Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, педсоветах

Буданова Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Художественное конструирование как средство развития пространственных отношений и исследовательских навыков

у детей.

Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, я обратила внимание на то, что дети проявляют повышенный интерес к созданию сюжетных изображений из геометрических фигур. Это стало для меня толчком для более глубокого изучения данного вида детского творчества для поиска новых дидактических средств, форм и приемов в работе с детьми.

Художественное конструирование в значительной степени является синтетической деятельностью, которая схожа с сюжетной игрой, апплицированием, рисованием, но не приравнивается к ним.

Художественное конструирование – это моделирование структуры конструируемого объекта, а также создание художественного образа.

В работе с детьми я использую такие виды художественного конструирования как:

-конструирование из плоских элементов конструктора;

-конструирование из бумаги;

-конструирование из природного материала.

 

Приемы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны любому ребенку дошкольного возраста и позволяют сконструировать изображение любого содержания.

В процессе конструирования мы с детьми осуществляем точное обследование тех объектов, которые собираемся конструировать, выделяем главные детали из сложного целого, устанавливаем их пространственное расположение, изучаем и используем в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладеваем способами построения изображения.У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом.

 

Для художественного конструирования в работе с детьми использую современные дидактические средства, такие как:

1. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша с цветными полями.

2. Дидактические игры «Танграм» и «Eduludo-формы». В состав данных игр входят геометрические фигуры, карточки-задания.

3. Магнитная доска с набором геометрических фигур. В данном наборе также имеются карточки-задания.

4. Коврограф «Миниларчик» и конструктор липучка. Данные дидактические пособия в совместном использовании позволяют выполнять удивительные картины-шедевры.

5.  Дидактическая игра «Геометрические фантазии».

Свою работу с детьми по художественному конструированию  провожу по трём основным направлениям:

1. Развитие познавательных и творческих способностей.  Детям  предлагаю в совместной деятельности решить задания на развитие восприятия, мышления и воображения дошкольника.

Ребенок учится воспринимать внешние свойства предметного мира, такие как величина, форма, пространственные и размерные отношения, выделять основные структурно-функциональные связи на основе наглядного моделирования и создания новых оригинальных образов. В области развития воображения у ребенка начинают складываться предпосылки собственного творчества.

2. Развитие художественных способностей. Предлагаю детям  задания, направленные на овладения «языком» изобразительной деятельности (учатся подбирать и активно использовать изобразительные средства: линия, форма, размер, цвет, положение в пространстве); построение разнообразных композиций.

3. Развитие конструктивных способностей детей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора (геометрическими фигурами).

Дидактическая игра «Геометрические фантазии».

Данный игровой материал представляет собой набор, состоящий из рабочего поля, который будет служить фоном для будущей работы (размеры могут быть самые разные А4, А3, А2) и набора геометрических фигур разного цвета и размера. Материал может быть разным, но я использую в своей работе фетр. Фетр – очень практичный материал, цветной, яркий, не мнется, его шероховатость не дает фигурам скользить, а наоборот, как будто приклеивает их к основанию (листу, на котором ребенок моделирует).

Для игры подобрала комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Ребятам предлагаю разные задания, например:

1. Игры на составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам животных, птиц, машин, кораблей и др. где каждый ребенок составляет изображение индивидуально с последующим анализом.

2. Задание на составление изображений различных зданий архитектуры или других объектов. Детям предоставляю право самим выбирать объект, который они хотят изобразить. Данные задания предлагаю выполнять в паре, что способствует развитию умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность.


3. Задания на создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения). После ознакомления с художественным произведением детям предлагаю иллюстрации к нему, с помощью которых ребята моделируют данный сюжет. Такие задания мы выполняем в микрогруппах. В процессе выполнения данного задания дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать.


Вот какие сюжетные изображения по мотивам художественной литературы у ребят получились: «Покормите птиц зимой» А.Яшина, по стихотворениям С.В. Михалкова «Родились у нас котята. Их по счёту ровно пять», «Гуси – лебеди», «Три поросенка», Пушкина А.С. «Сказка о царе Салтане».

Создание творческих работ к тематическим выставкам: «Пасху радостно встречаем».

 

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами я обратила внимание, что у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов. И сейчас для меня очень важно в перспективе своей деятельности расширять тематику, увеличивать арсенал используемого материала и объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Всё это, в конечном счёте, положительно сказывается как на развитии детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности по творческому художественному конструированию.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное конструирование как средство развития пространственных отношений и исследовательских навыков у детей. Воспитатель МБДОУ №56 Буданова Е.И.

Слайд 2

Художественное конструирование является синтетической деятельностью, которая схожа с сюжетной игрой, апплицированием , рисованием, но не приравнивается к ним.

Слайд 3

Художественное конструирование – это моделирование структуры конструируемого объекта, а также создание художественного образа.

Слайд 4

К художественному конструированию относятся: конструирование из плоских элементов конструктора; -конструирование из бумаги; -конструирование из природного материала.

Слайд 5

Художественное конструирование в свободной деятельности

Слайд 6

В процессе конструирования дети осуществляют : точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать, выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение, изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур), овладевают способами построения изображения.

Слайд 7

У детей развивается композиционирование , они овладевают симметрией, ритмом.

Слайд 8

Дидактические средства для художественного конструирования

Слайд 9

Палочки Кюизенера

Слайд 10

Блоки Дьенеша

Слайд 11

Дидактические игры « Танграм », « Eduludo - формы»

Слайд 12

Магнитная доска с набором геометрических фигур.

Слайд 14

Коврограф « Миниларчик » и конструктор «Липучки»

Слайд 16

Дидактическая игра «Геометрические фантазии».

Слайд 17

Основные направления работы:

Слайд 18

1. Развитие познавательных и творческих способностей, что достигается решением заданий на развитие восприятия, мышления и воображения дошкольника. Ребенок учится воспринимать внешние свойства предметного мира, такие как величина, форма, пространственные и размерные отношения, выделять основные структурно-функциональные связи на основе наглядного моделирования и создания новых оригинальных образов.

Слайд 19

2. Развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладения «языком» изобразительной деятельности (учатся подбирать и активно использовать изобразительные средства : линия, форма, размер, цвет, положение в пространстве); построение разнообразных композиций.

Слайд 20

3. Развитие конструктивных способностей детей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора (геометрическими фигурами) .

Слайд 21

Дидактическая игра «Геометрические фантазии». Данный игровой материал представляет собой набор, состоящий из рабочего поля, который будет служить фоном для будущей работы (размеры могут быть самые разные А4, А3, А2) и набора геометрических фигур разного цвета и размера.

Слайд 22

Дидактическая игра «Геометрические фантазии».

Слайд 23

Игры на составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам животных, птиц, машин, кораблей и др. где каждый ребенок составляет изображение индивидуально с последующим анализом.

Слайд 25

Задания на составление изображений различных зданий архитектуры или других объектов

Слайд 26

В процессе выполнения данного задания дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать. Совместная деятельность в микрогруппах

Слайд 27

Задания на создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения). Три поросёнка

Слайд 28

Смысл человеческих отношений, переживаний ребенок может постичь при ознакомлении с художественной литературой, а пережить в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений. Гуси-лебеди

Слайд 29

Создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы А. Яшин «Покормите птиц.»

Слайд 30

Создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы С.В. Михалков «Родились у нас котята. Их по счёту ровно пять»

Слайд 31

Создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане »

Слайд 32

Пасху радостно встречаем.

Слайд 33

Христос воскрес!

Слайд 34

Перспективы в деятельности И так как по мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, очень важно в перспективе своей деятельности расширять тематику, увеличивать арсенал используемого материала и объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью.

Слайд 35

Перспективы в деятельности Всё это положительно сказывается как на развитии детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности по творческому художественному конструированию.

Слайд 36

Результативность Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Слайд 37

Результативность Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей Творческая группа: Иванова Т.И. Буданова Е.И. Курбакова С. В. Мельникова Л.С.

Слайд 2

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды.

Слайд 5

Взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он как бы «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Слайд 6

Цель организующей функции среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Слайд 7

Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в нашей группе созданы центры

Слайд 8

Тема недели «Транспорт»

Слайд 9

Центр познания и грамоты

Слайд 10

Центр познания и грамоты Теремки Воскобовича, Познавательные книги о транспорте, Дидактические игры «Яблонька», «Ромашка» для составления слов.

Слайд 11

Центр познания и грамоты Дидактические игры по теме: «Эволюция транспорта», «Подбери груз к машине», «Лото», «Мои первые картинки», «Азбука», «Куда спряталась буква» и т.д.

Слайд 12

Центр развивающих игр Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера Математический планшет Мини Ларчик Кораблики «Буль-буль», «Плюх-плюх» Набор магнитных геометрических фигур с магнитным полем Квадрат Воскобовича Настольная игра «Космическое путешествие»

Слайд 13

Центр развивающих игр Геоконт Геовизор Игровизор с лабиринтами по теме. Счетовозик

Слайд 14

Центр конструирования Конструктор крупный «Лего» для крупных построек (гаражей для машин), автодорог и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр конструирования Самые разнообразные виды транспорта по размеру и назначению Набор инструментов Дидактическая игра «Светофор»

Слайд 2

Центр конструирования Самые разнообразные виды конструктора: магнитный, пластмассовый, радужный, кубус, липучка и другие. Схемы конструирования по теме.

Слайд 3

Центр конструирования Самые разнообразные виды конструктора: магнитный, пластмассовый, радужный, кубус, липучка и другие. Схемы конструирования по теме.

Слайд 4

Центр сюжетно-ролевых игр Игровые зоны: «Больница», «Салон красоты»

Слайд 5

Центр сюжетно-ролевых игр Игровая зона: «Семья»

Слайд 6

Центр сюжетно-ролевых игр Мягкие игровые модули для постройки машины, автобуса, самолёта, корабля.

Слайд 10

Центр искусства и рукоделия Материал для творчества: разные виды бумаги, акварель, гуашь, кисти, баночки, пластилин, стеки, формочки, фломастеры, цветные карандаши, мелки, ножницы, клей, салфетки Тарфареты Раскраски Альбомы с образцами

Слайд 12

Центр искусства и рукоделия Мозаика Шнуровка Клубочки ниток для создания рисунков на бархатной бумаге Бисер, бусины для украшения работ из пластилина Ленты, заготовки (ракеты, тучки) для вязания узлов Полоски для плетения с заготовками (автобус, самолёт, ракета)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр науки и природы

Слайд 2

Центр науки и природы Разнообразные дидактические игры о природе, природных и физических явлениях.

Слайд 3

Центр науки и природы Кинетический песок для создания построек

Слайд 4

Центр науки и природы Материалы для проведения опытов с магнитами Опыты «Динамо-машина»

Слайд 5

Центр физкультуры и здоровья Мячи разные по величине и материалу, Кольцеброс, Прыгалки, Кегли, Ленты, Султанчики, Массажные мячи, Массажные дорожки. Аттрибуты для проведения подвижной игры «Парашютисты», «Цветные автомобили» и др.

Слайд 6

Центр музыки и театра музыкально – дидактические игры, озвученные игрушки с разным принципом звучания, самодельные « шумелки », музыкальные инструменты, портреты композиторов.

Слайд 7

Детский совет

Слайд 8

Детский совет начинается со звона колокольчика, в другой раз – с мелодии из полюбившегося мульфильма. Дети самостоятельно выбирают сигнал для сбора.

Слайд 9

В качестве подушечек мы выбрали элементы мягкого пола. Каждый ребёнок выбирал сам цвет и картинку для своего коврика.

Слайд 10

Устроившись поудобней на ковриках мы начинаем наш совет с коммуникативной игры

Слайд 11

«Рабочая стена» или «информационное поле».

Слайд 12

Обмен новостями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила «Попроси» «Помирись» «Помоги» «Извинись» «Уберись» «Один говорит, другие слушают» «Называем по имени» и другие

Слайд 2

Модель трёх вопросов

Слайд 3

Выбор деятельности и планы на день

Слайд 4

Доска выбора

Слайд 5

Работа в центрах

Слайд 6

Работа в центрах

Слайд 7

Работа в центрах

Слайд 8

Работа в центрах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выставка детских работ

Слайд 2

Анализ результатов своей работы

Слайд 3

Использование значков для оценки

Слайд 4

Изображение солнышка — я старался, и все получилось! Изображение тучки — я старался, но не получилось. Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо. Изображение черепашки — я старался, но делал медленно, и поэтому не успел.

Слайд 5

Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

Слайд 6

Цветные ладошки Ребенок кладет «ладошку», например, на незаконченную постройку: красная — «Не трогать! Буду заканчивать», зеленая — «Можно разобрать». желтая — «Можно достроить»,

Слайд 7

Анализ инициатив и инициативности детей Предметом анализа будут : общее количество предложений (инициатив), полученных от детей; направленность инициатив; количество детей-инициаторов; изменения в наборе учебных действий, источников информации, к которым обращаются дети, изменения типов деятельности и место каждой из них в инициативах детей.

Слайд 8

Анализ инициатив и инициативности детей

Слайд 9

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников в процессе использования технологий личностно-ориентированного взаимодействия способствует созданию в ДОУ: - личностно-ориентированной образовательной среды, - формированию сообщества воспитывающих взрослых, - потребности в непрерывном социально-личностном развитии детей и взрослых.

Слайд 10

Участие каждого ребёнка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включённости, для равенства возможностей. От этого зависит качество жизни ребёнка. От этого зависит качество жизни взрослых . В настоящем и в будущем.

Слайд 11

Методическая литература Детский совет. Свирская Л.В. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 Утро радостных встреч. Лидия Свирская : линка – пресс; Москва; 2010. Как организовать проект с дошкольниками . Авт.-сост. А.А. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение. 2015. Проектная деятельность. Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение. 2015.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 56

Выступление на педсовете:

«Воспитание культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Буданова Е.И..

 «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен кто-то, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам, игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

 Навык автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. При формировании КГН идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождение» его в мир взрослых.

 Ребёнок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия. По мере усвоения КГН переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.) Они также отражают правила, которые стоят за выполнением КГН: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво. КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение КГН влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих умений и возможностей, а также предпосылки для самоконтроля. КГН направлены на самого ребенка. Выполняя санитарногигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из  грязного превратилось в чистое, ножки обулись в сапожки, а ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки ручки, надевая шапку, завязывая бантик или шарфик свое лицо. Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они становились привычками.

 Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. 

 Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Младшая группа (от 3 до 4 лет). Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.  К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

 Средняя группа (от 4 до 5 лет). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой,  ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и устранять неполадки. В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формировать у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Также формируются представления о теле человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

 Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые показывают, как надо держать ложку, как выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением, сообщить важность и нужность выполнения каждого действия: надо хорошо намылить руки мылом, чтобы образовалась пена, тогда лучше смоется грязь и т.п. Детям становится понятна целесообразность требований взрослого. Умелое руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход (объяснение процесса мытья рук) На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком. Все КГН развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении, как культуры поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и  достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании КГН огромную роль играет и оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Очень полезно вовлекать малыша в разные игры, персонажи которых куклы, мишки, зайчики помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы. Например, играя в «Дочки-матери», дети усваивают конкретные навыки: обязательно мыть руки перед едой; умение  раздеваться и одеваться; уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; класть на место книги, игрушки и др. Малыши очень любят стирать бельё, пользуясь этой мотивацией, объясняла: «Надо постирать кукольное платье, чтобы она могла прийти на праздник чистой, опрятной, нарядной». Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

 Например, за процессом еды может наблюдать Поварёнок. Он обращает внимание малышей на то, как чисто на столах, напоминает, что кушать следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Если дети забывают какое-либо требование, Поварёнок подходит к малышу и напоминает.

Навыки правильного, последовательного одевания, раздевания, можно закрепить в процессе игровых ситуаций: «Оденусь правильно», «Одень куклу на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Одевая и раздевая куклу, показать ребятам, как правильно одеваться, раздеваться, в какой последовательности. И еще одно условие, необходимое для успешного культурногигиенического воспитания единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей постоянно закреплять данные навыки,  воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

 Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством нравственного воспитания. Во - первых, она близка житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам. Во вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое носит наглядно образный характер. В третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение или рассказ. Он искренне переживает за героя, оценивает их поступки и действия.  Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные и доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые содержатся в стихах. Например, Е. Благинина «Алёнушка» - «теплую водичку льем на нашу птичку», «сердце бьется шибко, ах, ты, моя рыбка» и т.п. Ребенок понимает, что стихотворение обращено именно к нему. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать.  Опираясь на опыт и знания ребенка, на способность к мысленному воссозданию ситуации, можно превратить бытовой процесс в увлекательное действие, необыкновенную ситуацию. Так, процесс умывания и мытья рук можно сопровождать стихотворением Эммы Мошковской «Кран, откройся!» или потешкой «Водичка, водичка!». Процесс одевания и раздевания: Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В. Зайцев «Я одеться сам могу» и т.п.

 Чтение стихотворений и сказок может протекать вместе с инсценировкой, включаться в изобразительную деятельность. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов. Приобретенные навыки гигиенической культуры закрепить в процессе чтения худ. лит-ры (К. Чуковский «Мойдодар», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочкаревушка», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», А. Воронкова «Маша растеряша» и др. Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых становиться потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Благодаря проделанной работе, дети учатся самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, своевременно пользоваться носовым платком. Во время еды у детей формируются определённые навыки: дети учатся правильно держать ложку, аккуратно кушать и т.п. Дети стали самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Убирать игрушки на свои места. В итоге, дети стали более опрятными, научились следить за своим внешним видом, замечать  непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.