ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Белякова Марина Михайловна

Предварительный просмотр:

ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

1. СОГЛАСОВАНИЕ - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Главное  слово                

Зависимое слово

Пример

Существительное

Местоимения,

кроме притяжат.

ЕЕ, ЕГО, ИХ

Вся мерзость, те дни, свой дом, никакие дела, какие-то обстоятельства, всякая

всячина,  каждый день

Существительное

Прилагательные полные

Красный кирпич, мимолетное мгновение, 

ледяная горка, синее небо, лисий нос

Существительное

Причастия полные

Разрывающий ураган

Существительное

числительное

Девятнадцатый год, один день

Слова  в значении

существительного

+ все выше

 перечисленные

Опытный дежурный, профессиональный рабочий

СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ:

Сущ. + сущ.

Когда два сущ. - согласованные приложения

Дом-новостройка: домом-новостройкой, в доме-новостройке и т.д. ( плащ-палатка)

2. УПРАВЛЕНИЕ- это вид  связи, при котором  главное слово требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Главное слово о    

Зависимое слово о  

Примеры

Глагол,

деепричастие,

существительное,

прилагательное,

причастие,

числительное и др.  

Существительное

или любая часть

 речи в роли

 имени

существительного

Делить с другом, собирая ягоды, трудящиеся на дому,

показалось нелепым,

шарф в клетку,

десять из десяти,

понять ее( личное местоимение – не притяж.)

3. ПРИМЫКАНИЕ - вид связи, при котором  к главному слову примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, деепричастие.( Кофе по-турецки, Яйцо всмятку, очень красивый, слишком горячо, делая весело, езда верхом)

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ:

Кроме неизменяемых частей речи,  к главному слову примыкают следующие формы:

  1. инфинитив глагола (кроме случаев, когда это часть составного глагольного сказуемого)

( Желание путешествовать) «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать). Сравните с составным сказуемым: Я хочу увидеть

2)  простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше),

3)  неизменяемые прилагательные и существительные (цвет хаки, ловить такси),

4)  существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), 

5)  притяжательные местоимения его, её, их ( Ее лицо – притяжат. местоим.) Сравните с личным местоимением: увидеть ее ( вин.падеж местоимения «Она»)

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ: ( союзные слова в словосочетаниях)

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Ты лучше послушай, какой я сон видел. – согласование; «Борис заметил Петрова, которого  называли - Фидель»– управление; «Куда тебя погнали среди ночи? - примыкание.

ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

1. СОГЛАСОВАНИЕ - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Главное  слово                

Зависимое слово

Пример

Существительное

Местоимения,

кроме притяжат.

ЕЕ, ЕГО, ИХ

Вся мерзость, те дни, свой дом, никакие дела, какие-то обстоятельства, 

каждый день

Существительное

Прилагательные полные

Красный кирпич, мимолетное мгновение, 

ледяная горка, синее небо, лисий нос

Существительное

Причастия полные

Разрывающий ураган

Существительное

числительное

Девятнадцатый год, один день

Слова  в значении

существительного

+ все выше

 перечисленные

Опытный дежурный, профессиональный рабочий

СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ:

Сущ. + сущ.

Когда два сущ. – согласованные

 приложения

Дом-новостройка: домом-новостройкой, в доме-новостройке и т.д. ( плащ-палатка)

2. УПРАВЛЕНИЕ- это вид  связи, при котором  главное слово требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Главное слово о    

Зависимое слово о  

Примеры

Глагол,

деепричастие,

существительное,

прилагательное,

причастие,

числительное и др.  

Существительное

или любая часть

 речи в роли

 имени

существительного

Делить с другом, собирая ягоды, трудящиеся на дому,

показалось нелепым,

шарф в клетку,

десять из десяти,

понять ее( личное местоимение – не притяж.)

3. ПРИМЫКАНИЕ - вид связи, при котором  к главному слову примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, деепричастие.( Кофе по-турецки, Яйцо всмятку, очень красивый, слишком горячо, делая весело, езда верхом)

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ:

Кроме неизменяемых частей речи,  к главному слову примыкают следующие формы:

  1. инфинитив глагола (кроме случаев, когда это часть составного глагольного сказуемого)

( Желание путешествовать) «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать). Сравните с составным сказуемым: Я хочу увидеть

2)  простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше),

3)  неизменяемые прилагательные и существительные (цвет хаки, ловить такси),

4)  существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), 

5)  притяжательные местоимения его, её, их ( Ее лицо – притяжат. местоим.) Сравните с личным местоимением: увидеть ее ( вин.падеж местоимения «Она»)

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ: ( союзные слова в словосочетаниях)

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Ты лучше послушай, какой я сон видел. – согласование; «Борис заметил Петрова, которого  называли - Фидель»– управление; «Куда тебя погнали среди ночи? - примыкание.



Предварительный просмотр:

Основы стилистики и поэтики

( по теории Б.В.Томашевского)

Выразительные средства, связанные со значением слова

Название

Определение, способы выражения, разновидности

Пример

Эпитет

Поэтическое определение, отмечающее в предмете или явлении наиболее заметную и действующую на воображение читателя черту

Выделяются постоянные эпитеты (чаще в фольклоре)

Жил старик со старухой у

У самого синего моря…(П.)

Добрый молодец

Красна девица

Буйная головушка

Сравнение

Прием сопоставления двух разных значений для того, чтобы этим  сопоставлением  подчеркнуть в одном из них ту или иную сторону, создать художественный образ, перенос значения по сходству

Может быть выражено при помощи союзов КАК,  БУДТО, СЛОВНО

                                                              творительного падежа

                                                              сравнительной степени прилаг.

Отрицательное сравнение (чаще в фольклоре)

Распространенное сравнение

Есть старенькие, старенькие мамы…

Пусть мы в борьбе сжигаем наши дни.

Они вдруг в памяти, наполненной громами,

Мелькнут, как чуждые, но теплые огни.

Дорога вьется, как змея

Дорога вьется змеей

Лица ярче роз

Не сырой дуб к земле клонится.

Не бумажные листочки расстилаются:

Расстилается  сын перед батюшком;

Он и просит себе благословеньица.

Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить  глаза,  потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный.  Все  было  залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и  кучами  там  и  там,  как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета,  когда старая ключница рубит и делит  его  на  сверкающие  обломки  перед  открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг,  следя  любопытно  за  движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь  подслеповатостию старухи  и  солнцем,  беспокоящим  глаза  ее, обсыпают лакомые  куски  где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные  богатым  летом,  и  без  того  на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем,  чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись  взад  и  вперед  по  сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать  ими  у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться  и  опять  улететь,  и  опять  прилететь  с  новыми докучными эскадронами.(Г.)

Тропы

Метафора  

Сокращенное, скрытое сравнение

Развернутая метафора (приближается к аллегории)

-Анимизм (замена неодушевленного одушевленным) = олицетворение

-Замена абстрактного конкретным

Лодка скользит по зеркалу озера = лодка скользит по поверхности, гладкой, как озеро

Дней бык пег, медленна лет арба(М.)

Своей дремоты превозмочь не может воздух

У мужика душа – в кармане

Грех алчный гонится за мною по пятам (П.)

Метонимия

Перенос значения по смежности, пари котором предметы или явления, означаемые прямым и переносным значением, связаны по своей природе.

-материал вместо предмета

-орудие вместо действия

-вместилище вместо вместимого

-автор вместо произведения

-часть вместо целого (синекдоха ) ( ед.ч вместо мн.ч.)

Обув железом острым ноги, (коньки)

Скользим по зеркалу стоячих ровных вод (П.)

Зазвучала медь оркестра.(духовые инструменты)

Жить пером. Владеть кистью

Аудитория слушает внимательно

Прочитать всего Чехова

Швед, русский – колет, рубит, режет (П.)

 

Перифраз

Умолчание, когда предмет или явление избегают называть своим именем, описательное выражение, заменяющее слово

Метафорический перифраз

Метонимический перифраз

Меж тем как сельские циклопы (кузнецы)

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы (коляску)(П.)

свинцовые дожди хлестали так по наним спинам…

Зорко следите за стрелкой часов

Фигуры речи

Подражание эмоциональной речи взволнованного человека с целью воздействовать на воображение и чувства читателя:

-гипербола (запредельное преувеличение), литота (ее разновидность)

- нарастание ( градация)

-риторические фигуры вопросы, восклицания, обращения)

Редкая птица долетит до середины Днепра…(Г.)

Вы должны были пролить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез! (Д.)

Остановились. Полустанок.

Какой? Да все ли мне равно…

Построение предложения в художественном тексте

Инверсия

Изменение естественного порядка слов в предложении с целью выделения  важных слов

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой (П.)

Эллипсис

Сокращение предложения с опусканием отдельных, легко подразумеваемых слов

Нужная вещь – хорошо, годится.

Ненужная – к черту! (М.)

Повтор

Анафора – единоначалие строк

Эпифора – одинаковое окончание строк

Не Русь ли пламенем объята?

Не Русь ли алая до дна?

Не Русь ли хохотом набата

Со всех сторон озарена?

Звуковой подбор

Эвфония

Благозвучие, при котором избегают «зияния»- столкновения гласных («забытьего в веселии и играх») и  стечения согласных («верст сто»)

Звукопись

 

Иинструментовка

Ассонанс – звукопись гласными

Аллитерация – звукопись согласными

Звукоподражание

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон, динь-дон.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Рви, барабан, пространства,

Дробите камни, ноги…



Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА (С2.2)

Текст 1.

(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.

 (3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (б) Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатле¬ний, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и соб¬ственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и Чистопрудный — особый, и покровский — особый, и Старосадский — особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, — стало быть, никакой.

 (12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата — до сих пор богата, несмотря па все тяг¬чайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (13)Вот по¬чему так важно сохранить исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (]5)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-на¬стоящему, исполниться их прелести и важности.   (Ю. Нагибин)

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ.

ОБРАЗЕЦ №1

С 2.1  Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публицистической речи.

 Устаревшие и книжные слова. Какие функции они выполняют сегодня, в век высоких технологий, когда язык пополняется активным запасом неологизмов?

 Казалось бы, Люба права в своем мнении о том, что они не нужны, что такие слова только затрудняют понимание текста.

 Но воссоздать пушкинскую эпоху без устаревших слов, отражающих реалии 19 века, просто невозможно. Использование архаизмов, историзмов, книжных слов позволяет приблизить нашего современника к тому историческому времени, о котором ведется речь.

 Ю. Нагибину, например, в его тексте такая лексика помогает отразить различия в обликах новой и старой Москвы. Как возвышенно, торжественно звучит его речь, когда в описании достопримечательностей старой Москвы автор использует книжную лексику («ликами старинных зданий, Юсуповы палаты, исполнится их прелести и важности»)

 

Нет, в споре о роли устаревших и книжных слов права, безусловно, Таня. Такая лексика необходима в художественной и публицистической речи как средство воссоздания исторической эпохи, как возможность объективного ее отражения.  Чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. Чтобы придать речи торжественность, надо использовать книжную лексику.

ОБРАЗЕЦ №2

С 2.2

 Текст Ю. Нагибина заставляет задуматься о современных новостройках, обезличенных, лишенных «какой – либо характеристики». Это не просто критика в адрес новых микрорайонов и людей, их создавших. Это глубокое переживание автора об утрате индивидуальности, исторического облика и красоты новостроечных районов Москвы. Автора волнует вопрос, каким будет человек, чье детство прошло в «смазанности окружающего мира». Нагибин дает на него прямой ответ: «общий, как все, - стало быть, никакой»

 Как меняется тон его размышлений, когда писатель вспоминает старую Москву. Сравнивая новые районы со старыми в предложении 12, автор подчеркивает мысль о главном отличии: «в них [в новых районах] все равно не будет того, чем богата…..старая Москва; связи с прошлым» Смысл фразы подчеркивает позицию автора. Ему дорог исторический образ города, который сохранил связь с прошлым, с деяниями предков. Сколько тепла, гордости слышится в каждой строке! Писатель уверен, что молодое поколение в архитектурных памятниках, в достопримечательностях старой Москвы многое узнает об истории города и по-настоящему оценит многострадальную русскую столицу.

 Только в условиях благородной красоты и величия окружающего мира по-настоящему благородным станет и человек.

ОБРАЗЕЦ №3

С 2.2

 В душе каждого взрослого человека всегда жива память о неповторимых мгновениях детства, о милых сердцу улочках и уголках, ибо «от детских впечатлений, наблюдений и переживаний во многом зависит, каким станет человек», - пишет Ю. Нагибин. Но инфраструктура современных городов, в частности Москвы, способствует нивелированию чувств людей, насаждаются безликие, лишенные индивидуальности новостройки, что способствует воспитанию таких же безликих, серых личностей (5).

 Автор подводит читателя к мысли, что облик современной столицы должен сохранить неразрывную связь с ее историческим прошлым, «с деяниями предков»(13).

 Рассуждения писателя подкупают своим неравнодушием и искренностью, в них ощущается пронзительная боль за детство ребят в «новостроечных районах Москвы» (4) .

 

Писатель побуждает юных современников сесть в метро и отправиться в коренную часть Москвы на встречу с храмом Василия Блаженного, домом Пашкова, Новодевичьим монастырем (15) .

 Это наша память, наша красота и вдохновение, питающие человека живительными соками любви к своей многострадальной родине.

 Я полностью разделяю точку зрения автора о неразрывной связи прошлого и современности, ибо, как говорил А.Пушкин: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни».

ОБРАЗЕЦ №4

С2.2

 Комфортны и удобны современные новостройки Москвы. (Кто не хотел бы иметь квартиру в столице нашей Родины?) Огромные железобетонные конструкции похожи друг на друга, словно детали, выпущенные одним заводом. Они заполнили почти всё пространство мегаполиса.

 Но можно ли отыскать живую душу, историю народа среди этого великолепия посткультурного зодчества? Отыскать то, что всегда было присуще московским улицам и переулкам - особое очарование и неповторимую индивидуальность? Скольких поэтов, художников вдохновили собор Василия Блаженного, дом Пашкова, Новодевичий монастырь на создание шедевров?!

 Атмосфера старых московских улочек благотворно действовала и на самых обычных людей, делая их личностями. «Парень из Армянского переулка был особый парень, и Чистопрудный-особый, и покровский-особый, и Старосадский- особый…» Происходило это от того, что непроизвольно, ежесекундно они впитывали прошлое своей страны, сохранившееся в старых зданиях. Правильно говорится в 14 предложении текста Ю. Нагибина, что памятники архитектуры являются отражением жизни минувших поколений, их славных дел и тяжких лихолетий.

 Москва быстро меняется. Всё меньше остаётся таких заповедных уголков, где можно соприкоснуться со стариной, почувствовать связь времён. Город превращается в нечто безликое, стандартное. Ю. Нагибин горько на это сетует, указывая, что истинное богатство Москвы заключено всё-таки в старой её части. Действительно, человеку, даже никогда не видевшему столицу, всё равно знакомы московские улицы благодаря произведениям В. Высоцкого, М. Булгакова, Б. Окуджавы.

 Старая Москва- достояние нации, её необходимо беречь и охранять.

ОБРАЗЕЦ №5

С2.2

 На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную, всем известную – историческое прошлое нашей малой родины, любовь к большой Родине. Но в наше непростое время эта проблема очень актуальна.

 Ведь каждый человек должен знать и любить историю своего Отечества, своих родных мест, должен помнить о предках. Без памяти мы потеряемся в потоке времени, утратим свои корни.

 Ю. Нагибин утверждает, что дивные творения русских зодчих, мастеров и художников доносят до нас из прошлых эпох мечту русского народа о любви, согласии, красоте.(Предложение 16) Москва объединила вокруг себя русские земли и уделы в могучее государство Россию. Наши предки защищали её от врагов, заботились о её величии и процветании. А современные ребята, чьё детство «проходит в новостроечных районах Москвы», часто не знают да и не всегда задумываются, об истории своего родного города.

 Трудно не согласиться с автором в том, что, «как бы не выглядели» современные микрорайоны, именно в старой Москве заключается «нетленная красота»(Предложение 14) и связь с прошлым.(Предложение 12)

ШАБЛОНЫ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

 

ВАРИАНТ 1.

Для чего писатель, журналист, просто любой человек пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.

Попробуем разобраться, что волновало NN (назови автора). Он пишет: «(Можешь привести цитату, над которой тебе предстоит работать – она в задании)». Что стоит за этими словами? Я думаю, автор призывает нас задуматься над проблемой (обозначь проблему).

Чтобы мы лучше поняли, что думает сам автор по поводу поднятых им вопросов, NN обращается к ……….. (воспоминаниям о своём детстве, к рассказу о ….. и т. д.). Я думаю, лучше всего его точка зрения выражена в предложении №…. : «_________________». Размышляя о ______________, он говорит: «____________________».

NN о многом заставил меня задуматься. Я понял (а), что ________________________. (Сделай вывод из написанного тобой)

ВАРИАНТ  2.

NN обращается в тексте к (воспоминаниям о детстве, о войне, о ком-то, словом, назови эпизод, событие, размышления, о которых идёт речь). Он пишет: «____________». (используй цитату из задания). Что стоит за этими словами, о чём заставляет нас задуматься автор?

Мне кажется, главная мысль NN сформулирована вот в этой части текста: «_________». (Цитируй). Далее он пишет, что

___________. (С помощью косвенной речи подтверди свою мысль, можешь указать № предложения).

Автор приводит нас к выводу: ____________. Я не могу не согласиться с ним, ведь __________________. (Сделай свой вывод).



Предварительный просмотр:

Задание ЕГЭ В 8

ТЕОРИЯ

Изобразительно-выразительные средства языка

     

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

4.Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

5.Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

7.Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

9.Метафора скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

     Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

10.Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

11.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

     а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

     б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

     в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…

12.Синекдоха прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

13.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

14.Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

15.Сравнение одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

16.Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

17.Эпитет – слово, выделяющее в предмете  или явление  какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют  художественное определение, т.е  красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь  его  отличительное  свойство. Эпитетом может служить  всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1)      существительное: болтушка сорока.

2)      прилагательное: роковые часы.

3)      Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

            

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

 

    1.Анафора это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

     2. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

   3.  Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других         выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

   4  Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

     5.Парцелляция прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

     6.Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

     7. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

     Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

     Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

   8.  Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

ЗАДАНИЕ В8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Работа с текстами.

1 вариант

      (1 )С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

     (З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.,

(17)А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении    употреблены     такие     лексические     средства,     как __________ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). __________(предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как____________(предложения 3, 20)».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  эпитеты

3)  фразеологизм

4)  контекстные синонимы

5)  анафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  ряды однородных членов

9)  риторические восклицания

2 вариант

      (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

      (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

     (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

     (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ____________ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

1)  эпитет

2)  литота

3)  вводные слова и вставные конструкции

4)  ирония

5)  развёрнутая метафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения .

8) диалектизм

9) однородные члены предложения

3 вариант

     (1 )Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома. (2)Против дома — ровная зелёная лужайка. (3) Приятно ступать босиком, лежать в тени развесистой старой липы...

     (4)И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5)Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (б)Зловонная чёрная язва образовалась на нашей когда-то чистой зелёной лужайке. (7)И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8)Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9)Нюшка слушала молча, пока мы не дошли до её конкретной помойки. (10)Соседка тут послала нас довольно-таки далеко, но всё же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11)Бросив свою энергичную, из четырёх слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы.

      (12)Между тем события развивались. (13)Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (14)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (15)Не думаю, чтобы от дуста. (16)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (18)Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

     (19)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. (20)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(21 Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. (22)Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпаривает кипятком наших детей... (24)Вероятно, так и началась история на земле. (25)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко... (26)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество...

(27) — Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привёз из Москвы, и отнеси ей, — сказал я.

(28)Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у неё даже слёзы высохли.

(29) — Да лучше я её съем зараз всю! — прошептала она.

(30) — Скажи, что подарок этот от нас, — твёрдо проговорил я.

(31) — Ни в жизнь!

(32) — Возьми и отнеси!..

    (33)И жена пошла. (34)Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого чело века — переступить через самого себя...

     (35)Когда она вернулась, глаза её сияли, а голос прерывался от радостной волнения. (З6)Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг за плакала и бросилась обнимать жену. (37)А потом обе они плакали на плече друг дружки. (38)Не успели мы успокоиться, как Нюшка появилась на нашем пороге -глаза её светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отбор -ного репчатого лука.

(По В. Солоухину)

В8.      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра а списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В начале текста автор, рассказывая о развивающихся враждебных отношениях соседей, использует _______ (предложения 4-18), что достигается соединением ________(«помойка», «околел», «не передохли») и __ («пошли делегацией», «нейтрализовать действие», «за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана»). В тексте встречаются яркие оценочные суждения с использованием _______ («зловонная чёрная» (язва) - «чистой зелёной» (лужайки).»

Список терминов:

1)      контекстуальные (контекстные) синонимы

2)      эпитеты

3)      разговорная лексика

4)      фразеологизмы

5)      синтаксический параллелизм

6)      книжная лексика

7)      метафора

8)      контекстуальные (контекстные) антонимы

9)      ирония

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ  

1 вариант: 4, 9, 2, 8

2 вариант: 5, 9, 3, 1

3 вариант: 9, 3, 6 ,8


 

Комментарии

Винокурова Розалия Хамитовна

Очень полезный материал. Спасибо.

Белякова Марина Михайловна

Рада, что Вам пригодилось.