Мои публикации
На странице представлены статьи с обобщением опыта работы учителя русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Путинина Наталья Николаевна, учитель
русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «СОШ №4»,
г. Ханты-Мансийск
«Служи там, где стоишь …»
(Тезисы к обсуждению вопроса о ценностях православной культуры в научно-практической конференции «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках Епархиальных Рождественских образовательных чтений)
Образование и духовность являются
важнейшими факторами оздоровления
региональной среды.
В жизни общества любой страны важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса. Вместе с тем, молодёжь является наиболее незащищённой и подвергается негативному воздействию СМИ, Интернета, экстремистских идей. «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения», - говорил профессор Капица. Поэтому государство заинтересовано в уменьшении влияния негативного рода информации и создаёт условия для воспитания высоконравственной, духовной личности. В концепции воспитания личности гражданина России сегодня – приоритет духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Статья 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования рекомендует наличие в основной образовательной программе образовательной организации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, а Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рекомендует наличие в основной образовательной программе образовательной организации программы социализации учащихся.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о том, что воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации выделяет повышение роли школы в воспитании молодёжи как ответственных граждан России на основе традиционных российских ценностей; приоритет духовного над материальным. Стратегия гражданско-патриотического воспитания молодёжи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года провозглашает, что фундаментом патриотического образования в России всегда была православная культура. Таким образом, новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Происходит преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Изменился и методологический подход к образованию – это социокультурный системный подход, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей и обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащихся. Социокультурная модернизация осуществляется в школе не только введением курсов духовной направленности «Истоки», «Основы религиозной культуры и светской этики», но и новыми подходами к ведению предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, обществознания. На уроках учащиеся присоединяются к формам социокультурной практики, которые веками придавали российской культуре стабильность, преемственность и самобытность, а также приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
Любые стратеги и директивы на практике переходят в плоскость человеческих взаимоотношений. Кто оказывается рядом с подростками в школе? Прежде всего, это ровесники, одноклассники, учителя. Именно учителю выпадает миссия отыскать у каждого ребёнка серебряные колокольчики, спрятанные в глубинах его души. Их надо не только отыскать, но и затронуть так, чтобы они, зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым. По словам В.А. Сухомлинского, «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души, а кто не знает детской души и кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем». Сегодня искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать высокий профессионализм в знании своего предмета, сердечность и мудрость с духовностью и любовью. Чтобы начать говорить о духовности, нужно определить значение этого слова. Духовность – это не религиозность, это высшая деятельность души. Другими словами, это стремление к моральному совершенству, к преображению души, к безгрешности. По рассуждению преподобного Максима Исповедника, духовное делание блистает способами осуществления добродетелей. Другими словами, это работа мысли, это мудрость, видение того, в чём заключено добро. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11). В христианском понимании «всякое деяние и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому поиск добра, осуществление добродетелей отождествляется с познанием Бога. Открытие основ нравственности молодым людям не должно ассоциироваться с формальной стороной дела и не должно быть понуждаемо к этим формам, помогающим стяжать различные добродетели. Учителю необходимо помнить слова Господа: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф.12:34,35). Задача учителя видится в личном преображении, чтобы личным опытом помочь воспринять, где сокровища, ценности, а что малоценно. Поэтому научение основам духовности, нравственности, и больше – высоконравственности, есть совместная деятельность. Это единое сотрудничество всех заинтересованных в добром воспитании детей и молодёжи – Церкви, власти, родителей, субъектов образования по всем уровням.
Сегодня идёт борьба за сердце человека. Другое важное призвание учителя - растить сердца своих питомцев чистыми. Работа с сердцем подростка должна идти постоянно. Человек рождается. Если он внимательно слушает сердце, он учится жить и вырастает человеком, который думает не о своей боли душевной и физической, а думает о том, чтобы не было больно любимым, близким людям. Чтобы не случилось непоправимой беды, увлечения ложными ценностями, нужно сохранять свое сердце чистым и любящим. Очень важно, чтобы утешение, понимание и сочувствие дети получали от нас. Считается, что самые возвышенные строки о любви в Библии принадлежат апостолу Павлу. «Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа. Приведем строки из текста, его хочется перечитывать вновь и вновь: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…». Сегодня в общении с подростками необходимо выстраивать доверительный разговор от сердца к сердцу. Учитель находится внутри образования, поэтому от него многое зависит. На педагогическом поприще у учителя три главных стратегии. Первая - отбор содержания: отбираем содержание в первоначальном контексте ценностей: любовь, добро, милосердие. Каждое дело строим на положительном контексте. Категория слова живёт на каждом уроке, в каждом планируемом и проводимом деле. Вторая стратегия – отбор материала по глубине содержания. Берём материал в соответствии с духовно-нравственным возрастанием наших детей. Третья стратегия – стратегия поэтапного, длительного обучения. Становление личности длительный процесс, потому что испытания и искушения возникают постоянно. Всегда надо помнить о том, что совершенству нет предела. Процесс воспитания и обучения выстраивается на социокультурном опыте. Приобретенный личный опыт детей становится нормой жизни. Людей, не умеющих анализировать свою жизнь, множество. Важно научить детей переосмысливать свой опыт и переходить в режим самоосмысления, самосовершенствования.
Учитель овладевает новыми технологиями, способами, помогающими достичь результата, успеха. Одна из них - технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика. Автор технологии – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, руководитель московских городских экспериментальных площадок. «Если учебный успех КАЖДОГО ученика понимать не только как увеличение присвоенной им информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то очевидно, что такая позиция учителя потребует прежде всего четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика». Технология присоединения - одна из наиболее важных. Технология предполагает: создание благоприятной психологической обстановки; общение с детьми на уровне «Взрослый Взрослый»; устранение барьеров в коммуникации (можно сесть с детьми кругом, свободным полукругом); обращение к детям с учетом всех модальностей на создание педагогом атмосферы доверия, взаимоуважения мотивации детей на предстоящую работу. ... В начале занятия это позволяет педагогу присоединиться к восприятию каждого ребёнка в группе и присоединить детей к теме занятия. Технология используется при изложении нового материала, при беседе, при объяснении задания. Каждый ребёнок воспринимает информацию через доминирующий канал: органы слуха, органы зрения (визуалисты). Ещё один канал – это сердце, живущее эмоциями (кинестетики). Информация, пропущенная через сердце ученика, будет жить в человеке всегда. Чтобы присоединить детей к себе, учитель использует в своей речи слова всех трёх каналов восприятия. Очень важно, убрать в классе все барьеры, мешающие общению, общаемся «глаза в глаза». Создаём на уроке эмоционально безопасный психологический климат. Общение с детьми на уровне «взрослый-взрослый». Уважаем и принимаем любое мнение ученика. Для учителя важно, чтобы дети высказывались. А когда известна точка зрения ученика, можно работать с ним, переубеждая его.
Целостное восприятие мира и мышление позволяет развить мнемотехника-
искусство запоминания большого и сложного материала.
Наши чувства – это основа выстраивания человеческих отношений. Эмоции, не находящие выхода, ведут к ссорам и скандалам, разрушающим человека. Нужно грамотно проявлять свои чувства, чтобы правильно быть понятыми другими. Очень важно научиться понимать чувства других. Тогда ребенок может сказать: «Это мой класс, это мои близкие, это мой коллектив». У учителя есть такая возможность – развивать чувства детей. Нужно стремиться видеть и понимать своё состояние, стремиться к уравновешенному состоянию, учиться и учить говорить с любовью, искренно. Слово и дело не должны расходиться. Умение воздействовать на эмоции – это предвестие благополучия.
Методика стимулирующего поощрения включает в себя ряд методов и форм работы педагога для развития личностных качеств ребёнка. Это моральное поощрение, вознаграждение доверием, взаимопониманием, открытостью, благодарностью.
Один из методов самовоспитания – умение ставить цель. От того, какие мы ставим цели, таких и получаем детей. К целям нужно стремиться, но жить нужно сегодняшним днём. Важно сформировать умение извлекать уроки из прошлого, не повторять своих и чужих ошибок.
Личность в православном понимании формируется с момента зачатия и проходит в своём развитии этапы: усвоения системы норм и ценностей жизни (чистый язык - чистая душа); получения опыта переживаний и позитивного отношения к такой ценностной категории, как доброе слово. Доброе слово говорить трудно, но необходимо, потому что именно оно формирует бесценный опыт.
Рост личного развития обеспечивают и формы работы с детьми. Групповая форма работы проходит в своём развитии несколько этапов. Задача учителя – мотивировать детей на работу в группе, создать атмосферу эмоциональной безопасности, чтобы им захотелось общаться. На втором этапе развития группы формируются групповые установки и нормы (например: говори спокойно, негромко; слушай каждого; поддерживай товарища). Личностный рост буден виден тогда, когда ребята научатся работать в диалоге, делать совместный выбор и принимать решения, от слова переходить к делу. Важно умение видеть перспективу – над чем ещё надо работать, важно видеть сильные стороны каждого, но не останавливаться на этом.
Таким образом, правильное применение технологий, методов и форм организации деятельности подростков ведёт к успешности, которая измеряется уровнем усвоения детьми нравственных ценностей. Все стремятся к внутреннему преображению. Помним о слагаемых ресурсах успеха: 1) умение ставить цель (от того, какие цели ставит ребёнок сегодня, завтра будет зависеть его нравственный выбор и качество жизни); 2) мотивация на достижение результата - движущая сила развития; 3) продумывание плана к достижению цели.
Составная успеха – умение находиться в гармоничном, умиротворённом состоянии. По этому поводу Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Умение разбираться в себе, понимать, что нет границ самосовершенствования поддерживает ресурсное состояние и помогает быть устойчивым в жизни.
Ещё одно слагаемое успеха – рефлексия, умение делать самоанализ, переосмысливать опыт прежней жизни. Только тогда можно управлять собой, своими желаниями, эмоциями, словами, когда сформирован управленческий аспект. Умение управлять временем, делать выбор, принимать решения – важные навыки на протяжении всей жизни человека.
Святитель Феофан Затворник говорил: Служи там, где стоишь…». Эти слова вполне можно отнести к профессиональному поприщу. Там, где ты стоишь сейчас, там и поле Куликово. А сердце молодого человека- ориентир в борьбе.
_____________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Научно – практическая конференция «Традиции и новации: культура, общество, личность»
Направление «Роль литературы в воспитании личности»
Библейские мотивы в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Автор: Путинина Н.Н., учитель
русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Ханты-Мансийск
24 ноября 2015 г.
Аннотация
Данная статья рассматривает специфику функционирования библейских мотивов в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце. Научно-информационный материал направлен на разъяснение внутритекстовых связей произведения, понимания авторского мировоззрения, постижения внутреннего смысла художественных образов в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Обращение к текстуальному анализу при изучении произведений с библейскими мотивами может стать основой для повышения уровня постижения литературных текстов, воспитания качеств квалифицированного читателя, развития творческой самостоятельности учеников.
Библейские мотивы в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Повысить качество восприятия классики –
повысить нравственное здоровье людей. Д.С. Лихачев
Происходящие в России социально-экономические и социально-культурные процессы способствуют формированию у молодого поколения прагматического взгляда на мир, что влечёт за собой утрату созданных веками нравственно-этических понятий, отражённых в русской классической литературе. В этой ситуации становится ведущей тенденция обращения к внутритекстовым связям произведения, в поэтике которых значительную роль играют библейские мотивы.
Библия давно стала источником вдохновения для писателей. Она дает неисчерпаемые образцы сюжетов, символов. Причина этого заключается в ее высоких моральных ценностях. На уроках литературы важную роль играет нравственное воспитание школьников, а произведения, имеющие в основе библейские мотивы и сюжеты, существенно помогают справиться с этой достаточно важной задачей. Обращение к текстуальному анализу при изучении произведений с библейскими мотивами может стать основой для повышения уровня постижения литературных текстов, воспитания качеств квалифицированного читателя, развития творческой самостоятельности учеников.
Многие поколения людей размышляли о Библии, соизмеряли с ней свои мысли и поступки. Книга книг всегда являлась ключом, помогающим человеку раскрывать смысл жизни и тайны мироздания. Библия позволяет более полно интерпретировать многие мотивы, сюжеты и образы мировой литературы и культуры. Слова выдающегося русского философа Н.А. Бердяева о том, что вся русская литература «ранена христианством», лишь подтверждают необходимость изучения библейских мотивов.
Библейские сюжеты, наряду с сюжетами античной мифологии, составляют фундамент европейской культуры, они легли в основу огромного числа произведений от Нового времени до наших дней, по ним написаны романы, поэмы, оперы, балеты, созданы живописные полотна. Библия оказалась той великой неисчерпаемой книгой, которая содержит все вопросы, тревожащие человечество, и ответы на них, и потому остается актуальной во все времена, ее страницы волнуют людей и сегодня. Чаще библейские сюжеты входят в художественные произведения в своем оригинальном виде, либо в виде некой скрытой идеи. В других случаях библейский сюжет является лишь интересным мотивом, допускающим толкования и интерпретации, авторская фантазия дополняет его, вносит в историю недостающие в первоисточнике детали, которые помогают ярче и полнее раскрыть характеры библейских героев.
Русская литература особенно богата христианскими мотивами, без них она немыслима, в ней они прослеживаются яснее, чем в литературе других народов. Библейские мотивы отчетливо выделяются в творчестве многих русских писателей: Гоголя, Пушкина, Достоевского, Толстого, Лескова, Тургенева, Чехова, Андреева, Куприна, Бунина, Булгакова и других.
Особое место занимают в творчестве Булгакова библейские мотивы, так как творчество Булгакова в значительной степени основано на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов. М.А. Булгаков – сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое воскресение и по христианским праздникам они бывали в ней. Поэтому М. Булгакову были с детства знакомы христианские догмы и евангельские истории.
Повесть «Собачье сердце» принадлежит к числу произведений, посвященных Москве, описывающих сложное, противоречивое послереволюционное время. И вместе с тем в ней затронуты вечные, глобальные темы и вопросы, актуальные для человечества независимо от пространственно-временных координат. М. А. Булгаков использовал при создании повести множество литературных аллюзий и реминисценций (начало явно перекликается с поэмой А. Блока. «Двенадцать», манера излишней детализации - традиция Гоголя), но особую весомость и значимость повествованию придают библейские мотивы, переводящие его в философский план, подчеркивающие глобальность и общечеловеческий смысл поднимаемых проблем.
Одним из таких мотивов, прослеживающимся не только в «Собачьем сердце», но и в других произведениях Булгакова (например, «Мастер и Маргарита»), является построение системы персонажей по принципу учитель - ученик - предатель (провокатор). Действительно, профессор Преображенский - учитель, главные черты которого - мудрость, интеллигентность, глубокое понимание происходящего в сочетании с определенным научным фанатизмом.
Кто же такой профессор Преображенский? Филипп Филиппович Преображенский — гениальный ученый и врач, занимающийся проблемами омоложения и улучшения человеческой породы. Этот немолодой уже человек, всю жизнь посвятивший науке, берет на себя и играет (до определенной степени) роль Бога — превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова, чтобы проверить свою гипотезу относительно омоложения. Очень опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; материально прекрасно обеспеченный специалист; гурман; любитель и знаток оперы; гуманный человек.
Именно как Бога воспринимает Преображенского погибающий от голода Шарик. Недаром в портрете ученого, данного через восприятие пса, главную роль играют слова «жрец», «маг», «чародей». Однако мы видим, что эти характеристики всегда преподносятся в сниженном, ироническом контексте — Булгаков очень сомневается в возможностях Преображенского (чья фамилия и местонахождение дома — на Пречистенке — относят нас к библейской легенде о сотворении человека) быть Богом: «- Хи-хи! Вы маг и чародей, профессор, — сконфуженно вымолвил он. — Снимайте штаны, голубчик, — скомандовал Филипп Филиппыч и поднялся».
В таком же «пародийно-евангельском» ключе описана сцена «преображения» Шарика. Булгаков всячески подчеркивает, что это не священнодействие, а «циничная операция», цель которой — омоложение человека путем пересадки половых желез: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками. Борменталь, совершенно мокрый от усердия и волнения, бросился к стеклянной банке и извлёк из неё другие, мокрые, обвисшие семенные железы».
Образ профессора, таким образом, неоднозначен. Филипп Филиппович — сложная и противоречивая натура. Вдобавок ко всему, Преображенский вынужден жить в переломную эпоху — он, дитя дворянской России, существует в России советской, не понимая и не принимая ее порядков.
По своим убеждениям Филипп Филиппович — гуманист, считающий, что на любое существо, человека или животное, можно воздействовать только лаской. Насилие, а тем более, террор не приведет ни к каким результатам, только, возможно, к ответному террору: «Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».
По представлениям Филиппа Филипповича, существование человека, личное и общественное, должно опираться на нерушимый постулат — уважения к личности, к ее внутреннему достоинству. Именно этот «священный закон» безжалостно попирается в советской России, и этого Преображенский категорически не принимает. По его мнению, приоритет интересов государства перед интересами личности ведет к разрушению этого же государства и людей, живущих в нем. А неуважение к человеку профессор видит везде и, прежде всего, в собственном доме.
Кроме того, Преображенский глубоко убежден, что каждый должен заниматься своим делом. А в противном случае — неминуема катастрофа: «…когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя!»
Однако и этому «гению в теории» свойственно ошибаться «на практике». Булгаков показывает, что претензии безусловно талантливого профессора на роль творца смехотворны. Операция, произведенная профессором над Шариком, дала поразительные результаты — никто не ожидал, что собака превратится в человека и что этот человек не будет поддаваться никакому воздействию.
Каждый день Филипп Филиппович с ужасом наблюдал, во что превращается его «детище» — смесь пса Шарика и пьяницы Клима Чугункина. И все больше Преображенский убеждался, что гены пролетариата губительны и что его «гомункул» социально опасен, несет угрозу, прежде всего, самому профессору: «…старый осел Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник».
Булгаков подчеркивает, что этот умный и образованный человек должен был понять и объективно оценить свои возможности. Не сумев сделать это, Преображенский подверг опасности себя и своих близких.
С помощью этой мысли писатель вновь отсылает нас к тем событиям, что недавно произошли за окном пречистенской квартиры профессора, — к революции 1917 года, «идейным центром» которой также были интеллигенты, решившие из шариков сделать шариковых и не предусмотревшие разрушительных последствий своих «экспериментов».
Профессор Преображенский в состоянии признать, что ошибся, что взял на себя непосильную роль: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу». И что, в сущности, его «гениальное открытие» «стоит ровно один ломаный грош». Больше того, герой решается уничтожить «результат своего эксперимента» — вновь превратить Шарикова в собаку. Способны ли это сделать идейные вдохновители революции?
Безусловно, за фабулой повести скрывается глубокий подтекст. «Собачье сердце» — это не только и не столько повесть о научном эксперименте в лаборатории, сколько горький рассказ о «революционном эксперименте» в масштабах страны. По мнению Булгакова, после событий 1917 года шариковы самым противоестественным образом превратились в «хозяев жизни». Но «благородное» место не добавило им «благородного» происхождения — этим людям не хватает знаний, воспитания, элементарной человеческой культуры для того, чтобы выполнять возложенную на них роль. Шариков вновь превратился в безобидного Шарика, но возможен ли «обратный» эксперимент в масштабах страны? Этот вопрос писатель оставляет открытым.
Образ Преображенского дан практически целиком в религиозном освещении: от собственно фамилии до характеристик, которые дают ему другие действующие лица, в основном Шарик и Борменталь («творец», божество», «жрец» и т. д.). С почти сакральной фамилией «Преображенский» связана еще одна характерная деталь: детство и юность Шарика проходят у Преображенской заставы, там же умирает Чугункин (пивная «Стоп-Сигнал», как написано в дневнике доктора Борменталя); эта деталь по принципу алогизма подчеркивает абсурдность идеи создания «нового человека», превращения собаки в человека, «преображения».
В системе персонажей доктор Борменталь — ученик, искренне преданный учителю и вместе с тем никогда до конца его не понимающий (эти качества характерны для всех булгаковских «учеников» — вспомним Левия Матвея и Ивана Бездомного из романа «Мастер и Маргарита»). Борменталь, подобно Левию Матвею, пытается вести записи, фиксирует на бумаге происходящее, но Булгаков подчеркивает неспособность доктора глубоко и объективно осмыслить реальность, доверяет ему повествование лишь на время и при этом постоянно вводит травестирующие детали (например: «Профессор Преображенский, вы — творец! (Клякса)» — фраза из дневника), вследствие чего у читателя создается впечатление, что ученик — ненадежный рассказчик. Ученик остается преданным идее до конца и сам доводит ее до последней точки (решается на обратную операцию), но при всей своей стойкости и упорстве он всегда духовно слабее учителя именно тем, что пытается бороться с агрессивными проявлениями внешнего мира, в то время как учитель пассивен и верен своим убеждениям в силе добра и невозможности насилия. («Ласка единственный способ, который возможен в обращении с живым существом,» — говорит Преображенский.)
В повести есть и предатель, и провокатор: Шариков и Швондер соответственно, причем Шариков — в прямом смысле детище Преображенского, детище научное, результат опыта и в определенном смысле ученик, ведь профессор некоторое время пытается воспитывать и учить Шарикова. Мотив предательства учителя неблагодарным учеником усиливает впечатление трагизма от самого факта предательства из-за переклички с известной ситуацией из Библии. События, происходящие в квартире Преображенского, попытка бегства Шарика в первый день, его потеря сознания и пробуждение напоминают легенду о воскрешении Лазаря. Библейским является и мотив потопа, хотя он и переведен Булгаковым в комедийный план: неумение Шарикова обращаться с водопроводными кранами приводит действительно к катастрофе, к «великому потопу», от которого страдает прекрасная квартира профессора.
Тот факт, что Шариков после воскрешения произносит знаменитое «абырвалг», в тексте обосновывается по-разному: сам Шарик повествует о милиционере, стоявшем у начала слова, из-за чего подбегать к магазину было удобнее от «хвоста» названия; однако в своих записях доктор Борменталь приводит другую причину чтения справа налево — «перерыв зрительных нервов у собаки», но ведь в начале повести Шарик читает «сыр» слева направо, нормально, — значит, обе точки зрения ставятся Булгаковым под сомнение, тем более что дневнику Борменталя, как уже говорилось, автор доверяет мало! Чтение справа налево — намек на иудейскую письменность, своеобразная библейская аллюзия, придающая особую значимость первому произнесенному вслух слову Шарикова.
Связь образа рыбы с христианской символикой общеизвестна, так как рыба — символ Христа. Произнесённое же наоборот, справа налево, оно становится элементом антирелигиозным. Теперь оно служит не Богу, а дьяволу.
Кроме евангельской истории, в повести мы видим новое прочтение еще одной легенды — о Всемирном потопе. Откровенно карикатурный характер приобретает сцена наводнения, устроенного Шариковым. Характерно, что случайно запершегося в ванной Шарикова Зина называет «чёртом». Сцена эта как бы пародирует гибель погрязшего в грехах и пороках мира. И эта тема — тема гибели цивилизации, культуры — станет сквозной в творчестве Булгакова.
Полиграф Полиграфович Шариков, искусственно выведенный человек, выступает в повести как реализация целей пролетарской революции, провозгласившей идею создания новых людей. Этот герой вызван из небытия к полноценной человеческой жизни. Можно сказать, что он олицетворяет формулу из Интернационала о том, что «кто был ничем, тот станет всем». Шариков в своей принадлежности к якобы самому прогрессивному классу завидует всяким привилегиям вроде наследственного дворянства. В конце концов, Шариков возвращен к животному истоку, к Шарику.
Таким образом, фантастика М. А. Булгакова органически сливается с острым бытовым гротеском. Это величайшее мастерство: из реальной ситуации сделать фантастический рассказ, при этом подчеркнув его притчевое звучание. Поэтому эта фантастика действует с чрезвычайной силой и убедительностью.
Шариков стал серьёзной опасностью для культуры. «На, получай Шарикова и ешь его с кашей!» — восклицает профессор Преображенский. Борменталю, боящемуся того, что получится из Шарикова, если его «обработает этот Швондер», Преображенский возражает: «Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки!». Так Булгаков через своего героя высказал свое собственное мнение. И это историческое предсказание Булгакова-Преображенского блестяще подтвердилось в развитии исторических событий в СССР.
Поэтому Шариков, созданный профессором Преображенским в лабораторных условиях, — это монстр, созданный русской интеллигенцией в процессе исторического развития. Его опасность и для самой интеллигенции, и для страны в целом предсказал М. Булгаков и герой повести профессор Преображенский.
И, пожалуй, самый очевидный мотив в повести, вызывающий ассоциации с Библией, — место и время действия. Интересно, что вся история трансформации Шарика из собаки в человека приурочена к рождественскому циклу. События происходят в декабре — марте, но основное действо — операция и преображение Шарика — занимает промежуток времени с 24 декабря (собственно операция) по 7 января, то есть от католического до православного Рождества. В канун Рождества по католической традиции собаке Шарику сделана операция, а в канун Рождества по православному обряду завершается очеловечение Шарика: у него отваливается хвост — последний анатомический рудимент. Так евангельская легенда о Рождестве Христовом находит своё отражение в «Собачьем сердце». Но вся история в повести приобретает отчётливо выраженное, конечно же, не религиозное, звучание.
Место действия — район улицы Пречистенки, не только традиционное место жительства интеллигенции, но в контексте повести — топоним, с самого начала придающий повествованию религиозное звучание, переводящий его в философский план.
Число12 - символ перемен (граница между старым и новым). В повести последовательно используется это число:
- действие начинается в декабре 1924 г. (в полдень “колпак” угостил пса кипятком)
- 24.12 – улучшение после операции.
- 31.12 в 12ч.12мин. пес отчетливо произнес первое слово “А-б-ы-р”
12.01 – пес поддерживает разговор.
Булгаков в повести целым рядом деталей, ассоциированных с библейскими текстами, предупреждает, что эксперимент профессора ошибочен, античеловечен. За сиюминутным и временным угадывается вечное.
Повесть Булгакова в значительной степени основана на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов. В «Собачьем сердце» Булгаков не стремился запечатлеть объективное, реалистическое отображение действительности; напротив, созданная им картина гротескна, то есть строится на совмещении несовместимых или полярно противоположных понятий; трагического и комического, реального и абсолютно фантастического, абсурдного. Библейские аллюзии постоянно прерываются снижающими, комическими деталями, заставляющими читателя переосмыслить происходящее в сатирическом ключе. Религиозных мотивов не так много, но все они играют значительную роль в раскрытии основной идеи повести и одновременно предвещают появление главного, финального произведения М. А. Булгакова, где библейская линия станет самостоятельной, — романа «Мастер и Маргарита», работу над которым писатель начнет через два года после завершения повести «Собачье сердце».
Таким образом, расхождение Булгакова с традиционными библейскими взглядами, несмотря на некоторое сходство, достаточно велико и является отражением взглядов писателя.
В результате сравнительного анализа Библии с повестью «Собачье сердце» можно сделать следующие выводы: 1) особое место для понимания смысла произведения имеют библейские мотивы, философски переосмысленные Булгаковым; 2) религиозных мотивов не так много, но все они играют значительную роль в раскрытии основной идеи повести; 3) в своем произведении автор подтверждает ценность христианской морали, правоту её утверждений и одновременно показывают художественное преломление христианских идей в своем творчестве; 4) в повести М. Булгакова осмысливается проблема борьбы добра со злом, к которой писатель обращался на протяжении всей жизни; 5) переосмысливая Библию, писатель пытался найти ответы на «вечные», философские вопросы (о смысле бытия, о назначении человека, о борьбе добра и зла, о предательстве).
Библейские мотивы, представленные в философском переосмыслении Булгакова, дают читателю понятие о мировоззрении писателя, его понимании библейских традиций, об отношении к людям и к жизни.
Булгаков выступает в роли синтетического, а не христианского мыслителя, пытающегося обобщить взгляды различных этических учений, и это неотъемлемое право любого творца. Как великий художник, Булгаков приходит к осознанию великой силы нравственности, гармонии и справедливости, царящих в мире.
Таким образом, основные положения христианской морали не потеряли своего значения и через тысячелетие. Можно с уверенностью сказать, что Святое Писание имеет колоссальное влияние на развитие литературы, всей духовной жизни нашего народа.
1. Список литературы
1. «Булгаковская энциклопедия», составитель Б.В. Соколов – М. «Локид», «Миф», 1997. 1.2 В.Г. Боборыкин. «Михаил Булгаков» - М. «Просвещение», 1991.
2. Исследования. Кн. 1 под ред. Н.А. Грозновой и А.И. Павловского. Л «Наука», 1991
3. В.Я. Лакшин. Вступительная статья к изданию «М.А. Булгаков Собрание сочинений в 5-ти томах». М «Художественная литература», 1990
4. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М. Булгакова // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.
5.Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М.: Лакдос, 2000.
6. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Просвещение, 1999.
7.Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.
8. Целкова Л.Н. Мотив//Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец.-М.: Академия, 2004.
9. Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. - М.: Астрель, 2002.
10.Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова - М. : РГГУ, 1999.
11. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.:Просвещение, 1983.
Вступительное слово.
Мы сегодня говорим о духовно-нравственном воспитании молодых людей. «Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Кому же поручена эта важная миссия в обществе? Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ.
Нравственность воспитанника формируется нравственностью и духовностью воспитателя. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Педагог во все времена должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – должен стремиться глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
У учителя литературы есть замечательная возможность оказать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении.
Обращение к текстуальному анализу при изучении произведений с библейскими мотивами может стать основой для повышения уровня постижения литературных текстов, воспитания качеств квалифицированного читателя, развития творческой самостоятельности учеников. Изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» - благодатная возможность рассмотреть специфику функционирования библейских мотивов, рассмотреть внутритекстовые связи произведения, понять авторское мировоззрение, постигнуть внутренний смысл художественных образов в повести. Методика предполагает широкий спектр способов деятельности обучающихся.
Предварительный просмотр:
Путинина Наталья Николаевна, учитель
русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «СОШ №4»
г. Ханты-Мансийск
«Духовные ценности православной культуры …»
(Тезисы к обсуждению вопроса о ценностях православной культуры в научно-практической конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» в рамках Епархиальных Рождественских образовательных чтений)
Еще совсем недавно, используя различные методы образования и воспитания, учитель мог не задумываться над их теоретическим обоснованием и рассматривать их как педагогические аксиомы, что обрекало учителей на методологический догматизм.
Ситуация кардинально изменилась в 90-е годы, когда крушение тоталитаризма привело к проникновению в отечественную педагогику и школу идеи духовного плюрализма. Теперь уже каждый учитель оказался в ситуации свободы выбора, когда ему приходится решать сложные мировоззренческие вопросы: каким идеалом и какой моделью культурного человека руководствоваться? Ограничится ли учитель в этой ситуации теми методическими пособиями, которые окажутся «под рукой» и выберет определенные рецепты или постарается опереться на какие-то фундаментальные педагогические системы? Скорректирует их на отечественный менталитет, задумается над связью системы образования и истории России, неразрывно связанной с православием?
В программах обучения и воспитания, принятых в том или ином обществе, всегда заложена модель культурного человека. Эта модель содержит набор культурных ценностей, норм поведения, знаний и умений, которые должен освоить человек в процессе воспитания. Идеал человека детерминируется в свою очередь философскими представлениями о человеке, его сущности и существовании.
Если в качестве исходного пункта рассуждений по данному вопросу руководствоваться пониманием человека как активного и самодетерминированного существа, то можно выделить основные начала человеческого в человеке: тело, душу и дух.
От Аврелия Августина (ранняя средневековая философия) идет традиция усмотрения сущности человека в его душе (чувствах, эмоциях, переживаниях, волевых устремлениях), данной человеку изначально. На основе этой традиции сформировалась религиозно-христианская стратегия. Модель религиозного человека включает такие качества, как терпение, смирение, воздержание, чистота души, невинность, жизнь по совести, доброжелательность к другим, неудовлетворенность бытом и повседневностью, стремление обрести Бога в душе, вера в Творца, надежда, любовь. В рамках этой стратегии используются методы развития у индивида чувства чуда, приобщения его к религиозным ценностям, традициям, смирения своей гордыни, способности души к сопереживанию, установки на помощь ближнему.
Россия – страна, выросшая на христианском понимании мира, и, когда первые удельные княжества объединились, важным фактором в этом стало христианства, давшего России единые законы жизнедеятельности. В первую очередь влияние христианства было просветительским. В правление киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) «просвещение приобрело широкий размах: строились грандиозные киевские храмы – его центры, разворачивалась систематическая переводческая деятельность, появились библиотеки. Князь заботился о том, чтобы священники, назначаемые в приходы, были грамотными и могли бы учить паству» (1).
В Уставе Ярослава немалое место занимало христианское устроение семьи. «В кодексе были запрещены умыкание невесты, многоженство, принуждение при вступлении в брак. Принятие этого кодекса утвердило добровольство и святость брачного союза, укрепило семью, повысило ответственность родителей за детей» (2). Христианский брак, чистый и святой, не знает злоумышлений против зачатия и самих утробных младенцев, убиение которых составляет главное преступление нашего времени.
Христианское понимание добра и зла объективно. Добро, любовь, справедливость заключаются в сущности Бога. Он источник справедливости, Законодатель, Он же и духовная сущность. Значит, христианская нравственность неразрывно связана с духовностью. В христианстве понятие добра и зла надмирно и, следовательно, человеческие законы строятся уже из законов Божиих, принятых душой человека и спроецированных на внешний мир.
Одна из главных составных частей христианской нравственности – совесть. По выражению философа Ивана ильина, совесть – это стремление нашей «воли к нравственному совершенству».
В христианском понимании совесть – искра Божия в человеке, и каждый должен добиваться того, чтобы она жила в нем постоянно, и человек мог бы сличить свои поступки с совестным актом.
Свободная воля человека может вести его в разном направлении, и не всегда правильном. На христианский взгляд, свободная воля была дана человеку Богом, чтобы он мог выбрать себе направление своей деятельности. Воспитывая «совестный акт» с детства, ребенку прививается иммунитет от окружающего зла. В понимании детей тесно связаны слова «совесть» «сопереживание». Корень «-ВЕСТЬ-», происходящий от «ведать» «знать», указывает, что совесть дает нам знать о правильности и неправильности поступка. Сопереживание в детских душах связано с пониманием единения всего живого: ребенок ставит себя на место другого – того человека или животного, которому плохо. Когда ребенок становится старше, он не только сопереживает, но и анализирует свои поступки.
_____________________________________________________________________________
1-2. Беленчук Л.М. «История отечественной педагогики» /Учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2005
Можно сделать вывод, что совесть – это следствие оценки своих поступков, состоящей из двух противоположных переживаний:
- одобрения, спокойствия совести, являющегося следствием уверенности в отсутствии плохих последствий осуществляемого действия;
- неодобрения, терзания совести, связанного с переживанием неудовольствия, чувством стыда и раскаяния при осуществлении действия.
Другая составная часть нравственного поведения христианина – чувство долга и ответственности. Долг и ответственность – тесно связанные между собой понятия. Личный долг перед родителями и ответственность перед детьми, выражающиеся в заповеди, данной Моисею Богом: «Чти отца твоего и матерь твою да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Это общественный долг перед Родиной, Отечеством, где находятся гробы твоих предков и твои храмы: история, культура и духовность.
Человек живет в обществе и ставит перед собой цели. Применительно к этим целям он определяет, что хорошо, а что плохо. Цели могут меняться в процессе жизни, и, значит, меняются и нравственные ценности.
Бывший атеист, например, становится верующим человеком, и тогда его жизненные стремления приобретают духовное наполнение. У него появляется стремление к общению с Богом как живой Личностью, а не как с «чем-то, что есть, но ко мне не имеет никакого отношения».
Человек, далекий от религиозных законов, рассуждает о «правде» и «неправде» как подсказывает ему совесть и государственные законы. Духовно ориентированный же человек четко знает, какими правилами пользоваться в жизни, что делать можно, а что нет.
При правильном душевном развитии очищается сердце человека. Сердце зачастую обременено завистью, желанием мести за обиду, лживостью и т.д. Человек с трудом может любить тех, кто любит его, но редко способен на большее сам. Очищение сердца подразумевает искоренение внутренних пороков и способность к жертвенности, любви, состраданию, независимо от того, что за человек перед нами.
При правильном душевном развитии проясняется сознание. Сознание или разум определяют понимание человеком своего места в обществе и самого себя. Нравственное преображение души человека способно изменить характер, привычки, дела, смысл и цели жизни.
При правильном душевном развитии укрепляется сила воли, дух, раскрываются все способности и силы души и получают развитие добрые начала. Человек приобщается к праведности, т.е. к истинной красоте человека.
Какова же идеальная цель христианина? Святой Иоанн Тобольский определяет ее так: «Всякое деяние (поступок) человека ценится по той конечной цели, которую желательно достигнуть, ею определяется качество наших поступков, их свойство. Рассуждая о выборе конечных целей в жизни самой лучшей цели, т.е. истинной и блаженной, не найдем мы другой лучшей, кроме исполнения воли Божией, которая постепенно приближает нас к самому Богу и вечному блаженству в Его бесконечном царстве». По христианскому учению, воля Божья идеальна, в отличие о человеческой воли, стремлений часто во вред себе.
Если спросить христианина, что для вас особенно важно (ценно) в этой жизни, то он, скорее, ответит: «Стяжание благодати Святого духа». Благодать святого Духа – это божественная энергия, которая преобразует человека изнутри. Одно из главных достижений при - целостность внутреннего мира человека, душевный покой и мирное, невоинственное состояние духа. Святитель Феофан Затворник выделяет два вида нравственной жизни, жизни души. Первый – стремление к добру, или добродетели; второй – стремление к пороку или греху. Рост души возможен только при стремлении к добродели.
Слово «ценность» в применении к душе человека, по мнению митрополита Антония Сурожского, можно связать со словом «достоинство». Ценности напрямую связаны с целостностью души.
Высшая ценность, которая может быть в душе человека, это любовь. Имея в сердце любовь, человек может совершить невероятное, превзойти самого себя, сделать больше, чем то, на что он способен. В жизни и классической литературе можно найти множество примеров, как вдохновляет любовь, какое бесстрашие и мужество она может дать ребенку или женщине, то есть слабого любовь делает сильным. Из всех ценностей только любовь способна поднять человека выше его обыденности и простого животного существования. «Таким образом, - говорит митрополит Антоний Сурожский,- когда мы говорим о том, чем стоит жить, т.е. о наших ценностях, то не стоит искать их где-то далеко. Ищи их в самом себе. Стань той личностью, которой ты на самом деле являешься. Не тем мелочным, мелким, ничтожным человеком, старающимся занять как можно больше места и заявить о себе как можно громче, чтобы создать у себя и у других иллюзию значительности своего существования,- стань человеком, который по-настоящему высок, пусть это и не бросается в глаза сразу».
Духовные ценности православной культуры всегда привлекали русских писателей. Страницы многих произведений могу преподнести современной молодежи нравственные уроки. Например, произведение Владимира Солоухина «Смех за левым плечом» решает проблему появления жестокости. Почему одни способны на жестокость с детства, а другие нет? Как зло перерастает в общечеловеческое? На эти и другие вопросы ответят ученики, читая страницы повести. Можно обратиться к «Книге для родителей» Антона Семеновича Макаренко, главная мысль которой выражена самим автором в следующих строчках: «Концентрация родительской любви на одном ребенке – страшное заблуждение». Поучительными будут для старшеклассников литературные труды священнослужителей. Илья Шугаев в своем произведении «Выйти замуж по любви» определяет черты влюбленности и любви, формулирует семейные заповеди, призывает развивать умение чувствовать состояние близких людей.
В современном обществе наступил кризис личности. Искажается душевный строй человека: скупость, похоть, алкоголизм, наркомания, душевная черствость, - все это болезни. Поэтому обращение к духовным ценностям православной культуры сегодня актуально как никогда.
Список художественной и православной литературы
1-2. Беленчук Л.М. «История отечественной педагогики» /Учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2005
Сборник «И быстро чудо настает»
Святая ночь
А.А. Фет. Ночь тиха.
А.А. Фет. Скрип шагов.
Сельма Лагерлеф. Святая ночь.
Игумения Таисия (Солопова). Первая елка на земле.
Ночь на рождество. (Притча).
Ж. Сюпервьель. Вол и осел при яслях.
М. Турнье. Слово осла (отрывок из романа «Каспор, мельхиор, Бальтазар»).
А. Франс. Валтасар.
П.С. Соловьев, Н.И. Манасеина. За Христом.
Звезда Иисуса
А.А. Блок. Сочельник в лесу.
С.М. Макарова.Рождественский фонарь.
В.А. Никифоров – Волгин. Серебряная метель.
Е.А. Гагарин. Поездка на святки.
И.С. Шмелев. Рождество.
О, генри. Дары волхвов.
Н.С. Лесков. Христос в гостях у мужика.
А.Ф. Платонова. Христос рождается.
А.Ф. Платонова. В рождественскую ночь.
Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.
Е.Н. Опочинин. Божья служба.
«Со Христом быть…»
К.К. Случевский. Опять Христос!
А.П. Чехов. Мальчики.
А.И. Куприн. Чудесный доктор.
И.А. Бунин. Баллада.
Л.Ф.Теллес. Рождество в предместье.
Н.С. Лесков. Под Рождество обидели (Житейские случаи).
«Снова чудо настает…»
И. Хагерут. Рождественский сочельник.
Г.Х. Андерсен. Самое невероятное.
Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе (Святочный рассказ с привидениями).
Артр Конан Дойл. Голубой карбункул.
В.Н. Крупин. Мария Сергеевна.
Л.Е. Нечаев. Пряничный домик.
Л.Е. Нечаев. Саночки.
В. Евствфиев. Ваня.
Н.А. Тэффи. Сосед.
Д. Хэрриот. Рождественский котенок.
Сборник «Святочные рассказы»
Обручальное кольцо или суженый.
И.-Л. Рунеберг. Вечер на Рождество в лоцманской избе.
И.А. Купчинский. Гаданье.
Е.А. Бекетов. В старом доме.
М.Е. Еллинская. Накануне Рождества.
А. Бачманова. Рождественская ночь.
И.Н. Пономарев. Случай гаданья.
Н.П. Вагнер. «Христовая детка».
А.А. Крылов. Перед роспуском.
Ф.В. Волконская. Солидный подарок.
А.И. Куприн. Тапер.
П.О. Геккер. Бонжур.
Н.Н. Сон.
В. Евстафиева. Ваня.
Отдельные произведения
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
Диккенс. Рождественские повести.
И. Шмелев. «Лето господне», «Богомолье».
В. Солоухин. Смех за левым плечом.
А.С. Макаренко. Книга для родителей.