Работа с педагогами.

Ершова Ирина Юрьевна

        Сегодня  в связи с введением ФГОС  ДО многим воспитателям  требуется психологическая поддержка, поскольку введение новых инноваций  для них может сопровождаться состоянием  психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться  к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности  тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

       В  одном климате растение может расцвести, а в другом зачахнуть.  То же самое можно сказать и психологическом климате: в одних условиях коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный  рост замедляется. Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в детском саду. Человеческий фактор в детском саду включает в себя психологические и социально- психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тренинг на снятие эмоционального напряжения

«Сбрось усталость!»

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.

Воспитатели  садятся в круг. Психолог: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в сбою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Упражнение 2. «Никто не знает, что…»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатели  сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

Упражнение 3.  «Сборный портрет»

Цель: развитие рефлексии, повышение самооценки.

Психолог говорит: «Я допускаю, что среди вас нет такого человека,  который бы вам казался идеальным. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный портрет, из 5-6 человек, идеальной девушки. Выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясните, кого и за что вы выбрали (черты характера). Например: красивая как Галя; веселая как Света; нежная как Лена, и т. д.

Упражнение 4.  «Лишний стул»

Цель: снятие психологической дистанции между членами группы.

Воспитатели сидят на стульях в кругу.  Психолог убирает постепенно 3-4 стула. Воспитателям предлагается уместиться на оставшихся стульях.

 Упражнение 5. «Счет до десяти»

Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.

Воспитатели  встают в круг, не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Психолог  предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.

Упражнение 6.  «Психологическая зарядка»

Цель: снятие мышечного напряжения.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2.     Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо:  «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4.     Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5.     Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6.     Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

Упражнение 7. «Поворот»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Психолог предлагает участникам встать в шеренгу на расстоянии 40 см друг от друга: «Сейчас вы закроете глаза, и по моему хлопку каждый повернется на 90 или на 180 градусов в любую сторону. Ваша задача — повернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. Неважно, в какую, главное — в одну и ту же. Предварительные переговоры запрещены». Повторяют несколько раз, в идеале все участники должны повернуться в одну сторону.

Упражнение 8. «Живые руки»

Цель: снятие мышечного напряжения

Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю сою энергию в руки. Ничего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомившись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 минут) Борьба окончена. Теперь миритесь с партнером с помощью рук (3 минуты). Затем попрощайтесь с партнером (3 минуты) и откройте глаза. Обменяйтесь друг с другом своими впечатлениями. 

 

Упражнение 9. «Карусель»

Цель: поддержание позитивного настроения в группе,снятие мышечного напряжения

Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю сою энергию в руки. Ничего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомившись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 минут) Борьба окончена. Теперь миритесь с партнером с помощью рук (3 минуты). Затем попрощайтесь с партнером (3 минуты) и откройте глаза. Обменяйтесь друг с другом своими впечатлениями.

Воспитатели  делятся на две подгруппы и встают «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. В каждой паре участники должны сказать пожелание друг другу на день.

Упражнение 10.  «Покажи пальцем»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог  называет какое-либо свойство и предлагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

·        Покажите самого активного сегодня;

·        Кто сегодня особенно веселил группу;

·        Самого сонного;

·        Того, кто сегодня помог вам;

·        Того, кого вы хотели бы узнать поближе;

·        С кем хотели подружиться.

Упражнение 11.  «Я в лучах солнца!»

Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.

Психолог: «Нарисуйте на листе бумаги солнце так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому что...» Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение                                                                     МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

                                                  педагог- психолог:

Ершова Ирина Юрьевна

г. Жердевка-2020

«Для того, чтобы было легко жить  с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

Инклюзивное образование –  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка   привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Если спросить у любящего родителя “Что он желает для своего ребенка?”, то вероятнее всего, каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, верных друзей, успешной карьеры, состояться в семье и быть просто счастливым. Осуществление этих благ зависит как от родителей, самих детей, так и от социума, в частности государства. Каким образом будет реализовываться данная “программа” в раннем и дошкольном возрасте, если первый пункт “ крепкое здоровье” вызывает не только озабоченность, а конкретное беспокойство у родителя? Где, каким образом ребенок получит образование, и какое это будет образование? С другой стороны - на данный момент Российское государство подготовило нормативную базу для реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях. Инклюзия реализуется в дошкольных организациях различного вида.

В свою очередь родитель, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет полное право выбирать согласно склонностям, потребностям своего ребенка образовательное учреждение (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”). Что на данный момент и происходит в нашем обществе. В дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида родители приводят детей с ограниченными возможностями здоровья: с синдромом Дауна, с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР, ЗПРР), с серьезными ортопедическими проблемами (ДЦП). Родители желают видеть своих детей счастливыми, социализировано-принятыми в обществе, и это их право.

«Инклюзия» или включение – термины, которые толкуются за рубежом как изменение, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех учащихся без исключения. Распространение данных терминов в мире произошло благодаря международным документам, ставшим руководством к действию для целого ряда развитых стран.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все дети имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько, то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, при участии старшего воспитателя), регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Психолого -педагогический консилиум (ППк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ППк) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.

Наиболее эффективной формой педагогического сопровождения родителей детей с особыми образовательными способностями является организация консультационного центра.

Консультационный центр является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КЦ, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

С целью реализации идей социального воспитания детей, оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, на базе МБДОУ «Детский сад «Аленушка»   организовано педагогическое сопровождение семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра.

Прежде чем объявить об официальном открытии консультативного центра,  подготавливаюся локальные акты и документы, регламентирующие его деятельность:

  • положение о консультативном центре
  • график работы консультативного центра
  • годовые планы работы консультативного центра и каждого работника; журнал учета проведенной работы;
  • журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
  • аналитический отчет о работе за год; статистический отчет о работе за год и др.

Кроме того, для каждого ребенка, посещающего консультативный центр, были разработаны:

  • регистрационный лист (заполняется на первичной консультации);
  • план индивидуальной работы;
  • протоколы обследований с заключениями специалистов.

График работы консультативного центра, а так же  режим работы специалистов определяется заведующей, исходя из режима работы МБДОУ с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей).

Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.

На первичной консультации родители заполняют анкеты и беседуют со специалистами. В это время  проводится  диагностика ребенка, выявляются особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.

С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, проведена беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.

В рамках работы консультативного центра с  родителями проводятся фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре  работают специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель), старшая медицинская сестра, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся  с  системой  работы  ДОУ  и  здесь  же  получают  знания  и  практические  умения  по  самым  разнообразным  вопросам  воспитания,  обучения  и  развития  детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям,  воспитывающим детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 Основные задачи КЦ:

  1. Оказание всесторонней помощи родителям  детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  3. Поддержка всестороннего развития личности детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями
  7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи,   он   выясняется   непосредственно   при   общении   с   родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:

1. Социально-правовая деятельность

2. Психо-коррекционная деятельность

3. Психолого-педагогическая деятельность

4. Информационно-просветительская деятельность.

Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей, обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

Таким образом, в МБДОУ «Аленушка» активно используется инклюзивное образование.  Это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей с проблемами развития. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 3

Инклюзивное образование – это специально организованный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья –получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Слайд 7

Психолого - педагогический консилиум создается для проведения психолого - педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.

Слайд 8

Консультационный центр является интерактивной формой работы специалистов с семьей. Основные документы КЦ: Положение о КЦ График работы КЦ Годовой план работы КЦ Журнал посещаемости

Слайд 9

Основные задачи КЦ: Оказание всесторонней помощи родителям; Оказание психолого - педагогической помощи родителям детей раннего возраста с ОВЗ; Поддержка всестороннего развития личности детей ; Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; Оказание содействия в социализации детей; Проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей; Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением и другими организациями.

Слайд 12

Спасибо за внимание!