Система оценивания образовательных достижений

Григорьева Нина Ивановна

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_monitoringa.docx518.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг уровня эффективности педагогического воздействия педагогов в ДОУ, как средство повышения качества образования"

Современное образование в России  ориентировано на достижение высокого качества, доступности и непрерывности образования, для  детей разного возраста начиная с дошкольного детства. Понятие «качество образовательного процесса» многогранно.  ФГОС ДО - это определённый шаблон-стандарт для всех дошкольных образовательных организаций, где каждое ДОУ свободно в выборе путей достижения этих стандартов. Для  определения эффективности работы педагогических коллективов и определения качества образования в той или иной организации, необходим механизм общего мониторинга  достижения качества образования в каждой организации.  Одним из составляющих этого общего мониторинга, который затрагивает все стороны деятельности организации,  является педагогический мониторинг - показатели уровня педагогического воздействия на воспитанников в течение определённого отрезка времени.

Педагогический мониторинг — это отслеживание, сбор и накопление информации о результатах педагогического воздействия на воспитанников, способный дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах. Целью мониторинга являются - определение динамики изменений показателей, для  своевременного изменения направления работы и её коррекции. Мониторинг основывается на диагностике. Задача каждого образовательного учреждения в том, чтобы создать оптимальную систему педагогического мониторинга в своем ДОУ: что бы он давал ясную картину результативности педагогического процесса, но вместе с тем не был обременителен для педагогов, не сводился к заполнению большого количества бланков, бумаг, т.к основной целью работы педагога - это практическая работа с детьми. 

Модель механизма педагогического мониторинга, разработанная в  МАДОУ ЦРР – д/с «Теремок», представляет собой:

  • систему действий воспитателя, включающую в себя сбор, обработку, анализа и интерпретации информации о результатах  эффективности педагогических воздействия по каждой образовательной области в своей возрастной группе, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и коррекцию;
  • систему действий старшего воспитателя, включающую в себя операции сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о результатах  эффективности педагогических воздействия по всем возрастным группам по всем образовательным областям, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений в целом по учреждению, их прогноз и коррекцию;
  • принятие решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного  процесса.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

В связи с отсутствием педагогов – психологов в штатном расписании ДОУ педагоги МАДОУ проводят только педагогический мониторинг, который проводится два раза в год:

сентябрь, октябрь - начальная диагностика;

апрель, май  - итоговая диагностика.

За основу взята модель педагогической диагностики, разработанная на основе положений ФГОС ДО с учётом современный исследований в области дошкольной педагогики авт. Афонькиной Ю.А. Предложенные методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим образовательным программам.[1] Основой метод педагогической диагностики это самый распространенный и естественный в работе каждого педагога метод наблюдения. Для удобства заполнения и многоразового использования (отслеживания в течение нескольких лет) Советом педагогов нашего учреждения была предложена и составлена форма таблиц в Microsoft Excel по каждой образовательной области и направлениям их реализации. Данные показатели позволяют составить схемы наблюдения за детьми (рис.1). Данная таблица позволяет определить и отследить каждого ребёнка, при необходимости составить диаграмму развития на каждого ребёнка.

По результатам такой диагностики данные по группе детей систематизируются и отражаются в сводной таблице с указанием показателей и общего количества детей (рис.2).  Данная таблица позволяет определить общие показатели по группе.

По итогам данной таблицы составляется диаграмма, делаются выводы, намечается коррекционная работа (рис.3).

Рисунок 1. Карта оценки эффективности педагогического воздействия (составляется педагогами)

Рисунок 2. Сводная таблица уровней педагогических воздействий.

Рисунок 3. Диаграмма показателей по итогам диагностики.

Диагностику результатов работы проводят все педагогические работники: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, что позволяет получить полную картину работы. Таблицы диагностики у всех специалистов разные. В дополнение к педагогическому мониторингу воспитателями каждой возрастной группы составляются карты сопровождения группы воспитанников, разработанные Советом педагогов. Карта сопровождения группы составляется на всю группу в начале года и заполняется два раза в год (сентябрь, май).  Составляющие его компоненты:

  • Ф.И.О. ребёнка
  • Дата рождения
  • Дата поступления в дошкольное учреждение
  • Группа  здоровья
  • Антропометрические данные  
  • Аллергическая реакция (аллергены если есть, указываются какие)
  • Биоритмический профиль («сова», «жаворонок»)
  • Показатели психофизического развития (уровни «высокий», «средний», «низкий»):

- Сенсомоторное развитие

- Координация движения

- Эмоциональная сфера (устойчивое, неустойчивое)

Заболеваемость  за год (уровни «высокий», «средний», «низкий»). Данный пункт отслеживается количественно на протяжении всего года по каждому месяцу, после чего выводится процент заболеваемости. По результатам отслеживания за  текущий год делается сводный анализ результативности работы по здоровьесбережению.

         Система действий старшего воспитателя, заключается в сборе общей информации  по каждой возрастной группе. Старший воспитатель делает сводную таблицу результатов педагогического воздействия, анализирует результаты по всем возрастным группам, выносит на обсуждение причины показателей, при необходимости выработка рекомендаций по планированию коррекционной работы и планированию работы на следующий учебный год  по учреждению.

Для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только разработать и овладеть системой диагностических методик по определению уровня эффективности педагогического воздействия на воспитанников дошкольниками, но и прогнозировать эти результаты. Для этого необходимо принятие управленческих решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса, т.к мониторинг служит основой модели управления качеством образования.  

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет, т.е система мониторинга:

  • создать банк информации, как по отдельной группе, так и общей по учреждению;
  • сделать выводы о результативности работы;
  • наметить перспективы в развитии;
  • определить направление работы педагогов.


[1] Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. / Ю.А.Афонькина . - Волгоград: Учитель, 2016.