критика ).
Смысл названия произведения. ( Гроза – внешний фактор для страха или страх Божий?)
«Нетерпение сердца» (С.Цвейг) / Сопоставительный анализ пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»/.
Если есть наказание, то в чем преступление? (урок-семинар по произведениям Островского «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница»).
Форма и содержание художественного произведения /теория литературы /.
Подготовка к сочинению по теме 2. / РР /
10. Контрольный урок по теме 2.
ТЕМА 3: И.С.ТУРГЕНЕВ (14 + 1)
Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами.
Очерк жизни и творчества.
Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева.
Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности
(преамбула к написанию романа «Отцы и дети»).
Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики Х1Х - ХХ вв.
Две дуэли. / + Особенности эпоса как рода литературы /
«Лицо трагическое».
Любовь как испытание в жизни Базарова.
Композиция романа «Отцы и дети».
10.Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова.
11.Смысл финала романа «Отцы и дети».
12.Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/.
13.Особенности поэтики творчества И.С.Тургенева.
14.Подготовка к сочинению по творчеству Тургенева. / РР /
15.Контрольный урок по теме 3.
ТЕМА 4: И.А.ГОНЧАРОВ (10 + 1)
Творческий путь И.А.Гончарова.
Три романа Гончарова.
Роман «Обломов». История создания.
Илья Обломов и Андрей Штольц.
«Восточное» и «западное» на страницах романа.
Сон и пробуждение в жизни Обломова.
Трагедия Обломова в интерпретации критики.
Любовь и смерть Обломова.
Особенности поэтики романа «Обломов»
(роль художественной детали).
Подготовка к сочинению по теме / РР/.
Контрольный урок по теме 4.
ТЕМА 5: Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (6 + 1)
Духовные искания Чернышевского.
Образ Чернышевского в литературе и искусстве (В.Набоков - роман «Дар» /4 главы/, творчество Некрасова и т.д.)
Эстетическая теория Чернышевского.
Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки/.
«Тайный» сюжет романа «Что делать?»
Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя /теория литературы /.
Контрольный урок по теме 5.
ТЕМА 6: А.А.ФЕТ (5 + 1)
Очерк жизни и творчества.
«Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский)
Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности в аспекте образного восприятия действительности /
Основные мотивы лирики Фета.
Анализ поэтического текста. Тропы / теория литературы /.
Контрольный урок по теме 6.
ТЕМА 7: Ф.И.ТЮТЧЕВ (6 + 1)
Духовный путь Ф.И.Тютчева.
Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева.
Денисьевский цикл.
Философская лирика Тютчева.
Пророчества поэзии Тютчева.
Анализ поэтического текста. Мотив, лейтмотив /теория литературы/.
Контрольный урок по теме 7.
ТЕМА 8: М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 + 1)
Очерк жизни и творчества.
Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.
«Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.
Анализ сказки по выбору учителя.
Анализ сказки по выбору учителя.
Контрольный урок по теме 8.
Обучение устному ответу по литературе. /РР/
ТЕМА 9: Н.А.НЕКРАСОВ (10 )
Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.
Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова.
Образ революционера-демократа в лирике Некрасова.
Гражданская лирика Некрасова.
Панаевский цикл.
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова.
Христианский или социалистический идеал? /семинар по поэме-эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/
Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Контрольный урок по теме 9.
ТЕМА 10: Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ (18 + 1)
Духовная биография Достоевского.
Концепция мира и человека в творчестве писателя.
«Маленький человек» в творчестве Достоевского.
Внеклассное чтение. Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».
«Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
Интерьер как средство характеристики персонажа /теория литературы/.
Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ эпизода.).
Двойники Раскольникова.
Гордая и смиренная жертвы (Сонечка и Дуня).
Смысл эпилога романа «Преступление и наказание».
История создания и проблематика романа «Идиот».
Красота гибели и красота спасения
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/.
Воля человека в преодолении страстей
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/
Идея человекобожия в романе «Бесы».
Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы».
Есть ли смысл в человеческом страдании и безвинных жертвах?
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»/
Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле?
/ урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»/
Контрольный урок по теме 10.
ТЕМА 11: Н.С.ЛЕСКОВ (4)
1. Слово о Лескове.
2. Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда»
/ Литературная реминисценция и ее роль в художественном
произведении – теория литературы /
3. Грешники и праведники Лескова /Обзор творчества /
4. Контрольный урок по теме 11.
ТЕМА 12: Л.Н.ТОЛСТОЙ (16 + 2)
Жизнь Толстого.
Духовный и художественный мир Толстого.
Роман-эпопея «Война и мир».
Наполеон и Кутузов как два смысловые полюса произведения.
«Мысль семейная» в романе: Болконские.
«Мысль семейная» в романе: Ростовы.
«Мысль семейная» в романе: Курагины.
Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Женские образы в романе «Война и мир».
«Мысль народная» в романе.
Военные страницы произведения: философия истории.
Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе.
Изображение войны 1812 года в романе
/ «дубина войны народной» /.
«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого.
«Ум ума» и «ум сердца» / урок-семинар по роману/.
Контрольный урок по теме 12.
Классное сочинение /РР
18. Классное сочинение /РР
ТЕМА 13: А.П.ЧЕХОВ (9 + 1)
Очерк жизни и творчества.
Особенности малой прозы Чехова.
Анализ малой прозы: рассказ «Ионыч».
Драматургия Чехова.
Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад».
Смысл названия комедии.
К вопросу о жанре произведения.
«Это все о России…» / урок-семинар по комедии «Вишневый сад» /
Подготовка к сочинению по теме /РР/
Контрольный урок по теме 13.
ТЕМА 14: ПОВТОРЕНИЕ (резервные часы)
Контрольный итоговый тест за 10 класс.