БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На данной странице представлена блочно-модульная система обучения.
Ее теоретическое обоснование плюс практическое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блочно-модульная система обучения литературе. Теоретическое обоснование технологии. | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения. Таким образом, блочно-модульное обучение включается в технологию программированного обучения.
Сущность блочно-модульного обучения
состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены
учебное содержание
и технология овладения им
.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика.
Основными компонентами модуля являются:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации;
методическое руководство по достижению целей;
практические занятия по формированию необходимых умений;
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Цели и задачи уроков литературы
по технологии блочно-модульного обучения:
Образовательные:
развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской деятельностью;
научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;
учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;
характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении, анализировать эпическое и лирическое произведение как художественное целое.
Развивающие:
способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
формировать у них активную жизненную позицию.
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.
Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание
(путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно).
Каждый путеводитель будет иметь свои функции.
Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.
Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:
первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)
осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)
Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).
Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.
Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
изучение нового материала
комплексное применение знаний
обобщение и систематизация знаний
комбинированный урок
учетно-контрольный
урок коррекции
СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКОВ.
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту)
Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала). Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час)
Части модуля:
урок нового материала;
урок комплексного применения знаний;
урок систематизации и обобщения материала.
Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля.
Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.
Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
Дифференцированный подход в обучении
Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)
Накопление материала к выпускному сочинению
Подготовка к ЕГЭ (часть С)
Повышение уровня качества обученности учащихся
Повышение мотивации в изучении литературы
Развитие надпредметных способов учебной деятельности
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:
навык внимательного чтения;
умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
умение вычленять противоречия;
умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
исследовательские умения;
умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
умение составлять свой жизненный проект.
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.
Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока.
Работа по технологии блочно-модульного обучения приносит свои результаты: учащиеся чаще выбирают учебный предмет «литература» при сдаче промежуточной и итоговой аттестации. Повышается качественный уровень обученности по предмету. Особенно в старших классах. Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися в рамках программы «Неуспешные дети. Траектория развития»: для них разработан комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить, пересказать; уровень В – ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.
Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.