программа театрального кружка "Волшебный мир театра"
программа театрального кружка "Волшебный мир театра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа театрального кружка "Волшебный мир театра" | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6
имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_________ Антоненкова Т. В. Протокол №1 от 30.08.19г _______М.М. Егоренкова
«02» сентября 2019г. «02» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Танцевальная мозаика»
на 2019 – 2020 учебный год
Руководитель: Новожилова Г.Н
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка составлена на основе авторских программ: Ю.А. Алисина; Л.А. Палышевой; В.В.Верст; В.А. Борисовой. Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2015 год.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Театр — искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Театр — искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем. Практическое знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.
Театральный кружок с основными предметами образования способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус, воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы
Роль театра в культуре.
Театрально-исполнительская деятельность.
Занятия сценическим искусством.
Основы терминов.
Просмотр профессионального театрального представления.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся научатся
различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
рассказывать наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Количество часов по программе: 72 часа, 2 часа в неделю.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. Роль театра в культуре.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт».
Беседы о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки ,необходимые для верного сценического общения ,участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции(«Немое кино» «Мультяшки - анимашки») Знакомятся с древнегреческим ,современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами .Знакомятся с создателями спектакля: писатель ,поэт, драматург.
2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность
Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.
3 раздел. Занятия сценическим искусством.
Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна. Игры одиночные . Дети выполняют этюды по картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.
4 раздел. Освоение терминов.
Знакомятся с понятиями : драматический ,кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
5 раздел. Просмотр профессионального театрального спектакля .Посещение театра ,беседа после просмотра спектакля .Иллюстрирование.
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Драматического кружка на 2019– 2020 учебный год.
№ п/п | Тема занятия |
| ||
По факту | ||||
1 | 1 | Вводное занятие ( инструктаж по техники безопасности) . Беседа «Мир театра» | 07.09 | |
2 | 1 | «Театр – экспромт». (Импровизация на заданную тему) | 14.09 | |
3 | 1 | «Театр – экспромт». («пантомима» на заданную тему»).Скороговорки. Пластические этюды. | 21.09 | |
4 | 1 | Работа с ведущими (над дикцией, интонацией, темпом речи) на концерт ко Дню учителя. Работа над сценкой – «Хочу я быть учителем» | 28.09 | |
5 | 1 | Работа с ведущими (смысловыми ударениями, дикцией ). Работа над сценкой – «Хочу я быть учителем» ко Дню учителя. | 05.10 | |
6 | 1 | Работа над театрализованной постановкой посвящение в первоклассники «Страна Знаний» | 12.10 | |
7 | 1 | Работа над театрализованной постановкой посвящение в первоклассники «Страна Знаний» | 19.10 | |
8 | 1 | Выступление с театральной постановкой «Страна Знаний» | 26.10 | |
9 | 1 | Подбор и читка текста к новогодним утренникам. Читка по ролям сценария новогоднего утренника. | 02.11 | |
10 | 1 | Репетиция новогоднего утренника. «Пять ключей от сундука» (Читка по ролям сценария новогоднего утренника.) Работа над «характерами» сказочных героев. | 09.11 | |
11 | 1 | Репетиция новогоднего утренника. Работа над «Характерами», «мимикой», «интонацией», «речью» сказочных героев. | 16.11 | |
12 | 1 | Репетиция новогоднего утренника. Работа над «Характерами», «мимикой», «интонацией», «речью» сказочных героев. | 23.11 | |
13 | 1 | Репетиция новогоднего утренника, изготовление декораций на новогодний утренник. | 30.11 | |
14 | 1 | «Разбор» новогоднего утренника. (что получается, что нет»). Репетиция новогоднего утренника | 07.12 | |
15 | 1 | Репетиция сценок о школьной жизни к «Вечеру встречи выпускников» | 14.12 | |
16 | 1 | Репетиция сценок о школьной жизни к «Вечеру встречи выпускников» | 21.12 | |
17 | 1 | Репетиция сценок о школьной жизни к «Вечеру встречи выпускников» | 28.12 | |
18 | 1 | Репетиция сценок о школьной жизни к «Вечеру встречи выпускников» | 02.01 | |
19 | 1 | Репетиция «Вечера встречи выпускников» Подбор материала к театральной постановке на фестиваль «Радуга» Читка по ролям сценки на фестиваль «Радуга» | 11.01 | |
20 | 1 | Работа над театральной постановкой, сценкой на фестиваль «Радуга» Работа с ведущими ,над дикцией, интонацией, темпом речи, логическими ударениями. | 18.01 | |
21 | 1 | Работа над театральной постановкой, сценкой на фестиваль «Радуга». Работа над характерами героев, персонажей сценки на фестиваль «Радуга» . | 25.01 | |
22 | 1 | Работа над театральной постановкой, сценкой на фестиваль «Радуга». Работа над характерами героев, персонажей сценки на фестиваль «Радуга». Репетиция сценки. | 01.02 | |
23 | 1 | Работа над театральной постановкой, сценкой на фестиваль «Радуга». Работа над характерами героев, персонажей сценки на фестиваль «Радуга». Репетиция сценки. | 08.02 | |
24 | 1 | Работа над театральной постановкой, сценкой на фестиваль «Радуга». Работа над характерами героев, персонажей сценки на фестиваль «Радуга». Репетиция сценки. | 15.02 | |
25 | 1 | Генеральная репетиция театральной постановки, сценки на фестиваль «Радуга». | 22.02 | |
26 | 1 | Разбор театральной постановки на фестиваль «Радуга». | 07.03 | |
27 | 1 | Читка текста пьесы «Звезда над крышей». Раздача текста. Репетиция сценки на фестиваль «Радуга» | 14.03 | |
28 | 1 | Читка пьесы по ролям. Работа над дикцией, интонацией, речью, логическими ударениями. | 21.03 | |
29 | 1 | Читка пьесы по ролям. Работа над характерами героев, персонажей пьесы. | 28.03 | |
30 | 1 | Репетиция пьесы «Звезда над крышей». | 04.04 | |
31 | 1 | Репетиция пьесы «Звезда над крышей». | 11.04 | |
32 | 1 | Репетиция пьесы «Звезда над крышей». | 18.04 | |
33 | 1 | Репетиция пьесы «Звезда над крышей». | 25.04 | |
34 | 1 | Репетиция пьесы «Звезда над крышей». | 16.05 | |
35 | 1 | Итоговое занятие. | 23.05 |
Список литературы:
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». 2011
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2010
Материально- техническое обеспечение:
Магнитофон, микшер, колонки, проектор, ноутбук.