Региональный конкурс "УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО ХМАО-ЮГРА"

Путинина Наталья Николаевна

Материалы по итогам участия в регионально конкурсе профессионально мастерства "УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО ХМАО-ЮГРА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_konkurs.docx18.79 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx1.04 МБ
Файл putinina_n.n._stsenariy_uroka_-_kopiya.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на конкурс "УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО ХМАО-ЮГРА"

                                     «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни»

К.Д. Ушинский

         Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, на мой взгляд, является сам учитель. Учитель – помощник, друг, наставник, направитель детской мысли.  Я убеждена, что все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия. Для этого учителю приходится «шагать в ногу с прогрессом», активно осваивать новые технологии 

 Мир сегодня – это цифровой мир, даже если это не всегда заметно. Не реальность определяет цифровые копии, а цифровые копии определяют, как  будут выглядеть в будущем самолет, производство, умные города. Если нет цифрового аналога, значит, этого пока в будущем мире не существует. Чтобы образование соответствовало реальному современному и будущему миру, оно должно быть цифровым.

 Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные Интернет-ресурсы. Еще вчера самыми эффективными электронными ресурсами были мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Они представляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Успешный учитель сегодня понимает задачи и цели цифровой образовательной среды, видит многообразие подходов к достижению целей образования, в том числе с помощью рекомендательных систем и мгновенной обратной связи, которая возможна благодаря использованию технологий.

Цифровые помощники педагога делают труд учителя более интересным и осмысленным. С их помощью возможно кардинально изменить форму повышения квалификации – когда учителя из разных регионов учатся друг у друга с помощью информационно-коммуникационных технологий. Благодаря IT-технологиям учитель успевает сделать за урок гораздо больше, да и сам урок становится интереснее и продуктивнее. И даже электронный журнал, о котором негативно отзываются многие педагоги, имеет больше плюсов, чем минусов: налажена обратная связь с родителями, решена проблема записывания домашнего задания, процесс выставления оценки за урок не отнимает много времени. 

Образовательные ресурсы (например, «Решу ЕГЭ», «ЯКласс») позволяют педагогу выстраивать индивидуальные образовательные траектории, подбирать задания для успешных учеников, а также продуктивно работать с учениками, имеющими академическую задолженность, и, наконец, позволяют создать свой собственный учебный предмет! Особенности образовательных ресурсов позволяют педагогам систематизировать методические идеи и авторский контент, что часто приводит к созданию нового предмета.
          Для меня привлекательна возможность создания индивидуальных образовательных траекторий при наличии в одном классе учеников с разным уровнем подготовки по предмету, при недостаточном количество заданий в учебнике или рабочей тетради. Индивидуальная траектория нужна также тем, кто находится на домашнем обучении и ребятам, которые углубленно изучают предмет.

Я осваиваю элементы учебной траектории: диагностику уровня подготовки, анализ интересов, контакт с родителями, индивидуальные задания. Традиционный подход занимает много времени, а цифровой ресурс автоматизирует все эти действия педагога:
- автоматическая проверка всех выданных вариантов,
- формирование «портфолио» ученика с анализом интересов по предметам,
- личный кабинет для родителей с полной информацией о состоянии учебного процесса,
- гибкий способ выдачи заданий на класс,
- мгновенная конструктивная обратная связь для ученика,
- возможность создавать свои задания.
          Платформа eTutoruim собрала самые популярные сервисы для организации онлайн-обучения в карту-путеводитель. Это очень удобно, когда нужно подобрать платформу для конкретной цели: разработки курса, составления теста или обучающей игры. Ц
ифровые технологии улучшают качество нашей жизни. Применение Интернет технологий открывает перспективное направление в обучении, но необходимо соблюдать принцип «В нужном месте, в нужное время, в нужном объёме».

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Учитель будущего ХМАО-Югра»

Сценарий урока литературы в 9 классе

Технологическая карта урока

 Тема урока: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Учебник: В.Я. Коровина. В.П. Жуков, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература. 9 класс. В 2 частях

Автор урока: Путинина Наталья Николаевна

Тип урока: урок изучения нового материала (классификация А.К. Дусавицкого)

Цель урока: Цель: формирование способности понимания позиции автора посредством анализа пространственно-временной организации текста на основе поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Задачи урока:

 1) формирование умения устанавливать границы понятного и непонятного посредством формулировки вопросов;

2) развитие умения интерпретировать пространственно-временные характеристики текста;

3) развитие умения преобразовывать и представлять информацию в виде схемы;

4) формирование установки на самостоятельное постижение и оценку смысла художественного текста;

 5) формирование философской картины мира на основе особенностей системы образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 Метапредметная задача: освоить обобщенный способ работы по пониманию смысла художественного текста на основе различных видов анализа.

Методы:

 - по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные (беседа, дискуссия); наглядные (демонстрация схем, таблиц; использование технических средств); практические.

Планируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Организация пространства: традиционное обучение.

Виды деятельности на уроке: коллективная работа, групповая работа, индивидуальная  работа, исследовательская работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, компьютер, 5 ноутбуков, подключение к сети INTERNET учительского компьютера и ученических ноутбуков, доска магнитно-меловая, словари, программа Google Документы, текст поэмы “Мёртвые души”, презентация, фрагменты видеофильма “Мёртвые души” (учебная платформа ”Открытая школа»), раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Организационная структура урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

Организационный этап

1 мин.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке продолжим разговор о бессмертном творении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

Учащиеся слушают

Постановка цели и задач урока

1 мин.

Учитель наводящими вопросами подводит учащихся к пониманию определения «мёртвые души».

- Как вы думаете, ребята, кто такие «мёртвые души»?

- Н.В. Гоголь мог бы назвать своё произведение «Ревизские души», т.е. души, представляемые в ревизской сказке – именном списке крепостных крестьян, представляемых помещиком во время подушных переписей (ревизий).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Это умершие крестьяне, а также реальные крестьяне, которых помещик властен и продать, и купить.

Учитель предлагает прочитать эпиграфы и сформулировать тему урока.

- Прочитайте эпиграфы урока и определите, что их связывает. Какое ещё значение имеет это выражение? Сформулируйте тему и задачи урока.

… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.

                                                   А.И. Герцен    

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого.

                                                    Н.В. Гоголь

Без пользы жить - безвременная смерть.

                                                    Гёте

Учащиеся называют версии понимания эпиграфа урока, находят ключевые слова, формулируют тему урока.

- Мёртвыми душами можно назвать хозяев жизни, помещиков и чиновников.

На доске появляются эпиграфы к уроку

2 мин.

Учитель обобщает выводы учащихся, определяет содержательные рамки урока, подводит к целеполаганию.

- Тема урока «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". На уроке раскроем многозначность этого понятия, охарактеризуем образы помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

Учащиеся делают записи темы, эпиграфов.

Мотивация учебной деятельности учащихся

1 мин.

Учитель предлагает восстановить маршрут героя:

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие точно так, как когда-то путешествовал Чичиков. Вспомните, откуда и в каком порядке отправляется Чичиков за мертвыми душами. Начертите в тетради его маршрут – художественное пространство – указав точный путь героя. 

Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.

Восстанавливают карту путешествия Чичикова.

УУД: умение систематизировать.

Учитель формулирует проблемный вопрос.

- Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов (2 глава), Коробочка (3 глава), Ноздрев (4 глава), Собакевич (5 глава), Плюшкин (6 глава).

- Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности? На первый взгляд, это продиктовано чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился и попал к Коробочке. Затем по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец восьмисот душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

- Есть ли другое решение этого проблемного вопроса?

Актуализация знаний

2 мин.

Учитель актуализирует знания.

- Ребята, чтобы ответить на наш вопрос, что мы должны сделать? 

-Когда мы анализируем произведение, на что обращаем внимание?

- Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Какие же они, хозяева жизни?

Учащиеся отвечают на вопрос.

 - Надо проанализировать главы о помещиках.

Учащиеся называют элементы анализа

 - Мы рассматриваем образы героев, композицию, сюжет, художественные средства, пространство, время.

 

УУД: умение систематизировать.

Первичное усвоение новых знаний

8 мин.

20 мин.

3 мин.

Учитель предлагает провести исследование образов помещиков и поработать в группах.

- По ходу чтения глав произведения, рисующих образы помещиков, вы должны были записать дома ответы на вопросы плана для анализа образов помещиков в графы таблицы. (Приложение 2) Обсудите в группе свои ответы. На столах у Вас стоят ноутбуки. В них открыта таблица. Запишите ответы в таблицу.

Каждая группа анализирует один из образов помещиков:

1 группа: помещик Манилов;

2 группа: помещица Коробочка;

3 группа: помещик Ноздрёв;

4 группа: помещик Собакевич;

5 группа: помещик Плюшкин

- После выполнения задания обсудите общий вопрос «Каковы общие черты всех помещиков?»  

Учитель организует коммуникативное взаимодействие

- Итак, работа в группах завершена. Слушаем выступление групп. Задаём вопросы на уточнение.

Учитель организует дискуссию.

- Какое впечатление производит Манилов на окружающих?

- Остаётся ли оно в дальнейшем общении?

-  Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым?

Учитель предлагает перейти к выступлению второй группы

Учитель организует дискуссию.

- Чем уморила Чичикова Коробочка?

- Почему Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой»?

- Кого в наще время можно назвать Коробочкой?

Учитель предлагает перейти к выступлению третьей группы.

Учитель предлагает перейти к выступлению четвёртой группы.

Учитель организует дискуссию.

- В чём заключается противоположность Ноздрёва и Собакевича?

- Как эта противоположность выразилась в авторской позиции?

- Кого в наще время можно назвать Ноздрёвым и Собакевичем?

Учитель предлагает перейти к выступлению пятой группы.

Учитель организует дискуссию.

-Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

-Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

- Какого человека можно назвать Плюшкиныи?

После выступления пяти групп учитель обращает внимание, что все группы справились с заданием охарактеризовать образы помещиков. Учитель организует работу по пониманию целостного смысла. Задаёт итоговый вопрос урока.

 - Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем?

Класс разделен на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).

Учащиеся в группе обсуждают ответы и записывают их в файл (рабочий лист), расположенный в Google Документы.

УУД: умение сравнивать, анализировать, систематизировать

 Группы презентуют работу классу. (Приложение1)

Первая группа представляет результаты своей работы. Образ Манилова. Группа представляет рабочий лист с характеристикой помещика. (Приложение 1)

Окружающая обстановка.

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

Портрет. На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами.

Характер.

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу.

Отношение к просьбе Чичикова:

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян.

Авторская характеристика.

По словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

После выступления группы учащиеся задают вопросы на уточнение.

- Какова основную черту помещика Манилова?

Группа отвечает.

- В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость.

УУД: построение коммуникации.

Учащиеся вступают в дискуссию, в ходе дискуссии делают вывод.

- При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа. В наше время Маниловым можно назвать любезного до слащавости, мечтательного человека.

УУД: сравнение, анализ, систематизация

Вторая группа представляет результаты своей работы. Образ Коробочки. Группа представляет рабочий лист с характеристикой помещика. (Приложение 1)

Окружающая обстановка.

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Портрет.

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Характер.

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Отношение к просьбе Чичикова.

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций.

Авторская характеристика.

Автор называет ее «дубинноголовой», «домашний узелок».

После выступления группы учащиеся задают вопросы на уточнение.

- Чем похожи Манилов и Коробочка?

Группа отвечает.

- При всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

УУД: построение коммуникации.

Учащиеся вступают в дискуссию, в ходе дискуссии делают вывод.

- Коробочка уморила Чичикова своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара.

-На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться. В наше время Коробочкой можно назвать бестолкового и скупого человека.

УУД: сравнение, анализ, систематизация

Третья группа представляет результаты своей работы. Образ Ноздрёва. Группа представляет рабочий лист с характеристикой помещика. (Приложение 1)

Окружающая обстановка.

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Портрет.

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж.

Характер.

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт.

Отношение к просьбе Чичикова.

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него.

Авторская характеристика. 

«Мельница чепухи», «убивающий маятник».

УУД: сравнение, анализ, систематизация

Четвёртая группа представляет результаты своей работы. Образ Собакевича. Группа представляет рабочий лист с характеристикой помещика. (Приложение 1)

Окружающая обстановка.

Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами

Портрет.

Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий

Характер.

Плохо отзывается о городских чиновниках

Отношение к просьбе Чичикова.

«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)

Авторская характеристика. 

«Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор.

«Патриот русского желудка».  (В. Г. Белинский)

После выступления группы учащиеся задают вопросы на уточнение.

- Чем отличается речевая характеристика Ноздрева от характеристики Собакевича?

Группа отвечает.

- Горячность, болтливый азарт речей Ноздрёва контрастирует с мрачным немногословием Собакевича.

УУД: построение коммуникации.

Учащиеся вступают в дискуссию, в ходе дискуссии делают вывод.
- Сила и прочность Собакевича ведут к неподвижности, а энергия Ноздрёва превращается в суету, бесцельную и разрушительную.

- Противоположность этих героев уравновешивается авторским пониманием: их нельзя считать живыми людьми. («Хозяйственная ли их жизнь или нехозяйственная – мимо их!»).

- Лгунов, хвастунов, дебоширов мы называем Ноздрёвыми. Дельцов, охваченных неудержимым стремлением к наживе, мы называем сегодня. Собакевичами.

УУД: сравнение, анализ, систематизация

Пятая группа представляет результаты своей работы. Образ Плюшкина. Группа представляет рабочий лист с характеристикой помещика. (Приложение 1)

Окружающая обстановка.

Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа.

Портрет.

мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной».

Характер.

Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт.

Отношение к просьбе Чичикова.

Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек.

Авторская характеристика. 

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» «Прореха на человечестве», «скупая серость».

После выступления группы учащиеся задают вопросы на уточнение.

- Найдите сравнение, которое обнаруживает всю трагическую сущность судьбы Плюшкина.

Группа отвечает.

- Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

УУД: построение коммуникации.

-Гоголь обращается к прошлому героя, так как нравственные уродства те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрата представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

Очень жадного человека, скрягу называют Плюшкиным.

Учащиеся отвечают.

- Объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизм.

Учащиеся смотрят фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (Учебная платформа «Открытая школа»).

УУД: систематизация, выделение причинно-следственных связей.

На доске появляется

план характеристики образов помещиков

Первичная проверка понимания

2 мин.

Учитель предлагает вернуться к вопросу, поставленному в начале урока.

- Давайте еще раз обратимся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности?»

- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения. 

Учашиеся высказывают предположения о последовательности изображения помещиков в поэме.

Заслушивают точки зрения, существующие в литературоведении - делают записи в тетради.

УУД: систематизация, выделение причинно-следственных связей.

Первичное закрепление

4 мин.

Учитель даёт задание учащимся для самоконтроля.

- Ребята, ответьте на вопрос «В чём заключается смысл жизни по Гоголю?»

Учащиеся пишут краткий ответ на вопрос.

УУД: получение опыта творческой деятельности.

Информация о домашнем задании, инструктаж

1 мин.

Учитель задаёт домашнее задание.

- Дома вы заполните таблицу «Сходство Чичикова и помещиков» (Приложение 3).

- Групповые задания исследовательского типа.         

Образ Чичикова.  Составить цитатную характеристику героя: сделать подборку цитат, характеризующих героя

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

Учитель благодарит учащихся за урок.

- Вы только начинаете жить. Жизнь сложна. Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!» Большое спасибо вам за урок. Спасибо за ваши мысли, рассуждения и за работу с текстом!

Учащиеся прощаются с учителем

Путинина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»,

г. Ханты-Мансийск